Научная статья на тему 'Роль дидактических игр в процессе обучения химии'

Роль дидактических игр в процессе обучения химии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1237
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / ФОРМЫ ИГР / ФУНКЦИИ ИГР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Опарина С.А.

В статье рассмотрены вопросы, касающиеся основных функций дидактических игр в обучении химии, указаны их классификация, требования и критерии, предъявляемые к их выбору, предложены варианты использования дидактических игр на разных этапах урока химии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль дидактических игр в процессе обучения химии»

Теория и методика обучения и воспитания

119

15. Черчение: 8-11 классы: Программа средней общеобразовательной школы / Типовая программа для школ (классов) с углублённым теоретическим и практическим изучением черчения. - М.: Просвещение, 1988. - 16 с.

16. Катханова Ю.Ф. Техническая графика и основы дизайна. 8-9 классы: Программы средней общеобразовательной школы. - М.: Просвещение, 1990. - 13 с.

17. Катханова Ю.Ф. Техническая графика и основы дизайна. 9-10 классы: Программы средней общеобразовательной школы (Типовая программа для школ (классов) с углублением теоретическим и практическим изучением технической графики и основ дизайна). - М.: Просвещение, 1990. - 13 с.

18. Примерная программа основного общего образования по направлению «Технология. Технический труд» // Школа и производство. - 2004. -№ 6. - С. 54-73.

19. Сборник нормативных документов. Технология / сост. Э.Д. Днепров, А.Г Аркадьев. - М.: Дрофа, 2008. - 198 [10] с. - С. 20-21, 26-27, 39-53, 75, 95-97, 101, 112, 135-137, 141-142.

20. Михайлов Н.Г. Программа по черчению и графике, рекомендованная МО РФ в соответствии с действующими государственными образовательными стандартами от 2004 года // Приоритетные научные направления. -2014. - № 14. - C. 65-71.

21. Дембинский С.И., Кузьменко В.И. Методика преподавания черчения в средней школе: пособие для пед. ин-тов. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1973. - 304 с.: ил.

22. Методика факультативных занятий по черчению в школе: пособие для учителя / под ред. В.Н. Виноградова. - М.: Просвещение, 1979. - 176 с.: черт.

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ

© Опарина С.А.*

Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, г. Арзамас

В статье рассмотрены вопросы, касающиеся основных функций дидактических игр в обучении химии, указаны их классификация, требования и критерии, предъявляемые к их выбору, предложены варианты использования дидактических игр на разных этапах урока химии.

Ключевые слова дидактическая игра, формы игр, функции игр.

В современной жизни, особенно в производственной деятельности человека, химия имеет исключительное значение. В то же время, возрастаю-

* Доцент кафедры Биологии, географии и химии, кандидат педагогических наук.

120

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

щий объем информации, непрерывное обновление учебных дисциплин привели к тому, что интерес к химии снизился у учащихся еще в школе. В связи с этим становится актуальным совершенствование форм и методов обучения химии, которые стимулируют мыслительную деятельность школьников, развивают их познавательную активность, учат практически использовать химические знания.

В решении данных проблем могут найти свое место игровые формы организации занятий, которые способны выступать в качестве действенного средства обучения. Кроме того, игровая форма проведения занятий предполагает коллективное сотрудничество учителя и учащихся.

Несмотря на большое количество работ в области дидактических игр, отсутствует достаточная информация об их обучающих возможностях, продуктивных сферах учебного использования и принципах их применения в практике обучения. Поэтому задача определения дидактических возможностей игровых форм обучения на базе современных научно-педагогических средств, представляется актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане.

Можно выделить шесть организационных форм игровой деятельности: индивидуальную, парную, одиночную, коллективную, массовую, групповую.

К индивидуальным формам можно отнести игру одного человека с самим собой или с различными предметами и знаками.

Одиночная форма - это деятельность одного игрока в системе имитационных моделей с прямой и обратной связью от результатов достижения поставленной ими искомой цели.

Парная форма - это игра одного человека с другим человеком, как правило в обстановке соревнования или соперничества.

Групповая форма - это игра трех или более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и ту же цель.

Коллективная форма - это групповая игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяют команды соперников.

Массовая форма игры есть тиражированная одиночная игра с прямой и обратной связью от общей цели, которую одновременно преследуют много людей.

По образовательным задачам различают игры, изучающие новый материал, формирующие умения и навыки, игры обобщающего характера, повторения и контроля знаний. По типам деятельности игры делятся на: познавательные, ролевые, деловые, комплексные.

