Научная статья на тему 'Механизмы сохранения и трансляции традиционного гончарства Центрального Черноземья'

Механизмы сохранения и трансляции традиционного гончарства Центрального Черноземья Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
162
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМЫ / СОХРАНЕНИЕ / ТРАНСЛЯЦИЯ / ТРАДИЦИОННОЕ ГОНЧАРСТВО / ЭТНОПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Скобликова Т. Е.

Показаны методика и особенности их освоения и трансляции гончарного промысла, проблемы, возникающие на этом пути, способы их решения. Представлен исследовательский и педагогический опыт многих лет. Материал призван пробудить интерес педагогов и людей других специальностей, посвятивших себя изучению традиционной народной культуры, к возможностям культурологии и этнопедагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизмы сохранения и трансляции традиционного гончарства Центрального Черноземья»

УДК 008: 316. 722

МЕХАНИЗМЫ СОХРАНЕНИЯ И ТРАНСЛЯЦИИ ТРАДИЦИОННОГО ГОНЧАРСТВА ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ

© 2012 Т. Е. Скобликова

зав. отделом народных промыслов МБОУ «Курчатовский государственный краеведческий музей», педагог дополнительного образования МКОУ ДОД «Дом детского творчества

e-mail: vremena2@yandex. ru г. Курчатов, Курская область

Показаны методика и особенности их освоения и трансляции гончарного промысла, проблемы, возникающие на этом пути, способы их решения. Представлен исследовательский и педагогический опыт многих лет. Материал призван пробудить интерес педагогов и людей других специальностей, посвятивших себя изучению традиционной народной культуры, к возможностям культурологии и этнопедагогики.

Ключевые слова: механизмы, сохранение, трансляция, традиционное гончарство, этнопедагогика.

Традиционная культура является истоком культуры современной и будущей. От нее неотделимы вопросы нравственности и духовности, национального самосознания и патриотизма, связи с природой и российских этносов друг с другом. В XX в. традиционная культура претерпела ряд сложнейших проблем, которые негативно отразились на ее эволюции. В начале XXI в. речь идет о путях не только ее сохранения, но и развития, что подразумевает поиск механизмов, позволяющих передать ее молодому поколению. В настоящее время оно нуждается в этнокультурном образовании, а его можно строить на локальных традициях, в частности гончарных, которыми всегда славилось Центральное Черноземье.

С начала 80-х гг. XX в. в традиционном гончарстве начался период трансляции знаний от опытных мастеров, гончаров и игрушечниц, более молодым людям. Этот важный период имел особенности. Во-первых, старейших мастеров гончарных промыслов оставались единицы. Во-вторых, знания у них перенимали в большинстве случаев не их прямые потомки, дочери и сыновья, а люди, которые не были ранее причастны к традиционному гончарству, зачастую вообще ничего о нем не знали и были далеки от крестьянского уклада жизни.

Приемы лепки кожлянской игрушки и дроняевской посуды Курской области изучили В.С. Дьяченко, Т.Е. Скобликова, В.А. Тимофеев и Г.Л. Кузьмина, Н.В. Абакумова. Знания о старооскольской игрушке и стрелицкой посуде Белгородской области получили от опытных мастеров В.И. Лобынцев, Т.В. Лобынцева, Е.В. Абрамова, В.П. Пырьева, В.Е. Шевцов, А.И. Филимонова, и В.Н. Калашников. Традиции создания плешковской и чернышинской игрушек и белоглинной и чернолощеной посуды1 Орловской области продолжили Н.Н. Фролова, А.В. Фролов и

1 Чернолощеная посуда - натертая до зеркального блеска камнем-голышом или другим подходящим предметом и обожженная в коптящем пламени без доступа кислорода (электронный ресурс: www. икп^егаї .сот)

И.Б. Лузянин. Приемы изготовления романовской игрушки Липецкой области перенял В.В. Маркин, инжавинской игрушки Тамбовской области - Н.А. Карасев.

Многие из тех, кто стал осваивать традиционное гончарство, являлись педагогами дополнительного образования. Их приход стал спасением для промыслов, знания о них перестали быть уделом искусствоведов и коллекционеров. Постигая приемы лепки посуды и игрушки у старейшин промыслов, педагоги дополнительного образования полностью или частично выстраивали свои программы обучения и воспитания учащихся на основе местных гончарных традиций. Ребята получали знания не только по технологии изготовления глиняных изделий, но и по истории родного края.

С 1984 г. в Дроняевской средней школе Курской области работает кружок лепки кожлянской игрушки. Обучение детей приемам ее создания проводили сначала О. И. Дериглазова, затем В. В. Ковкина. Позже здесь же были введены уроки изготовления дроняевской посуды, которые вели мастера Н.А. Пашков и В.И. Пашков. В 1986 г. в школу с. Сергиево Орловской области был приглашен мастер П. И. Логвинов в качестве преподавателя гончарного дела. В с. Измалково Липецкой области детей в местном Доме школьника обучал гончарству мастер Е.Я. Семенов.

