Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ КРЫМСКОТАТАРСКОГО ЯЗЫКА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ КРЫМСКОТАТАРСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ИГРА / КРЫМСКОТАТАРСКИЙ ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яяева Назле Миметовна, Шаипова Диляра Серверовна

В статье рассмотрена проблема использования игровых технологий на уроках крымскотатарского языка, которые являются эффективным способом активизации познавательной активности младших школьников. В работе изучены такие понятия как игра, игровые технологии, приведены примеры использования игровых технологий на уроках крымскотатарского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF GAMING TECHNOLOGIES IN CRIMEAN TATAR LANGUAGE LESSONS

The article deals with the problem of using game technologies in the lessons of the crimean tatar language, which are an effective way to activate the cognitive activity of younger schoolchildren. The paper studies such concepts as the game, game technologies, examples of the use of game technologies in the lessons of the Crimean Tatar language are given.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ КРЫМСКОТАТАРСКОГО ЯЗЫКА»

Литература:

1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. / Г.Н. Волков, В.М. Коротков. - М.: Издательский центр «Академия», 1999 - 168 с.

2. Ильинская И.П. Духовно-нравственное и эстетическое воспитание младших школьников средствами художественной культуры разных народов. / И.П. Ильинская // Начальная школа. - 2014. - № 6. - С. 16-21.

3. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. / М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 1999. - 240 с.

4. Синявский А.Д. Иван-дурак: Очерк русской народной веры. / А.Д. Синявский. - М.: Аграф, 2001. - 464 с.

5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. / В.А. Сухомлинский. - Мн.: Народная асвета, 1981 - 320 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2015. - 53 с.

Педагогика

УДК 373:372.8:811.512.1:371.38

кандидат педагогических наук, доцент Яяева Назле Миметовна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); студентка Шаипова Диляра Серверовна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ КРЫМСКОТАТАРСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В статье рассмотрена проблема использования игровых технологий на уроках крымскотатарского языка, которые являются эффективным способом активизации познавательной активности младших школьников. В работе изучены такие понятия как игра, игровые технологии, приведены примеры использования игровых технологий на уроках крымскотатарского языка.

Ключевые слова: игровые технологии, познавательный интерес, игра, крымскотатарский язык.

Annotation. The article deals with the problem of using game technologies in the lessons of the Crimean tatar language, which are an effective way to activate the cognitive activity of younger schoolchildren. The paper studies such concepts as the game, game technologies, examples of the use of game technologies in the lessons of the Crimean Tatar language are given.

Keywords: gaming technologies, cognitive interest, the game, the crimean tatar language.

Введение. Игровые технологии считают одной из уникальных форм обучения, т.к. они позволяют не только организовать творческую и поисковую работу обучающихся, но и сделать интересными будничное изучение крымскотатарского языка. Игровые технологии не только активизируют психические процессы и функции младшего школьника, но и позитивно окрашивают ежедневную деятельность - запоминание, закрепление, повторение и усвоение новых знаний на уроках крымскотатарского языка. Еще одним положительным аспектом использования игр является использование уже имеющихся знаний в практической деятельности, новых ситуациях, что вносит особенный интерес в организацию учебного процесса.

Изложение основного материала статьи. В таких науках как философия, психология и педагогика игру более подробно рассматривают как уникальное человеческое явление.

Проблемой использования игровых технологий в начальной школе активно занимались Ф.К. Блехер, А.С. Ибрагимова, Н.М. Конышева, М.Т. Салихова, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и другие учёные. Они рассматривали игру как один из важных методов обучения младших школьников.

Выготский Л.С. утверждал, что игра является местом «внутренней социализации», которая непосредственно помогает в усвоении социальных установок общества [11.

Д.Б. Эльконин характеризовал игру как своеобразную деятельность, а не как общее понятие, которое объединяет в себе все виды деятельностей ученика начальной школы [61.

Наиболее полное определение представлено у В.С. Кукушина. Он определил игру как «деятельность, направляемая на воссоздание и усвоение опыта общества, в котором образуется и совершенствуется управление поведением, в условиях различных ситуаций» [31.

