Научная статья на тему 'Этнокультурные смыслы детских музыкальных традиций (на примере колыбельных)'

Этнокультурные смыслы детских музыкальных традиций (на примере колыбельных) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
344
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСТВО / ФОЛЬКЛОР / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР / ИНКУЛЬТУРАЦИЯ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / MUSICAL CHILDREN’S FOLKLORE / CHILDHOOD / FOLKLORE / ENCULTURATION / VALUE AND MEANING ORIENTATIONS / CULTURAL IDENTIFICATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Подчередниченко Надежда Андреевна

Детство и культура находятся в обоюдной связи сложного характера. Несмотря на неохватное богатство мира детства, его содержание включает только те элементы, которые являются достоянием и наследием конкретной культуры. В статье раскрывается мир детства как ценностно-смысловой период жизни и развития ребенка. На примере анализа текстов колыбельных песен рассматриваются особенности становления ценностно-смыслового пространства мира детства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOCULTURAL MEANINGS OF CHILDREN’S MUSICAL TRADITIONS(Exemplified by Lullabies)

Childhood and culture are mutually tangled. In spite of the endless richness of child’s world, it includes only those elements that constitute the heritage of a specific culture. In the article, childhood is considered as a period of infant life and development when a child’s system of values and meanings is formed. Based on the analysis of some lullabies, peculiarities of the value and meaning space of child’s world are considered.

Текст научной работы на тему «Этнокультурные смыслы детских музыкальных традиций (на примере колыбельных)»

УДК 008:316.34/.35;316.7

ПОДЧЕРЕДНИЧЕНКО Надежда Андреевна,

старший методист кафедры теории и методики предмета Архангельского областного института переподготовки и повышения квалификации работников образования, аспирант кафедры культурологии и религиоведения института социально-гуманитарных и политических наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ СМЫСЛЫ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ

(на примере колыбельных)

Детство и культура находятся в обоюдной связи сложного характера. Несмотря на неохватное богатство мира детства, его содержание включает только те элементы, которые являются достоянием и наследием конкретной культуры. В статье раскрывается мир детства как ценностно-смысловой период жизни и развития ребенка. На примере анализа текстов колыбельных песен рассматриваются особенности становления ценностно-смыслового пространства мира детства.

Ключевые слова: детство, фольклор, музыкальный детский фольклор, инкультурация, ценностносмысловые ориентации, культурная идентификация.

Мир детства является важным компонентом, лежащим в основе культуры любого народа, и представляет собой не только инвариантные стадии развития человека, но прежде всего сложнейший культурно-исторический феномен.

К началу 90-х годов XX века в отечественной науке наработана база для всестороннего изучения социокультурного феномена детства. В отечественной науке проблему культурного значения детства исследовали Р.Г. Апрасян,

О.Ю. Артёмова, В.Г. Безрогов, А.А. Белик, Л.С. Выготский, А.Я. Гуревич, С.Н. Иконникова, Г.А. Зверева, В.В. Зеньковский, И.С. Кон,

© Подчередниченко Н.А., 2013

В.Т. Кудрявцев, Э.А. Куруленко, М.В. Осорина, В.В. Абраменкова.

И.С. Кон пишет, что «мир детства - неотъемлемая часть образа жизни и культуры любого отдельно взятого народа и человечества в целом» [1, 6].

В исследованиях В.Т. Кудрявцева феномен детства рассматривается не только с позиции исторически усложняющейся целостности, но и как формообразующее порождающее начало в культуре и истории [2]. Ученый отмечает, что детство представляет собой культурный взрыв, период бурного роста и овладения культурными

навыками, приносящий непосредственную радость маленькому человеку, входящему в безбрежный мир культуры [3].

Поскольку главной функцией детства с точки зрения культуры является взросление, для достижения этой цели в культуре выработана и методика инкультурации, т. е. комплекс средств, обеспечивающих вхождение ребенка в мир культуры. Проведенные исследования показывают, что ребенок, прошедший инкуль-турацию, четко идентифицирует себя с конкретной культурой, одновременно культура идентифицирует его как своего представителя. Е.О. Чубрик отмечает, что культура детства -это один из каналов самоидентификации человека в поликультурной среде, позволяющий индивиду уверенней позиционироваться как этнофор, носитель этнического сознания [5, 3].

Формирование картины мира любой культуры осуществляется через разные информационные каналы, среди которых значительное место занимает система фольклора. Однако следует подчеркнуть, что в первичной инкуль-турации главное влияние оказывают не все жанры, а лишь блок, называемый «детским фольклором».

