Научная статья на тему 'Орловские народные промыслы: традиции и современность'

Орловские народные промыслы: традиции и современность Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
5645
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CRAFTS / TOY / CARPET WEAVING / CRAFTSMEN / TRADITIONS / ART / COLOR / LACE / EMBROIDERY / НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ / ИГРУШКА / КОВРОТКАЧЕСТВО / РЕМЕСЛО / МАСТЕРА / ТРАДИЦИИ / ИСКУССТВО / ЦВЕТ / КРУЖЕВО / ВЫШИВКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Егупова Н.В.

В статье рассмотрена история развития орловских народных промыслов. Анализируются основные этапы становления таких видов народного творчества, как ковроткачество, кружевоплетение, вышивка, глиняная игрушка. Освещается современное положение художественных промыслов на Орловщине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OREL HANDICRAFTS: TRADITIONS AND MODERNITY

The article regards the history of the development of Orel handicrafts. The main stages of the formation of such kinds of folk art as carpet weaving, embroidery, clay toys are analyzed. It throws some light on the current situation of arts and crafts in Orel region.

Текст научной работы на тему «Орловские народные промыслы: традиции и современность»

УДК 745 (470.319) Н.В. ЕГУПОВА

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра дизайна, скульптуры и теории искусства, Орловский государственный университет E-mail: egupova.natasha@mail.ru

UDC 745 (470.319) N.V. EGUPOVA

Candidate ofPedagogics, Associate Professor, Department of design, sculpture and theory art, Orel State University E-mail: egupova.natasha@mail.ru

ОРЛОВСКИЕ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ OREL HANDICRAFTS: TRADITIONS AND MODERNITY

В статье рассмотрена история развития орловских народных промыслов. Анализируются основные этапы становления таких видов народного творчества, как ковроткачество, кружевоплетение, вышивка, глиняная игрушка. Освещается современное положение художественных промыслов на Орловщине.

Ключевые слова: народные промыслы, игрушка, ковроткачество, ремесло, мастера, традиции, искусство, цвет, кружево, вышивка.

The article regards the history of the development of Orel handicrafts. The main stages of the formation of such kinds offolk art as carpet weaving, embroidery, clay toys are analyzed. It throws some light on the current situation of arts and crafts in Orel region.

Keywords: crafts, toy, carpet weaving, crafts, craftsmen, traditions, art, color, lace, embroidery.

Одной из форм народного творчества Орловской области, представляющих неотъемлемую часть крестьянского искусства, являются народные художественные промыслы.

Орловская земля издавна славилась народными промыслами, такими как гончарное ремесло, игрушечный промысел, ковроткачество, вышивка, кружевоплетение, изготовление гармоний и др.

Ковроткачеством стали заниматься в Орловской губернии во второй половине 19 века, сначала в Малоархангельском, после в Ливенском, Мценском, Орловском уездах. Часть людей ткавших ковры, делали их на заказ, поэтому этот вид творчества нельзя отнести к промыслам полностью. Применение ковров в крестьянском быту было самым разнообразным: их вешали на стенах, использовали для накрывания сундуков, саней, в качестве одеяла. Параллельно мастера занимались изготовлением половиков, дорожек, шерстяных одеял. Орловские ковры в зависимости от их использования отличались по технологии изготовления и рисунку.

Ковры, которыми накрывали сундуки, имели мелкий цветочный узор, на стены вешали ковры с орнаментом ярких цветов, для накрывания саней использовали ковры с крупным растительным или геометрическим орнаментом. Орловские ковры в основном были гладкими, реже ткались ворсовые.

Для изготовления ковров использовали овечью шерсть весенней или осенней стрижки, ткали как на вертикальных, так и на горизонтальных станах. Красили волну мастерицы корой дуба, березы, получался черный и желтый цвет, также использовали и другие натураль-

ные красители. Позже стали применять и искусственные, покупные красители, волну кипятили в краске с добавлением соли, служившей закрепителем.

Санные ковры, как и ковры для сундуков, ткали на горизонтальных станах. Санные ковры состояли из нескольких небольших ковров, соединенных вместе, в просторечье их называли каролинками или попонками.

