Научная статья на тему 'Сказка - воспитатель нравственности младшего школьника'

Сказка - воспитатель нравственности младшего школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1547
536
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СКАЗКА / НРАВСТВЕННОСТЬ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / НОРМЫ МОРАЛИ / НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ / FAIRYTALE / MORALITY / YOUNGER SCHOOLCHILDREN / MORAL NORMS / BEHAVIOR NORMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ездакова Елена Александровна

В статье говорится о развитии нравственных качеств у младших школьников. Психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста позволяют им через знакомство с фольклором во всем его многообразии понять и приобщиться к народным, а через них и к общечеловеческим духовным ценностям. Сказки в зависимости от темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления, а увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAIRYTALE AS EDUCATOR OF MORAL QUALITY IN YOUNGER SCHOOLCHILD

There is represented in the article the development of moral qualities in younger schoolchildren. Psychological and age-related features allow them to understand and become familiar with national and human values through the folklore. The fairytales make children think and the topic, picturesque do the fairytales an efficient pedagogic method.

Текст научной работы на тему «Сказка - воспитатель нравственности младшего школьника»

СКАЗКА - ВОСПИТАТЕЛЬ НРАВСТВЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Е. А. Ездакова

Детский сад № 323, соискатель кафедры педагогики ГОУ ВПО

«Новосибирский государственный педагогический университет»

(г. Новосибирск)

В статье говорится о развитии нравственных качеств у младших школьников. Психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста позволяют им через знакомство с фольклором во всем его многообразии понять и приобщиться к народным, а через них и к общечеловеческим духовным ценностям. Сказки в зависимости от темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления, а увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством.

Ключевые слова: сказка, нравственность, младшие школьники, нормы морали, нормы поведения

Ездакова Елена Александровна, соискатель кафедры педагогики ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», воспитатель детского сада № 323, рабочий телефон: 8 (383) 341-45-55

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников такой стороной будет воспитание социально значимых ценностей. Именно в этот период дети овладевают простыми нормами нравственности, учатся следовать им в различных ситуациях.

В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, еще более возрастает роль учебного процесса в воспитании социально-значимых ценностей. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы, а сами нравственные знания «имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам» [1].

Особое место, с точки зрения С. Л. Рубинштейна, занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения в формировании личности младшего школьника.

В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках [5].

Учебная деятельность, являясь в младшем школьном возрасте ведущей, обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, создает возможности для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач.

Воспитание социально значимых ценностей - активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний.

Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление - процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести поражаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением. Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления.

Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни.

Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания является, по мнению Б. Т. Лихачева, «...понятие нравственного чувства -постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий» [3].

Нормы морали преобразуются в субъективную нравственность благодаря их чувственному освоению ребенком. Нравственность для него прежде всего живое чувство, реальное состояние и переживание глубокого удовлетворения или, напротив, дискомфорта, страдания, физического отвращения, самоосуждения и горького раскаяния. Нравственное чувство является системообразующим началом человеческой нравственности, то, что народ определяет как социально значимые ценности, благодаря которым моральное сознание, знание норм поведения, привычные поступки приобретают нравственный смысл. Нравственное воспитание, игнорирующее эмоциональную сферу, эстетическое отношение к действительности, неспособно формировать внутренние стимулы и побуждения высоконравственных поступков детей, управлять их поведением.

Младший школьный возраст - важный период в жизни ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучение к их выполнению. Именно в этот период и происходит формирование основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры.

Психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста позволяют им через знакомство с фольклором во всем его многообразии понять и приобщиться к народным, а через них и к общечеловеческим духовным ценностям.

Одним из способов приобщения младших школьников к социально значимым ценностям является народная сказка.

Сказки очень важны в жизни каждого человека, поскольку хранят в себе нравственные постулаты, передают их от сердца к сердцу и понятны и взрослым, и маленьким.

