Научная статья на тему 'Дымковская расписная игрушка как гордость вятского края и отражение народных традиций'

Дымковская расписная игрушка как гордость вятского края и отражение народных традиций Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3904
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА / НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ / ВЯТСКАЯ ЗЕМЛЯ / САМОБЫТНОСТЬ / СЮЖЕТ / ОБРАЗ / DYMKOVKA TOY / CRAFTS / VYATKA LAND / IDENTITY / STORY / IMAGE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Помелов Владимир Борисович

В статье представлена дымковская игрушка как один из самых старинных, ярких и самобытных промыслов Руси, который существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Показано, что на протяжении веков дымковская игрушка отражала быт и жизненный уклад многих поколений вятчан. Автор характеризует развитие дымковского промысла в сложившихся в нем за сотни лет существования традиционных тем, сюжетов и образов. Дается описание технологии изготовления и росписи дымковской игрушки. Показано что на изменение традиции в дымковской игрушке сыграл рынок, его требования, условия и вкусы общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dymkovo painted toy as the pride of the Vyatka region and a reflection of national traditions

The article presents Dymkovo toys as one of the most historic, colorful and original crafts of Russia, which exists on the Vyatka land more than four years. It is shown that for centuries Dymkovo toy reflects the life and lifestyles of many generations vyatchan. The author describes the development of fisheries in Dymkovo prevailing in it for hundreds of years of traditional themes, plots and images. A description of manufacturing technology and painted Dymkovo toys. It is shown that the change in tradition Dymkovo played toy market, its requirements, conditions and tastes of society.

Текст научной работы на тему «Дымковская расписная игрушка как гордость вятского края и отражение народных традиций»

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 908; 37.017.925; 37.012.85

В. Б. Помелов

ДЫМКОВСКАЯ РАСПИСНАЯ ИГРУШКА

КАК ГОРДОСТЬ ВЯТСКОГО КРАЯ И ОТРАЖЕНИЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ

В статье представлена дымковская игрушка как один из самых старинных, ярких и самобытных промыслов Руси, который существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Показано, что на протяжении веков дымковская игрушка отражала быт и жизненный уклад многих поколений вятчан. Автор характеризует развитие дымковского промысла в сложившихся в нем за сотни лет существования традиционных тем, сюжетов и образов. Дается описание технологии изготовления и росписи дымковской игрушки. Показано что на изменение традиции в дымковской игрушке сыграл рынок, его требования, условия и вкусы общества.

The article presents Dymkovo toys as one of the most historic, colorful and original crafts of Russia, which exists on the Vyatka land more than four years. It is shown that for centuries Dymkovo toy reflects the life and lifestyles of many generations vyatchan. The author describes the development of fisheries in Dymkovo prevailing in it for hundreds of years of traditional themes, plots and images. A description of manufacturing technology and painted Dymkovo toys. It is shown that the change in tradition Dymkovo played toy market, its requirements, conditions and tastes of society.

Ключевые слова: дымковская игрушка, народные промыслы, Вятская земля, самобытность, сюжет, образ.

Keywords: dymkovka toy, crafts, Vyatka land, identity, story, image.

Вятский край (ныне - Кировская область) издавна славится народными промыслами. По развитию промыслов в XIX в. наш регион занимал первое место в стране. Объяснялось это, прежде всего, тем, что бедные почвы и суровый местный климат не давали возможности крестьянину выжить только лишь за счет своего тру-

да в поле и на ферме. Приходилось зимой уходить на отхожие промыслы, то есть искать работу в других губерниях либо находить дополнительный заработок на месте. Так и появились местные промыслы.

