Научная статья на тему 'Педагогические методы и приемы развития устной речи младших школьников в процессе различных видов речевой деятельности'

Педагогические методы и приемы развития устной речи младших школьников в процессе различных видов речевой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5426
975
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УСТНАЯ РЕЧЬ / JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENTS / ORAL SPEECH / SPEECH ACTIVITY / TEACHING METHODS AND TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подборский Юрий Григорьевич

В статье рассмотрены проблемы готовности современных педагогов, учителей начальных классов использовать различные педагогические приемы и методы развития устной речи младших школьников в процессе различных видов речевой деятельности. Современный учитель должен иметь достаточный теоретический и практический опыт работы с младшими школьниками, чтобы использовать его в процессе различных видов речевой деятельности. В статье приводится значительное количество методов и приёмов работы, которые используют педагоги в работе с учениками младших классов. Мы использовали метод аналогии, при котором ученики по образцу составляли словосочетания и предложения. Аналогия в обучении украинского языка – один из аналитических методов организации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе изучения украинского языка, который заключается в установлении сходства между явлениями, предметами, понятиями. Он используется на этапе объяснения нового материала с опорой на частичное сходство известных понятий путем сравнения. Широкое применение в работе по развитию устной речи в период обучения грамоте имеет словесный метод. Этот метод может реализоваться с помощью различных приемов (беседа, рассказ, сообщение, рассуждение). Эффективность работы учителя начальной школы будет зависеть от того, насколько правильно и уместно он будет их использовать в работе с детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Подборский Юрий Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

edagogical methods and techniques coherent speech development younger schoolboys in the course of various kinds of speech activity

The paper deals with the problem of availability of today's educators, primary school teachers to use the variety of teaching methods and techniques of speech development of younger s in the course pupils different types of speech activity. The modern teacher should have sufficient theoretical and practical experience in working with younger pupils to use it in the various kinds of speech activity. The paper provides significant amount of work methods and techniques that are used in the work of teachers with younger school children. We use the analogy method, when students model phrases and sentences. The analogy is one of the analytical methods for teaching and learning the Ukrainian language, which is to established in similarities between the phenomena, objects, concepts. It is used for explanation of a new stage based on a material with partial similarity by comparing the known concepts. Verbal literacy method is widely used in work on the development of oral speech during. This method can be implemented using a variety of techniques (interview, story, message, reasoning). The effectiveness of the elementary school teacher will depend on how well and it will be appropriate to use them in work with children.

Текст научной работы на тему «Педагогические методы и приемы развития устной речи младших школьников в процессе различных видов речевой деятельности»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Подборский Ю. Г. Педагогические методы и приемы развития устной речи младших школьников в процессе различных видов речевой деятельности // Концепт. - 2015. - № 07 (июль). - ART 15227. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15227.htm. - ISSN 2304-120X.

ART 15227 УДК 37.032

Подборский Юрий Григорьевич,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ГВУЗ «Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды», г. Переяславль-Хмельницкий phdpu pedagogika@mail.ru

Педагогические методы и приемы развития устной речи младших школьников в процессе различных видов речевой деятельности

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы готовности современных педагогов, учителей начальных классов использовать различные педагогические приемы и методы развития устной речи младших школьников в процессе различных видов речевой деятельности. Современный учитель должен иметь достаточный теоретический и практический опыт работы с младшими школьниками, чтобы использовать его в процессе различных видов речевой деятельности. В статье приводится значительное количество методов и приёмов работы, которые используют педагоги в работе с учениками младших классов. Мы использовали метод аналогии, при котором ученики по образцу составляли словосочетания и предложения. Аналогия в обучении украинского языка - один из аналитических методов организации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе изучения украинского языка, который заключается в установлении сходства между явлениями, предметами, понятиями. Он используется на этапе объяснения нового материала с опорой на частичное сходство известных понятий путем сравнения. Широкое применение в работе по развитию устной речи в период обучения грамоте имеет словесный метод. Этот метод может реализоваться с помощью различных приемов (беседа, рассказ, сообщение, рассуждение). Эффективность работы учителя начальной школы будет зависеть от того, насколько правильно и уместно он будет их использовать в работе с детьми.

Ключевые слова: младшие школьники, педагогические методы и приёмы, речевая деятельность, устная речь.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Важной составляющей речевого развития школьников является работа, направленная на обогащение словаря, формирование умений грамматически правильно и лексически оправданно применять в собственной речи слова разных лексико-грамматических разрядов для построения связных высказываний типа описаний, рассуждений.

Речевое развитие является одной из важнейших составляющих формирования детской личности вообще и готовности к школьному обучению в частности.

