Научная статья на тему 'Дидактические игры на уроках обучения грамоте в специальной (коррекционной) школе VIII вида'

Дидактические игры на уроках обучения грамоте в специальной (коррекционной) школе VIII вида Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4217
607
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ / УРОКИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ / DIDACTIC GAME / LITERACY LESSONS / YOUNGER STUDENTS WITH MENTAL RETARDATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зыкова Надежда Викторовна

Настоящая статья посвящена рассмотрению роли дидактических игр в период обучения грамоте учащихся с умственной отсталостью. Отражены взгляды отечественных педагогов, психологов на применение дидактических игр в учебном процессе. В статье определены основные условия организации и проведения дидактических игр, приводятся примеры конкретных дидактических игр, применяемых при обучении грамоте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зыкова Надежда Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Didactic games on literacy lessons at special (correctional) school of VIII kind

The paper examines the role of didactic games during the literacy learning of pupils with mental retardation. The author reflects the views of local teachers and psychologists on the use of didactic games in the educational process. The paper defines the basic conditions of organization and holding of didactic games, gives examples of specific didactic games used in teaching literacy.

Текст научной работы на тему «Дидактические игры на уроках обучения грамоте в специальной (коррекционной) школе VIII вида»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Зыкова Н. В. Дидактические игры на уроках обучения грамоте в специальной (коррекционной) школе VIII вида // Концепт. - 2015. - № 08 (август). -ART 15289. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15289.htm. - ISSN 2304-120X.

ART 15289

УДК 376.4

Зыкова Надежда Викторовна,

старший преподаватель кафедры специальной психологии ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург NadushaZ-86@mail.ru

Дидактические игры на уроках обучения грамоте в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Аннотация. Настоящая статья посвящена рассмотрению роли дидактических игр в период обучения грамоте учащихся с умственной отсталостью. Отражены взгляды отечественных педагогов, психологов на применение дидактических игр в учебном процессе. В статье определены основные условия организации и проведения дидактических игр, приводятся примеры конкретных дидактических игр, применяемых при обучении грамоте.

Ключевые слова: дидактическая игра, уроки обучения грамоте, младшие школьники с умственной отсталостью.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Одним из важных этапов школьного обучения детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида является обучение грамоте. В течение этого этапа решаются задачи не только по обучению чтению и письму младших школьников с умственной отсталостью, но и задачи по формированию у них речевого слуха, коррекции фонетико-фонематической стороны речи, недостатков сенсомоторной сферы: зрительного восприятия, пространственной ориентировки, мелкой моторики кистей рук.

Обучению грамоте (чтению и письму) принадлежит важная роль в коррекционно-развивающем процессе, поскольку от успешной реализации задач данного этапа зависит качество усвоения умственно отсталыми детьми школьного материала на протяжении всего обучения. Это, в свою очередь, опосредует повышение эффективности социальной адаптации учащихся.

В связи с общим недоразвитием аналитико-синтетической деятельности у младших школьников с умственной отсталостью затруднено формирование всех языковых обобщений, замедленно происходит усвоение закономерностей языка. Ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении обусловливают замедленное и аномальное развитие речи у умственно отсталых детей. Впоследствии они испытывают затруднения при овладении всеми операциями и действиями, входящими в процессы чтения и письма.

Для работы с подобными группами детей нужны дополнительные приемы, направленные в первую очередь на коррекцию имеющихся недостатков и повышение интереса к учению. Основные направления в работе по формированию мотивации к учению заключаются в создании таких условий, когда учащиеся постоянно чувствуют необходимость в овладении грамотой, когда им предлагаются доступные задания, выполнение которых постепенно восстанавливает у ребенка утраченную уверенность в своих возможностях [1].

Интерес к овладению грамотой у младших школьников с умственной отсталостью развивается особенно активно, если на уроках учитель использует дидактические игры.

1

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Зыкова Н. В. Дидактические игры на уроках обучения грамоте в специальной (коррекционной) школе VIII вида // Концепт. - 2015. - № 08 (август). -ART 15289. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15289.htm. - ISSN 2304-120X.

