Правила включают в себя моральные требования к отношениям детей, к выполнению их поведенческих норм.
В дидактической игре правила установлены. Учитель может управлять игрой с помощью правил, процессами познавательной деятельности и поведением детей.
Результат - итог составляется сразу после окончания игры. Это может включать в себя подсчет баллов, выявление детей, которые лучше справляются с игровыми заданиями, определение команды-победителя и т.д. Следует отметить, что результаты каждого ребенка подчеркивают успешность детей с интеллектуальными нарушениями.
Игры, проводимые на занятиях, позволяют одним усвоить предметный материал на уровне действий, другим-на уровне знаний, третьим-на уровне логических рассуждений. Но в целом понимание материи составляет 100%.
Дидактическая игра представляет собой сложное явление, но в ней чётко прослеживается структура, которая характеризует игру как основной элемент учебной и игровой деятельности. Основным элементом игры является учебное задание, которая определяется целью руководства и воспитательного действия. Наличие одной или нескольких дидактических задач подчеркивает характер обучения игры, сосредоточение учебного содержания на процессах когнитивной деятельности детей [3].
Игры - это основное занятие для детей. С помощью воображения, умения играть роль, персонажи, превращённые в образы, дети создают игры. В игре нет реальных условий для ситуации, пространства, времени.
Дети - творцы настоящего и будущего. В каждом возрасте социального развития дети живут так, как живут люди. Но окружающий мир воспринимается ребенком иначе, чем взрослыми. Ребенок - «новичок», для него всё ново и полно смысла; ребенок в игре делает «открытия» того, что известно взрослый.
В дидактической игре учащиеся ставят перед собой цель - играть. Но неправильно не учитывать влияние игры на обучение и развитие.
Главная задача руководства игрой - развить командный дух среди учащихся. Мнение группы оказывает положительное влияние на индивидуальное нарушение поведения.
Умело руководя игрой, учителя учат детей понимать важность норм поведения в групповой деятельности, воспитывают суровое и справедливое отношение к сверстникам, учит учитывать мнение друзей, согласовывать с ними свои желания.
А.С. Макаренко, развивающий идею о том, что игра должна широко использоваться как воспитательное средство, отмечал, что будущее образование не должно активно устранять игру, но в такой организации игра всё равно остаётся игрой, а качества будущих сотрудников и граждан воспитываются в игре [2].
Выводы. Развивающие игры особенно необходимы для воспитания и развития детей младшего школьного возраста. Благодаря игре можно сконцентрироваться и заинтересовать даже самых несобранных учеников. Сначала их интересовало только игровое действие, а затем обучение той или иной игре. Постепенно дети начинают интересоваться самой темой, что способствует формированию языковых знаний.
Поэтому, дидактические игры - это целенаправленная творческая деятельность, в ходе которой учащиеся более глубоко и ярко узнают о явлениях окружающей действительности и познают окружающий мир.
Литература:
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: кн. для учителя / Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 2001. - 144 с.
2. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. - М., 2011. - 207 с.
3. Ипполитова М.В. Игровые технологии для детей младшего школьного возраста / М.В. Ипполитова. -М.: Просвещение, 2003 - 262 с.
Педагогика
УДК 373:372.8:82:372.46
кандидат педагогических наук, доцент Яяева Назле Миметовна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); студентка Джапарова Эльзара Энверовна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)
СОЧИНЕНИЕ КАК ВИД ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. Фундаментальной основой для формирования всесторонней и гармонично развитой личности является овладение навыками чистой, богатой, выразительной и логически связанной речи. В качестве развития и обогащения речи учащихся начальных классов используются различные методы, приёмы и средства, существенные из них - это упражнения в связной речи - рассказы, пересказы, сочинения. Овладев речью, ученик с лёгкостью начинает овладевать навыками чтения, у него так же активно формируются навыки орфографической грамотности.
Ключевые слова: речь, развитие речи, обогащение речи, сочинение, творческое сочинение, творчество, творческая работа, начальные классы.
