Humanity space International almanac VOL. 7, No 4, 2018: 778-789
Национальные особенности русского искусства в современных авторских произведениях народных мастеров: развивающий потенциал игрушки1
И.Э. Кашекова
ФГБНУ Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования
119121, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1
FSBRI Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education
Pogodinskaya str., 8, building 1, Moscow 119121 Russia e-mail: [email protected]
Ключевые слова: русское народное искусство, традиционное искусство, народные мастера, народные промыслы, народная игрушка, авторская игрушка. Key words: Russian folk art, traditional art, folk craftsmen, folk crafts, folk toy, author's toy.
Резюме: В статье рассматриваются факторы, определяющие специфику традиционного искусства России и ее отражение в работах народных мастеров. Рассматривается мировосприятие современного человека, для которого характерна дихотомия, выражающаяся в разветвлении и противопоставлении реалистического взгляда, ищущего практическую пользу от увиденного, и мифологизированного суждения о многих окружающих явлениях. Формированию позитивного мировосприятия и укреплению психического здоровья человека способствуют положительные эмоции, получаемые в детском возрасте, в том числе и от игровой деятельности, необходимой для познания мира и социализации. Особое место среди предметов народного искусства, участвующих в воспитании и развитии ребенка дошкольного и младшего школьного возраста занимает игрушка. Учитывая региональные особенности разных художественных промыслов и ремесел России, располагающих самобытными художественными традициями, рассматриваются авторские подходы и инновации, возникающие время от времени внутри традиционного промысла, тем более, что современному ребенку эти игрушки, могут дать больше информации. Приводятся примеры и характеристики некоторых современных авторских игрушек.
Abstract: In the article the factors determining the specificity of the traditional art of Russia and its reflection in the works of folk artists are considered. The worldview of the modern man is considered, which is characterized by a dichotomy, manifested in the branching and contrasting of the realistic view, seeking practical benefit from what he
1 Результаты получены в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки Российской Федерации по Проекту «Научно-методическое обеспечение духовно-нравственного развития личности средствами народной культуры» 27.8975.2017/8.9
saw, and the mythologized judgment about many surrounding phenomena. Positive emotions received in childhood, including from playing activities necessary for knowledge of the world and socialization, contribute to the formation of a positive worldview and the strengthening of a person's mental health. A special place among the items of folk art involved in the upbringing and development of a preschool and primary school child is a toy. Taking into account the regional peculiarities of different art crafts and crafts of Russia which have original artistic traditions, authors' approaches and innovations arising from time to time within the traditional craft are considered, especially since these toys can give more information to a modern child. Examples and characteristics of some modern author's toys are given.
[Kashekova I.E. National features of Russian art in modern author's works of folk artists: developing the potential of toys]
Национальные особенности русской культуры и русского искусства обусловлены многими факторами, среди которых протяженность территорий, серединное местоположение между Западом и Востоком, особенности климата и природные условия. Все это придает характеру народа специфические черты. В частности, огромные территории, необозримые дали внушают чувство свободы, если не всегда физической, то свободы как полета души; размещение на рубеже западной и восточной цивилизаций определяет готовность к диалогу, терпимость к иным культурам, но и особую бережность к своей территории, к родной земле; суровый климат настраивает на умение преодолевать трудности, а разнообразие природных материалов издревле обеспечивало бытовые нужды и мотивировало их творческое использование.
Обращаясь к русскому народному искусству и к его характерным особенностям, мы не абсолютизируем «русское своеобразие», не преувеличиваем и не доказываем исключительность национальных черт, руководствуясь принципом, выдвинутым Д.С. Лихачевым о том, что «национальные особенности - это только некоторые акценты, а не качества, отсутствующие у других» (Лихачев,1984). К таким аспектам можно отнести присущий русской культуре приоритет гуманизма над эстетизмом, устремленность человека к духовной жизни, а не к материальному благополучию.
Особую роль в становлении любой национальной культуры играют древние мифологические представления. Древнеславянская мифология и православная религия
способствовали получению сведений об организации мира, устанавливали социальные нормы, обычаи и законы; они служили основой традиций и поддерживали развитие как народного, так и официального искусства. Ими определялся быт, воззрения народа, питалось искусство (Кашекова, 2009).
Уходящие вглубь веков корни народного искусства, дают удивительные и своеобразные всходы на всем протяжении своего развития. Несмотря на то, что народное искусство, являясь самым инертным из искусств, веками сохраняло свои формы, приемы, содержание, в его недрах всегда зарождалось что-то новое, сохранявшее связь с традициями, но и имеющее свой характерный облик. Не исключение представляет и сегодняшний день. Внутри хорошо известных, тщательно разработанных и проверенных временем народных художественных промыслов время от времени возникают оригинальные авторские решения, не ломающие специфику промысла, а, напротив, обогащающие традиционные формы новыми аспектами видения мира. В итоге на основании устоявшихся традиционных типажей появляются образцы, привлекающие внимание новым содержанием, необычными способами обработки традиционных материалов, оригинальностью решения силуэтов и т.д.
