Научная статья на тему 'Роль народной сказки в воспитании духовно-нравственных качеств младших школьников'

Роль народной сказки в воспитании духовно-нравственных качеств младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20091
1626
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНЫЕ СКАЗКИ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / NATIONAL FAIRY TALES / YOUNGER SCHOOLCHILDREN / SPIRITUAL MORAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крестовский Александр Владимирович

Автор рассматривает произведения устного народного творчества, в которых запечатлена национальная культура и мудрость предшествующих поколении, показывает народные сказки как средство духовно нравственного воспитания младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of fairy tale in spiritual and moral education of younger schoolchildren

The author considers the lore of oral tradition, folk tales where the national culture and wisdom of many generations is embodied, as a means spiritual and moral education of younger schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Роль народной сказки в воспитании духовно-нравственных качеств младших школьников»

23. Федеральная программа развития образования.

24. Черкезова, М. В. Русская литература в национальной школе. Принцип общности и национального своеобразия литератур народов СССР в процессе преподавания русской литературы / Научн.-исслед. Ин-т преподавания русского языка и литературы в национальной школе. Акад.пед. наук СССР. - М.: «Педагогика», 1981. - 152 с.

25. Этническая история народов Севера: Сборник статей. - М.: «Наука». - 1982.

26. Этническая история и фольклор. / Предисловие Р. С. Липец, С. Я. Серов. -М.: «Наука». - 197 с.

27. Крестовский, А. В., Беловолов, В. А. Духовно-нравственное воспитание как социально-педагогический феномен // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - N° 3. - С. 192 - 198

УДК 374

А. В. Крестовский

РОЛЬ НАРОДНОЙ СКАЗКИ В ВОСПИТАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Неповторимыми памятниками народной педагогики являются произведения устного народного творчества, в которых запечатлена национальная культура и мудрость предшествующих поколений.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил, что «первый воспитатель - это народ, а народные сказки - первые и блестящие попытки создания народной педагогики».

Народная педагогика - это наши истоки, это стремление использовать жизнь с её трудовыми буднями, праздниками, природой, живым миром, песнями, сказками, былинами, легендами.

В преданиях, легендах, передававшихся из поколения в поколение, освещается история народа, его быт, нравственные обычаи, характер образного мышления. Именно фольклор является основным средством для воспитания молодого поколения в духе лучших народных традиций. Нельзя не согласиться со словами А. И. Шорова, который считает, что «сказки, сказания, поговорки, пословицы, предания и песни являются выдающимися памятниками народной культуры».

Ребёнок получает жизненный опыт на примере сказочных персонажей. Сказки являются важным воспитательным средством, выработанным в течении столетий проверенным народом. По мнению Г. Н. Волкова «дети и сказка не разделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого народа» [3].

Создателями и хранителями сказок и других жанров устного народного

творчества является народ. Основным материалом для народных сказок служила жизнь народа. В них отражены лучшие черты народа - трудолюбие, преданность Родине, отвага, доброта. Именно поэтому Г. Н. Волков считает, что «сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок» [3].

Старшее поколение всегда стремилось передать детям свой жизненный опыт, воспитывать их в духе народных идеалов и понятий о добре и зле, прививать им нравственные качества, составляющие кодекс норм и правил поведения. В преобладающем большинстве сказок воплощены присущие народу нравственные черты: любовь к Родине и её защита, беспредельная отвага в борьбе со злом, трудолюбие и мастерство, справедливость, верность в дружбе. Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту предков, в частности, их представлениям и понятиям о нравственном и безнравственном, к нормам морали, признаваемым в цивилизованном мире и в наши дни. Актуальным является воспитание молодого поколения в духе гуманных отношений между людьми. Моральные нормы и опыт нравственного воспитания детей легли в основу многочисленных народных сказок. Эти сказки содержат своеобразную программу нравственного воспитания. Они в доступной детскому пониманию форме повествуют о героизме и мужестве, правдивости, честности, утверждают идеи победы добра над злом. Исключительна сила миротворчества, добротворчества сказок. Великий педагог-гуманист ХХ в.

