Научная статья на тему 'Познавательные универсальные учебные действия младшего школьника как педагогический феномен'

Познавательные универсальные учебные действия младшего школьника как педагогический феномен Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18505
1470
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ФОРМИРОВАНИЕ / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАНИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ / КРИТЕРИЙ / УРОВЕНЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН / UNIVERSAL COGNITIVE LEARNING SKILLS / PRIMARY SCHOOL STUDENT / FORMATION / STUDYING AND COGNITIVE ACTIVITY / COGNITION / COGNITIVE OPERATION / CRITERIA / LEVEL / PEDAGOGICAL PHENOMENON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елисеева Дарья Сергеевна

Познавательные универсальные учебные действия младшего школьника наряду с другими видами универсальных учебных действий являются центральными понятиями ФГОС НОО. Однако несмотря на неоспоримое значение познавательных универсальных учебных действий в процессе интеллектуального и творческого развития младшего школьника, их рассмотрение в программных документах ФГОС НОО сводится лишь к представлению компонентного состава. Данное исследование раскрывает сущность познавательных универсальных учебных действий младшего школьника как педагогического феномена. На основе анализа психолого-педагогической литературы и учета возрастных особенностей младшего школьника раскрывается сущность понятий «познавательные универсальные учебные действия младшего школьника», «познание», «познавательная деятельность». В статье рассмотрены ключевые характеристики познавательных универсальных учебных действий младшего школьника, их внутренняя и внешняя структура, а также особенности их формирования. Представлены критериальные признаки уровней сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников. Научная новизна результатов исследования, изложенных в статье, заключается в определении ключевых характеристик познавательных универсальных учебных действий младшего школьника как педагогического феномена. Полученные результаты могут быть использованы в теории и практике начального образования в целях повышения качества образования посредством формирования познавательных универсальных учебных действий на продуктивном и творческом уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елисеева Дарья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSAL COGNITIVE LEARNING SKILLS OF A PRIMARY SCHOOL STUDENT AS PEDAGOGICAL PHENOMENON

Universal cognitive learning skills of a primary school student as well as other universal learning skills are basic notions of the New Federal State Educational Standards for Primary School. However, in spite of the fact that the importance of the universal cognitive learning skills in the process of intellectual and creative development of a primary school student is evident, they are not essentially analyzed. The research reveals the essence of the universal cognitive learning skills of a primary school student as a pedagogical phenomenon. Thorough analysis of the psychological and pedagogical resources as well as the study of the primary student age peculiarities allowed us to reveal the essence of such notions as “universal cognitive learning skills of a primary school student”, “cognition”, “cognitive activity”. The key characteristics of the uni-versal cognitive learning skills of a primary school student are considered. Their structure is described. The criteria to evaluate the levels of the development of universal cognitive learning skills for a primary student are presented. The key characteristics of the universal cognitive learning skills of a primary school student as pedagogical phenomenon are defined. The results can be used in theory and practice of primary education in order to improve the quality of modern primary education through the formation of cognitive universal learning skills of a primary school student at the productive and creative levels.

Текст научной работы на тему «Познавательные универсальные учебные действия младшего школьника как педагогический феномен»

Вопросы общего образования

УДК 373.2.016 ББК Ч410.05

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Д.С. Елисеева

Познавательные универсальные учебные действия младшего школьника наряду с другими видами универсальных учебных действий являются центральными понятиями ФГОС НОО. Однако несмотря на неоспоримое значение познавательных универсальных учебных действий в процессе интеллектуального и творческого развития младшего школьника, их рассмотрение в программных документах ФГОС НОО сводится лишь к представлению компонентного состава. Данное исследование раскрывает сущность познавательных универсальных учебных действий младшего школьника как педагогического феномена. На основе анализа психолого-педагогической литературы и учета возрастных особенностей младшего школьника раскрывается сущность понятий «познавательные универсальные учебные действия младшего школьника», «познание», «познавательная деятельность». В статье рассмотрены ключевые характеристики познавательных универсальных учебных действий младшего школьника, их внутренняя и внешняя структура, а также особенности их формирования. Представлены критериальные признаки уровней сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников. Научная новизна результатов исследования, изложенных в статье, заключается в определении ключевых характеристик познавательных универсальных учебных действий младшего школьника как педагогического феномена. Полученные результаты могут быть использованы в теории и практике начального образования в целях повышения качества образования посредством формирования познавательных универсальных учебных действий на продуктивном и творческом уровнях.