Annotation. The fundamental basis for the formation of a full-fledged and harmoniously developed personality is the mastery of the skills of pure, rich, expressive and logically connected speech. As a development and enrichment of the speech of primary school students, various methods, techniques and means are used, the most important of them are exercises in coherent speech - stories, retellings, essays. Having mastered speech, the student easily masters the skill of reading, he also actively develops the skills of spelling literacy.
Keywords: speech, speech development, speech enrichment, composition, creative writing, creativity, creative work, junior schoolchildren.
Введение. На сегодняшний день проблема совершенствования речи считается весьма актуальной, так как умственная активность и речевая деятельность учеников находится на достаточно низком уровне. Речь детей не развивается и не обогащается из-за того, что ученики мало времени уделяют чтению, впоследствии, не могут пересказать прочитанное, не могут передать мысли ни в устной, ни в письменной форме. Ученики не придают этому большого значения. А самым главным критерием культуры человека, его мыслительной деятельности считается - речь.
Речь - это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, в образовании. Она обогащает человека, служит предметом искусства.
Речь разнообразна. Это и разговор друзей, и горячий призыв оратора, и монолог артиста, и ответ ученика у доски. В разных ситуациях речь выступает в различных формах. Речь бывает внутренней и внешней. Внутренняя речь - это речь мысленная, протекающая, хотя на языковом материале, но без отчётливых внешних проявлений. Это как бы разговор с самим собой. Она отрывочна, лишена чётких грамматических форм.
Внешняя речь - это речь-общение, речь для других. Она рассчитана на восприятие, на то, чтобы говорящего поняли его собеседники или слушатели. Внешняя речь бывает диалогической и монологической.
Диалог - это разговор двух или нескольких лиц. Каждое отдельное высказывание зависит от реплик других собеседников, от ситуации. Диалог не нуждается в развёрнутых предложениях, поэтому в нём много неполных предложений.
Монолог - это речь одного человека, например рассказ, сообщение, пересказ. В отличие от диалога монолог произволен, требует волевого усилия, а иногда и значительной подготовительной работы.
Речь конкретного человека - это отражение его общей культуры. Поэтому речь должна отвечать определённым требованиям.
Еще с давних времён проблемы развития речи привлекали внимание известных исследователей самых различных профессий. В своих работах затрагивали вопросы развития речи школьников такие педагоги, как: М.Р. Львов, А.А. Решетова, Т.Г. Рамзаева, А.Д. Дайкина, Ю.В. Рождественский, Н.М. Шанский и многие другие.
Валерий Павлович Белянин отмечает, что «речевое развитие - это широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением средствами письменной и устной речи» [1].
Цель и задача статьи. Целью является - применение сочинений как главной разновидности творческих работ по совершенствованию речи детей начальных классов. Задача - рассмотреть принципы и методы применения сочинений как главного источника обогащения речи.
Изложение основного материала статьи. В качестве развития речи принято считать:
• овладение грамматическим строем языка;
• обогащение словарного запаса;
• развитие связной речи.
Огромное влияние в развитии и активизации речи младших школьников играет такой вид творческих заданий, как - сочинение, ему подчиняется огромное количество речевых упражнений. Самая главная роль заключается в осмыслении, а затем и высказывании или написании своих собственных мыслей.
Совершенствование речи через написание сочинений должно располагаться на одной из самых главных позиций в процессе обучения.
При использовании современных методов и приёмов, обогащающих языковое развитие речи, значительно повышается общий уровень развития учащихся начальных классов, идёт на спад количество речевых ошибок и намного улучшается уровень грамотности.
Существует огромное количество определений понятию «сочинение», остановимся на некоторых более детально. В толковом словаре Д.Н. Ушакова оно описывается как «один из видов обучения письменной речи, где изложение мысли описывается в определённой последовательности» [4].
