Научная статья на тему 'Функциональная специфичность дидактических игр в воспитательно-образовательном процессе младших школьников'

Функциональная специфичность дидактических игр в воспитательно-образовательном процессе младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
378
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИЧНОСТЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР / ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / FUNCTIONAL SPECIFICITY OF DIDACTIC GAMES / EDUCATOR-EDUCATIONAL PROCESS OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белевцова Алла Михайловна

В статье исследуется функциональная специфичность дидактических игр в воспитательно-образовательном процессе младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functional specificity of didactic playing educator-educational process of junior schoolchildren

In the article investigated functional specificity of the didactic playing the educator-educational process of junior schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Функциональная специфичность дидактических игр в воспитательно-образовательном процессе младших школьников»

3) усвоение нужных для этого знаний [4].

Просмотр или прослушивание драматических, вокальных или инструментальных произведений и есть путь привития интереса к искусству. Исходя из этого,учительмузыки должен научить ориентации в мире музыки, развить вкусучеников и способствовать формированию их духовно-нравственных ценностей в процессе музыкально-творческой деятельности. Основными задачами музыкального воспитания и образования должны стать:

- развитие музыкально-творческого потенциала личности;

- пробуждение интереса к познанию музыкальной культуры;

- формирование активной жизненной позиции;

- получение разносторонних музыкально-теоретических знаний;

- получение и применение практических навыков.

Еще одна проблема современного общества связана с глобальной компьютеризацией. Многие ученые считают, что это способствует утрате образного мышления и навыков творческого самопознания, поэтому занятия музыкальным искусством становятся особенно актуальными. По словам Э.Б. Абдуллина, "из усердного исполнителя государственной программы учитель должен превратиться в специалиста-творца, в личность, обладающую новым педагогическим мышлением, необходимой творческой свободой, гибкостью и самостоятельностью" [4].

Современная программа, отвечающая требованию создания гармонично развитой личности, предполагает разносторонность обучения школьников. Это не только исполнение музыкальных произведений, но и игра на музыкальных инструментах, пение, дирижирование, включение элементов живописи и пластики. Все, что доступно для изучения, должно быть использовано для обогащения личности. Посещение филармоний, концертов классической музыки, прослушивание и анализ классических произведений вместе с педагогом -

все это призвано способствовать духовному обогащению и формированию нравственных идеалов и ценностей, воспитанию и развитию музыкально - творческой деятельности.

Таким образом, главная цель музыкального искусства в свете воспитания и развития музыкально-творческой деятельности при создании условий для становления, развития и саморазвития личности такова:

- оказать помощь в раскрытии и самораскрытии творческого потенциала личности, заложенного в ней от природы;

- при наличии критериев уровня оценки и самооценки музыкальных способностей направить студента на самостоятельный познавательный поиск.

Исходя из вышеизложенного, мы полагаем, что воспитание и развитие музыкально-творческой деятельности личности - это специально организованное, целенаправленное взаимодействие учителя и ученика, организация такого воспитательного пространства, где создаются оптимальные условия для всестороннего развития всех его задатков и способностей, для самореализации всех его возможностей, и чтобы музыка стала духовной потребностью и важным источником его душевных сил.

Литература:

1. Баренбойм Л.А. О музыкальном воспитании в СССР // Музыкальное воспитание в СССР. - Вып. 1. -М„ 1978.

2. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения / под ред. действ, чл. АПН E.H. Медынского. - М.; Л.: Академия пед. наук РСФСР, 1948. - 280 е.: портр.

3. Борисов Г.Е. Искусство как средство эстетического развития учащихся. - М. : Прометей, 1989. -73 с.

4. Григорьев А.Ф. История музыкального образования. - Ставрополь : Ставролит, 2015. - 168 с.

5. Григорьев А.Ф. Теория и практика народного художественноготворчества. - М.: Миракль, 2015.

- 248 с.

6. Выготский Л.С. Собр. соч.: В б т. - М.: Педагогика, 1982-1984.

7. Философы Греции. - М. : ЭКСМО-Пресс, 1997.

LD

1-Н

О

-О Q-

Ш <

S

43

FUNCTIONAL SPECIFICITY OF DIDACTIC PLA YING EDUCATOR-EDUCATIONAL PROCESS OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN Belevtsova Alia Mikhaelovna, Senior Professor, Chair of Theory and Technique of Music Education, Stavropol State Pedagogical institute, Stavropol

in the article investigated functional specificity of the didactic playing the educator-educational process of junior schoolchildren.