В рамках нашего исследования представляется важным рассмотрение феномена детского музыкального фольклора как элемента детского фольклора в целом. Г.М. Науменко отмечает, что детский музыкальный фольклор - это оригинальный и многообразный пласт музыкального народного творчества, богатейшей песенной культуры. Каждый ребенок с первых месяцев жизни соприкасается с колыбельными песнями, потешками, прибаутками, сказками, а затем, подрастая, - со считалками, дразнилками, закличками, играми. Через них он познает окружающий мир, развивается физически и духовно, овладевает родным языком, осваивает навыки музыкального интонирования [4]. Следует особо подчеркнуть, что детский музыкальный фольклор помогает ребенку формировать не только картину мира, но также и систему ценностно-смысловых ориентаций, определяющих в дальнейшем глубинные вечные катего-

рии, поведение, личностную позицию ребенка. Многие исследователи детства (А.Г. Асмолов, Е.В. Бондаревская, И.С. Кон, В.С. Слобод-чиков, В.С. Мухина, М. Мид, М.В. Осорина, Д.И. Фельдштейн, РМ. Чумичева и др.) справедливо утверждают, что все, чем богат человек, приобретается им в детстве. Поведение взрослого человека, степень его культурной идентичности, ценности и ценностно-смысловая ориентация во многом детерминируются слоем детского сознания. Мы отмечаем, что важную роль в приобщении ребенка к ценностям этнической культуры играет детский музыкальный фольклор, в т. ч. поэзия пестования.

М.В. Осорина отмечает, что поначалу сам для себя ребенок не существует, являясь как бы «слепым пятном». Первый этап в осознании человеком факта своего существования в этом мире начинается через других людей, а именно через мать, бабушку, няню или пестунью. Это они замечают, что «Я» есть, выделив ребенка из фона окружающей жизни как значимую фигуру и назвав его по имени. Такое личное обращение постоянно присутствует в текстах колыбельных, которые адресованы ребенку: Маша будет крепко спать, я ее буду качать. / Поименно называть, по отчеству величать. // Спи-ко, Маша-солнышко, спи-ко, житно зернышко. / Спи, моя родная, рыбка золотая.// Обратившись к колыбельным, обнаруживаем в них присутствие культурных программ, целью которых является символическое представление ребенку основных пространственных координат мира, куда вошел он после появления на свет. Упорядочение, структурирование пространства начинается с фиксации точки, в которой находится ребенок, а именно колыбели, первого собственного места ребенка в этом мире, его исходного личностного пространства: Вот тут колыбель во высоком терему, висит колыбель на высоком крюку./ Крюк золотой, ремни бархатные, колечки витые, крюки золотые. //

Во многих колыбельных песнях перед ребенком разворачивается перспектива его будущей самостоятельной жизни, структура его

социального пространства, закладывается система отношений в мире людей, определяются цели жизни: Спи, пока забот не знаешь, баюшки-баю. / Когда будешь ты большая, все узнаешь ты тогда, баюшки-баю. / Нынче господу молись, уму-разуму учись, баюшки-баю. / В церковь Божию ходи, и со всеми мир веди, ба-юшки-баю. / Почитай отца и мать, ближних бойся осуждать, баю, баюшки-баю.//

Следует подчеркнуть, что в поэзии пестования достаточно емко представлены образы матери, отца, бабушки.

В традиционном обществе статус женщины-матери был очень высок. С образом матери в детской музыкальной традиции поэзии пестования ассоциируются такие духовно-нравственные качества, как материнская любовь к детям, чуткое и заботливое отношение к ним, сердечность и душевность, сострадание и сочувствие, мудрость и строгость, терпимость, готовность на самопожертвование во имя детей: Баю-бай, баю-бай, скоро мамочка придет, пять яичек принесет, их нам курочка снесет. / Скоро мамочка придет, кошкин хвостик принесет, ушки мышки принесет. / Дрема-дремушка приди, баю-баю, баю-бай, глазки темные закрой, баю-баю, баю-бай.//

В традициях поэзии пестования закреплено и ценностное отношение к отцу. Отец традиционно был не только хозяином, а прежде всего учителем, главой семьи. Недаром его величали «батюшкой», «государем». Подобные обращения в детских фольклорных текстах свидетельствуют об особенно эмоциональном, почтительном и уважительном отношении к отцу. Благодаря культурным традициям закрепилось и безукоризненное выполнение мужских обязанностей в семье как рачительного и доброго хозяина, ставшее отцовским долгом. Отец редко берет ребенка на руки, он почти всегда суров и вызывает страх, но тем понятнее его мимолетная ласковая улыбка: Качь-качь, качь-качь, привезет отец калач, Оленьке - саечку, Ване - бабалаечку. / Стану люльку я качать, в балалаечку играть. / Баю-баюшки. Баю, баю дитятку мою. //

Следует отметить, что в колыбельных песнях, обращенных к ребенку, достаточно емко представлены образы старших членов семьи, например бабушки. Она первая приучает к порядку, дает житейские навыки, знакомит с восторгом игры и с тем, что мир состоит не только из одних радостей: Ай, баюшки, баюшки, пойдем с тобой к бабушке, от бабушки - к дедушке, принесем конфетушки. / И моей-то доченьке, и моей-то внученьке. / Она у меня будет спать, крепко глазки закрывать.//

Приведенные тексты поэзии пестования ярко демонстрируют, что в детской музыкальной традиции издавна отражено ценностное отношение к родителям, людям старшего поколения; содержится напоминание детям о сыновьем и дочернем долге.