«Сочинение - индивидуальная школьная работа, которая представляет собой письменное изложение учениками собственных мыслей на поставленную тему» - такое определение даёт Т.Ф. Ефремова [2, с. 121].
Сочинение - творческая работа, она требует от учеников самостоятельности, целеустремлённости, увлечённости, не терпит пассивности и отвлечённости.
Сочинения бывают таких жанров, как: повествование, описание, рассуждение. В начальных классах, работая над сочинением, дети объединяют все жанры в один.
В повествовании излагается объединённая между собой по смыслу определённая последовательность событий. Данный жанр сочинения достаточно схож с рассказом, он является самым простым для понимания и написания детьми.
Описание же указывает на конкретные свойства предметов или событий. Основная цель - объяснить самую главную и достоверную информацию о предмете.
Описания подразделяются на деловые и образные. В начальных классах проводятся такие виды описаний:
1. описание определённого предмета исходя из собственных наблюдений - груша, игрушка, книга и т.д.;
2. описание трудового процесса - изготовление открытки, уход за домашними животными;
3. описание элементов природы и их явлений.
Рассуждение - излагается, разъясняется и аргументируется какая-либо мысль.
Существует так же классификация сочинений по тематическим группам: природа нашего родного края, все профессии важны - все профессии нужны, школа и т.д.
Сочинение способствует формированию ученика как самостоятельной личности. Оно активизирует умственную деятельность, позволяет ученикам пофантазировать, приучает к осознанному осмыслению пережитых событий.
Одной из задач обучения в написании сочинения является обогащение речи учеников различными средствами образности на примерах сопоставлений, сравнений, устойчивых словосочетаний, слов близких, а так же противоположных по значению.
Возможно использование таких приёмов по развитию речи у учащихся начальной школы, с использованием сочинений различных жанров:
- обучение последовательному пересказу рассказа и логически связанному раскрытию темы;
- наблюдение за применением средств языка в речи;
- усовершенствовать грамматический строй речи, единство стиля и точность речи;
- применять на занятиях задания по актуализации орфографических навыков;
- метод группового сочинения сказки с одновременным изображением происходящего;
- различные творческие сочинения по репродукциям картин, прослушанным музыкальным композициям.
Сочинение-миниатюра - краткое, небольшое по объему сочинение, состоящее не более чем из 5-8 предложений, раскрывающих основную мысль текста. Данный вид сочинения не требует огромных затрат по времени, наблюдений за описываемом предметом или явлением. Беседа проводится достаточно короткой, план в письменной форме не составляется, меньше времени отводится на составление устного текста. После написание сочинения, чаще всего добавляются различные грамматические задания. Постепенное и регулярное введение такого вида сочинения создаёт непрерывность в усовершенствовании развития речи, повышает активность и мыслительную деятельность учащихся.
Творческое сочинение, написанное по репродукции картины - это неповторимое средство обучения, воспитания и развития младшего школьника, способ высказывания своих мыслей и реализации как личности. При работе над сочинениями учениками начальных классов решается ряд задач: выбор конкретного стиля речи, а в последующем и соблюдению норм к создаваемому тексту, подбор типа речи и применение языковых средств [3, с. 96-98].
Творческие темы сочинений требуют от учеников творческого осмысления и переработки. Такие темы дают основу, для: необходимости в самовыражении, в сочувствии, формировании способностей в использовании знаний из различных областей науки, обдумывания уже известных им фактов и явлений. Тем самым создаются условия, в результате которых раскрываются умственные и духовные способности учеников начальных классов.
Ключевую роль имеет формулировка темы, а также их чувственное преподнесение. Педагог должен стремиться пробудить у учеников познавательный процесс к активной работе. Этот аспект довольно важен для мотивации речевого творчества, ведь от того как будет воспринят материал учеником, будет зависеть и его эффективность в дальнейшем выполнении.