Проблему использования игровых технологий на уроках крымскотатарского языка исследовали такие учёные, как Яяева Н.М., Яяева А.М., Нафеева Л.Б., Ганиева Э.С., Сейдаметова Н.С. и др.

«Занимательные игры, упражнения, шуточные вопросы, ребусы и кроссворды являются одними из основных методов обучения, которые помогают взрастить способности получать знания. Такие игры увеличивают богатство словарного запаса, умножают сообразительность учеников, прививают увлечённость к изучению грамматики крымскотатарского языка» утверждают Ганиева Э.С., Яяева А.М., Нафеева Л.Б., Сейдаметова Н.С. [21.

Цель статьи - изучить проблему использования игровых технологий на уроках крымскотатарского языка.

В наши дни изучение крымскотатарского языка становится все более и более важным. Преподавать его младшим школьникам нелегко, хоть он и является родным. Нередко традиционные методы и технологии обучения не содействуют включению всего класса в активную работу на уроке, активизации познавательных мотивов. Данная проблема применима и к урокам крымскотатарского языка в начальной школе, когда выбор увлекательных приёмов преподавания является сложным. Учитель должен владеть интересными методиками ведения урока крымскотатарского языка, чтобы учащиеся были заинтересованы и мотивированы изучать родной язык. Среди всех методов и приёмов изучения крымскотатарского языка мы можем выделить игровые технологии. Они могут быть использованы для практики всех языковых навыков. Юные ученики любят играть, и они принимают участие в игре с большим энтузиазмом и готовностью, чем в любом другом занятии в классе. Тем не менее, игры иногда воспринимаются как развлекательные мероприятия, играя в которые

дети на самом деле не учатся. Дети лучше и продуктивнее учатся, когда они активны. Использование игр на занятиях имеет много преимуществ, поэтому они должны быть неотъемлемой частью любой учебной программы. Принято считать, что игровые технологии повышают мотивацию учащихся таким образом, что учащиеся наслаждаются своим обучением настолько, что могут это не осознавать. Игры часто используются учителем в качестве короткой разминки или когда в конце урока остается немного времени.

В настоящее время остро стоит проблематика повышенной психоэмоциональной нагрузки на обучающихся. Применение игровых технологий обучения обеспечивает снижение информационного давления на обучающихся. В ходе игры ребенок незаметно для себя усваивает учебный материал.

Игра - это специально организованная деятельность, требующая напряжения эмоциональных и умственных сил. На наш взгляд, целью игровой формы обучения на уроках крымскотатарского языка является не только формирование произношения, лексических и грамматических навыков, но и активизация интереса к изучаемому языку.

Есть семь основных целей использования игровых технологий на уроках крымскотатарского языка:

- формирование определенных речевых навыков;

- активизация познавательного интереса;

- обучение общению;

- развитие необходимых способностей и психических функций;

- познание (в сфере формирования самого языка);

- запоминание речевого материала;

- развитие чувства общности в классе, где все ученики чувствуют себя комфортно, выражая идеи в безопасной учебной среде.

Для развития личности обучающихся игровые технологии важны потому, что в процессе урока с их использованием каждый ученик хочет помочь своей команде, ищет правильный ответ, проявляет активность. Опыт педагогов показывает, что это позволяет проявить себя ученикам с низкой успеваемостью, которые могут стать более активными, заинтересоваться в процессе обучения и показать себя с новой стороны. Рассматривая технологии с этой точки зрения позволяет сделать вывод, что применение игр может стать серьёзным мотивом ребенка к изучению учебной дисциплины.

Но специфика игры, как точно выразился М.Н. Скаткин, заключается в том, что «учебные задания предстают перед ребенком не в явной форме, а замаскированными. Играя, ребенок не ставит перед собой учебной задачи, но в результате игры он чему-то учится» [51.

Нет необходимости или причины ставить перед собой цель - отдохнуть, переключиться: особенность игры как таковая сделает свое дело.

Для успешного использования игр в учебном процессе важно знать их классификацию. С.В. Кульневич и Т.П. Лакоценина выделяют такие их разновидности [41:

Игры-упражнения. К ним относятся различные викторины, кроссворды, головоломки, шарады, загадки, пословицы и поговорки. Они способствуют развитию познавательного интереса, закрепления изученного материала, применения его на практике, занимают 10-15 минут.

