УДК 372.016:502*01/04+37
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Ксензова Мадина Рахимжановна.
г. Северск, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 196», учитель начальных классов, madina_mrn@mail .ru.
Аннотация. В статье рассматривается проблема развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников. Выявлена актуальность использования игр на уроках окружающего мира, способствующих развитию детей младшего школьного возраста. Представлен перечень дидактических игр, способствующих развитию познавательных универсальных учебных действий.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия, младшие школьники, дидактические игры.
DIDACTIC GAMES ON THE LESSONS OF THE ENVIRONMENT AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF THE COGNITIVE UNIVERSAL ACADEMIC ACTIVITIES OF THE YOUNG SCHOOLCHILDREN
Ksenzova Madina.
Seversk, Municipal budgetary educational institution "Secondary School №196", a teacher of primary classes, [email protected].
Abstract. Problem of development of younger schoolchildren's cognitive universal educational actions is considered in the article. The relevance of games use in the lessons of the surrounding world, supporting the children of primary school age development is revealed. The list of didactic games contributing to the development of cognitive universal educational activities is presented.
Key words: universal educational actions, cognitive universal educational actions, younger schoolboys, didactic games.
На современном этапе образования формирование универсальных учебных действия (УУД) является определяющим направлением в развитии начального общего образования. Данная проблема рассматривается в работах А.Г. Aсмолoва, Г.В. Буpминской, И.А. Володарской, А.А. Каpабановой.
Универсальные учебные действия являются умением учиться, то есть способностью субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного освоения нового социального опыта. Также УУД можно определить как совокупность способов действия учащихся, обеспечивающих
самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
А.Г. Асмоловым и Г.В. Бурминской отмечается, что в составе основных видов универсальных учебных действий выделяют четыре основных блока: личностный, регулятивный (включающий действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный [1]. Развитие познавательных универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
Учебный предмет «Окружающий мир» обеспечивает у младших школьников:
- формирование целостной картины окружающего мира в его многообразии и взаимосвязях;
- развитие экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками, а также с окружающей природой;
- воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной и патриотичной личности.
Изучая предмет «Окружающий мир», учащиеся знакомятся с наблюдением экспериментом, измерением, моделированием, классификацией и другими методами познания окружающего мира; усваивают новые компетенции, предметные знания и умения, а также комплекс личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий для дальнейшего успешного освоения программного материала на новой ступени образования.
В изучении окружающего мира раскрывается потенциал учащихся, который во многом зависит от познавательной активности и познавательных интересов младших школьников. Условия развития познавательной активности и познавательного интереса представлено в трудах И.В. Метельского, Н.И. Ворновской, М.А. Данилова. Проблеме развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников посвящены труды многих ученых, в том числе А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, Г.И. Щукиной, И.А. Володарской, Е.В. Губанова.
Познавательные универсальные учебные действия включают общеучебные, логические действия, а также постановку и решение проблемы. Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать её, осуществлять поиск недостающей информации, осмысливать учебные задания, тесты и другой изучаемый материал; выбирать наиболее актуальные и эффективные способы для реализации полученных данных.
Развитие познавательных мотивов учения у младших школьников тесно связано с усвоением теоретических знаний и ориентацией на обобщённые способы действий. Важную роль играет использование познавательных задач, под которыми понимают осмысление явлений и формулировку целей. Познавательные задачи проходят через весь учебный процесс, выполняя в нём самые различные функции: активизируют и мотивируют учащихся, побуждают их
к учебной деятельности, удерживая ход процесса учения на высоком уровне, являясь инструментом для выявления результатов учения. От качества познавательных задач зависит качество знаний, умений и навыков и уровень развития способностей ребёнка.
Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечению успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Развитие познавательной деятельности младших школьников возможно при создании условий для актуализации познавательных интересов как в образовательном процессе, так и вне его. В.В. Давыдов определяет: «В младшем школьном возрасте закладывается основа осознанной познавательной деятельности: развивается произвольность, внутренний план действий, анализ, рефлексия» [4].
Познавательная деятельность (учебная и внеучебная) расширяет кругозор школьника, приобщает его к чтению как одному из важнейших средств познания мира, развивает любознательность и формирует потребность в самообразовании, способствует интеллектуальному развитию и систематическому овладению научными знаниями [5].
Познавательная активность - избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к получению новых, более ёмких и глубоких знаний. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательная активность становится основой положительного отношения к учению. Познавательная активность носит поисковый характер. Под её влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъём, радость от успешного выполнения заданий. Познавательная активность положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность [2].
Каждый период жизни и развития ребёнка характеризуется определённым видом деятельности. Одним из основных путей проникновения ребёнка в окружающий мир является игра. «Игра, - писал В. А. Сухомлинский, - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [8].
В младшем школьном возрасте происходит смена ведущей деятельности, однако игровая деятельность не теряет своей роли, но содержание и её направленность меняется. В это время большое место начинают занимать игры с правилами и дидактические игры. В них ребёнок учится подчинять своё поведение правилам, формируются его движения, внимание, умение
сосредотачиваться, то есть развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.
Уроки с применением познавательных игр становятся радостными, увлекают учеников, подталкивают к поисковой деятельности, ставят перед задачей решить проблемную ситуацию, найти самостоятельное решение. Систематическое включение занимательного материала в уроки, помогает не только обогатить, разнообразить учебно-воспитательный процесс, но и заставляет детей по-другому взглянуть на окружающий мир. Это взгляд любознательной, ищущей, пытливой личности - любителя, охранника природы. Решающую роль в этом играют дидактические игры.
