Список литературы:
1. Перельман Н.В. В классе рояля. - М.: ООО Издательский дом «Клас-сика-XXI», 2011.
2. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.: ООО Издательский дом «Классика-XXI», 1999.
3. Сугоняева Е.Э. Музыкальные занятия с малышами. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2002.
4. Харьковский А. Интервью с продолжением... Жаннэта Металлиди. Фортепианные сборники и циклы для детей и юношества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: compozitor.spb.ru.
5. Цыпин Г.М. Исполнитель и техника. - М.: Academia, 1999.
6. Юрова Т.В. Фортепианные произведения современных отечественных композиторов в педагогическом репертуаре. - М.: Музыка, 2010.
ИГРА КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
© Сальникова Ю.И.*
Средняя общеобразовательная школа № 21, г. Калуга
Использование игровых методов в учебном процессе позволяет повысить эффективность урока; развивает познавательную активность учащихся; мотивацию к обучению. Для детей младшего школьного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них и учеба, и труд, и серьезная форма воспитания. В данной статье приведены фрагменты уроков с использованием некоторых видов игр.
Ключевые слова игра, дидактическая игра, ролевая игра.
В современном обществе важным звеном развития является система образования в целом, и начальное образование как этап обучения школьников. Именно в начальной школе формируются основные умения и навыки, необходимые для продолжения образования. Ключевое значение для решения этой задачи имеет игра - один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения. Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей. В различных системах обучения игре отводится особое место.
Всем известно, что игра есть потребность растущего детского организма. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста игра имеет ис-
* Учитель начальных классов.
ключительное значение: игра для них и учеба, и труд, и серьезная форма воспитания. В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста, одним из важнейших путей включения детей в учебную деятельность.
Игра - это одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету. Еще К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным [3, с. 27]. Виноградова Н.Ф. утверждает, что «... игра - это структурный элемент (часть) урока по ознакомлению детей с окружающим миром» [1, с. 15]. Исследованию дидактических возможностей игры посвящены работы Ш.А. Амонашвили, А.К. Бондаренко, Е.Ф. Иваницкой, Е.И. Удальцовой, А.И. Сорокиной
Игра занимает значительное место в первые годы обучения детей в школе. На начальном этапе обучения учащихся интересует только сама форма игры, а затем уже и то содержание, без которого нельзя участвовать в игре. В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится совершать те или иные действия, решать задачи. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других людей, сдерживать свои желания. У них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.
Значительная часть игр дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного.
На этапе закрепления изученного материала можно использовать игры-загадки (А.А. Плешаков, 1 класс, тема урока: «Многообразие животных»). Задание: детям предлагаются загадки, а отгадку они должны «найти» в классе и прикрепить иллюстрацию на доску. Разделить всех животных на группы.
Когда дети отгадали загадки, прикрепили на доску необходимые иллюстрации, им задаются следующие вопросы:
- На какие группы вы разделили все животных?
- Кого вы отнесли к насекомым?
- По каким признакам вы узнали, что муравей и комар - это насекомые?
- Кто же такие насекомые?
Аналогичная работа проводится по каждой группе животных.
Рассмотрим некоторые виды игр.
При ознакомлении ребенка с окружающим миром широко используют дидактическую игру. Дидактическая игра - очень важный метод обучения млад-
ших школьников, так как она имеет огромное значение для уточнения и систематизации знаний детей, для развития основных компонентов учебной деятельности - умения действовать в соответствии с правилами, подчинять свои действия действиям других участников игры и т.д. При отборе игры или ее составлении надо обратить внимание на наличие и четкость ее структурных компонентов: дидактическую цель (задачу), игровое правило и игровое действие.