Начавшись с обычных занятий в учреждениях дополнительного образования и кружков в школах, процесс приобщения учащихся к культуре своих предков со временем принял разнообразные формы. Они позволили вовлечь в него больше детей и сделать его более глубоким и интересным Например, преподавание суджанской керамики введено в Замостянской школе с начала 90-х гг. Занятия ведет потомственный мастер Ю.С. Спесивцев. В 1999 г. в техникуме искусств в г. Суджа создано отделение «Художественная керамика», с 2000 г. здесь работает творческая группа «Суджанский гончарный цех». Сам мастер был выбран цехмейстером. В 2010 г. он стал лауреатом премии Министерства культуры РФ «Душа России».

Перенимать приемы создания изделий традиционного гончарства из рук старейших мастеров позволяет такая форма работы, как экспедиция, которая знакомит детей с природой родного края и с историей промысла. Экспедиции на родину промысла совершаются по несколько раз в год. Например, учащиеся Дома детского творчества г. Курчатова Курской области с большим интересом общаются с народным мастером России, членом Союза художников России, лауреатом Государственной премии «Душа России - 2002», старейшим мастером кожлянской игрушки В. В. Ковкиной. Ее речь - смесь русского и украинского языков - сразу дает детям толчок для знакомства с историей промысла и деревни, земли в которой в конце XVIII в. купил помещик, переселивший часть своих крестьян из Полтавской губернии Украины.

Учащиеся Дома детского творчества г. Курчатова, знакомясь с традиционным гончарством, совершали экспедиции в места бытования гончарных промыслов. За знаниями о плешковской игрушке дети отправились в г. Ливны Орловской области в 1990 г. Через два года они поехали в г. Орел к мастерице Н.Н. Фроловой, владеющей приемами лепки чернышинской игрушки. Чтобы встретиться с мастерицами филимоновской игрушки, в 1993 г. преодолели путь до вымирающей д. Красенки Тульской области, расположенной по соседству с д. Филимоново. Знания о старооскольской игрушке Белгородской области получили в 1994 г., о добровской посуде и романовской игрушке Липецкой области - в 1995 г., о карачунской посуде Воронежской области - в 1996 г., о гжели - в 2000 г., о рыльской посуде Курской области - 2001 г, о скопинской керамике - в 2001 г.

Выставки и конкурсы различного уровня являются своеобразной ступенькой к приобретению профессиональных навыков создания изделий, стимулом для более

Скобликова Т. Е. Механизмы сохранения и трансляции традиционного гончарства Центрального Черноземья

глубокого проникновения в их технологию и историю промысла. Юные краеведы курчатовского Дома детского творчества участвуют в выставке «Народное гончарство России. Игрушка, детское творчество» в Твери с 2006 г., в выставке юных мастеров в рамках всероссийского фестиваля детских фольклорных коллективов «Дежкин карагод» в Курске с 2008 г. Воспитанница объединения «Народное гончарство» Анастасия Неволина выдержала отбор на всероссийские выставки «Молодые мастера России» и «Народное искусство России» в Москве в 2007 и 2008 гг. Она же стала участницей II Международного молодежного гончарного фестиваля, прошедшего в Полтавской области Украины летом 2008 г.

Межрегиональный детский конкурс глиняной игрушки «Заиграй, моя игрушечка», проходящий в Судже раз в два года, привлекает руководителей и детей не только Курской области, но и соседних с ней - Белгородской, Орловской, Липецкой, а также Сумской и Полтавской областей Украины. Он представляет собой своеобразный смотр работ юных мастеров, соревнование в знании своей традиционной игрушки. В течение полутора часов конкурсанты в разных возрастных группах из глин, привезенных с собой, должны воспроизвести игрушку в традиции своего родного края. Для детей конкурс превращается в серьезное испытание. Они работают самостоятельно, без руководителя и должны показать уровень своих навыков в полной мере. При этом ребята учатся спокойной организованной работе в необычных условиях.

Собирательство изделий для фондов различных музеев шло постоянно в течение всех лет освоения традиционного гончарства и одновременно со всеми другими процессами. Оно позволило сохранить его историю за последние 20-30 лет XX в. В курчатовском государственном краеведческом музее собирательство привело к созданию единственного в Курской области отдела народных промыслов. Начало ему положила коллекция кожлянской игрушки. Со временем ее стали сопровождать также образцы глин, из которых лепят свистульку, инструменты мастериц - «шпички», то есть палочки для протыкания свистка в игрушке, куриные перышки, используемые как кисточки.