О значении игры высказывались философы, мыслители, учёные: Платон, Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, М. Монтессори, К. Ушинский, Л. Толстой. Проблемы использования игр в учебно-воспитательном процессе изучали известные педагоги-практики, новаторы - А. Макаренко, В. Сухомлинский, В. Яковлев [2].

В своих трудах В. А. Сухомлинский писал, что без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра, по его мнению, - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Без игры умственных сил, без творческого воображения невозможно представить полноценное обучение [3].

По мнению К. Д. Ушинского, полезно вводить игровые моменты в серьезный учебный труд учащихся, чтобы процесс познания был более продуктивным.

A. Макаренко считал игру важным методом обучения, отмечая при этом, что между игрой и трудом нет большого различия, что в каждой хорошей игре есть трудовое усилие и усилие мысли, есть такая же ответственность, как и в труде [4].

Рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, Л. С. Выготский отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но, наоборот, она пропитывает всю деятельность ученика [5].

Т. Маслова вполне заслуженно считает игру одним из эффективных средств умственного развития детей. Она отмечает, что включение дидактической игры в педагогический процесс способствует тому, что дети, увлеченные игрой, незаметно для себя приобретают определённые знания, умения и навыки [6].

B. М. Букатов, ссылаясь на В. Н. Кругликова, предлагает использовать следующее определение дидактической игры: «Это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структурой игровой деятельности и системой оценивания; один из методов активного обучения» [7].

Помня слова А. С. Макаренко о том, что «хорошая игра похожа на хорошую работу», каждый учитель должен научиться умело использовать игру на уроке.

Чтобы продуктивно применять дидактические игры на уроках, важно иметь представление о роли дидактической игры при обучении. А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка» [8].

Немаловажное значение должно придаваться дидактической игре в период обучения грамоте детей с умственной отсталостью. В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Чтобы учитель мог успешно применять дидактические игры, он должен хорошо знать, что каждая игра, и дидактическая в том числе, имеет свою логику, отличную от логики учебного задания. Суть этого отличия состоит в том, что игра развертывается лишь в условной, воображаемой ситуации, где ребенку надо выполнять определенные действия для решения игровых задач.

Дидактическая игра, с одной стороны, способствует развитию у младших школьников с умственной отсталостью внимания, памяти, мышления, самостоятельности, инициативы. С другой - решает определенную дидактическую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков.

Игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Тот учебный материал, кото-

2

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Зыкова Н. В. Дидактические игры на уроках обучения грамоте в специальной (коррекционной) школе VIII вида // Концепт. - 2015. - № 08 (август). -ART 15289. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15289.htm. - ISSN 2304-120X.

рыи умственно отсталому младшему школьнику с трудом дается для понимания в ситуации обучения, предложенный в форме дидактической игры оказывается не только доступным, но и желанным. Применение дидактических игр способствует как повышению интереса к учению, так и повышению качества самого обучения, прочности полученных знаний.

Сказанное выше позволяет сформулировать основные функции дидактических игр:

- формирование устойчивого интереса к учению и снятие напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка с умственной отсталостью к школе;

- формирование собственно учебной деятельности;

- формирование навыков самоконтроля и самооценки;

- формирование коммуникативных навыков, адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей.

Дидактические игры отличаются от остальных рядом характерных особенностей:

- познавательное содержание в них объединяется с игровой формой;

- присутствуют игровые правила и игровые действия;

- определены дидактические задачи [9].

Таким образом, дидактическую игру можно определить как специально созданную игру, выполняющую определенную дидактическую задачу, скрытую от учащегося в игровой ситуации за игровыми действиями. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, и задача обучения им не осознается, реализация учебной задачи осуществляется параллельно игре. Таким образом, учебные задачи в дидактической игре решаются легче, младший школьник с умственной отсталостью даже не всегда осознает, что он решил поставленную дидактическую задачу.

На уроках обучения грамоте при введении дидактических игр решаются, как правило, две задачи: дидактическая и игровая, которые отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на уроках обучения чтению и письму, в дидактической игре она осуществляется через игровую деятельность, становится задачей самого ребенка, вызывает желание и потребность решить её, активизирует игровые действия. Дидактическая цель реализуется на протяжении всей игры через осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог её решения обнаруживается в конце игры.