Ключевые слова: познавательные универсальные учебные действия, младший школьник, формирование, учебно-познавательная деятельность, познание, познавательное действие, критерий, уровень, педагогический феномен.

В контексте введения ФГОС-11 один из основополагающих ценностных ориентиров начального общего образования определяется как развитие у младшего школьника «умения учиться» как первого шага к самообразованию и самовоспитанию [10, с. 95]. Развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества, а также способностей к организации своей деятельности, в которых на начальном этапе обучения в школе проявляется «умение учиться», осуществляется посредством формирования у младших школьников универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия являются одним из базовых понятий в ФГОС-11 и определяются как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; как совокупность спосо-

бов действия учащегося (а также связанных с ним навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [6, с. 27].

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, А.Г. Асмо-лов, Г.В. Бурменская и И.А. Володарская выделяют четыре блока: личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные универсальные учебные действия [6, с. 28]. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся. Регулятивные универсальные учебные действия направлены на формирование способностей к организации учебной деятельности. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность учащихся.

В контексте нашего исследования рассмотрим познавательные универсальные учебные действия, которые в программных документах ФГОС-11 сводятся лишь к представлению компонентного состава. Однако приоритетность формирования познавательных универсальных учебных действий на начальном этапе обучения требует определения и уточнения сущности данных универсальных учебных действий, а также их характерных особенностей.

Рассмотрим сущность педагогического феномена «познавательные универсальные учебные действия младшего школьника» в контексте понятий «познание», «учебное познание», «учебно-познавательная деятельность».

В философии познание рассматривается как процесс отражения сознанием человека объективной реальности, который ведет от незнания к знанию, от менее полных знаний к более полным и точным знаниям [9, с. 40]. В современных школах задача приобщения учащихся к активному познанию окружающего мира осуществляется за счет овладения ими, в первую очередь, основами учебного познания, в процессе которого ученик открывает для себя то, что ему ранее не было

известно, но это неизвестное уже стало основой, фундаментом науки [9, с. 42]. Учебное познание младшего школьника носит активный, творческий характер. Его развитие происходит через возникновение и развитие противоречий между достигнутым уровнем обучения и требованиями практики, между тем, что уже познано и что предстоит познать [9, с. 42].

Уточним, что введение ФГОС-П ознаменовало ряд существенных изменений в учебном познании младшего школьника. Накануне введения ФГОС-П (2000 год) особенности учебного познания младшего школьника можно было охарактеризовать следующим образом: основой содержания образования является эмпирический материал, охватывающий уровень учебного познания и пред-

полагающий использование таких методов обучения, как наблюдение, опыт, экскурсия, анализ наглядных пособий [13, с. 68].

В контексте ФГОС-П, нацеленного на формирование у учащихся «умения учиться», а также умения переносить полученные знания в новую незнакомую ситуацию, учебное познание младшего школьника приобрело качественно новые характеристики, которые представлены в табл. 1.

Учебное познание младшего школьника осуществляется в процессе учебно-познавательной деятельности. В современной педагогической науке учебно-познавательная деятельность рассматривается как деятельность субъекта, осуществляющего целеполагание на основе согласования предметных и личностных задач; решение этих задач на основе универсальных способов деятельности; ориентацию на систему значимых ценностных отношений «я - мир» с целью присвоения содержания образования при содействии и поддержке педагога [5]. Однако учебно-познавательная деятельность обязательно сопровождается овладением необходимыми познавательными универсальными учебными действиями, которые выступают её структурной единицей.

Таким образом, познавательные универсальные учебные действия младшего школьника определяются нами как универсальные действия, обеспечивающие организацию учебно-познавательной деятельности и направленные на познавательное развитие личности младшего школьника. Под познавательным развитием личности понимается формирование у учащихся научной картины мира, развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью, овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения, развитие репрезентативного, символического, логического и творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии [15, с. 7].

Таблица 1

Особенности учебного познания младшего школьника в контексте ФГОС-11

Содержание образования Уровни познания Методы обучения

Эмпирический материал с элементами чувственного и рационального отражения, проблемы творческого и поискового характера и их разрешение Учебное познание с ориентацией на высокий уровень теоретических знаний; формирование эмпирического уровня научного познания Проблемный метод, активные методы обучения, метод проектов, методы формирования критического мышления, элементы моделирования, наблюдение, опыты, экскурсии

Познавательные универсальные учебные действия младшего школьника направлены на обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетент-ностей в любой предметной области, определенной программой начального общего образования, на обеспечение всех этапов усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей младших школьников.

