Научная статья на тему 'РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1497
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / НАРОДНАЯ СКАЗКА / ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ФОРМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яяева Назле Миметовна, Серебрянская Юлия Валерьевна

В данной статье раскрывается процесс формирования нравственных качеств у младших школьников при помощи одного из основных видов народного творчества - народных сказок. Рассматривается их непосредственное влияние на нравственное развитие детей, а также виды и методы работы со сказками на уроках литературного чтения в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN FOLK TALES AS A MEANS OF SHAPING THE MORAL QUALITIES OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS

This article reveals the process of forming moral qualities in younger schoolchildren with the help of one of the main types of folk art - folk tales. their direct influence on the moral development of children is considered, as well as the types and methods of working with fairy tales in the lessons of literary reading in primary school.

Текст научной работы на тему «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

выражать себя, свои творческие способности. Этап подготовки к написанию сочинения считается многофункциональным видом работы по обогащению словарного запаса учащихся, он развивает речь на лексическом, грамматическом, а так же стилистическом уровне текста.

Сочинение даёт возможность ученику определить свои временные рамки для выражения мысли, учит грамотности, последовательности, логичности. В процессе такой работы высказывания ребёнка совершенствуются, становятся разнообразными, выразительными, точными, приобретают красочности.

Творческие сочинения: формируют ребёнка как личности в целом, развивают умения правильно и последовательно структурировать информацию, умение правильно планировать и распределять рабочее время.

Выводы. Речь - это процесс общения человека с другими людьми при помощи языковых средств, она является инструментом мышления, необходимым для обмена информации, познания, обучения.

Правильно организованная работа над сочинением как основного вида творческих заданий, даст возможность развитию у младших школьников самостоятельной мыслительной деятельности. Конечной целью является формирование культуры речевого поведения, умения воспринимать чужие мысли, а также выражать свои мысли как в письменном, так и в устном виде.

Литература:

1. Белянин В.П. Психолингвистика: / В.П. Белянин. - Учебник. 5-е изд. - М.: Флинта, Московский психолого-социальный институт, 2008. - 18 с.

2. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. / Т.Ф. Ефремова. - Толково-словообразовательный. М.: Русский язык, 2000. - 15 с.

3. Роляк Л.Н. Учимся писать сочинение по картине. // Л.Н. Роляк. - Журнал «Начальная школа» - 2001 -№ 5. - 53 с.

4. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. [Электронный ресурс] URL: http://ushdict.narod.ru/ (дата обращения 26.11.2020). - 13 с.

5. Черноусова Н.С. Сочинения в начальных классах. / Н.С. Черноусова. - Пособие для учителя. Москва: Просвещение, 2003. - 39 с.

Педагогика

УДК 373:37.034:398.21(470)

кандидат педагогических наук, доцент Яяева Назле Миметовна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); студентка Серебрянская Юлия Валерьевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В данной статье раскрывается процесс формирования нравственных качеств у младших школьников при помощи одного из основных видов народного творчества - народных сказок. Рассматривается их непосредственное влияние на нравственное развитие детей, а также виды и методы работы со сказками на уроках литературного чтения в начальной школе.

Ключевые слова: нравственность, нравственные качества, народная сказка, литературное чтение, младшие школьники, формирование.

Annottaion. This article reveals the process of forming moral qualities in younger schoolchildren with the help of one of the main types of folk art - folk tales. their direct influence on the moral development of children is considered, as well as the types and methods of working with fairy tales in the lessons of literary reading in primary school.

Keywords: morality, moral qualities, folk tale, literary reading, primary school children, formation.

Введение. Школа играет важную роль в нравственном воспитании младших школьников. Здесь формируются нравственные убеждения и качества, у учащихся младших классов устанавливаются собственные навыки и привычки поведения. В начальной школе формируются личностные и общественные ценности.

Среди других, уроки литературного чтения оказывают особо сильное влияние на личность школьников с помощью художественной литературы, которая в свою очередь имеет большой воспитательный и развивающий потенциал. Огромным нравственным потенциалом наделены народные сказки. Сказка предстаёт перед младшими школьниками не только в качестве культурологического феномена, но и как духовный опыт человечества.

