Научная статья на тему 'Народная сказка - средство воспитания и обучения детей'

Народная сказка - средство воспитания и обучения детей Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
2666
226
Поделиться
Ключевые слова
СКАЗКА / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Снопова Татьяна Константиновна

Автор рассматривает народную сказку как одно из важных средств духовно-нравственного становления личности, показывает важность обращения к народной педагогике, определяет особенности народной сказки

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Снопова Татьяна Константиновна,

Traditional fairy tale as a means of children's education

The author describes traditional fairy tale as one of the important means of spiritual and moral education, defines basic characteristics of a Traditional fairy tale, shows the importance of traditional pedagogics

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Народная сказка - средство воспитания и обучения детей»

РАЗДЕЛ VI ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

УДК 37.0+39

Т. К. Снопова

НАРОДНАЯ СКАЗКА - СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

Перемены, происходящие в нашей жизни, глубоко затронули духовную сферу общества. Происходит сложный процесс переоценки и переосмысления социальных ценностей. В наиболее затруднительном положении оказалось молодое поколение, растущее в ситуации, когда старые ценности отвергнуты, а новые не полностью определены. Успешное решение задачи развития творческой, самостоятельной, социально активной личности зависит от определения духовных ценностей, на которых будет идти воспитание детей в учебно-воспитательном процессе современной школы. Закон Российской Федерации об образовании (1996 г.) подчёркивает необходимость воспитания у школьников чувства патриотизма, положительного отношения к общечеловеческим ценностям. «Концепция модернизации российско -го образования» заявляет о том, что в школу возвращается воспитание, особенно гражданское, патриотическое, нравственное и т. д. с учетом общечеловеческих ценностей и российского варианта их воплощения.

Различны возможности и средства педагогов в формировании ценностей культуры знаний, труда, служения Родине и т. д. Приоритетным в этом процессе является возрождение народной педагогической культуры, её истоков, активное перенесение в сферу воспитания общечеловеческих ценностей. Народная педагогика является составной частью традиционной культуры каждого народа, представлена практически на всех её уровнях: от ритуально-обрядовой до бытовой, в ней прослеживается логическая стройность и системность. Система народной педагогики является универсальной, охватывающей все области развития личности - от физической до моральноэтической.

Несмотря на внешнюю непохожесть культур разных народов, в любой из них можно обнаружить то единое и не приходящее, которое образует общечеловеческие ценности, в основе которых лежит приверженность к Добру, Красоте, Истине. У большинства народов самым высоким моральным качеством человека является трудолюбие. Трудовое воспитание - это стержень народной педагогики. У многих народов схожи сюжеты сказок, многие обряды и символы. Например, «чудо-яйцо» как пробуждение жизни. Схожих

сказок «Золушка» - 350. В сказках, пословицах, поговорках, загадках, героическом эпосе также прослеживается схожесть сюжетов, утверждаемых нравственных норм.

Смысл обращения к народной педагогике состоит в том, что она имеет функциональный набор средств, форм, методов и приемов, с помощью которых можно решить многие проблемы воспитания и обучения, которые в полной мере соотносятся с психолого-педагогическими особенностямираз-вития детей.

Неизменным обучающим и воспитывающим народным средством является сказка. Народные сказки сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Это первое звено той цепи, которая связывает человека со всеми предыдущими поколениями, да и со всем человечеством. В народной сказке сочетаются и логическая мысль, и поэтический образ. Простота языка, его приближённость к разговорной речи, богатство образов, увлекательность сюжета позволяют использовать сказку в качестве замечательного этнопе-дагогического средства. Первый воспитательный аспект сказки - это её содержание. В них рассказывается о жизни, быте, занятиях, обычаях и нравах народа. Сказка помогает ребёнку поверить в силу добра, которое побеждает не само по себе, а путем преодоления трудностей и борьбы со злом. Сказки учат мыслить, понимать добро. Очень красив язык сказок: он певуч и поэтичен, содержит много метафор и сравнений. Образный язык, небольшие песенки-вставки, красивая присказка и концовка вызывают у детей интерес к языку, стимулируя образность речи, играют большую роль в развитии языка. В сказках красочно описываются природные явления, во многих из них участвуют как дикие, так и домашние животные, приводятся задачи, загадки и их разгадки, которые расширяют кругозор, обогащают знания об окружающем мире. В сказках много пословиц и поговорок, очень метких и поучительных. Идеал человека, данный в сказках, можно рассматривать как основную воспитательную цель, причём, идеал это дифференцирован: идеал девушки, юноши, идеал ребёнка (девочки, мальчика). Исторически сложившиеся сказочные принципы - это победа добра над злом, преодоление трудностей, патриотизм, трудолюбие, взаимная поддержка и т. д.

Можно выделить несколько групп сказок: сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки, сатирические сказки и т. д. В сатирических сказках народ высмеивает безделье, желание легко получить желаемые блага («без труда вытащить рыбку из пруда»), чванство, жадность и другие недостатки. Во многих сказках воспевается удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружба. Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении сказок и указывали на необходимость их использования в педагогической работе. В. Г. Белинский ценил в сказках их народность, их национальный характер. Он полагал , что в сказках за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные социальные отношения.

