Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 13 (342). Образование и здравоохранение. Вып. 4. С. 140-147.
УдК 373 ББК 74.1
использование казахских народных традиций в полоролевом воспитании дошкольников
Т. В. Довгань
КГКП «Ясли-сад № 10 "Сказка"» отдела образования г. Экибастуза Павлодарской области, Казахстан
Проанализирован учёт половых различий в организации педагогического процесса с использованием казахских народных традиций, их характеристики.
Ключевые слова: гендерное образование, казахские народные традиции.
В настоящее время состояние науки и практики дошкольного образования свидетельствует о необходимости учёта половых различий в организации педагогического процесса, что находит отражение в требованиях нового Государственного общеобязательного стандарта Республики Казахстан.
Цель полоролевого воспитания — своевременная (соответствующая возрастным и половым особенностям детей) и качественная, обеспечивающая достижение оптимального уровня, поло-ролевая социализация детей.
Задачи:
1. Расширить кругозор детей о специфических чертах личности мужчины: героизм, отвага, смекалка, смелость, благородство, решительность, умение преодолевать трудности, защита слабого; женщины: доброта, трудолюбие, отзывчивость чужому горю, внимательность, самоотверженность, заботливость, желание опекать и оберегать малышей.
2. Развивать потенциал творческого воображения и фантазии, связную речь; работать над чётким произношением слов и звуков.
3. Формировать адекватную полу модель поведения.
4. Воспитывать культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками, понимание и уважение мнения партнёров противоположного пола.
Опыт и традиции воспитания подрастающего поколения, сложившиеся издавна и тесно связанные с культурой и обычаями народов нашей Родины — Республики Казахстан, не теряют своей значимости и по сей день. Лучшие педагоги, воспитывая детей, обращаются к сокровищнице педагогической мудрости, кропотливо созданной чередой поколений, прошедших по земле.
Народная педагогика сохранила традиции поло-ролевого воспитания, помогающие регулировать поведение людей разного пола в семье и социуме, способствующие развитию женского/мужского достоинства, формированию гуманных взаимоотношений полов, основанных на взаимопонимании, взаимодоверии, взаимоуважении. В качестве традиций выступают полоролевые принципы, социальные установки и нормы поведения, идеи и убеждения, представления и взгляды.
Рассмотрим существующую характеристику казахских народных традиций, которые служат источником полоролевого воспитания детей в нашем детском саду. Данная работа ведётся в нескольких направлениях:
— семейное воспитание;
— трудовая деятельность;
— художественно-эстетическое воспитание: легенды;
колыбельные песни; потешки;
пословицы и поговорки; сказки;
— физическое развитие.
К типично казахским относятся такие традиции, как крепкая семья, возвышенное отношение к матери, уважение и почитание детьми своих родителей, любовь к детям, мужество, гостеприимство, милосердие.
Семья — самый древний и важный институт воспитания. С давних времён она имела огромную силу. В казахских семьях было много детей, многодетностью гордились. Дети, особенно мальчики, воспринимались как основное богатство семьи, а материнство считалось главной ценностью женщины, смыслом и содержанием её жизни. Рождение ребёнка в семье, как правило, являлось радостным событием, воспринималось как
дарование, божья милость. Будущие матери задолго до рождения ребёнка готовили ему одежду, игрушки, постель.
Ещё со времён первых кочевников было принято первым на руки брать ребёнка отцу. Этим действием он признавал малыша своим, затем отец укутывал его в свой тулуп, чтобы дитя не испытывало в жизни нужду, и клал ребёнка в колыбель. Новорождённого обносили вокруг юрты и тем самым прилучали к домашнему очагу, зачисляли его в семейный коллектив.
Существовал комплекс обрядов, подтверждающий, что рождение малыша было важным событием в семье. Есть такие общие для мальчиков и девочек бытовые обряды как: шшдехана (той, устраиваемый при появлении младенца), Кшдш кесер (перерезание пуповины), Ат ^ою (наречение младенца), Беикке слу (укладывание в колыбель), Т^саукесер (разрезание пут), которые проводились для всех младенцев. Для мальчиков существовали свои обряды: Бэаре (дарение жеребёнка или верблюжонка), годовалому ребёнку срезали его первые прядки волос, которые на протяжении всей жизни хранились в семье. Подстриженного мальчика женщины передавали мужчинам, те несли его к неосёдланному коню. Мальчика сажали верхом на коня и смотрели, как он будет себя вести, стараясь угадать судьбу будущего воина. Ашамайга мшпзу (дарение коня и камчи в семилетнем возрасте). СYндет тойы (обрезание). Для девочек были свои обряды: ^ла^ тёсу (прокалывание мочек ушей) и др.
