Научная статья на тему 'Роль игры в формировании предпосылок универсальных учебных действий'

Роль игры в формировании предпосылок универсальных учебных действий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1075
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ / ПРЕДПОСЫЛКИ К УНИВЕРСАЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ДЕЙСТВИЯМ / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / ИГРА С ПРАВИЛАМИ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / ПОДВИЖНАЯ ИГРА / ИГРОВОЙ ЗАМЫСЕЛ (ЗАДАЧА) / ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПРАВИЛА ИГРЫ / РЕЗУЛЬТАТ ИГРЫ (ВЫИГРЫШ) / PREPARATION FOR SCHOOLING / PREREQUISITES FOR UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTION / SENIOR PRESCHOOLERS / GAME WITH RULES / DIDACTIC GAME / MOBILE GAME / GAME PLAN (TASK) / GAME ACTIONS / GAME RULES / GAME OUTCOME (WINNINGS)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терентьева Елена Викторовна

В современной психолого-педагогической науке при подготовке будущих первоклассников к обучению в школе произошло смещение акцентов с обучения старших дошкольников определенным знаниям, умениям и навыкам на формирование у них предпосылок к учебной деятельности. Такие изменения стали возможны с реформами, происходящими в системе образования. Принятый федеральный государственный образовательный стандарт определил, что ребенок, завершая дошкольное образование, должен овладеть предпосылками универсальных учебных действий. Ученые выделяют четыре вида универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные и соответственно им предпосылки, формирующиеся на этапе дошкольного образования. Предпосылки универсальных учебных действий у будущих первоклассников в дошкольном детстве могут формироваться только в игровой деятельности ведущей деятельности дошкольников на данном этапе развития. Игра способствует формированию личности ребенка, развитию у него познавательной активности, самостоятельности и саморегуляции. В современной дошкольной педагогике выделяют творческие игры и игры с правилами. В статье рассматриваются игры с правилами, раскрываются характеристики их структурных компонентов: игрового замысла (задачи), игровых действий, правил и результата. Анализируется, какие элементы игр с правилами обеспечивают развитие умений, необходимых при формировании предпосылок к учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE GAME IN FORMING THE PREREQUISITES OF UNIVERSAL TRAINING ACTIVITIES

In modern psycho-pedagogical science, when preparing future first-graders for schooling, there was a shift in emphasis from the training of older preschool children to certain knowledge, skills and skills in shaping their prerequisites for learning activity. Such changes have become possible with the reforms taking place in the education system. The adopted federal state educational standard determined that the child, completing the preschool education, must master the prerequisites for universal educational activities. Scientists distinguish four types of universal educational activities: personal, regulatory, cognitive and communicative and, accordingly, the prerequisites that form at the stage of preschool education. The prerequisites of universal educational activities for future first-graders in preschool childhood can be formed only in gaming activity the leading activity of preschool children at this stage of development. The game contributes to the formation of the child''s personality, the development of his cognitive activity, independence and self-regulation. In modern preschool pedagogy, creative games and games with rules are singled out. The article discusses games with rules, reveals the characteristics of their structural components: game design (tasks), game actions, rules and results. Analyzed, which elements of games with rules provide the development of skills necessary for the formation of prerequisites for learning activities.

Текст научной работы на тему «Роль игры в формировании предпосылок универсальных учебных действий»

педагогические Терентьева Елена Викторовна

науки РОЛЬ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ...

