УДК 373.2
Буровкина Людмила Александровна
доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой живописи и композиции Института культуры и искусств Московского городского педагогического университета
Афанаскина Марина Александровна
Burovkina Lyudmila Aleksandrovna
D.Phil in Education Science, Professor, Head of the Department of Painting and Composition, Institute of Culture and Arts, Moscow pedagogical University
Afanaskina Marina Aleksandrovna
аспирант кафедры живописи и композиции Института культуры и искусств Московского городского педагогического университета
ВЛИЯНИЕ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННУЮ КУЛЬТУРУ И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
PhD student, Department of Painting and Composition, Institute of Culture and Arts, Moscow pedagogical University
INFLUENCE OF FOLK TOYS ON SPIRITUAL AND MORAL CULTURE AND ITS USE IN PRESCHOOL EDUCATION
Аннотация:
В статье рассматривается проблема духовно-нравственного и эстетического воспитания личности в дошкольном возрасте. Одним из условий ее эффективного решения, по мнению авторов, является формирование устойчивого интереса к народной игрушке. Это позволит приобщить детей к отечественной культуре, народному искусству, в котором исконно воспевался идеал человека, ценились верность традициям, обычаям, обрядам и любовь к малой родине, культурным и духовным ценностям. Искусство различных этносов нередко обнаруживает сходные черты в культурных традициях, что дает возможность более глубокого познания не только народного декоративно-прикладного искусства (ДПИ) своей страны, но и мирового искусства в целом. Изучением и изготовлением текстильной (тряпичной) куклы обучающиеся успешно могут заниматься в учреждениях дополнительного образования художественно-эстетической направленности, начиная с дошкольного возраста. Увлечение детей народной игрушкой способствует формированию и воспитанию эстетического отношения к действительности.
Summary:
The paper deals with the problem of spiritual, moral and aesthetic education of the individual in preschool years. One of the conditions for its effective solution, according to the authors, is the formation of a stable interest in the folk toy. This will make it possible to introduce children to the national culture, folk art, in which the ideal of a person was originally praised, loyalty to traditions, customs, rituals and love for the small motherland, cultural and spiritual values were appreciated. The art of different ethnic groups often shows similar features in cultural traditions, which makes it possible to learn more about not only folk decorative and applied art (DAA) of their country, but also world art in general. Students can successfully study and manufacture textile (rag) dolls in institutions of additional education of artistic and aesthetic orientation, starting from preschool age. Children's passion for folk toys contributes to the formation and education of an aesthetic attitude to reality.
Ключевые слова:
духовно-нравственное воспитание, народная кукла, народная культура, декоративно-прикладное искусство, художественно-эстетическая деятельность.
Keywords:
spiritual and moral education, folk doll, folk culture, decorative and applied arts, artistic and aesthetic activities.
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
В.А. Сухомлинский
Дошкольное образование в России всегда вызывает массу споров и вопросов о том, что должны изучать современные дети, по каким программам, в каком объеме и насколько глубоко при этом затрагивать региональный компонент? В нашем многонациональном государстве традиции и обычаи разнообразны. Каждая народность, этнос удивляют своей историей, которую хранят молодые поколения. Народное искусство является частью целостной национальной культуры. Культура народа формировалась тысячелетиями, «поэтому она подразумевает сохранение предшествующего духовного опыта, коллективную память, непрерывность нравственной и
интеллектуальной жизни человека» [1, с. 17]. Наше прошлое - это повод для гордости, но печальным остается тот факт, что люди зачастую мало знают историю своей малой родины, свои корни, культуру и традиции. В основном эти знания начинают формироваться в детском возрасте. Но и в школе не так много внимания уделяется изучению сказок, знакомству с народными художественными промыслами и национальными особенностями. Поэтому основная задача в этом вопросе возложена на дошкольную ступень образования - кружковые и досуговые центры, а также дошкольные отделения при школах. Практика свидетельствует, что последние посещают преимущественное количество детей. В связи с этим исследовательская работа по формированию духовно-нравственной культуры детей с использованием народной тряпичной куклы проводилась именно в этом сегменте образования, так как он имеет наибольший целевой охват детей старшего дошкольного возраста. Использование данного метода поможет «формированию устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа...» [2, с. 45].