В. А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал: «Сказка для маленьких детей - не просто рассказ о фантастических событиях. Это -целый мир, в котором ребенок живет, борется, противопоставляет злу свою добрую волю... Дети находят глубокое удовлетворение в том, что их мысль живет в мире сказочных образов. Пять, десять раз ребенок может пересказывать одну и ту же сказку и каждый раз открывает в ней что-то новое... Ребенок прекрасно знает, что в мире нет ни Бабы-Яги, ни Царевны-Лягушки, ни Кащея Бессмертного, но он воплощает в эти образы добро и зло и каждый раз, рассказывая одну и ту же сказку, выражает свое личное отношение к плохому и хорошему».

Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, состраданию; что благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем; и что он не просто познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу.

Народные сказки высоко ценили наши известные детские писатели -К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, Л. А. Кассиль и др.

Чингиз Айтматов писал: «В наш цивилизованный научно-технический век не до сказок вроде бы, но это не значит, что сказку можно выбросить как

ненужную вещь из жилища. Это было бы с нашей стороны неразумно и даже бесчеловечно. Нельзя пренебрегать опытом прошлого. Сказка - это опыт человечества. Мы должны беречь сказку так же, как бережем памятники старинного зодчества».

Детский писатель Р. П. Погодин с огромной эмоциональной силой показывает роль сказок в жизни ребенка: как источника познания, как средства привития любви к людям и природе, как способ приобщения детей к заботам и делам взрослых. Он писал: «Малыша окружает мгла, темень непознанного. И чтобы эта мгла не была такой страшной, чтобы помочь малышу, народный гений от веку использовал сказку с её очень важным в деле воспитания принципом - торжеством справедливости. Ребенок одушевляет все, что видит, всё, к чему прикасается, и не только одушевляет, но и наполняет нравственным содержанием... Научась любить окружающий его мир с помощью матери, с помощью сказки, с помощью песенки, мультфильма, малыш стремится помочь этому миру, соучаствовать в его заботах, сострадать в его бедах». Рассматривая сказку как учебник жизни, можно сделать неко -торые выводы. Дети не могут жить и расти без сказок. Педагогическое значение сказок состоит в их эмоциональной силе воздействия на детей. «Что за прелесть эти сказки! Каждая - поэма!» - восклицал А. С. Пушкин.

«Эмоциональность натуры, свойственная нравственно и эстетически воспитанному человеку, выражается в том, что сердце становится восприимчивым к доброму слову, поучению, совету, напутствию. Если хотите, чтобы слово учило житъ, чтобы ваши питомцы стремились к добру, - воспитывайте тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца», - писал В. А. Сухо -млинский.

Трудно переоценить значение сказок в эстетическом воспитании детей, ибо они неотделимы от красоты. Многие народные сказки овеяны легендой и славой. Чарующие картины в сюжетной линии, красоте поступков героев - все это оказывает на детей огромное эмоциональное воздействие. Опираясь на многолетний опыт учебно-воспитательной работы в Павлышской средней школе, В. А. Сухомлинский пришел к выводу, что основным, неотъемлемым элементом воспитания должно быть чтение, рассказывание, драматизация, слушание, переживание сказок. Эстетические, нравственные и интеллектуальные чувства, рождающиеся в душе ребёнка под впечатлением сказочных образов, активизируют поток мыслей, который побуждает к активной деятельности мозг, связывает полнокровными нитями живые островки мышления. Через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками. Оно становится сферой духовной жизни ребенка, средством выражения мыслей и чувств - живой реальностью мышления. Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочными образами, ребенок учится мыслить словами. Без сказки - живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами ребенка, представить детского мышления и детской речи.

Сказка - неотъемлемая часть духовной жизни народа. Если мы донесем до детей народные сказки, если к ним возвращаться каждый день и использовать их в воспитании, то наше поколение вырастет, впитывая в себя корни национального бытия, национальной культуры, т. к. со сказки начинается правдивый, честный человек, добрый и заботливый, творческий и гуманный [1].

