НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА В НАЦИОНАЛЬНЫХ АСПЕКТАХ
Ромах Ольга Викторовна, Скоморохова Яна Юрьевна - ТГУ им. Г.Р. Державина
Аннотация. Выступая в качестве духовной предпосылки всякой человеческой деятельности, нравственная культура оказывает воздействие на содержание и форму взаимоотношений между людьми, на отношение людей к духовным и материальным ценностям прошлого и настоящего, на экономические, экологические, политические, правовые, управленческие, образовательные и другие процессы общества. Рассмотрение этого вопроса поспособствует взаимопониманию народов разных национальных культур, при этом каждая культура сохранит индивидуальность национальных ценностей
Ключевые слова: культура, семья, игры, сказки, нравственное чувство.
Актуальность исследования определяется значимостью нравственной культуры в жизнедеятельности общества. Курсовая работа посвящена исследованию сущности, структуры содержания и специфики функционирования российской нравственной культуры.
Значимость научных знаний о нравственной культуре особенно возрастает в эпохи деформации культурных традиций и дискредитации идеологических устоев общества.
Неизбежное в этих условиях нарастание новых представлений о формах проявления добра и зла в значительной степени разрушает существовавшие ранее нравственные идеалы и моральные критерии оценок поведения людей и стимулирует у них проявление растерянности или вседозволенности. В то же время этот процесс обогащает конструктивный потенциал нравственной культуры, что представляет для науки особый интерес.
Выступая в качестве духовной предпосылки всякой человеческой деятельности, нравственная культура оказывает воздействие на содержание и форму взаимоотношений между людьми, на отношение людей к духовным и материальным ценностям прошлого и настоящего, на экономические, экологические, политические, правовые, управленческие, образовательные и другие процессы общества. Рассмотрение этого вопроса поспособствует взаимопониманию народов разных национальных культур, при этом каждая культура сохранит индивидуальность национальных ценностей!
Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья -это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Исследователь проблемы нравственного воспитания детей в семье, что поспособствует улучшению нравственного уровня в России.
Стержнем личности является нравственная позиция человека, в формировании которой решающая роль принадлежит семье.
Именно семья закладывает фундамент становления нравственной позиции ребёнка. Благодаря постоянству, длительности, эмоциональной окрашенности воспитательных воздействий, их разнообразию, своевременному использованию механизма подкрепления. Поэтому все отклонения в семейном нравственном воспитании ребёнка могут серьёзно осложнить его дальнейшую жизнь, когда он столкнётся с иными моральными ценностями и требованиями.
Из опыта воспитания детей огромное значение имеет здоровый тон семейной жизни, нравственная атмосфера семьи, её уклад и стиль. Под этим всем подразумевается взаимоотношения внутри семьи и нравственные идеалы.
Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания является понятие нравственного чувства - постоянного эмоционального ощущения, переживания реальных нравственных отношений и взаимодействий. Нравственность для ребенка - прежде всего это живое чувство, реальное состояние. Нравственное воспитание, игнорирующее эмоциональную сферу, эстетическое отношение к действительности является слабосильным, неспособным формировать внутренние стимулы и побуждения высоконравственных поступков детей, управлять их поведением. Нравственное чувство является основообразующим началом человеческой морали. Составляющим элементом нравственного чувства является нравственное сознание - это активный процесс отражения ребёнком своих нравственных отношений, состояний. Оно предполагает знание, моральных принципов, норм и, одновременно, постоянное осознание и осмысление своего нравственно положения в обществе, морального состояния, ощущения, чувства.
Движущей силой нравственного сознания является нравственное мышление - процесс постоянного накопления и осмысления нравственных факторов, отношений. Нравственные
переживания порождаются единством чувственных состояний, отражённых в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением.
Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуется в единстве все названные компоненты. Нравственное воспитание - это не вдалбливание, не заучивание моральных норм и бездушная отработка привычек, а это есть активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, это процесс постоянных решений, выбор волевых действий в пользу тех или иных моральных норм. Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, стыду и сочувствию.