Настенные ковры, наоборот, не имели шва и изготавливались на вертикальном станке. Как правило, в центре такого ковра был яркий большой букет, а по периметру шел повторяющийся цветочный орнамент. Рисунок на таком ковре выглядел объемным благодаря множеству оттенков цветов, используемых при изготовлении ковра.

Ковры, которые изготавливали орловские мастерицы, отличались разнообразием рисунков и цветовой палитрой. Чаще всего встречались изделия с изображением полосок, ромбов, клеток, зигзагов. В образцах ковров раннего периода фон не использовался, цветными были геометрические орнаменты на коврах. Позже мастерицы стали использовать в качестве фона черный цвет, в геометрическом орнаменте преобладали красный, зеленый, желтый, оранжевый и голубой цвета. В связи с появлением черного фона рисунок узора на ковре стал проще, приобрел мозаичный характер.

Искусству ковроткачества обучали с детства. Девушки ткали санный ковер в приданое, именно он являлся главным украшением на свадебных санях. Красивый, качественный ковер говорил о трудолюбии и мастерстве девушки. Как правило, ковер хранился в сундуке и переходил по наследству от матери к дочери.

Ковроткачеством крестьянки занимались до 40-х

© Н.В. Егупова © N.V. Egupova

ХХ столетия. Самыми известными орловскими мастерицами были В. Алешина, Л. Горохова, Н. Коробова, А. Сухинина, Н. Гладких, А. Маслова, Р. Королева.

Ковроделие занимает важную часть в региональном декоративно-прикладном искусстве. Образцы орловских ковров можно увидеть в Областном краеведческом музее, в картинной галерее.

Не менее интересным промыслом Орловщины является кружевоплетение. Кружевной промысел в Орловской губернии зародился в середине 19 века в Елецком уезде. Плетением кружев занимались городские жительницы, позже с 1873 года кружевоплетением стали заниматься крестьянки и дети. По числу занятых людей в Орловской губернии кружевоплетение занимало первое место среди прочих промыслов.

Промыслом кружевоплетения занимались в основном женщины и девочки, иногда, если не находили себе работу, мужчины. Технику кружевоплетения использовали парную и сцепную. В зависимости от ширины кружевной полосы, парные кружева изготавливались несколькими парами коклюшек.

Особенностью елецких кружев является использование растительных и геометрических мотивов. Олень - символ города Ельца, поэтому его изображение часто использовали мастерицы в своих кружевах. Елецкие кружева отличаются тонкостью и изяществом, бывают черными и серыми по цвету. Издавна елецкие кружевницы плели черные косынки, в треугольную форму которых органично вписывался рисунок с растительным мотивом. Серый цвет создает впечатление элегантности, изящества.

Мценские кружева отличаются симметричностью композиции, простотой линий. Форма кружев чаще всего прямоугольная. Мастерицы используют в своем творчестве растительные мотивы, такие как ветки деревьев, снежинки.

Традиции кружевоплетения продолжают орловские мастерицы Т. Маслова, А. Шалыгина, Н. Савенкова и другие. Изделия этих мастериц радуют всех, кто любит истинную красоту, ценит и понимает ее.

Одним из традиционных и древних видов народного творчества Орловщины является вышивка. Самым известным шитьем является списовое. «Орловский спис» был распространен во многих селах и деревнях Орловского уезда. Крепостные крестьянки вышивали свои узоры, глядя на морозные окна и перенося рисунок на ткань, поэтому эта техника получила название «спис». Полотенцами, скатертями, вышитыми орловским списом, украшали дома. Орловский спис, так же как и елецкие кружева, был очень популярен не только в России, но и за ее пределами.

