Научная статья на тему 'Роль дидактических игр в обучении младших школьников с ЗПР в специальной коррекционной школе'

Роль дидактических игр в обучении младших школьников с ЗПР в специальной коррекционной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1869
466
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ОБУЧЕНИЕ / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИГРА / СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александрова А. В.

Подготовка детей с отклонениями в развитии к школе и начальное обучение является трудоемким процессом. Повысить интерес к знаниям, делая обучение доступным и не утомительным можно с помощью дидактических (обучающих) игр. В процессе игры одновременно происходит и обучение и коррекция психических процессов ребенка. Школьный материал, обогащенный игровыми приемами, быстрее усваивается и запоминается, что решает важную задачу по обучению детей с отклонениями в развитии в коррекционных школах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль дидактических игр в обучении младших школьников с ЗПР в специальной коррекционной школе»

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР В СПЕЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ

© Александрова А.В.* *, Александрова А.В.*

Уральский государственный педагогический университет, г.Екатеринбург

Подготовка детей с отклонениями в развитии к школе и начальное обучение является трудоемким процессом. Повысить интерес к знаниям, делая обучение доступным и не утомительным можно с помощью дидактических (обучающих) игр. В процессе игры одновременно происходит и обучение и коррекция психических процессов ребенка. Школьный материал, обогащенный игровыми приемами, быстрее усваивается и запоминается, что решает важную задачу по обучению детей с отклонениями в развитии в коррекционных школах.

Ключевые слова дидактическая игра, младшие школьники, обучение, игровая деятельность, игра, средство воспитания.

Для того, чтобы добиться устойчивого внимания детей с умственными отклонениями в школе, необходимо стимулировать познавательный интерес, возникающий в процессе обучения и активизировать весь учебный процесс.

Устойчивый познавательный интерес не только активизирует внимание и умственную деятельность, но и направляет ее к последующему решению различных задач. Одним из эффективных средств обучения в коррекционных школах является дидактическая игра. Все новое, необычное и неожиданное вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает быстрее усвоить учебный материал.

Игра ставит ученика в условие поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, внимательным, ловким, собранным, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.

Игровая деятельность - одна из ведущих разновидностей человеческой деятельности. Феномен игры изучали философы и социологи: Платон, И. Кант; психологи: Ж. Пиаже, З. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Д.Н. Узнадзе, и др; педагоги и методисты: К.Д. Ушинский, С.Т Шацкий, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, и др.

Сухомлинский В.А. говорил: «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности [9].

* Студент 3 курса.

* Студент 3 курса.

Коррекционная педагогика

69

Эльконин Д.Б. в своей работе «Психология игры» пишет, что игра влияет на развитие психических процессов: «Значение игры в том, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи» [11].

В игре происходит развитие, воспитание, обучение ребенка, игра обязательно сопряжена с активностью и удовольствием, поэтому многие педагоги указывали на необходимость включения игры в процесс обучения. Каменский Я.А. писал в «Великой дидактике»: «Чтобы побуждать стремление к знанию, прежде всего сам метод по необходимости должен быть естественным. Кроме того, чтобы способности пробуждались этим методом, необходимо его разумно оживлять и делать приятным именно так, чтобы все, как бы ни было серьезно, преподавалось дружески и приятным образом в форме бесед, состязаний, разгадывания загадок или в форме притч и басен» [2]. Уместно вспомнить и слова К.Д. Ушинского: «Учи дитя играючи» [10], и Н.К. Крупской: «Дети учатся не только на учебе, но и в процессе игры» [4]. Макаренко А.С. считал, что «ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело» [6]; В.А. Сухомлинский писал: «Учение может стать для детей интересным, увлекательным делом, если оно озаряется ярким светом мысли, чувств, творчества, красоты, игры» [9].

Создатель отечественной теории игры, советский психолог и философ С.Л. Рубинштейн писал: «Прежде всего, игра - это особый вид деятельности, т.е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива; игра является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности» [7].

Следовательно, игра - это доступный ребенку своеобразный путь интенсивного развития потребностей, прежде всего в общении и познании.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Игры детей становятся новыми и обогащают процесс обучения. Дидактические игры заставляют детей думать и предоставляют возможность проверить и развить свои способности, включить его в соревнования с другими учащимися.

В последние годы в России наблюдается усиливающийся интерес к игре, как к действенному терапевтическому средству. Осмысление опыта игротерапии и сказкотерапии с позиций теории психического развития и теории детской игры (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) позволяет отечественным психологам рассматривать ее как универсальный инструмент оптимизации психического развития детей. С помощью этой деятельности можно ставить и эффективно решать очень широкий круг диагностических и коррекционно-развиваюших задач (Л.А. Абрамян, И.П. Воропаева, Е.М. Гаспарова, и др.).