В блоке познавательных универсальных учебных действий А.Г. Асмолов выделяет общеучебные действия, логические действия, а также действия постановки и решения проблемы [6, с. 90-91].

Общеучебные действия - это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний, в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или иной учебной дисциплины.

Особую группу в системе общеучебных познавательных действий представляют зна-ково-символические действия. Использование разнообразных знаково-символических средств для выражения одного и того же содержания выступает способом отделения содержания от формы, что, по мнению созда-

телей концепции универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская), рассматривается в педагогике и психологии в качестве существенного показателя понимания учащимися учебной задачи [6, с. 97].

Логические действия имеют наиболее общий характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знаний. Сформированные логические действия определяют характер логического мышления.

Действие постановки и решения проблемы или задачи выступает как цель и как средство обучения, так как, базируясь изначально на сформированности логических операций (анализ, синтез, сравнение, установление аналогий, классификация и т. д.), данное учебное действие становится одним из основных показателей уровня развития учащихся, открывает им пути для овладения новым знанием [6, с. 91].

Более подробно система познавательных универсальных учебных действий младшего школьника представлена в табл. 2 [6, с. 29-30].

В познавательных универсальных учебных действиях младшего школьника можно выделить как внешнюю, так и внутреннюю структуру.

Общеучебные действия Знаково-символические действия Логические действия Действия постановки и решения проблем

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе и при помощи компьютерных средств; - структурирование знаний; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности; - смысловое чтение - моделирование; - преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область - анализ объектов с целью выделения признаков; - синтез; - сравнение; - сериация; - классификация объектов; - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Таблица 2

Содержание познавательных универсальных учебных действий школьника

Опираясь на положение, что в основе построения внешней структуры любой деятельности, в том числе и учебно-познавательной, лежат функции психики по управлению конкретными процессами человеческой деятельности, вслед за Т.И. Шамовой выделим в составе и во внешнем строении познавательных универсальных учебных действий мотива-ционный, ориентационный, содержательно-операционный, ценностно-волевой и оценочный компоненты [11, с. 70]. Данные компоненты познавательных универсальных действий младшего школьника на всех этапах учебного познания функционируют во взаимосвязи и единстве.

Мотивация является первым обязательным компонентом, входящим во внешнюю структуру познавательных универсальных учебных действий младшего школьника. При осуществлении познавательных универсальных учебных действий мотивом для младшего школьника является, во-первых, желание решить трудную познавательную проблему, а во-вторых, сам увлекательный процесс решения этой проблемы. Именно в процессе решения познавательной проблемы младший школьник «учится мыслить, творчески усваивать знания и умения гносеологической направленности» [11, с. 71]. Более того, решение познавательных проблем предоставляет младшему школьнику возможность пережить процесс познания как субъективное открытие еще неизвестного ему знания.

Основой ориентационного компонента познавательных универсальных учебных действий младшего школьника является цель. Познавательные универсальные учебные действия направлены не столько на освоение обобщенных способов деятельности, сколько на разрешение личностно значимой для самого младшего школьника познавательной проблемы [11, с. 72].

Содержательно-операционный компонент познавательных универсальных учебных действий младшего школьника состоит из двух взаимосвязанных частей: системы ведущих знаний (представления, факты, понятия) и способы учения и познания (инструменты получения и переработки информации и применения знаний на практике) [11, с. 72]. Познавательные универсальные учебные действия младшего школьника, сформированные на высоком уровне, предполагают обязательное владение способами приобретения, организации и применения знаний в стандартных и

нестандартных ситуациях. Более того, в процессе решения познавательных задач у младшего школьника возникает потребность в знании способов и приемов познания, в овладении гностическими техниками и технологиями [11, с. 73].

Ценностно-волевой компонент познавательных универсальных учебных действий младшего школьника имеет тесную связь со становлением его мотивационной сферы. Данный компонент познавательных универсальных учебных действий младшего школьника базируется на устойчивой иерархии мотивов, при которой познавательная мотивация заняла доминирующее положение и приобрела для младшего школьника побуждающий и смыслообразующий характер [11, с. 73].

Оценочный компонент познавательных универсальных учебных действий младшего школьника предполагает соотнесение результата познавательного универсального учебного действия с заранее заданным эталоном для установления уровня и качества продвижения младшего школьника в овладении познавательными универсальными учебными действиями, установления и принятия целей по устранению выявленных неудач и закреплению ситуации успеха [11, с. 73].

Внутренней структурной единицей познавательных универсальных учебных действий выступает непосредственно познавательное действие, которое определяется как осознанный, целенаправленный, результативно завершенный познавательный акт, всегда связанный с решением познавательной задачи [11, с. 74].