Методы обучения - это сложная педагогическая категория, благодаря которой реализовываются все функции обучения: образовательная, воспитательная,

развивающая, контрольно-коррекционная и др. Научная разработка и усовершенствование функций должны осуществляться на основе самых новых достижений педагогики, психологии, лингвистики, лингводидактики, а также передового педагогического опыта [1].

До 70-х гг. ХХ столетия методы классифицировали:

- по источнику знаний: словесные, наглядные, практические (М. Т. Баранов, Е. И. Петровский);

1

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Подборский Ю. Г. Педагогические методы и приемы развития устной речи младших школьников в процессе различных видов речевой деятельности // Концепт. - 2015. - № 07 (июль). - ART 15227. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15227.htm. - ISSN 2304-120X.

- степени активности учащихся: методы пассивные и активные (Е. Я. Голант) [2, с.195].

Позже определение методов обучения языку нашло свое отражение в работах М. Г. Казанского и Т. С. Назаровой. В «Дидактике для начальных классов» авторы выделяют: изложение учебного материала учителем (объяснение, рассказ), беседу, самостоятельную работу учащихся, проблемное и программированное обучение. Но А. В. Хуторской отмечает, что эффективность обучения в современной школе зависит от умения учителя выбрать метод или прием обучения для каждого урока с применением оптимальных педагогических технологий, которые проектировали конечные качества личности (ученика) [3].

Цель статьи - знакомство научных работников и учителей с педагогическими методами и приемами развития устной речи учеников младших классов в процессе различных видов речевой деятельности.

В педагогической теории и школьной практике отмечено большое количество методов обучения, которыми пользуются в своей работе учителя начальных классов, ведь «метод - это способ передачи учителем и способ усвоения учениками знаний, умений и навыков и формирование их мировоззрения [4]». Эффективность изучения языка в значительной степени зависит от правильного понимания учителем методов обучения, их особенностей и классификационных структур. Классификация дает целостное представление о комплексе методов и имеет не только теоретическое, но и непосредственное практическое значение [5]. Обратимся к классификации методов, которую предлагает А. В. Текучев: слово учителя, рассказ, беседа, анализ языка (наблюдение за языком, грамматический разбор), упражнения, использование наглядных пособий (схем, таблиц), работа с учебной книгой, экскурсия [6]. Л. П. Федоренко для изучения языка распределяет методы по трем основным группам:

1) методы теоретического изучения языка (беседа, сообщение, работа с учебником);

2) методы теоретического изучения речи (работа с отдельными языковыми единицами и их формами); 3) практические методы (работа с текстом для развития речи и использование в нем языковых единиц) - это изложения, сочинения [7].

Лингводидакты (А. Н. Беляев, В. Я. Мельничайко, М. И. Пентилюк, С. А. Караман), анализируя взаимодействие учителя и учеников на уроке языка, отмечают такие способы:

- учитель рассказывает - ученики слушают;

- учитель и ученики обмениваются мнениями по изучаемой теме, благодаря чему приходят к нужным выводам и обобщениям, формулируют определения, правила;

- учитель организовывает наблюдения школьников за изучаемыми языковыми фактами и явлениями с последующим коллективным обсуждением;

- учащиеся под руководством учителя самостоятельно приобретают знания по учебникам и другим источникам;

- учащиеся выполняют практические задания и упражнения, усваивают необходимые знания, которые уточняет и обобщает учитель [8].

Наличие различных классификаций в системе методов обучения языку свидетельствует о научном поиске, о накоплении и теоретическом обобщении педагогического опыта учителей-словесников, об исследовании методов на различных возможных системных уровнях [9].

Отбор методов, анализ их роли на современном этапе осуществил А. М. Алексюк. Он считает, что педагогическую проблему методов обучения целесообразно решать, используя не одну классификацию, которая была бы оптимальной для всей системы обучения, а ряд созданных и теоретически обоснованных классификаций, которые бы в сумме оптимально отображали содержание и задачи дидактических

2

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Подборский Ю. Г. Педагогические методы и приемы развития устной речи младших школьников в процессе различных видов речевой деятельности // Концепт. - 2015. - № 07 (июль). - ART 15227. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15227.htm. - ISSN 2304-120X.

методов как способов осуществления учебного процесса в школе. Мы использовали метод аналогии, при котором ученики по образцу составляли словосочетания и предложения.

Аналогия в обучении украинского языка - один из аналитических методов организации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе изучения украинского языка, который заключается в установлении сходства между явлениями, предметами, понятиями. Он используется на этапе объяснения нового материала с опорой на частичное сходство известных понятий путем сравнения [10].