Успех нравственного воспитания детей во многом зависит от характера субъективного нравственного пространства, в котором они живут. В него входят:
Отношения и общение в коллективе
Отношения и общение на улице
Общение с товарищами
Отношение к себе
Отношение к природе, к внешнему миру
Отношение к общественным требованиям
Отношения в семье, которое является самым важным пространством для ребёнка.
Из всего вышеперечисленного немаловажное значение в формировании нравственности ребёнка играет роль сказки, а также игры детей.
Дошкольный возраст, как говорят педагоги и психологи, это классический возраст игры. В играх успешно развиваются детские взаимоотношения, им придаётся дух доброжелательности, развиваются чувства, навыки и привычки культурного поведения, уточняются некоторые нравственные представления.
Именно в дошкольном возрасте, особенно в 5-7 лет, игра принимает форму сюжетноролевой игры. Все сюжеты детских игр исследователи делят на 3 большие группы:
Игры с сюжетами на бытовые темы (например, игра "дочки-матери"). Здесь формируется такая нравственная сторона как забота, любовь, сопереживание к куклам, что затем это всё проецируется на реальный окружающий мир.
Игры с производствами темами. Формируют у детей вежливое отношение к окружающим в процессе общения между собой.
Сюжет - это та сфера действительности, которая отражается в игре.
В игре ребёнок легче подчиняется правилу, связанному с выполнением взятой им на себя роли. Так, например, ребёнка трудно заставить сидеть за столом, не мешая другим, он отвлекается, задаёт вопросы и т.п. Если же ему по игре положено сидеть тихо, то он это делает без большого усилия и течение более длительного времени. Это объясняется тем, что в игре правило не "навязано" ребёнку - оно является его собственным правилом, прямо вытекающим из роли, которую он взял на себя.
Кроме ролевых игр можно выделить игры в куклы, которые являются очень ценными для изучения ребёнка, проникновения в его внутренний мир, выяснений нравственности его интересов. Часто отношение детей к кукле определяются её внешним видом (причёска, нарядное платье). Игры с куклами требуют от детей заботы, порядка в кукольном уголке, что так же является немаловажным в формировании их нравственности.
Сказки, независимо от пола и возраста их героев, имеют большое психологическое значение для детей разного возраста, мальчиков и девочек, поскольку облегчают смену идентификации в зависимости от проблем, волнующих ребенка. Малыш легко входит в непривычную для него сказочную обстановку, мгновенно превращаясь в Ивана-царевича или царевну - Лебедь, и вместе с тем так же свободно переключается на прозаическую повседневность. Он интуитивно чувствует, что сказки нереальны, но в то же время допускает, что это могло происходить и в действительности. Так появляется действительность литературных переживаний ребенка: ощущение сказочности в реальном, обыденном и реального в сказочном, волшебном. Наилучшим образом отвечают они запросам детей, органично соответствуя детской психологии. Тяга к добру и справедливости, вера в чудеса, склонность к фантазиям, к волшебному преображению окружающего мира - все это ребенок радостно встречает и в сказке.
Кроме ожидания необычайного, чудесного, волшебного, детскому воображению присуща еще одна потребность. Ребенок хочет подражать окружающим его, ловким, умным взрослым, но ему не всегда это удается. В сказке же все возможно. Маленький мальчик (девочка) смелый и находчивый, выходит победителем из всех испытаний. Он может перелететь через тридевять земель в тридесятое царство и победить дракона. Иными словами, малыш как бы реализует свои неосознанные желания, не всегда выполнимые в жизни.
Однако мир сказки обеспечивает не только реализацию неудовлетворенных желаний. Решающую роль играет здесь мотив достижения равенства или, пользуясь психологической терминологией, мотив компенсации. У детей из-за их социально зависимого положения часто бывают всякого рода огорчения, терпят крах их стремления, намерения, поступки, что обычно компенсируется в мечтах, в воображении. Сказка создает прекрасную основу для этой компенсационной потребности, приводя все непременно к счастливому концу.
Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек не человек. Цель сказочников - “воспитывать в ребенке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу как свою".
Маленький ребенок, слушая рассказ или сказку и ощущая реальное существование даже фантастического героя, “содействует” с героем; ребенок постарше “соучаствует” с героем. Известный психолог А. .В. Запорожец как-то привел интересный эпизод с пятилетней девочкой, которая на картине, изображающей прикованного Прометея, выскребла пальцами цепи, чтобы освободить героя. Движимым состраданием к герою ребенок пытается непосредственно практически воздействовать на произведение искусства вместо того, чтобы перенести свое отношение на действительность, в нем воображенную.
В сказке для детей кроется особое очарование, открываются какие-то тайники миропонимания. Они находят в сказочном повествовании самостоятельно, без объяснений, нечто очень ценное для себя, необходимое для роста их сознания. Воображаемый, фантастический мир в основе своей оказывается отображением реального мира в главных его основах. Сказочная, непривычная картина жизни дает малышу и возможность сравнить ее с реальностью, с окружением, в котором существуют он сам, его семья, близкие ему люди. Это необходимо для развивающегося мышления, так как оно стимулируется тем, что человек сравнивает и сомневается, проверяет и убеждается. Сказка не оставляет ребенка равнодушным наблюдателем, а делает его активным участником происходящего, переживающим вместе с героями каждую неудачу и каждую победу. Сказка приучает его к мысли, что зло в любом случае должно быть наказано.
Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики у малышей велика, она все же имеет свои границы. Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе. Следовательно, для полноценного развития ребенка необходима целенаправленная воспитательная работа учителя, т.к младший школьный возраст является сенситивным для усвоения социальных норм нравственного развития, становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим, раскрытия индивидуальных особенностей и способностей. Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним влияниям, необходимостью нравственных норм и нравственных требований к другим, непосредственным поведением. Эти особенности являются залогом обучаемости и восприимчивости младших школьников, дают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.
Основная мысль сказки в том, что человек должен за свое преступление получить наказание по заслугам, что наказание является естественным последствием его преступления. Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселить в него уверенность в неизбежность победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно не было.
ля того чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать особенности сказки как жанра. Остановимся на
наиболее характерных.
Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства. В сказке непременно торжествуют истина и добро. Сказка всегда на стороне обиженных и притесняемых, о чем бы она не повествовала. Она наглядно показывает, где проходят правильные жизненные пути человека, в чем его счастье и несчастье, какова его расплата за ошибки и чем человек отличается от зверя и птицы. Каждый шаг героя ведет его к цели, к финальному успеху. За ошибки приходится расплачиваться, а расплатившись, герой снова получает право на удачу. В таком движении сказочного вымысла выражена существенная черта мировосприятия народа -твердая вера в справедливость, в то, что доброе человеческое начало неизбежно победит все, ему противостоящее.
Больше всего привлекает детей сказочный герой. Обычно это человек идеальный: добрый, справедливый, красивый, сильный; он обязательно добивается успеха, преодолевая всяческие препятствия не только с помощью чудесных помощников, но, прежде всего благодаря личным качествам - уму, силе духа, самоотверженности, изобразительности, смекалке. Таким хотел бы стать каждый ребенок, и идеальный герой сказок становится первым образцом для подражания. Для детей вовсе не важно, кто герой сказки: человек, животное или дерево. Важно другое: как он себя ведет, каков он - красив и добр или уродлив и зол. Сказка старается научить ребенка оценивать главные качества героя и никогда не прибегает к психологическому усложнению. Чаще всего персонаж воплощает какое-нибудь одно качество: лиса хитра, медведь силен, Иван в роли дурака удачлив, а в роли царевича бесстрашен. Персонажи в сказке контрастны, что и определяет сюжет: прилежную, разумную сестрицу Аленушку не послушался братец Иванушка, испил воды из козлиного копытца и стал козликом, - пришлось его выручать; злая мачеха строит козни против доброй падчерицы. ... Так возникает цепь действий и удивительных сказочных событий. Сказка строится по принципу цепной композиции, включающей в себя, как правило, троекратные повторы. Вероятнее всего, этот прием родился в процессе рассказывания, когда сказитель вновь и вновь предоставлял слушателям возможность пережить яркий эпизод. Такой эпизод обычно не просто повторяется - каждый раз в нем происходит усиление напряженности. Иногда повтор осуществляется в форме диалога; тогда детям, если они играют в сказку, легче перевоплощаться в ее героев. Часто сказка включает песенки, прибаутки, и дети запоминают в первую очередь именно их.