В. Г. Белинский, глубоко понимавший природу ребенка, считал, что у детей сильно развито стремление ко всему фантастическому, что им нужны конкретные образы, краски, звуки. Н. А. Добролюбов считал сказки произведениями, в которых народ выявляет своё отношение к жизни, к современности. Он стремился понять по сказкам и преданиям взгляды народа и его психологию. Великий русский педагог К. Д. Ушинский высоко ценил народные сказки. Педагогическим идеалом Ушинского являлось гармоническое сочетание умственного и нравственно-эстетического развития. По мнению педагога, эта задача может быть успешно решена, если в воспитании будет широко использован материал народных сказок. Сказки как прием убеждения широко использовал в своей педагогической деятельности и выдающийся чувашский педагог И. Я. Яковлев. Многие его сказки составлены по образцу бытовых сказок, носят характер этических бесед, т. е. выступают как средство убеждения в нравственном воспитании детей. В ряде сказок он усовещает детей на объективные условия жизни, а чаще всего на естественные последствия дурных поступков детей; уверяет, убеждает их в важности хорошего поведения. Познавательную и воспитательную роль сказок очень широко показал в своих работах Г. Н. Волков. По мнению ученого-педагога, в сказках отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и Родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Отражая жизнь народа и его лучшие черты, сказки обладают такой важной характерной особенностью как народность. Следующую важную особенность сказок выделяет Г. Н. Волков - оптимизм. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств. Во всех сказках на смену страданиям положительного героя приходит радость, причем эта радость - результат совместных усилий. Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказку весьма эффективным педагогически средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к сказке внимание детей. Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми. В герое ярко показываются те черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т. д. Образность дополняется забавностью сказок. В народной сказке - не только яркие и живые образы, но и тонкий и весёлый юмор: «Про белого бычка» (русская), «У одного была умная кошка...» (чувашская) и т. д.

Сказки всех народов всегда поучительны и назидательны. В этом их ещё одна особенность - дидактизм. В сказках даётся «добрым молодцам урок» и не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями.

Наиболее обобщенно педагогическую роль сказок представил в своих трудах В. А. Сухомлинский. Он эффективно использовал их в воспитательном процессе. Он первый из советских педагогов начал широко пользоваться педагогическими сокровищами народа.

Народная сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей, идеала. Для девочек - это красна девица (умница, рукодельница,...), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка - это далекая перспектива, к которой он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определяет его как личность. Дети и сказки - неразлучны, они созданы друг для друга и поэтому, знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Школьники любят слушать сказки и сочинять свои. Сказочная форма позволяет ввести необычные сказочные ситуации. Через сказочные элементы проходит путь в сферу эмоций ребёнка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации - все это стимулирует умственную деятельность ребенка и развивает способность к сопереживанию. Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, комментируя важные в воспитательном отношении идеи, обсуждение поведения сказочных героев и причины их успехов или неудач, проведение конкурса знатока сказок, выставка рисунков детей по мотивам сказок и др. Особенно хочется выделить такую форму работы, как театрализованное исполнение сказок, их инсценировка. Привлекая детей к участию в игровой деятельности, имитируем взаимоотношения между сказочными героями, что помогает им войти в мир человеческого общения. При инсценировки сказку можно объединить с песенками. Детям предлагается выбрать из разученных ранее песен те, которые могут петь герои сказок. Можно вставить в сказку известные ребятам загадки, пословицы и поговорки, скороговорки. Органически вплетаясь в сказки, они приобретают для ребёнка житейский смысл.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Используя сказки разных народов нашей страны и других стран мира на уроках и во внеурочное время необходимо учитывать национальный состав учащихся в классе. Задача учителя подвести детей к выводу о том, что сюжет многих сказок и их основные идеи у разных народов похожи: уважение к старшим, готовность защищать слабых, трудолюбие, патриотизм, бережное отношение к природе, зло должно быть наказано.

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь и народная практика воспитания убедительно доказала педагогическую ценность сказок.

Библиографический список

1. Аникин, В. П. Русская народная сказка / В. П. Аникин. - М., 1959. - 250 с.

2. Капица, Ф. С. Русский детский фольклор / Ф. С. Капица. - М., 2002. - 330

3. Кузина, Т. Ф. Занимательная педагогика народов России / Т. Ф. Кузина -Москва, 1998, 200 с.

4. Мельников, М. И. Русский детский фольклор / М. И. Мельников - М., 1987, 230 с.

5. Мельников, М. И. Сибирский фольклор / М. И. Мельников - Новосибирск, 1976, 250 с.

6. Цаллагова, З. Б.Этнопедагогический диалог культур // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 231 - 235

7. Волков, Г. Н. Факторы народного воспитания в их взаимодействии // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 235 - 261

8. Бубякина, Н. Е. Мультикультурное воспитание и образование как основа создания полиэтнической школы // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 184 - 191

9. Содоноков, Н. А., Опарин, Р. В. Этноэкологическая культура воспитания в мировоззрении алтайцев // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - № 3. - с. 175 - 178.

10. Суразаков, С. С. Алтайский героический эпос и сказание «Маадай-Кара» / / Сибирский педагогический журнал. - 2006. - № 3. - с. 106 - 121.

11. Хажин, А. В. Этнопедагогическое воспитание студентов вуза физической культуры // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 154-160