Из тех, что сохранились и получили дальнейшее развитие в наши дни в Кировской области, назовем следующие: дымковская игрушка, капокорешковый промысел, кукарское кружево, плетение из соломки, вятская матрешка, гончарство, плетение из лозы, плетение из соснового корня, ткачество, резьба по дереву, инкрустация соломкой, вышивальный промысел, роспись по дереву, бурачный промысел, художественная обработка металла, плетение из бересты, плетение из лыка, токарный промысел и др. Все эти народные промыслы обладают ярким самобытным характером. Изделия народных умельцев поражают буйством красок, изысканностью форм и удивительной фантазией; производят на гостей Вятской земли неизгладимое праздничное впечатление.

Среди современных русских глиняных игрушек самой большой известностью и популярностью пользуется дымковская (вятская) игрушка.

Дымковская игрушка - один из самых старинных, ярких и самобытных промыслов Руси, который существует на Вятской земле более четырёхсот лет. На протяжении веков дымковская игрушка отражала быт и жизненный уклад многих поколений вятчан. Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Этот промысел упоминается уже в летописях ХУ-ХУ1 вв. Первыми дымковскими игрушками стали свистульки, которые лепили в свободное время мастерицы-женщины к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи» (до 1888 г. он назывался «Свистопляска»). Праздник проводился в четвертую субботу после Пасхи в память «об убиенных» в битве, имевшей место у стен Хлыновского (Вятского) кремля в 1418 г. между вятчанами и пришедшими к ним на подмогу устюжанами.

Эта битва - одна из самых трагических страниц в истории Вятского края. Прибывшие ночью на ладьях бойцы из Великого Устюга были приняты хлыновцами (вятчанами) за врагов. Как пишется в летописи, «своя своих не познаша». И разразилась битва! Только утром, когда с обеих сторон, полегло уже немало ратников, разобрались, в чем дело. В память об этом трагическом событии в граде Хлынове (с 1780 г. - г. Вятка; с 1934 г. - г. Киров) на месте

битвы, у сохранившегося до сих пор Раздерихинского оврага был поставлен поминальный крест, а затем и часовня; стал проводиться праздник Свистопляски. Начинался праздник поминальной молитвой, а уж потом наступал разгульный веселый праздник, длившийся в течение трех дней, во время которого практически все вятские жители, от мала до велика, «дули» что есть мочи в глиняные свистульки. Ведь в старину считалось, что там, где шум и свист, там нет смерти. К празднику женское население заречной слободы Дымково г. Хлынова (Вятки) лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных. А затем на лодках привозили яркий самобытный товар в город на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых.

Вот как описывает видевший этот праздник в 1811 г. сосланный в Вятку генерал Н. З. Хитрово, кстати, зять фельдмаршала М. И. Кутузова: «Жители города Вятки толпами собираются в сей день к небольшой деревянной часовне, где поют панихиды о упокоении душ своих соотечественников и родных, убиенных в тот день... Все утро посвящается молитве, а остальная часть сего достопримечательного дня - прогулке и увеселениям. Народ собирается с небольшими свистками, и целый день свищет, ходя по улицам, и, стоя на валу, бросает глиняные шарики в ров. В честь оставшихся после сражения вдов продаются на тех местах куклы из глины, расписанные красками и позолоченные. Сей праздник называется в сем крае "свистопляска". Будучи очевидцем праздника, вятский писатель начала ХХ в. В. В. Лебедев писал в «Вятских записках»: «Когда попадаешь на площадь и идешь среди свистящей толпы, кажется, что идешь по воздуху. У всех смеющиеся и какие-то дерзкие лица. Идущие люди бережно держат перед лицами глиняную небольшую игрушку, ценой в три или пять копеек, изображающую двухголового зверя или барана с золотыми пятнами на боках. В хвост этому барану и свистят. ».

Старейшая мастерица дымковской игрушки Е. И. Пенкина так вспоминала свое детство: «Все горожане шли на Свистунью с детьми. Три дня ребята свистели в свистульки, дудки дома, на улице и получали всяких игрушек на целый год. Отец с матерью, бывало, тоже продают свои глиняные игрушки. Сунут нам денег на сласти, - конфеты, пряники. А пряники были, - привозили их из Архангельска, - больше из черного теста с белым сахаром, фигур-

т/* _

ные...». К сожалению, сейчас этот праздник, существовавший до

конца 1920-х гг., утрачен, но некоторое представление о нем дают нам глиняные игрушки дымковских мастериц разных поколений.

