2. Рощупкин, В. Г. Кросскультурная грамотность студента — будущего учителя: диагностика, формирование [Текст] / В. Г. Рощупкин. - М.: издательство Московского психолого-социального института; Воронеж; издательство НПО «МОДЭК», 2006.
3. Каган, М. С. Философская теория ценности [Текст] / М. С. Каган. - СПб,: Петрополис, 1997.
4. Безюлева, Г. В. Толерантность в пространстве образования [Текст]: учебное пособие / Г. В. Безюлева, С. К. Бондырева, Г. М. Шеламова. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005,
5. Бондырева, С. К. Толерантность (введение в проблему) [Текст] / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. — М.: издательство Московского психолого-соци-ального института; Воронеж: издательство НПО «МОДЭК», 2003.
УДК 32
Р. Н. Наурызбаева
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАЗАХСКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК В РАЗВИТИИ ХУДОЖЕСТВЕННО -ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ
Использование устного, главным образом народного и литературного сказочного творчества в целях умственного, нравственного и эстетического воспитания, а также расширения общего кругозора и познавательного интересов детей дошкольного и младшего школьного возраста наиболее способствует развитию и саморазвитию художественно-творческой деятельности воспитанников.
«Великое искусство всегда черпало свое вдохновение из мифа, из бессознательного процесса символизации, который продолжается веками и, как первичное проявление человеческого духа, будет и в будущем оставаться корнем всего творчества» [1, с. 138]. Занимательность содержания, яркость персонажей, сочетание фантастики с реальной действительностью, образность языка оказывают большое эмоциональное воздействие на детей. Изображая поведение животных, сообщая, об их географическом размещении, сказка обогащает детей в познавательном отношении. Она фантастически предвосхищает достижение науки и техники, активизирует мышление детей, пробуждает пытливость, Ставя своих героев в определенные отношения, при которых силы добра обычно побеждают силы зла, она тем самым вырабатывает у детей позитивные отношения к реальной действительности.
Прикосновение к быту народа, искусству, к родной природе, к справедливому и прекрасному миру народной сказки и былины - помогают учащимся найти свою тему в художественно-творческой деятельности. Отобразить певучую красоту казахского народного искусства в собственном творчестве - вот задача, которую поставил перед собой учащийся и педагог. Они же становятся исследователем и продолжателем идей народных сказок, Народное искусство - фундамент современной культуры, источник нравственной силы и духовности. Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского языка означает народная мудрость. Фольклор - создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад жизни, природы, культы и верования. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.
Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности, его художественно-творческих способностей. В дошкольном возрасте закладываются основы художественно-творческих деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств. При ознакомлении детей с произведениями казахского фольклора используются сказки, пословицы, загадки, айтысы (импровизированные поэтические состязания акынов-поэтов), подвижные казахские игры.
Так, из всех фольклорных жанров, сказка является наиболее любимым жанром детей. Сказка выступает как своего рода нравственный кодекс народа, их героика - примеры истинного поведения человека. В сказках выражено радостное приятие бытия - удел честного, умеющего постоять за свое достоинство человека. Сказка учит детей не подчиняться злому обращению, не опускать руки при возникновении проблем, а смело сражаться с неприятностями и побеждать их.
То обстоятельство, что сказки о животных отличаются антропоформиз-мом, т. е. наделением животных способностью думать, говорить, действовать наподобие людей, лишь усиливает эмоциональное воздействие.
Сказка, которая приобщает детей к культуре народа, передает его мысли, чувства, идеалы, расширяет круг представлении о жизни и является источником детской радости.
Яркий, точный язык сказки .обогащает словарь ее слушателей. В практике работы сказки доносится до ребенка выразительным чтением или рассказыванием воспитателя, а также организацией инсценировок, в которой участвуют воспитанники, получая широкую возможность эмоционального перевоплощения в изображаемых героев. •
Если к слову «сказка» подобрать однокоренные слова: сказка - сказывать, рассказывать. Сказка — эта устный рассказ о чем-либо интересном,
необыкновенном для слушателя. Сказки приходят в нашу жизнь очень рано и сопровождают нас всю жизнь. Сказка никогда не надоедает. Сказка обладает великой силой, терапевтическим эффектом. Слушая сказки, и дети, и взрослые сами становятся частью сказки, потому что сказка завлекает, привораживает, заставляет нас в чудо жизнетворчества. Таким уникальным даром обладает народные сказки, много веков передаваемые из уст в уста. Подтверждением этому является высказывание К. Д. Ушинского: «Никто не в состоянии сравнится с педагогическим гением народа».
