Научная статья на тему 'Самобытность народных промыслов'

Самобытность народных промыслов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
661
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОБЫТНОСТЬ / НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ / ТРАДИЦИОННОЕ ИСКУССТВО / НАРОДНЫЙ МАСТЕР / IDENTITY / TRADITIONAL ART / FOLK MASTER / FOLK CRAFTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кузнецова Л.А.

В статье рассматривается самобытность народных промыслов на примере народных глиняных игрушек Орловской области: плешковской и чернышинской. Также в статье даётся обзор нынешнего состояния на- родных промыслов Орловщины и возможности их возрождения и развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDENTITY OF FOLK CRAFTS

The article deals with the identity, otherness of folk crafts on the example of folk clay toys in Orel region: Pleshkovsky and Chernyshinsky toys. An overview of the current state of folk crafts in Orel region and their possible revival and development is given in the article as well.

Текст научной работы на тему «Самобытность народных промыслов»

17.00.00 - ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ 17.00.00 - ART CRITICISM

ла уже частью того или иного стиля жизни, а не только одеждой, дизайн активно вторгается в манеры и формы поведения людей. Поворот современного искусства

в сторону видеоарта и видеоинсталляций сказывается на интересе дизайнеров к соединению вещественного, предметного и виртуального.

Библиографический список

1. АрнхеймР. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.

2. Аронов В.Р. Художник и предметное творчество. М.: Советский художник, 1987.

3. Архитектура Запада. Модернизм и постмодернизм, критика концепций. М.: Стройиздат, 1987.

4. Архитектура и эмоциональный мир человека (Забельшанский Б.А., Минервин Г.Б. и др.). М.: Стройиздат, 1985.

5. Барташевич А.А., БогушВ.Д. Конструирование мебели: Учебник. Мн.: Выш.шк., 1988.

6. Беляева Е.Л. Архитектурно-пространственная среда города как объект -зрительного восприятия. — М., 1977.

7. Величковский Б.М., ЗинченкоВ.П. Психология восприятия. М.: Изд. Московского университета., 1973.

8. Гибсон Дж Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988.

9. ГинзбургМ.Я. Стиль и эпоха. М., 1924.

10. Глазычев В. О дизайне. М.: Искусство, 1970.

11. Зинченко В., Мунипов В. Эргономические основы организации труда. М.: Экономика, 1974.

References

1. Arnkheym R. Art and visual perception. M: Progress, 1974.

2. Aronov V. R. Artist and subject creativity. M: Sovetskii khudoznik, 1987.

3. Architecture of the West. Modernism and postmodernism, criticism of concepts. M: Stroyizdat, 1987.

4. Architecture and emotional world of the person (Zabelshansky B.A., Minervin G. B., etc.). M: Stroyizdat, 1985.

5. BartashevichA.A. Bogush V.D. Furniture designing: Textbook. Winsk : Vysh.Shk. 1988 .

6. Belyaeva E.L. The architectural and spatial environment of the city as object - visual perception. M, 1977.

7. Velichkovsky B.M., Zinchenko V.P. Perception psychology. M: Moscow university. 1973 .

8. Gibson Dzh Ecological approach to visual perception. M: Progress, 1988.

9. GinzburgM. Ya. Style and era. M, 1924.

10. Glazychev V. About design. M: Iskusstvo, 1970.

11. Zinchenko V., Munipov V. Ergonomic bases of the organization of work. M: Economika, 1974.

УДК 745

Л.А. КУЗНЕЦОВА

кандидат педагогических наук, доцент Орловского государственного университета

UDC 745 L.A. KUZNETSOVA

candidate of pedagogical sciences, associate professor of

the OkI state university

САМОБЫТНОСТЬ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ THE IDENTITY OF FOLK CRAFTS

В статье рассматривается самобытность народных промыслов на примере народных глиняных игрушек Орловской области: плешковской и чернышинской. Также в статье даётся обзор нынешнего состояния народных промыслов Орловщины и возможности их возрождения и развития.

Ключевые слова: самобытность, народные промыслы, традиционное искусство, народный мастер.