Обучение мальчика начиналось после праздника первых штанов. Праздник отмечался в зависимости от развития мальчика, но, как правило, в три-пять лет. Штаны дарил старший в роду аксакал. Обучение было тяжёлым и постоянным. С трёх-пяти лет мальчика-казаха приучали к верховой езде, стрелять учили с семи лет. С пяти лет мальчики работали с родителями: перегоняли и поили скот, пасли овец. Однако старики следили, чтобы мальчика «не заездили», чтобы играть позволяли. Но сами игры были такими, чтобы мальчик в них обучался либо работе, либо воинскому искусству.
Подготовка мальчиков к трудовой деятельности была более длительной, чем девочек. В семьях большое внимание уделялось физическому воспитанию. Казахские народные игры многообразны, они развивают у мальчиков выносливость, смелость, ловкость, отвагу, стойкость, выдержку. Во время праздников юноши старались проде-
монстрировать своё умение ездить верхом, удаль, ловкость, смелость. С детства отец внушал сыну: «Ты — мой наследник». К мальчику относились как к продолжателю рода, фамилии, главному помощнику.
Рождение девочки не праздновалось так широко, но тоже было радостью — тихой, домашней, овеянной легендами и молитвами. С самого рождения девочку воспитывали иначе, чем мальчика, старались развить в ней женственность, трудолюбие, терпение и отзывчивость. Если мальчика постоянно настраивали на то, что он должен быть первым на людях, соревноваться, то девочке внушалось, что самое главное — спокойная душа и чистое сердце, а счастье — это крепкая семья и заработанный достаток в доме. Все девичьи праздники сопровождались подарками, угощением, песнями, танцами.
С раннего возраста девочки участвовали во всех работах в хозяйстве, стирали, штопали, доили. Сызмальства их учили быть хорошими матерями, заботиться о муже и детях. Первой обязанностью семи-восьмилетней девочки было нянчить младших братьев и сестёр.
Роли отца и матери в семье были различны. Отец считался хозяином. Он отвечал за судьбы детей. Мать опекала малолетних.
Немаловажную роль в воспитании внуков играли дедушки и бабушки. Они были главными воспитателями детей, передавали им семейные и нравственные нормы и заповеди. Воспитательное влияние на внуков подкреплялось культом предков. Дедушки и бабушки вкладывали в ребячьи души добрые понятия о семье, труде, вплетая в свои рассказы нравоучительные примеры о послушании и радении.
Несмотря на то что в казахской семье хозяином считался отец, к матери относились с уважением и любовью. Уважение к людям считалось первой нравственной заповедью детства. Народная педагогика измеряла воспитанность детей заботой о старости, прежде всего матери. Мать создавала в семье атмосферу чистоты, вела беседы с дочерью о целомудрии, разъясняя все моменты взросления девичьего организма, выбирала будущего мужа или жену своим детям.
Казахи высоко чтили своих защитников. Народными героями всегда были батыры. Их выбирали вождями, в честь них пели акыны, слагались легенды, которые передавались из поколения в поколение. Древние памятники старины донесли до нас имена батыров — защитников ка-
захской степи. Батыр (тюрк.— богатырь, силач, храбрец) — почётное звание, которое давалось за героизм, доблесть, отвагу, проявленные во время войн и походов, патриотические и героические качества. При родовом строе батыр — военачальник, вождь рода, его защитник, всегда готовый выступить против вооружённых врагов. Подвиги батыров издревле воспеваются в устной литературе казахов, киргизов, башкир и др. тюркоязычных народов. В многовековой истории казахов видное место занимают народные батыры: Сырым, Исатай, Махамбет.