К. Баханов считает возможным выделить следующие цели дидактических игр:

- образовательная - расширение кругозора, применение знаний, умений и навыков, формирование определенных умений и навыков;

- воспитательная - воспитание самостоятельности, воли, формирование определённых моральных, эстетических качеств, воспитание сотрудничества, коллективизма, а также мотивации к учебной деятельности;

- развивающая - развитие внимания, памяти, мышления, речи, воображения, творческих способностей.

Ценность дидактической игры заключается в том, что вышеперечисленные цели тесно связаны и взаимодействуют друг с другом.

Необходимо обратить особое внимание на значение дидактической игры, которая:

- позволяет избежать повседневности, однообразия в предоставлении учебного материала при обучении чтению и письму. Игра - это неординарность;

- даёт возможность младшим школьникам с умственной отсталостью, подчиняясь лишь правилам игры, постепенно усваивать знания, умения, навыки по грамоте;

- снимает то напряжение, в котором пребывает ребёнок, когда ему предлагают выполнить ряд заданий на уроке;

3

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Зыкова Н. В. Дидактические игры на уроках обучения грамоте в специальной (коррекционной) школе VIII вида // Концепт. - 2015. - № 08 (август). -ART 15289. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15289.htm. - ISSN 2304-120X.

- приучает к порядку, поскольку система правил в игре несомненна. Нарушая правила, невозможно будет верно выполнить учебное задание;

- способствует формированию и сплочению детского коллектива;

- имеет элемент неопределённости, которая возбуждает и активизирует познавательные процессы;

- развивает психологическую пластичность;

- формирует умение быстрее ориентироваться в предлагаемых учителем заданиях, успешнее применять теоретические знания на практике;

- снижает уровень тревожности;

- вырабатывает интерес к обучению и целеустремлённость в выполнении поставленной цели.

Основная же особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Но для учащихся воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется посредством игровых задач, игровых действий и правил.

Результативность дидактических игр во многом зависит от их систематического и целенаправленного использования в сочетании с дидактическими упражнениями. При этом дидактическая игра применяется параллельно с основным содержанием обучения грамоте младших школьников с умственной отсталостью, помогает активизировать учебный процесс, осваивать учебные элементы.

Введение дидактической игры в процесс обучения грамоте сопряжено с противоречием: обучение - процесс целенаправленный, а игра по своей сути имеет неопределённый результат. Поэтому задача учителя, применяя игру в системе обучения, подчинить её определённой дидактической цели. Правильное проведение дидактической игры обеспечивается чёткой организацией: формулированием цели игры, выяснением количества игроков (если задание в игровой форме не предусматривает индивидуального выполнения), подбором дидактических материалов для проведения игры, планированием временного фактора, подведением итогов [10].

Организовать и провести дидактическую игру достаточно непросто, так как при введении игровой модели обучения участники учебного процесса находятся в других условиях, в отличие от традиционного обучения.

При проведении дидактической игры можно ориентироваться на следующие основные условия:

1) Сочетание у учителя необходимых знаний и умений относительно дидактических игр со знанием психофизиологических особенностей умственно отсталых школьников.

2) Выразительность проведения игры. Это способствует проявлению интереса у младших школьников с умственной отсталостью, желание у них слушать, участвовать в игре.

3) Необходимость включения в игру учителя. Он, выполняя второстепенную роль, незаметно для учащихся контролирует ход выполнения учебных заданий, предложенных детям в игровой форме.

4) Важно придерживаться оптимального сочетания занимательности и обучения. Проводя игру, учитель должен понимать, что предложенные младшим школьникам с умственной отсталостью учебные задания могут вызвать сложности при выполнении, а в игру эти задания превращает форма их проведения - занимательность, непринужденность.

4

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Зыкова Н. В. Дидактические игры на уроках обучения грамоте в специальной (коррекционной) школе VIII вида // Концепт. - 2015. - № 08 (август). -ART 15289. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15289.htm. - ISSN 2304-120X.

5) Методы, способствующие повышению эмоционального отношения учащихся к игре, необходимо рассматривать не как самоцель, а как путь, реализующий дидактические задачи.

6) Наглядность, которая используется в дидактической игре, должна быть простой и емкой, не концентрировать на себе основное внимание учащихся, отвлекая от выполнения основного учебного задания.