Считаем, что для изучения языка наиболее приемлемой является классификация А. Н. Беляева. Он выделяет рассказ учителя, эвристическую беседу, наблюдения над языком, работу с учебником, метод упражнений, проблемное и программированное обучение [11]. Поскольку выбор метода, приема, упражнения не может быть произвольным, так как зависит от многих объективных факторов, то, выбирая их, необходимо четко выяснить главную цель, конкретные задачи, которые будут решаться на уроке. Следует уточнить круг наиболее эффективных методов, приемов, упражнений для достижения цели и, учитывая основные причины, обусловливающие их выбор, сосредоточить внимание на некоторых из них.

Для обучения отбор методов был осуществлен на основе их функций и учета уровня психологического, интеллектуального и речевого развития детей, а именно:

1) метод наблюдения;

2) метод аналогии;

3) словесный метод.

Выбор именно этих методов обучения определяется богатством факторов: смысловыми целями обучения, особенностями обучения грамоте, целью каждого урока, возможностями школьников; средствами, которые используются в ходе обучения, этапами урока, особенностями дидактической системы, организацией продуктивной деятельности учеников.

Метод наблюдения позволяет с помощью слухового и зрительного восприятия усваивать нормы литературного языка. В процессе применения упражнений различного характера он способствовал активному усвоению учащимися фонетической системы, давал возможность не только слышать звуки, но и контролировать их создание, совершенствовать произношение, заострять фонетический слух и на этой основе правильно произносить и употреблять слова.

Указанный метод обеспечивал создание представлений о способах употребления слов в устной речи, динамичности и средствах выразительности. Он давал возможность анализировать речь учащихся: а) определять способы коррекции;

б) перестраивать фразы; в) уточнять и дополнять их другими словами. Этот метод способствовал формированию навыка слушать и воспринимать лучшие образцы родного языка. Для этого использовали сказки, стихи, пословицы, потому что именно через образы в сознание детей «входили» слова с их точными оттенками. Под влиянием чувств, которые пробуждали эти образы, ребенок учился мыслить словом. Метод наблюдения предусматривал приобретение новых знаний о живом слове и особенностях его использования на основе специально подобранных речевых упражнений.

Подытоживая, следует отметить, что наблюдения над языковым материалом: 1) помогают ученику вникнуть в сущность языковых фактов, процессов; 2) дают возможность осмыслить связь между ними и теоретическими выводами, которые из них вытекают; 3) облегчают решение последующих учебных задач, выполнение тренировочных упражнений; 4) помогают установить родственные явления и

3

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Подборский Ю. Г. Педагогические методы и приемы развития устной речи младших школьников в процессе различных видов речевой деятельности // Концепт. - 2015. - № 07 (июль). - ART 15227. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15227.htm. - ISSN 2304-120X.

использовать уже сформированные умения и навыки для усвоения новых знаний; 5) закрепляют самостоятельные поисковые навыки; 6) активизируют познавательную деятельность учащихся, их самостоятельность в решении поставленной задачи [12].

Широкое применение в работе по развитию устной речи в период обучения грамоте имеет словесный метод [13]. Этот метод может реализоваться с помощью различных приемов (беседа, рассказ, сообщение, рассуждение). Суть данного метода заключается в том, что учитель, организуя поисковую деятельность учащихся на основе наблюдений над языковым материалом - «звуком», «словом», «предложением», «высказыванием», а также речью, в целом не только способствует воспроизведению усвоенного, но и формирует выводы, размышления, рассуждения.

Беседа - это один из приемов, с помощью которого реализуется словесный метод. Необходимое условие беседы есть четкость постановки вопросов, их структура и содержание. Согласно содержанию, вопросы направлены на формирование как языковых, так и речевых умений и навыков, а именно:

- на припоминание, воспроизведение, накопление словаря, проверку качества знаний, которые способствуют развитию памяти;

- формирование речевых навыков, направленных на формирование базовых понятий «звук», «слово», усвоение норм литературного произношения;

- совершенствование звукопроизношения;

- обогащение и активизацию словаря;

- ориентацию в ситуации речи, смысле высказывания, форме его изложения.

Беседа - прием обучения (А. Н. Беляев, М. А. Данилов, Б. П. Есипов), с помощью

которого учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и опыт, выясняет, объясняет, рассказывает, обобщает, ставит вопрос, организовывает работу с учебником, инструктирует, контролирует выполнение задач с целью более эффективного усвоения новых знаний или повторения и проверки учебного материала.