Сказка - это сильнейшее педагогическое средство и любимый детворо-вый жанр устного народного творчества. Она значительная область художественной педагогики, уходящей своими истоками ещё в доисторические времена.

Трудно найти другое такое качество словесного воздействия на ребёнка, с которым была бы сравнима сказка, вымысел, где переплелись реальные и фантастические события, герои которых - знакомые незнакомцы. Это известные детям животные, наделённые чертами и характером человека, растения, приобретающие невиданные качества, люди совершающие необычные подвиги и поступки и в тоже время все персонажи сказок были хорошо знакомые детям, многие из них живут рядом. Сказки развивают и воспитывают ребёнка, но такое воспитание воспринимается им с удовольствием, так как сказки увлекают в мир фантастики.

Сказки входят в жизнь ребёнка с момента, как он обретает способность понимать речь. Грустные и весёлые, страшные и добрые, они знакомят детей с огромным миром, с первыми представлениями о добре и зле, справедливости и порядке и становятся любимой забавой [4].

Несмотря на то что в сказках, как и в жизни, много предательства, зла, зависти, всё же торжествует всегда добро и справедливость, а зло наказывается. Положительные сказочные герои в борьбе с врагами пользуются различными волшебными предметами, в борьбе со злом им помогают птицы, животные, рыбы и даже сама природа. Тем самым сказки внушают уверенность в торжестве правды и добра. Иными словами, можно сказать, что сказки являются важнейшими словесными средствами умственного и нравственного воспитания.

Сказки обогащают морально-нравственным содержанием, настраивают детей на труд, на его красоту, развивают их эстетические качества. Складывающиеся каноны этноэстетики учат подрастающую молодёжь целеустремлённо идти к поставленной цели, накапливать жизненный опыт. Опираясь на прежние достижения, традиции учат реализовать своё духовное богатство, эстетическое отношение не только к окружающим людям, но и природе.

Велика роль сказки в воспитании у младших школьников нравственного поведения, в воспитании добротворчества. По силе воздействия на чувства детей вряд ли может сравниться какой-то жанр народного творчества со сказкой. Без сказок не мыслимо воспитание благородства души, чуткости к

людскому горю. Благодаря сказке, ребёнок познаёт окружающий мир не только разумом, но и сердцем. Из сказки молодое поколение черпает понятия справедливости и не справедливости. Сказка - сильное средство воспитания любви к Родине. Сотворённые народом сказочные герои живут тысячелетиями, доносят до сердца и разума ребёнка могучий творческий дух своего героического народа, его идеалы. Сказка - ложь оказывается самой настоящей правдой: она рассказывает о чрезвычайно важном в жизни, она учит быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм, доброжелательность и т. д.

Судьба традиционной народной сказки в современности определяется прежде всего её высокой идейной направленностью, её подлинным гуманизмом, сочетающимся с исключительной художественной ценностью. Всем этим объясняется жизнеспособность сказки в наши дни как источника воспитания доброты у младших школьников. Благодаря возрастным особенностям детей - подражательности, рефлексивности, - у детей воспитываются лучшие человеческие черты характера.

Учителю следует учесть, что большое количество сказок и их многообразие позволяет найти и посоветовать каждому ребёнку тот или иной пример для подражания героя сказки. Весьма важно не только найти пример, но поддержать выбор школьника. Опосредованное влияние зачастую более эффективно, нежели постоянные замечания ребёнку особенно перед классом. Ученик может рассказать о том, чем нравится ему герой, и чему бы он у него хотел научиться. Очень важно стимулировать и поощрять положительные изменения в поведении или деятельности школьников.

Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекает детей, даёт возможность оценивать его, выступать на стороне того или иного персонажа, т. е. активно действовать в воображаемом мире, творчески преобразуя его.

Перевоплощаясь в сказочных героев, следуя за ними, школьник получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях; учится преодолевать барьеры возникающие в трудных ситуациях, искать союзников и вместе бороться за справедливость, верить в силы любви и добра.