The article deals with the identity, otherness of folk crafts on the example of folk clay toys in Orel region: Pleshkovsky and Chernyshinsky toys. An overview of the current state of folk crafts in Orel region and their possible revival and development is given in the article as well.

Keywords: identity, folk crafts, traditional art, folk master.

Самобытность каждого народа - в его творческом потенциале, отраженном в материальной и духовной культуре. Особое место в этой культуре занимают народные промыслы. Слово «самобытный» словари толкуют как своеобразный, идущий своими путями,

© Л.А. Кузнецова © L.A. Kuznetsova

самостоятельный в своём развитии. Народные промыслы по своей сути все самобытны, они не похожи друг на друга, даже если зародились территориально очень близко. Например, в Орловской области существуют плешковский и чернышинский промыслы глиняных

Ученые записки Орловского государственного университета. №5 (55), 2013г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 5 - no. 55. 2013

игрушек. Возникли они в разное время, на расстоянии примерно ста километров, но всё же мастера этих деревень смогли создать непохожие, самобытные игрушки, создать индивидуальные образы.

Плешковский промысел - один из древнейших промыслов центра России. Плешковская игрушка по сравнению с народной игрушкой других гончарных центров России имеет довольно бедный круг сюжетов. Конь, ко -рова, коза, собака, утка, курица, петух, всадник на коне, солдат (деревенский парень), кукла - вот и все традиционные персонажи. Из новых явно нетрадиционных сюжетов встречаются только заяц и белка. Возможно, сюжетная бедность обусловлена тем, что плешковские мастера верны древнейшим традициям, консервативны и не стремятся к расширению круга образов за счет новых мотивов. Любопытно также, что в пределах узкого традиционного круга образов почти нет вариаций, игрушки одной мастерицы практически невозможно отличить от игрушек ее односельчан.

Чтобы постичь прелесть плешковских свистулек, нужно обладать известной утонченностью вкуса, необходима определенная подготовленность, культура эстетического восприятия. Иначе зритель может увидеть лишь явную грубость.

Плешковская пластика занимает особое место в ряду многообразных проявлений русской декоративной скульптуры. Она скорее сродни глиняным фигуркам, найденным при археологических раскопках, нежели нынешней игрушке какой-либо из областей нашей страны. Звери и птицы из Плешково приземисты в высшей степени статичны, примитивны, стоящие на узком колоколе юбки куклы торжественны, величавы. Они словно позируют в мастерской живописца-портретиста, будто замерли в позе, исполненной чувства собственного достоинства. Иногда кукла изображает женщину с ребенком на руках. Почти всегда одна рука в виде небольшого бугорка приподнята и отведена в решительном жесте. Именно эта рука и является свистком. В ней палочкой сделаны каналы с отверстиями.

В Орловской области в 60-х годах было широко известно имя мастерицы-игрушечницы Ольги Даниловны Матюхиной (1885-1974), которая лепила замечательные, архаичные свистульки. Местная плешковская глина, белая после обжига, переливается маленькими искорками слюдяных пылинок - чешуек. В результате слабого обжига в небольшой печурке поверхность многих игрушек приобретает сиренево-синий оттенок. Обожженная глина, словно губка, поглощает краску, и роспись становится приглушенной. Пастельные тона орнаментировки прекрасно уживаются с белесо-матовыми, местами слегка сиреневым полем обожженной глины.

В прежние времена плешковцы расписывали глиняные фигурки самодельными красками: тертым в порошок кирпичом на клейстере из муки, соком растений. Иногда использовали синьку. Неспроста и в наши дни, когда здешние мастерицы, как и во многих здешних центрах производства глиняной игрушки, перешли на роспись анилиновыми фабричными красками, предпочтение отдается красному, зеленому, синему цветам.

Роспись наносится округлыми, овальными или бесформенными пятнами. Несколько реже встречаются «запятые», параллельные полоски («ребра» на груди коня), скромные блеклые цветочки.

