Научная статья на тему 'ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОДИН ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ СПОСОБОВ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ'

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОДИН ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ СПОСОБОВ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
423
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / ДИДАКТИКА / УРОК / УЧЕНИК / ОБУЧЕНИИ / МЕТОДИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мурадова Ф.Р., Кадиров Р.Ж.

Обоснованы возможность и необходимость использования дидактических игр в процессе обучения учеников информатике; выявлены педагогические условия применения дидактических игр на уроках информатики с целью развития познавательной активности учеников, разработана методика использования дидактических игр при обучении информатике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОДИН ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ СПОСОБОВ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ»

Вестник магистратуры. 2019. № 4-3(91)

ISSN 2223-4047

УДК 378

Ф.Р. Мурадова, Р.Ж. Кадиров

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОДИН ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ СПОСОБОВ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Обоснованы возможность и необходимость использования дидактических игр в процессе обучения учеников информатике; выявлены педагогические условия применения дидактических игр на уроках информатики с целью развития познавательной активности учеников, разработана методика использования дидактических игр при обучении информатике.

Ключевые слова: игра, дидактика, урок, ученик, обучении, методика.

Существующий курс информатики, как и многие другие, ставит перед собой задачу не только сообщить учащимся определенную информацию и научить действовать в определенных, наиболее часто встречающихся ситуациях, но и привить заинтересованность к углубленному или самостоятельному изучению курса информатики. Эта заинтересованность является одной из форм проявления повышения познавательной активности учеников. Совершенно очевидно, что ее повышение способствует более глубокому изучению курса информатики и положительно влияет на изучение многих других дисциплин, предъявляющих сходные требования к учащимся. Таким образом, повышение познавательной активности на уроках информатики представляет собой положительную во всех отношениях тенденцию. Внедрение же в повседневную практику дидактических игр способствует этому.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала нового образовательного стандарта.

В педагогике в качестве основных видов деятельности выделяют игровую, учебную и трудовую деятельность. Чтобы улучшить, активизировать процесс обучения, сделать его более эффективным, насыщенным, творческим и увлекательным, на разных этапах своих уроков я применяю методы активного обучения, к которым относятся игровые методики. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В мировой педагогике игра рассматривается как соревнование или состязание между играющими, действия которых, ограничены определенными условиями и направлены на достижение определенной цели.

Игровые технологии отличаются от других педагогических технологий тем, что игра:

• привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста;

• вызывает у учащихся высокое эмоциональное и физическое напряжение, в игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры;

• способствует использованию различных способов мотивации: мотивы общения, моральные мотивы, познавательные мотивы;

• требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность;

• позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; способствует практическому применению умений и навыков, полученных на уроке;

• способствует усвоению учащимися учебного материала, расширению их кругозора через использование дополнительных источников;

• преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект, развивает у учащихся коммуникативные качества, умение работать в парах и командах.

Игровые технологии повышают эффективность учебного процесса, уменьшают время на изучение учебного материала, превращают процесс обучения в творческое и увлекательное занятие. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

© Мурадова Ф.Р., Кадиров Р.Ж., 2019.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2019. № 4-3(91)

При организации игровых форм обучения необходимо продумывать следующие вопросы методики:

1) Цель игры. Какие умения и навыки в области информатики будут усвоены в процессе игры. Какому моменту игры надо уделить особое внимание;

2) Сколько учеников будет принимать участие в игре? Каждая игра требует определенного минимального или максимального количества играющих;

3) Какие материалы и пособия понадобятся для игры? Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию;

4) Необходимо с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры. Правила игры должны быть простыми и точно сформулированными;

5) На какое время должна быть рассчитана игра, учитывая, что дети могут пожелать еще раз вернуться к этой игре;

6) На каком этапе лучше применить игру. Это зависит от дидактических и педагогических целей

игры;

7) Как обеспечить более полное участие детей в игре. Какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей;

8) Как можно использовать основу игры, чтобы применить в ней другой материал;

9) Подведение итогов игры должно быть четким и справедливым;

10) Какие выводы следует сообщить ученикам в заключение, после игры.

Любую компьютерную развивающую или обучающую игру важно применять в нужное время, на нужном этапе уроке. При отборе компьютерных игр необходимо учитывать следующие принципы:

функциональность;

мотивационная отнесенность;

эмоциональная включенность;

контролируемость;

прозрачность;

сопряженность действия и результата.

Обязательным структурным элементом игры является ее результат. Результат может быть наглядным; менее заметными отсроченным. Различают результат для учителя (игра продемонстрировала умения, уровень усвоения знаний и норм поведения) и результат для учеников (игра пробудила интерес к проблеме, принесла моральное удовлетворение).

Важна коллективная оценка игры, которая стимулирует учащихся. При этом можно вносить коррективы в игру, отметить положительные моменты, подчеркнуть успехи слабых учеников, закончить игру на эмоциональном подъеме. Характер игры и игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями участников, их интересами.

Библиографический список

1. Молодцов В. А., Рыжикова Н. Б. Современные открытые уроки информатики. 8-11 классы. -Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002. -352 с.

2. Игры-обучение, тренинг, досуг.../Под ред. В. В. Петрусинского// в четырех книгах. -М.: Новая школа, 1994.

-368 с.

3. Дидактические игры на уроках математики: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1990. - 96 с.

4. Шуба М. Ю. Занимательные задания в обучении математике: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1994. -222 с. '

5. Газета «Информатика», - изд. «Первое сентября», №21, 1-7 июня 2002 г. Златопольский Д. М., Внеклассная работа по информатике.

МУРАДОВА ФИРУЗА РАШИДОВНА - кандидат педагогических наук (PhD) кафедры «Информационно-коммуникативные технологии», Бухарский инженерно-технологический институт, Узбекистан.

КАДИРОВ РУСТАМ - магистрант, Бухарский инженерно-технологический институт, Узбекистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.