УДК 373.24

РОЛЬ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДПОСЫЛОК УНИВЕРСАЛЬНЫХ

УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

© 2018

Терентьева Елена Викторовна, аспирант

Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, улица Белорусская, 14, e-mail: evterentyeva@mail.ru)

Аннотация. В современной психолого-педагогической науке при подготовке будущих первоклассников к обучению в школе произошло смещение акцентов с обучения старших дошкольников определенным знаниям, умениям и навыкам на формирование у них предпосылок к учебной деятельности. Такие изменения стали возможны с реформами, происходящими в системе образования. Принятый федеральный государственный образовательный стандарт определил, что ребенок, завершая дошкольное образование, должен овладеть предпосылками универсальных учебных действий. Ученые выделяют четыре вида универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные и соответственно им предпосылки, формирующиеся на этапе дошкольного образования. Предпосылки универсальных учебных действий у будущих первоклассников в дошкольном детстве могут формироваться только в игровой деятельности - ведущей деятельности дошкольников на данном этапе развития. Игра способствует формированию личности ребенка, развитию у него познавательной активности, самостоятельности и саморегуляции. В современной дошкольной педагогике выделяют творческие игры и игры с правилами. В статье рассматриваются игры с правилами, раскрываются характеристики их структурных компонентов: игрового замысла (задачи), игровых действий, правил и результата. Анализируется, какие элементы игр с правилами обеспечивают развитие умений, необходимых при формировании предпосылок к учебной деятельности.

Ключевые слова: подготовка к обучению в школе, предпосылки к универсальным учебным действиям, старшие дошкольники, игра с правилами, дидактическая игра, подвижная игра, игровой замысел (задача), игровые действия, правила игры, результат игры (выигрыш).

THE ROLE OF THE GAME IN FORMING THE PREREQUISITES OF UNIVERSAL TRAINING ACTIVITIES

© 2018

Terentyeva Elena Viktorovna, post-graduate student

Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya Street, 14, e-mail: evterentyeva@mail.ru)

Abstract. In modern psycho-pedagogical science, when preparing future first-graders for schooling, there was a shift in emphasis from the training of older preschool children to certain knowledge, skills and skills in shaping their prerequisites for learning activity. Such changes have become possible with the reforms taking place in the education system. The adopted federal state educational standard determined that the child, completing the preschool education, must master the prerequisites for universal educational activities. Scientists distinguish four types of universal educational activities: personal, regulatory, cognitive and communicative and, accordingly, the prerequisites that form at the stage of preschool education. The prerequisites of universal educational activities for future first-graders in preschool childhood can be formed only in gaming activity - the leading activity of preschool children at this stage of development. The game contributes to the formation of the child's personality, the development of his cognitive activity, independence and self-regulation. In modern preschool pedagogy, creative games and games with rules are singled out. The article discusses games with rules, reveals the characteristics of their structural components: game design (tasks), game actions, rules and results. Analyzed, which elements of games with rules provide the development of skills necessary for the formation of prerequisites for learning activities.

Keywords: preparation for schooling, prerequisites for universal educational action, senior preschoolers, game with rules, didactic game, mobile game, game plan (task), game actions, game rules, game outcome (winnings).

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Проблема подготовленности будущих первоклассников к обучению в школе находилась и находится в центре внимания психологов, педагогов и родителей. До недавнего времени готовность детей к школе рассматривалась как накопление некоторого объема знаний, который будет необходим им при изучении программы первого класса. Ребенок должен был прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Уровень его развития до поступления в школу во многом определялся степенью его обученности этим умениям и навыкам. Во внимание не брались те качества, которыми по-настоящему должен владеть будущий первоклассник, не делался акцент на сформированность у него предпосылок к учебной деятельности [1-3].

Главный показатель готовности к школьному обучению - желание и умение ребенка учиться, владеть компонентами учебной деятельности. Все это обеспечивает успешность обучения в школе [4].

Смещение акцентов со знаниевого аспекта на сфор-мированность у дошкольника навыков учебной деятельности стало возможным с изменениями, происходящими в системе образования и, в частности, с принятием федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО).

В ФГОС ДО обозначено, что ребенок на этапе завершения ступени дошкольного образования должен овла-Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3(24)

деть предпосылками универсальных учебных действий, т. е. целевыми ориентирами, которые рассматриваются как «социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка» [5, с. 29].

Какие предпосылки универсальных учебных действий должны быть развиты у будущего первоклассника?

Во-первых, мотивационная составляющая, которая подразумевает под собой желание учиться, получать новые знания.