Изготовляли игрушку в Дымкове целыми семьями. Летом копали и месили глину, толкли вручную и растирали в краскотерках комовой мел, с осени до весны лепили, сушили и обжигали изделия. Ближе к «Свистунье» игрушки белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали ромбиками золотистой потали.

За сотни лет существования и развития дымковского промысла в нем сложились традиционные темы, сюжеты и образы. Для изготовления игрушки используется местная ярко-красная гончарная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и «долепливают», используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Появились орнаменты росписи, в которых преобладают красный, желтый, синий, зеленый и другие цвета. Дымковской игрушке вообще чужды полутона и незаметные переходы. Вся она светится всеми возможными красками и передает ощущение бьющей через край радости жизни.

Яркая, нарядная дымковская игрушка не любит «одиночества». Нередко мастерицы дымковского промысла создают целые тематические композиции, в которых находится место как людям, так и животным; как одушевленным, так и неодушевленным предметам. Не только человек, лошадь, собака или олень могут предстать перед зрителями, но и дерево, декоративный заборчик, коляска, сани, русская печь. Каких либо аналогов у дымковской игрушки просто нет. Яркая, нарядная дымковская игрушка стала своеобразным символом Вятской земли. Она не похожа ни на одну другую керамическую игрушку: каргопольскую, ковровскую, филимоновскую...

Дымковская игрушка изготавливается только вручную. Каждая дымковская игрушка - неповторимая авторская работа от лепки и до росписи. Недаром говорят мастерицы, что нет и не может быть двух одинаковых изделий. Не только традиционные глиняные изделия, но и сами дымковские мастерицы составляют достояние земли Вятской. В XIX в. в слободе Дымково жили и работали от 30 до 50 семей игрушечниц. Складывались целые династии - Никулины, Пенкины, Кошкины. Форма и пропорции, колорит и орнамент в их изделиях имели свои особенности.

В начале XX в. возникла серьезная угроза существованию дымковского промысла. Изготовление рукотворной игрушки пошло на убыль и уже не кормило мастериц, как раньше. Даже потомственные мастерицы прекращали работать, сосредоточиваясь на поисках другого заработка. В результате в слободе Дымково появились мастерские по изготовлению более дешевых гипсовых изделий, пользовавшихся, однако, большим спросом как у местного населения, так и в других городах. Часть игрушечниц подрабатывала «на гипсах», занимаясь их раскраской. Лишь одна мастерица продолжала по старинке лепить игрушки из глины. Это была А. А. Мезрина (1853-1938). Именно ее творчество стало связующей нитью между прошлым и будущим дымковского промысла, классикой для современных мастериц.

Один этнограф, изучавший в те годы вятскую деревню, писал, что в Вятке делают глиняные игрушки; что игрушки эти бессмысленны, и жаль, что пропадает талант народа на таких глупых вещах. Впрочем, добавлял «ученый», в последнее время благодаря стараниям земских работников вятские кустари начали делать необыкновенно изящные вещи: пепельницы, статуэтки царей и Наполеонов. Так понимали красоту и «полезность» вятской игрушки некоторые образованные люди. К счастью, промысел не стал развиваться по этому «полезному» пути.

Дымковская игрушка - это декоративная глиняная скульптура: фигурки высотой в среднем 15-25 см, разукрашенные по белому фону многоцветным геометрическим орнаментом из кругов, «горохов», полос, клеток и волнистых линий яркими красками, часто с добавлением «золота».