Народные сказки наилучшим образом отвечают запросам детей, органично соответствуя детской психологии, поскольку прекрасно подходят для выражения и сохранения фундаментальных человеческих истин, основ человеческого бытия. Изучение народной сказки в начальной школе начинается со сказки о животных и это не случайно. Сказки о животных -самый простой вид сказок. Сказки о животных одушевляют их, наделяют способностью думать, говорить и разумно действовать, т. е. очеловечивают животный мир.

Излюбленным героем русских сказочных историй о животных сделалась лиса - Лиса Патрикеевна, лисица - маслена губица, лиса-кумушка, Лисафья. Ее проделки и проказы стали основой многих сюжетов. Она обманывает мужика, прикинувшись мертвой; чуть не губит волка, научив его ловить рыбу хвостом («Лиса и волк»); пользуется доверчивостью петуха («Кот, петух и лиса»); выгоняет зайца из лубяной избы («Лиса и заяц») и т. д [2].

Лиса - притворщица, воровка, обманщица - злая, неверная, льстивая, злопамятная, ловкая, мстительная, хитрая, корыстная, расчетливая, жестокая. Во всех сказках она всюду верна себе.

Чаще других зверей лиса обманывает волка и жестоко смеется над ним. Феноменальная глупость, которой наделен волк в сказке, - свойство, которое, прежде всего, порочит волка.

Нередко сказка кончается гибелью волка. Волк умирает жестокой смертью, чтобы в следующей сказке ожить и вновь принять смерть. Ненасытная жажда крови, черты насильника, который признает только право сильного, право острых зубов, - без этой черты волк не волк.

В сказках выведен и медведь, зверь «высшего ранга». Медведь - самый сильный лесной зверь и потому беспросветная глупость медведя - глупость располагающего властью, но мало осведомленного сильного, могущественного существа.

Заяц, лягушка, мышь, дрозд выступают в сказках в роли слабых. Они служат на посылках, их легко обидеть. Из животных и птиц «положительными героями» сказочники сделали кота и петуха. Кот верен в дружбе и трижды спасает петуха от смерти. Воинственный петух готов прийти на помощь всякому обиженному.

Гегель признавался: «...в изображении животного царства с

чрезвычайной меткостью делается для нас наглядной человеческая низость» [4].

Образность составляет основу словесной ткани сказки. Язык персонажей воспроизводит бытовую речь людей разных сословий и разного индивидуального облика. Речевые реплики многообразны и характерны. Некоторые сказки почти сплошь состоят из диалогов: «Лиса и тетерев», «Кочеток и курочка», «Бобовое зернышко».

В сказках о животных всегда существует четкое разграничение положительного и отрицательного. Никогда не возникает сомнение, как отнестись к тому или иному персонажу. И это не примитивность подачи

жизненного материала, а ясность оценок основанных на народных традициях.

Такая ясность оценок в сказках о животных существует, прежде всего, потому, что именно они в первую очередь должны быть усвоены ребенком.

Читая русские народные сказки о животных, учащиеся входят в единое духовное пространство и узнают, что мир велик и многообразен и в то же время един.

Сказки в зависимости от темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления.

В сказке «Иванушка-дурачок» рассказывается о том, как он шел, шел по лесу и дошел до одного дома. Вошел в дом, там оказалось 12 печей, в 12 печах - 12 котлов, в 12 котлах - 12 горшков. Иван, проголодавшийся в дороге, начал подряд пробовать еду из всех горшков. Образовательное значение приведенной детали сказки в том, что в ней вниманию слушателей предложена задача: 12 х 12 х 12 =? Мог ли наесться Иван? Не только мог, более того - съесть столько в состоянии только сказочный герой: если он перепробовал еду во всех горшках, то съел 1728 ложек пищи.

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Как правило, во всех сказках страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость - результат борьбы, результат совместных усилий. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством.

В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к сказке внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказах учитываются психические особенности детей, прежде всего, неустойчивость и подвижность их внимания.

По мнению Сикорского [6], образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются те главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т. п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам.

