Научная статья на тему 'Социокультурные аспекты развития эколого-этнографического туризма'

Социокультурные аспекты развития эколого-этнографического туризма Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
874
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ / ЭКОЛОГО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ИНТЕГРАЦИЯ / ЭТНОТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Старикова Дарья Владимировна

В статье рассматриваются социокультурные аспекты развития эколого-этнографического туризма в Курской области. Предлагается идея интеграции туристской деятельности в этносоциальную реальность с целью проявления, воссоздания и сохранения традиционной народной культуры. Анализируются результаты экспертного опроса о возможностях и перспективах развития данного вида туризма на территории Курского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурные аспекты развития эколого-этнографического туризма»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 18 (233): Философия. Социология. Культурология. Вып. 21. С. 93-96.

Д. В. Старикова

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ТУРИЗМА

Работа подготовлена при поддержке РГНФ и Администрации Курской области в рамках проекта «Позиционирование имиджа региона в коммуникационном пространстве»

(проект № 10-03-72301 А/ц)

В статье рассматриваются социокультурные аспекты развития эколого-этнографического туризма в Курской области. Предлагается идея интеграции туристского деятельности в этносоциальную реальность с целью проявления, воссоздания и сохранения традиционного народного культуры. Анализируются результаты экспертного опроса о возможностях и перспективах развития данного вида туризма на территории Курского региона.

Ключевые слова: культурная традиция, эколого-этнографический туризм, экологический

туризм, интеграция, этнотуристские ресурсы.

Современная наука определяет культуру как жизнетворчество, как творчески созидательную деятельность по преобразованию природы и общества, результатом которой являются постоянное пополнение материальных и духовных ценностей, совершенствование всех сущностных человеческих сил. А. И. Арнольдов полагает, что в культуре общество осознает и проявляет себя; культура есть прозрение общества, непременное условие и результат его существования; по ней можно судить о социальном и духовном облике общества, о внутренних стимулах его развития1.

В современных условиях социокультурной трансформации российской общественной системы утрата ценностей и традиций прошлого воспринимается как один из факторов, ведущих к политическим, экономическим, экологическим, межэтническим аномалиям и коллизиям. Именно в таком контексте роль культуры в целом, и традиционной народной в частности, как корневой основы всего «древа» культуры, как органической части самой природы, сохраняющей во времени жизненные связи с окружающей средой, с этнической общностью, формирующей действенную силу в культуре каждого этноса, неизмеримо возрастает.

Анализируя современную социально-культурную обстановку в различных субъектах Российской Федерации, мы предприняли попытку на примере Курской области научно обосновать идею интеграции туристской деятельности в этносоциальную реальность

с целью проявления, возрождения и сохранения традиционной народной культуры. Как известно, туризм в последние годы стал занимать лидирующие позиции в экономической, социальной и, в особенности, культурной сфере современного общества. Об этом свидетельствуют высокие темпы его роста, а также широкие масштабы влияния на уровень и направленность развития региональных и мировых сообществ. Практика туризма, ориентированная на самобытность и культурное разнообразие, обусловила тенденцию активного развития этнографического туризма в России Данный вид деятельности представляет собой путешествия или исследовательские экспедиции-погружения в традиционную социально-культурную среду с целью изучения народных обрядов и религиозных обычаев, фольклора, народных промыслов и ремесел, обустройства жизненного пространства и природопользования. Возрастающий интерес туристов к другим народам и культурам приводит к повышению посещаемости отдельных регионов нашей страны, а также способствует созданию новых оригинальных и разнообразных турпро-дуктов и услуг. В связи с этим большая часть этнографических туров сегодня формируется в сочетании с программами экологического туризма, включающего путешествия в места с относительно нетронутой природой с целью получения представлений о природных и культурно-этнографических особенностях данной местности, не нарушающей при этом целостности экосистем и создающей такие

экономические условия, при которых охрана природы и природных ресурсов становится экономически выгодной для местного населения2. Из данного определения следует, что основной туристской мотивацией при посещении конкретной территории является не только стремление насладиться природными достопримечательностями, но и желание познакомиться с культурой, архитектурой, бытом того или иного народа (этноса), проживающего сейчас или проживавшего когда-либо в данной местности.

В настоящее время отмечается, что в программах экологического туризма традиционная культура выходит на паритетные уровни с природными особенностями и достопримечательностями территории. Так, к примеру, в Республике Бурятии реализуется несколько туристических проектов, связанных с историей «Великого чайного пути», связывавшего Пекин и Москву. Эколого-этнографическое направление туризма в данном регионе представлено турами ознакомительного характера: «На перекрестке культур», связанного с культурой русских и бурят; «Диалог цивилизаций», повествующего о традиционной культуре Центральной Азии и современном культурном ландшафте Бурятии; «Обычаи и традиции Байкальской земли», посвященного культуре, обычаям и традициям Забайкалья.