Особенностью списа являются причудливые формы его вышивки, напоминающие фигуры птиц, животных, растений. Интересно также заполнение контура вышивки, так называемые бранки. Благодаря бранкам внутри контура вышивки образовывались разные фактуры: сеточки, мерцающие, волнистые линии, клеточки, зигзаги. Мастерицы выдумывали бранки по ходу работы,

наряду с традиционными, такими как «дробнушки», «сосны», «вороний глаз». Украшали орловским спи-сом полотенца, фартуки, скатерти, покрывала. Вышивка служила декором на рубахах, кокошниках. Спис присутствовал не только в крестьянских избах, но и в помещичьих усадьбах. Особенную красоту «орловскому спису» придают разнообразие оттенков цветных ниток.

В цветовой палитре «списа» доминирует красный цвет с оттенками от алого до светло-розового. Красный цвет дополнял голубой, который символизировал небо и воду. Красный цвет - это символ жизни. Элементы вышивки объединены в одном контуре, растительные и животные формы располагаются очень близко друг к другу, от этого создается впечатление единого сплошного вышитого поля.

Самыми популярными мотивами у вышивальщицы были «древо жизни» и «птица счастья». Вышивка спи-сом - очень трудоемкое занятие, мастерице приходилось работать месяц, иногда и больше над украшением скатерти.

В Орловском областном краеведческом музее представлена богатая коллекция образцов вышивки «орловский спис». Сегодня на Орловщине продолжают традиции этого шитья такие мастерицы, как З. Воропаева, М. Диденко, В. Черногорова, М. Семенова.

Орловская земля знаменита также своими гончарами. Наиболее ярко представлен игрушечными промыслами, самые известные из них плешковская и чернышенская игрушки.

Богатые залежи глины способствовали развитию гончарного производства в деревне Чернышено Новосильского уезда. По предположениям, развитие гончарного промысла идет от казаков, вызванных царем Иваном Грозным для охраны рубежей на Орловщине и крепости Новосиль (1576 г.) Археологические находки начала века подтверждают развитие гончарного производства. От гончарного производства жители деревни Чернышено перешли к игрушке. У крепостных крестьян к основному доходу добавлялся доход от промысла. Традицией было то, что женщины пользовались средствами, заработанными от продажи молока, творога, сметаны, холста, пряжи и глиняных игрушек. Игрушечный промысел был женским занятием, мужчины игрушки не делали. Для изготовления игрушек глину добывали весной, в это время она была пластичной и вязкой. Хранили глину в прохладном месте, в основном в погребе, подвале. После того как игрушки были готовы, их сушили на печке, обжигали в ней же. Расписывали чернышенские мастерицы свои глиняные игрушки петушиным пером, используя минеральные и анилиновые краски. Продавали свои изделия черны-шенские крестьяне во время праздников Вознесения и Троицы на ярмарках. Лепили в основном известную всем птицу - кукушку, домашнюю птицу чернышенские игрушечники не делали, что являлось главной отличительной чертой от плешковской пластики. Связано это с древним культом кукушки. Именно кукушка у черны-

шенских крестьян символизировала весну, считалась «божьей» птицей, именно эта вещая птица предсказывала сроки жизни человека, а также природных явлений. В кукушке был заключен образ женского божества, наделенный высшей силой пророчества, связано это с древним культом бога Рода. Считалось так же, что в кукушку превращалась несчастная женщина, нарушившая нормы общественного поведения. Многие легенды древних славян связаны с появлением птицы кукушки.

Манера росписи глиняной игрушки кукушки отразилась на декорировании других чернышенских игрушек - коровок, барашков, коньков, всадников, кукол, их так же как и кукушку раскрашивали чередующимися полосками, напоминавшими оперение живой птицы кукушки. О магической связи женщины с птицей свидетельствуют чередующиеся полоски на шее кукол - кормилок.