Игру как эффективное средство развития познавательных способностей учащихся и процесса психолого-педагогической коррекции рассматривали

70

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

такие ученые, как Л.А. Венгер, Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, УВ. Ульен-кова и др. Место и роль игровых технологий в образовательном процессе рассматривали В.М. Букатов, О.С. Газман, Н.Я. Безбородова и др.

Дидактическая игра может использоваться педагогом как форма обучения и как самостоятельная игровая деятельность. Игра является средством воспитания различных сторон личности. Ее систематическое применение способствует повышению эффективности психолого-педагогической работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста.

Обучение детей в коррекционных школах строится на основе программ общеобразовательной школы, но с учетом психолого-педагогических особенностей, свойственных младшим школьникам с различными умственными отклонениями.

У таких детей слабо выражена игровая мотивация. Они не могут продолжить или развернуть предложенную взрослым игру, так как их собственный игровой замысел отсутствует, ребенок действует механически, повторяя то, что делают взрослые, но не выстраивает сюжета игры. У таких детей наблюдаются трудности в формировании образов-представлений, в создании воображаемой ситуации. Ослаблен процесс переноса знаний из привычной ситуации в подобные условия. Довольно часто ослаблены внимание и память [12].

Исследования психолога Л.С. Славиной показали, что в процессе игры интеллектуально-пассивный ребенок способен выполнить такой объем умственной работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. В эксперименте, проведенном М.А. Джапаридзе, установлено, что задача, предложенная детям в игровой форме, решается большинством из них (62 %), даже если эту задачу они не смогли решить в обычном виде. Если после решения эту задачу опять видоизменить в обычную, с ней справляется около 18 % детей.

Исследователи игры видят много положительного в применении ее в учебном процессе. Игра стимулирует познавательную деятельность учащихся, психологически комфортна, в игре мобилизуются интеллектуальные силы ребенка, облегчается выполнение задания [1].

Однако, игра и учеба - это две разные деятельности. Между ними имеются значительные качественные различия. Справедливо было замечено Н.К. Крупской, что « школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут необходимы переходные формы» [4]. В качестве таких переходных форм выступают дидактические игры. Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей, способствуют формированию

Коррекционная педагогика

71

внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, развитию самостоятельности, инициативы. В дидактической игре так же, как и во всех играх, присутствуют правила и роли, определенный сюжет и игровые действия, перед участниками игры ставится игровая цель, они находятся в особом эмоциональном игровом состоянии. Но в дидактической игре, кроме игровой цели, присутствует и цель дидактическая. В качестве средств игры используется учебный материал.

Задача педагога - сделать переход от игровой деятельности к учебной четкой и правильной. Эффективно проходят уроки, где учитель совершает с учениками несколько переходов от одного вида занятий к другим: т.е. дети слушают, пишут, отвечают на вопросы и т.д. Управлять вниманием класса в игре намного легче, потому, что процесс построен на интересе. Возникновение интереса, несомненно, приводит и к пробуждению внимания.

Использование дидактических игр в обучении детей с ЗПР необходимо по ряду причин:

1. Игровая деятельность, как ведущая в дошкольном детстве, еще не потеряла своего значения. Опора на игровые формы и приемы - это важный и эффективный путь включения детей в учебную деятельность.

2. Освоение учебной деятельности и обучающих программ у детей с задержкой развития происходит медленно.

3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления.

4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация.

Дидактические игры в школе классифицируются:

1. По количеству участников и характеру взаимодействия игроков -индивидуальные; парные (два игрока или две команды) - соревновательные, групповые.

2. По месту проведения игры (урочные и внеклассные, очные и заочные).

3. По общей направленности и зависимости от применяемых средств: игры-упражнения; настольные игры (с инвентарем); игры-роли.

Эльконин Д.Б. выделяет по формальному признаку: игры-упражнения, требующие точного воспроизведения усвоенных знаний и умений; сюжетные (игры-роли) - имитация действительности, импровизация на заданную тему; игры с правилами [11].

Кларин М.В. предлагает классификацию игр по дидактическим целям, назначению в учебном процессе, выделяет игры для изучения, закрепления, простого и преображающего воспроизведения, повторения, обобщения, проверки знаний, игры на сообщение новых знаний, включение в новую ситуацию [3].

Сорокина А.И. выделяет следующие виды дидактических игр:

72

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

1. Игры-путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, облегчают преодоление трудностей.