7) Между учителем и учениками должна быть атмосфера доброжелательности и уважения.

Только при таких условиях дидактическая игра на уроках русского языка может приносить полезные плоды и считаться средством обучения.

Умелая организация дидактической игры способствует ее грамотному проведению. Учителю необходимо иметь ясное представление о цели игры и верно ее сформулировать. Содержание дидактической игры, соответствуя ее цели, должно отвечать на следующие вопросы: какие умения и навыки приобретут младшие школьники с умственной отсталостью в процессе игры, какие образовательные, коррекционно-развивающие и воспитательные задачи будут реализованы при использовании дидактической игры в период обучения грамоте? Необходимо помнить, что за игрой стоит учебный процесс. Поэтому основная задача учителя заключается в том, чтобы направить силы школьников на учебу, сделать серьезный и важный труд не только интересным, но и продуктивным.

При организации дидактической игры важным является подбор дидактических материалов и пособий. Учитель, выбирая их, ориентируется на цели, задачи и содержание игры. Также следует четко спланировать временной параметр игры. Например, как в минимальный промежуток времени познакомить детей с условиями игры. Желательно предусмотреть, какие изменения могут быть внесены в игру, чтобы повысить заинтересованность учащихся; учесть вероятность возникновения незапланированных ситуаций при проведении дидактических игр.

Естественно, важно продумать подведение итогов после дидактической игры. По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, насколько успешно реализованы дидактические задачи урока. Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности младших школьников с умственной отсталостью, особенности их поведения, а значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Большое значение имеет самостоятельный анализ учащимися своей деятельности при выполнении заданий. Однако следует уточнить: если речь идет о младших школьниках с умственной отсталостью, то эта задача для них практически невыполнима. В начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида деятельность детей на уроке анализирует учитель (вслух), постепенно формируя это умение и у них. Оценивать учителю следует быстроту и, главное - качество выполнения игровых заданий учащимися. Необходимо обращать внимание на поведение детей в игре, на их настойчивость в достижении цели, отмечать успехи каждого учащегося, не забывая при этом о детях, имеющих низкую успеваемость в классе. Чаще всего, в силу своих психофизиологических особенностей, они не успевают за одноклассниками. В таком случае учитель руководствуется принципом индивидуального подхода.

Дидактическая игра может вводиться на любом этапе урока. Чтобы успешно реализовать задачи обучающего характера, важно умело распределить игры по этапам урока, продумать их содержание. В зависимости от того, на каком этапе урока проводится дидактическая игра, ее задачи будут разными. Соответственно, если это начало урока, то задача игры будет заключаться в организации младших школьников с умственной отсталостью и стимулировании их активности, заинтересованно-

5

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Зыкова Н. В. Дидактические игры на уроках обучения грамоте в специальной (коррекционной) школе VIII вида // Концепт. - 2015. - № 08 (август). -ART 15289. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15289.htm. - ISSN 2304-120X.

сти. В середине урока задача дидактической игры направлена на усвоение темы урока. Введение дидактической игры в конце урока может носить поисковый характер. Во всех случаях, вне зависимости от этапа урока, игра должна быть интересной, доступной, содержать разнообразные виды деятельности детей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В системе уроков по обучению грамоте важно подобрать дидактические игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводительную, преобразующую, частично-поисковую. И несмотря на то, что младшим школьникам с умственной отсталостью последние два вида практически не доступны для выполнения, учитель должен ориентироваться на принцип педагогического оптимизма и «зону ближайшего развития» детей [11].

Рекомендуется уже с первого урока обучения грамоте привнести в занятие элементы игры, сказочности. Например, знакомя детей с букварем, можно таинственным голосом поведать детям историю: «Далеко на севере выросла очень высокая и красивая ель. Она росла, радуясь солнцу, небу, чистому воздуху. Все птицы и звери любовались ею. Когда в лес пришли люди, они срубили это дерево. Но ель не погибла. Люди подарили ей новую жизнь...» После этого детям можно рассказать, что из деревьев делают бумагу, на которой печатают книги. Важно отметить при этом труд многих людей и необходимость бережного отношения к книгам, к природе. Такая беседа носит и познавательный, и воспитательный характер, а также дает больший положительный результат, чем обычная беседа.