При подготовке к уроку ученые советуют глубоко продумать систему вопросов к беседе, предусмотреть ответы на них (неточные и ложные) и определить, кому из учеников они будут поставлены [14]. Активность учеников, их познавательная деятельность в процессе беседы должны опираться на ранее уже известные факты, явления, на языковую практику, на вопросы учителя как стимул продуктивного мышления, на умственные процессы [15].

Беседа приучает учеников иметь свое мнение и уметь выражать его своими словами, вырабатывает умение следить за развитием материала, выделять главное в нем. Беседа помогает учителю «вывести наружу» умственную деятельность учащихся, получить непосредственную обратную информацию об усвоении и осознании ими материала.

Повествование - прием, который требует самостоятельного изложения материала в соответствии с определенным фактом, событием, явлением [16]. Как отмечает практика, обучению повествовать учитель начинает с первых уроков. Повествование требует от школьника определения содержания высказывания, отбора материала, его систематизации и воспроизведения в соответствии с грамматическими требованиями, логичности построения предложения и последовательности изложения мысли. Обучение строить повествование в процессе работы начинается с построения высказывания по вопросам. При этом используется ситуативно-тематический подход к подбору лексики, сюжетных рисунков, расположенных в порядке изложения мысли.

Рассуждение - размышление о чем-либо или о ком-либо [17]. Этот прием используется для убеждения, а, чтобы управлять этим процессом, у детей вырабатывается определенное мнение, по поводу чего будут строиться рассуждения.

4

о

Huem

научно-методический электронный журнал

ISSN 2304-120Х

Подборский Ю. Г. Педагогические методы и приемы развития устной речи младших школьников в процессе различных видов речевой деятельности // Концепт. - 2015. - № 07 (июль). - ART 15227. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15227.htm. - ISSN 2304-120X.

Рассуждение наиболее сложный прием. Обучение рассуждению начинают с построения высказываний в форме рассказа с вопросами, а также простых по содержанию, структуре и размеру устных отзывов на увиденное, услышанное, прочитанное. Особое место отводится построению рассуждения на нравственно-этические темы. Их содержание включало как прямые доказательства, так и доказательство от «обратного». Выбор темы для построения рассуждений отвечает:

1) возрастным особенностям школьников,

2) уровню нравственного воспитания,

3) доступности содержания проблемы,

4) коммуникативной цели,

5) теме урока.

Проблема, определенная для построения рассуждений, должна интересовать учеников, способствовать желанию и необходимости высказываться, утверждать, убеждать. Задача же учителя - помочь ученику в нахождении аргумента для подтверждения мысли.

Современный учитель, по мнению С. Т. Яворской, должен быть ознакомлен с богатством методов обучения, которые накопила педагогическая наука за время развития школы. Это поможет ему выбрать для изучения определенной темы рациональный и целесообразный метод или прием, способствовать оптимизации учебного процесса, поскольку методы обучения - это живое творчество учителя [18].

Итак, отобранные методы для развития устной речи во время обучения грамоты дают основания утверждать, что они способствуют формированию навыков речевого общения учеников младших классов. Каждый раз, подбирая методы обучения, мы учитываем: что именно изучается, какой образовательный продукт будет создан учениками на уроке; его соответствие изучаемой теме, возрастным особенностям, индивидуальным возможностям и уровню познавательного интереса учеников.

Ссылки на источники

1. Рождественский Н. С. Методика грамматики и орфографии в начальных классах (методы обучения). - М.: Просвещение, 1979. - С. 54.

2. Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1980. - С.195.

3. Хуторской А. Современная дидактика: учеб для вузов. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.

4. Леонтьев А. А. Слово в речевой деятельности: некоторые проблемы речевой деятельности. -М.: Наука, 1965. - С. 2.

5. Рождественский Н. С. Указ. соч. - С. 54.

6. Хуторской А. Указ. соч. - С. 67-87.

7. Яворская С. Т. Новый взгляд на старые проблемы // Педагогика и психология. - 2004. - № 1. -С. 105-143.

8. Рождественский Н. С. Указ. соч. - С. 56.

9. Там же.

10. Федоренко Л. П. Закономерности усвоения родной речи. - М., 1984. - С. 15-16.

11. Методика преподавания родного языка в средних учебных заведениях / под ред.

М. И. Пентилюк: учеб. для студентов-филологов. - Киев: Ленвит, 2000. - С. 69-70.

12. Педагогика / под ред. С. П. Баранова. - М.: Просвещение, 1976. - 356 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Алексюк А. М. Общие методы обучения в школе. - Киев: Сов. школа, 1981. - С. 25.

14. Федоренко Л. П. Указ. соч. - С. 49.