На плешковской скульптуре почти никогда не увидишь орнаментику, заимствованную у ткачей, набойщиков и вышивальщиц, которая весьма характерна для росписи игрушек многих других промыслов. Быть может, это говорит о древнем происхождении стилистических особенностей декора фигурок Орловской области. О том же свидетельствует и характер лепки, архаичной и строгой, и тот факт, что в «костюме» плешковской куклы никак не угадаешь моду 19 столетия, тем более -городскую, которая улавливается в «одежде» липецкой (романовской) или пензенской (абашевской) народной скульптуры. Помимо росписи широко используется рельефный орнамент, нанесеный остриём тонкой палочки, точеные ямки или же выполненные защипами пальцев фестончики.

В наше время возрождение плешковского промысла в городе Ливны связано с именем Натальи Николаевны Фроловой. Вместе с мужем Александром Викторовичем они брали уроки мастерства у Александры Михайловны Иваниловой, плешковской мастерицы. Фроловым удалось постичь тайны старинного промысла. Наталья Николаевна создает игрушки самых разных форм и размеров, перетирает листья лопуха, чтобы получить зеленую краску, трением одного кирпича о другой розовую - в виде порошка, размешанного с водой. Синей краской служат чернила. Ее роспись приобретает нежную пастельную тональность. От старой игрушки осталось точное следование формам. Сильно расширился круг сюжетов, появились свои собственные, такие как русалка, птица. Роспись женских фигурок состоит из знаков - двойной крест, пятка с мелкими точками. Иногда появляются вертикальные линии - (знаки дождя) и волнистые - земля, наполненная дождевой водой. Старинная игрушка ожила в руках мастера [3. С. 107].

Чернышинская игрушка - родом из деревни Чернышино Новосильского района Орловской области. Старинная их мастерица П.П. Каленина следовала приемам лепки, принятым в деревне Плешково - форма вытягивалась из единого куска глины. Анна Харитоновна Афанасова, народный мастер из этого же села, «ладит» форму с помощью палочки и ножа. У чернышинских кукол - крупно обозначенная грудь, у животных и птиц - наклонная постановка или удлиненное туловище. В росписи преобладают горизонтальные полосы и точки (пятнышки). Для обжига Афанасьевна сама сложила печь из камня. Из Чернышино она переселилась в Новосиль и за последние годы успела обучить ремеслу немало ребят. Теперь воспитатели детских садов не пользуются пластилином. Для занятий с детьми они берут глину из оврагов. Богатые залежи глины способствовали развитию гончарного производства в Чернышине, начало которому положили казаки, заселившие эти места еще в 16 веке. Именно от них чернышинские крепостные переняли искусство обжига глины. От гончарного производства жители перешли к игрушке. Занимались

17.00.00 - ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ 17.00.00 - ART CRITICISM

ею только женщины. Характер промысла не требовал особых приспособлений. По весне из оврагов привозили очень вязкую белую глину. Хранили ее с год в погребе, затем в открытой яме оборудовали горн, обжигали игрушку. Раскрашивали минеральными красками.

В начале 30-х годов в Чернышино остались 4 женщины, занимавшиеся производством игрушек. В колхозе организовали мастерскую, Чернышинская игрушка пошла в потребкооперацию. Дело дошло до того, что игрушка стала попадать в зарубежные музеи [2].

Образ кукушки тесно связан с обычаями и поверьями новосильских крестьян. Кукушка - вещая птица, предвещала сроки жизни и смерти, а также судьбу. Кукушка - птица-оборотень, это женщина с несчастной судьбой (нарушившая нормы жизни), превращенная в кукушку, носитель таинственной силы, защищает скот и покровительствует хозяйственным занятиям. Чернышинские игрушки тесно связаны с культом кукушки. Роспись игрушек напоминает оперение этой птицы - чередующиеся полоски украшают также коньков-свистунков и кукол. Женский образ, несмотря на одежду, напоминающую костюмы прошлого века, сохранил древний символ, связанный с плодородием -питающие груди, корни которых в древнем матриархате и в славянском почитании Рожаниц [1, 177].