«Восприятие устной культуры является коллективным и заключает в себе психологически-эстетический импульс к коллективности. Устная литература является более действенным средством для объединения людей, их сплочения единством настроения, средством преодоления разобщенности, индивидуальной замкнутости духовного мира каждой личности» [2, с, 340]. Она способствует приобретению возвышенного душевного состояния, позитивного мировоззрения, вдохновения, естественной потребности созидательной деятельности.
Развитие художественно-творческой деятельности учащихся средствами народных сказок — лучший способ актуализации творческого потенциала воспитанников, основание и способ художественно-образного освоения мира. Художественное творчество детей начинается с обостренного внимания к окружающей действительности, и вызывает потребность созидания собственных произведений на основе ярких впечатлений, образов, переживаний, ассоциативного воображения.
Итальянский писатель Альберто Моравио был глубоко прав, когда сказал в одном из своих интервью: «Чтобы сказка была действительно сказкой, а не просто вымыслом, нужны два элемента, казалось бы, исключающие друг друга: необычайность сюжета и наличие морали. Сказке нужна определенная экстравагантность, даже абсурдность, и в то же время она должна подчиняться законам художественной логики».
В процессе преподавания педагогических дисциплин Кзылординского гуманитарного университета Республики Казахстан идеи этнокультурного образования направлены на создание национальной системы обучения и воспитания, совершенствования и применения произведения народного искусства для развития художественно-творческой деятельности учащихся. Для успешного освоения программы воспитанниками немаловажную роль играют психолого-педагогические условия реализации программы, которые включают в себя следующие компоненты: .
- создание комфортной, благоприятной атмосферы на занятиях, способствующие развитию художественно-творческой деятельности средствами народного искусства;
- отбор произведений народного искусства и разработка комплексных занятий с учетом возрастных особенностей и интересов детей;
- - применение индивидуальных, групповых и массовых форм обучения;
- побуждение творческого воображения ребят к художественно-творческой деятельности;
Критериями отбора содержания для развития художественно-творческой деятельности средствами народных сказок являлись: идеи народной педагогики, основанные на традиционной культуре казахского народа; нравственный аспект; особенности возраста детей и учащихся; умение доводить до конца и развивать логические цепочки творческого характера с большим количеством вариантов; развитие неожиданных и нестереотипных аналогий и ассоциаций в творчестве, ■ . .
Были разработаны комплексные задания для творческих групп, экспериментальные учебные программы, разработки уроков, сценарии для сценических представлений и т, д., т. е, весь дидактический материал для организации учебных занятий, направленных на включение воспитанников на художественно-творческую деятельность, которая способствует их созидательному действию.
Привлекательность народных сказок для развития художественно-творческих способностей воспитанников заключается в следующем: а) в сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает каждый ребенок (преодоление преград, потеря родителей, необходимость выбора); б) главный герой сказки — образ собирательный, и ребенок достаточно легко идентифицирует себя с ним, включается в сказочное событие, чувствует себя героем; в) в сказке, как правило, представлено множество моделей поведения в различных ситуациях, которые ребенок имеет возможность «прожить», эмоционально переработать, «присвоить» и перенести в реальную жизнь, В процессе слушания, чтения сказок, сопереживания персонажам, дети учатся понимать мотивы поведения, чувства, получают возможность представление об иных возможных способах поведения, имеют возможность не только проявить личные эмоции, но и сравнить их с эмоциями других людей. Наполняемость эмоций и переживаний требует у детей проявления их в реализации в виде рассказа, стихов, пения, танца, рисунков, изображения сказочных героев на сцене.
«Богатырские предания казахов» — «Батырлар жыры» - на протяжении многих веков жили среди народов в форме монументальных стихотворных поэм, напевный ритм которых перемежался прозаическими отступлениями..
Само исполнение эпоса было наполнено сакральным таинством и совершалось профессиональными сказителями-жыршы, как правило, вечерами, при свете горящего очага или свечи, давая пищу воображению наших, не столь уж далеких предков. Каждый из которых живо представлял красочные картины ратных подвигов славных, батыров, считая себя связанными с ними неразрывными узами кровного и духовного родства.
Казахи свято верили в то, что духи батыров, их благородство, сила и ум, воспеваемые в преданиях, вечно сопровождают кочевье живых, охраняя священную землю и водные просторы, оберегая покой потомков.