15. Педагогика / под ред. С. П. Баранова. - С. 65.

16. Лернер И. Я., Скаткин М. Н. Дидактическая система методов обучения. - М.: Знание, 1976. -№ 3. - С. 55.

17. Практикум по методике обучения украинскому языку / Коллектив авторов; под ред.

М. И. Пентилюк. - Киев: Ленвит, 2003. - С. 170.

18. Яворская С. Т. Указ. соч. - С. 124.

5

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Подборский Ю. Г. Педагогические методы и приемы развития устной речи младших школьников в процессе различных видов речевой деятельности // Концепт. - 2015. - № 07 (июль). - ART 15227. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15227.htm. - ISSN 2304-120X.

Youri Podborskiyi,

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Pedagogy, Pereyaslav-Khmelnitsky State Pedagogical University named Gregory Pans, Pereyaslav-Khmelnitsky phdpu pedagogika@mail.ru

Pedagogical methods and techniques of younger pupils’ coherent speech development in the course of various kinds of speech activity

Abstract. The paper deals with the problem of availability of today's educators, primary school teachers to use the variety of teaching methods and techniques of speech development of younger s in the course pupils different types of speech activity. The modern teacher should have sufficient theoretical and practical experience in working with younger pupils to use it in the various kinds of speech activity. The paper provides significant amount of work methods and techniques that are used in the work of teachers with younger school children. We use the analogy method, when students model phrases and sentences. The analogy is one of the analytical methods for teaching and learning the Ukrainian language, which is to established in similarities between the phenomena, objects, concepts. It is used for explanation of a new stage based on a material with partial similarity by comparing the known concepts. Verbal literacy method is widely used in work on the development of oral speech during. This method can be implemented using a variety of techniques (interview, story, message, reasoning). The effectiveness of the elementary school teacher will depend on how well and it will be appropriate to use them in work with children.

Key words: younger school children, teaching methods and techniques, speech activity, oral speech. References

1. Rozhdestvenskij, N. S. (1979) Metodika grammatikii orfografii vnachal'nyh klassah (metody obuchenija), Prosveshhenie, Moscow, p. 54 (in Russian).

2. Tekuchev, A. V. Metodika russkogo jazyka v srednej shkole, Moscow Prosveshhenie, 1980, p.195 (in Russian).

3. Hutorskoj, A. (2001) Sovremennaja didaktika: ucheb dlja vuzov, Piter, St. Petersburg, 544 p. (in Russian).

4. Leont'ev, A. A. (1965) Slovo v rechevoj dejatel'nosti: nekotorye problemy rechevoj dejatel'nosti, Nauka, Moscow, p. 2 (in Russian).

5. Rozhdestvenskij, N. S. (1979) Op. cit., p. 54.

6. Hutorskoj, A. (2001) Op. cit., pp. 67-87.

7. Javorskaja, S. T. (2004) “Novyj vzgljad na starye problemy”, Pedagogika i psihologija, № 1, pp. 105-143 (in Russian).

8. Rozhdestvenskij, N. S. (1979) Op. cit., p. 56.

9. Ibid.

10. Fedorenko, L. P. (1984) Zakonomernosti usvoenija rodnojrechi, Moscow, pp. 15-16 (in Russian).

11. Pentiljuk, M. I. (ed.) (2000) Metodika prepodavanija rodnogo jazyka v srednih uchebnyh zavedenijah: ucheb. dlja studentov-filologov, Lenvit, Kiev, pp. 69-70 (in Russian).

12. Baranov, S. P. (ed.) (1976) Pedagogika, Prosveshhenie, Moscow, 356 p. (in Russian).

13. Aleksjuk, A. M. Obshhie metody obuchenija v shkole, Kiev: Sov. shkola, 1981, p. 25 (in Russian).

14. Fedorenko, L. P. (1984) Op. cit., p. 49.

15. Baranov, S. P. (ed.) (1976) Op. cit., p. 65.

16. Lerner, I. Ja. & Skatkin, M. N. (1976) Didakticheskaja sistema metodov obuchenija, Znanie, Moscow, № 3, p. 55 (in Russian).

17. Pentiljuk, M. I. (ed.) (2003) Praktikum po metodike obuchenija ukrainskomu jazyku, Lenvit, Kiev, p. 170 (in Russian).

18. Javorskaja, S. T. (2004) Op. cit., p. 124.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 22.06.15 Получена положительная рецензия Received a positive review 24.06.15

Принята к публикации Accepted for publication 24.06.15 Опубликована Published 24.07.15

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Побдорский Ю. Г., 2015

www.e-koncept.ru

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.