Казахский народ всегда бережно хранил в своей памяти имена славных батыров и яркие предания о них. Отсутствие письменной истории компенсировалось неписаным, но неуклонно выполнявшимся правилом. Каждый казах должен был знать своих предков до седьмого колена и при этом с самого детства заучивать молитвы, в которых постоянно обращался к образам наиболее выдающихся представителей рода. Существует целая плеяда выдающихся народных предводителей: Канжыгалы Богенбай, Шакшак Жанибек, Кабанбай, Малайсары, Тайлак, Жакыбек, Утеген и других, являвшихся выходцами из самых разных, в том числе и низших слоёв казахского общества.
Воспитание мужественности и героизма начиналось с раннего возраста. Мальчикам приводили в качестве примера легендарных батыров, их сверстников, которые совершали добрые дела, защищая Родину.
Особое место в полоролевом воспитании занимает материнский фольклор: колыбельные песни, потешки и др. Для народной культуры всегда было характерно стремление дать ребёнку основные ориентиры как можно раньше, впрок, задолго до того, как он начнёт практически осваивать мир. С помощью колыбельных песен ребёнок получает первые представления о назначении мужчины и женщины, их семейных ролях, учится понимать особенности мужской и женской души. Многие колыбельные песни разграничиваются на колыбельные, обращённые к мальчику, и колыбельные, обращённые к девочке. Так передаётся идеал мужчины и идеал женщины, выработанный народом на протяжении веков. Мужчина должен быть трудолюбив, честен и физически крепок, женщина — трудолюбива, добра, скромна. Назначение колыбельных песен — убаюкать, усыпить ребёнка. Творцами колыбельных песен преимущественно являются матери и бабушки,
а пользуются ими все, кто нянчит детей. О колыбельных песнях встречаются воспоминания в пословицах, сказках, песнях. Большинство колыбельных песен раскрывает огромную силу прежде всего материнской любви. Но одновременно они внушают любовь к детям всем, кто исполняет их в процессе заботливого ухода за ребёнком, т. е. так или иначе стимулируют самовоспитание. Особенно это важно в тех случаях, когда за маленькими детьми присматривают дети постарше. Детям, лежащим в колыбели, слова песни ещё непонятны, но нежность, вложенная в мелодию и слова, пробуждает их душу и сердце, как бы готовит почву, создаёт благоприятные условия для дальнейших воспитательных воздействий. К примеру, такие песни пели своим детям женщины-казашки сто лет назад:
Баюшки-баю, мой младенец, уложу тебя в колыбель.
Постелю под тебя пелёночку, сверху накрою одеялом.
Колыбельная песня складывалась веками, в ней самое оптимальное соотношение мысли, движения и настроения. В простенькой колыбельной песне мать рассказывала о труде, о Родине в поэтической форме, без всякой назидательности и нравоучения. Талантливые создатели и исполнители колыбельных песен одновременно были и талантливыми педагогами, любили детей. Редкая из песен проверяется в реальном действии, а колыбельная песня была именно такой: она не исполнялась просто так, ею усыпляли детей в колыбели. Такое соединение таланта поэта с талантом педагога было характерным явлением в народе. Если лучшими создателями колыбельных песен могли быть и воспитатели чужих детей, то лучшими в мире их исполнителями могли быть всё-таки только матери. В этом смысле материнское чувство совершенствовало не только поэзию и музыку народа, но и сокровенные движения души человека, его духовное богатство, самые нежные и самые человечные стороны народной нравственности.
Нужно отметить, что мальчикам и девочкам с рождения предписывались различные роли в семье, и это находило отражение в колыбельной лирике. Например, так укачивали казашки маленьких дочерей:
Баю-баюшки-баю, мой младенец, поцелую твои глазки.
Баю-баюшки-баю, ты как звёздочка в небе, как норка в воде.
Ты как пери в райском саду, баю-баюшки-баю.
А вот будущим джигитам напевали колыбельные немного иные:
Не плачь, мой малыш, не плачь; Может, станешь ты батыром, летящим с криком на врага?
А может, мастером станешь, который складывает узоры на кошме? А может, оратором станешь, который без перерыва говорит?