Во многом знание особенностей этнической культуры зависит от семьи, ближайшего окружения ребенка-дошкольника. Именно родители, бабушки и дедушки призваны передавать ребенку ценную информацию о традициях и истории. Традиционно фольклор взрослых передавался детям. Не было ни одного народного праздника, в котором дети не принимали бы участия: пение закличек весной, встреча и проводы Масленицы и др. Это помогало им «входить», адаптироваться к взрослой жизни, иметь общие интересы с родителями.
В современном мире такая преемственность поколений уходит на второй план. К сожалению, многие мамы сегодня не используют в своем лексиконе ласковые, нежные слова, которые не только успокаивали ребенка, но и приобщали его к живому языку. В настоящее время дети часто не имеют постоянного контакта со старшим поколением. Семьи живут отдельно в городских агломерациях, и важная информация, знания о ценностях теряются, не переходя из поколения в поколение. Современный ребенок большую часть времени находится в среде родителей и сверстников, которые зачастую проводят досуг за компьютерами. В результате ребенок теряет интерес к истории народа, книгам, потешкам, народным куклам и игрушкам, больше двигаясь в цифровую реальность.
В многочисленных психолого-педагогических исследованиях ученых детская игра рассматривается как форма жизнедеятельности ребенка, в которой формируется познавательная деятельность. Народная игра является неоспоримым средством воспитания ребенка, особенно обрядовая кукла. Вопросы развития личности ребенка дошкольного возраста через народную педагогику, народную игрушку рассматривались в трудах Г.М. Андреева, Р.С. Буре, В.М. Григорьева, О.В. Коротких, М.И. Лисина, Е.О. Смирновой, Холмогоровой В.М., С.Г. Якобсон и др.
Проводя исследование о влиянии народной текстильной куклы на формирование духовно-нравственной культуры ребенка старшего дошкольного возраста, проводя опросы детей и родителей, мы пришли к неутешительному выводу о том, что народная игрушка, в частности народная кукла, «растворилась» в изобилии современных игрушек, незнакома детям, а зачастую и родителям, и проигрывает конкуренцию в детской игровой деятельности. Изучая культурное и духовное наследие народа, мы узнаем, что детские национальные игры во многом способствовали формированию умения общаться друг с другом, сопереживать, быть готовым к взаимопомощи, что необходимо для взаимопонимания между людьми. Это подтверждают работы Е.О. Смирновой, которая отмечала, что «формой нравственного воспитания является организация совместной деятельности дошкольников - игровой или продуктивной <...> Предполагается, что в такой совместной деятельности дети учатся согласовывать свои действия, сотрудничать, вырабатывают навыки общения...» [3, с. 98].
Результаты нашего исследования также свидетельствуют об оптимистичных перспективах вернуть игрушку в руки современных дошкольников путем приобщения их к ручному труду, художественно-творческой деятельности. Если она не представляет игрового интереса как готовый объект, то как объект для творчества вызывает истинный восторг. Детей увлекает процесс создания куклы - яркого и необычного предмета, который может передавать душевное тепло и эмоции человека. Такую игрушку не встретишь на магазинных полках. Пластиковые варианты лишают детей возможности творить и тем самым проявить себя, поэтому возможность самостоятельного изготовления куклы открывает для педагогов образовательные просторы по более глубокому изучению и приобщению старших дошкольников к народной культуре.
