Научная статья на тему 'Развитие туризма в регионе на основе использования потеницала народных промыслов'

Развитие туризма в регионе на основе использования потеницала народных промыслов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3840
490
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ И РЕМЕСЛА / ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Самостроенко Г.М.

В статье отмечается, что для развития туризма необходимо использовать все имеющиеся в регионах возможности. Привлекательным объектом для увеличения потока туристов являются народные промыслы. Подчеркивается, что народные промыслы и ремесла могут стать важным фактором, способствующим развитию туризма в регионах страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие туризма в регионе на основе использования потеницала народных промыслов»

УДК 338.48

развитие туризма в регионе на основе использования потенциала народных промыслов*

г. м. самостроенко,

доктор экономических наук, профессор кафедры государственного управления и финансов E-mail: samostroenko@yandex. и Государственный университет — учебно-научно-производственный комплекс

В статье отмечается, что для развития туризма необходимо использовать все имеющиеся в регионах возможности. Привлекательным объектом для увеличения потока туристов являются народные промыслы. Подчеркивается, что народные промыслы и ремесла могут стать важным фактором, способствующим развитию туризма в регионах страны.

Ключевые слова: туризм, народные промыслы и ремесла, деловой туризм.

На перспективность туризма как катализатора развития обращают внимание эксперты многих стран мира. Как свидетельствует практика, туризм является крупным потенциальным источником инвестиций в экономику. Этот сектор может дать гораздо больше, чем многие другие сферы деятельности, поскольку тяга к передвижению, к путешествиям заложена в генах человека самой природой [2].

Говоря о развитии туризма, обычно акцентируют внимание на улучшении имиджа территории и ее умелом продвижении. Однако было бы ошибкой ограничиваться только этими факторами. Залог успешного развития в условиях изменчивой среды — это и усиление способности адаптации территориального сообщества к рыночным изменениям, и наращивание возможностей, и увеличение жизненной силы сообщества [7].

* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Орловском государственном техническом университете.

Общемировая тенденция развития туризма — возрастание интереса к нестандартному и увлекательному времяпрепровождению. Специалисты не без основания отмечают, что именно впечатления — основа современного туризма [1]. Туристам интересны не только исторические места и достопримечательности, но и обыденная жизнь провинции, интерактивные игры, развлекательные программы. Не случайно линейка турпакетов стала расширяться за счет тематических и событийных поездок. В этом плане актуальным для развития туризма является наращивание возможностей и максимальное использование потенциала народных промыслов и ремесел. Здесь уместно подчеркнуть, что укрепление жизненной силы сообщества напрямую зависит от сохранения традиций, к числу которых относятся народные промыслы и ремесла.

Посещение туристами мест народных промыслов и ремесел по праву можно отнести к категории неординарных экскурсий, которые могут завоевывать новых поклонников и удерживать интерес существующих. Дело в том, что уникальные по определению изделия народных промыслов и ремесел даже в рамках одного вида — неповторимы. Поэтому турист, познакомившийся с художественной росписью в Палехе, с еще большим интересом будет знакомиться с особенностями росписи Хохломы или Жосткино.

Есть немало ставших классическими примеров народных промыслов и ремесел, которые пользуются заслуженной популярностью у туристов (Ростов-

ская финифть, Дымковская игрушка, Оренбургские пуховые платки и т. д.). Вместе с тем появляются новые, никому ранее не известные промыслы. Скажем, в г. Ржавитине Калязинского района семья безработных создала гончарное производство, включая изготовление игрушек. Промысел приобрел настолько широкую известность, что сейчас туроператоры включают Ржавитин в туристские маршруты. Аналогичный пример: ранее мало кому знакомый латышский поселок Белене в настоящее время стремятся посетить все, кто совершает туристские поездки по Латвии. Туристы хотят увидеть музей соломенных кукол, который начала создавать в 2006 г. обычная селянка.

Все это наглядно показывает потенциал народных промыслов для развития туризма. Проблема заключается в том, как его использовать.

Успешному освоению потенциала народных промыслов и ремесел для развития туризма будет способствовать в первую очередь сегментация рынка туристов по признаку потребительского поведения. По данному признаку можно выделить:

1) сегмент интересующихся народными промыслами с познавательной целью:

— повышение общего уровня культуры,

— профессиональные потребности и т. п.;

2) сегмент ищущих новых впечатлений:

— насладиться экзотикой,

— увидеть нечто уникальное,

— почувствовать прикосновение к истории, традициям, прекрасному;

3) сегмент желающих приобрести изделие, принять участие в его изготовлении или изготовить изделие полностью, получить уникальное изделие с клеймом мастера, со своим именем или именем по заказу, оценить свои возможности и т. д. Каждый из выделенных сегментов требует разработки отдельной программы маркетинга и может рассчитывать на охват значительных туристских потоков. Так, только города Золотого кольца ежегодно посещают 2—3 млн туристов. А по экспертным оценкам, туристический потенциал только данного маршрута — от 6 до 20 млн чел. в год [3].