2. Игры-поручения по содержанию просты, по продолжительности менее длительны, чем игры-путешествия. В основе их лежат действия с предметами, словесные поручения, игры-предложения, игры-загадки, игры-беседы.

3. Игры-предположения («что было бы ...»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

4. Игры-загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

5. Игры-беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредотачивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, чтобы вызвать интерес детей [8].

Кудыкина Н.В. выделяет такую группу игр: игры интеллектуального характера, куда относятся кроссворды, анаграммы, ребусы и др. [5].

К содержанию игровой деятельности в процессе обучения необходимо применять некоторые требования. Игра должна:

1. Соответствовать теме и целям урока.

2. Способствовать расширению и закреплению знаний.

3. Соответствовать возрастным особенностям детей.

Педагоги должны на практике применять все формы дидактических игр:

- Обучающие - (ускоряют процесс усвоения учебного материала).

- Развивающие - (развивают воображение, память, внимание, мышление, творческие способности школьника).

- Воспитательные - (влияют на различные черты характера (организованность, ответственность, честность, доброта, самостоятельность и т.д.).

- Мотивационные - стимулирующие - (создают условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируют положительное отношение к учению, активизирует познавательную деятельность).

Коррекционная педагогика

73

- Коммуникативные - (в игре происходит разноплановое субъектсубъектное, вербальное и невербальное общение игроков одной команды (сотрудничество), соперников (состязание).

- Рефлексивные - (познание себя в сравнении с другими детьми).

Таким образом, дидактическая игра - это сложное многогранное средство обучения. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным и помогает учащимся с отклонениями умственного развития безболезненно перейти к учебным задачам. Она непринужденно стимулирует познавательный интерес к различным предметам. Именно поэтому через дидактическую игру быстрее познаются закономерности обучения, происходит формирование устойчивого интереса к обучению и развитие познавательных процессов, в том числе и внимания.

Дидактические игры способны приблизить учебную деятельность ребенка к действительности, сделать понятными цели учения,

«Игры перекрывают разрыв между усвоением теории и применением ее на практике, способствуют переключению основного внимания с освоения знаний на их практическую значимость, в этих условиях недостаток знаний сразу становится явным, поэтому «возвращение» к изучению теоретического материала происходит на качественно новом уровне», знания становятся необходимостью [11].

Дидактическая игра должна систематически использоваться учителем коррекционной школы как форма обучения и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.

Следует помнить слова А.С. Макаренко о том, что «хорошая игра похожа на хорошую работу», и каждому учителю необходимо научиться умело использовать игру на уроке [6].

Список литературы:

1. Газман О.С. О понятии детской игры. Игра в педагогическом процессе / О.С. Газман - М.: Новосибирск, 1989.

2. Каменский Я.А. Великая дидактика / Я.А. Каменский // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981.

3. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования игры и дискуссии / М.В. Кларин // Анализ зарубежного опыта. - М.: Эксперимент, 1995.

4. Крупская Н.К. Роль игры в детском саду / Н.К. Крупская // Педагогические сочинения. - М., 1959. - Т. 6.

5. Кудыкина Н.В. Дидактические игры в группах продлённого дня подготовительных и I-III классов (Методические рекомендации). - К.: Киевская книжная типография научной книги, 1985. - 63 с.

74

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

6. Макаренко А.С. Цель воспитания: учебное пособие. - М.: Педагогика.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. - СПб: Издательство «Питер», 2000.

8. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1985.

9. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - К.: Радянська школа, 1969.

10. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. - 1974.

11. Эльконин Д.Б. Психология игры. - 2-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 360 с.

12. Слепович Е.С. Игровая деятельность детей с задержкой психического развития. - М.: Педагогика, 1990.

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

© Бородич Е.А.*

Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов,

г. Волгоград

В данной статье рассматриваются проблемы, связанные с особенностями обучения глухих и слабослышащих студентов при изучении литературы. Дан детальный анализ этапов обучения при изучении литературы глухих и слабослышащих студентов.

Ключевые слова процесс обучения, глухие и слабослышащие студенты, особенности обучения, литература.

Проблемы, возникающие в процессе обучения литературе глухих и слабослышащих, связаны со снижением развития слухоречевой функции студентов. Это отрицательно влияет на развитие восприятия, памяти и мышления студентов с проблемами слуха и речи.

В современном мире, когда потоки информации сменяют друг друга с космической скоростью, у студентов не хватает времени на вдумчивое и внимательное прочтение художественного произведения. Неслышащие студенты не являются исключением. Телевизионные программы с сурдопереводом, интернет служат для них основными источниками информации о событиях, происходящих в мире, о жизни представителей различных социаль-

Преподаватель русского языка и литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.