Научная статья на тему 'Роль народной художественной культуры в воспитании патриотизма у детей младшего школьного возраста'

Роль народной художественной культуры в воспитании патриотизма у детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1591
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА / НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT / PATRIOTISM UPBRINGING / NATIONAL ARTISTIC CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чембулатова Светлана Юрьевна

Проблема воспитания патриотизма у детей на основе ценностей народной художественной культуры является актуальной в условиях современной информационно насыщенной социально-культурной среды. Целенаправленное ознакомление детей с народной культурой, включение их в различные виды творческой деятельности, основанной на материале русской народной художественной культуры одно из главных условий полноценного воспитания у ребенка патриотизма. Это позволяет решать блок важнейших задач в формировании патриотизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF NATIONAL ARTISTIC CULTURE IN PATRIOTISM UPBRINGING OF PRIMARY SCHOOL PUPIL

The problem of patriotism upbringing of child on basis of valuable of national artistic culture is topical under condition of modern informative socio-cultural environment. One of the main conditions of full-fledged upbringing of patriotism of child is purposeful acquaintance with national culture and drawing a child in various type of creative activity. This makes it possible to decide a set of major tasks in forming of patriotism.

Текст научной работы на тему «Роль народной художественной культуры в воспитании патриотизма у детей младшего школьного возраста»

РОЛЬ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В ВОСПИТАНИИ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С. Ю. ЧЕМБУЛАТОВА

Проблема воспитания патриотизма у детей на основе ценностей народной художественной культуры является актуальной в условиях современной информационно насыщенной социально-культурной среды. Целенаправленное ознакомление детей с народной культурой, включение их в различные виды творческой деятельности, основанной на материале русской народной художественной культуры - одно из главных условий полноценного воспитания у ребенка патриотизма. Это позволяет решать блок важнейших задач в формировании патриотизма.

Ключевые слова: социально-культурная среда, воспитание патриотизма, Народная художественная культура.

Чем больше в окружающей среде носителей культурных ценностей, тем выше ее «плотность» и потенциал для освоения. Кроме того, результативность воспитания во многом обусловливается гармоничным сочетанием таких элементов как воспитывающая социально-культурная среда, деятельность и общение.

В основу педагогической деятельности по воспитанию патриотизма у детей младшего школьного возраста в условиях современной социально-культурной среды необходимо заложить принцип диалогического общения со средой, подразумевающий интенсивный обмен эмоциональными состояниями. В поиске конкретных методов могут помочь высказывания В. С. Сухомлинского, который писал: «Патриотическое воспитание имеет множество граней. Первая из них - это видение мира. То, что открывается перед человеком с первых шагов его сознательной жизни... Дорожить по настоящему - это, значит, хранить, оберегать, быть лично заинтересованным в судьбе родного» [4].

Воспитание патриотизма не может идти эпизодически без содержательной основы. Этот процесс требует учета истории, местных условий, национальной психологии, культуры, героикопатриотических традиций, обычаев старших поколений народа.

Поэтому особое место в воспитании патриотизма должна занимать информационно насыщенная социально-культурная среда, в которой заложены большие воспитательные возможности.

Учет возможностей информационно насыщенной социально-культурной среды как фактора

формирования личности в воспитательной деятельности придает педагогическому действию целенаправленность, переводя этническую, социальную ситуацию в педагогическую и создавая тем самым воспитывающую среду.

Традиционная русская культура как коллективный результат народного творчества близка по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно она естественна его восприятию и понятна ему. Включение ребенка в различные виды творческой деятельности, основанном на материале традиционной русской культуры - одно из главных условий полноценного воспитания у ребенка патриотизма.

«Воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью больше, чем что-либо другое», - писал К. Д. Ушинский, - «в душе человека черта национальности коренится глубже всех прочих. В данном случае народность сливается с любовью к Родине, т. е. с патриотизмом. Народное искусство служит надежной преемственной связью между поколениями в историческом развитии народа» [5].