В Ханты-Мансийском автономном округе в программах экологического туризма особый интерес для туристов представляет эколого-этнографическая экспедиция «В гостях у Тапсуйских манси». Другие маршруты предполагают посещение музеев и мест археологических раскопок.

В Республике Карелии организуются экскурсии в историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи», где представлена традиционная культура русских Заонежья, Пудожья, карел-ливвиков.

Цель нашего исследования заключается в том, чтобы проанализировать фольклорноэтнографический потенциал Курской области в качестве одного из основных компонентов социокультурной жизни региона. Это позволит оценить уровень туристской аттрактивности этнокультурного ландшафта территории и определить способы использования этноресурсов в программах экологоэтнографических туров.

Многообразие культурных традиций курян позволяет говорить о них как об этносе,

сформировавшемся на стыке южнорусских и украинских народностей. Наиболее полно особенности заселения территории отразились на образовании локальных стилевых зон Глушковского района Курской области. В настоящее время по ряду признаков (особенности отправления календарных и семейных праздников, говор, музыкальностилистические особенности) на территории района можно выделить две стилевые зоны: доссймскую и зассймскую (по названию р. Сейм, протекающей в данной местности). Тенденция к национальной обособленности привела к тому, что в двух этих зонах сохраняются четкие различия в культуре русских (засеймских) и украинских (досеймских) сел. Особого внимания требует языковая традиция населения Глушковского района, интересная с точки зрения этнографии. Говор жителей сел, расположенных на левом берегу р. Сейм, мы можем отнести к говорам «с исконной украинской языковой основой», по правому берегу Сейма мы находим говор «с исконной русской языковой основой». Особенности каждого из них в ходе этнографических экспедиций по селам района изучали сотрудники Глушковского краеведческого музея. В целях сохранения колорита, самобытности и уникальности местного языка был составлен сборник слов данного района, записаны песни, частушки, поговорки, пословицы, легенды, сказки местных жителей. Собранный материал в настоящее время активно используется в проведении лекций, экскурсий, мероприятий в музеях, школах искусств, библиотеках.

Своеобразным этнотуристским ресурсом района стали праздники, в которых четко можно проследить христианско-языческую культурную традицию. Обрядовыми играми в масках, щедровальными песнями, пирогами сопровождается народное гуляние «Щедрый вечер, добрый вечер». Ежегодно гостей из России, Украины и Белоруссии встречает международный праздник «В ночь на Ивана Купалу», что способствует укреплению творческих контактов между фольклорными коллективами разных стран, взаимообога-щению культур, популяризации локальной Глушковской традиции, сохранению народной культуры южнорусского и украинского населения.

Ведущее место в Курской фольклорной традиции занимает хороводная песня.

Социокультурные аспекты развития эколого-этнографического туризма

95

Карагод является централизующим компонентом местной культуры и влияет на всю ее жанровую систему. Наиболее распространенным карагодным наигрышем Курского края является «Тимоня». Традиции этого знаменитого напева зародились в селе Плехово Суджанского района.

Сельские праздники с песнями и плясками, именуемые «Карагодами», в настоящее время проводятся в селах Большесолдатского района. Старинные шубки, сарафаны, гармошка, рожок, кугиклы, рушники, лапти -это непременные атрибуты местного обрядового праздника. Массовые мероприятия такого характера необходимы для того, чтобы воссоздать традиционные формы бытования фольклора. Это связано с тем, что изначально ориентированный на существование внутри традиции без разделения на исполнителей и слушателей, сегодня он получает нетипичные для себя формы сценического воплощения, что противоречит основному постулату традиционной культуры - принадлежность к ней всех и функционирование внутри себя.

Сохранение и восстановление яркого и самобытного очага традиционной культуры Курского края происходит путем создания преемственности поколений. Так, в краеведческом музее г. Курчатова сегодня реализуется программа этнокультурного образования «Связуя нить времен», основная идея которой заключается в недопустимости прерывания традиционной, в частности гончарной, культуры, уходящей корнями в глубокую древность и впитавшей в себя историю края. Село Дроняево Курчатовского района известно богатыми месторождениями глин. Местные жители сразу же нашли им применение: красную использовали гончары для изготовления посуды, а из белой женщины соседней деревушки Кожля делали игрушки-свистульки. Эти народные промыслы сохранились до наших дней, чему в немалой степени способствовало открытие в 2008 г. «Центра народных традиционных промыслов». Благодаря этому, у школьников появилась возможность изучать историю и технологию кожлянского и дроняевского промыслов.