Следует помнить, что при выборе дидактической игры учитель должен учитывать индивидуальные и возрастные особенности учащихся, а также соответствие содержания игры целям и задачам урока. Дидактические игры могут проводиться в словесной форме; объединять в себе слово с практическими действиями или реальными предметами; сочетать слово с наглядностью.

Предлагаем несколько игр, которые могут использоваться учителем на уроках обучения грамоте при работе с умственно отсталыми младшими школьниками.

Игра «Магазин». На наборное полотно выставляются картинки с изображением игрушек. На оборотной стороне картинки печатается текст на изучаемую букву. Сначала печатаются карандашом только изучаемые буквы, позднее слоги, слова и предложения, связные тексты. Учащимся объясняются условия игры: «Вам нравится ходить в магазин? Сейчас мы побываем в сказочном магазине игрушек. Каждый из вас сможет купить себе самую любимую игрушку. Но, чтобы туда попасть, надо правильно и громко прочитать то, что написано на оборотной стороне картинки».

Игра «Кто правильно? Кто больше?». Учитель на доске печатает слово: С О В А. Вызываются четыре учащихся примерно одного уровня успеваемости. Им предлагается составить слова с одной из указанных букв и записать или проговорить их. Остальные дети выполняют это задание в своих тетрадях для письма. Через определенное время проверяются выполненные задания и называются победители среди тех, кто работал у доски, и среди тех, кто работал самостоятельно.

Данная игра позволяет не только определить, кто из учащихся затрудняется в составлении слов, но и выявить причину трудности (бедный словарный запас, не знает или забыл буквы), что впоследствии помогает быстрее находить пути коррекции имеющихся недостатков.

Игра «Загадки от Маши». Учитель сообщает детям о полученном от Маши и Медведя письме. «Они написали, что очень часто гуляют по лесу и собирают грибы. А вот какие грибы, мы должны отгадать. Какие грибы они собирают, если в их названии есть звук [р] (боровики, сыроежки, рыжики), звук [т] (маслята), звук [с] (сыроежки, маслята, свинушки), звук [к] (боровики, подберезовики, подосиновики)».

6

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Зыкова Н. В. Дидактические игры на уроках обучения грамоте в специальной (коррекционной) школе VIII вида // Концепт. - 2015. - № 08 (август). -ART 15289. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15289.htm. - ISSN 2304-120X.

Эта игра способствует развитию познавательных процессов детей, формирует у них умение выделять в слове отдельные звуки. Впоследствии это положительным образом сказывается на выработке у младших школьников с умственной отсталостью навыков грамотного чтения и письма.

Игры со схемами. Схемы слов являются важным средством усвоения учебного материала. Для того чтобы умственно отсталый учащийся овладел схемой, он должен научиться выполнять два действия: строить схемы конкретных слов; к готовой схеме подбирать разные слова. Усвоению двух этих действий способствует дидактическая игра «Волшебная страна». Учитель поясняет детям, что в волшебной стране есть все, что есть на Земле, но это все невидимо. Любой предмет появится перед нашими глазами, если правильно написать схему его названия. Предмет появится даже в том случае, если схема будет неверной, но тогда этот предмет будет сломанным.

Сюжет «Полет в космос». Учитель сообщает детям о предстоящем путешествии и необходимости построить ракету. Для этого учащиеся на листах рисуют схе-

у

му: —н-1—. Если учитель замечает, что у кого-то схема с ошибкой, он просит весь класс решить, чья ракета взлетит, а чья - нет. После того как ракета построена, все отправляются в путь. Но тут приборы сообщают, что произошла авария. Вот где:

у

1 1 (показание прибора). Возникает необходимость поиска причины аварии. Дети могут высказать предположение, что это мо-тор. Учитель обращает внимание учащихся на наличие трех слогов на приборе. Так, дети (не без подсказки учителя) обнаруживают, что сломался двигатель, чинят его и благополучно продолжают путь. Так как игры со схемами не ограничены запасом пройденных букв, то учитель может свободно импровизировать их сюжеты.

В заключение хотелось бы еще раз отметить, что дидактическая игра является надежной помощницей в обучении грамоте детей с умственной отсталостью.