Знакомство с народной культурой является наиболее простым и в то же время мощным средством духовного развития подрастающего поколения. Приобщение ребенка с раннего возраста к культуре своего народа способствует возрождению генетической и культурной памяти детей и развитию их духовного потенциала. Народная художественная культура изначально воспитательна, она дает детям уроки стройности, порядка, об-

разованности, нравственности. Целенаправленное ознакомление дошкольников с народной культурой представляет собой процесс решения совокупности различных педагогических задач, из которых, на наш взгляд, наиболее важной является формирование у детей общего представления о культуре русского народа, ее богатстве и красоте, развитие творческого потенциала, творческого самовыражения ребенка, формирование этических нравственных ценностей, лежащих в основе народной культуры, духовное развитие. Народная художественная культура позволяет гармонизировать социально-семейную среду, укрепляя отношения между поколениями. Следует отметить и такую важную задачу, как развитие у ребенка способности осознать свою принадлежность к определенной культуре. Среди детей и молодежи за последние годы явственно обозначился интерес к национальным культурным традициям и желание их освоить. Активное включение подрастающего поколения в сферу восстановления народной художественной культуры позволяет укрепить у детей и юношества национальный иммунитет, воспитать чувства добропорядочности, ответственности, любви к Родине, сохранить психическое и физическое здоровье [1].

Традиционная народная культура по своей сущности патриотична, гуманна, объединяет в себе национальные и отражает общенациональные черты. Она отражает, на наш взгляд, всю гамму человеческих переживаний: многообразие связей личности с природой и обществом; связь с прошлым. Именно в произведениях традиционной русской народной культуры заложены возможности для приобщения ребенка к народным истокам. Это становится возможным через использование отдельных компонентов традиционной народной культуры: родное слово, песня, обряды, фольклор, древнерусская литература, пословицы, народные игры, народные художественные промыслы и т. д.

Ведущим компонентом является родное слово. По мнению К. Д. Ушинского, «в нем одухотворяется весь народ и вся его Родина, а когда оно исчезает - народа нет более» [5].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развивая идеи К. Д. Ушинского о роли родного слова, П. П. Блонский считал, что «путь к общечеловеческой культуре лежит через национальное воспитание, а расширение человеческого «Я» должно происходить концентрическими кругами через сближение ребенка умом и сердцем с родиной, в живом познании ее» [3]. Национальное в большей мере проявляется в искусстве, искусство, вырастая на социальной почве, отражает, прежде всего, национальное бытие.

Таким образом, если сущность традиционной народной культуры - это сохранение и продолжение рода (народа), то, можно сказать, что традиционная народная культура, будучи полифункцио-нальной, формировала не певца, танцора и т. п., как часто упрощенно полагают, а личность, подготовленную к разносторонней деятельности, точнее, просто к жизни.

Все компоненты русской народной культуры содержат в себе большую информацию о воспитании, об отношениях между людьми, об отношении к Родине, что позволяет считать ее системообразующим фактором воспитания патриотизма в современных условиях.

Динамика развития отдельных компонентов народной культуры соотносительна с происходящими изменениями, потребностью и интересами народов, созвучных времени и способствующих прогрессу. Компоненты народной культуры не остаются неизменными, а развиваются вместе с развитием народа, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и видоизменяются, отображая новые социальные и исторические «подвижки».

В народной культуре есть внешняя сторона, конкретные произведения, обряды, а есть и внутренняя, которая отражает уважение к истории, к детству, к Родине, передает патриотические настроения народа. Произведения традиционной народной культуры связаны с конкретными жизненными, в том числе и героическими событиями истории. В них воспевались и прославлялись герои, совершившие подвиги во имя своей Родины, передавались чувства сопереживания своей стране, ее событиям. Именно благодаря знакомству с традиционной народной культурой, мы можем говорить о воспитании патриотизма личности.