Критерии игр:

1. Игра должна быть рассчитана на один урок.

2. Игра не должна быть сложной для понимания её правил.

3. Игра не должна морально устаревать.

4. Игра должна быть массовой, охватывающей всей учеников.

Теория и методика обучения и воспитания

121

5. Оценки должны выставляться легко, ученики должны понимать, как получилась итоговая оценка.

6. Игра должна быть динамичной для поддержания интереса к ней.

Положительные эмоции, которые возникают у учащихся в процессе игр,

способствуют предупреждению их перегрузки, обеспечивают формирование коммуникативных и интеллектуальных умений. Игра хорошее средство для воспитания у учащихся ответственности за порученное дело, умения работать коллективно и самостоятельно. Она способствует активизации познавательной деятельности, выявлению организаторских и других способностей [4].

К подбору игр надо предъявлять ряд требований:

1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным целям, нести содержательную нагрузку в соответствии с программными требованиями к знаниям, умениям и навыкам, разнообразить методы преподавания и организации учащихся, вносить вклад в повышение их активности и самостоятельности.

2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности и психологических особенностей учащихся.

3. Игры требуют создания необходимого дидактического материала и определения методики его применения.

Требования к проведению дидактических игр:

1. Соответствие темы игры теме и цели урока.

2. Четкость и определенность цели и направленности игры.

3. Значимость игрового результата для участников и организаторов игры.

4. Соответствие содержания игры характеру решаемой задачи.

5. Посильность используемых в игре игровых действий по их видам, характеру сложности.

6. Понятность и доступность замысла участника игры, простота игрового сюжета.

7. Стимулирующий характер игры.

8. Точность и однозначность игровых правил и ограничений.

9. Объективные критерии оценки успешности игровой деятельности школьников.

10. Адекватные способы контроля и оценки хода и результата игры.

11. Благоприятный психологический климат отношений

12. Простор для личной активности и творчества.

13. Обязательный элемент соревновательности между участниками игры.

Существуют следующие виды игр: игры - упражнения, игры - путешествия, сюжетные (ролевые) игры, игры - соревнования.

Технологией учебных игр является практическое осуществление педагогической теории и получение в педагогическом процессе заранее наме-

122

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

ченных результатов. Технология игры основана и отработана на базе широкого применения педагогических идей, принципов, понятий, правил. Специфической и непосредственной целью игровой технологии является спонтанно направленное развитие личности играющего школьника. В процессе игры срабатывают ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя. Чтобы победить в игре - соревновании, надо много вспомнить, осмыслить за короткий промежуток времени. Другими словами, игра на уроке является комплексным носителем информации [1].

Игровая ситуация способствует быстрому и доступному усвоению знаний и умений. Это происходит потому, что в дидактической игре сохраняются форма и признаки обычной игры, но изменяется цель. Получение удовольствия, характерное для обычной игры, отходит на второй план, а дидактическая задача игры - прочное усвоение знаний, развитие и воспитание учащихся, выступая в скрытой форме, становится главной. Под влиянием увлечённости, которую создаёт игровая ситуация, прежде неинтересный и труднодоступный материал усваивается легче и успешнее, так как в игре присутствует главный фактор обучения - активность учащихся. А процесс обучения тем эффективнее, чем больше самостоятельности предоставлено учащимся в выполнении учебных задач (Исаев, 2002).

В дидактической игре создаются условия для формирования положительных познавательных мотивов в обучении химии через увлекательные задания и конкурсы. Активное участие в игре способствует развитию творческого потенциала обучаемых, их внимания, памяти, воображения и мышления, а это в свою очередь, оказывает влияние на степень развития учебной деятельности и результаты обучения в целом [3].

Для лучшего представления влияния дидактических игр на повышение эффективности обучения целесообразно выделить три наиболее значимые и обязательно присутствующие функции игр - воспитывающую, дидактическую, развивающую. Кроме того, важнейшее значение имеет такое свойство игры, как занимательность.

В начале подготовки или проведения дидактической игры необходимо использовать её занимательность, которая реализуется с помощью игровых атрибутов, вспомогательных средств или оригинального объявления о начале игры и привлекает внимание учеников.

Ещё одним фактором формирования познавательного интереса в ходе дидактической игры служит проблемная ситуация, когда ученики, например, совершая путешествие в страну «Химия», должны объяснить с научной точки зрения сущность химических процессов, происходящих в природе и окружающей действительности. Одни вопросы и задания требуют применения ранее полученных знаний, проявления сообразительности, другие - эрудиции и использования дополнительной информации. Необходимо

Теория и методика обучения и воспитания

123

отметить, что знания в дидактической игре ученики получают не только от учителя, они сами являются участниками их поиска, обмениваясь между собой информацией, способами её получения [2].