Во-вторых, должны быть сформированы основы произвольного поведения, чтобы ребенок мог прилагать волевые усилия для достижения поставленных целей, осуществлять самоконтроль, оценивать результаты своей деятельности и принимать оценки взрослого.

В-третьих, у ребенка должна быть сформирована активная позиция, проявляющаяся в самостоятельности и направленности на учение и получение новых знаний. А также умение осуществлять различные мыслительные операции, устанавливать причинно-следственные связи.

В-четвертых, дошкольник должен уметь работать в коллективе, так у него разовьется умение подчиняться правилам и нормам, способность договариваться, учитывать интересы и чувства других.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Известно,

Terentyeva Elena Viktorovna pedagogical

THE ROLE OF THE GAME ... sciences

что предпосылки универсальных учебных действий не включают такие умения, как умение читать, писать, считать. Для успешного обучения в школе важны знания, но ребенок не должен получать готовые знания, а должен владеть способами добычи информации и реализации в практической деятельности [6].

Способы поиска информации, и ее понимания ребенок легче всего осваивает в процессе игровой деятельности. Игра является предметом исследования философов, историков, психологов, педагогов, которые изучают разные аспекты данного вида деятельности. В центре их внимания рассмотрение роли игры в становлении личности ребенка, подготовки дошкольника к успешному обучению в школе.

Игра обеспечивает детям развитие тех качеств, которые позволяют им по своему желанию вносить в игровые планы изменения, самостоятельно входить во взаимодействие со сверстниками, реализовывать свои силы и возможности, проявляя самостоятельность, активность и саморегуляцию [7]. Эти характеристики играют не только неоценимую роль в формировании личности будущего школьника, но и способствуют формированию элементов учебной деятельности.

Формирование целей статьи (постановка задания). Особое внимание при становлении учебной деятельности у детей предшкольного возраста уделяется развитию универсальных учебных действий. Цель данной статьи изучить роль игровой деятельности в развитии универсальных учебных действий. Более подробно остановимся на раскрытии данной проблемы.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Теоретический анализ исследований дает нам право рассматривать универсальные учебные действия, как совокупность «актов», направленных на учение, освоение учебной деятельности и на этой основе приобретения нового социального опыта [8].

«Предпосылки к какой-либо деятельности - различные основания и стимулы, побуждающие людей к осуществлению некоторых действий, а также уже имеющаяся система знаний о мире» [9].

В исследованиях (А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой и др.), изучающих процесс развития универсальных учебных действий, определены четыре их вида: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Соответственно им выделяют и предпосылки универсальных учебных действий, формирующиеся на дошкольной ступени образования [10; 11].

Предпосылки коммуникативных универсальных учебных действий - это владение дошкольником следующими навыками и умениями: устанавливать дружеские отношения; общаться, как со своими сверстниками, так и со взрослыми; вставать на позицию другого, учитывая его мнение и точку зрения; высказывать свое мнение, чувства и мысли; включаться в коллективную деятельность, сотрудничать; решать конфликты мирным путем.

Предпосылки регулятивных универсальных учебных действий обеспечивают самостоятельную организацию будущими школьниками своей деятельности. Дети могут понимать цель действия, задания, которое им необходимо выполнить; уметь прогнозировать и планировать; осуществлять контроль, коррекцию и оценку своей деятельности; подчинять свои действия определенным правилам, что предполагает сформированную волевую саморегуляцию [12].

Предпосылки познавательных универсальных учебных действий - это операциональная сторона умения учиться. Будущие первоклассники могут осуществлять поиск, выделение нужной информации и извлечение необходимых знаний. У них сформированы все необходимые мыслительные операции: умение обобщать, анализировать, классифицировать, сравнивать, осуществлять синтез и сериацию. Они могут устанавливать причинно-308

следственные связи [13].

Предпосылки личностных универсальных учебных действий представляют собой мотивационную и эмоциональную стороны личностного развития. Заключается это в том, что у ребенка сформирована адекватная самооценка, представления о себе, он обладает морально-нравственными качествами и умеет организовывать свое поведение в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе.