Приведем пример. Дидактической целью игры «Из чего и кем сделано?» является уточнение знания детей о том, что их платья и костюмы сделаны из хлопчатобумажной ткани. Игровые правила: слушать внимательно рассказ педагога, по ходу показывать картинку, иллюстрирующую рассказ. Игровые действия: путешествие туда, где растет хлопок; где из хлопка изготавливают хлопчатобумажные ткани - в «ситцевое царство»; путешествие на фабрику одежды, где из ткани шьют платья и костюмы; показ картинок, соответствующих содержанию рассказа учителя.
Ролевая игра - самостоятельная, свободная деятельность детей, основанная на воображении, активности, творчестве, инициативе, и требующая самостоятельного развития воображаемой ситуации. Именно поэтому ролевая игра становится для детей значимой деятельностью. «... Усилие, необходимое для какой-нибудь трудной работы, отнюдь не уменьшится, а скорее увеличится и приведет к лучшим результатам, если эта работа примет форму игры», - утверждал Э. Клапаред [2, с. 79].
В процессе ролевой игры уточняются и систематизируются ранее полученные детьми знания, закрепляются умения применять их как в учебной, так и в бытовой ситуации.
Например, после уроков, которые знакомят с осенними изменениями в природе (З.А. Клепинина, 2 класс), целесообразно провести ролевую игру «Лесное собрание». Дети распределяют роли (медведь, заяц, еж, белка, ящерица, бабочка, дятел, грач и т.п.), выбирают «председателя» собрания, затем каждый участник рассказывает другим, как он готовится к зиме, как будет проводить зиму. Другие «животные» задают ему вопросы, советуют или возражают.
Уроки с применением игр становятся радостными, увлекают учеников, подталкивают к поисковой деятельности, ставят перед ними задачу самостоятельно решить проблемную ситуацию. Систематическое включение занимательного материала в уроки, помогает не только обогатить, разнообразить учебно-воспитательный процесс, но и заставляет детей по-другому взглянуть на окружающий мир. Это взгляд любознательной, ищущей, пытливой личности-любителя, охранника природы.
Список литературы:
1. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1982. - 112 с.
2. Клапаред Э. Психология ребенка и экспериментальная педагогика / Под ред. Д.Т. Кацарова. - М.: URSS, 2007. - 167 с.
3. Ушинский К.Д. Собр. соч.: в 11 томах. Т. 5. - М.; Л.: АПН РСФСР, 1948-1952.
МОТИВАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ГИМНАЗИИ К ВОВЛЕЧЕНИЮ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ХИМИИ
© Федоров А.В.*
Гимназия № 62, г. Новокузнецк
Весьма сложной является задача включения обучающихся в организуемую научно-исследовательскую деятельность по химии. Химия является дисциплиной, которая имеет высокий коэффициент трудности и обучающиеся не решаются привлекаться к научно-исследовательской работе по этому предмету. Мотивацию к научно-исследовательской деятельности в большей степени нужно проводить за счет профориен-тационной направленности. Главной задачей учителя химии являются повышение культуры умственного труда школьников, формирование у них прочных знаний по курсу химии, что влечет за собой успешную сдачу экзаменов в форме ЕГЭ и результативное участие в научно-исследовательских конференциях различного уровня.
Ключевые слова мотивация, контроль, научно-исследовательская деятельность, предпрофильное обучение, химические исследования.
Научно-исследовательская работа (НИР) является важной составляющей современного образования, а особенно гимназического. Интеллект, обеспечивающий понимание окружающей действительности формируется на основе теоретического мышления, поэтому приобщение обучающихся старших классов к научным исследованиям становится особенно актуальным. У старшеклассников на заключительном этапе формируются рефлексивные умения, которые становятся важнейшим психологическим механизмом теоретического мышления [1].
Химия является дисциплиной, которая имеет высокий коэффициент трудности и обучающиеся не решаются привлекаться к научно-исследовательской работе по этому предмету.
Своими задачами в предпрофильной подготовке мы видим в организации образовательной среды, которая создаст условия для самоопределения гимназистов, обеспечит возможность осуществить профессиональные про-
* Учитель химии.