Проводя исследование, мы анализировали реакцию детей на знакомство с тряпичной куклой в нескольких направлениях. В рамках непосредственно образовательной деятельности (далее - НОД) по развитию речи мы использовали игрушку на занятиях по музыкально-театральному развитию, вводили в свободную игровую деятельность. В образах игры отражаются впечатления от жизни. Также это дает возможность в процессе изготовления тряпичной куклы установить взаимосвязь игры с декоративным искусством. Но наибольший интерес возникал именно при изготовлении куклы на занятиях художественно-эстетической деятельностью в малых подгруппах. Детей увлекал процесс создания куклы, подбора материала, выбора ткани, ленточек и
бусин для украшения. Именно поэтому мы считаем, что приоритетным направлением по знакомству детей с народной игрушкой, приобщению их к народному искусству является художественно-творческая и досуговая деятельность. В результате проделанной работы педагоги и родители увидели, как дети увлечены интересным для них занятием. В ходе эксперимента родители дошкольников проявили интерес и активно участвовали в процессе изготовления игрушки, оказывая помощь и поддержку педагогам, принимали участие в творческих встречах, посещали с детьми кукольные театры и музеи народного творчества. Многие семьи изготавливали игрушки дома для экспонирования на выставках детского творчества.
В рамках данного исследования установлено, что интерес, проявленный детьми, родителями и педагогами в ходе работы, несоизмерим с объемом времени, отведенным согласно основной общеобразовательной программе (далее - ООП) на блок, знакомящий с народным творчеством и региональным компонентом. Следовательно, возникает необходимость расширить и дополнить программу не только знакомством с тряпичной куклой, но и другими, зачастую забытыми видами народного творчества, например, с различными глиняными игрушками, игрушками из соломы и бересты. Это, несомненно, положительно повлияет на духовное и творческое развитие современного подрастающего поколения, перенесет внимание с всеобщей компьютеризации на материальную культуру.
Кроме того, программа должна быть направлена на освоение ценностей народной культуры. Для успешного формирования духовно-нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста (на примере использования народной тряпичной куклы) необходимо решить комплекс задач:
- по формированию бережного отношения к среде, созданной народной культурой, развитию способности творчески обогащать культурную среду, в том числе при помощи народной тряпичной куклы;
- воссозданию и развитию региональных элементов культуры, осуществлению в единстве изучения, возрождения и пропаганды конкретных этнокультурных, региональных традиций;
- применению разнообразных художественных материалов и раскрытию техник работы с
ними;
- введению в структуру занятия игровых элементов и художественно-дидактических игр, использованию элементов соревнования [4].
В настоящее время «тенденция взаимопроникновения природы искусства в разные сферы художественной деятельности является актуальной и заслуживает дальнейшего исследования» [5, с. 356-357]. Ведь ребенка не нужно заинтересовывать, нужно лишь давать ему пример для подражания. Л.С. Выготский в своих работах отмечал: «Искусство - важнейшее средоточие всех биологических и социальных процессов личности в обществе, что оно есть способ уравновешивания человека с миром в самые критические и ответственные минуты жизни» [6, с. 238].
Тесное сотрудничество с родительским сообществом выявило ряд проблем, которые не позволяют детям в полной мере знакомиться и осваивать народное искусство. Современные родители, как и многие представители старшего поколения, имеют слабые представления о своих корнях, истории игрушки, декоративно-прикладном искусстве своего региона и страны в целом. Поколение родителей в возрасте до 30 лет мало заинтересовано совместной работой и ручным трудом с ребенком. Больший интерес проявила группа родителей, возраст которых от 30 лет и старше. В ходе предложенных простых тестовых заданий эта группа дала больше верных ответов на вопросы о народном декоративно-прикладном искусстве, но в целом это свидетельствует о дефиците внимания образовательных программ к вопросам народного искусства.