А.И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы
[7].
На уроках окружающего мира в игре школьники учатся осваивать новые темы, учатся исследовать новое, выявлять закономерности, ставить учебные задачи, также игра способствует постановке и решению проблем.
А.А. Смоленцева подчеркивает, что во многом ценность использования дидактических игр в учебном процессе определяется тем, насколько игра способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, вызывает интерес к изучаемому учебному материалу и обеспечивает прочное и сознательное его усвоение. Наибольший интерес у детей в дидактической игре вызывает само игровое действие, именно оно помогает стимулировать активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, представленная в игровой форме, решается ребёнком более успешно, потому что внимание направлено на развитие игрового действия и выполнение правил игры, что позволяет, не напрягаясь, без особых усилий выполнить дидактическую задачу. Благодаря наличию игровых действий дидактические игры делают учение более занимательным, способствуют развитию произвольного внимания детей, формируют предпосылки для более глубокого овладения определенными знаниями, умениями и навыками и развития познавательных универсальных учебных действий [6].
В работах А.З. Зака, В.В. Лайло указывается, что дидактические игры способствуют формированию у детей таких психических процессов, как внимание, память, а также, способствуют развитию наблюдательности, сообразительности, учат детей применять имеющиеся знания и доставляют радость. Важным аспектом использования дидактической игры в начальных классах является руководство игрой. Оно заключается в том, что учитель не только осуществляет подбор игр и определяет, какие программные задачи он будет с их помощью решать, но также и выделяет, соответствуют ли эти задачи программному содержанию. Педагог планирует игру, рассматривает её с точки зрения структуры, выделяет в ней дидактическую задачу, содержание, правила игры, игровые действия. Затем педагог организует игру таким образом, чтобы игра позволяла достичь поставленных в ней задач, чтобы дети в игре уточняли и расширяли свои знания и умения, и обеспечивает участие всех детей в игре [3].
Игра - это естественная для ребёнка форма обучения. Она - часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но удовлетворяет сегодняшние. Учитель, использующий игру, организует учебную деятельность (побуждает его к учению) исходя из естественных потребностей ребёнка, а не исключительно из своих (взрослых) соображений удобства, порядка и целесообразности.
Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребёнка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребёнка. В игре дети учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать предметы по тем или иным признакам; проявлять сообразительность, находчивость, а главное - обретают интерес к учебной деятельности.
Нами были изучены универсальные учебные действия и роль дидактических игр на уроках окружающего мира в развитии познавательных УУД младших школьников.
Развитие познавательных универсальных учебных действий проходило в три этапа. На первом этапе обучающиеся были продиагностированы с помощью методики Г.Ю. Ксезовой «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса», методика выявления существенных признаков С.Л. Рубинштейна и методика «Логические закономерности» Липпмана. По результатам диагностики было выявлено: познавательный интерес находится на низком уровне развития у 46,9 % младших школьников, средний уровень у 43,1 % обучаемых и высокий у 12%; при выявлении развития существенных признаков также отмечено, что у большинства учащихся он находится на низком уровне - 47,1%, средний уровень отмечен у 17,5%, а высокий у 35,4% обучающихся. Таким образом, существует необходимость в использовании дополнительных форм работы на уроках для повышения уровня развития познавательного интереса младших школьников, а также для развития других психических процессов.
Дидактические игры для детей младшего школьного возраста являются одной из форм, используемых на уроках окружающего мира на втором этапе исследования, для развития познавательных универсальных учебных действий.
В процессе экспериментальной работы для развития познавательных универсальных учебных действий, а именно общеучебных, был использован ряд дидактических игр: «Типография», «Найди пару», «Зарядка для ума», «Отгадай животное», «Природа - не природа», «Приметы зимы», «Предмет - вещество», «Живое - неживое», «Правила друзей леса», загадки о птицах, растениях, животных, транспорте и др.
В ходе контрольного эксперимента выявлено, что учебно-познавательный интерес и познавательная активность возросли на 29,3%. Средний уровень остался неизменным, а низкий уровень снизился на 11,8%. Выделение существенных признаков повысилось на 9,7%. Средний уровень увеличился на 17,6%, а низкий снизился на 29,3%.
Таким образом, нами установлено, что использование дидактических игр на уроках окружающего мира способствует развитию познавательных универсальных учебных действий, а именно умению учиться, способности к самообразованию и является актуальным направлением федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Анализируя уровень развития познавательной деятельности можно сделать вывод о том, что использование дидактических игр на уроках окружающего мира способствует развитию познавательных универсальных учебных действий младших школьников, а именно повышению интереса, благоприятствует эффективному усвоению новых знаний, постановки проблемы и ее решению.
Библиографический список:
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - М.: Просвещение, 2011. - 152 с.
2. Бахир В.К. Развивающее обучение [Текст] / В. К. Бахир // Начальная школа
- 2004. - № 5. - С. 26-30.
3. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников [Текст] / А.З. Зак. - М., 2011. - 238 с.
4. Психическое развитие младших школьников [Текст] / Под ред. В.В. Давыдова. - М., 2001. - 317 с.
5. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластёнина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 576 с.
6. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры [Текст] / А.А. Смоленцева.
- М., Просвещение, 2012. - 105 с.
7. Сорокина А.И. Дидактические игры [Текст] / А.И. Сорокина. - М.: Просвещение, 1982. - 98 с.
8. Сухомлинский В.А. Игра - это огромное светлое окно [Текст] / В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1975. - 256 с.