УДК 373.1
doi: 10. 20310/1810-231Х-2019-18-3(41)-13-18
ДЕТСКАЯ ИГРУШКА КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ
Савенков Александр Ильич Московский городской педагогический университет. Россия, г. Москва е-mail: [email protected]
Детская игрушка - неотъемлемый спутник детства на всех этапах человеческой цивилизации, что является основанием для рассмотрения игрушки как важнейшего средства развития психики ребенка. Археологи находят игрушки, которым несколько тысяч и сотен лет, и они выступают своеобразной иллюстрацией исторической эпохи. В настоящее время наблюдается взрывное развитие производства детских игрушек, их огромное количество и разнообразие создают большие трудности родителям и педагогам в плане выбора качественных продуктов. Поэтому в нашей стране создана Ассоциация индустрии производителен детских товаров, в деятельности которой особая роль отводится оценке качества и производству детских игрушек. Деятельность научного экспертного сообщества, активно участвующего в этом процессе, является залогом того, что у наших детей будут появляться новые качественные современные игрушки и самые разные, необходимые для жизни товары.
Кпючевые слова: детская игрушка, игровая деятельность, производство детских игрушек, экспертиза
Игра и игрушка - постоянные спутники детства на всех этапах развития человеческой цивилизации. Полноценное когнитивное, иси-хосоцнальное, психофизическое развитие личности ребенка невозможно без современных. интересных талантливо сделанных игрушек. Во все времена игрушки служили для ребенка неотъемлемой частью естественной среды, которая позволяет выражать и развивать свои чувства, исследовать окружающий мир. общаться с другими детьми и взрослыми, познавать себя. Традиционно игрушка рассматривается как важнейшее средство образования. необходимое культурное орудие, способствующее развитию психики ребенка.
Являясь важнейшим атрибутом детской игры, игрушка прочно вписана в историю цивилизации и повседневную жизнь ребенка. Составить первичное представление об игрушке позволяют филологические словари и языковые справочники. В. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» предложил такое определение, описывающее игрушку: «Игрушка, игрушечка, вещица, сделанная для забавы, для игры или потехи, особенно детям; бабка, бабушка, блудяшка, ба-лушка, потешка, баловка: цацка» [1, с. 8]. В другом словаре, составленном С. И. Ожего-
вым, автор пишет: «Игрушка - вещь, служащая для игры» [2, с. 196].
В словаре-справочнике по возрастной и педагогической психологии игрушка рассматривается как «предмет, предназначенный для развлечения ребенка и служащий одновременно одним из важных средств его психического развития» [3, с. 32]. Иное определение игрушки дает М. В. Осорина: «Игрушка - это привлекательный объект, доступный дня овладения. воспринимаемый как объект дм забавы, обладающий развивающим потенциалом и способный быть объектом для личностных проекций» [4. с. 121].
Если обратиться к истории становления игровой деятельности детей, то можно констатировать, что дети играли во все времена, а потому вопрос о том, когда у детей появились первые игрушки, имеет ясный и простой ответ - игрушки были всегда. Взрослые делали для детей игрушки и сами играющие дети всегда обладали неуемной фантазией, а потому могли превратить в игрушку любой предмет, оказавшийся под рукой. Особенности детских игрушек диктоватись спецификой детских игровых сюжетов и естественным образом зависели от материалов, из которых их делали. Тысячи лет тому назад игрушки делались из дерева, камня, керамики, тканей, костей животных, морских
раковин и др., археологи находят игрушки, которым несколько тысяч лет.
Д. Б. Эльконин в своей книге «Психология игры» Г51 пишет о том, что процессу эволюции детской игрушки способствовало усложнение орудий труда, переход к охоте, скотоводству, земледелию привели к изменению положения ребенка в обществе. Ребенок уже не мог принимать непосредственного участия в работе взрослых, поскольку она требовала знаний, умений, сноровки и т. д. Взрослые стали изготавливать игрушки для упражнения детей в трудовых действиях (лук, копье, аркан и т. д.). Возникли игры-упражнения, в ходе которых ребенок овладевал необходимыми навыками в использовании орудий труда, так как игрушки были их моделями. Затем, как отмечает Д. Б. Эльконин, с возникновением различных ремесел, развитием техники и сложных орудий труда игрушки перестали быть моделями последних. Они напоминали орудия труда внешним видом, а не функциями. Другими словами, игрушки стали образами орудий труда. С такими игрушками упражняться в трудовых действиях было нельзя, но можно было их изображать.