Keywords: functional specificity of didactic games; educator-educational process of junior schoolchildren.

44

УДК 398.221

© Белевцова A.M., 2015

X.

>

< JC

ш S ж о ш =г

< а

ш

a

БЕЛЕВЦОВА Алла Михайловна, старший преподаватель, кафедра Теории и методики музыкального образования, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИЧНОСТЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРВВОСПИТА ТЕЛЬНО-ОБРАЗОВА ТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье исследуется функциональная специфичность дидактических игр в воспитательно-образовательном процессе младших школьников. Ключевые слова: функциональная специфичность дидактических игр; воспитательно-образовательный процесс младших школьников.

I

Исходя из определения "сущность игры как процесса переживаний", связанных с игровыми действиями, представляется актуальным исследовать функциональную специфичность дидактических игр в воспитательно-образовательном процессе младших школьников. Данная проблематика исследуется в трудах П.И. Пид-касистого, A.B. Запорожца, М.Г. Ермолаевой, Н.В. Самоукиной, Г.К. Селевко и др., которые демонстрируют широту научных подходов в данном аспекте.

A.B. Запорожец отмечает, что дидактические игры - это "разновидность игр с правилами, специально создаваемыми для школьников в целях их обучения и развития... Они направлены на решение конкретных задач обучения учащихся, но и в то же время в них проявляется развивающее влияние игровой деятельности" [3, С. 150]. Любая дидактическая игра является средством достижения какой-либо конкретной цели или дидактической задачей. Являясь целью обучающего и учительного воздействия, дидактическая задача формулируется педагогом и отражает его обучающую деятельность и наиболее эффективно реализуется в воспитательно-образовательном процессе младших школьников именно через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого школьника. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, они включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи. В определении игровых действий как основы игры исходят из разнообразия игровых действий, "чем разнообразнее игровые действия - тем интереснее для учащихся сама игра... тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи" [2, С. 52].

Известно, что игровые технологии позволяют сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-по-исковом уровне, но и будничные шаги по изучение школьных предметов. Занимательность условного мира игры, эмоциональная насыщенность игрового действа активизируют все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует практическому применению полученных знаний в новой ситуации [5, С. 55]. В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельной технологии для освоения комплекса понятий, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элемент более обширных технологий;

- в качестве одного из методов проведения урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технология проведения внеурочной работы по предмету [1,С. 58].

П.И. Пидкасистый выделил целевые функции игр:

- дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение знаний, умений и навыков в практической деятельности, формирование определенныхуме-ний и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков;

- воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности;

- развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальное решение; развитие мотивации учебной деятельности;

- социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, самореализация; обучение общению; психотерапия [5, С. 82].

М.Г. Ермолаева выделяет элементы игры:

- роли, взятые на себя играющими;

- игровые действия как средство реализации этих ролей;

- игровое употребление предметов, т. е. замещение вещей игровыми, условными;

- реальные отношения между играющими;

- сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре [2, С. 46].

Н.В. Самоукина выделяет характерные для игр черты:

- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

- творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер этой деятельности ("поле творчества");

- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция ("эмоциональное напряжение");

- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития [6, С.53].

Г.К. Селевко выделяет ряд требований, применяемых к дидактическим играм на занятиях и обеспечивающихпривлекательность игр для младших школьников:

- должен быть задан игровой сюжет, мотивирующий всехучеников на достижение игровых целей;

- включенность каждого: класса в целом и каждого учащегося в отдельности;

- возможность действия для каждого ученика;

- результат игры должен быть различен в зависимости отусилий играющих; должен быть риск неудачи;

- игровые задания следует подбирать так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями. С другой стороны, задания должны быть доступны каждому, поэтому необходимоучитывать уровень участников игры и задания подбирать от легких (для отработки учебного навыка) до тех, выполнение которыхтребуетзначительныхусилий (формирование новых знаний и умений);

- вариативность - в игре не должно быть единственно возможного пути достижения цели;

- наличие разных средств для достижения игровых целей [7, С. 82].