Все вышеизложенное созвучно современной парадигме воспитания. Опора на традиционную народную культуру обеспечивает, прежде всего, такое социальное явление как преемственность поколений. Она начинается с того момента, когда ребенок знакомится со своей родословной, что ведет к необходимости изучения и знания истории своего народа, страны. Философы разных эпох подчеркивали важность знания истории для развития личности. Н. А. Бердяев утверждал, что в развитии личности особую роль играет знание всего того, что его окружает, что сопутствует ему в жизни: национальность, государственность,

культура, история. На основе данного утверждения он делает вывод: «забвение истории - забвение самой личности, отказ от истории - отказ от самого себя. Знание о жизни своих предков важно для того, чтобы ребенок не терял своих корней,

гордился ими. В народе отмечают, что человек, оторванный от своего народа, не впитавший его культуру, подобен дереву, которое лишили корней» [3].

В практической работе патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста необходимо рассматривать, прежде всего, как воспитание любви к родному краю, как формирование эмоционально-положительного отношения, проявляющегося в интересе к произведениям народного творчества и в самостоятельной творческой деятельности детей с использованием народных мотивов.

Особое внимание отводится использованию фольклора как средства патриотического воспитания детей. Объясняется это особенностью фольклорных форм - образностью, динамичностью, конкретностью, воздействующими, в первую очередь, на эмоциональную сферу ребенка. К тому же, фольклор воплотил в себе ряд принципов народной этики и, как основу всего, любовь к Родине.

Национальная специфика русского фольклора, его типологическое сходство и взаимосвязь с фольклором других народов помогают глубже осмыслить историю, быт и национальный характер русского человека. Русское устное поэтическое творчество выражает представления народа о личности, обществе, государстве, раскрывает его социально-бытовые взгляды. Велики воспитательные возможности изучения русского фольклора. Знакомство с народным фольклором родного края позволит узнать, чем богат наш край, каковы его особенности, чем исторически занимались жители, какую одежду носили.

Необычайно велик интерес детей к русской народной культуре: к предметам старинного русского быта, к устному и музыкальному народному творчеству.

Так, например, по силе воздействия на чувства и воображение детей среди многообразных жанров фольклора первое место занимают народные сказки. Трудно представить себе ребенка, который не увлекался бы ими. Существует глубокая, органическая связь между природой сказки и природой ребенка. Стремление детей ко всему яркому, необычному, их особенная страсть к преувеличениям, умение удивляться и удивлять находят опору и удовлетворение в сказочной героике и фантастике. Сказка умеет говорить с ребенком увлекательно и интересно. Она смотрит на мир как бы глазами ребенка, приноравливается к его понятиям. Сказочные ситуации и конфликты вполне доступны пониманию ребят и глубоко за-

девают их чувства. В непременном утверждении правды, добра, красоты, в разоблачении зла и состоит нравственно-эстетическая сила сказки.

Всеми своими поэтическими средствами сказка наставляет ребенка, показывает ему, что хорошо и что плохо, учит различать добро и зло, верить в справедливость. Народное сказочное искусство укрепляет в детях оптимистическое восприятие жизни, учит мечтать и, увлекая их воображение, будит творческие способности и устремления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Через конкретные художественные образы сказка подводит детей к нравственно-эстетическим оценкам явлений действительности, формирует любовь к добру и справедливости, ненависть и отвращение ко всякой лжи, несправедливости и угнетению, а это очень сложный и длительный процесс, требующий постоянных усилий педагога, систематического и планомерного воздействия на чувства и сознание детей.

Так же как и сказки, пословицы и поговорки имеют ясно выраженную дидактическую направленность. Они обращены, в первую очередь, к младшим поколениям и прямо или косвенно поучают, дают полезные советы, предостерегают от дурных или необдуманных поступков: «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Береги честь смолоду, а платье снову», «Не плюй в колодец: пригодится воды напиться», «Как постелешь, так и выспишься».