В Древнем Египте в качестве детских игрушек выступали различные предметы (игрушечные мечи, луки, стрелы и др.) и фигурки животных (львы, тигры, собаки, коровы, кошки, кони и др.). Уже тогда стали появляться игрушки с несложными механизмами, игрушечные животные могли имитировать движение, открывать рот и делать другие несложные манипуляции. Сюжеты игр детей Древнего Египта, обычно воспроизводили деятельность взрослых, так, например, подражая взрослым, дети «охотились» с игрушечными луками и стрелами на игрушечных зверей. Куклы - игрушки, изображающие людей, появились уже в Древнем Египте. Волосы у них были настоящими, а руки и ноги (из дерева, керамики и др.) могли двигаться.
Описания детских игрушек можно обнаружить в древнегреческой мифологии. По мнению Платона, игрушки детей могут служить первой пробой для пытливости ума и формирования склада характера. Аристотель настаивал на том, чтобы в интересах воспитания изобретались для детей пригодные игрушки, иначе дети, не имея чем играть, станут ломать в доме полезные вещи. Дети в Древний Греции любили играть, используя разные предметы. Одной из любимых игрушек детей Древней Греции был легендарный «троянский конь», внутри которого находились фигурки солдат. В Древнем Риме взрослые также дела-
ли для детей кукол. Изготавливались они обычно из воска, а затем ярко раскрашивались. В это время стали появляться и дорогие подарочные куклы из слоновой кости, сейчас бы их отнесли к разряду коллекционных.
Параллельно с детскими играми и игрушками развивались игровые практики взрослых: спортивные, интеллектуальные и др. За 6000 лет до н. э. появилась игра, внешне очень похожая на современные шахматы. Первые шашки, обнаружены в Древнем Египте, они относятся к периоду 2000 лет до н. э. В подобных играх, соревнуясь друг с другом, люди тренировали свои стратегические и тактические навыки.
По свидетельству историков в Древней Руси детские игрушки были широко распространены. Уже тогда дети использовали разные предметы в качестве игрушек, видя интерес детей к играм, созданием игрушек занимались взрослые. Делали игрушки в те далекие времена в основном из обожженной глины и дерева. Исследователями установлено, что уже в Х-ХШ вв. существовало ремесленное производство игрушек в Киеве и Новгороде. Об этом свидетельствует большое количество глиняных игрушек, обнаруженных в погребениях, при раскопке древних русских городов Х-ХУН вв. - Киева, Новгорода, Рязани, Москвы, Радонежа, Коломны и других. Детские игрушки этого времени представляли собой кукольную посуду, глиняные фигурки человека, пустотелые погремушки с глиняными шариками внутри и свистульки. В раскопках древнего Новгорода среди бытовых вещей, сделанных из дерева, были найдены игрушки, датируемые Х-ХУ вв.: лодочки, шары, кони, птицы. Они не велики по размеру, их форма очень условна, едва намечена, но, несмотря на это, фигурки выглядят совершенными, в них чувствуются традиции, выверенные веками.
Более семисот лет тому назад сформировался в России широко известный филимонов-ский промысел, подаривший миру филимонов-скую игрушку. Свое наименование народный промысел получил по названию деревни Фи-лимоново Одоевского района Тульской области. По данным археологов Филимоновскому промыслу более 700 лет (по другим данным около тысячи лет). Благодаря особой глине, которая залегает в Одоевском районе, жившие там люди испокон веков лепили посуду и продавали её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семьями. Продукцию сдавали перекупщикам либо реализовывали самостоятельно на
ярмарках и базарах. Чаще всего взрослые -мужчины и женщины делали посуду, а девочки вместе с бабушками лепили и расписывали игрушки.
Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные игрушки-свистульки: кавалеры, барыни, кони, коровы, медведи, петухи, куры и т. п. Игрушечные изображения, созданные филимоновскими мастерицами, представляли собой обычно монолитные, скупые на детали фигурки, близкие древним примитивным изображениям людей и животных. Неширокая юбка-колокол филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Похожим образом создавались и ярко раскрашивались мужские фигурки. Глина как материал для производства диктовала свои законы изображения, поэтому кавалеры во многом походили на дам, только вместо юбки у них делались толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями.
Наряду с индивидуальными изображениями, были распространены композиции, слепленные из нескольких фигурок, обычно изображающих сценки из крестьянской жизни. Яркие, весело раскрашенные фигурки были включены авторами в самые разные повседневные и праздничные дела: нарядные люди, едущие на телеге или в санях, запряженных тройкой лошадей, всадники на лошадях, танцующие пары, женщины с коромыслом и ведрами, сценки чаепития и др.