В.Н. Косова выделяет требования, выдвигаемые к дидактическим играм:

- правила игры должны быть простыми и точно сформулированными, а материал игры - посилен для всех учащихся;

- дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию:

- в игре должен принимать активное участие каждый школьник. Длительное ожидание своей очереди снижает интерес к игре;

- подведение результатов игры должно быть четким и справедливым [4].

По характеру познавательной деятельности В.Н. Косова подразделяет дидактические игры на группы:

1. Игры, требующие от учащихся исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу, например составляют узор по образцу и др.

2. Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность. К этой группе относится большое число игр, направленных на формирование различных навыков, в том числе и ритмических.

3. Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность учащихся.

4. Игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность.

5. Игры, включающие элементы поисковой деятельности [4].

Таким образом, при всей широте научных подходов в определении функциональной специфичности дидактических игр, можно отметить, что игра является важной составляющей жизни младшего школьника. Дидактические

игры направлены на развитие, какличностных черт учащегося, так и психических процессов, направленных на развитие творческих способностей детей, осуществляемом в воспитательно-образовательном процессе.

Литература:

1. Аникеева Н.П. Игра в педагогическом процессе. - Новосибирск : Знание, 1999. - 123 с.

2. Ермалаева М.Г. Игра в образовательном процессе : методическое пособие. - СПб. : СПбГУПМ, 2003,- 129 с.

3. Запорожец A.B. Изменение моторики школьника в зависимости от мотивов и условий его

деятельности // Избранные психологические труды, т. 2. - М.: Педагогика, 1986. - 297 с.

4. Косова В.Н Дидактические игры для младших школьников В.Н. Косова// http://www.resobr.ru/ та1епа15/307/474б/

5. Пидкасисгый П.И. Технология игры в обучении. - М.: Просвещение, 2002. - 269 с.

6. Самоукина Н. В. Организационно-обучающие игры в образовании. - М. : Народное образование, 1996. - 112 с.

7. Селевко Т.К. Современные образовательные технологии. - М. : Народное образование, 1998. -256 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М. : Педаго-гика,1998.-304 с.

EDUCA TION IN THE STA VROPOL REGION IN THE 1920s

Belozyorova Aleksandra Andreevna, Under-graduate Student, Humanitarian institute, North-Caucasian Federal

University, Stavropol

E-mail: white_ lake 799 i/S>maii. ru

in article the development of education to Stavropol Territory in the 20th of the XX century is considered; value of

participation of Komsomol members in education of the population is revealed.

Keywords: cultural revolution; cultural and educational work; education; literacy; school; teaching.

УДК 93/94

ОБРАЗОВАНИЕ НА СТАВРОПОЛЬЕ В 1920-е гг.

Белозерова A.A., 2015

БЕПОЗЕРОВА Александра

Андреевна, магистрант,

Гуманитарный институт,

Северо-Кавказский

федеральный университет,

Ставрополь

white_ lake 199 i/S>maii. ru

В статье рассмотрено развитие образования на Ставрополье в 20-е гг. XXвека, выявлено значение участия комсомольцев в деле просвещения населения. Ключевые слова: культурная революция; культурно-просветительная работа; образование; грамотность; школа; учительство.

I

Главной целью культурной революции, проводившейся на Ставрополье, являлось формирование нового человека, его воспитание и обучение. Соответственно, "социалистическое перевоспитание трудящихся масс началось с борьбы за всеобщую грамотность - основу всякой культурности". [2, С.4]. Также важнейшим условием осуществления культурной революции Коммунистическая партия определила создание новой, подлинно народной демократической школы. [4, С. 158]. Поскольку без решения проблемы массовой безграмотности среди трудящегося населения невозможен был культурный рост, то одной из важных задач была ликвидация неграмотности. Неграмотность препятствовала участию населения в политической, общественной жизни страны. В результате, людям была предоставлена возможность обучения в учебных заведениях.

В январе - марте 1920 года в крае было развернуто культурное строительство под руководством партийных и советских организаций. Партия и правительство начали работу по ликвидации неграмотности и малограмотности, широкую культурно-просветительную работу среди трудящихся города и деревни.

И так было повсеместно: и на Кубани, и на Ставрополье, и в национальных районах Северокавказского края.

В 1920 году были образованы Чрезвычайные комиссии по ликвидации неграмотности (Грамчека). В 1920 году на Ставрополье был образован губернский отдел по народному образованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.