Формированием нравственных качеств у младших школьников с помощью русских народных сказок занимались такие деятели как: К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, В.Я. Пропп, М.А. Адрианов, М.П. Воюшина, Т.В. Зуева, А.О. Карабанова и многие другие.

Вопрос формирования нравственных качеств младших школьников в процессе работы с народными сказками в настоящее время достаточно актуален. Им заинтересованы учителя, психологи и методисты, педагоги. Данной теме посвящено множество статей в газетах, журналах, книгах и методических пособиях.

В.А. Сухомлинский предположил и доказал на практике, что «сказка неотделима от красоты, развивает эстетические чувства, без которых невозможно иметь благородную душу, чуткость сердца к человеческим несчастьям, страданиям и горестям. С помощью сказки ребенок открывает мир не только умом, но и сердцем» [5, с. 181]. При этом необходимо учесть опыт Сухомлинского по созданию комнаты сказок, где дети не только знакомились с произведениями, но и создавали их, реализуя свои детские мечты.

Современные исследователи и методисты также высоко оценивают образовательную и воспитательную силу сказки. Благодаря сказкам дети начинают сопереживать героям, что способствует тому, что они переносят чувства, качества и саму ситуацию на себя. В работах таких современных педагогов, как

Н.С. Бибко, Н.Е. Львовой, М.А. Никитиной раскрываются принципы, того как с помощью сказочных элементов педагог может найти подход к эмоциям детей, и опираясь на это формировать нравственные качества.

Изложение основного материала статьи. Сказка - один из жанров литературы, написанный в прозе, иногда в стихах, в котором повествуется о вымышленных событиях, возможно с фантастической направленностью.

При непосредственной работе с народными сказками младшие школьники познают основные нравственные ценности, получают способность анализировать как положительные, так и отрицательные действия героев, что формирует у них систему нравственного сознания, приводит к осознанию духовной сущности произведений [5, с. 120].

Духовность человека проявляется в его потребностях и способности понимать мир, себя и своё место в мире, в желании создавать новые формы общественной жизни в соответствии с известными человеку законами. Духовный поиск человека отражается в результатах его художественно-эстетической деятельности, в том числе в литературных, изобразительных, музыкальных произведениях, формировании духовности в жизни общества, оказавшей влияние на будущие поколения.

Вот почему, говорит Ильинская И.П., так важно обратить внимание на процесс наследования и распространения духовного опыта предшествующих поколений, оптимизирующего воздействие воспитания, нормализующего личностное развитие и социализацию, так как сущность процесса индивидуального духовного развития, воплощенного в фольклоре, песнях, танцах, обрядах, сказках, декоративно-прикладном искусстве, должна быть как неделимый процесс [2].

Духовно-нравственное воспитание играет ведущую роль в общем воспитании младших школьников, поскольку проблема изменения духовно-нравственных ценностей сегодня стоит очень остро. Это отражается на развитии и повседневной жизни ребёнка. Дети становятся более ожесточёнными и теряют такие нравственные качества, как сострадание, добродушие, честность и трудолюбие. В результате сейчас, как никогда, школьники нуждаются в правильном моральном кодексе и источнике духовно-нравственных ценностей.

Сказка - один из самых ярких фольклорных жанров.

В.И. Даль назвал ее «волшебным рассказом, небывалой и даже несбыточной повестью, сказаньем». Сказка затейлива, причудлива, необычна. Она повествует о чудесных происшествиях, героических подвигах, верной любви. В каждой фантастической истории обязательно содержится серьезный нравственный урок, потому что сказка - это воплощение народной мудрости, народных идеалов добра и зла. Наверное, поэтому в отличие от других жанров устного творчества она продолжила свою жизнь в литературе.

По тематике сказки бывают волшебные, бытовые, о животных, по характеру отношения к изображаемому - юмористические и сатирические.

Сказка - старейший жанр устного народного творчества. Она имеет огромное воспитательное значение, ведь за всем вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. «Сказка соответствует не только эстетическим запросам народа, но и его нравственным чувствам. Этому способствует идея всемирной справедливости... Это победа над бедностью, над несправедливостью, старостью и самой смертью» [3, с. 18].

