Научная статья на тему 'Музей «Петровская игрушка» как продолжение традиций промысла'

Музей «Петровская игрушка» как продолжение традиций промысла Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
396
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
петровская игрушка / гончарство / народный промысел / музей / Petrovsky toy / pottery / folk craft / museum.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Краснова Лариса Андреевна

Статья посвящена древнему гончарному петровскому промыслу, успешно развивавшемуся в XIX в. в Костромской губернии. Он был известен и своей глиняной посудой, и глиняной глазурованной игрушкой. Еще в начале 1920-х гг. в селе Петровском было 32 двора, где семьями занимались гончарством; далее промысел начал постепенно угасать. В период после Великой Отечественной войны гончаров в этом селе уже не осталось, а к 1960-м гг. здесь работал только один известный мастер, Павел Алексеевич Иванов, который продолжал делать традиционную петровскую игрушку. Благодаря ему она и дошла до наших дней, чему содействовали и известные московские специалисты по народному искусству, поддержавшие старого мастера. В 1980-х гг. петровской игрушкой начал заниматься, стремясь возродить промысел, Михаил Александрович Шмаров, который и сейчас продолжает успешно работать вместе со своими учениками. Один из разделов данной статьи посвящен деятельности современного музея народных промыслов «Петровская игрушка». В основу его экспозиции легли изделия М. А. Шмарова и работы его учеников; особую ценность также представляют игрушки П. А. Иванова и его сына. В музее представлена коллекция игрушек и из других регионов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The museum “Petrovsky toy” as heir of traditions of folk crafts

The article treats the tradutional pottery of Petrovsky style, successfully developed in the 19 century in the Kostroma province. It was known for his earthenware and earthenware glazed toy. Back in the early 1920s, there were 32 courtyards in the village of Petrovskoye, where the families were engaged in pottery; later the craft began to gradually fade away. In the aftermath of the Great Patriotic War, potters no longer remained in this village, and by the 1960s only one well-known master, Pavel Alekseevich Ivanov, worked here, who continued to make the traditional Petrovsky toy. Thanks to him, it came to our days, which fact was also promoted by well-known Moscow folk art experts who supported the old master. In the 1980s, Petr Alexandrovich Shmarov, who now continues to work successfully with his students, began to engage in Petrovskys toy in an attempt to revive the craft. One of the sections of the article describes the activities of the modern museum of folk crafts “Petrovsky toy.” Production by M. A. Shmarov and the work of his students is exposed there; of particular value are toys by P. A. Ivanov and his son. The museum has a collection of toys from other regions of Russia.

Текст научной работы на тему «Музей «Петровская игрушка» как продолжение традиций промысла»

ЭО!: 10.24411/9999-022А-2019-10209 УДК 745 ББК 85.12

Л. А. Краснова (Кострома)

Музей «Петровская игрушка» как продолжение традиций промысла

Промысел «Петровская игрушка» был зарегистрирован в 1970-е гг. [ХПКО 2011, 30]. Деревня Петровское, где когда-то лепили игрушку, находится в Суса-нинском районе Костромской области, в ста километрах от областного центра (раньше это была Андреевская волость Буйского уезда Костромской губернии). Краеведы в начале прошлого века писали: «Буй да Кадуй черт три года искал». Видимо, из-за отдаленности места происхождения искусствоведы заметили петровскую игрушку-свистульку только во второй половине прошлого столетия. Ее также называют сусанинской, костромской или ивановской, по фамилии самого известного мастера Павла Алексеевича Иванова. В 1973 г. музей игрушки г. Загорска приобрел изделия П. А. Иванова для своей коллекции [Дайн 1987, 117, 173].

Известно, что игрушечный промысел сопутствовал гончарному. История петровского гончарного промысла уходит своими корнями в глубину веков. Никто не знает, в какое время на высоком берегу р. Шачи поселились гончары, но известно, что гончарством занималось здесь не одно поколение местных жителей. Коллекционер народной игрушки Г. Блинов побывал в Петровском, встретился с П. А. Ивановым и записал его воспоминания:

<...> и деды, и прадеды тянули на гончарном круге горшки да кринки, лепили на досуге глиняные свистульки. В Петровском до пожара, случившегося в 1922 году, было тридцать два двора. И почти в каждой избе в межсезонье, когда затихали сельскохозяйственные работы, мужчины садились за гончарный круг [Блинов 1980].

Занятие промыслом начиналось в первые морозы с добычи глины. Добывали ее самостоятельно, выкапывая глубокие ямы. Ходили, как правило, вдвоем; глину везли на санях к дому, и три-четыре дня глина готовилась: ее размачивали и разминали. Коренной житель деревни Петровское Валентин Константинович Веселов рассказывал:

Раньше мы горшки делали — не топерячи! Трудна работа — эти горшечки! Если чего делаешь, не забудешь. Глину копали только зимой, да и в морозы. Бадейку спускали на веревке в яму, глину доставали. Потом привезем на лошади. Брали два сорта глины, потом мяли глину-то. Мнешь, как пляшошь. Как не промнешь — горшок вдребезги!1

Посуду в этой деревне изготавливали спирально-жгутовым способом, что связано со свойствами глины. Сначала изделия сохли на полках, их периодически

1 Зап. от В. К. Веселова, 1931 г. р. (урож. д. Петровское), д. Петровское, Сусанинский р-н, Костромская обл. Соб. В. Батакова. 2018 г.