Казахские богатырские сказания: «Ер Таргын», «Алпамыс батыр», «Коб-ланды батыр», «Камбар батыр», «Ер Тостик», «Кендебай на коне Керкула», «Батыр «Асан», «Каим батыр», «Батыр Акжан», «Батыр Тотан», «Батыр Алибек» наиболее любимые детьми сказания, передает национальный колорит, боевой дух народа, твердое намерение защиты земли предков.
Исключительность главного героя часто подчеркивается необычайными условиями его появления на свет. Приводим фрагмент описания появления Ер Тостика: Жил в далекие годы человек по имени Ерназар, И было у Ерна-зара восемь сыновей. Но вот случился в степи большой джут. Откочевали восемь сыновей Ерназара в благополучные края, чтобы сохранить скот. А родители остались дома. Кончились припасы, старики стали слабеть. Ерназар не в силах подняться, открыл глаза и увидел: висит на перекладине свода юрты вяленый лошадиный тостик (грудинка). Обрадовался старик и говорит: • ■
- Суюнши, старуха! Ох и жирный тостик висит, свари-ка его поскорей! Сварила старуха тостик. Съели его, насытились, окрепли. Вскоре старуха затяжелела и в положенное время родила сына.
. Не по дням, а по часам рос малыш. И дальше идет приключенческие повествования сказки. События, происходившие с героем одна интереснее другой. В своих путешествиях герой встречается с необычными противниками, которые характеризуются как притеснители людей, разорители аулов, похитители девушек. Во имя справедливости герой совершает подвиги, в честном бою побеждая сказочных героев. При этом проявляет себя ловким и выносливым, сильным и бесстрашным, метким стрелком, великодушным и бескорыстным, доверчивым и чистосердечным, находчивым и остроумным, Он всегда защищает обиженных, не чурается никакой работы, когда требуется помочь бедным и немощным. Во многих сказках батыр действует не один, к нему присоединяются верные помощники.
Конь занимает особое место в богатырских сказках. До встречи с батыром это неказистая лошаденка, но затем проявляются его скрытые силы, Батыр выбирает коня в отцовском табуне, добывает в подводном или подземном царстве, отнимает у побежденного чудовища.
Нередко это конь - тулпар, крылатый конь, способный говорить человеческим языком. Он обладает необыкновенным умом и может дать мудрый совет своему хозяину.
Героические сказки имеют своеобразные прологи и эпилоги. Например, сказка «Кендебай на коне Керкула» начинается так: В давние времена, когда у коз еще не отрасли хвосты, в долине гор Каратау на берегу реки Карасу
жил бедняк Казангап. Сказка «Батыр Асан» начинается: Давным-давно жил на свете старик по имени Естемес, и было у него три сына.
В основном сказки начинаются с присказки: Сказку сказывать пора, козочка была пестра, а фазаны красными, ну а перья на хвосте, длинными да разными, Эти образные фразеологические сочетания готовят детей окунуться в мир сказок, в мир волшебства, перевоплощаться в героев сказок. Присказка украшает сказку, вносит в нее элемент игры. Она по-своему вводит слушателя в мир волшебной сказки, готовит к восприятию сказочных событий: необычных и занимательных, И не только, ибо это еще и педагогический юмор для настроя, присущий традиционной (народной) культуре воспитания. Кроме обычной концовки, завершающей сказочные события, бывает еще особая, шутливая концовка. Происходит своеобразие диалога культур, что духовно обогащает воспитательный потенциал народного искусства.
Нравственный мир волшебной сказки, по сути своей не имеет национальных различий. Он общечеловеческий. Нравственность - это понятие о добре и зле, о том, что хорошо и что плохо в людях, в отношениях между людьми, в их доведении. Каков же он, нравственный мир, воплощенный в волшебных сказках? Это, прежде всего, мир добра и доброты. Доброта сказки в том, что она защищает слабых и обиженных. При столкновении добра и зла добро не сразу, но обязательно побеждает, а зло обязательно наказывается.
В казахском народном творчестве особое место занимают волшебные сказки, В них помощником герою выступают чудесные средства и волшебные существа. Чаще всего герой описывается обьгчным человеком, но ему противостоят отрицательные персонажи, зловредные и коварные. Своей добротой, чистым помыслом, готовностью помогать людям герой привлекает на свою сторону волшебные силы. Очень популярны казахские, волшебные сказки: «Золотая бита», «Падишах и беркут», «Алтын Айдар», «Красавица Куникей, живущие под солнцем», «Птица счастья», «Волк и джигит», «Девять братьев».