Осуществление младшими школьниками познавательного действия обязательно сопровождается овладением необходимыми для разрешения познавательной проблемы знаниями и умениями по добыванию, переработке и применению информации. Таким образом, основной единицей внутренней структуры познавательных универсальных учебных действий младшего школьника является умение, которое определяется как освоенный способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков [7, с. 359].

В ФГОС-11 и примерной образовательной программе общего образования познавательные универсальные учебные действия младшего школьника сформулированы достаточно обобщенно. Однако для их целенаправленного формирования необходимо конкретизировать

состав умений, входящих в состав того или иного действия. Так Н.М. Горленко, О.В. Запятой, В.Б. Лебединцевым и Т.Ф. Ушевой были выделены умения, составляющие основу познавательных универсальных учебных действий сравнения, анализа, моделирования [14].

Так, действие сравнения состоит из умений выделять признаки, по которым сравнивают объекты; выделять признаки сходства; выделять признаки различия; выделять главное и второстепенное в изученном объекте; выделять существенные признаки объекта [14, с. 155].

Познавательное действие анализа может быть представлено умениями разделять объект на части; располагать части в определенной последовательности; характеризовать части этого объекта [14, с. 155].

Действие схематизации включает такие умения, как разделение объекта на части; расположение части в определенной последовательности; определение связи между частями и оформление графического изображения [14, с. 155].

Осуществление одного из важнейших познавательных универсальных действий в начальной школе - решения проблемы или задачи - невозможно без овладения умениями анализа текста задачи; перевода текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств; установления отношений между данными и вопросом; составления и осуществления плана решения, а также его последующей проверки и оценки.

Таким образом, рассмотрение сущностных характеристик, состава, а также внешнего и внутреннего строения познавательных универсальных учебных действий позволяет выделить ряд особенностей данного вида универсальных учебных действий. Во-первых, формирование познавательных универсальных учебных действий имеет тесную связь с возрастными психологическими особенностями и возможностями учащихся. Во-вторых, формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника определяется содержанием учебных предметов.

Уточним, что младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования познавательных универсальных учебных действий, так как все виды деятельности, в том числе и учебная, в этом возрасте способствуют развитию познавательной сферы. Внимание, память, воображение, воспри-

ятие приобретают характер большей произвольности. Ребенок осваивает способы самостоятельного управления ими. Более того, в умственном плане осваиваются классификации, сравнения, аналитико-синтетический тип деятельности, действия моделирования, становящиеся предпосылками формирования в будущем учебно-познавательной компетентности.

Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника осуществляется в процессе изучения системы предметов и дисциплин, предусмотренных основной образовательной программой начального общего образования, в которую входят «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Иностранный язык», «Технология». Каждый из этих предметов обладает педагогическим потенциалом, направленным на формирование определенных познавательных универсальных учебных действий младшего школьника.

Педагогический потенциал учебной дисциплины представим на примере формирования познавательных универсальных учебных действий младшего школьника на уроке английского языка (табл. 3).

Уточним, что особенности содержания обучения английскому языку в начальной школе, а именно единство лингвистического, психологического и методологического компонентов, позволяют осуществлять целостное формирование системы познавательных универсальных учебных действий младшего школьника.

В контексте ФГОС-11 планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу.

В рамках ФГОС-11 планируемые результаты приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться».

Блок «Выпускник научится» ориентирует пользователя в том, какой уровень освоения опорного материала ожидается от выпускников. Блок «Выпускник получит возможность научиться» описывает цели, «характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений и навыков, расширяющих и углубляющих систему опорного учебного материала» [10, с. 35].

Таблица 3

Педагогические возможности учебной дисциплины «Английский язык» в контексте формирования познавательных универсальных учебных действий младшего школьника

Познавательные универсальные учебные действия младшего школьника в контексте Основной программы начального общего образования Учет образовательных возможностей английского языка в процессе формирования познавательных универсальных учебных действий младшего школьника

Общеучебные универсальные действия Действия по самостоятельному выделению и формулированию познавательной задачи Ознакомление и овладение языковыми средствами иноязычного общения осуществляется в процессе выделения и решения младшими школьниками познавательных задач: «Как показать, где один предмет, а где много?», «Как не согласиться с высказыванием?», «Как различить английский вопрос и повествовательное предложение?» и т. д.