Сказка несёт в себе положительный эмоциональный заряд, пробуждая у слушателей целую гамму ощущений: веселье, юмор, радость, смех, нежность и тут же ужас, жалость, горе.

Педагог должен акцентировать внимание школьников на том, что учиться лучше не на своих ошибках, а на опыте других. Необходимо подтвердив это примерами из сказок. Для того чтобы чего-то достичь, нужно хорошо потрудиться. Относиться к другим следует так, как хотел бы, чтобы относились к тебе другие. Помогать другим нужно бескорыстно, и тогда в трудную минуту тебе тоже помогут. Нужно уметь делиться тем, что у тебя есть. Лю-

бое дело легче делать сообща, чем одному. Только хорошее поведение и дела помогают найти настоящих и верных друзей [5].

Гуманизация процесса воспитания и обучения предвидит поиск путей оптимизации общения школьников с целью повышения его воспитывающего и развивающего воздействия на личность. Задача педагогов состоит в том, чтобы общение, как постоянная актуальная потребность ребёнка, выступала источником информации, способствующей накоплению нравственного опыта и опыта общения. Значительный резерв повышения содержательности общения, его нравственной наполняемости таит в себе народная сказка.

Роль сказки в оптимизации общения между детьми заключается в следующем:

- развитие интереса у ребят к объектам и явлениям окружающего мира;

- обострение восприимчивости и чувствительности к потребностям окружающих и желание оказать им посильную помощь;

- возникновение у школьников под воздействием благополучного конца сказки оптимистического настроения, что положительно сказывается на развитии доброжелательных отношений между ними;

- содействию усвоению детьми речевого этикета;

- формирование у детей нравственных оценок с позиции добра, справедливости.

Наиболее эффективным путём использования сказки является её драматизация. В играх-драматизациях по сюжетам народных сказок ребёнок выступает то объектом, то субъектом общения, впитывая из их содержания муд -рость предков.

Сказка и сегодня нужна нам. Она не только забавляет и развлекает, она утверждает чувство справедливости и любовь к добру, она воспитывает смелость мысли и дерзость воображения. Эти качества необходимы человеку во все эпохи, а в нашу - как никогда прежде [6].

Окрылённость мечты и благородство помыслов давно привлекают к народной сказке внимание воспитателей всего мира.

В работе «О народных сказках» В. Г. Белинский говорил о необходимости шире применять их в воспитании, ибо в доступной форме они знакомят детей с жизнью животных, людей, народной мудростью, с моральными представлениями народа.

Гениальный русский педагог К. Д. Ушинский основной идеей своего учения считал идею народности. Он писал: «Напрасно мы хотим выдумать воспитание, воспитание существует в народе столько же веков, сколько существует сам народ - с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе всю историю, все его лучшие и худшие качества».

К. Д. Ушинский определил воспитательную сущность сказок тем, что простота и непосредственность народного творчества соответствует таким же свойствам детской психологии. Он считал их первыми и блестящими

попытками народной педагогики, никто другой не был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа.

Сказки, являясь художественно-литературными произведениями, одновременно были для трудящихся и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Они - сокровищница народной педагогики, более того, многие сказки суть сочинения педагогические, т. е. в них содержатся педагогические идеи.

К. Д. Ушинский настолько высоко ценил сказки, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. «В народной сказке, писал он, - великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы» [3].