Ведущим разделом программы маркетинга народных промыслов и ремесел в интересах развития туризма является организация их продвижения. Возможностей для эффективного продвижения народных промыслов и ремесел в каждом регионе множество. Это направление можно популяризировать:

— в турфирмах, где следует представлять буклеты, проспекты, рекламировать изделия и др.;

— на ярмарках, конкурсах, выставках, народных гуляниях, праздновании событий разного типа (к примеру, в Национальном парке «Орловское Полесье» возрожден праздник «Троицкие хороводы», ставший ныне крупным международным фольклорным фестивалем, куда съезжаются творческие коллективы и народные мастера не только из Орловщины, но из соседних областей и государств);

— на конференциях, съездах, форумах, деловых встречах;

— в учебных заведениях, особенно где есть большие группы приезжих, иностранцев и др.;

— в краеведческих, исторических, художественных музеях, где создаются экспозиции, проводятся тематические экскурсии, распространяются буклеты, проспекты и пр.;

— непосредственно в местах нахождения народных промыслов (на предприятиях, в мастерских, артелях, художественных школах, кружках и т. д.);

— в торговых предприятиях (продажа изделий народных промыслов с информацией о месте их производства, возможности и времени посещения и т. д.);

— в сети Интернет;

— посредством публикаций в средствах массовой информации, монографий, передач по телевидению и радио;

— с помощью неформальных систем продвижения территорий (добровольное распространение информации населением) [4].

Отдельно следует отметить такой важный способ распространения информации о народных промыслах и ремеслах, как их пропаганда представителями органов управления регионов и муниципальных образований (пропаганда на местах, при выезде за пределы региона и др.).

Приведенный перечень способов свидетельствует о реальных возможностях продвижения народных промыслов и ремесел для развития туризма. Причем использование многих из них может осуществляться в рамках обычной деятельности хозяйствующих субъектов и требует лишь желания и воли.

Народные промыслы и ремесла сохранились практически в каждом регионе России. Следовательно, здесь есть что продвигать.

К примеру, на территории Орловской области сохранились и развиваются следующие виды искусства:

— резьба по дереву;

— домовая резьба;

— изготовление мебели из лозы;

— ковроткачество;

— плетение мценского кружева;

— создание плешковской и чернышенской игрушки из глины;

— изготовление чернолощеной посуды из распо-повской глины;

— плетение из соломки, пеньки, рогоза и лозы;

— вышивка в стиле «Орловский спис»;

— изготовление традиционных русских народных музыкальных инструментов — знаменитых ливенских гармошек, свирелей, жалеек разного строя, трещоток, бубнов, звончалок, трензелей, рубелей, бубенцов, коробочек-вертушек и др. Особо следует выделить старинное орловское

ремесло — вышивку «Орловский спис», корни которого уходят в те времена, когда изображения древних символов почитались знаками доброй магии. Спис включает в себя сочетание двух технических приемов: «набора» и «росписи». Характерными особенностями «Орловского списа» являются необычные очертания рисунка, причудливые формы которого подсказаны вышивальщицам окружающей природой, а также большое разнообразие «бранок» (узорных заполнений внутри контура): «стожок», «вороний глазок», «сумка с кочергой», «волна», «дробнушки», «сосна», «подковка» и др. В списе преобладают традиционные мотивы: «древо жизни», «птица-пава», «лягушка-рожаница»

Еще один из древнейших народных промыслов Орловщины — изготовление глиняной игрушки. Сюжеты Чернышинской глиняной игрушки (деревня Чернышино Новосильского района) в основном традиционны: женщины, птицы, коньки, куклы-барыни, кормилки и девушки с косами, кукушки и трехголовые кони, иногда с седоком. Знаменита на Орловщине и Плешковская игрушка (село Плеш-ково Ливенского района), отличающаяся внешней простотой и лаконичностью. Уникальная огнеупорная глина после обжига приобретает светло-розо-

'В 1970-е гг. швейная фабрика «Восход» возродила традиции вышивки в технике «Орловский спис»: выпускала сувенирные панно, полотенца, скатерти, салфетки и передники, украшенные вышивкой. Сейчас уникальное производство утеряно, а техникой «списа» владеют лишь отдельные мастера.