Пример: 3-4 дакъкъа ичинде берильген сёзнинъ эр бир арифне бешер сёз язынъыз. Меселя: Акъмесджит. (За 3-4 минуты запишите по 5 слов на каждую букву заданного слова. Например: Симферополь).

Игра «Рассказ на одну букву».

Ученикам предлагается придумать предложение, все слова в котором (кроме предлогов и союзов) будут начинаться с одной буквы.

Например: Керим китапханеге кетти. Анам алма ашады. Бугунь бабам баласына бал багъышлады. (Керим пошел в библиотеку. Мама съела яблоко. Сегодня папа подарил ребенку мёд).

Игры-путешествия. Среди них можно выделить использование небольших устных рассказов, их обсуждение, ответы на поставленные учителем вопросы. Они способствуют углублению понимания нового материала и могут проводиться как на уроке, так и в процессе внеклассной работы.

Пример: Игра «Правда или ложь?».

Учитель зачитывает заранее подготовленные предложения. Обучающиеся внимательно слушают вопросы и отвечают, это «правда» или «ложь», затем аргументируют ответ.

Предложения:

Язда биз пальто ве тонлар киемиз. (Летом мы носим пальто и куртки).

Буюклер ве балалар байрамгъа бахшышлар азырлайлар. (Взрослые и дети на праздники готовят подарки).

Кокте алмалар уча. (В небе летят яблоки).

Талебелер мектепте окъуйлар. (Ученики учатся в школе).

Сюжетная (ролевая) игра. В процессе такой игры обучающиеся выполняют определенные роли в смоделированной ситуации. Она способствует развитию диалогической речи, логического мышления.

Пример: Представьте, что вы в библиотеке. Продолжите разговор между библиотекарем и ученицей.

- Селям алейкум! (Здравствуйте!).

- Алейкум селям, Селиме. (Здравствуй, Селиме).

- Сизде «Халкъ массалары» китабы бармы? (У вас есть книга «Народные сказки?).

Соревновательная игра включает в себя как все виды игр, так и их отдельные элементы. Главная особенность этой игры - командная работа, конкуренция между группами. Педагогу необходимо объединять класс в команды, обсудить правила и контролировать процесс соревнования.

Пример: Игра «Кто больше».

Учитель объединяет класс в команды. После называет существительные, к которым ученики подбирают по смыслу глаголы или прилагательные. Например:

ель - уфуре, салкъынлата, сувукъ, сыджакъ (ветер - дует, охлаждает, холодный, теплый);

ягъмур - ягъа, кучьлю, яздаки (дождь - льет, мелкий, летний);

кунеш - парылдай, къыздыра, къувандыра, сары, томалакъ (солнце - светит, греет, радует, жёлтое, круглое);

копек - афыра, чапа, отура, динълей, тишлей, буюк, кучюк, беяз, къара, ачувлы, мераметли (собака -рычит, бежит, сидит, слушает, кусает, большая, маленькая, белая, чёрная, злая, добрая);

мышыкъ - мырылдай, осе, ашай, сары, нокъталы, дюльбер (кошка - мяукает, растёт, ест, жёлтая, пятнистая, красивая).

Игровые технологии выделяются уникальным разнообразием. Главный мотив игр - это сам процесс, а не результат. Это не делает менее значимым образовательную функцию, но усиливает развивающую. У уроков с использованием игр присутствуют образовательные возможности, если рассматривать их в системе с другими методами. Для большего эффекта рекомендуется двигаться от изучения и применения фактов к усвоению их связей (от решения кроссвордов и викторин к их использованию), от описания (игры-путешествия) к разъяснению (игры-эксперименты, исследования, открытия) [41.

При организации игр на уроках предлагается придерживаться следующих принципов:

1) создание позитивного настроения в классе;

2) организация командной или групповой работы;

2) индивидуальный подход;

4) применение ИКТ и дидактического материала.

В качестве примеров рассмотрим некоторые игры и игровые приёмы, которые можно применять на уроках крымскотатарского языка [2]:

Игра «Найди своего партнера».