Игрушки, изображающие животных, в исполнении филимоновских мастериц, также лишены натурализма, ярко раскрашены и предельно декоративны. Выглядят они очень нарядными, и по формам очень похожи друг на друга. Все они имеют схожие туловища, относительно толстые ноги и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Форма головы у разных животных также похожа, и только наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога - круглые завитки-баранки, у коровы - полумесяцем и торчат вверх, у оленя рога причудливой формы - ветвистые, а конскую головку венчают небольшие конические ушки. Нередко фигурки животных включены в обычные для своих прототипов занятия: свинья кормит поросят, курочки клюют зернышки и т. п.
Известные русские ученые - исследователи игрушки Н. Д. Бартрам, Л. Г. Оршанский указывали на то, что главными темами древних игрушек являются - кони, женщины и птицы. Объясняется это тем, что игрушке было дано развиваться вместе с культурой народов. Первые игрушки возникли как часть крестьянского, народного искусства и так же, как все народное искусство, не выделялись в самостоятельную область, отдельную от мифологии, религии и труда. Д. Б. Эльконин, подчеркивая важность этого явления, пишет: «Возможно, что именно на этой стадии развития общества возникает игрушка в собственном смысле слова, как предмет, лишь изображающий орудия труда и предметы обихода из жизни взрослых» [5, с. 511.
Многие русские народные промыслы, производящие глиняные и деревянные игрушки, имеют многовековую историю. Широкую известность получили народные промыслы, где делали керамические игрушки из местных залежей глины: Абашевская, Дымковская, Каргопольская, Плешковская и др. Традиционно особо уважительное отношение у русских мастеров было к дереву как материалу для творчества. Потому и игрушки из дерева, как из глины, делали во многих регионах России, но сформировались народные промыслы со своей, неповторимой стилистикой только в нескольких районах. По наименованию этих населенных пунктов промыслы обычно и получали свои названия: Богородская, Мазыкская, Архагельская («поморский голубок») и др.
Одним из старейших в России и самых известных в мире народных промыслов по производству керамических игрушек из местных сортов глины, является Дымковский. По свидетельству историков ему более 400 лет. Родиной промысла считается город Киров (в прошлом - Вятка и Хлынов), но название промысел получил по наименованию Дымковской слободы, располагавшейся в те времена в пригороде. Дымковская игрушка давно утратила свое первоначальное назначение - предмета детской игры. Яркая, нарядно расписанная дымковская игрушка в наше время очень популярна как объект коллекционирования. Сюжеты дымковских игрушек отражают традиционный быт жителей России XIX в. Поэтому самыми популярными до сих пор остаются образы: барынь, кавалеров, купцов, крестьян, сельскохозяйственных и диких животных.
С XV в. ведет свою историю народный промысел по производству деревянной игрушки, зародившийся в селе Богородское Москов-
ской губернии. Богородские мастера делали свои игрушки из дерева мягких пород, преимущественно из липы. Особенностью богородской деревянной игрушки было то, что она делалась со скульптурной проработкой форм и практически не раскрашивалась. Некоторые части богородских игрушек делались подвижными («куры, клюющие зерно», «танцующие мужички», «кузнецы и медведи, держащие движущиеся молоты» и др.). Сюжеты богородских игрушек, обычно также черпались из жизни русских людей XIX века. Часто это были герои сказок и басен. Окончательно промысел по изготовлению деревянных богородских игрушек сформировался в конце ХУШ-начале XIX в.
Особой популярностью у коллекционеров и иностранных туристов в наше время пользуются «матрешки», неизменно ассоциирующиеся с Россией. Деревянная кукла - «матрешка», начинала свою историю не как предмет коллекционирования, а как детская игрушка. По свидетельству культурологов родилась русская «матрешка» сравнительно недавно - в конце XIX в. Знаменитый токарь В. П. Звездочкин изготовил по просьбе художника С. В. Милютина деревянную болванку, в которую вложил аналогичные, но меньшие по размеру, также раскрывающиеся заготовки. Деревянные болванки, благодаря росписи превратились в оригинальных барынь - «русских» красавиц. Первые матрешки состояли из 8-ми деревянных, ярко расписанных, вставленных одна в другую, кукол. Число кукол и характер росписи бесконечно разнообразны.