Народное творчество никогда не прекращалось, продолжали развиваться традиционные промыслы, появлялись новые. На Орловщине сегодня можно найти такие промыслы, как гончарное производство, резьба по дереву, плетение из соломки, рогоза и лозы, изготовление традиционных русских народных музыкальных инструментов - свирелей, жалеек разного строя, трещоток, бубнов, звончалок, трензлей, рубелей, бубенцов, коробочек вертушек и др.

Двадцать семь мастеров Орловщины, занимающихся народными промыслами, имеют звание «Народный мастер России». Работает ОАО «Орелкерамика», выпускающее сувенирную продукцию в орловских народных традициях. В Орле действует детская школа

изобразительных искусств и народных ремесел, где народные мастера преподают традиционные ремесла.

Сохранение народных промыслов, сохранение своих корней, национальной самобытности - все чаще озвучиваются эти лозунги. В России сейчас на самых разных уровнях ставку делают на развитие внутреннего туризма, неотъемлемой частью которого становится сувенирная продукция, в том числе народные промыслы. Во многих странах, где пытаются сохранить национальную культуру, существует государственная поддержка народных промыслов. В Японии есть титул «живое национальное достояние», удостаивается его мастер, занимающийся старинным ремеслом (шёлкоткачество, ковка мечей, изготовление бумаги, фарфора...). Король Марокко освободил ремесленников от налогов: развивая сувенирную составляющую туризма, они укрепляют государство. У нас интереснейшие проекты часто реализуются благодаря инициативе снизу. Многие промыслы существуют только благодаря смекалке и активности местных мастеров. Они не только сохраняют промысел на его историческом месте, но и активно продвигают свою продукцию.

В наши дни, в период возврата к экологически чистым предметам быта, народные промыслы заслуживают того, чтобы стать новыми экономическими отраслями на базе местного сырья (продуктов сельского хозяйства, природных ресурсов) и рабочих рук. Развитие народных промыслов можно сочетать с туризмом. В этом плане весьма перспективно развитие художественных промыслов по производству изделий традиционного искусства.

Всплеск интереса к народному творчеству обоснован не только объективным отношением к жизненно важным эстетическим и этическим ценностям, но и стремлением народа к духовному возрождению, к творчеству, стремлением людей создать условия для преемственности поколений. Будущее нашего народа, судьба его национальной культуры зависит от того, насколько нам удастся возродить этнокультурные ценности.

Библиографический список.

1. Богуславская И.Я. Народное искусство или ширпотреб? -Декоративное искусство СССР, 1976, №6, С. 22.

2. Богуславская И.Я. Традиции народных художественных промыслов и проблемы сувениров. Советское декоративное искусство 77/78, М., 1980, с. 116-122.

3. Народное творчество Орловской области. Вып.1. / Сост. и общ. ред. Л.С. Афанасьева. Орел, 1988. 277 с.

4. Некрасова М.А. Традиции и проблемы индивидуального в народном искусстве. Декоративное искусство СССР. 1974, №5, С. 15-16

5. Обласова Г. Тетерешники // Орловский вестник. 1998. 26 февр. С.12

6. Салтыков А.Б. Самое близкое искусство. М., 1969.

7. Славянский мир. Воронеж. 2001. С. 103-110.

References

1. Boguslavskaya I.Ya. Folk art and consumer goods? - Decorative Arts of the USSR, 1976, № 6. - P. 22.

2. Boguslavskaya I.Ya. Tradition of folk crafts and souvenirs' problems. - Soviet decorative art 77/78, Moscow, 1980. - Pp. 116-122.

3. Folk art Orel. Issue 1. / Compiled by Ed. L.S Afanasyev. - Orel, 1988. - 277 p.

4. NekrasovаMA. Traditions and problems of the individual in the folk art. -Decorative Arts of the USSR. 1974, № 5. - Pp. 15-16.

5. Oblasova G. Tetereshniki // Orel Bulletin . - 1998. - 26 February. - P. 12

6. Saltykov A.B. The closest art. Moscow, 1969.

7. Slavic world. Voronezh. 2001.- Pp. 103-110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.