В воспитании у дошкольников полоролевого поведения велика роль сказки. Благодаря сказке ребёнок познаёт окружающий мир, овладевает разнообразным полоролевым репертуаром, особенностями взаимоотношений полов. Сказка — сильное средство воспитания любви к ближнему: матери, отцу, супругу, сыну, дочери. Сказка-ложь оказывается самой настоящей правдой: она рассказывает о чрезвычайно важном в жизни, учит быть мужественными и сильными, добрыми и великодушными, заботливыми и милосердными. Сказка предлагает ребёнку образы мужского и женского поведения. Сказка моделирует важнейшие ситуации жизни, иллюстрируя последствия неверных решений. Она учит терпению и скромности, показывает истинные масштабы происходящего в буднях, дарует понимание смирения и благородства. Так, казахские народные сказки «Красавица Кункей», «Девушка-падишах и тазша», «Красавица Каншайым и семь чудодеев» формируют у детей собирательный, обобщённый положительный образ девочки: доброй, работящей, отзывчивой к чужому горю, внимательной и самоотверженной.
Со всеми злыми, страшными персонажами ведут борьбу не на жизнь, а на смерть главные герои волшебных сказок — Мерген, Ер-Тостик, батыр Асан и другие. Их отличает скромность, трудолюбие, верность, доброта, готовность прийти на помощь, бескорыстие. Хитростью и находчивостью обладают такие герои, как Алдар-Косе и Кожанасыр. Положительные качества сказочных героев являются ориентиром для воспитания мужественности у мальчиков дошкольного возраста.
Усвоение ролей мужчины и женщины в народной педагогике осуществлялось и через игру. Детские игры в народной педагогике носили опережающий характер, так как дети наблюдали и проигрывали самые разнообразные стороны жизни. Дети начинают играть очень рано, за-
долго до того, как научатся говорить, даже игра с собственными пальчиками помогает ребёнку познать себя и окружающий мир. Когда в казахской семье расплачется ребёнок, его начинают утешать. Например, быстро схватив ручонку ребёнка, начинают считать его пальцы: взяв большой палец ребёнка, говорят: «Займёмся воровством скота». Схватив указательный палец, произносят: «Коль заняться, так займёмся». Взяв средний палец, говорят: «А как с Богом быть?». Схватив безымянный, произносят: «А что же Бог сделает?». Взяв мизинец, восклицают: «Давай сюда, зарежем!» Точно такую же считалочку проводят с другой ручкой ребёнка.
Игра — удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Игра связана с песней, танцем, пляской, сказкой, загадками, скороговорками и другими видами устного творчества казахов. Игры — это уроки жизни, они учат ребёнка общению с другими людьми. В играх наиболее полно проявляются такие особенности казахского воспитания, народной педагогики, как естественность, непрерывность, массовость, комплексность, завершённость. И что ещё очень важно — в процессе игры дети очень рано включаются в самовоспитание, которое в данном случае происходит без заранее поставленной цели — стихийно. Цели же возникают в процессе игры, в связи с ней, попутно, в соответствии с результатом и достижениями. Существует множество игр казахских детей, к примеру, «сокур-тёке», «тивя-тивя», «бурук-джасурмак», «кок-сыир», «уйчук-уйчук» и другие. В некоторых из бытовавших детских игр дети соревновались в беге, прыжках, бросании мяча, т. е. в совершенствовании своего физического тела. А ведь были игры немного другого характера, например, «кыз-уйнагы», «кыз-качар», «дамбал салды», в которых принимала участие казахская молодёжь.
Воспитательная ценность игры в том, что ребёнок, играя, вполне сознательно выполняет определённые этические нормы поведения. Дети приучаются к общению между сверстниками своего и противоположного пола, взаимным услугам, взаимному сохранению интересов.
С учётом различных аспектов демонстрации народные игры и игрушки условно можно разделить на следующие группы:
— по возрасту: детские и подростковые;
— по полу: девичьи (женские) и мальчиковые (мужские);
— по времени: летние, весенние, осенние, зимние игры, дневные и вечерние;
— по месту организации: домашние, уличные;
— по числу привлекаемых участников: одиночные, парные, коллективные;
— по степени воспитательно-образовательного заряда: нацеливающие на умственное развитие, на трудовое, нравственное, физическое совершенство.