В ходе опросов родителей было выявлено, что наиболее трепетное отношение к истории, народной культуре и обычаях проявляется у некоренных жителей данного региона. Очевидно, это связано с тем, что, переезжая на новое место жительства в другой регион, семьи стремятся сохранить для ребенка частицу местной культуры и более глубоко привить уважение к традициям и обычаям своего народа. «Этнографические исследования показывают, что дети всегда стремятся к участию в народных играх, характерных для их культуры <...> Кроме того, игра, конечно, имеет пролонгированное воздействие на будущее взросление и зрелость человека» [7, с. 8]. В том числе более четко прослеживается преемственность поколений и уважение к старшим как носителям опыта и информации. Дети из других регионов, проживающие в настоящее время в г. Москве, показали стремление к получению новых знаний, проявили большую заинтересованность, активное участие в общем проекте по изготовлению народных кукол различных регионов России. Ведь многие традиции, дошедшие до наших дней, позволяют и сейчас различать культуры разных народов [8]. Ребята с интересом знакомили сверстников с национальными игрушками своего региона, что вызвало еще больший интерес, мотивацию к творчеству. Также во многообразии изготовленных игрушек дети увидели региональные индивидуальные особенности. Дошкольники знакомились с
различными орнаментами, видами народного костюма, характерными особенностями игрушек и учились находить отличительные черты в каждой кукле. Ведь «в русской кукле уживаются сакральная и игровая направленность. Простые художественно-выразительные средства куклы позволяют в детских играх с достаточной достоверностью отображать мир взрослых» [9, с. 5].
Учитывая данный факт, нам видится необходимой работа над ООП и образовательными программами дошкольного образования по увеличению внимания к народному декоративно-прикладному искусству в рамках осуществления художественно-творческой деятельности в младшем и старшем дошкольном возрасте. Как показывает исследование, именно на этапе дошкольного образования есть возможность повлиять на формирование интереса ребенка к родной культуре и искусству, дать ему возможность непосредственно прикоснуться к материалу, создать руками свою игрушку. При переходе с дошкольного учреждения в школу интересы детей и приоритеты родителей смещаются на освоение других наук, а народное искусство становится профильным лишь для небольшого числа учащихся, которые в будущем сделают выбор профессии в области искусства. Французский писатель Анри Барбюс в XIX в. написал: «Школа - это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее» [10], что очень точно отвечает современным реалиям образовательной системы.
Стоит обратить внимание и на педагогическую компетентность. Как показала практика, некоторым воспитателям бывает довольно трудно познакомить детей с народной игрушкой по причине нехватки знаний в данной области. Мы считаем, что этот вопрос определенно важен и требует поиска решений. Возможными вариантами являются дополнительное обучение педагогов в рамках курсов повышения квалификации или трудоустройство штатного педагога дополнительного образования, имеющего профильное художественное образование помимо основного дошкольного. Приобщение к работе такого специалиста поможет воспитательскому составу уделять необходимое количество времени образовательному процессу согласно ООП.
Известно, что во многих дошкольных отделениях педагоги в рамках работы с родителями, стараясь удивить и разнообразить творческое представление воспитанников, самостоятельно в свободное от образовательной деятельности время проводят мастер-классы, детско-родитель-ские встречи по изготовлению народной текстильной игрушки. Такие встречи вызывают интерес у родителей за счет тематической новизны, обогащают культурное общение семьи и прививают любовь к совместному творчеству. Такие мероприятия вызывают положительные эмоции и заинтересованность, удовольствие от полученного результата совместной работы. Это говорит о недостаточной популярности народной игрушки, так как в наше время детьми и родителями она воспринимается как что-то новое и малоизвестное, но при этом имевшее широкое распространение в прошлом. «Кукла - зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых - это единственная возможность вернуться в мир детства» [11, с. 4].