Описание сцены как мальчик выбирал коня в сказке «Золотая бита». Мальчик подошел к табуну, стал размахивать куруком (приспособление для приручения коня), трясти уздечкой, но только чесоточный стригунок-двухлетка, что пасся отдельно от всех, повернул голову и посмотрел на мальчика. Поймал его мальчик и взнуздал. И пока прилаживал узду, чесоточные струпья на боках двухлетки исчезли сами собой. А когда мальчик накинул на него потник, стригунок превратился в кунана-трехлетку. Когда наложил седло - кунан стал бесты-пятилеткой, а когда затянул подпругу - превратился бесты во взрослого коня. Обрадовался мальчик, вскочил в седло, и тут конь под ним обернулся сказочным скакуном-тулпаром, который вмиг домчал его до места покинутой стоянки аула. ■ -
Существуют сказки, где в сферу житейских отношений перенесены персонажи - животные и птицы. В них животные наделяются традиционным человеческим мышлением. Они представляют определенные образы и взаимодействуют, создавая целостный сюжет. То или иное животное не обладает единственной, раз и навсегда признанной характеристикой. К примеру, лиса отзывчива («Золотая бита»), обезьяна искренний и верный («Слон и обезьяна»), медведь мудрый («Три медведя»), образы животных многогранны.
С невероятными действиями главных героев связаны бытовые сказки. В них обыкновенный человек одерживает верх над соперниками благодаря своему остроумию, находчивости, нравственной стойкости. Эти сказки повествуют о житейских делах и семейных отношениях, оповещают нравственные аспекты человеческого бытия. В сюжет таких сказок могут быть вплетены афоризмы, народные мудрости, пословицы и поговорки, Герои сказок отгадывают загадки и проницательно открывают истину,, справедливо решают споры и дают добрые советы, успешно состязаются в остроумии. Эти сказки указывают на превосходство мудрости и остроумия над несправедливостью.
В сказках о нравственных отношениях ведущее место занимают сюжеты о преодолении препятствий на пути к счастливой жизни, к достижению справедливости и благополучия. Главные герои совершают смелые поступки, причем противоборствующими сторонами могут оказаться царь и солдат, богатый и бедный, купец и скиталец, мулла и простолюдин и т, д. Во многом мудрая женщина решает ход событий. Увлекательная напряженность сюжетной линии сказки достигается повествованием благополучным исходом испытаний, о похищении красавицы, о злоключениях гонимого человека. В сказках притчах утверждаются высокие моральные качества (трудолюбие, милосердие, бережливость, уважение к старшим, верность своему слову). Народная мудрость осуждает несправедливость, жестокость, обман и другие низменные страсти.
Бытовые сказки: «Канбак шал»;,«Мудрый Аяз», «Бей, дубинка»,« Сапожник и хан» стали самыми любимыми сказками современных детей. Дети создают художественные рисунки, вживаются в образ героев, разговаривают на языке персонажей, готовят игрушки, поделки, шьют костюмы, поют народные мелодии. На определенном этапе устраиваются сказочные праздники, где воспитанники показывают свои художественно-творческие и исполнительские работы. Казахские народные сказки включены в авторскую программу по развитию художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста и младших школьников. .
■ Особая роль принадлежит имитационно-игровым ситуациям. К их разработке приводит необходимость организации обучения, когда востребованными становятся личностные функции обучаемых. Ребята выступают в роли актеров на занятиях, где вводятся игровые драматизации по изучае-
мой теме (изображения сказочных персонажей, животных и птиц). На протяжении всего занятия ребята могут обменяться ролями, обязанностями. В процессе работы проявляются творческие способности ребят к рисованию, поэтической, артистической, режиссерской, хореографической, музыкальной деятельности. Важно не пропустить момент прозрения, вдохновения к какой-либо творческой деятельности и своевременно поощрять порывы детей.
Фрагменты работ для развития художественно-творческой деятельности детей детского сада и младших школьников. • ■
Сценарий познавательно-игровой программы
Ведущий, Здравствуйте, дети! Мы много сказок прослушали и прочитали. Пришла пора показать свои знания и способности друг другу, родителям и учителям, пообщаться с героями сказок. А каких персонажей вы придумали сами? На эти вопросы продумайте ответы и если не успеете показать и рассказать, в рисуночном или письменном виде опустите в волшебный ящик. Они будут достойно оценены.