К.Д. Ушинский, к примеру, настолько высоко ценил сказки, что включал их в свою педагогическую систему. Он сравнивал простоту и самобытность народного творчества с такими же свойствами детской психологии [1, с. 120].

Издавна именно сказка знакомила детей с идеалами и ценностями народной культуры. Сказка необходима и во младенчестве, и в детстве, и в подростковом возрасте. Однако задачи при этом по отношению к каждому возрасту свои. Если малышей сказка занимает и увлекает, то для младшего школьника она является средством воспитания и обучения.

Русские народные сказки показывают учащимся, что счастье невозможно без труда, без устоявшихся нравственных принципов. В сказках всегда осуждается насилие, коварство, злоба, алчность и другие человеческие пороки. Они помогают детям осознать самые важные понятия о жизни, на которых основывается отношение к своим поступкам и поступкам окружающих.

Главная особенность сказки - ярко выраженное противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости и т.п. Идеалы из сказок становятся для детей определёнными принципами при оценке своих поступков и поступков окружающих.

Сказка раскрывает младшим школьникам идеалы добра, чести, справедливости, сострадания, способствует формированию правильного отношения к себе и людям, к своим поступкам, правам и обязанностям. Народные сказки служат неким «учебником жизни».

Важное место занимают волшебные сказки. Волшебная сказка - это жанр, включающий в себя повествования о нереальных событиях и персонажах. Часто сюжет авторских сказок взят из народных. В основе сюжета волшебной сказки - рассказ о достижении героем цели часто при помощи чудесных средств или волшебных помощников.

Именно они дают младшим школьникам представление о нравственных ценностях. В образах героев воплощается полная система моральных ценностей. К примеру, в каждой сказке персонажи делятся на «хороших» и «плохих», при этом, кто есть кто понятно с самого начала истории. Персонаж волшебной сказки всегда наделён определёнными моральными качествами. Эти качества не меняются в течение всего повествования.

В сатирических сказках высмеивается желание добиться всего, не делая ничего, жадность и прочие человеческие недостатки. Во многих из них восхваляют трудолюбие, находчивость, бескорыстность, дружбу.

Младшие школьники берут пример с тех, кто оказывают на них наиболее сильное впечатление. Исходя из этого персонажи сказок изображаются ярко, часто для этого используют приём гиперболы, т.е. преувеличения. Необходимо показать ученикам, что именно положительному персонажу всегда помогают другие герои. Большинство сказок дают уверенность в торжестве правды, в том, что добро всегда побеждает зло. Такой оптимизм сказок нравится детям и расширяет воспитательные и обучающие возможности этого средства.

В различных программах обучения в начальной школе представлены распространённые русские народные сказки, к примеру: «Каша из топора», «Сивка-бурка», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и многие другие. К этим сказкам существуют различные вопросы, которые

подталкивают младших школьников к размышлениям над прочитанным, выражению собственного мнения по отношению к событиям и героям сказки. Например: Какими качествами обладает данный персонаж? Кому понравился главный герой сказки, а кому нет? Почему? Каким вы его себе представляете? И прочее.

Дидактизм - одна из важнейших особенностей сказок. Аллюзии в сказках используются для подкрепления их дидактизма. «Добрым молодцам урок» - это не общие рассуждения и поучения, а яркие образы и убедительные действия. Тот или иной просветляющий опыт как бы в сердцах слушателей постепенно развивается.

В процессе работы над народными сказками младшие школьники овладевают основными морально-нравственными ценностями, навыками анализа положительного и отрицательного поведения героев, что способствует формированию нравственного сознания и эстетического вкуса у учащихся младших классов, пониманию духовной природы произведения [6, с. 47].

Существует множество форм работы со сказкой в начальной школе, среди них:

• чтение и пересказ сказок,

• обсуждение поведения героев,

• театрализация сказок,

• конкурс знатоков сказок,

• выставки с рисунками по темам сказок и прочее.

Например, беседа позволяет определить правильно ли младшие школьники усвоили то или иное нравственное понятие, при этом необходимо использовать наводящие вопросы:

- Кого вы можете назвать хорошим (плохим) человеком? Почему?

- Что называют «справедливостью»? При каких обстоятельствах вы слышали это понятие?