Работа по более глубокому изучению народного искусства и в частности тряпичной куклы невозможна без предварительной методической работы, разработки программы, рекомендаций и планов, досуговых мероприятий, что является неотъемлемой частью проекта по знакомству детей с ДПИ. Также при разработке методики важно учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста. Продолжительность занятий должна соответствовать нормам: 20-25 мин. - для старшего возраста; 25-30 мин. - для подготовительной группы. НОД должна охватывать как теоретическую, так и практическую часть, которая наиболее интересна детям. Из большого разнообразия народных тряпичных кукол (а их насчитывается более 90 видов) для формирования методического образовательного блока работы с куклой необходимо выбрать 10-15 видов текстильных кукол, наиболее простых в изготовлении и обладающих ярким, запоминающимся внешним видом, например: «Колокольчик», «Крупеничка», «Подорожница», «Травница», «Желанница», «Радуница» и т. д. Сравнение наиболее ярких текстильных игрушек проводится после изучения технологических особенностей изготовления, семантики узоров, цветовой гаммы. Знание цвета, «чувство цвета играет важную роль в общем развитии личности ребенка, нравственно-эстетическом, психическом развитии» [12, с. 257]. Кукла, в зависимости от сложности, может изготавливаться детьми на протяжении нескольких занятий.
В качестве примера изготовления тряпичной куклы с детьми 5-6 лет в рамках НОД рассмотрим методику изготовления куклы «Подорожница». При создании данной куклы не используются иглы и ножницы, в работе применяются заранее заготовленные педагогом лоскуты ткани, нарезанные по размеру, и нитки. Педагог выполняет работу вместе с детьми в малых подгруппах, пошагово демонстрирует каждый этап.
На первом этапе детям предлагается сформировать тело куклы из прямоугольного лоскута размером 5 на 15 см. Ткань сворачивается в тугую трубочку по длинной стороне, концы фиксируются нитками на расстоянии 1 см с каждой стороны. Затем заготовка сворачивается пополам. Отступив около 2 см от сгиба, формируется шея куклы также с помощью перевязки нитками. Голова куклы изготавливается на усмотрение педагога из ваты или льняного очеса. Очес наматывается на заготовку со стороны сгиба до шеи куклы (диаметр намотки около 3 см). Голова куклы полностью покрывается первым платком из ткани белого или нейтрального цвета размером 10 на 10 см и закрепляется ниткой на шее. Края платка аккуратно подгибаются внутрь заготовки и фиксируются ниткой на талии куклы. Руки куклы изготавливаются из отдельного лоскута белого цвета размером 3 на 10 см, который также необходимо свернуть в трубочку по длинной стороне и перетянуть ниткой по середине. Для рукавов используют ткань в цвет рубахи, 2 лоскута размером 3 на 7 см наматывают на заготовку рук по краям так, чтобы в середине осталась белая ткань (ладошки куклы). Заготовка рук фиксируется нитками на теле куклы по бокам таким образом, чтобы ладошки оказались над головой заготовки.
На втором этапе дети готовят обувку и одежду для куклы. Обувают куклу в яркую обувь из круглых лоскутов, которые фиксируют на ногах, перетягивая ниткой. Далее детям нужно одеть куклу в нарядный костюм. Рубаху изготавливают из той же ткани, из которой делали рукава. По размеру необходим лоскут около 10 на 10 см. Его сворачивают пополам, обматывают тело куклы и закрепляют под шеей нитками так, чтобы сгиб ткани был внизу на уровне ножек. Затем детям предлагается одеть на куклу пестрый сарафан. Для сарафана необходима яркая ткань (лоскут размером 5 на 10 см). Ткань присборивают по длинному краю и фиксируют на кукле под шеей. Сарафан должен закрывать спину и бока куклы. Спереди по той же технологии одевают передник из небольшого яркого лоскута. Руки куклы опускают вниз только после закрепления передника. В завершение дети одевают на куклу платок из треугольного лоскута и завязывают его на шее сзади. В руки кукле дают мешочек с крупой или семенами как символ плодородия.
По результатам деятельности важно организовать выставку детских работ. Проведенное исследование показало, что именно выставки продуктов детской деятельности оказались важным стимулом как для детей, так и для родителей в популяризации работы по знакомству с народной куклой. При этом дети сами с удовольствием рассказывали родителям о различных куклах и способах их изготовления. «Формирование и развитие образованного, творческого человека невозможно без изучения народных традиций, их источников и особенностей» [13, с. 31].