Итак, слушаем, продолжаем и угадываем: сколько сказок прозвучало и названия сказок.
.,. Было у тебя (Тостика) восемь братьев. В год последнего джута откочевали они со скотом в благополучный край и не вернулись. Решил Тостик отправиться .... /Ответы детей: «Ер Тостик»/. .
... Я научу тебя, как достать золотое дерево. Иди прямо, пока не встретишь высокую гору. Когда ты подойдешь к ней, увидишь бегущего с горы зайца. Иди по следу зайца. Перед тобой откроется огромная пещера... / «Красавица Куникей, живущая, под солнцем»/.
.,У одного старика было три сына. Умирая, он завещал стеречь его могилу по очереди. Схоронили отца. Отправился на могилу младший брат. Послышался топот. Прибежал рыжий конь. Вся сбруя в серебре... / «Три брата»/.
.,, Сказала так лиса и вырыла длинную нору, которая начиналась у самого восхода солнца и выходила там, где солнце закатывалось... / «Бекболат»/.
Ответы детей: Прозвучало фрагменты 4-х сказок: Ер Тостик, Красавица Куникей, живущая под солнцем, Три брата, Бекболат.
Ведущий: А теперь мы организуем театр миниатюр, Пусть актеры выходят на сцену и проигрывают эпизоды сказок, а зрители их будут отгадывать. На сцену поднимаются герои сказок в соответствующих костюмах и обыгрывают сценки из любимых сказок. . .
Сочиняем сказку
Ведущий: А теперь давайте научимся сочинять сказку! Вы должны в рифму подставлять слова. Для начала попробуем. . .
Говорим Маша, рифмуем каша. .
Говорим Паша, рифмуем Саша, .
%
Жшга-была Маша, она любила кашу. АПаша и Саша добывали еду. Охш жили дружно. Но однажды погода сильно разбушевалась, и дождь лил как из ведра. Запасы еды кончились. Саша сказал Маше..... /Придумайте счастливый конец/. .
Игра в рифму:
Стоит замок в подземном царстве, .
А в замке этом спит .... (принцесса). ■
В каждой сказке образ есть,
Бабка - Прожорливая пасть просит есть.
Как зовут злую бабушку?- (Мыстан)
Анализ, комментарий:
Мы сегодня показали наши знания и умения самим сочинять сказки. А теперь подумаем, чему учат нас сказки. Я буду называть сказку, а вы говорите, в чем ее главный смысл.
«Три брата» - уважай старших.
«Ер Тостик» - Люби и защищай родных.
«Бекболат» — борись за справедливость.
«Красавица Куникей, живущая под солнцем» — цени дружбу и любовь
Ведущий: Народные сказки учат нас любить жизнь, веру в справедливость, быть лучше, чище, добрее. Они учат нас жизни. Сказка - ложь, да в ней намек.
~ А теперь давайте поиграем. Будем превращаться в различных сказочных героев, мимикой и жестом попробуем передать их внутренний характер. Воспитатель предлагает изобразить Алпамыса, Кобланды батыр, Ер Тостика, Карашаш Сулу, Алдар косе, Жиренше тешен, Баян Сулу и т. д.
Воспитатель предлагает детям изображать сказочных персонажей: хитрую лису, пугливого зайца, трудолюбивого муравья и т. д. Есть еще интересная игра «Имя шепчут волны». Попробуем представить себе, что мы попали в сказку, где природа хочет, поговорит с нами. Мы стоим на морском берегу, а волны подбегают к нам и тихо шепчут по именам: Карашаш Сулу, Айсулу, Ер Тостик, Асан батыр, а вы старайтесь отозваться. Представьте, какое имя вам подходит. Затем послушайте ветра, угадайте, что хочет вам сказать.
- Ребята, вам нравится Баба-яга - Мыстан кемпир или же Жалмауыз кемпир. А какая Мыстан кемпир в сказках? Давайте вспомним, где Баба-яга коварная, злая (ответы детей: «Золотая бита», «Три сестры»),
А теперь вспомните, где Баба-яга была доброй («Красавица Кунекей, живущая под солнцем»). Мыстан кемпир в сказках бывают разной.