Действия по поиску и выделению необходимой информации Данные познавательные универсальные учебные действия формируются в контексте обучения аудированию и чтению

Действия, связанные с осознанным построением устного и письменного речевого высказывания Данные познавательные универсальные учебные действия формируются в контексте обучения говорению (монологическая речь) и письму

Действия, связанные с рефлексией учебно-познавательной деятельности Оценка и самооценка деятельности младших школьников собственного уровня овладения неродным языком в контексте инновационной технологии «Европейский языковой портфель»

Действия смыслового чтения Формирование данного познавательного действия осуществляется в контексте обучения младших школьников чтению (ознакомительное, изучающее, поисковое чтение)

Действия моделирования Знаково-символические действия Преобразование структуры речевого образца, воспринимаемого устно, в наглядную модель в процессе овладения младшими школьниками устным вводным курсом; преобразование модели речевого образца с целью выявления законов и правил языка; использование наглядных моделей для решения учебных задач и задач общения; декодирование информации из принятой в УМК символики [8, с. 6]

Логические действия Выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов, анализ и синтез речевых и языковых объектов усвоения при обучении всем аспектам иностранного языка; самостоятельное выведение правил построения иноязычной речи; установление причинно-следственных связей при аудировании и чтении текста; работа с аутентичным устным и письменным текстом [8, с. 6-7]

Действия постановки и решения проблемы Проектная деятельность при овладении иностранным языком как средством общения [8, с. 7]

Так, в сфере познавательных универсальных действий выпускник начальной школы научится воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты - тексты, использовать знаково-символические средства. Младший школьник овладеет действиями моделирования, а также широким спектром действий и операций, включая общие приемы решения задач. Такова общая система планируемых результатов освоения младшим школьником познавательных универсальных учебных действий [10, с. 37].

Рассмотрим планируемые результаты формирования познавательных универсальных действий младшего школьника более подробно, выделив в них вслед за авторами ФГОС-11 (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская) два блока.

Итак, в сфере познавательных универсальных действий выпускник начальной школы научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы и открытого информационного пространства. Более того, ученик научится осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ [10, с. 39-40].

В рамках познавательных универсальных действий блок «Выпускник научится» также включает использование знаково-символиче-ских средств; построение сообщений в устной и письменной форме; ориентацию в разнообразных способах решения задач; овладение основами смыслового чтения; выделение су-

щественной информации из сообщений разных видов. Закончив курс начального общего образования, ученик овладеет основными логическими операциями. Ученик научится анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; научится осуществлять синтез, сравнение, сериацию и классификацию; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; обобщать; осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; устанавливать аналогии. Более того, ученик овладеет рядом общих приёмов решения задач [10, с. 39-40].

Выпускник начальной школы получит возможность в полной мере овладеть ИКТ-компетенцией и научится строить логическое рассуждение, а также произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач [10, с. 40].

Уточним, что достижение планируемых результатов группы «Выпускник научится» в отличие от результатов блока «Выпускник получит возможность научиться» выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы (с помощью накопительной оценки или портфеля достижений), так и по итогам её освоения (с помощью итоговой работы).

Таким образом, необходимость мониторинга результатов освоения познавательных универсальных действий делает актуальной проблему определения уровней сформиро-ванности познавательных учебных действий.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что большинство исследователей (В.П. Беспалько, Г.В. Репкина, Е.В. Заика, Н.Ф. Талызина) в качестве основания для определения уровней сформиро-ванности учебных действий используют такие диагностические признаки, как самостоятельность и осознанность выполнения действия, а также возможность его адекватного переноса из известной, типичной ситуации в новую, неизвестную.

Самостоятельность определяется как «способность личности к деятельности, совершаемой без вмешательства со стороны» [7, с. 303]. Самостоятельность выполнения универсального учебного действия предполагает определенный уровень самостоятельности учащегося во всех его структурных ком-

понентах: от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции с диалектическим переходом от выполнения простейших видов работы к более сложным, носящим поисковый характер.

Сознательность или осознанность действия проявляется в способности правильно понимать и оценивать окружающую действительность, осмысливать собственные действия и их результаты в соответствии с целями и мотивами учения. Сознательность выполнения учебного действия характеризуется также осознанием ответственности за учебные достижения, активностью и самостоятельностью при усвоении и применении знаний [2, с. 469].

Под переносом исследователями (Н.А. Мен-чинской, Д.Н. Богоявленским) понимается использование учащимися имеющихся знаний и приемов умственной деятельности в новых условиях [3, с. 131].