Неисчерпаемый источник для воспитания нравственных качеств личности представляют пословицы и поговорки. В них запечатлены традиции народа: любовь к матери, уважение к старшим, трудолюбие, храбрость, стойкость, терпимость и другое: «Джигит — брат джигиту», «Дочь дома, а поступки её на улице», «Великан рождается матерью», «Сирота без отца — полсироты, сирота без матери — круглый сирота», «Пусть отец умрёт — не умерли бы знающие его», «Сердце матери — в детях, а сердца детей — в играх».
В пословицах и поговорках нашли отражение мысли народа о воспитании мужских и женских качеств, культуре взаимоотношения полов. Используя иронию, соблюдая педагогический такт, народ обращает внимание на мужские и женские слабости, пороки и недостатки, пробуждает желание их устранить: «Женщина без стыда — что пища без соли», «У женщины, пришедшей за огнём, есть тридцать предметов для разговора», «Жена не бывает довольна мужем, а муж не бывает доволен скотом», «У завистниц и зола завистница», «Умный женится — поумнеет, дурак женится — поглупеет».
В воспитании человека важное место принадлежит музыке, она сопровождает его всю жизнь — от самого рождения до смерти. С молоком матери впитывает ребёнок нежные колыбельные песни. Музыка способна возбуждать в человеке смелость, воспитывать в нём благородство, гуманность, влиять на отношение к миру, к людям, к труду. Не случайно народная мудрость гласит: «Человек, который поёт, танцует или играет, не совершит зла».
В народной музыке, сызмала близких сердцу каждого казаха мелодиях, сопровождаемых домброй, кобызом, саз-сырнаем, асатаяком, в национальных танцах выражена искренняя любовь к родине, красоте величественных гор, широких степей, безмолвных пустынь. В них — вся духовная культура казаха.
Педагогическое значение народных песен заключается в том, что они прививают воспитуе-
мым чувства, необходимые человеку в колыбели (колыбельные песни), в раннем детстве (детские песни), на отдыхе и в игре (игровые песни, частушки, шуточные песни, в труде и быту, при защите родины (песни героев, песни призывы) в любви и дружбе (песни о любви).
В условиях нашей многонациональной республики исторический опыт народной педагогики более ста народов Казахстана требует пристального внимания уже к дошкольному воспитанию и обучению детей. Максимальный учёт местных условий, национальной специфики воспитания предполагает возрождение народных форм и методов развития младенца и малыша. Всё это обязывает использовать в раннем воспитании детей народные колыбельные песни, потешки, пе-стушки, детские игры, сказки, знакомящих малышей с основами национальной этики, морали, с оценкой поведения человека-труженика, человека-друга, человека-воина и -защитника. Уроки национальной музыки, народной игры, посильный труд должны стать привычной естественной средой использования простейших форм и методов народной педагогики. Доступные и близкие дошкольникам по содержанию, краткие и законченные по форме, удобные в обращении колыбельные песни и потешки, народные сказки и игры, пословицы и поговорки стали для нас важным средством полоролевого воспитания. Вместе с тем важно, чтобы дети с раннего возраста видели проявление искренних нравственных чувств, стремились подражать положительным примерам мужского и женского поведения и закрепляли нравственные чувства в своих поступках.
РОДИНА В начале Родина — грудь матери, За ней — родной очаг, окрестности аула, Где ты играл средь трав, среди камней, Откуда ветром странствий потянуло. Да, Родина — и дом, где твой родной очаг, И твой родной народ, в тебе взрастивший сына,
Да, Родина — не только предков солончак, А синие леса и тихая долина. Да, Родина, от отчего крыльца Протянется до дальнего причала. У Родины нет края, нет конца, Но твой родимый дом — её начало.
У. Турманжанов
Список литературы
1. Собрание актов Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан // Государственная программа «Культурное наследие» на 2004-2006 гг. Астана, 2004.
2. Волков, Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков. М., 1999. 168 с.
3. Диваев, А. А. Киргизская колыбельная песня / А. А. Диваев // Изв. Туркестан. отд. Рус. геогр. о-ва. 1900. Т. 2, вып. 1. С. 119.
4. Диваев, А. А. Колыбельная песня / А. А. Диваев // Казахская народная поэзия: из образцов, собранных и записанных А. А. Диваевым. Алма-Ата, 1964. С. 94-101.