Суджанский район - единственный в области, где сохранились практически все формы художественной культуры во всем своем богатстве и разнообразии, включая такие ремесла, как ковроделие и узорное ткачество, прядение и вязание, плетение из лозы, вышив-

ка и кружево, а также старейшее в области гончарное производство. С 1996 г. в районе функционирует областное государственное учреждение культуры «Центр художественных народных промыслов и ремесел». Здесь свою работу успешно осуществляет школа гончарного мастерства, где учащиеся общеобразовательных учреждений перенимают традиции суджанских гончаров. Ручным и художественным ткачеством, плетением из пеньки и лозы, изготовлением старинных музыкальных инструментов занимаются мастера Дома ремесел в селе Саморядово Большесолдатского района. Успешно на сегодняшний день реализуется проект Глушковского района «Деревянное кружево», основной задачей которого является возрождение в данной местности бондарного промысла и организация изготовления резных, точеных изделий из дерева. На основе многовековых традиций народного декоративного искусства развивается сегодня в Доме ремесел г. Щигры ручное ковроткачество. Активную работу по изучению и сохранению традиционных русских ремесел ведет школа-студия народных промыслов «Артель» г. Железногорска.

В октябре - ноябре 2010 г. при участии сотрудников кафедры социологии и политологии Курского государственного университета было проведено социологическое исследование по проблемам развития экологоэтнографического туризма в Курской области. Сбор социологической информации производился методом очного экспертного опроса по специально разработанной анкете. Было опрошено 48 специалистов ведущих туристических фирм г. Курска. Анализ данных показал следующее: 62 % респондентов весьма высоко оценивают перспективы осуществления на территории Курской области туристской деятельности эколого-этнографического характера, полагая, что богатая и разнообразная культурная традиция Курского края в сочетании с уникальными природными ресурсами территории по праву может стать основой для развития в данной местности экологоэтнографического туризма. По мнению 28 % опрошенных, эффективное осуществление данного вида туристской деятельности в регионе возможно только при условии создания емкой маркетинговой программы, которая будет способствовать продвижению эколого-этнографического туризма на территории Курской области и за ее пределами, а также

стимулировать рост спроса и предложения на определенный турпродукт.

Грамотная имиджевая политика региона, как полагает 7 % респондентов, может вывести некоторые этнографические особенности Курского края на уровень бренда данной территории, что в свою очередь будет играть значительную роль в создании позитивного, привлекательного для туристов образа региона и позволит успешно развивать экологоэтнографическое направление туристской деятельности в Курской области. Наиболее ярким положительным примером реализации данной стратегии эксперты называют ивент-бренд - Курская корейская ярмарка, которая в XIX в. была в числе трех главных ярмарок России. Сегодня она сочетает в себе давние традиции, праздничную атмосферу, а также универсальный характер рыночных отношений. Здесь можно встретить товаропроизводителей из многих регионов России, партнеров из стран Ближнего и Дальнего Зарубежья. Г еографическим расположением, возрождающейся популярностью и экономическим ростом Курская корейская ярмарка оправдывает свое историческое название «Южных торговых ворот России». Особо внимания заслуживает место проведение ярмарки - паломнический историко-культурный центр «Коренная пустынь», который на протяжении многих лет принимает иностранных и российских паломников, туристов, гостей, знакомя их с духовными и православными святынями Курского края.

Как показывает исследование, факторами, сдерживающими развитие экологоэтнографического туризма в Курской области, являются низкий уровень комфортности туристской инфраструктуры по основным компонентам системы обслуживания (гостиничный сектор, транспортное обеспечение, предприятия питания), слабость рекламно-информационного обеспечения туристской деятельности не только регионального, но и внутриобластного масштаба, отсутствие емкого, конкурентоспособного тематического

турпродукта. Эксперты отмечают, что улучшению ситуации будут способствовать:

1. Создание партнерской сети туристических компаний и организаций г. Курска, заинтересованных в развитии экологоэтнографического туризма на территории региона.

2. Инвентаризация объектов экологического и этнографического видов туризма на территории Курской области.

3. Обеспечение данной сферы туристской деятельности кадровыми, материально-техническими, финансовыми, рекламно-информационными ресурсами.

Мы полагаем, что организация путешествий на базе объектов экологоэтнографического туризма будет способствовать вхождению туристов в активный режим самообразования, при котором у них появляется возможность познакомится с историей Курского края, бытом населения, особенностями труда, обрядами и праздниками, народным творчеством прошлого и настоящего. Элементы этнографического наследия помогают людям «отметить» следы «прошлого» в истории своего народа и сосредоточить внимание на новом и прогрессивном. Такая практика свидетельствует в пользу широкого применения и использования средств эколого-этнографического туризма для сохранения и приумножения культурноисторического наследия в целях усиления народно-патриотической духовности и дер-жавности России.

Примечания

1 См.: Арнольдов, А. И. Введение в культурологию. М. : Нар. акад. культуры и общечело-веч. ценностей, 1993. С. 12.

2 Дедовских, Е. Ю. Экологический туризм на пути в Россию. Принципы, рекомендации, российский и зарубежный опыт / Е. Ю. Дедовских, Н. В. Моралева, А. В. Дроздов. Тула : Гриф и К, 2002. С. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.