Сформированные познавательные универсальные учебные действия являются компонентом учебно-познавательной компетентности. В связи с этим интерес представляют уровни обучения или уровни усвоения, предложенные В.П. Беспалько [1, с. 45-49].

Понимая под уровнем усвоения или уровнем обучения способность учащегося выполнять некоторые целенаправленные действия для решения определенного класса задач [1, с. 45], В.П. Беспалько выделяет четыре уровня обучения в зависимости от качественных особенностей посильных для выполнения учеником дидактических задач: уровень знакомства, уровень репродукции, уровень умений, уровень трансформации.

Для осуществления уровня знакомства все возможности для принятия решения должны быть представлены во внешнем плане, чтобы учащийся мог оперировать наглядно-образным или наглядно-действенным мышлением.

На уровне репродукции преобладает вербальное мышление, которое дает учащемуся возможность «осуществлять словесное описание действия с объектом изучения, анализировать различные действия и их вербальные исходы» [1, с. 47].

Уровень умений предполагает способность учащихся «применять усвоенную информацию в практической сфере для решения некоторого класса задач и получения субъ-ектно-новой информации» [1, с. 48]. Таким образом, данный уровень характеризуется решением задач на основе ранее усвоенного образца.

На уровне трансформации становится возможным решение любого класса задач за счет переноса усвоенных умений и ориентировки в новых ситуациях с последующей выработкой в процессе деятельности принципиально новой программы принятия решений и действий [1, с. 48].

Г.В. Репкина и Е.В. Заика выделяют шесть уровней сформированности учебных действий. Первый уровень характеризуется отсутствием учебных действий как целостных единиц деятельности. Отличительная особенность второго уровня - выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем. На третьем уровне учащийся неадекватно переносит учебные действия. Четвертый уровень характеризуется адекватным переносом учебных действий из знакомой ситуации в незнакомую в сотрудничестве с учителем. На пятом уровне учащийся способен самостоятельно строить учебные цели, а на шестом - обобщать учебные действия, проявляя творческое отношение к способам действия [12, с. 26-27].

Опираясь на теорию В.П. Беспалько и на уровни сформированности учебных действий, выделенные Г.В. Репкиной и Е.В. Заикой, мы выделим пять уровней сформированности познавательных универсальных учебных действий младшего школьника: недопустимый уровень, уровень понимания, репродуктивный, продуктивный и творческий уровни, диагностические признаки которых представлены в табл. 4.

Нами представлена общая модель оценки уровней сформированности познавательных универсальных учебных действий младшего школьника. Однако познавательные универсальные учебные действия представляют собой сложную, целостную систему, каждый компонент которой требует индивидуального подхода к отбору критериальных признаков сформированности в соответствии с особенностями того или иного вида познавательных универсальных учебных действий младшего школьника.

Таким образом, познавательные универсальные учебные действия младшего школь-

Таблица 4

Диагностические признаки уровней сформированности познавательных универсальных учебных действий младшего школьника

Уровень Название уровня Основные диагностические признаки

1 Творческий Учащийся свободно и осознанно выполняет действие в известной сфере деятельности, но в непредвиденных ситуациях. Учащийся создает новые правила, алгоритмы действий на основе развернутого, тщательного анализа условий познавательной задачи и ранее усвоенных способов деятельности. Обобщение ПУУД на основе выполнения общих принципов построения новых способов действий и выведение нового способа для каждой конкретной задачи [4, с. 172]. Действие учащегося автоматизировано, свернуто и безошибочно

2 Продуктивный Учащийся использует приобретенные умения в нетиповых ситуациях, адекватно перенося ПУУД на новые виды задач. Учащийся самостоятельно обнаруживает несоответствие между условиями задачи и имеющимися способами её решения, при этом правильно изменяя способ решения познавательной задачи в сотрудничестве с учителем

3 Репродуктивный Учащийся выполняет каждую операцию в составе ПУУД в сотрудничестве с учителем, опираясь на подсказку (требуются разъяснения для установления связи отдельных операций и условий задачи) или намек, действует по образцу, подражая действиям учителя или сверстников. Учащийся неадекватно переносит ПУУД на новые виды задач. При изменении условий задачи учащийся не может самостоятельно внести коррективы в действие

4 Понимание Отсутствие ПУУД как целостных единиц: учащийся знаком с данным действием, но выполняет лишь отдельные операции, не планируя и не контролируя свои действия. Учащийся полностью копирует действия учителя. Учебная задача подменяется задачей заучивания и воспроизведения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Недопустимый Учащийся совершенно не владеет ПУУД. Отсутствует опыт учебно-познавательной деятельности. Отсутствует осознание содержания учебных действий. Неспособность дать отчет о них ни самостоятельно, ни с помощью учителя. Навыки приобретаются с трудом и являются крайне неустойчивыми [12, с. 27]