Уровень подготовленности ребенка к школьному обучению в предшкольный период и правильно сформированные предпосылки универсальных учебных действий определят успешность в освоении им школьной программы.

К концу дошкольного возраста происходят значительные изменения в разных сферах личности ребенка. Для настоящего исследования интерес представляют изменения, связанные с развитием познавательных процессов, желанием и стремлением заниматься новыми делами, более сложными [14-24].

Старшие дошкольники играют практически во все виды игр, которые можно обнаружить у детей до поступления в школу. Так в современной дошкольной педагогике приняты разные классификации игр, одна из них представлена следующим образом:

- творческие игры (сюжетно-ролевые, театрализованные, игры-драматизации, режиссерские, строительно-конструктивные);

- игры с правилами [25].

Игры с правилами - особая группа игр, направленных для реализации необходимых задач в обучении и воспитании детей, оказывающих значительное влияние на формирование предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников. Все игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий и характеризуются следующими особенностями:

1. В игре всегда есть игровой замысел или игровая задача, которые реализуются только через игровые действия. Из замысла и действий формируется содержание игры. Игровая задача формулируется взрослым, отражает цель обучения и мотивирует детей на игровую деятельность. Игровые действия представлены в виде отдельных элементов игровой деятельности. Разнообразие игровых действий обеспечивает интерес детей к игре.

2. Действия и отношения играющих регулируются правилами. Правила игры необходимы как для управления игровой деятельностью и игровой задачей, так и для решения задач по формированию личности ребенка.

3. Правила игры и ее содержание позволяют детям самостоятельно организовываться и производить игру.

4. В замысле, действиях и правилах заключено воспитательно-образовательное содержание игры.

5. Подведение итогов является обязательным компонентом игры. В конце игры делается акцент на достижения каждого ребенка, обязательно подчеркиваются успехи отстающих детей.

Рассмотрим структурные компоненты игры с правилами: замысел (задача), игровые действия, правила и результат. А также определим, как эти компоненты обеспечивают развитие умений, необходимых для формирования универсальных учебных действий.

Игровой замысел отражается названием игры, игровой задачей, решение которой необходимо найти в игре. Характер игровой задачи игры с правилами определяет ее вид: дидактическая игра (настольно-печатная, предметная, словесная) и подвижная игра (по степени подвижности и обучающей задаче) [25].

Игровой замысел (задача) определяет познавательный характер игры, определяет, каким должен быть уровень и объем знаний играющих, и какова последовательность игрового действия. Игровые задачи могут быть самые разные. В дидактических играх: определить, каких предметов меньше или больше, сравнить их, убрать Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)

педагогические науки

Терентьева Елена Викторовна РОЛЬ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ...

лишние игрушки, наити одинаковые и т.д.; в подвижных - пробежать с ускорением, меняя направление, проползти на четвереньках и т. д.

Дидактические игры специально создаются или приспосабливаются для целеИ обучения. «Дидактическая игра отличается четко поставленнои целью обучения, ориентацией на педагогический результат» [26, с. 194].

Наличие задачи в дидактической игре подчёркивает ее обучающий характер, определяет нацеленность её содержания на активизацию познавательной активности детей. Поэтому дидактическая игра содействует развитию самостоятельности и активности мышления и речи у дошкольников.

Решение задач в игре развивает у детей сосредоточенность, внимание, последовательность действий, умение осмысливать правила и преодолевать трудности. Развивает у дошкольников ощущения и восприятие, формирует представления, помогает усваивать нужные знания.

Осуществляться игра без игровых действий не может, они заложены в ее основе и представляют собой рисунки-сюжеты, присущие каждой игре. Как и игровые задачи, игровые действия могут быть разнообразными. Так в дидактических играх, например, сравнить, проанализировать, измерить, сосчитать, подобрать предметы или картинки, сложить, передвинуть. В подвижных играх игровые действия представлены разнообразными движениями, доступными детям.