5. Диваев, А. А. Как киргизы развлекают детей / А. А. Диваев // Этногр. обозрение. 1908. № 1-2. С. 150-151.
6. Потанин, Г. Н. Очерки северо-западной Монголии / Г. Н. Потанин // Этнографические материалы. СПб., 1883. Вып. 4. С. 144-145.
7. Диваев, А. А. Игры киргизских детей / А. А. Диваев // Туркестан. вед. 1905. № 152.
8. Диваев, А. А. Древние игры киргизской молодёжи / А. А. Диваев // Туркестан. вед. 1907. № 54.
9. Власова, Н. В. Мектептеп психологияльщ диагностика / Н. В. Власова, С. К. Шабажанова. Астана, 2005.
10. Непомнящая, Н. И. Становление личности 6-7 лет / Н. И. Непомнящая. М. : Педагогика, 1992.
11. Суслова, Э. Некоторые мысли о современном патриотическом воспитании дошкольника / Э. Суслова // Дет. сад от А до Я. 2003 № 3. С. 4-14.
12. Как научить детей любить Родину / под ред. Ю. Е. Антонова, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. М., 2003.
13. Лапшина, Г. А. Календарные народные праздники в детском саду / Г. А. Лапшина. Волгоград : Учитель, 2004. Вып. 1.
14. Ковалёва, Т. А. Воспитывая маленького гражданина / Т. А. Ковалёва. М., 2003.
15. Новицкая, М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. М. : Линкопресс, 2003.
16. Защита прав и достоинств маленького ребёнка: координация усилий семьи и детского сада : пособие для работников дошк.-образоват. учреждений / под ред. Т. Н. Доронова, А. Е. Шиглина, Л. Г. Го-лубева. М. : Просвещение, 2003.
17. С чего начинается Родина? / под ред. Л. А. Кондрыкинской. М. : ТЦ Сфера, 2003.
18. Алябьева, Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками / Е. А. Алябьева. М. : ТЦ Сфера, 2004.
19. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников : кн. для воспитателей дет. сада / Р. С. Буре. М. : Просвещение, 1989.
20. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой. СПб. : Детство-Пресс, 2002.
21. Дошкольная педагогика : учеб. для студентов сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. 6-е изд., испр. М. : Академия, 2006.
22. Нравственно-эстетическое воспитание ребёнка в детском саду / Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, Г. Н. Пантелеев. М. : Просвещение, 1989.
Сведения об авторе
довгань татьяна Васильевна — методист ясли-сада № 10 «Сказка» отдела образования г. Экибастуза, Павлодарская область, Республика Казахстан. [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014. № 13 (342). Education and Healthcare. Issue 4. P. 140-147.
the use of kazakh folk traditions in gender education
of preschool children
T. V. Dovgan
Methodologist of Kindergarten № 10 "Tale" of the Department of Education, Ekibastuz, Pavlodar region, Kazakhstan.
Consideration of gender differences in organization of the pedagogical process using Kazakh folk traditions and their characteristics.
Keywords: gender education, Kazakh folk traditions.
References
1. Sobranie aktov Prezidenta Respubliki Kazakhstan i Praviteljstva Respubliki Kazakhstan [The collection of acts of the President of the Republic of Kazakhstan and the Government of the Republic of Kazakhstan] // Gosudarstvennaya programma «Kuljturnoe nasledie» na 2004-2006 gg. Astana, 2004.
2. Volkov, G. N. Ehtnopedagogika [Ethnopedagogy] / G. N. Volkov. M., 1999. 168 s.
3. Divaev, A. A. Kirgizskaya kolihbeljnaya pesnya [Kyrgyz lullaby] / A. A. Divaev // Izvestiya Turkestansk-ogo otdela Russkogo geograficheskogo obthestva. 1900. T. 2. Vihp. 1. 119 c.
4. Divaev, A. A. Kolihbeljnaya pesnya [Lullaby song] / A. A. Divaev // Kazakhskaya narodnaya poehziya: iz obrazcov, sobrannihkh i zapisannihkh A. A. Divaevihm. Alma-Ata, 1964. S. 94-101.