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА

переворачивали. Высушенные изделия обмазывали дегтем и посыпали свинцовым суриком. В. К. Веселов вспоминает:

Горшечки мазилкой1 ровняли да ножичком скоблили, пока сырые ещо. Как жо, чтоб не засыхали! Позачерствеет — и ручку сделаешь. Потом сушишь, потом начнешь красить суриком, потом — в печку, начнешь калить... Раньче сурик-от дорогой был! Вобче! Трудна работа, интересна!

Процесс заготовки глины, подготовки глиняного теста в деревнях Петровское и Сергеево зафиксирован в материалах КИАМЗ [Масалёва 2013, 9-19].

Печи для обжига были глинобитные и топились по-черному, т. е. дым выходил не в трубу, а в дыру в крыше дома. Во многом это связано с опасностью пожара, так как труба могла не выдержать высокую температуру от обжига такого количества изделий. «Опасно!» — говорили петровские мужики. В печь входило около двухсот-трехсот изделий, которые семья мастеров могла изготовить за один день. После обжига посуда, покрытая свинцовым суриком, приобретала зеленый цвет.

Петровская игрушка — творение мужских рук. Она полностью проходила тот же технологический процесс, что и посуда. Характерную особенность — зеленый цвет — игрушка приобрела благодаря горшку.

Гончары украшали свои изделия (посуду, свистульку), нанося узоры при помощи «писок»:

Писками называли штампы, сделанные из глины или дерева, различной формы: овальные, круглые, кольцевидные, спиральные, прямоугольные и т. д. [Тихомирова 2014, 10].

Таким образом, еще одна отличительная черта петровской игрушки — украшение ямчато-гребенчатым орнаментом.

Каждый элемент орнамента несет смысл, который так или иначе связан с плодородием. Л. А. Латынин объясняет символику орнамента народной игрушки:

Широко применялся в декорировании символ солнца — солярный знак (четырех-шести-восьмиконечные кресты как в круге, так и без него). Ромб — символ земли, ромб с точкой внутри — засеянное поле, полоска с точкой — дождь, елочка — «встающие хлеба». Мастер петровской игрушки из Костромской области Павел Алексеевич Иванов изображал на груди человеческих фигур «громовой» знак — шестиконечный крест, символ Перуна [Латынин 1983, 41-46].

В связи с основными образами в народной глиняной игрушке о петровской кратко упоминали А. Г. Кулешов, Л. А. Латынин, Г. М. Блинов. К примеру, Блинов находит много схожего в игрушках из Ивановской и Костромской областей:

Глиняные свистульки здесь делают нерасписанные, покрытые лишь глазурью. Есть что-то общее и в манере лепки глиняных фигурок из-под Луха (Ивановская область) и из Су-санинского района (Костромская область). В большинстве своем лухские и сусанинские игрушки — небольшие фигурки животных и птиц, реже — людей. Они обычно стоят на трех точках опоры, профиль их вписывается в прямоугольный треугольник [Блинов 1977, 84].

1 Мазилка — тряпочка, предназначенная для выравнивания глиняного изделия.

IV всероссийский конгресс Фольклористов. том второй

Музей «Петровская игрушка» как продолжение традиций промысла

67

Снова обратимся к статье Г. М. Блинова:

Круг сюжетов сусанинской игрушки невелик. Помимо фигурок куклы, коня и птицы, встречаются мужичок с гармошкой или балалайкой, собака, баран, олень, гусь, петух. Реже можно увидеть животных, которых трудно отнести к какому-либо зоологическому виду. Фантазия народных мастеров уводит их порой довольно далеко от реальности [Блинов 1980].

В основном мелкая игрушка-свистулька имела простую форму в виде птиц и животных. Посуду и игрушки возили на продажу в близлежащие населенные пункты в радиусе 50 км (Сусанино, Сандогора, Буй и др.). При продаже горшки обменивали на продукты питания — картошку, муку и т. д.

До нас дошли некоторые фамилии династий гончаров: Ивановы, Кавардако-вы, Ходовы, Веселовы, Зайчиковы. Свою известность игрушка получила благодаря потомственному гончару Павлу Алексеевичу Иванову (1908-1984), который задал канон петровской игрушке.

Исследователь петровской игрушки Г. С. Тихомирова пишет:

Павел Алексеевич Иванов родился в 1908 году в деревне Петровское Буйского уезда. Родился в многодетной семье. Детей было шестеро: Николай, Василий, Иван, Михаил, Анна и Павел. Отец был хорошим мастером, делал сто видов изделий: умывальники, долгие плошки, мясницы, дегтяры... Отец и все братья Павла воевали в Великую Отечественную войну. Павел не был на войне, так как был инвалидом с детства. Он всю жизнь проработал в колхозе. Павел Алексеевич взялся за глину в 9 лет и лепил всю жизнь. Именно игрушка стала его главным и любимым занятием [Тихомирова 2014, 14].