- О каком человеке можно сказать, что он отзывчивый? Кого вы можете назвать таким человеком?

Большую роль играет выборочное чтение в процессе работы над образом героя. Оно может

осуществляться различными способами:

1. Найдите слова, говорящие о ... (которые подтверждают какое-либо качество героя);

2. Докажите текстом, что ... ;

3. Прочитайте отрывок о ... ;

4. Найдите слово, которое выражает авторское отношение к персонажу.

При этом важно такую работу дополнять вопросами «Хорошо ли это?», «Как бы вы поступили в этой ситуации?».

Для объяснения смысла нравственных понятий необходимо обращаться к толковому словарю. К примеру, при работе над образом героя необходимо уточнить значение таких слов, как «простодушный», «алчный», «спесивый», «тщеславный» и т.п.

Учитель может предлагать ученикам:

- объяснить значение слова, которое описывает героя;

- составить антонимические пары нравственных качеств, для сравнения положительных и отрицательных героев сказки;

- составить кроссворд со словами, которые характеризуют качества персонажа.

Также важным является рисование эпизодов из сказок. Рисунки, выполненные непосредственно после прослушивания сказки содержат в себе множество информации. При анализе их содержания, тематики и характера изображения, можно сделать вывод о том, кто из героев вызвал у школьников наибольший интерес, каким они представляют себе того или иного персонажа, какими нравственными качествами их наделяют.

Ещё одним интересным и в то же время сложным видом работы над сказкой является драматизация. Драматизация - один из самых распространённых видов детского творчества, что может объясняться несколькими основными моментами. Прежде всего, драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко связывает художественное творчество с его личными переживаниями, со стремлением воплотить в живые образы и действия свои впечатления от литературного творчества и окружающего мира.

По мнению М.Р. Львова, драматизация - это «методический приём развития речи учащихся, используемый на уроках чтения в начальных классах, литературы в средних и старших классах, повышающий полноту восприятия идейно-художественного содержания произведения, способствующий эстетическому развитию» [3, с. 55].

Тесная связь драматической формы и игры является второй причиной близости театрального творчества ребёнку. Драматизация непосредственно связана с игрой - корнем всякого детского творчества, а поэтому содержит в себе элементы самых различных его видов.

Драматизация в целом и входящие в неё разнообразные приёмы соответствуют специфике художественных произведений и позволяют создать условия для формирования всех основных уровней понимания текста, что, несомненно, способствует формированию функциональной грамотности учащихся.

В ходе драматизации образ, созданный на основе анализа элементов литературного произведения и собственных наблюдений детей, воплощается и реализуется в действительность, хотя бы и условную, с помощью интонационно окрашенного слова, различных средств выразительности устной речи (тона, темпа, тембра, силы голоса), жестов, мимики, позы, движения, мизансцены.

На уроках литературного чтения дети читают по ролям, инсценируют прочитанное, ставят «живые картины». Такое использование народных сказок способствуют тому, что ученики ставят себя на место героя, отрицательного или положительного, они делают выводы о их поступках и действиях, формируют при этом собственное мировоззрение и нравственные качества.

Выводы. Таким образом, можно сказать, что работа над русской народной сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе способствует развитию всесторонней, гармонично развитой личности с сформированными нравственными качествами и принципами. Предложенные задания направлены на развитие нравственного потенциала младшего школьника и формирование у него морально-этических ценностей. Задания также направлены на усвоение нравственных ценностей и реализацию на практике системно-деятельностного подхода, направленного на развитие духовного потенциала личности ученика, его творческих способностей и интереса к предмету, направленного на достижение успеха учебной мотивации учащегося и познавательной деятельности.

Литература:

1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. / Г.Н. Волков, В.М. Коротков. - М.: Издательский центр «Академия», 1999 - 168 с.

2. Ильинская И.П. Духовно-нравственное и эстетическое воспитание младших школьников средствами художественной культуры разных народов. / И.П. Ильинская // Начальная школа. - 2014. - № 6. - С. 16-21.

3. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. / М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 1999. - 240 с.

4. Синявский А.Д. Иван-дурак: Очерк русской народной веры. / А.Д. Синявский. - М.: Аграф, 2001. - 464 с.