В восприятии окружающего мира современным человеком наметилась определенная дихотомия, выражающаяся в разветвлении и противопоставлении реалистического взгляда, ищущего практическую пользу от увиденного, и мифологизированного суждения о многих окружающих явлениях. Знаковость и символичность современной культуры также вызывает аналогии с мифологическим способом познания мира. Ориентация детей на восприятие и освоение национального и исторического опыта и нравственно-эстетических ценностей народов России, отраженных в произведениях народного искусства, помогает в формировании позитивного мировосприятия, в укреплении психического здоровья, в выработке уверенности и оптимизма.
Особое место среди предметов народного искусства, непосредственным образом, участвующим в воспитании и развитии ребенка дошкольного и младшего школьного возраста
является игрушка. Народная игрушка имеет давнюю историю и традиции, которые определяютее значительный педагогический потенциал в формировании целостной личности ребенка, его суждений о мире. Благодаря играм и игрушкам формируются первоначальные представления о картине мира, определяющие в будущем социальную позицию и Я-концепцию растущего человека, вырабатываются различные навыки: стойкость, внимание, быстрота реакции, терпение, аккуратность. Игры в крестьянской среде развивали ловкость, силу, командный дух (городки, чижик, «муха», догонялки, салки и др.); учили работать по хозяйству (детские прялки, куклы, игрушечная посуда, инструменты). Мальчики из дворянских семей, играя в солдатики, получали первые навыки построения войска и совершения маневров, девочки «учили» кукол правилам поведения в обществе, чтению, игре на инструменте, повторяя при этом свои уроки и обучаясь сами.
Рассматривая народные и современные игры и игрушки с точки зрения их воспитательной и развивающей направленности, нужно иметь в виду разнообразие и специфику региональных условий и традиций.
Региональный подход в образовании России обусловлен протяженностью территории, спецификой природно-географических зон, этнических и социально-культурных условий. «Поиск «индивидуального лица» региональных образовательных систем и путей их развития и есть поиск смысла региональной образовательной деятельности, ее истинного места в контексте социальных реформ» (Н.Я. Карпушин).
В настоящее время региональные особенности растворяются в потоке общей информации, общих правил и законов, общей социокультурной ситуации. Поэтому рассматривая педагогический потенциал игры и игрушки сегодня имеет смысл определить истоки, характерные для того или иного региона, но, при этом, понимать, что для современного ребенка игрушки сделанные в других регионах России будут не менее увлекательны и полезны, чем те, что созданы в соседнем городе или селе. Интересное с педагогической точки зрения наблюдение сделала известная исследовательница народных игрушек Г. Дайн:
«Продолжатели практического народного опыта, мастера-игрушечники наиболее ревностно сохраняют и прежний семейный уклад, морально-нравственные нормы, деревенские обряды и обычаи. На этих крепких родовых корнях держится их творчество, не утрачивая своей жизненной и эпической силы» (Дайн, 2016). Г. Дайн пишет об игрушке, как об универсальном артефакте, который прочнее всего может объединять, а не разобщать людей» (Дайн, 2016).
Учитывая региональные особенности разных художественных промыслов и ремесел России, располагающих самобытными художественными традициями, интересно изучить и авторские подходы и инновации, возникающие время от времени внутри традиционного промысла, тем более, что современному ребенку эти игрушки, возможно, дадут больше информации.
Какой должна быть игрушка, способная составить конкуренцию промышленным образцам, далеко не самого лучшего содержания и качества; которая заинтересует современного ребенка и полюбиться ему?
Воспитатель детского сада № 52 «Солнечный зайчик» Р. Липатова провела среди детей из двух старшихгрупп опрос на тему: какой, по их мнению, должна быть правильная игрушка (Липатова, https://la-vida.ru/child.php?cod=3682011 г.). Вот обобщенные ответы детей:
□ интересной;
□ красивой;
□ не содержать много деталей, которые вываливаются из рук;
□ увлекательной, не надоедать за один день;
□ мягкая игрушка приятная на ощупь и к щеке;
□ игрушка не должна царапаться;
□ все детали должны функционировать.