Игровые правила это особого рода предписания, определяющие функции и задачи каждого участника, последовательность и содержание игровых действий. Правила в игре имеют силу закона, они должны неукоснительно выполняться всеми. Характер правил безличный, договорной, они обязательны для всех играющих. Варианты игр и модификация правил возможна, но если участники выбрали определенный вариант игры и определили ее правила, то они должны их соблюдать до завершения игры [27]. Обязательность правил для играющих связана с совместностью действий детей - только соблюдая их, дети могут играть. Как отмечает ряд современных ученых, основное развивающее значение игры с правилами заключается в развитии у детей самостоятельной нормативной регуляции поведения. При наличии правила, обязательного для всех игроков, появляется необходимость в контроле за их выполнением. Умение подчиняться правилам, точность их соблюдения оказывает влияние на развитие волевого поведения, произвольной концентрации внимания дошкольников [27].

Правила в игре могут быть разными: одни определяют последовательность игровых действий и их характер, другие осуществляют регуляцию отношений между игроками. Бывают правила, ограничивающие или запрещающие определенное поведение или действие. Есть правила, предусматривающие определенные последствия в виде «наказания» за допущенные нарушения других правил и исполнению других действий. Так необходимость выполнять определенную роль: «мышкам» убежать от «кота», чтобы он их не поймал; выполнить упражнение согласно сигналу ведущего; преодолеть определенные препятствия и первым дойти до финиша и т. д. определяют правила в подвижных играх. Следование подобным правилам развивает у дошкольников согласованность действий, дисциплинированность, умение организовывать свою деятельность, оказывать помощь товарищу, идти на уступки друг другу, выполнять установленные правила. Если правила игры не выполняются, игра теряет смысл, перестает представлять интерес для детей.

Игровой замысел, игровые действия и правила тесно взаимосвязаны друг с другом. Замысел определяет характер игровых действий, правила помогают осуществить их и найти решение игровой задачи. Следовательно, в игре дети учатся неосознанно. Данное свойство игры называется автодидактизмом, и подразумевает под собой

непреднамеренное обучение и развитие ребенка через игровой замысел, действия и правила [28].

Ещё одним важным отличием игры с правилом является её результат, т.е. выигрыш. Главная задача таких игр - неукоснительно соблюдать правила и превзойти или опередить партнёров по игре. Сам по себе результат игрока не так важен, значимость он приобретает в сравнении с результатами других, в определении первенства одного из играющих, которое опять же определяется правилами (например, выигрывает тот, кто раньше прибежит, или дольше будет бегать в кругу, или кто лучше спрятался).

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, в играх с правилами развиваются предпосылки коммуникативных, регулятивных, познавательных и личностных универсальных учебных действий дошкольников. Играя, дети учатся согласованности и соблюдению очередности действий; работе в парах: слышать друг друга, обмениваться ролями; проявлению выдержки и дисциплинированности; у них формируется умение вставать на позицию своего партнера в выполнении действий в игре, в общении.

Игра относится к основным видам человеческой деятельности. Ее элементы существуют на всем протяжении жизненного пути человека, начиная с раннего детства и до конца дней. Неоценима роль игры в детстве - периоде жизни каждого человека, насыщенном эмоциями и образностью.

Мотивы, которыми руководствуется дошкольник во время игры не просто игровые мотивы. Эти мотивы определяют более высокие типы деятельности, доминирующие на следующем этапе возрастного развития.

Игра с правилами со всеми ее структурными компонентами способствует возникновению соревновательных отношений между детьми, развитию стремления к достижению успеха и необходимого результата, соотнесению собственных достижений с результатами сверстников. Это сопоставление, выделение себя среди товарищей производится дошкольником самостоятельно, соответственно тем критериям, которые доступны его пониманию. Значимым является также то, что ребенок в игре приобретает опыт переживания временной неудачи.