Традиционными и постоянно повторяющимися в дымковской игрушке являются всадники, петухи, женские фигуры в расширяющихся книзу колоколообразных юбках и высоких головных уборах - кокошниках, именуемые няньками, кормилицами, барынями, водоносками. Дымковские индюки и кони одновременно реальны и фантастичны. Индюк с пышным веерообразным хвостом, конь в ярко-синих яблоках-кругах, у козла красные с золотом рога. Во всех этих наивных и красочных образах видны присущие русскому народу простодушие, удаль, оптимизм, склонность к сказочной, песенной интерпретации действительности. В женских фигурах большое значение имеют выразительные детали: нарядные

прически, головные уборы, оборки на рукавах и передниках, пелеринки, муфты, зонтики, сумочки и т. п.

Вылепленные игрушки высушивают при комнатной температуре от двух-трех дней до двух недель (в зависимости от размера).

После полной просушки в течение от двух до пятидесяти дней и обжига при температуре 700-800 градусов игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке).

Затем их обжигают. Прежде обжиг проводили прямо в русской печи; теперь же - в электрических муфельных печах. Обожженным игрушкам дают остыть и затем покрывают ослепительно белым слоем мела, разведенным на снятом молоке. По этой побелке выполняют яркую многоцветную роспись.

На одной фигурке применяют обычно шесть-восемь красок. Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с разведенным уксусом или перекисшим квасом. В прошлом кисточка была самодельной, сделанной из продернутого холщового лоскута, намотанного на палочку. Пятна наносили торцом ровно срезанного прутика. Теперь употребляют колонковые или хорьковые кисти. Расписанная игрушка покрывалась взбитым яйцом, что придавало краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители. Использование широкой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного и алого придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность.

Роспись представляет собой, как правило, крупный геометрический узор, сочетающийся с гладкоокрашенными частями. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях.

Особенно разнообразно и нарядно орнаментируют юбки. Орнамент часто покрывает фигуры животных, заменяя изображения шерсти или оперения. Цвета росписи локальные, сочетаются по принципу контраста и взаимного дополнения. Многоцветие подчеркивается присутствием белого и черного цветов и дополняется блестящими квадратиками сусального золота, наклеенными на головные уборы и воротники дам, эполеты и кокарды военных, пышные хвосты индюков. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора. Поталь -имитация золота, представляющая собой листы тончайшей фольги,

состоящей из сплава меди с цинком или алюминием. Внешне кажется, что игрушка покрыта золотом. Техника наложения потали представляет собой декоративное «золочение» поверхностей дымковской игрушки, а также картинных рам, посуды, элементов мебели и т. д. Но в качестве покрытия сейчас используется и сусальное золото.

Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни. Позднее с развитием промысла появилось много сказочных, исторических и бытовых многофигурных композиций, включающих архитектуру (домики, карусели), элементы пейзажа (деревья, символизирующие лес, грядки с кочанами капусты изображены в сцене «Уборка капусты») и т. д. Вместе с тем традиционный круг тем не утрачен, он помогает сохранить специфический неповторимый облик игрушек и в его пределах дает широкий простор творческой фантазии авторов.

Современная мастерица не копает глину, не месит и не очищает её от примесей. Все это делают машины на одном из местных керамических производств под руководством технолога, и глина поступает в дымковский промысел готовой к работе, упакованной в полиэтилен брикетами по 5-10 килограммов. Изменился и состав побелки. До середины ХХ в. дымковские мастерицы использовали мел, разведенный на снятом молоке, куда окунали игрушку целиком. Сегодня для беления дымковской игрушки используется сложный химический состав, который наносится кистью. Современные фабричные кисти разного размера и качества волоса позволяют мастерице усложнить традиционный орнамент мельчайшими деталями (точки, штрихи, прямые и волнистые линии).