Дидактические игры способствуют усвоению школьных знаний, умений и навыков, мобилизуют познавательные процессы младших школьников с умственной отсталостью, тренируют волевые качества детей и развивают умение формулировать и высказывать свои мысли. Игра позволяет сделать учебный материал увлекательным, создать положительный настрой при выполнении заданий, что значительно облегчает процесс познания. Дидактические игры не вытесняют и не заменяют традиционных методов обучения, а, надстраиваясь над ними, преумножают их потенциал. И несмотря на то, что в настоящее время в помощь учителю создано достаточное количество пособий с занимательным материалом, многое зависит от личностных особенностей учителя, его творчества.

Ссылки на источники

1. Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с. - (Коррекционная педагогика)

2. http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_17_0_729.pdf.

3. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радяньска школа, 1969. - 381 с.

4. Сборник избранных педагогических произведений / под общ. ред. Г. С. Макаренко. - М.: Всесоюзное учебно-педагогическое изд-во Трудрезервиздат, 1951. - 2-е изд.

5. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. -1996. - № 6.

6. http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_17_0_729.pdf.

7. Букатов В. М., Ершова А. П. Нескучные уроки: обстоятельное изложение социо/игровых технологий обучения школьников. - СПб., 2013. - 256 с.

7

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Зыкова Н. В. Дидактические игры на уроках обучения грамоте в специальной (коррекционной) школе VIII вида // Концепт. - 2015. - № 08 (август). -ART 15289. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15289.htm. - ISSN 2304-120X.

8. Запорожец А. В. Психологическое развитие ребенка: для психологов и педагогов. - М.: Педагогика, 1986. - 320 с.

9. http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_17_0_729.pdf.

10. Там же.

11. Выготский Л. С. Собрание сочинений. - М., 1982. - Т. 1.

Nadezhda Zykova,

Senior lecturer at the chair of Psychology and Special Pedagogy, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg

NadushaZ-86@mail.ru

Didactic games on literacy lessons at special (correctional) school of VIII kind

Abstract. The paper examines the role of didactic games during the literacy learning of pupils with mental retardation. The author reflects the views of local teachers and psychologists on the use of didactic games in the educational process. The paper defines the basic conditions of organization and holding of didactic games, gives examples of specific didactic games used in teaching literacy.

Key words: didactic game, literacy lessons, younger students with mental retardation.

References

1. Aksenova, A. K. (2004) Metodika obuchenija russkomu jazyku v special'noj (korrekcionnoj) shkole: ucheb. dlja stud. defektol. fak. pedvuzov, Gumanitar. izd. centr VLADOS, Moscow, 316 p. (Korrekcionnaja pedagogika) (in Russian).

2. http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_17_0_729.pdf (in Russian).

3. Suhomlinskij, V. A. (1969) Serdce otdaju detjam, Radjan'ska shkola, Kiev, 381 p. (in Russian).

4. Makarenko, G. S. (ed.) (1951) Sbornik izbrannyh pedagogicheskih proizvedenij, Vsesojuznoe uchebno-pedagogicheskoe izd-vo Trudrezervizdat, Moscow, 2-e izd. (in Russian).

5. Vygotskij, L. S. (1996) “Igra i ejo rol' v psihologicheskom razvitii rebjonka”, Voprosy psihologii, № 6 (in Russian).

6. http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_17_0_729.pdf (in Russian).

7. Bukatov, V. M. & Ershova, A. P. (2013) Neskuchnye uroki: obstojatel'noe izlozhenie socio/igrovyh tehnologij obuchenija shkol'niko, St. Peterburg, 256 p. (in Russian).

8. Zaporozhec, A. V. (1986) Psihologicheskoe razvitie rebenka: dlja psihologov i pedagogov, Pedagogika, Moscow, 320 p. (in Russian).

9. http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_17_0_729.pdf (in Russian).

10. Ibid.

11. Vygotskij, L. S. (1982) Sobranie sochinenij, t. 1, Moscow (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию 05.08.15 Получена положительная рецензия 07.08.15

Received Received a positive review

Принята к публикации 07.08.15 Опубликована 29.08.15

Accepted for publication Published

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Зыкова Н. В., 2015

ISSN 2304-120Х

9 7 7 2 ЗОЛ 120159

www.e-koncept.ru

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.