В связи с экономическим развитием страны кустарное гончарство в деревне в 1960-е гг. приходит в упадок, делать посуду становится невыгодно. Игрушки еще какое-то время лепят в большом количестве, продавая их старьевщикам мешками. И лишь преданный своему делу Павел Алексеевич Иванов делает свистульки до последних дней своей жизни. К сожалению, в настоящее время в деревне Петровское промысел угас, остался один коренной житель.

Мы благодарны Павлу Алексеевичу за то, что игрушка дожила до наших дней, помогли ему в этом известные российские искусствоведы А. Н. Фрумкин, Г. М. Блинов, А. В. Быков.

В 1988 г. искусствовед Евгений Александрович Булавин познакомил с петровской игрушкой Михаила Александровича Шмарова. Михаил общается со специалистами в области глиняной игрушки А. Н. Фрумкиным, И. И. Федоровым, Г. М. Блиновым. Михаил Шмаров приходит в промысел человеком опытным, ведь лепить он не прекращал с детства. В 1994 г. за возрождение промысла ему присвоили звание «Народный мастер Российской Федерации». Но мечтой его было создать музей глиняной игрушки.

Наконец, в 2013 г. в Костроме открыл свои двери музей народных промыслов «Петровская игрушка». В основу экспозиции легли изделия Михаила Шмарова, которые он создавал на протяжении 30 лет. Здесь можно увидеть и работы его учеников: С. А. Пимановой, В. А. Батаковой, Л. А. Красновой, М. В. Потаповой, А. А. Сахаровой. Особую ценность представляют изделия Павла Алексеевича Иванова и его сына Вячеслава Павловича из д. Петровское.

У посетителей есть возможность насладиться разнообразием предметов прикладного народного творчества. В музее представлена коллекция игрушек из дру-

декоративно-прикладное искусство и художественные ремесла

гих регионов России: дымковская, филимоновская, абашевская, каргопольская, скопинская, романовская, хлудневская, задонская, воронежская, курская, бал-харская, гжель и т. д. Отдельно выставляется авторская игрушка. Интерьер музея дополняют предметы старины и крестьянского быта.

Музей «Петровская игрушка» — интерактивный, к некоторым экспонатам здесь можно прикоснуться руками: прялка с куделью и веретеном, гончарный круг, дегтярница, черепки разбитой посуды, свистульки, грематухи. Для посетителей проводят экскурсии, рассказывая о жизни и быте гончаров д. Петровское, о технологии изготовления глиняной посуды. Рассказ сопровождается игрой на свистульках.

В музее посетители могут увидеть процесс изготовления глиняной игрушки-свистульки по мотивам петровской и самостоятельно слепить ее под руководством мастера.

Музей вызывает интерес у костромичей и гостей города. С каждым годом растет количество посетителей, школьники и туристы приходят группами. Сотрудники музея организуют выездные мастер-классы в детские сады, школы, принимают участие в городских мероприятиях. Глиняная игрушка-свистулька, пришедшая из глубины веков, радует наших современников от мала до велика.

Одно из направлений работы музея — сбор сведений о промысле. Поддерживается связь с сотрудниками сусанинского краеведческого музея, жителем д. Петровское В. К. Веселовым, коллекционерами народной игрушки.

Сотрудники музея повышают свою квалификацию, участвуя в различных мероприятиях: I Всероссийском фестивале народной культуры, 2014 г., «Кладовой ремесел», 2013 г., «Живой старине» 2010 г., Конгрессе фольклористов, 2018 г., «Руси мастеровой», 2016, 2017 гг.

Таким образом, музей имеет важное значение в сохранении традиций народного промысла. Возможно, со временем образ петровской игрушки станет визитной карточкой Костромы.

ЛИТЕРАТУРА

Блинов 1977 - Блинов Г. М. Чудо-кони, чудо-птицы. М., 1977.

Блинов 1980 - Сусанинская игрушка / Публ. Г. Блинова // Вокруг света. 1980. №11.

Дайн 1987 - Дайн Г. Л. Русская игрушка. М., 1987.

Кулешов 2012 - Кулешов А. Г. Русская глиняная игрушка как вид народного творчества. Истоки и типология. М., 2012. Латынин 1983 - Образы народного искусства / Публикация Л. А. Латынина // Искусство. 1983. №2. С. 41-46.

Масалёва 2013 - Масалёва С. Д. Костромская глина. Гончарный промысел Костромского края.

Конец XIX — начало XX в. Кострома, 2013. Тихомирова 2014 - Тихомирова Г. С. Мастер петровской игрушки. Сусанино, 2014. ХПКО 2011 - Художественные промыслы Костромской области. Кострома, 2011.

Сокращение

КИАМЗ - Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

IV всероссийский конгресс фольклористов. том второй

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.