вые, телесные оттенки, а слюда, входящая в состав глины, делает ее нарядной, словно обсыпанной серебром. Двуцветный рисунок в виде кругов, пятен, параллельных линий эффектно выглядит на телесного цвета глине. Сюжеты традиционны — конь, баба, солдат, уточка, петушок, корова, баран. Часто игрушка выполняет роль свистульки.

С XVIII в. известно мценское кружево — одно из самых старинных на Руси. Освоив опыт производства бельгийских кружев, мценские мастерицы создали уникальные мотивы их плетения. В результате во всем мире заговорили о русском кружеве. Это было самое крупное кружевное производство в России, в котором были заняты 1 200 мастериц. Продукцию поставляли царскому двору, вывозили в Англию и Турцию. Отличительной особенностью мценского кружева является активное использование геометрических мотивов, а также фоновых решеток, придающих узору воздушность, чем оно выгодно отличается от вологодских кружев.

В настоящее время школа кружевниц работает в Мценске вновь. Лучшие работы юных кружевниц можно увидеть в музее кружева, как и работы их преподавателей, открыто ателье «Мценские узоры». В июне 2011 г. в Вологде прошел Международный фестиваль кружева «Живое кружево»», в котором приняли участие почти 600 мастериц не только из России, но и Канады, Франции, Ирландии, Австралии, Польши, Хорватии. В конкурсе мастеров кружевоплетения «Серебряная коклюшка», который проходил в рамках фестиваля, первое место заняла орловчанка Мария Семенова, а Ольга Архипова из Мценска стала призером в номинации «Новогодний декор» на выставке «Лабиринт кружева». Наградой была отмечена также Орловская детская школа изобразительных искусств и народных ремесел.

К сожалению, используют этот потенциал пока очень слабо.

Весной 2011 г. студенты-маркетологи Орловского государственного университета провели опрос в 43 из 94 туристских агентств, работающих в области. Из местных туристских ресурсов эксплуатируются лишь наиболее популярные: Спас-ское-Лутовиново, Орловское Полесье, Болхов и литературный Орел. В 2009 г. их посетили 169 тыс. туристов, в 2010 г. — уже 215 тыс.

Как показали результаты опроса, практически ни одно из туристических агентств не предлагает туры по местам, где сохранились местные народные промыслы. Были выявлены и причины такого

отношения к имеющимся в регионе возможностям. В их числе респонденты назвали следующие:

— отсутствие спроса;

— никто не обращается за организаций подобных туров;

— турфирма не осведомлена о подобных возможностях;

— у турфирмы другая специализация;

— подобные туры нерентабельны;

— данное направление неперспективно. Между тем спрос на посещение мест народных

промыслов и ремесел у путешественников имеется. Об этом свидетельствуют следующие примеры. В последние годы популярным видом новогоднего отдыха орловцев стала экскурсия в город Карачев Брянской области — на фабрику елочных игрушек. На фабрике можно посмотреть на процесс производства игрушек, стеклодувы способны изготовить игрушку с дарственной надписью по индивидуальному заказу. Оригинальные подарочные елочные украшения продаются на специальной выставке. Некоторые туристические агентства предлагают дополнительно посетить храм Неопалимой Купины с единственным в стране хрустальным иконостасом.

Пользуется спросом у орловцев и экскурсия в Тулу. Музей тульских древностей предлагает не только различные уникальные экспонаты, но и посещение зала мастеров, где каждый может освоить азы кузнечного, гончарного дела и самостоятельно сделать себе сувенир.

В 2010 г. выпускником Орловского ГТУ А. Ша-мовым была создана фабрика народных промыслов. Основными ее клиентами являются столичные коллекционеры и иностранные туристы. Их привлекает эксклюзивность и высокое качество продукции орловских мастеров, а также коллекционный сертификат, прилагаемый ко всем проданным изделиям. Предприниматель планирует создание в Орловской области палаты ремесленников по аналогии с московской «Палатой ремесел». Недавно А. Ша-мов зарегистрировал в Орле свою туристическую фирму, которая специализируется на экскурсиях по области. Тем самым в одних руках концентрируются два важных направления развития бизнеса: туризм и народные промыслы.

Есть надежда, что будет накоплен хороший опыт использования потенциала народных промыслов для развития туризма.

Туристские фирмы должны не только изучать, но и формировать спрос на изделия народных про-

мыслов, а также принимать участие в продвижении их продукции. В этом отношении имеется интересный пример. Туристическая фирма «Диалог» (г. Воронеж) предусматривает в своей инвестиционной стратегии вложение средств в возрождение и развитие народных промыслов и ремесел [6].

По мнению автора, действенным стимулом развития народных промыслов и спроса на производимую ими продукцию может стать программа включения городов и поселков, которые славятся народными промыслами и ремеслами, в межрегиональные программы и маршруты делового туризма [5].