Народные сказки сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Это первое звено той цепи, которая связывает человека со всеми предыдущими поколениями, да и со всем человечеством. В народной сказке сочетаются и логическая мысль и поэтический образ. Простота языка, его приближённость к разговорной речи, богатство образов, увлекательность сюжета позволяют использовать сказку в качестве замечательного этнопедагогичес-кого средства. Первый воспитательный аспект сказки - это её содержание. В них рассказывается о жизни, быте, занятиях, обычаях и нравах народа. Сказка помогает ребёнку поверить в силу добра, которое побеждает не само по себе, а путем преодоления трудностей и борьбы со злом. Сказки учат мыслить, понимать добро. Очень красив язык сказок: он певуч и поэтичен, содержит много метафор и сравнений. Образный язык, небольшие песенки вставки, красивая присказка и концовка вызывают у детей интерес к языку, стимулируя образность речи, играют большую роль в развитии языка. В сказках красочно описываются природные явления, во многих из них участвуют как дикие, так и домашние животные, приводятся задачи, загадки и их разгадки, которые расширяют кругозор, обогащают знания об окружающем мире. В сказках много пословиц и поговорок очень метких и поучительных. Идеал человека, данный в сказках, можно рассматривать как основную воспитательную цель, причём, идеал этот дифференцирован: идеал девушки, юноши, идеал ребёнка (мальчика, девочки). Исторически сложившиеся сказочные принципы - это победа добра над злом, преодоление трудностей, патриотизм, трудолюбие, взаимная поддержка и т. д. Можно выделить несколько групп сказок: сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки, сатирические сказки и др. В сатирических сказках народ высмеивает безделье, желание легко получить желаемые блага «без труда вытащить рыбку из пруда»), чванство, жадность и другие человеческие недостатки. Во многих сказках воспевается удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружба.

Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении сказок и указывали на необходимость их использования в педагогической работе. В. Г. Белинский ценил в сказках их народность, их национальный характер. Он полагал, что в сказках за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные социальные отношения. Н. А. Добролюбов считал сказки произведениями, в которых народ выявляет своё отношение к жизни, к современности. Он стремился понять по сказкам и предания взгляды народа и его психологию. К. Д. Ушинский также высоко ценил народные сказки. Педагогическим идеалом Ушинского являлось гармоническое сочетание умственного и нравственно-эстетического развития. По мнению педагога, эта задача может быть успешно решена, если в воспитании будет широко использован материал народных сказок. Сказки как приём убеждения широко использовал в своей педагогической деятельности и выдающийся педагог И. Я. Яковлев.

Многие его сказки составлены по образцу бытовых сказок, носят характер этических бесед, т. е. выступают как средства убеждения в нравственном воспитании детей. В ряде сказок он усовещевает детей на объективные условия жизни, а чаще всего - на естественные последствия дурных поступков детей; уверяет, убеждает их в важности хорошего поведения.

Познавательную и воспитательную роль сказок очень широко показал в своих работах Г. Н. Волков. По мнению ученого-педагога в сказках отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труду, безграничная преданность народу и Родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Отражая жизнь народа и его лучшие черты, сказки обладают такой важной характерной особенностью как народность. Следующую важную особенность выделяет Г. Н. Волков - оптимизм. Оптимизм особенно нравится детям и усиливает воспитателъное значение народных педагогических средств. Во всех сказках на смену страданиям положительного героя приходит радость, причем эта радость - результат борьбы, результат совместных усилий. Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказку весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к сказке внимание детей. Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми. В герое ярко показываются те черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т. д.

Наиболее обобщенно педагогическую роль сказок представил в своих труд ах В. А. Сухомлинский. Он эффективно использовал их в воспитательном процессе, первый из советских педагогов начал широко пользоваться педагогическими сокровищами народа. Народная сказка способствует фор-

мированию определенных нравственных ценностей, идеала. Для девочек -это красна девица (умница, рукодельница,...), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину. Идеал для ребенка - это далёкая перспектива, к которой он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Идеал, приобретённый в детстве, во многом определяет - его как личность. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь и народная практика воспитания убедительно доказывает педагогическую ценность сказок [8].

Сказочные персонажи воспринимаются не только как звери, птицы, но и как люди с определёнными чертами. У ребёнка не возникает сомнения в том, как относиться к герою сказки: ленивому, жадному, доброму, смелому. Элементарные, но важные представления об уме и глупости, хитрости и прямодушии, добре и зле, героизме и трусости, щедрости и жадности, почерпнутые из сказок, складываются у него в нормы поведения.