А теперь проведем конкурс: «Самая добрая и самая злая Баба-яга». Кто лучше изобразит и расскажет про Бабу-ягу. На сцену выходят добрые и злые «бабушки» и изображают их. Дети выражают свои эмоции.
Методика организации недели сказок
Цель организации праздничной недели: создание художественно-творческого пространства для реализации и утверждения творческих способностей учащихся, развивать оригинальность мышления (умение придумывать необычные идеи и решения).
Комментарии педагога: Праздничная неделя сказки может пройти как единовременный праздник всех классов начальной школы. Для этого планируется этапы подготовительных работ и их проведение - конкурс рисунков, костюмов, уроков, проведенных по сказкам и т. п. Предварительно по классам, ученики которых представляют команду, проводится шествие веселых сказочных героев. Они разносят загадочные, интригующие письма с необыкновенными заданиями.
В течение недели проводятся:
- Конкурс знатоков народных сказок,
- Вечер поэзии, посвященные сказкам, выступают молодые поэты,
- Костюмированный парад персонажей сказок,
- Слушаем сказки.(приглашение народных сказочников, артистов),
-Театрализованная постановка «Наши любимые сказки»,
- Встреча с юными сказочниками, чтение произведений молодых авторов.
К концу недели проводится подведение итогов мероприятий в торжественной, сказочной обстановке. Производится награждение по номинациям: Самая обаятельная героиня сказки;
Самый хитрый персонаж сказки;
Самый мужественный персонаж сказки;
- Самый вредный отрицательный персонаж;
- За лучшую постановку сказки;
- За оригинальное оформление постановки;
- Лучшему знатоку народных сказок;
- Самые не только читающие, но и интересно придумывающие
ученики-; ■
■ - Самая лучшая постановка, самый лучший художник, самый лучший режиссер, самый лучший оформитель и т. д; ..
- Самая лучшая выставка по сказкам: книги, рисунки, эскизы костюмов и т. д.
Лучшие художественно-творческие работы воспитанников были опубликованы в периодических изданиях, составлены учебно-методические пособия для работы с детьми.
Вывод: Воспитательный потенциал народных сказок наиболее способствует развитию художественно-творческой деятельности воспитанников, ибо дети и сказки едины. Индивидуальные и коллективные работы, проведенные на празднике сказочной недели, позитивный настрой, умело органи-
зованная творческая среда, встречи с представителями народного искусства стимулировало детей к художественно-творческой работе.
Библиографический список
1. Юнг, К, Нераскрытая самость. [Текст] / К. Юнг. - Минск.: ООО «Попурри», 1998.-448 с.
2. Каган, М. Морфология искусства. [Текст] / М. Каган. - Л, 1972. - 440 с.
3. Казахские народные сказки. [Текст] — Алматы.: Балауса. 1994. - 240 с.
УДК 37
Н. Ю. Мигушкина
А. В. РЕКЕЕВ - ВЫДАЮЩИЙСЯ ПЕДАГОГ И ПРОСВЕТИТЕЛЬ
Алексей Васильевич Рекеев (1848-1932) - один из первых чувашских педагогов, миссионер, переводчик, этнограф, священник и общественный деятель, внесший, наряду с И, Я. Яковлевым, значительный вклад в развитие образования и повышения культуры чувашского народа, внедрения концептуально новых идей в систему образования, увеличения количества школ и приобщения чуваш к православной вере.
А. В. Рекеев вместе с И. Я, Яковлевым участвовал в разработке чувашского алфавита, создании чувашской письменности, самостоятельно переводил на чувашский язык Евангелие, Псалтырь, Апостол, Священную историю, а также являлся рецензентом всех издаваемых в переводе на чувашский язык книг, в том числе научного содержания.
А. В. Становление Рекеева как личности началось с того, что 28 октября 1868 г. он стал первым учеником Симбирской чувашской школы, открытой И. Я. Яковлевым у себя на квартире, которая служила подготовительным классом для поступления в уездное училище и на педагогические курсы. Как известно, до 1860-х г. сельских школ было очень мало, а если и были, то в Буинском уезде они находились в ведении удельного ведомства, и преподавание в них поставлено было очень плохо. В этих удельных школах светских учителей не было, а обучали в них приходские священники. Иван Яковлев был учеником Бурундуковского удельного училища вместе с Алексеем Рекеевым, который в последующем стал его помощником и последователем его идей,
В 60-е г. XIX в, удельное ведомство из своих сельских школ начало набирать лучших учеников в город для дальнейшего обучения. Оно готовило