Решающую роль в спасении промысла сыграл вятский художник-пейзажист, знаток дымковского ремесла Алексей Иванович Деньшин (1893-1948). Интерес к народному искусству у А. И. Деньшина возник после посещения воскресных курсов рисования и живописи, организованных по инициативе земства в 1908 г. при Вятском техническом училище. Преподаватель рисования И. Ф. Федоров, выпускник Строгановского училища прикладного искусства в г. Москве, увлек своих учеников беседами о русском искусстве и русских художниках, о народном творчестве и мастерах. Он дал первые основы знаний по истории стилей русского искусства и народного творчества, особенно вятского, образцы

которого он собирал и коллекционировал. Эта привитая им любовь к народному искусству, вылилась у А. И. Деньшина в серьезную работу «по собиранию и зарисовкам образцов вятских народных художественных изделий» в течение всей его жизни, которую он сочетал с увлечением живописью.

После революции 1917 г. А. И. Деньшин активно занимался изучением и пропагандой дымковского промысла. Опасаясь его гибели и пытаясь привлечь внимание новых властей к этой проблеме, художник создает рукотворные альбомы «Вятская глиняная игрушка в рисунках» (1917), «Вятская глиняная игрушка. Куклы нарядные» (1919), «Вятские старинные глиняные игрушки» (1926), вышедшие в Вятке и Москве небольшими тиражами, сразу же ставшие библиографической редкостью. Ценной частью изданий стали не только текстовые материалы по истории промысла, но зарисовки дымковских игрушек, выполненные художником на литографских камнях с последующей раскраской вручную яичными красками, точно скопированными с подлинников. Они стали впоследствии незаменимым материалом для изучения традиций промысла мастерицами последующих поколений. Кроме того, художник также собирал и отвозил в музеи Москвы и Петербурга первые коллекции дымковских игрушек. Так широкая общественность узнала о вятском дымковском промысле. Эта деятельность вскоре принесла свои плоды. Промысел выжил в самые трудные времена, а старейшей мастерице А. А. Мезриной в 1934 г. была даже назначена персональная пенсия. В 1930-е гг. популярность дымковской игрушки возросла. Появились первые публикации. Столичные музеи стали делать заказы на коллекции игрушек. Наконец, коллекции вятских игрушек были представлены на Всемирных выставках в Париже и Нью-Йорке.

А. И. Деньшин, который сумел уговорить потомственных мастериц Анну Афанасьевну Мезрину, Евдокию Степановну Пен-кину и Евдокию Захаровну Кошкину не бросать ремесло и организовал артель «Вятская игрушка», приобщил к этому промыслу свою жену Екатерину Иосифовну Косс-Деньшину, которая впоследствии стала художественным руководителем всего промысла. А. А. Мезрина обучила этому искусству двух своих дочерей Александру Ивановну Мезрину (1874-1934) и Ольгу Ивановну Коновалову (1886-1979). В 1939 г. бригада дымковских мастериц приняла участие в оформлении зала Кировской области на Всесоюзной

сельскохозяйственной выставке в Москве. Это декораторское новшество существенно расширило творческие возможности традиционного промысла, показало его способность успешно выходить за рамки круглой скульптуры в плоскостное решение. Так родился дымковский рельеф, который в дальнейшем стал одним из излюбленных видов изделий дымковских мастериц второй половины ХХ в.

С началом Великой Отечественной войны дымковский промысел, казалось, опять оказался в запустении. Кировское товарищество художников, к которому относились дымковские мастерицы, было распущено; дымковчанки остались без работы. Однако вскоре оптимистичная дымковская игрушка вновь стала пользоваться успехом. В местных магазинах ее с радостью покупали. И уже в 1942 г. производство дымковской игрушки было возобновлено. А. И. Деньшин вспоминал: «Дымковская игрушка являлась тогда доказательством несокрушимости русского народного духа, проявленного и в области народного изобразительного искусства. Как бодрая, воинственная песня, поднимающая дух бойца в великой борьбе с кровожадным врагом, так и дымковская игрушка в эти дни играла роль какого-то светлого жизнерадостного фактора неувядаемости творческих сил народа, его гения».