Не менее давние традиции производства детских игрушек существуют и в Западной Европе. На территории стран Западной Европы археологами обнаружены древнейшие игрушки, относящиеся к времени до нашей эры. В музеях многих европейских стран собраны богатейшие коллекции детских игрушек прежних столетий. Особое место занимают в этих коллекциях игрушки, предназначенные для детей знати. Среди них много игрушек военного содержания для мальчиков: игрушечные рыцарские доспехи, шлемы, мечи, щиты, кони сопоставимые с ростом ребенка и т. п. Делали игрушки для девочек, до наших дней дошли -кукольные дома с полной обстановкой, выполненной из дорогих материалов, с украшениями из драгоценных металлов и камней. Часто такие игрушки создавались как произведения искусства - на заказ и в одном экземпляре. Мастер вкладывал в производство такой игрушки всю свою творческую энергию, поэтому владельцы хранили её как семейную релик-
вию. Детские игрушки, в Европе «нового времени», были обязательным атрибутом каждого состоятельного дома.
Впоследствии в разных странах Западной Европы стали возникать центры, напоминающие русские народные промыслы, где создавались детские игрушки. Начиная с XVIII в., создание игрушки в европейских странах, шло двумя путями: наряду с кустарным, индивидуальным производством развивалось крупное фабричное производство. Это было связано с появлением мануфактурного производства и интенсивным развитием торговли.
В конце XIX - начале XX в., в период резко возросшего в европейской культуре интереса к ребенку и детству, многие мыслители рассуждали в своих трудах о важности детской игры и игрушки (К. Н. Вентцель, Л. С. Выготский, Д. А. Колоцца, Ф. Кейра, М. Мон-тессори, Б. Пэрэ, Р. Штайнер, В. Штерн и др.). Эта традиция была продолжена педагогами и психологами второй трети и середины XX в.: Е. А. Аркин, А. С. Макаренко, Д. В. Мендже-рицкая, Н. К. Крупская, Е. А. Флерина, Д. Б. Эльконин и др. Все они отмечают, что игра и игрушка занимают в жизни ребенка большое место и влияют на его чувства, ум, нравственное сознание и физическое развитие. Одухотворяя игрушку, подчиняя ее своим интересам и желаниям, ребенок не чувствует себя одиноким в мире взрослых людей. В работах современных ученых (В. С. Мухиной, М. В. Осориной, С. Л. Новоселовой, Н. П. Линьковой, М. Монтессори, Г. Г. Локу-циевской, Е. В. Зворыгиной, Т. С. Комаровой, Н. А. Реуцкой, А. И. Савенкова, Е. О. Смирновой и др.) назначение и роль игрушек рассматривается в соответствии с ведущими видами деятельности, которые определяют особенности психического развития ребенка.
Главной особенностью бытия игрушки в XX в. является то, что производство игрушек начинает развиваться взрывным образом во всех странах и на всех континентах. Массовые игрушки стали производиться огромными тиражами. Во второй половине XX в. одним из основных материалов для производства детских игрушек стала пластмасса.
Много игрушек выпускалось в нашей стране в Советский период. Игрушки делались из ткани, пластмассы, резины, металла, дерева и др. Очень популярны были традиционные куклы и мягкие игрушки (плюшевые медведи, Чебурашки и др.), наборы строительных и технических конструкторов, паровозики, самолеты, вертолеты и др. Особую группу игрушек для мальчиков в Советское время составляли
военные игрушки: миниатюрные танки, пушки, военные автомобили, а также пластмассовые автоматы, пистолеты, мечи, щиты и пр. В 80-е гг. XX в., обеспокоившись «милитаризацией» детских игр, редакция журнала «Семья и школа» провела акцию «Прощай оружие». Ребенку, сдавшему свой игрушечный автомат или пистолет, взамен давали другую, «мирную» игрушку.
Если в прежние времена у ребенка было относительно небольшое количество игрушек, то сейчас в нашей стране, как в других странах, детские комнаты детей буквально завалены игрушками. По оценкам экономистов производство игрушек по доходности уступает только производству и продаже оружия. Новые игрушки постоянно выбрасываются на рынок, активно и порой агрессивно работает реклама, специалисты старательно изучают, какие игрушки покупают детям папы, какие мамы, а какие бабушки и дедушки. Введен в обиход термин «партизанский» маркетинг, предполагающий, что дети сами активно воздействуют на взрослых и таким образом сами решают, какие игрушки должны быть у них.