Оценка родителей была направлена на функциональные свойства игрушки, на ее социальную значимость. Для них важно, чтобы игрушка была:
□ занимательна (привлекает ребенка и способна долго не надоедать) ;
□ воспитывающая (соответствует определенным
задачам воспитания);
□ сообразна возрастной категории и запросам ребенка;
□ надежна (сохраняет внешний вид, конструкцию, цвет и другие параметры);
□ эргономична (учитывает физиологию и психологию ребенка);
□ эстетична (позитивно воздействует на внутренний мир ребенка, образна, гармонична по цвету и конструкции, пропорциональна, выразительна, целостна по композиции, мастерски выполнена);
□ безопасна и безвредна (не причиняет вреда здоровью ребенка: не царапает, не колет, не ударяет электрическим током, не раздражает кожу, не вызывает отравление; материал изготовления не имеет резкого, неприятного запаха, который, как правило является показателем присутствия в изделии ядовитых или токсичных соединений; конструкция не должны способствовать накоплению грязи, пыли, микробов и т.д.).
Не умаляя важность функциональных свойств, значимую роль в воспитании ребенка играет художественный образ игрушки. Дети любят игрушки, изображающие героев любимых мультфильмов: Карлсона, Винни Пуха, Буратино и др., при условии, что образы этих персонажей не искажены и соответствуют образам прототипов. Им интересны и новые, незнакомые персонажи при условии, что они забавны, привлекательны, наделены ярко выраженным характером. В этом смысле замечательны игрушки, изготавливаемые мастерами народных промыслов. В образах народных игрушек, созданных вразных регионах России, выступает художественная специфика промысла, воплощены лучшие свойства материала, игрушки эргономичны, эстетичны, безопасны, занимательны, активизируют познавательную деятельность, т.е. оптимально соответствуют всем необходимом для правильной игрушки параметрам.
Важным качеством игрушек, произведенных в местах бытования народных промыслов, является их безусловная оригинальность. Даже сделанные из одного материала,
украшенные похожей символикой изображения птиц, коней, медведей, женских и мужских фигур имеют свою, специфику, свойственную только тому художественному промыслу, к которому они принадлежат.
Так, мастера-игрушечники, вырезающие игрушки из дерева, прекрасно владеют пластическими свойствами древесины и мастерски используют их в создании скульптурных форм. Мастерское владение инструментом, позволяет им выработать свои особенные приёмы резьбы. Например, богородские мастера в декоративной обработке и порезке поверхности изделия пользуются маховой резьбой. Это дает возможность им в образах игрушек очень точно и реалистично передавать характерные черты зверей, птиц, человека. Их игрушки забавны, не лишены юмора, конструктивны. По форме богородские игрушки выразительны и пластичны (Илл.1-2). Не менее выразительна и пластична форма изделий у народных резчиков, не представляющих прославленные промыслы, но в работах продолжающие традиции своего края, среди них художники: Е. Курочкин (Вологда), И. Фролов (Нижний Новгород, Суздаль), С. Терещенко (Алтай) и др.
Работы Евгения Курочкина - историка по образованию, напоминают традиции северной деревянной скульптуры (Рис. 34). Относительно небольшие размерывырезанных из дерева и раскрашенных рельефов с видами старой Вологды, строгих и трогательных фигур святых или жителей дореволюционной Вологды не мешают восприятию их как подлинно монументальных произведений.
В миниатюрных по размерам, но чрезвычайно выразительных образах путников, леших, мудрых старцев мастера одного резца - Игоря Фролова оживают мифопоэтические образы русских былин и сказок, исполненные истинно философского содержания. Лишенные излишней детализации работы мастера по глубине и содержательности сродни персонажам картин М. Нестерова (Илл.5).
Сергей Терещенко - мастер из Горного Алтая, использует приемы пальчиковой резьбы, которые помогают ему создать поразительные по ощущению целостности монолитные скульптурки древних языческих славянских богов и алтайских
шаманов, исполненные старинной романтики. Их небольшие размеры не отнимают у образов ощущение монументальности и в то же время они удивительно органично размещаются в ладони. Ощущение теплой, бархатистой поверхности кедра в соединении с компактной обтекаемой формой вызывает желание не выпускать фигурку из руки (Илл. 6, 7).
Вырезанные из дерева незатейливые «плотницкие» игрушки мастера из Кижей - Дмитрия Москина буквально дышат древнеславянской стариной. Наверное, играя с такими игрушками, крестьянские дети Русского Севера познавали мир. Эти игрушки по своей архаичности напоминают традиционную деревянную и каменную символическую скульптуру (Илл.8, 9). В них особенно явственно прослеживается образовательная функция: передача ребёнку комплекса знаний: космогонических, мифологических, нравственных.
Собирательность образов персонажей Д. Москина, лишенных индивидуальных черт, отсылает к древней традиции, когда мастер, создавая сакральную скульптуру или ритуальную игрушку, выражал не собственное - Я, а коллективное миропонимание.