Цель: улучшение речевых навыков учащихся.

Учитель делит класс на 2 группы. Первая группа - «Яз» (лето), вторая - «Къыш» (зима). Учитель раздает детям летние и зимние карточки, и просит детей найти своих партнеров в соответствии с временем года.

Летние карточки: сыджакъ (жарко, тепло), кунеш (солнце), ешиль от (зелёная трава) ...

Зимние карточки: къар (снег), къолчакъ (перчатки), сувукъ (холод) ...

Игра «Путаница»

- Пока письмо шло, оно порвалось на части, и понять ничего нельзя, попробуйте разобрать, что было написано.

До сткъа ракунь де бел лиол ур (Дост къара куньде белли олур). (Друг познаётся в беде).

Эрк ескео зьва та ныта тлы (Эр кеске озь Ватаны татлы). (Каждому сладка своя Родина).

До стсуз зада мкъан атсы зкъуш (Достсуз адам - къанатсыз къуш). (Человек без друзей, как птица без крыльев).

Игра «Цепочка»

Один из учащихся называет слово, где буква ГЪ или КЪ пишется в начале слова, второй называет в середине слова, третий - в конце. Например: ГЪагъа (клюв), баГЪча (сад), даГЪ (гора); КЪаз (гусь), КЪалем (ручка), таКЪвим (календарь), табаКЪ (поднос).

Процесс, охватывающий несколько этапов, называют изучение лексики крымскотатарского языка. Новые слова вводятся на первом этапе. Далее младшие школьники учатся создавать связи между словами в различных речевых ситуациях. Свободное владение новыми лексическими единицами в общении, способность создавать активную речевую ситуацию будет считаться результатом такого обучения.

Игровые технологии и методы универсальны и могут быть применены на любом этапе работы с лексикой. На начальных этапах рациональным является использование игр-упражнений, так как они делают процесс изучения слов занимательным. На этапах закрепления целесообразно использование соревновательных игр, игр-путешествий. Ролевые игры позволяют моделировать ситуации общения между учениками, что особенно развивает их диалогическую речь.

Выводы. Таким образом, мы можем сделать вывод, что игровые технологии более эффективны для обучения родному языку, так как активизируют познавательную деятельность младших школьников, способствуют снижению психоэмоциональной нагрузки, активизирует мышление, память, повышает мотивацию к изучению языка. Игра как деятельность привносит большой вклад в психическое развитие личности младшего школьника.

Выделяют такие виды игр на уроках крымскотатарского языка: игры-упражнения, соревновательные, ролевые, игры-путешествия. Педагог выбирает игровые методы, учитывая поставленные на уроке цели, задачи, методы организации, уровень владения учениками языком. Мы можем сделать вывод о том, что на уроках, где учителем используются игровые технологии создаётся комфортная атмосфера. Игры способствуют повышению качества знаний, обогащению словарного запаса, развитию речи, а главное, заинтересованности учащихся в познавательной деятельности.

Литература:

1. Выготский Л.С. Психология познания / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1977 г. - 127 с.

2. Ганиева Э.С. Занимательные задания / А.М. Яяева, Л.Б. Нафеева, Э.С. Ганиева, Н.С. Сейдаметова // Крымское учебно-педагогическое гос. Издательство. - 2006 г. - 104 с.

3. Кукушин В.С. Педагогика начального образования / В.С. Кукушин. - М.: МарТ, 2008. - 592 с.

4. Кульневич С.В. Не совсем обычный урок: / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. практ. пособие для учителей, класс. рук., студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК / - Воронеж: 2006 г. - 175 с.

5. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. / М.Н. Скаткин. - 2-е изд. - М.: Педагогика, 1984. - 96 с.

6. Эльконин Д.Б. Психология игры. / Д.Б. Эльконин. - 2-е изд. М.: Гуманитарный издательский центр -Владос, 1999 г. - 360 с.

7. Яяева Н.М. Методика развития речи (крымскотатарский язык): учебное пособие / Н.М. Яяева. -Симферополь: ИТ «Ариал», 2019. - 164 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.