Посредством работ над сочинением учитель начальных классов развивает и обогащает речь учащихся, т.е. целенаправленно и осознанно учит пользоваться различными языковыми средствами для преподнесения информации. Используется научная, художественная, разговорная речь, в большинстве случаев идёт опора на память, а также фонематический слух учеников [5, с. 176].
Чтобы ученики начальных классов смогли овладеть этими умениями необходимо постепенно вводить систематические упражнения, каждый раз усложняя изначальное упражнение. Обучающие устные задания: устные ответы на поставленные вопросы, восстановление деформированного текста, правильная расстановка предлогов в предложении, нахождение начала и конца предложения, устные рассказы по прочитанному тексту, сочинение предложений по просмотренным сюжетным картинкам. Выполняя эти задания, ученики под контролем учителя учатся описывать свои мысли логично, структурированно. Подготовительная работа над сочинением проходит на протяжении всего учебного года.
Методические рекомендации по работе над сочинением.
1. Предварительная подготовка. Основная цель - создание основной базы для дальнейшей работы. Работа над связной речью, определение стиля речи и жанра.
2. Определение темы. От того как учитель сформулирует ученикам тему сочинения и как она будет понята самими учащимися, будет зависеть точность их высказываний.
3. Проведение беседы с целенаправленной систематизацией материала.
4. Продумывание плана. Он является обязательным этапом речевого высказывания, его основой, каркасом. Рекомендуется составление плана не более чем из трёх-пяти пунктов.
5. Речевая подготовка текста. Этап подбора и пометок отельных сочетаний слов, слов-клише, предложений или отдельных фрагментов связного текста.
6. Выступление учащихся с готовыми сочинениями.
Сочинение должно быть логичным и последовательным. Это значит, что в сочинении тема должны быть достаточно раскрыта и аргументирована, части последовательно связаны друг с другом, суждения - разумны, доказательны. Необходимо свободно применять весь полученный материал, суметь его правильно изложить, без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок, ясным, выразительным языком.
Творческие сочинения помогают ученикам:
• понимать установленную тему, а также находить собственную, обосновывать свою позицию касательно изображения;
• собирать информацию: наблюдать, выделять основное, находить новые источники для получения материала;
• структурировать;
• составлять план, а в дальнейшем и использовать его;
• подбирать необходимые слова и словосочетания, использовать языковые средства, составлять текст;
• согласно правилам расставлять знаки препинания, выделять абзацы, не выходить за поля и т.д.
Работа над сочинением так же предусматривает уточнение и пополнение словарного запаса младших
школьников. Существует следующие приёмы словарной работы:
1. применение новых изученных слов на уроке в устные рассказы и сочинения учащихся;
2. применение слов одинаковых по значению или подбор наиболее уместных слов, из синонимического ряда, относящихся к высказыванию содержания;
3. внесение в рассказы учеников фразеологических единиц;
4. овладение навыком сочетания различных слов. Целесообразно применять в работе с детьми как можно больше заданий на взаимосвязь одних слов с другими. При формулировании сочинения учителем могут предлагаться различные виды словосочетаний, но ученики должны выбирать наиболее подходящие по смыслу содержания текста.
Период обучения в начальной школе считается основным в качестве формирования письменной и устной речи учащихся. Пытаясь писать сочинения различных жанров и стилей, младшие школьники учатся
выражать себя, свои творческие способности. Этап подготовки к написанию сочинения считается многофункциональным видом работы по обогащению словарного запаса учащихся, он развивает речь на лексическом, грамматическом, а так же стилистическом уровне текста.
Сочинение даёт возможность ученику определить свои временные рамки для выражения мысли, учит грамотности, последовательности, логичности. В процессе такой работы высказывания ребёнка совершенствуются, становятся разнообразными, выразительными, точными, приобретают красочности.
Творческие сочинения: формируют ребёнка как личности в целом, развивают умения правильно и последовательно структурировать информацию, умение правильно планировать и распределять рабочее время.