В такой же степени многообразны и увлекательны изделия из глины. Известные на весь мир дымковские, филимоновские, абашевские, каргопольские, калининские и др. игрушки радуют глаз и согревают душу не одному поколению детей и взрослых. Все они самобытны, оригинальны, необычайно остроумны в своей интерпретации реального мира. Изображения животных, птиц, женские образы обобщены, стилизованы, декорированы, но в них отчетливо читается реальность, т.к. мотивы для сюжетных сцен мастера берут из жизни.
Удивительна по своей трогательной наивности не столь популярная, но имеющая давнюю историю (существует почти 200 лет), хлудневская игрушка из Калужской области. Самобытность и чувство юмора мастеров выражается в ярких образах забавных персонажей и в названиях игрушек: Населенное Древо (Древо жизни), грематушки (погремушки), гудуха (звуковая игрушка), коты с балалайками, петухи с гармошками и др.
Хлудневские игрушки очень забавны, играя с ними можно разучивать народные русские прибаутки и потешки. Например, игрушки «Фома на курице» и «Тимошка на кошке» (Илл. 10):
Стучит, бренчит по улице:
Фома едет на курице,
Тимошка на кошке
По кривой дорожке.
- Куда, Фома, едешь?
Куда погоняешь?
- Еду сено косить.
- На что тебе сено?
- Коровок кормить.
- На что тебе коровы?
- Молоко доить.
- А зачем молоко?
- Ребяток кормить.
Искусство керамической игрушки не стоит на месте, оно развивается. Народные традиции становятся основой для появления совершенно новых необычных персонажей и сюжетов. Авторские работы из Углича Валерия Куртмулаева свистульки-перевертыши не оставляют никого равнодушным (Илл. 11). Мастер создает удивительно выразительные образы-перевертыши, соединяя фигуры зверей, птиц, людей. Их хочется рассматривать снова и снова, т.к. всякий раз можно наблюдать новые нюансы. В игрушках отражены пословицы и поговорки, загадки и потешки, простонародные выражения и мифические персонажи. Забавные фигурки дают простор для фантазии, в них можно играть и выдумывать разнообразные сказочные истории, героями которых будут Крококот, Мухослон, Рыбочиж и др.
Своя специфика у игрушек Михаила Шмарова из Костромской области. Он не просто продолжает славные традиции петровской игрушки (село Петровское Сусанинского района Костромской области), но и вносит в них свое авторское видение. Его игрушки - берегини и кормилицы, скоморохи и мужики с немудренными музыкальными инструментами, олени и козероги, гуси и петухи - исполнены волшебной, чарующей символики (Илл.12, 13). Символично и то, что все игрушки свистульки, т.е. по древним поверьям имеют магическую, оберегающую функцию. Содержание образов раскрывают близкий к природе буро-зеленый цвет поливы и архаический орнамент - точки, штрихи, елочки. В проспекте, посвященной
творчеству мастера, авторы написали: «И все же жаль, что не у всех наших детей есть его игрушки-свистульки, не все могут потрогать их руками, почувствовать загадочный мир, придумать ...разные истории» (Н.Ф. Вяткина и М.Г. Вяткин, 2015.).
Одной из значимых задач образования является формирование Картины или образа мира у детей дошкольного и младшего школьного возраста. В целом базовые представления о мироустройстве и мироотношение закладываются с детства. Это обусловливает особую ответственность взрослых. Важно, как ребенок по мере своего становления будет воспринимать окружающий мир: черным или светлым, неустойчивым и опасным или надежным и готовым прийти на помощь? Это определяет его жизненную позицию, способность добиваться
поставленной цели, уверенность в себе, эмоционально-ценностное отношение к миру, а значит и жизненный успех. Содействовать тому, чтобы образ мира и мировосприятие ребенка были положительны, могут игрушки - народные и современные, если при их создании взрослые руководствовались теми же принципами, которым следовали народные мастера.
ЛИТЕРАТУРА
Дайн Г. 2016. По России - за игрушкой. Очерки, экспедиционные дневники:
1984-1988. Сергиев Посад: Цветографика. 288 с. Вяткина Н.Ф., Вяткин М.Г. 2015. Сказочный мир игрушек Михаила Шмарова:
Нар. ремесла и промыслы. Карпушин Н.Я. 2012. Педагогическое проектирование развития региональной системы общего среднего образования в условиях его модернизации. Автореф. дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.01. Нижний Новгород. 42 с.
Кашекова И.Э. 2009. Изобразительное искусство. М.: Академический Проект. 853 с.
Липатова Р. 2011. Правильные игрушки. - URL: https://la-
vida.ru/child.php?cod=368/. Лихачев Д.С. 1984. Заметки о русском. М.: Советская Россия. 64 с.
Получена /Received: 09.10.2018 Принята/Accepted: 22.10.2018