Научная статья на тему 'Игра как один из методов обучения младших школьников на уроках окружающего мира'

Игра как один из методов обучения младших школьников на уроках окружающего мира Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1944
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / РОЛЕВАЯ ИГРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сальникова Ю. И.

Использование игровых методов в учебном процессе позволяет повысить эффективность урока; развивает познавательную активность учащихся; мотивацию к обучению. Для детей младшего школьного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них и учеба, и труд, и серьезная форма воспитания. В данной статье приведены фрагменты уроков с использованием некоторых видов игр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Игра как один из методов обучения младших школьников на уроках окружающего мира»

Список литературы:

1. Перельман Н.В. В классе рояля. - М.: ООО Издательский дом «Клас-сика-XXI», 2011.

2. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.: ООО Издательский дом «Классика-XXI», 1999.

3. Сугоняева Е.Э. Музыкальные занятия с малышами. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2002.

4. Харьковский А. Интервью с продолжением... Жаннэта Металлиди. Фортепианные сборники и циклы для детей и юношества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: compozitor.spb.ru.

5. Цыпин Г.М. Исполнитель и техника. - М.: Academia, 1999.

6. Юрова Т.В. Фортепианные произведения современных отечественных композиторов в педагогическом репертуаре. - М.: Музыка, 2010.

ИГРА КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

© Сальникова Ю.И.*

Средняя общеобразовательная школа № 21, г. Калуга

Использование игровых методов в учебном процессе позволяет повысить эффективность урока; развивает познавательную активность учащихся; мотивацию к обучению. Для детей младшего школьного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них и учеба, и труд, и серьезная форма воспитания. В данной статье приведены фрагменты уроков с использованием некоторых видов игр.

Ключевые слова игра, дидактическая игра, ролевая игра.

В современном обществе важным звеном развития является система образования в целом, и начальное образование как этап обучения школьников. Именно в начальной школе формируются основные умения и навыки, необходимые для продолжения образования. Ключевое значение для решения этой задачи имеет игра - один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения. Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей. В различных системах обучения игре отводится особое место.

Всем известно, что игра есть потребность растущего детского организма. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста игра имеет ис-

* Учитель начальных классов.

ключительное значение: игра для них и учеба, и труд, и серьезная форма воспитания. В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста, одним из важнейших путей включения детей в учебную деятельность.

Игра - это одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету. Еще К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным [3, с. 27]. Виноградова Н.Ф. утверждает, что «... игра - это структурный элемент (часть) урока по ознакомлению детей с окружающим миром» [1, с. 15]. Исследованию дидактических возможностей игры посвящены работы Ш.А. Амонашвили, А.К. Бондаренко, Е.Ф. Иваницкой, Е.И. Удальцовой, А.И. Сорокиной

Игра занимает значительное место в первые годы обучения детей в школе. На начальном этапе обучения учащихся интересует только сама форма игры, а затем уже и то содержание, без которого нельзя участвовать в игре. В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится совершать те или иные действия, решать задачи. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других людей, сдерживать свои желания. У них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

Значительная часть игр дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного.

На этапе закрепления изученного материала можно использовать игры-загадки (А.А. Плешаков, 1 класс, тема урока: «Многообразие животных»). Задание: детям предлагаются загадки, а отгадку они должны «найти» в классе и прикрепить иллюстрацию на доску. Разделить всех животных на группы.

Когда дети отгадали загадки, прикрепили на доску необходимые иллюстрации, им задаются следующие вопросы:

- На какие группы вы разделили все животных?

- Кого вы отнесли к насекомым?

- По каким признакам вы узнали, что муравей и комар - это насекомые?

- Кто же такие насекомые?

Аналогичная работа проводится по каждой группе животных.

Рассмотрим некоторые виды игр.

При ознакомлении ребенка с окружающим миром широко используют дидактическую игру. Дидактическая игра - очень важный метод обучения млад-

ших школьников, так как она имеет огромное значение для уточнения и систематизации знаний детей, для развития основных компонентов учебной деятельности - умения действовать в соответствии с правилами, подчинять свои действия действиям других участников игры и т.д. При отборе игры или ее составлении надо обратить внимание на наличие и четкость ее структурных компонентов: дидактическую цель (задачу), игровое правило и игровое действие.