Кроме того, результаты исследования показали, что необходимым условием формирования у детей духовно-нравственной культуры является введение в структуру занятий национально-регионального компонента. Национально-региональный компонент как часть художественно-творческого развития дошкольников отражает национальное и региональное своеобразие культуры и искусства, обогащает эстетическое воспитание и художественное образование. В народной педагогике народная культура труда и праздника, детская игра и народная игрушка, устное народное творчество являются средством духовно-нравственного воспитания [14].
Кроме предварительных целенаправленных наблюдений перед занятием и непосредственно на занятии организовывалось изучение роли и назначения тряпичной куклы с целью уточнения наличия представлений о ней в группе, а также активизации интереса к игрушке. Культурное наследие народов убеждает нас в том, что в иерархии ценностей детство, ребенок, мир детства занимают высокое место. Данное исследование показало, что успех обучения зависит от правильного определения и способов достижения поставленных целей; детей в доступной форме необходимо знакомить с народными традициями, в том числе с народным костюмом и обрядовой куклой.
Реальность современного мира такова, что пересмотр истории становится нормой для многих государств. Очень важно не допустить этого явления в нашей стране. Вместе с тем понимание общезначимых ценностей чужой культуры начинается с осознания и понимания культуры своего народа, города, страны [15]. И одним из способов защитить культурные ценности является воспитание любви к народному творчеству и искусству в наших детях, ведь только они смогут сберечь нашу историю для будущих поколений.
Ссылки:
1. Буровкина Л.А. Культура народа как комплексная система духовно-нравственного и эстетического воспитания личности // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 8 (39). С. 17-18.
2. Дубровин В.М., Буровкина Л.А., Хозяшева Л.С. Традиции и современность. Региональный компонент в системе дополнительного образования // Региональный компонент в решении проблем современного художественного образования: сб. науч. трудов / отв. ред. и сост. М.А. Семенова. М., 2018. С. 44-65.
3. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М., 2005. 158 с.
4. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. М., 2006. 159 с.
5. Прищепа А.А., Буровкина Л.А., Майдибор О.Н. Детское творчество как основа формирования художественной самобытности России // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 342-360.
6. Выготский Л.С. Психология искусства / предисл. А.Н. Леонтьева. М., 1986. 573 с.
7. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Роль игры в жизни и развитии детей: новый подход к правам ребенка // Современная зарубежная психология. 2013. № 2. С. 6-18.
8. Лаврентьева Л.С., Смирнова Ю.И. Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор. СПб., 2005. 448 с.
9. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. СПб., 2005. 240 с.
10. Цит. по: Цитатница.ру. [Электронный ресурс]. ЫРЬ: https://citatnica.ru/citaty/tsitaty-pro-uchebu-v-shkole-150-tsitat (дата обращения: 13.03.2020).
11. Котова И.Н., Котова А.С. Указ. соч. С. 4.
12. Валикжанина С.В. Развитие чувства цвета на занятиях по живописи в детской школе искусств // Перспективы развития современной культурно-образовательной среды столичного мегаполиса: Материалы научно-практической конференции института культуры и искусств / под ред. С.М. Низамутдиновой. М., 2018. С. 252-258.
13. Буровкина Л.А. Народное декоративно-прикладное искусство - основа формирования духовно-нравственной культуры учащихся // Среднее профессиональное образование, 2010. № 4. С. 31-33.
14. Коротких О.М. Воспитание детей в духе миролюбия в традициях народной педагогики: монография. М., 2019. 128 с.
15. Буровкина Л.А., Шматко Т.В. Проблема художественного образования в условиях поликультурного образовательного пространства города Москвы // Современные тенденции развития изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна / отв. ред. М.С. Соколова, М.В. Соколов. Новосибирск, 2015. Вып. 13. С. 192-196.
Редактор: Грицай Екатерина Анатольевна Переводчик: Мельников Евгений Вячеславович