Чернышенская глиняная игрушка узнаваема с первого взгляда, фигурки имеют приземистую форму, короткие ноги и вытянутую шею, маленькую голову. Большой интерес представляют женские фигурки кукол-кормилок, барынь. Роспись одежды и головных уборов повторяет элементы декора женского костюма Х1Х-начала ХХ века. Четко очерченная высокая грудь куклы является символом плодородия, что свидетельствует о крепкой связи чернышенской глиняной игрушки с культом плодородия у древних славян, сохранившейся в изделиях чернышенских мастериц. Это ярко демонстрирует принадлежность куклы к язычеству, к тому времени, когда она являлась не игрушкой, а предметом поклонения, связанным с почитанием богинь Рожаниц. Негативно повлияло на промысел черны-шенской игрушки производство фабричной игрушки. В истории развития чернышенской игрушки навсегда останутся фамилии таких мастериц, как Чумичева П.П., Фомина М.Л., Аленкина Т.П., Клинина П.П. В послевоенное время продолжали традиции чернышенского промысла мастерицы Шеляева Е.А., Афанасова А.Х. На сегодняшний день возрождением традиций черны-шенской игрушки занимается народный мастер Наталья Николаевна Фролова и ее дочь Анна.

Промысел плешковской игрушки зародился в XVII веке в деревне Плешково Ливенского района Орловской области. Название деревни происходит от слова «плешина», места, в почве которого было много глины, вследствие чего образовывались проплешины на земле, так и появилась деревня Плешково. Земледелием крестьяне заниматься не могли, но благодаря богатому месторождению глины получило развитие гончарное ремесло и игрушечный промысел. Деревня Плешково издавна была известна своими мастерами, ярмарками, глиняными изделиями, за которыми съезжались люди как из ближних сел и деревень, так и из Орла.

Глиняная игрушка участвовала в магических обрядах и несла в себе символы божеств и тотемов. Их изображения наполнялись божественным понятием неба и солнца. Звери-тотемы были наделены особым космическим и божественным смыслом. Плешковские игрушки

монументальны, порой, кажется, что это уменьшенные копии с каких-то больших изваяний, а не самостоятельный вид искусства. В них есть что-то общее с половецкими бабами из приволжских степей. Любимые сюжеты мастеров - это птицы и домашние животные, также встречаются всадник на коне, изображения женских фигурок.

Изделия плешковских мастеров отличались лаконичностью и простотой. Плешковская пластика занимает особую нишу в русской декоративной скульптуре. Игрушечные звери и птицы в Плешково примитивно вылеплены, они статичны и приземисты, куклы торжественны, величественны. Иногда игрушечники лепят фигурку женщины с ребенком на руках, очень часто одна рука выполнена в виде небольшого бугорка, она приподнята и отведена в сторону.

Игрушки расписывались отточенной лучиной или птичьим пером. При расписывании плешковской бабы использовались солярные знаки: пятна с точками, кресты, круги, вертикальные и волнистые линии.

После обработки плешковская глина становится почти белой, а включенная в ее состав слюда дает многочисленные блески. Обожженные в печи игрушки имеют слегка сиреневый отлив, так как обжиг получается неполным. Обожженная глина впитывает краску, словно губка. Наши предки расписывали игрушки красками, сделанными своими руками: это был сок черноплодной рябины, лопуха, шелухи лука, также использовали тертый в порошок кирпич, замешанный на клейстере из муки. Реже использовали синьку. Впитываясь в глину, краска приобретала очень нежные светлые тона, необыкновенно красиво сочетающиеся с необычным природным цветом глины. При раскрашивании плеш-ковской народной игрушки краску использовали очень мало или же совсем не применяли. Местная глина имела особенные золотистые оттенки и поэтому не требовала дополнительного декорирования. Плешковским мастерам-игрушечникам необходимо было лишь провести по своим игрушкам-свистулькам вертикальные полосы, волнистые линии - и игрушка была готова.

На подсознательном уровне у мастера и его творения реализовывалась связь крестьянина с кормилицей-землей. Наряду с росписью красками часто использовался рельефный орнамент. Мастера наносили заостренной палочкой точки по поверхности глиняных игрушек.

Мастерицы, которые смогли возродить плешков-скую игрушку, - Ольга Даниловна Малютина (18851974) и Александра Михайлова Иванилова (1911-1990), которые жили и работали в деревне Плешково, недалеко от города Ливны.