В 1943 г. произошло событие, крайне важное для дымковского промысла, - на Всесоюзном конкурсе детской игрушки дымковские мастерицы под руководством А. И. Деньшина получили первую премию. Мастерицы Е. З. Кошкина, Е. С. Пенкина, О. И. Коновалова и Е. И. Косс-Деньшина стали членами Союза художников СССР. Позднее, в 1967 г., они стали лауреатами Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина.

В 1944 г. Всесоюзное кооперативное товарищество «Художник» определило статус дымковской игрушки как экспортного товара, что обязывало усилить контроль над качеством игрушки и стимулировать художественно-творческую инициативу мастеров. В то же время это означало, что дымковская игрушка становится одним из тех товаров, которые страна продавала за границу и, тем самым, зарабатывала валютные средства, так необходимые для восстановления разрушенного войной народного хозяйства. В послевоенный период страна еще шире обратилась к радостному творчеству дымковских мастериц; выделялись финансы на улучшение условий их труда, на обучение молодежи. К сожалению, в

это время ушло из жизни старшее поколение мастериц, а также А. И. Деньшин. Было принято решение возобновить в промысле ученичество. На смену старшим пришли новые поколения мастериц, доныне продолжающие и развивающие старинный промысел. Активную творческую деятельность ведут заслуженные художники России - мастерицы Валентина Петровна Племянникова, Надежда Петровна Трухина, Людмила Николаевна Докина и др. Со второй половины ХХ в. начали складываться современные династии мастериц дымковской игрушки, исторически не связанных со слободой Дымково.

В настоящее время дымковская игрушка - явление поистине сложное и многогранное. Для произведений современных мастериц характерны тематическое разнообразие, повествовательность языка, яркость, тщательная проработка деталей и орнаментов. Очевидны и традиционные элементы, связывающие эту игрушку с изделиями мастериц прошлого. Сохранением древнего вятского промысла занимается целое поколение современных дымковских мастериц (около 20 человек), работающих в Кировском городском отделении Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России - «Народный художественный промысел «Дымковская игрушка». В их числе Лидия Фалалеева, Нина Борнякова, Валентина Бородина, Людмила Верещагина и другие замечательные художницы.

Крупнейшая коллекция дымковской игрушки представлена в постоянной экспозиции Кировского художественного музея им. братьев Виктора и Аполлинария Васнецовых, уроженцев Вятской земли. Уникальной коллекцией обладает Кировский областной краеведческий музей. В марте 2011 г. в г. Кирове открыт музей «Дымковская игрушка: история и современность», фонды которого насчитывают более 700 экспонатов, около 200 из них представлены в экспозиции. История дымковского промысла сохранилась в игрушках, собранных в коллекциях музеев Кирова, Москвы, Сергие-ва Посада, Санкт-Петербурга и других городов. В 1958 г. работы мастериц в количестве шестидесяти экземпляров были переданы в фонд Международной академии керамики в Женеве. Огромное количество выставок дымковской игрушки было организовано как в России, так и за рубежом (Италия, Германия, Франция, Япония, Дания, Швейцария, Англия, США, Австрия, Голландия, Бельгия, Польша и т. д.).

В июне 2013 г. запущен уникальный проект по трёхмерной оцифровке экспонатов из фондов музеев России - виртуальный 3Э-музей дымковской игрушки. Мотивы дымковского орнамента были использованы на церемонии открытия XXII зимних Олимпийских игр, которая состоялась 7 февраля 2014 г. на Олимпийском стадионе «Фишт» в г. Сочи.