Выводы. Речь - это процесс общения человека с другими людьми при помощи языковых средств, она является инструментом мышления, необходимым для обмена информации, познания, обучения.
Правильно организованная работа над сочинением как основного вида творческих заданий, даст возможность развитию у младших школьников самостоятельной мыслительной деятельности. Конечной целью является формирование культуры речевого поведения, умения воспринимать чужие мысли, а также выражать свои мысли как в письменном, так и в устном виде.
Литература:
1. Белянин В.П. Психолингвистика: / В.П. Белянин. - Учебник. 5-е изд. - М.: Флинта, Московский психолого-социальный институт, 2008. - 18 с.
2. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. / Т.Ф. Ефремова. - Толково-словообразовательный. М.: Русский язык, 2000. - 15 с.
3. Роляк Л.Н. Учимся писать сочинение по картине. // Л.Н. Роляк. - Журнал «Начальная школа» - 2001 -№ 5. - 53 с.
4. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. [Электронный ресурс] URL: http://ushdict.narod.ru/ (дата обращения 26.11.2020). - 13 с.
5. Черноусова Н.С. Сочинения в начальных классах. / Н.С. Черноусова. - Пособие для учителя. Москва: Просвещение, 2003. - 39 с.
Педагогика
УДК 373:37.034:398.21(470)
кандидат педагогических наук, доцент Яяева Назле Миметовна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); студентка Серебрянская Юлия Валерьевна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация. В данной статье раскрывается процесс формирования нравственных качеств у младших школьников при помощи одного из основных видов народного творчества - народных сказок. Рассматривается их непосредственное влияние на нравственное развитие детей, а также виды и методы работы со сказками на уроках литературного чтения в начальной школе.
Ключевые слова: нравственность, нравственные качества, народная сказка, литературное чтение, младшие школьники, формирование.
Annottaion. This article reveals the process of forming moral qualities in younger schoolchildren with the help of one of the main types of folk art - folk tales. their direct influence on the moral development of children is considered, as well as the types and methods of working with fairy tales in the lessons of literary reading in primary school.
Keywords: morality, moral qualities, folk tale, literary reading, primary school children, formation.
Введение. Школа играет важную роль в нравственном воспитании младших школьников. Здесь формируются нравственные убеждения и качества, у учащихся младших классов устанавливаются собственные навыки и привычки поведения. В начальной школе формируются личностные и общественные ценности.
Среди других, уроки литературного чтения оказывают особо сильное влияние на личность школьников с помощью художественной литературы, которая в свою очередь имеет большой воспитательный и развивающий потенциал. Огромным нравственным потенциалом наделены народные сказки. Сказка предстаёт перед младшими школьниками не только в качестве культурологического феномена, но и как духовный опыт человечества.
Формированием нравственных качеств у младших школьников с помощью русских народных сказок занимались такие деятели как: К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, В.Я. Пропп, М.А. Адрианов, М.П. Воюшина, Т.В. Зуева, А.О. Карабанова и многие другие.
Вопрос формирования нравственных качеств младших школьников в процессе работы с народными сказками в настоящее время достаточно актуален. Им заинтересованы учителя, психологи и методисты, педагоги. Данной теме посвящено множество статей в газетах, журналах, книгах и методических пособиях.
В.А. Сухомлинский предположил и доказал на практике, что «сказка неотделима от красоты, развивает эстетические чувства, без которых невозможно иметь благородную душу, чуткость сердца к человеческим несчастьям, страданиям и горестям. С помощью сказки ребенок открывает мир не только умом, но и сердцем» [5, с. 181]. При этом необходимо учесть опыт Сухомлинского по созданию комнаты сказок, где дети не только знакомились с произведениями, но и создавали их, реализуя свои детские мечты.
Современные исследователи и методисты также высоко оценивают образовательную и воспитательную силу сказки. Благодаря сказкам дети начинают сопереживать героям, что способствует тому, что они переносят чувства, качества и саму ситуацию на себя. В работах таких современных педагогов, как