Сила воздействия метких народных изречений определяется тем, что они дают ярко эмоциональную оценку человеческим качествам, поступкам, самым разнообразным сторонам действительности. Выразительность пословицы усиливается необычайной лаконичностью и четкостью оформления мысли, а также ритмической организацией речи, звуковыми повторами: «Взялся за гуж - не говори, что не дюж», «И честь не в честь, коль нечего есть».

Благодаря образности, ритмическому складу, завершенности мысли пословицы оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и укладываются в памяти. Утверждая высокие нравственные понятия, установившиеся опытом многочисленных поколений, пословицы и сегодня служат тому, чтобы честность, правдивость, чуткость, любовь к труду и другие прекрасные человеческие качества становились нормами жизни каждого члена общества. Этим и определяется их большая роль в нравственноэстетическом воспитании молодого поколения.

Для детей школьного возраста загадки представляют еще больший интерес, чем пословицы.

Ребят увлекает сам процесс их загадывания и отгадывания: он похож на занимательную игру. В загадке всегда заключен вопрос: что это? Она не называет предмета, а говорит о нем иносказательно, намеком, дает его образ, указывает на отдельные признаки, по которым надо угадать, что имеется в виду. Тем самым загадка заставляет ребенка думать, соображать. Она как будто испытывает, насколько ребенок догадлив и наблюдателен.

Отгадывание загадок - это своеобразное соревнование в находчивости, смекалке, сообразительности. Поэтому дети проявляют значительный интерес к этому жанру устного народного творчества. Значение загадок состоит в том, что они учат детей присматриваться ко всему окружающему, замечать то, что не лежит на поверхности, проникать в сущность вещей, развивать наблюдательность, ассоциативное мышление, фантазию. Загадка заставляет увидеть сходство там, где его заметит далеко не каждый.

В загадках содержится ценный для ребенка познавательный материал. Они отвечают ему на вопросы о происхождении и назначении различных предметов, об их важнейших свойствах, тем самым, поощряя детскую любознательность. В процессе занимательной игры, легко и незаметно, как бы, между прочим, загадки расширяют кругозор ребенка, пополняют его знание о процессах и орудиях труда, о предметах старого и нового быта, помогают разобраться в многообразии связей реального мира, заставляют глубже осмысливать окружающее.

Они несут детям радость открытия и узнавания мира. Загадки делают изображаемые предметы какими-то особенными, живыми, одухотворенными, приближают их к ребенку, вызывают эмоциональную реакцию: заставляют удивляться, восхищаться, замечать смешные стороны. «Скрученный, связанный, по хате скачет», -говорится, например, об обычном венике. Ведра представлены в загадке братцами: «Два братца пошли купаться - один купается, другой на берегу дожидается».

Народные загадки учат детей видеть красоту мира, радоваться его многообразию и неисчерпаемости, развивают эстетическое восприятие действительности. В них кроются большие возможности для развития воображения детей, способности видеть, ценить и создавать прекрасное.

В целенаправленной педагогической деятельности по воспитанию патриотизма также необходимо использовать народные песни - самый массовый и популярный жанр фольклора. Их поет

весь народ, от малого до велика. Поистине, песня -душа народа. Известные народные стремления к добру и красоте нашли в ней глубоко эмоциональное и высокохудожественное выражение. Песни духовно объединяют людей, воспитывают в духе народных нравственно-эстетических идеалов целые поколения. Благодаря своей исключительной задушевности и искренности народное песенное творчество оказывает самое непосредственное и глубокое воздействие и на эмоциональный мир детей.

В течение веков в народе слагались специальные песни для детей: колыбельные, игровые, плясовые и т. д. Все детские песенки хорошо приспособлены к потребностям ребячьей натуры, к особенностям мышления и психики ребенка. Текст и музыка их обычно несложны, но предельно выразительны и легко воспринимаются детьми. Слова звучат ласково, поэтично.