22 октября 2010 г. в центре г. Кирова, на площади у театра кукол, была установлена скульптурная группа «Семья», выполненная из бронзы по мотивам «визитной карточки» региона - дымковской игрушки и представляющая собой группу из барыни с младенцем, мужичка с гармошкой, ребёнка со свистулькой, кошки и собаки. Бронзовое семейство привлекает горожан и гостей города не только к самому известному народному промыслу региона, но и пропагандирует семейные ценности. Рядом со скульптурой находится скамья, на которой можно посидеть, подумать о том, как ты живешь, как укрепить свою семью.

Колоритные наряды дымковских барынь нашли отражение в коллекциях современных модельеров. Разработано большое количество орнаментов и цветовых сочетаний. Народный «дымковский» стиль неоднократно использовались в художественных, прежде всего, разумеется, детских произведениях. В качестве примера назовем мультфильм «Вернулся служивый домой» (режиссер Владимир Дегтярёв).

История дымковского промысла и его сегодняшний день по-прежнему вызывают интерес у разных категорий людей, как исследователей, собирателей, так и просто зрителей. И каждый из них задает себе вопрос: «В чем же секрет дымковской игрушки?» Дымковская игрушка сегодня - явление сложное и многогранное. Тематическое разнообразие, повествовательность языка, яркость в цвете, тщательная проработка в деталях и орнаментах характерна для произведений современных мастериц. Эту игрушку с изделиями мастериц прошлого связывает традиция, суть которой заключается в том, чтобы, бережно сохраняя основное, постоянно что-то в ней изменять и развивать: форму, краски, темы.

Современная мастерица - это художник. Свою задумку мастерица сначала воплощает в эскизах, выполненных на бумаге или в глине. Затем идет поиск вариантов решения темы в цвете, орнаменте, с использованием аксессуаров. Цель, которую преследует мастерица, - создание художественного образа, наиболее полно

выражающего замысел художника. Для осуществления своей идеи она изучает традиции промысла в музейных коллекциях. Произошли некоторые изменения и в форме организации производства. Это по-прежнему индивидуальное художественное производство, где каждая игрушка от начала и до конца выполняется вручную одним мастером, являясь уникальной. Но современная мастерица освобождается от всех не творческих процессов, выполняемых другими людьми (обработка глины, изготовление побелки, обжиг), отдавая все свое время непосредственно искусству создания дымковской игрушки - творчеству.

На протяжении ХХ в. изменился ассортимент изготовляемых игрушек. Современную дымковскую игрушку по назначению можно поделить на две основные группы: традиционная по размеру, цвету и орнаменту, рассчитанная на продажу, и выставочная, где чаще идут творческие поиски. Тематика современной дымковской игрушки очень обширна. Помимо древних образов (свистулька, женская фигура, птица, животное) каждое новое поколение мастериц вносило свое понимание в отражение конкретной действительности, а также обращалось к прошлому. Основные темы, распространенные в дымковской игрушке: историческая, бытовая (провинциальный город и деревня), сказочно-былинная, литературная, музыкально-фольклорная (сказки, былины, песни, частушки), архитектура, пейзаж.

Огромное значение на изменение традиции в дымковской игрушке имел рынок, его требования, условия и вкусы общества. В ХХ в. спрос на игрушку испытывал не раз мощные спады и подъемы. Здесь сказались катаклизмы прошлого века (войны, политические и экономические преобразования), разрушавшие старые связи. Современный зритель, покупатель, очень разный по своему уровню понимания народного искусства, требует и разную игрушку. Спектр этих требований широк: от простого незамысловатого вкуса обывателя до интеллектуала-знатока, порой коллекционера, погруженного в историю промысла и традиции, умеющего оценить художественные достоинства и недостатки работы мастерицы. К сожалению, дымковская продукция давно утратила основные качества народной игрушки - простоту, непосредственность и дешевизну. Еще в 1960-е гг. можно было купить маленькие глиняные свистульки за 15 копеек. Сейчас дымка стала просто сувениром, причем, увы, очень недешевым...

А. А. Мезрина

О. И. Коновалова в окружении учениц

О. И. Коновалова Е. И. Косс-Деньшина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.