ника как педагогический феномен характеризуются целостностью, которая проявляется во внутреннем единстве познавательных универсальных учебных действий младшего школьника; системностью, так как познавательные универсальные учебные действия младшего школьника являются совокупностью качественно различных универсальных учебных действий, находящихся между собой в сложных и динамических отношениях и объединенных общей целью функционирования; направленностью на познавательное развитие личности младшего школьника. Более того, познавательные универсальные учебные действия младшего школьника имеют внутреннюю и внешнюю структуру, обусловлены психологическими особенностями и возрастными возможностями младшего школьника; требуют непрерывного мониторинга с целью выявления уровня их сформированности на основе диагностических признаков.

Литература

1. Беспалько, В.П. Программированное обучение (дидактические основы) / В.П. Беспалько. -М.: Высш. шк., 1970. - 300 с.

2. Большой психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. -М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 632 с.

3. Возрастная и педагогическая психология: учебно-методический комплекс: учеб. пособие по возрастной и педагогической психологии: в 2 ч. / О.В. Кузьменкова, М.М. Ел-фимова, М.Н. Олекс и др.; под ред. О.В. Кузь-менковой. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. -Ч. 1. - 288 с.

4. Давыдова, И.Н. Универсальные учебные действия: управление формированием / И.Н. Давыдова, О.В. Смирных // Нар. образование. - 2012. - № 1. - С. 172.

5. Даутова, О.Б. Изменение учебно-познавательной деятельности школьника в современном образовании / О.Б. Даутова. -http://www.famous-scientists.ru/list/10060 (дата обращения: 1.06.2014).

6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе:

от действия к мысли: пособие для учителя /

A.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.

7. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Код-жаспиров. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д.: Издат. центр «МарТ», 2005. - 448 с.

8. Никитенко, З.Н. Формирование универсальных учебных действий - приоритет начального иноязычного образования / З.Н. Никитенко // Иностр. языки в школе. - 2010. -№ 6. - С. 2-14.

9. Петронюк, И.С. Психолого-педагогические подходы к проблеме учебного познания / И.С. Петронюк //Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 2 (39). - С. 40-42.

10. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. - М: Просвещение, 2011. - 204 с.

11. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: опыт проектирования внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения / С.Г. Воровщиков, Т.И. Шамова, М.М. Новожилова, Е.В. Орлова и др. - М. : «5 за знания», 2010. - 402 с.

12. Репкина, Г. В. Оценка уровня сформи-рованности учебной деятельности. В помощь учителю начальных классов / Г.В. Репкина, Е.В. Заика. - Томск: Пеленг, 1993. - 61 с.

13. Рындак, В.Г. Методологические основы образования (учебное пособие к спецкурсу) /

B.Г. Рындак. - Оренбург: Издат. центр ОГАУ, 2000. -192 с.

14. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования / Н.М. Горленко, О.В. Запятая, В.Б. Лебедин-цев, Т.Ф. Ушева // Народ. образование. - 2012. -№ 4. - С. 153-160.

15. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская; под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.

Елисеева Дарья Сергеевна, аспирант кафедры общей педагогики, Оренбургский государственный педагогический университет, [email protected].

Поступила в редакцию 30 августа 2014 г.

Bulletin of the South Ural State University Series "Education. Educational Sciences" _2014, vol. 6, no. 4, pp. 16-26

UNIVERSAL COGNITIVE LEARNING SKILLS OF A PRIMARY SCHOOL STUDENT AS PEDAGOGICAL PHENOMENON

D.S. Eliseeva, Orenburg State Pedagogical University, Russian Federation, [email protected]

Universal сognitive learning skills of a primary school student as well as other universal learning skills are basic notions of the New Federal State Educational Standards for Primary School. However, in spite of the fact that the importance of the universal cognitive learning skills in the process of intellectual and creative development of a primary school student is evident, they are not essentially analyzed. The research reveals the essence of the universal cognitive learning skills of a primary school student as a pedagogical phenomenon. Thorough analysis of the psychological and pedagogical resources as well as the study of the primary student age peculiarities allowed us to reveal the essence of such notions as "universal cognitive learning skills of a primary school student", "cognition", "cognitive activity". The key characteristics of the universal cognitive learning skills of a primary school student are considered. Their structure is described. The criteria to evaluate the levels of the development of universal cognitive learning skills for a primary student are presented. The key characteristics of the universal cognitive learning skills of a primary school student as pedagogical phenomenon are defined. The results can be used in theory and practice of primary education in order to improve the quality of modern primary education through the formation of cognitive universal learning skills of a primary school student at the productive and creative levels.