Небольшие сюжетные произведения дают маленькому слушателю полезную информацию о растениях и природных явлениях, объясняя суть многих вещей в природе и обществе. Бесхитростные истории о животных легко запоминаются и воспроизводятся детьми, дают им простые, но жизненно важные представления о мире. Доставляя эстетическое наслаждение, сказки приучают мыслить, обобщать, проводить сравнения. Развивается речь, образное и логическое мышление, умение кратко, ёмко и красиво выражать мысль.

Персонажи сказок со своими невероятными приключениями учат, как следует и не следует вести себя в простейших жизненных ситуациях.

Удача, богатства выпадают героям сказок прежде всего за их нравственные поступки, за умение делать добро окружающим, не ожидая за это вознаграждения. Во многих сказках непременным условием счастья выступает труд. В сказках осуждается насилие, разбой, коварство, разоблачаются козни против добра. Прямо или косвенно в них выражается одобрение или осуждение поступков героев.

Сказка оказывает сильнейшее эмоциональное воздействие на ребёнка: сопереживая сказочным героям, он как бы становится соучастником событий, обретает эмоциональный опыт, в чём и состоит особая ценность сказочного вымысла.

Сказки стимулируют творчество, слушатели сказок сами превращаются в их сочинителей и исполнителей.

Таким образом, через сказки ребёнок получает не только знания о мире, о взаимоотношении людей, о проблемах, возникающих у человека в жизни, но и о путях выхода из трудных ситуаций.

Прочность и устойчивость духовно-нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, что было вложено в основу педагогического

воздействия. Для формирования любого духовно-нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребёнка должны появиться желания овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего духовно-нравственного качества. Знания и чувства поражают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении, они позволяют проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Духовно-нравственное воспитание представляет собой сознательно организуемый процесс включения детей в разнообразные виды деятельности (общественную, патриотическую, трудовую, природоохранную, общение с другими людьми и т. д.), формирование положительных моральных отношений к этой деятельности и выработки на этой основе соответствующих личностно - этических свойств и качеств. В конечном итоге нравственный облик зависит от источников, из которых черпал человек свои радости в детстве. Жизнь убеждает: если знания прошли через сердце ребёнка, отразились в его личном духовном мире, то появляется человек с честным, чутким и горячим сердцем, ясным умом и золотыми руками.

Библиографический список

1. Байчорова, С. Х. Гуманистическое воспитание младших школьников средствами народных сказок / С. Х. Байчорова // Этнопедагогика и вопросы формирования личности. - Карачаевск, 2005. - С. 28-30:

2. Батчаева, М. А. Узденова, Ф. М. Духовно-нравственное воспитание дошкольников / М. А. Батчаева, Ф. М. Узденова // Нравственное воспитание на рубеже тысячелетий: проблемы, поиски, решения. - Карачаевск, 2004. - С. 42-43:

3. Волков, Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков. - М., 2000. - 169 с.

4. Латышина, Д. И. Традиции воспитания детей у русского народа / Д. И. Латы-шина. - М.: Школьная пресса, 2004. - 126 с.;

5. Николаева, Н. Д. Возможности волшебного мира сказок в обучении и воспитании / Н. Д. Николаева // Этнопедагогика в условиях модернизации российского образования. - Якутск, 2004. - С. 145-147.

6. Новикова, В. И. Использование традиций народной педагогики при воспитании доброты у младших школьников / В. И. Новикова. - Таганрог: ТГПИ. - 2000. -20 с.

7. Семёнов, К. Б. Нравственное воспитание на рубеже тысячелетий, проблемы, поиски решения / К. Б. Семёнов. - Карачаевск, 2004. - 230 с.

8. Снопова, Т. К. Этнопедагогические средства формирования ценностных ориентаций личности / Т.К. Снопова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. -№ 9.- С. 203-210.

10. Такушинова, Э. Р. Нравственное воспитание на рубеже тысячелетий проблемы, поиски, решения / Э. Р. Такушинова // К вопросу о роли аразинского фольклора в формировании личности. - Карачаевск, - 2004. - С. 165-166.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.