Сказка имеет собственный язык - лаконичный, выразительный, ритмичный. Благодаря языку создается особый фантастический мир, в котором все представлено крупно, выпукло, запоминается сразу и надолго - герои, их взаимоотношения, окружающие персонажи и предметы, природа. Полутонов нет - есть глубокие, яркие цвета. Они влекут к себе ребенка, как все красочное, лишенное однообразия и бытовой серости.
Дети находят глубокое удовлетворение в том, что их мысль живет в мире сказочных образов. Пять, десять раз ребенок может пересказывать одну и ту же сказку, и каждый раз открывает в ней что-то новое. В сказочных образах - первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному. Ребенок знает, что в мире нет ни Бабы Яги, ни Царевны-лягушки, ни Кощея Бессмертного, но он воплощает в эти образы добро и зло, и каждый раз, рассказывая одну и ту же сказку, выражает свое отношение к плохому и хорошему. Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. Образность дополняется забавностью сказок. В них, как правило, есть не только яркие живые образы, но и юмор.
Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Намеки в сказках применяются именно с целью усиления их дидактизма. "Добрым молодцам урок" дается не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Тот или иной поучительный опыт как бы исподволь складывается в сознании слушателя. Исходя из этого, мы выделили следующие особенности сказки: увлекательность сюжета, оптимизм, образность, забавность и дидактизм.
По тематике и стилистике сказки можно разделить на несколько групп, но обычно исследователи выделяют три: сказки о животных, волшебные сказки и бытовые (сатирические).
1. Сказки о животных. Маленьких детей, как правило, привлекает мир животных, поэтому им
очень нравятся сказки, в которых действуют звери и птицы. В сказке животные приобретают человеческие черты - думают, действуют, говорят. По существу, такие образы несут ребенку знания о мире людей, а не животных.
В этом виде сказок обычно нет отчетливого разделения персонажей на положительных и отрицательных. Каждый из них наделен какой-либо одной чертой, присущей ему особенностью характера, которая и обыгрывается в сюжете, Так, традиционная черта лисицы - хитрость, поэтому речь идет обычно о том, как она дурачит других зверей. Волк жаден и глуп; во взаимоотношениях с лисицей он непременно попадает впросак. У медведя не столь однозначный образ, медведь бывает злым, а бывает и добрым, но при этом он всегда остается недотепой. Если в такой сказке появляется человек, то он непременно оказывается умнее и лисицы, и волка, и медведя. Разум помогает ему одерживать победу над любым противником.