Игры с правилами, в частности, дидактические игры напрямую связаны с предстоящей учебной деятельностью и поведением учащихся. Участие в дидактических играх позволяет ребенку меньше увлекаться процессом игры и ее сюжетом. На первый план начинают выходить учебные интересы, стремление к приобретению новых умений и знаний. Кроме того, в таких играх также развивается произвольность деятельности в поведении и общении ребенка со своими сверстниками и взрослыми, представляющая существенную ценность для будущего школьника.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 2007. 208 с.

2. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Аркти, 2003. 146 с.

3. Смирнова Е.О. Детская психология. М.: ВЛАДОС, 2008. 336 с.

4. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: психолого-педагогические основы. М.: Академический проект, 2005. 256 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.:Центр педагогического образования, 2014. 32 с.

6. Беркалиев Т.Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы. СПб.: КАРО, 2007. 144 с.

7. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Избранные психологические произведения в 2 томах. М.: Просвещение, 2003. Т. 1 С. 303-323.

Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3(24)

309

Terentyeva Elena Viktorovna THE ROLE OF THE GAME .

pedagogical sciences

8. Колосов К.А., Пучкова Г.В. Обучение и развитие: практико-ориентированный подход. Самара: ПГСГА,

2012. 228 с.

9. Энциклопедия эпистемологии и философии науки./ под ред. Касавина И.Т. М.: Издательство «Канон+», РООИ «Реабилитация». 2009. URL https://iphras.ru/ page21070618.htm.

10. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / под. ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с.

11. Осмоловская И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов // Начальная школа. 2012. № 10. С. 6.

12. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М.: Вита-Пресс, 2008. 202 с.

13. Щеулова Е.А., Митичева Т.И. Формирование познавательных учебных действий младших школьников как психолого-педагогическая проблема // Молодой ученый. 2017. № 1. С. 425-428. URL https://moluch.ru/ archive/135/37749/ (дата обращения: 18.03.2018).

14. Дыбина О.В. Познавательно-исследовательская деятельность детей // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2016. № 1. С. 24-30.

15. Миленко В., Лепетюха В. Учение с увлечением // Дошкольное воспитание. 2012. № 1. С. 25-30.

16. Скоробогатова А.И. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития личности дошкольника в условиях реформирования системы образования // Карельский научный журнал.

2013. № 4 (5). С. 98-100.

17. Котова С.А. Современная тенденция использования интерактивной доски в работе с дошкольниками // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3 (8). С. 44-46.

18. Щетинина В.В. Формирование опыта сотрудничества старших дошкольников // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 41-44.

19. Ремезова Л.А. К проблеме развития конструктивной деятельности дошкольников с нарушениями зрения в условиях реализации требований фгос дошкольного образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 132-136.

20. Якименко С.И. Блочная система интеграции знаний у старших дошкольников // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 82-85.

21. Зайцева О.Ю., Карих (Канащенкова) В.В. Социокогнитивный подход к развитию художественного мышления дошкольников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 53-56.

22. Репринцева Г.А., Серых Л.В. Субъектно-событийная общность детей и взрослых как условие развития субъектности дошкольников в познавательной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 142-145.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Федоров А.Л., Еник О.А. Применение систем автоматизированного проектирования для формирования пространственного мышления у старших дошкольников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 172-174.

24. Dybina O.V. Advancing success in behavior and activities as one of conditions for development of self-esteem with children // European Research Studies Journal. 2016. Т. 19. № 2S. С. 251-257.

25. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 416 с.

26. Репринцева Е.А. Педагогика игры: теория, история, практика. Курск: Изд-во Курс. гос. ун-та, 2005. 421с.

27. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. М.: Академический Проект. 2002. 182 с._

28. Гниденко О. А. Развитие произвольности дошкольников в играх с правилами // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2016. С. 23-25. URL https://moluch.ru/conf/ped/ archive/186/9415/ (дата обращения: 18.03.2018).

Статья поступила в редакцию 04.07.2018 Статья принята к публикации 27.08.2018

310

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.