В число экспонатов входят также фотоснимки мастериц, их документы и вещи, макеты гончарных печей для обжига игрушки и панорама, показывающая весь процесс изготовления изделий - от добычи сырья до сбыта. Фонд отдела пополнен уже игрушкой потомков мастериц. В нем сохраняются изделия еще 18 гончарных промыслов России и Украины. Материал изложен в различных формах: обзорной экскурсии, тематической лекции, игры, мастер-классов по лепке кожлянской игрушки и дроняевской посуды, программы для детей разного школьного возраста «Связуя нить времен». Он используется и для образовательных, и для просветительских целей.

Фестиваль народной культуры «Батюшка Егорий», идея проведения которого возникла в г. Курчатове в начале 2000-х гг., продолжает работу по сохранению и развитию традиционной культуры. Он позволяет показать и детям и взрослым ее различные виды: музыкальный фольклор, костюм, ремесла и промыслы, игры. Название фестиваля не случайно. Г еоргий (Юрий, Егорий) - один из особо почитаемых на Руси святых. День его рождения (23 апреля по старому стилю) отделял старый сельскохозяйственный год от нового и был отмечен ярмаркой, где мастера Центрального Черноземья продавали свои изделия. Гончары и игрушечницы воспринимали святого Георгия-Победоносца как своего покровителя. Фестивалей с периодичностью в два года проведено четыре.

Сейчас важной представляется работа на родине промысла, в населенном пункте, где он зародился и бытовал несколько сотен лет, а теперь, когда почти не осталось носителей традиции, находится перед угрозой исчезновения. Такова д. Кожля

Курской области. Традиционную кожлянскую игрушку представляет здесь сейчас единственная мастерица В.В. Ковкина, отметившая в мае 2012 г. свое 90-летие. Ее преданность малой родине и мастерство свидетельствуют о том, что игрушка сохраняет свои корни, питающие формы оригинальным и глубоким содержанием.

В настоящее время территория д. Кожля используется как экскурсионная. Многообразный материал о деревне изложен в виде тематических лекций: «Живописная природа Кожли», «Деревня Кожля - родина расписной глиняной игрушки»; «Гончарная посуда Кожли: легенды и были»; «Кожлянская трагедия времен Великой Отечественной войны»; «Украина и Россия сошлись в Кожле», «Православие в жизни и творчестве мастериц кожлянской игрушки»... Каждой из лекций соответствует свой маршрут. В Кожле, где исторически складывались и до 30-х гг.

XX в. проходили ярмарки, в том числе и в честь Георгия Победоносца, в 2009 г. был проведен четвертый фестиваль народной культуры «Батюшка Егорий». В с. Троицкое Липецкой области сохраняют и передают свою традиционную романовскую посуду и игрушку в комплексе с другими видами народной культуры: тряпичной куклой, валянием валенок, кухней, свадебными и иными обрядами и обычаями. Работа ведется в стенах открытого прошлой осенью областного центра романовской игрушки.

Приобщение детей к традиционному гончарству в течение многих лет привело к появлению нового поколения молодых мастеров: в кожлянской игрушке -

О. К. Селихова, научный сотрудник курчатовского государственного краеведческого музея, А. О. Неволина, выпускница Орловского государственного института искусств и культуры по специальности «Музейное дело и охрана памятников»; в суджанской керамике - А.В. Кучеров, О.Ф. Никитина, Ю.А. Пимонова, А.Н. Поляков, В.М. Шумаков, Ю.В. Жилина - ученики Ю.С. Спесивцева; в старооскольской игрушке - Т.А. Шиян, В.В. Мухамедзянова - ученицы Лобынцевых. В детском саду, школе, областном центре романовской игрушки с. Троицкое Липецкой области преподают Т.Н. Маркина, А.В. Маркин, С.В. Ильина, О.Л. Волокитина, А.С. Короленко - ученики мастера В. В. Маркина.

Таким образом, в конце XX - начале XXI в. людьми, занявшимися изучением традиционного гончарства, в том числе педагогами, были выработаны механизмы его сохранения и трансляции. Они разнообразны и позволяют не только знакомиться с ним, но и глубоко изучать его. Механизмы сохранения и трансляции традиционного гончарства оказались эффективны и стали фундаментом для получения молодыми людьми специального образования. Они будут оставаться актуальными и востребованными.

Бибилиографический список

Голан А. Миф и символ. М.: Русслит, 1993. 375 с.

Дайн Г. А. Об изучении детской традиционной культуры // Русское народное искусство / под ред Т. И. Манушкиной. М.: Издат. дом «Подкова», 1998. С. 170-180.

Максимович В. Ф. Пути совершенствования системы подготовки кадров в учебных заведениях народных художественных промыслов: автореф. канд. . пед. наук. М.: АПН СССР НИИ художественного воспитания, 1989. 16 с.

Некрасова М. А. Народное искусство России в современной культуре XX-

XXI вв. М.: Коллекция М, 2003. 108 с.

Скобликова Т. Е. Промысел кожлянской игрушки // Курский край / под ред. Ю. А. Бугрова. Курск, 2006. 108 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.