Так, черта трудолюбия в результате гиперболизации достигает предельной яркости и выпуклости изображения (за одну ночь построить дворец, мост от дома героя к дворцу царя, за одну же ночь посеять лен, вырастить, обработать, напрясть, наткать, нашить и одеть народ, посеять пшеницу, вырастить, убрать, обмолотить, намолоть, испечь и накормить людей и т. п.). То же самое следует сказать и о таких чертах, как физическая сила, мужество, смелость и т. п.

Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог-народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были интересными и

занимательными. В народной сказке - не только яркие и живые образы, но и тонкий, и веселый юмор.

Когда и где бы ни жили люди, но в сказках отчетливо видно, что в человеке всегда ценились трудолюбие и справедливость, ум и доброта, храбрость и достоинство, честность и верность, а неприятие вызывали скупость, глупость, трусость.

Иногда сказка преподносится как прорицательная мудрость.

Так смерть Кощея скрыта в игле, игла в яйце, яйцо в утке, утка в сундуке, сундук на дубе... И если в яйце «материализовано» начало жизни, это то в игле находится зародыш зла. И этот зародыш находится в самой сердцевине нашей жизни, и добраться до него чрезвычайно сложно, но совершенно необходимо, поскольку лишь преломив иглу можно положить конец разрушительному началу. И здесь не обойтись без друзей, одному не совладать.

Сказка не мирится со злом и устраняет бессмертие Кощея (абсолютного зла) понятным и наивным способом, уничтожив его в зародыше.

Сила воздействия образов и сюжета сказки такова, что младшие школьники уже в процессе первого чтения ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных, готовы прийти им на помощь. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость: зло наказывается, добро торжествует. Дети хотят, чтобы и в жизни всегда было так. В этом, прежде всего, и состоит большая педагогическая ценность сказки.

Сказки наилучшим образом отвечают запросам детей, органично соответствуют детской психологии.

Воображаемый, фантастический мир в основе своей оказывается отображением реального мира в главных его основах. Сказочная, непривычная картина жизни дает младшему школьнику возможность сравнивать ее с реальностью, окружением, в котором существуют он сам, его семья, близкие ему люди. Это необходимо для развивающегося мышления, так как оно стимулируется тем, что человек сравнивает и сомневается, проверяет и убеждается. Сказка не оставляет ребенка равнодушным наблюдателем, а делает его активным участником происходящего, переживающим вместе с героями каждую неудачу и каждую победу. Сказка приучает его к мысли, что зло в любом случае должно быть наказано. Но сказка рождает и надежду. Да, за ошибки героям сказок приходится расплачиваться, но, расплатившись, они снова получают право на удачу.

Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает поток информации. Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе.

Таким образом, усвоение детьми нравственных норм в процессе изучения сказок так же, как и овладение различными способами деятельности, делает их представителями народной культуры. Следовательно, обучение младших школьников должно быть насквозь воспитывающим, воздействуя одновременно на ум, чувства и душу ребенка.

Именно такое целенаправленное формирование его морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения и в конечном итоге усвоение социально значимых ценностей и происходит в процессе знакомства младшего школьника с миром народных сказок. Однако такой процесс воспитания должен быть длительным и непрерывным, в то время как результаты его серьезно отсрочены во времени.

Список литературы

1. Архангельский Н. В. Нравственное воспитание / Н. В. Архангельский. - М.

: Просвещение, 1979. - С. 352.

2. Афанасьев А. Н. Народные русские сказки : В 3 т. / А. Н. Афанасьев ; [подготовка текстов и примечания В. Я. Проппа]. - М., 1957.

3. Воспитание личности дошкольника в нравственной деятельности : метод. рекомендации / Омский гос. пед. ин-т им. Горького. - Омск : ОГПИ, 1991. -С. 265.

4. Гегель Г. В. Ф. Эстетика : В 4 т. / Г. В. Ф. Гегель. - М., 1969. - Т. 2. - С. 100.

5. Рубинштейн С. Л. Психолого-педагогические проблемы развития школьников / С. Л. Рубинштейн. - М. : Просвещение, 1981. - С. 58.

6. Сикорский И. А. Воспитание в возрасте первого детства / И. А. Сикорский. - СПб., 1984. - С. 43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.