Ведущей функцией дидактической игры должна быть образовательная функция, которая является основой потому, что содержит дидактическую цель. В игровой ситуации дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи. Ученики в период её выполнения усваивают общие принципы работы с учебным материалом и используют эти умения при решении других задач, где эти знания и умения применимы.

Воспитывающая функция дидактической игры проявляется через воспитание положительного отношения к предмету, желание изучать химию, трудолюбие и усердие в познании нового. При правильной организации игровой деятельности у учащихся формируется умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

Дидактическая игра выполняет также развивающую функцию. В целом процесс усвоения знаний по химии для учащихся является нелёгким и напряжённым трудом, постоянно требующим внимания, хорошо развитой памяти, напряжённых усилий, максимальной интеллектуальной работы. Поэтому для успешного обучения химии необходимо тренировать эти психические свойства. При проведении игр, например, «Химическая тайнопись», «Кто лишний», ставится цель не только закрепить знания химической символики, облегчить запоминание названий химических элементов, но и совершенствовать память, внимание, развить воображение, интуицию, наблюдательность. Таким образом, ребёнок познаёт мир и развивается в специально созданных для этого игровых условиях. Чем увлекательнее организованы эти условия, тем полнее, шире происходит его развитие и совершенствование, т.е. обучение служит не только усвоению знаний, но и развитию учащихся, а это, в свою очередь, способствует повышению эффективности обучения химии (Самоукина, 1996).

Для совершенствования знаний по отдельным вопросам темы можно использовать на уроках химии игры, которые называются «Химический лабиринт», «Рассказы-задачи», «Крестики-нолики», которые также оцениваются по пятибалльной системе.

При изучении нового материала для оптимизации учебного процесса предлагаю пользоваться набором обучающих игр, используя которые, можно научиться скоростному чтению, запоминанию, выделению главного в тексте, диалогическому общению, монологической речи (Скаткин, 1984).

Домашнее задание, по нашему мнению, тоже может принимать форму игры. Мы предлагаем использовать следующие его формы: взаимный опрос; рецензия; эвристическая беседа; творческие домашние задания; составление ребусов; сканвордов; кроссвордов; химических сказок; минисочинений.

124

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Наибольшую активность учащихся всех возрастов вызывают уроки по аналогии с телевизионными играми - КВН, «Что? Где? Когда?», «Следствие ведут знатоки» и «Удивительное рядом». Их можно проводить в рамках недели естественных наук, как внеклассные мероприятия. Их цель: развитие устойчивого интереса к изучению химии.

Следовательно, дидактическая игра через занимательность, обучающую, воспитывающую и развивающую функции способствует решению дидактических задач процесса обучения - образовательных, воспитывающих и развивающих.

Поэтому игровой метод следует шире применять в процессе обучения, причём систематически, а не от случая к случаю. Лишь систематическое целенаправленное использование дидактических игр может дать определённые результаты как в изменении основных качеств личности ребёнка, так и в результативности учебной деятельности и в обучении в целом.

Список литературы:

1. Грабецкий А.А. и др. Использование средств обучения на уроках химии. - М.: Просвещение, 1988. - 160 с.

2. Исаев С.Д. Об использовании дидактических игр // Химия в школе. -2002. - № 6. - С. 50-54.

3. Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. -М.: Народное образование, 1996. - 127 с.

4. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. - 2-е изд. - М.: Педагогика, 1984. - 96 с.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ

© Серых Е.М.*, Серкина В.И.*,

Дорохина С.В.*, Шестакова Л.Ю.*

Детский сад комбинированного вида № 15 «Дюймовочка», г. Старый Оскол

Взаимодействие человека с природой - чрезвычайно актуальная проблема современности. Формирование гуманного отношения к природе -основная задача экологического воспитания, которая реализуется путем развития в детях сострадания, сопереживания и сочувствия ко всем живым существам на планете. Важно показать детям, что люди занимают более сильную позицию по отношению к миру природы (например, растения завянут без полива, птицы зимой погибнут от холода без кормежки). Поэтому нам следует направить все усилия на то, чтобы все живое на земле развивалось и приносило радость.

Ключевые слова экологическое сознание, ценностная ориентация, потребительский и развлекательный характер, превалировать.

Воспитатель 1 категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.