Народные песни отличаются яркой образностью, богатством языка, музыкальной гармонией, привлекают ребят своей ритмичностью, звонкими рифмами, звукоподражаниями. Они не только развлекают, но и обогащают ребят новыми впечатлениями, дают им яркие образы окружающей действительности, учат радоваться добру, сочувствовать чужой беде, воспитывают чуткое отношение ко всему живому и обогащают, таким образом, духовный мир ребенка.

Образно-поэтическое мышление народа близко детям, соответствует их представлениям о жизни природы и человека. Поэтому ребятам интересны и доступны многие народные песни, специально для них и не создававшиеся. Эмоциональная насыщенность песенной лексики, обилие ласкательных и уменьшительных слов, задушевность тона, мелодичность вызывают у ребят желание говорить складно, красиво, развивают чувство ритма. При умелом использовании народные песни становятся благодарным средством для целенаправленного воздействия на эмоции и сознание детей, для формирования у них четких нравственных понятий и эстетического отношения к миру.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В былинах русский народ художественно обобщил важнейшие события своей древней истории, опоэтизировал героическое прошлое. В образах могучих богатырей, в первую очередь, Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, воспеты и прославлены в веках мужественные защитники родной земли, беззаветные борцы за ее независимость, спокойствие и свободу. Народ с большой силой высказал в былинах свою преданную и бескорыстную любовь к род-

ной земле, ненависть и презрение к ее поработителям. Наряду со сказками былины для многих детей являлись любимым чтением. Народный эпос увлекал детей значительностью событий, величием и красотой подвигов богатырей.

Героико-фантастический метод изображения действительности, резкое столкновение добра и зла, предельно четкая эмоциональная оценка событий и действующих лиц, неизменное торжество героя, а также строгая последовательность в развитии действия, постепенное нарастание напряжения -все это сближает былины со сказками. Образы былинных героев отличаются глубокой обобщенностью. В них раскрываются самые существенные черты, свойственные всему трудовому народу и высоко ценимые им: патриотизм, мужество в борьбе с врагами родной земли, верность слову, бескорыстие, чувство собственного достоинства, богатырская сила. Былины внушают детям благоверное отношение к Родине, к ее героическому прошлому.

Конкретные художественные образы сказок, пословиц, песен, загадок, былин ведут детей к осмыслению жизни, собственных наблюдений, подводят к нравственно-эстетическим оценкам явлений, формируют действенную любовь к добру и справедливости, ненависть ко всякой лжи, несправедливости и угнетению, и тем самым служат целям патриотического воспитания детей.

Анализируя опыт воспитания детей на фольклорных традициях, можно отметить, что кроме решения задач воспитания патриотизма, дети становятся более уравновешенными, доброжелательными, собранными, жизнерадостными.

Таким образом, включение русской народной художественной культуры в воспитательный процесс позволяет решать блок важнейших задач в формировании патриотизма:

- воспитание любви к Отечеству;

- воспитание уважительного отношения к согражданам;

- воспитание чувства гражданина, которое проявляется в готовности служить Родине, защищать ее;

- воспитание чувства дружбы народов России;

- воспитание любви к родному языку, культуре и истории своего народа, малой Родине.

Литература

1. Ананьев Ю. В. Культура как интегратор социума. Н. Новгород, 1996.

2. Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства: в 2 т. М., 1994. Т. 1.

3. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2 т. / под ред. А. В. Петровского. М., 1979.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. М., 1990.

5. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М., 1974. Т. 2.

* * *

ROLE OF NATIONAL ARTISTIC CULTURE IN PATRIOTISM UPBRINGING OF PRIMARY SCHOOL PUPIL

S. Yu. Chembulatova

The problem of patriotism upbringing of child on basis of valuable of national artistic culture is topical under condition of modern informative socio-cultural environment. One of the main conditions of full-fledged upbringing of patriotism of child is purposeful acquaintance with national culture and drawing a child in various type of creative activity. This makes it possible to decide a set of major tasks in forming of patriotism.

Key words: socio-cultural environment, patriotism upbringing, national artistic culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.