В нашей стране создана Ассоциация индустрии производителей детских товаров, в деятельности которой особая роль отводится оценке качества и производству детских игрушек. Важность профессиональной работы психологов и педагогов по экспертизе детских товаров в наше время очевидна. Огромное количество игрушек и других детских товаров, выпускаемых современной индустрией, их бесконечное разнообразие, создают большие трудности родителям и педагогам в плане выбора качественных продуктов. Складывающиеся стихийно попытки экспертизы изначально были ориентированы на запрет использования некоторых детских товаров. В этих условиях было особенно важно показать родителям и педагогам практикам не только то, что сделано «плохо», но и то, что сделано «хорошо» Г61. За решение этой задачи взялась Ассоциация индустрии производителей детских товаров, учредившая, при поддержке Российской академии образования премию для производителей лучших детских товаров - «Золотой медвежонок».
Ежегодно подводятся итоги конкурса, и лучшие производители игрушек и других детских товаров становятся лауреатами премии «Золотой медвежонок». Стать лауреатом премии «Золотой медвежонок» - высокая честь
для любого отечественного и зарубежного производителя детских товаров и повод для законной гордости.
Эволюция детской игрушки и взрывное развитие производства детских товаров продолжаются. Научное экспертное сообщество активно участвует в этом процессе и это является залогом того, что у наших детей будут появляться новые современные игрушки и самые разные, необходимые для жизни товары. История игрушек будет продолжаться, пока существует цивилизация, дети играли, и всегда будут играть.
Литература
1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т.Т. 2: М., 1994.
2. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / под ред. проф. Л.И. Скворцова. М., 2012.
3. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии /сост. Е. О. Бурачевская, Н. Ю. Скороходова. Петрозаводск, 2011.
4. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 2008.
5. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1999.
6. Савенков А. П., Акимова Ю. А., Вачко-ва С. Н., Ключко О. П., Смирнова П. В., Цапли-на О. В. Психолого-педагогическая экспертиза игрушки. М., 2016.
References
1. Dal' V. Tolkovyj slovar' zhivogo veliko-russkogo yazyka: v 4 t. [The interpreted dictionary of the living Great Russian language: 4 volumes], vol. 2: Moscow, 1994. (In Russian).
2. Ozhegov S. I. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka [Russian Language Interpretation Dictionary] / prof. L. I. Skvortsova (Ed.). Moscow, 2012. (In Russian).
3. Slovar'-spravochnik po vozrastnoj i pedagogicheskoj psikhologii [Dictionary-handbook on age and pedagogical psychology] / E. O. Bura-chevskaya, N. Yu. Skorokhodova (Ed.). Petrozavodsk, 2011. (In Russian).
4. Osorina M. V. Sekretnyj mir detej v prost-ranstve mira vzroslykh [The Secret World of Children in Adult World Space]. St. Petersburg, 2008. (In Russian).
5. Elkonin D. B. Psikhologiya igry [Game psychology]. Moscow, 1999. (In Russian).
6. Savenkov A. I., Akimova Yu. A., Vachko-va S. N., Klyuchko О. I., Smirnova P. V., Tsaplina O. V. Psikhologo-pedagogicheskaya ekspertiza igrushki [Psycho-pedagogical examination of the toy]. Moscow, 2016. (In Russian).
* * *
CHILDREN'S TOY AS A PART OF CULTURAL TRADITION
Savenkov Aleksandr Ilyich
Moscow City University,
Russia, Moscow e-mail: [email protected]
The children's toy is an integral companion of childhood at all stages of human civilization, which is the basis for considering the toy as the most important means of developing the child's psyche. Arche-ologists find toys that are several thousand and hundreds years old, and they act as a kind of illustration of the historical era. At present, there is an explosive development of the production of children's toys, their huge number and diversity create great difficulties for parents and teachers in choosing quality products. Therefore, Association of Industry of Manufacturers of Children's Goods appeared in our country, in the activities of which the evaluation of quality and production of children's toys plays a special role. The activity of the scientific expert community actively involved in this process is a guarantee that our children will have new quality modern toys and a variety of goods necessary for life.
Key words: children's toy, playing activities, production of children s toys, expertise
Об авторе:
Савенков Александр Ильич, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор, директор Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, г. Москва
About the author:
Savenkov Aleksandr Ilyich, Corresponding Member of RAS, Doctor of Pedagogics, Doctor of Psychology, Professor, Director of the Institute of Pedagogy and Psychology of Education, Moscow City University, Moscow