Keywords: universal cognitive learning skills, primary school student, formation, studying and cognitive activity, cognition, cognitive operation, criteria, level, pedagogical phenomenon.

References

1. Bespal'ko V.P. Programmirovannoe obuchenie (didakticheskie osnovy) [Programmed Instruction (Didactic Bases)]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 1970. 300 p.

2. Zinchenko V.P., Meshcheryakov B.G. Bol'shoy psikhologicheskiy slovar' [Large Psychological Dictionary]. Moscow, Praym-EVROZNAK Publ., 2003. 632 p.

3. Kuz'menkova O.V., Elfimova M.M., Oleks M.N. Vozrastnaya ipedagogicheskayapsikhologiya: uchebno-metodicheskiy kompleks uchebnoe posobie po vozrastnoy i pedagogicheskoy psikhologii: v 2 chastyakh. Chast' 1 [Age and Pedagogical Psychology: Training Complex Training Manual on Age and Pedagogical Psychology: in 2 Parts. Part 1]. Orenburg, OGPU Publ., 2005. 288 p.

4. Davydova I.N., Smirnykh O.V. [Universal Learning Activities: Management of Formation]. Education, 2012, no. 1, pp. 172. (in Russ.)

5. Dautova O.B. Izmenenie uchebno-poznavatel'noy deyatel'nosti shkol'nika v sovremennom obra-zovanii [Changing Educational and Cognitive Activity Student in Modern Education]. Available at: http://www.famous-scientists.ru/list/10060 (accessed 1.06.2014).

6. Asmolov A.G., Burmenskaya G.V., Volodarskaya I.A. Kakproektirovat' universal'nye uchebnye deystviya v nachal'noy shkole. Ot deystviya k mysli [How to Design a Universal Learning Activities in an Elementary School. From Action to Thought]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2011. 152 p.

7. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Slovar' po pedagogike [Dictionary of Pedagogy]. Moscow, MarT Publ., 2005. 448 p.

8. Nikitenko Z.N. [Formation of Universal Educational Actions - Priority of Primary Foreign Language Education]. Foreign Languages at School, 2010, no. 6, pp. 2-14. (in Russ.)

9. Petronyuk I.S. [Psychological and Educational Approaches to School Knowledge]. World of Science, Culture and Education, 2013, no. 2, pp. 40-42 (in Russ.)

10. Savinov E.S. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma obrazovatel'nogo uchrezh-deniya. Nachal'naya shkola [Approximate Basic Educational Program of the Educational Organization. Elementary School]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2011. 204 p.

11. Vorovshchikov S.G., Shamova T.I., Noozhilova M.M., Orlova E.V. Razvitie uchebno-poznavatel'noy kompetentnosti uchashchikhsya: opyt proektirovaniya vnutrishkol'noy sistemy uchebno-metodicheskogo i upravlencheskogo soprovozhdeniya [Development of Learning and Cognitive Competence of Pupils: Experience of Design Intra-System of Educational Methods and Management Support]. Moscow, 5 za znaniya Publ., 2010. 402 p.

12. Repkina G.V., Zaika E.V. Otsenka urovnya sformirovannosti uchebnoy deyatel'nosti. V po-moshch' uchitelyu nachal'nykh klassov [Assessment of the Level of Formation of Educational Activity. To Help Primary School Teachers]. Tomsk, Peleng Publ., 1993. 61 p.

13. Ryndak V.G. Metodologicheskie osnovy obrazovaniya (uchebnoe posobie k spetskursu) [Methodological Foundations of Education (Textbook for the Course)]. Orenburg, OGAU Publ., 2000. 192 p.

14. Gorlenko N.M., Zapyataya O.V., Lebedintsev V.B., Usheva T.F. [The Structure of Universal Educational Activities and the Conditions of Their Formation]. Education, 2012, no. 4, pp. 153-160. (in Russ.)

15. Asmolov A.G., Burmenskaya G.V., Volodarskaya I.A. Formirovanie universal'nykh ucheb-nykh deystviy v osnovnoy shkole. Ot deystviya k mysli. Sistema zadaniy: posobie dlya uchitelya [Formation of Universal Educational Activities in the Primary School. From Action to Thought. Task System: A Handbook for Teachers]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2011. 159 p.

Received 30 August 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.