Животные в сказке соблюдают принцип иерархии: наиболее сильного все признают и главным. Это лев или медведь. Они всегда оказываются на верху социальной лестницы. Это сближает сказки о животных с баснями, что особенно хорошо видно по присутствию в тех и других сходных моральных выводов - социальных и общечеловеческих. Дети легко усваивают: то, что волк силен, вовсе не делает его справедливым (например, в сказке о семерых козлятах). Сочувствие слушателей всегда на стороне справедливых, а не сильных. Есть среди сказок о животных довольно страшные. Медведь съедает старика и старуху за то, что они отсекли ему лапу. Разъяренный зверь с деревянной ногой, конечно, представляется малышам ужасным, но по существу он ведь - носитель справедливого возмездия. Повествование предоставляет ребенку самому разобраться в сложной ситуации (“Медведь”). В сказках о животных много песенок: поет лиса льстивую песню петуху: “Петушок, петушок, золотой гребешок, маслена головушка, шелкова бородушка.”; поет и петух, призывая на помощь кота: “несет меня лиса за темные леса."; поет коза перед дверью дома: “Вы, детушки! Вы козлятушки! Отопритеся, отворитеся..."; поют волк, медведь и другие персонажи. Сказки изобилуют веселыми присловьями: “лиса при беседе краса", “заюнок - кривоног по горке скок”, “комар - пискун", “муха - говорюха” и другие. Песенно-ритмическое начало сообщает повествованию сильную эмоциональную экспрессию, разнообразит его, придает сказке черты необычного, свойства игры. Песенки и прибауточные присловья так выразительны, что живут самостоятельно, концентрируя в себе поэтический смысл сказок в сжатой ритмико-игровой форме. Запав в память, сказки становятся неотделимой частью детского сознания.
2. Волшебные сказки. Это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Все происходящее
в волшебных сказках фантастично и значительно по задаче: ее герой, попадая то в одну, то в другую опасную ситуацию, спасает друзей, уничтожает врагов - борется не на жизнь, а на смерть. Опасность представляется особенно сильной, страшной потому, что главные противники его - не обычные люди, а представители сверхъестественных темных сил: Змей Горыныч, Баба Яга, Кащей Бессмертный и прочие. Одерживая победы над этой нечистью, герой как бы подтверждает высокое человеческое начало, близость к светлым силам природы. В борьбе он становится еще сильнее и мудрее, приобретает новых друзей и получает полное право на счастье - к вящему удовлетворению маленьких слушателей.
В сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но все кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения. Это в высшей степени важно для формирования у человека жизненной стойкости и качеств борца за справедливость.
Волшебная сказка с ее стойкой композицией приучает ребенка логически мыслить: события в ней разворачиваются в строгой последовательности. Сказка захватывает динамикой сюжета. Чем ближе конец, тем острее и напряженнее становятся взаимоотношения персонажей. Очень часто, подведя героя к моменту почти полного достижения цели, сказка допускает резкий поворот события к исходному положению - и вновь он начинает борьбу за торжество справедливости. В сюжете волшебной сказки главный эпизод - это начало путешествия героя ради того или иного важного задания. На своем долгом пути он встречается с коварными противниками и волшебными помощниками. В его распоряжении оказываются весьма действенные средства: ковер-самолет,
чудесный клубочек или зеркальце, а то и говорящий зверь или птица, стремительный конь или волк. Все они, с какими-то условиями или вовсе без них, в мгновение ока выполняют просьбы и приказы героя. У них не возникает ни малейшего сомнения в его нравственном праве приказывать, поскольку очень уж важна поставленная перед ним задача и поскольку сам герой безупречен. Мечта о соучастии волшебных помощников в жизни людей существует с древнейших времен - со времен обожествления природы, веры в бога-Солнце, в возможность магическим словом, колдовством призвать светлые силы и отвести от себя темное зло. 3. Бытовая (сатирическая). Наиболее близка к повседневной жизни и даже не обязательно включает в себя чудеса. Одобрение или окружение всегда подается в ней открыто, четко выражается оценка: что безнравственно, что достойно осмеяния. Даже когда, кажется, что герои просто валяют дурака, потешают слушателей, каждое их слово, каждое действие наполнены значительным смыслом, связаны с важными сторонами жизни человека. Постоянными героями сатирических сказок выступают “простые” бедные люди. Однако они неизменно одерживают верх над “непростыми" - богатым или знатным человеком. В отличие от героев волшебной сказки, здесь бедняки достигают торжества справедливости без помощи чудесных помощников - лишь благодаря уму, ловкости, находчивости да еще удачным обстоятельствам. Бытовая сатирическая сказка веками впитывала в себя характерные черты жизни народа и его отношения к власть предержащим, в частности к судьям, чиновникам. Все это, конечно, передавалось и маленьким слушателям, которые прониклись здоровым народным юмором сказителя. Сказки такого рода содержат “витамин смеха", помогающий простому человеку сохранить свое достоинство в мире, где правят мздоимцы - чиновники, неправедные судьи, скупные богачи, высокомерные вельможи.