Повсеместно, как показали наши наблюдения, действующими лицами колыбельных баек являются животные: кот, петушок, голуби, галки, журавли, собаки, зайки, кони и даже олень. Образы животных, представленные в колыбельных песнях, имеют очень важное значение для формирования картины мира ребенка. Во-первых, животные помогают ребенку осознать понятие «край» как границу внешней территории, которую ребенку, когда он подрастет предстоит осваивать. Малыш на подсознательном уровне усваивает, что там, за пределами зыбки, родного дома, обитают знакомые, добрые существа, и ему малышу, потом не так страшно уже осваивать новое незнакомое пространство. Во-вторых, в колыбельных все живое в байках постоянно движется, трудится. Ребенок имеет возможность воспринимать этот мир не как нечто застывшее, вечное, а постоянно преобразующееся и одновременно утверждается в понимании того, что без труда, без работы в этом мире просто не выжить.

В-третьих, с самого раннего детства, с первых колыбельных ребенок усваивал на всю жизнь, что он живет в мире природы, среди природы, в гармонии с природой, а нарушение этой связующей нити опасно, трагично. Природа - не только благотворная среда обитания, источник пищи, но и друг, защитник.

Проведенный анализ показал, что традиционная поэзия пестования обеспечивала ребенка ценностно-смысловыми опорами в разнообразных формах, последовательно и постепенно создавая мировоззренческий фундамент

для формирующийся личности, являлась той культуротворческой средой в культуре детства, где ценности выступают основанием для познания и конструирования образа социального мира.

Список литературы

1. Кон И.С. Ребенок и общество: Историко-этнографическая перспектива. М., 1988. 269 с.

2. Кудрявцев В.Т. Дошкольное детство: культурно-исторический аспект // Универсальное и национальное в дошкольном детстве: материалы междунар. семинара / под ред. Л.А. Паромоновой, М., 1994. С. 10-13.

3. Кудрявцев В.Т. Культурно-исторический статус детства: эскиз нового понимания // Психол.-пед. журн. 1998. № 3. С. 23-27.

4. Науменко Г.М. Фольклорная азбука: учеб. пособие для нач. шк. М., 1996. 134 с.

5. ЧубрикЕ.О. Русский детский фольклор как средство ранней инкультурации: дис. ... канд. культурологии. Владивосток, 2007. 180 с.

References

1. Kon I.S. Rebenok i obshchestvo:Istoriko-etnograficheskaya perspektiva [Child and Society: Historical and Ethnographic Perspective]. Moscow, 1988. 269 p.

2. Kudryavtsev V.T. Doshkol’noe detstvo: kul’turno-istoricheskiy aspekt [Preschool Childhood: Cultural and Historical Aspect]. Universal’noe i natsional’noe v doshkol’nom detstve: materialy mezhdunar. seminara [The Universal and the National in Preschool Childhood: Proc. Int. Seminar]. Moscow, 1994, pp. 10-13.

3. Kudryavtsev V.T. Kul’turno-istoricheskiy status detstva: eskiz novogo ponimaniya [Cultural and Historical Status of Childhood: An Outline of the New Understanding]. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal, 1998, no. 3, pp. 23-27.

4. Naumenko G.M. Fol’klornaya azbuka [The ABC of Folklore]. Moscow, 1996. 134 p.

5. Chubrik E.O. Russkiy detskiy fol’klor kak sredstvo ranney inkul’turatsii: dis. ... kand. kul’turologii [Russian Children’s Folklore as a Means of Early Enculturation: Cand. Culturol. Sci. Diss.]. Vladivostok, 2007. 180 p.

Podcherednichenko Nadezhda Andreevna

Arkhangelsk Regional Institute of Retraining and Professional Development of Education Workers; Postgraduate Student, Institute of Social, Humanitarian and Political Sciences, Northern (Arctic) Federal University

named after M.V. Lomonosov (Arkhangelsk, Russia)

ETHNOCULTURAL MEANINGS OF CHILDREN’S MUSICAL TRADITIONS

(Exemplified by Lullabies)

Childhood and culture are mutually tangled. In spite of the endless richness of child’s world, it includes only those elements that constitute the heritage of a specific culture. In the article, childhood is considered as a period of infant life and development when a child’s system of values and meanings is formed. Based on the analysis of some lullabies, peculiarities of the value and meaning space of child’s world are considered.

Keywords: childhood, folklore, musical children’s folklore, enculturation, value and meaning orientations, cultural identification.

Контактная информация: адрес: 163000, г. Архангельск, просп. Новгородский, д. 66;

e-mail: PNA966@mail.ru

Рецензент - Соловьёва А.Н., доктор философских наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления института экономики и управления Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.