Деловой туризм представляет собой большой рынок. К примеру, 23 % поездок по Золотому кольцу сейчас приходится на деловой туризм [3]. Для использования потенциала народных промыслов он интересен наличием больших групп путешественников, которые, как правило, формируются заранее. Это позволяет:

— выяснить их интересы;

— предложить варианты туров;

— провести необходимую организационную работу.

В настоящее время туристским организациям Орловской области предоставляется уникальная возможность использовать потенциал народных промыслов и ремесел, разрабатывая межрегиональные программы и маршруты делового туризма. Она состоит в том, что со строительством в г. Орле мегакомплекса «ГРИНН» в регионе можно организовывать деловые мероприятия практически любого уровня (в июне 2011 г. на территории комплекса уже было проведено мероприятие, сопоставимое по масштабам с санкт-петербургскими «Алыми парусами»). Мегакомплекс «ГРИНН» позволяет:

— разместить гостей в гостиничном комплексе «ГРИНН» (с общим номерным фондом на 291 номер), состоящим из трех гостиниц: бизнес-класса—на 160 номеров, с двумя ресторанами; пятизвездочной — на 109 номеров, с рестораном и бизнес-центром; ландшафтной — с четырьмя деревянными срубами на 22 номера;

— организовать питание в пяти ресторанах: «Ресторан торжеств», ресторан «ГРИНН», итальянский ресторан «Мезонин», ресторан-пивоварня «ГРИНН Beer», «Английский паб»;

— организовать в соответствии с самыми высокими требованиями проведение форумов, конгрессов и деловых встреч в конгресс-холле на 2 тыс. чел. (работает с декабря 2011 г.), Цен-

тре спортивно-зрелищных мероприятий (3 тыс. чел.), бизнес-центре пятизвездочной гостиницы (550 чел.);

— проводить соревнования по теннису, баскетболу, волейболу, боксу, борьбе, тяжелой атлетике, танцам и художественной гимнастике в спортивно-оздоровительном центре и Центре спортивно-зрелищных мероприятий (1,5 тыс. чел.). В конце 2011 г. в Орле открылись конгресс-холл, вторая часть торгового центра и еще два кинотеатра; началось строительство аквапарка. Общая площадь комплекса по проекту — 155 тыс. м2, из них — 120 тыс. м2 уже освоены.

Аналогичной площадки, на которой размещены сразу и торгово-развлекательный комплекс, и деловой, оздоровительно-спортивный комплексы и гостиницы, в России не существует.

Использованию потенциала народных промыслов и ремесел для развития туризма способствуют органы власти региона. В частности, на региональном уровне принимаются меры по разработке и применению действенных механизмов и инструментов государственного регулирования и управления, концентрации необходимых ресурсов в этой сфере. В 2010 г. в Орловской области был принят закон о государственной поддержке народных художественных промыслов. Он предусматривает создание специализированных оптово-розничных ярмарок по продаже изделий. Чтобы исключить появление в продаже подделок, экспертный совет будет определять, какой товар может иметь статус «изделие народного художественного промысла». Законодательно закреплено, что народные мастера Орловской области могут рассчитывать на финансовую поддержку [4].

Итак, использование потенциала народных промыслов и ремесел для развития туризма принесет реальную пользу всем заинтересованным сторонам:

— путешественникам — познание нового, яркие впечатления, уникальные приобретения;

— турфирмам — возможность развивать свой бизнес;

— народным промыслам — дополнительный стимул к развитию и расширению производства, укреплению статуса;

— региону и муниципальному образованию — инвестиции, повышение имиджа, социально-экономическое развитие, поступление налогов и др.;

— местному сообществу — сохранение и упрочение традиций, воспитание подрастающего поколения в духе национального самосознания и патриотизма, новые рабочие места, рост доходов.

Список литературы

1. Архангельская Н. Мышка-норушка как субъект «экономики переживаний» // Эксперт. 2008. № 3.

2. Выбраться из кризиса миру поможет туризм/ URL: http://t2t. ru/week/vybratsya-iz-krizisa-miru-pomozhet-turindustria.

3. Ступин И. Туристов заманят разнообразием // Эксперт. 2011. № 14.

4. Самостроенко Г. М. Создание неформальных систем продвижения территорий // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 11.

5. Самостроенко Г.М. Социально-экономическое развитие территорий на основе межрегиональных проектов делового туризма и MICE мероприятий // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 30.

6. Сушкова Н. С. Теоретико-методические основы финансово-инвестиционной стратегии туристских предприятий. Воронеж: ВГУ. 2011.

7. M^keting of Nations: A Strategic Approach to Building National Wealth. New York: The Free Press. 1997.451 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.