В бытовых сказках появляются порой и персонажи - животные, а возможно и появление таких абстрактных действующих лиц, как, Правда и Кривда, Горе-Злосчастье. Главное здесь не подбор персонажей, а сатирическое осуждение людских пороков и недостатков.
Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки - в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она - творение народа. Кажется, что сказка построена на чисто “бытовом” сюжете: дедушка и бабушка посадили репку., дедушка решил обмануть волка, сделал соломенного бычка., но каждое слово этой сказки - как тончайший штрих на бессмертной фреске, в каждом слове, в каждом образе - игра творческих сил народного духа. Сказка - это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ.
Мы пришли к выводу, что для полноценного развития ребенка необходима целенаправленная воспитательная работа учителя, т.к младший школьный возраст является сенситивным для усвоения социальных норм нравственного развития, становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим, раскрытия индивидуальных особенностей и способностей. Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним влияниям, необходимостью нравственных норм и нравственных требований к другим, непосредственным поведением. Эти особенности являются залогом обучаемости и восприимчивости младших школьников, дают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. В течение этого периода развития ребенок активно познает окружающий мир и самого себя, приобретает активный опыт действования в этом мире, в том числе и посредством знакомства и усвоения опыта народной педагогики.
Список литературы
1. Ашиков В. Ещё раз о воспитании // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. - С. 3 -5.
2. Гладкова Ю.А. Взаимодействие с семьёй: вопросы планирования // Ребёнок в детском саду. -2006. - №4. - С. 41.
3. Детский сад и родители. / Под ред. Е.И. Колоярцевой. - М.: «Прсвещение», 1969. - 169 с.
4. Дружинин В.Н. Психология семьи. - Изд. 3-е. - СПб.: «Питер», 2008. - 176 с.
5. Елизаров А.Н. К проблеме основного интегрирующего фактора семьи // Вестник МГУ. - 1996. -№1. - С. - 42 - 49.
6. Змановский Ю.Ф., Гребенщиков И.В. Наши дети. - Изд. 2-е. - М.: «Юрид. лит»., 1989. - 368 с.
7. Кори Дж., Шнайдер-Кори М. Как стать хорошим психологом. - СПб.: «Прайм-Еврознак», 2007. - 475 с.
8. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи: Учеб. пособие - практикум для студ. фак. психологии высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 432 с.
9. Маркова В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике // Дошкольное воспитание. -2006. - №12. - С. 104 - 110.
10. Маркова Т.А., Загик Л.В., Иванова В.М. Детский сад и семья. - М.: «Просвещение», 1981. -176 с.
11. Методика воспитательной работы. / Под ред. В.А. Сластенин. - М.: «Академия», 2002. - 134 с.
12. Нравственное и эстетическое воспитание: Внеклассная работа со старшеклассниками. / Под ред. Д.И. Водзинского. - Мн.: «Народная асвета», 1982. - 151 с.
13. Карклина С.Э. Проблемы семейного воспитания. - М., 1983.
14. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. - М.: Высшая школа, 2001.
15. Арзамасцева И.Н. Детская литература. - М.: Академия, 2000.
16. Арзамасцева И.Н. Хрестоматия по детской литературе. - М.: Академия, 2000.
17. Вайндорф-Сысоева М.Е. Технология исполнения и оформление научно - исследовательской работы. - М.: ООО "ЦГЛ", 2006.