Приведем пример. Дидактической целью игры «Из чего и кем сделано?» является уточнение знания детей о том, что их платья и костюмы сделаны из хлопчатобумажной ткани. Игровые правила: слушать внимательно рассказ педагога, по ходу показывать картинку, иллюстрирующую рассказ. Игровые действия: путешествие туда, где растет хлопок; где из хлопка изготавливают хлопчатобумажные ткани - в «ситцевое царство»; путешествие на фабрику одежды, где из ткани шьют платья и костюмы; показ картинок, соответствующих содержанию рассказа учителя.

Ролевая игра - самостоятельная, свободная деятельность детей, основанная на воображении, активности, творчестве, инициативе, и требующая самостоятельного развития воображаемой ситуации. Именно поэтому ролевая игра становится для детей значимой деятельностью. «... Усилие, необходимое для какой-нибудь трудной работы, отнюдь не уменьшится, а скорее увеличится и приведет к лучшим результатам, если эта работа примет форму игры», - утверждал Э. Клапаред [2, с. 79].

В процессе ролевой игры уточняются и систематизируются ранее полученные детьми знания, закрепляются умения применять их как в учебной, так и в бытовой ситуации.

Например, после уроков, которые знакомят с осенними изменениями в природе (З.А. Клепинина, 2 класс), целесообразно провести ролевую игру «Лесное собрание». Дети распределяют роли (медведь, заяц, еж, белка, ящерица, бабочка, дятел, грач и т.п.), выбирают «председателя» собрания, затем каждый участник рассказывает другим, как он готовится к зиме, как будет проводить зиму. Другие «животные» задают ему вопросы, советуют или возражают.

Уроки с применением игр становятся радостными, увлекают учеников, подталкивают к поисковой деятельности, ставят перед ними задачу самостоятельно решить проблемную ситуацию. Систематическое включение занимательного материала в уроки, помогает не только обогатить, разнообразить учебно-воспитательный процесс, но и заставляет детей по-другому взглянуть на окружающий мир. Это взгляд любознательной, ищущей, пытливой личности-любителя, охранника природы.

Список литературы:

1. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1982. - 112 с.

2. Клапаред Э. Психология ребенка и экспериментальная педагогика / Под ред. Д.Т. Кацарова. - М.: URSS, 2007. - 167 с.

3. Ушинский К.Д. Собр. соч.: в 11 томах. Т. 5. - М.; Л.: АПН РСФСР, 1948-1952.

МОТИВАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ГИМНАЗИИ К ВОВЛЕЧЕНИЮ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ХИМИИ

© Федоров А.В.*

Гимназия № 62, г. Новокузнецк

Весьма сложной является задача включения обучающихся в организуемую научно-исследовательскую деятельность по химии. Химия является дисциплиной, которая имеет высокий коэффициент трудности и обучающиеся не решаются привлекаться к научно-исследовательской работе по этому предмету. Мотивацию к научно-исследовательской деятельности в большей степени нужно проводить за счет профориен-тационной направленности. Главной задачей учителя химии являются повышение культуры умственного труда школьников, формирование у них прочных знаний по курсу химии, что влечет за собой успешную сдачу экзаменов в форме ЕГЭ и результативное участие в научно-исследовательских конференциях различного уровня.

Ключевые слова мотивация, контроль, научно-исследовательская деятельность, предпрофильное обучение, химические исследования.

Научно-исследовательская работа (НИР) является важной составляющей современного образования, а особенно гимназического. Интеллект, обеспечивающий понимание окружающей действительности формируется на основе теоретического мышления, поэтому приобщение обучающихся старших классов к научным исследованиям становится особенно актуальным. У старшеклассников на заключительном этапе формируются рефлексивные умения, которые становятся важнейшим психологическим механизмом теоретического мышления [1].

Химия является дисциплиной, которая имеет высокий коэффициент трудности и обучающиеся не решаются привлекаться к научно-исследовательской работе по этому предмету.

Своими задачами в предпрофильной подготовке мы видим в организации образовательной среды, которая создаст условия для самоопределения гимназистов, обеспечит возможность осуществить профессиональные про-

* Учитель химии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.