5. Divaev, A. A. Kak kirgizih razvlekayut deteyj [As Kyrgyz children play] / A. A. Divaev // Ehtnografiches-koe obozrenie. 1908. № 1-2. S. 150-151.
6. Potanin, G. N. Ocherki severo-zapadnoyj Mongolii [Essays North-West Mongolia] / G. N. Potanin // Eht-nograficheskie materialih. SPb., 1883. Vihp. 4. S. 144-145.
7. Divaev, A. A. Igrih kirgizskikh deteyj [Games Kyrgyz children] / A. A. Divaev // Turkestanskie vedo-mosti. 1905. № 152.
8. Divaev, A. A. Drevnie igrih kirgizskoyj molodyozhi [The ancient game of Kyrgyz youth] / A. A. Divaev // Turkestanskie vedomosti. 1907. № 54.
9. Vlasova, N. V. Mekteptegi psikhologiyalih? diagnostika [Metatag psychologial diagnostics] / N. V. Vla-sova, S. K. Shabazhanova. Astana, 2005.
10. Nepomnyathaya, N. I. Stanovlenie lichnosti 6-7 let [The personality of 6-7 years] / N. I. Nepomnya-thaya. M.: Pedagogika, 1992.
11. Suslova, Eh. Nekotorihe mihsli o sovremennom patrioticheskom vospitanii doshkoljnika [Some thoughts about the modern Patriotic education of preschool children] / Eh. Suslova // Detskiyj sad ot A do Ya. 2003. № 3. S. 4-14.
12. Kak nauchitj deteyj lyubitj Rodinu [How to teach children to love their Homeland] / pod red. Yu. E. An-tonov, L. V. Levina, O. V. Rozova, I. A. Therbakova. M., 2003.
13. Lapshina, G. A. Kalendarnihe narodnihe prazdniki v detskom sadu [Calendar folk festivals in kindergarten] / G. A. Lapshina. Volgograd : Uchitelj, 2004. Vihp. 1.
14. Kovaleva, T. A. Vospitihvaya malenjkogo grazhdanina [Bringing up a small citizen] / T. A. Kovaleva. M., 2003.
15. Novickaya, M. Yu. Nasledie. Patrioticheskoe vospitanie v detskom sadu [Heritage. Patriotic education in kindergarten] / M. Yu. Novickaya. M. : Linkopress, 2003.
16. Zathita prav i dostoinstv malenjkogo rebenka: koordinaciya usiliyj semji i detskogo sada: posob. dlya rabotnikov doshkoljno-obrazovateljnihkh uchrezhdeniyj [Protection of the rights and dignity of a young child: coordination of efforts of the family and kindergarten: the manual. for pre-school and educational institutions] / pod red. T. N. Doronova, A. E. Shiglina, L. G. Golubeva. M. : Prosvethenie, 2003.
17. S chego nachinaetsya Rodina? [Where the Homeland begins?] / pod red. L. A. Kondrihkinskoyj. M. : TC Sfera, 2003.
18. Alyabjeva, E. A. Nravstvenno-ehticheskie besedih i igrih s doshkoljnikami [Moral-ethical conversations and games for preschoolers] / E. A. Alyabjeva. M. : TC Sfera, 2004.
19. Vospitanie nravstvennihkh chuvstv u starshikh doshkoljnikov: Kn. dlya vospitateleyj detskogo sada[Education of moral sentiments in the senior preschool children] / R. S.Bure. M. : Prosvethenie, 1989.
20. Detstvo: programma razvitiya i vospitaniya deteyj v detskom sadu [Childhood: the program development and education of children in kindergarten] / V. I. Loginovoyj, T. I. Babaevoyj. SPb. : Detstvo-Press, 2002.
21. Doshkoljnaya pedagogika [Pre-school pedagogy]: uchebnik dlya stud. sred. prof. ucheb. zavedeniyj / S. A. Kozlova, T. A. Kulikova. 6-e izd., ispr. M. : Akademiya, 2006.
22. Nravstvenno-ehsteticheskoe vospitanie rebenka v detskom sadu [Moral-aesthetic education of the child in a kindergarten] / N. A. Vetlugina, T. G. Kazakova, G. N. Panteleev. M. : Prosvethenie, 1989.