5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. / В.А. Сухомлинский. - Мн.: Народная асвета, 1981 - 320 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2015. - 53 с.

Педагогика

УДК 373:372.8:811.512.1:371.38

кандидат педагогических наук, доцент Яяева Назле Миметовна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); студентка Шаипова Диляра Серверовна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ КРЫМСКОТАТАРСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В статье рассмотрена проблема использования игровых технологий на уроках крымскотатарского языка, которые являются эффективным способом активизации познавательной активности младших школьников. В работе изучены такие понятия как игра, игровые технологии, приведены примеры использования игровых технологий на уроках крымскотатарского языка.

Ключевые слова: игровые технологии, познавательный интерес, игра, крымскотатарский язык.

Annotation. The article deals with the problem of using game technologies in the lessons of the Crimean tatar language, which are an effective way to activate the cognitive activity of younger schoolchildren. The paper studies such concepts as the game, game technologies, examples of the use of game technologies in the lessons of the Crimean Tatar language are given.

Keywords: gaming technologies, cognitive interest, the game, the crimean tatar language.

Введение. Игровые технологии считают одной из уникальных форм обучения, т.к. они позволяют не только организовать творческую и поисковую работу обучающихся, но и сделать интересными будничное изучение крымскотатарского языка. Игровые технологии не только активизируют психические процессы и функции младшего школьника, но и позитивно окрашивают ежедневную деятельность - запоминание, закрепление, повторение и усвоение новых знаний на уроках крымскотатарского языка. Еще одним положительным аспектом использования игр является использование уже имеющихся знаний в практической деятельности, новых ситуациях, что вносит особенный интерес в организацию учебного процесса.

Изложение основного материала статьи. В таких науках как философия, психология и педагогика игру более подробно рассматривают как уникальное человеческое явление.

Проблемой использования игровых технологий в начальной школе активно занимались Ф.К. Блехер, А.С. Ибрагимова, Н.М. Конышева, М.Т. Салихова, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и другие учёные. Они рассматривали игру как один из важных методов обучения младших школьников.

Выготский Л.С. утверждал, что игра является местом «внутренней социализации», которая непосредственно помогает в усвоении социальных установок общества [11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Д.Б. Эльконин характеризовал игру как своеобразную деятельность, а не как общее понятие, которое объединяет в себе все виды деятельностей ученика начальной школы [61.

Наиболее полное определение представлено у В.С. Кукушина. Он определил игру как «деятельность, направляемая на воссоздание и усвоение опыта общества, в котором образуется и совершенствуется управление поведением, в условиях различных ситуаций» [31.

Проблему использования игровых технологий на уроках крымскотатарского языка исследовали такие учёные, как Яяева Н.М., Яяева А.М., Нафеева Л.Б., Ганиева Э.С., Сейдаметова Н.С. и др.

«Занимательные игры, упражнения, шуточные вопросы, ребусы и кроссворды являются одними из основных методов обучения, которые помогают взрастить способности получать знания. Такие игры увеличивают богатство словарного запаса, умножают сообразительность учеников, прививают увлечённость к изучению грамматики крымскотатарского языка» утверждают Ганиева Э.С., Яяева А.М., Нафеева Л.Б., Сейдаметова Н.С. [21.

Цель статьи - изучить проблему использования игровых технологий на уроках крымскотатарского языка.

В наши дни изучение крымскотатарского языка становится все более и более важным. Преподавать его младшим школьникам нелегко, хоть он и является родным. Нередко традиционные методы и технологии обучения не содействуют включению всего класса в активную работу на уроке, активизации познавательных мотивов. Данная проблема применима и к урокам крымскотатарского языка в начальной школе, когда выбор увлекательных приёмов преподавания является сложным. Учитель должен владеть интересными методиками ведения урока крымскотатарского языка, чтобы учащиеся были заинтересованы и мотивированы изучать родной язык. Среди всех методов и приёмов изучения крымскотатарского языка мы можем выделить игровые технологии. Они могут быть использованы для практики всех языковых навыков. Юные ученики любят играть, и они принимают участие в игре с большим энтузиазмом и готовностью, чем в любом другом занятии в классе. Тем не менее, игры иногда воспринимаются как развлекательные мероприятия, играя в которые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.