У большинства игрушечных животных в хвосте расположен свисток с двумя отверстиями. У кукол свисток находится в одной из рук. В игрушках нет плавности линий, зато есть динамика, цельность, они непосредственны, в них достигнуто полное равновесие формы. В росписи плешковской игрушки используют, как правило, две краски - синюю и красную, реже зе-

леный цвет. Обычно игрушки покрывают круглыми и овальными пятнами, иногда параллельными полосками - «ребрами» на груди животных. Пятна на игрушках могу переходить в «запятые», так же вместо круглых пятен по поверхности плешковской игрушки встречаются мазки кисти мастерицы.

Полная коллекция плешковской игрушки О. Д. Малютиной и А.М. Иваниловой хранится в Орловской областной картинной галерее.

За последние годы в керамике Орловщины явственно наметились сдвиги. Среди авторов, ведущих плодотворные поиски, параллельно работающих с детьми, особенно заметны творческие сподвижники В.В. Якумова (Болховская школа искусств), О.М. Степанова (Малоархангельская школа) и Л.Н. Воропаева (Стрелецкая школа искусств).

Сохраняют и продолжают традиции плешков-ской народной игрушки ученики и последователи А.М. Иваниловой народные мастера Александр Викторович Фролов, Наталья Николаевна Фролова.

Мастера из поколения в поколение передают пластику плешковской игрушки, сохраняя традиции народного творчества, внося небольшие изменения, тем самым наделяя ее новым смыслом.

В Ливенском и Малоархангельском уездах занимались изготовлением гармоней. Впервые ливенская гармонь была изготовлена в первой половине XIX века. Занимались этой работой в основном мастера-самоучки, имеющие музыкальный слух. Гармони де-

лились на ливенские, русские, тальянские, немецкие, также мастера ремонтировали старые гармони. Самыми известными мастерами были Федор Занин и его сын Иван. Продолжил традицию Валентин Иванович Занин, он создал ансамбль музыкальных инструментов.

Еще один орловский мастер Кудрявых Константин Федорович разработал свою технологию изготовления гармоней. Он изобрел новую облицовку. Придуманным им специальным раствором Константин Федорович покрывает детали гармони, используя любой цвет. Благодаря такому покрытию у гармони сохраняется естественность звучания.

Талантливый мастер создал множество музыкальных инструментов, звучание которых можно услышать со сцен как в России, так и за рубежом.

Известные мастера, изготавливавшие гармони в конце Х1Х начале ХХ веков, это: И. Вахнов, К. Черных, Г. Остриевский, И. Мартынов, М. Гладков.

Сегодня сохраняют и продолжают традиции изготовления ливенской гармони Д. Сопов, Е. Воскобоева, О. Кузьмин, М. Рязанов, А. Антонов, В. Филатов.

Орловские народные промыслы отличаются особым художественным колоритом, они характеризуют природу народного творчества. Особенность художественных промыслов Орловщины определяется единством художественных и прикладных качеств. Современные народные мастера с любовью хранят и передают из поколения в поколение вековые традиции народного искусства.

Библиографический список

1. БаланюкМ.Г. Роспись деревянной матрешки // Начальная школа. 1989. №10.С.88-92.

2. Блинов Г.М. Русская народная игрушка. М.: Радуга, 1983. 163 с.

3. ВасиленкоВ.М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве. Х - ХХ вв. М.: Советский художник, 1974. 294 с.

4. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во МГУ, 1985. 45с.

5. Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1994. 287 с.

6. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. М.: Легкая пищевая промышленность, 1981. 192 с.

References

1. BalanyukM.G. Painting of hollow wooden dolls.// Elementary School. 1989. №10. Pp.88-92.

2. Blinov G.M. Russian folk toy. M.: Raduga, 1983. 163 p.

3. Vasilenko V.M. Folk art. Selected works of folk art. X - XX centuries. M .: Soviet Artist, 1974. 294 p.

4. GalperinP.Ya. Teaching methods and mental development of a child. M .: MSU, 1985. 45p.

5. Dine G.L. Masters of the toy. Book for students. M .: Prosveschenie, 1994. 287 p.

6. Dine G.L. Russian folk toy. M .: Light food, 1981. 192 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.