Научная статья на тему 'Формирование универсальных учебных действий младшего школьника средствами проектно-задачной технологии'

Формирование универсальных учебных действий младшего школьника средствами проектно-задачной технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2620
394
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / PROJECT TRAINING OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS / PROJECT TASK / UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чумакова Ирина Алексеевна

Представлена модель формирования универсальных учебных действий младших школьников через решение проектных задач. Предложена технология реализации данной модели, позволяющая сформировать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чумакова Ирина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of universal learning actions in primary school students by means of project-task technology

This article presents a model of formation of universal learning actions in younger school students through solving project tasks. The author offers a technology of its implementation, which makes it possible to create personal, regulatory, informative, and communicative universal educational actions.

Текст научной работы на тему «Формирование универсальных учебных действий младшего школьника средствами проектно-задачной технологии»

УДК 371.016:511.1

И. А. Чумакова

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНО-ЗАДАЧНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Представлена модель формирования универсальных учебных действий младших школьников через решение проектных задач. Предложена технология реализации данной модели, позволяющая сформировать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2012. Вып. 11. С. 139—146.

140

This article presents a model of formation of universal learning actions in younger school students through solving project tasks. The author offers a technology of its implementation, which makes it possible to create personal, regulatory, informative, and communicative universal educational actions.

Ключевые слова: проектное обучение младших школьников, проектная задача, универсальные учебные действия.

Key words: project training of primary school students, project task, universal educational actions.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования указывает на необходимость новых подходов как к организации учебно-воспитательного процесса в школе в целом, так и к поиску и разработке новых моделей и технологий образования младшего школьника в частности. В качестве важнейших ценностей образования выдвинуты саморазвитие, самостоятельность и творчество ребенка, а задач — раскрытие способностей каждого ученика и воспитание его как личности, готовой к жизни в современном мире. Современное образование ориентировано не на трансляцию (передачу) знаний, а на выявление и развитие творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его к самостоятельной и продуктивной учебной деятельности.

Как показало изучение современных образовательных стратегий, одним из наиболее перспективных путей достижения данной цели является формирование у школьников общеучебных умений в контексте компетентностного подхода, что находит свое отражение в современной концепции развития универсальных учебных действий (УУД), разработанной группой авторов (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурмен-ская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина и С. В. Молчанов [1]).

На начальной ступени образования особое значение приобретает готовность школьников применять приобретенные знания и УУД в конкретных жизненных ситуациях. Как отмечает А. Г. Асмолов, «формирование УУД обеспечивает школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Уровень освоения УУД предопределяет успешность всего последующего обучения учащихся» [1, с. 27].

Комплекс УУД состоит из четырех блоков: личностного, регулятивного, познавательного, коммуникативного. Концепция развития универсальных учебных действий в контексте новой образовательной парадигмы, определяемой принятыми образовательными стандартами, разработана на основе системно-деятельностного подхода, который является основополагающим для данной концепции.

Подчеркнем, что овладение учащимися УУД создает условия для самостоятельного успешного усвоения ими новых знаний, умений и компетенций, включая организацию усвоения, т. е. умение учиться.

В связи с этим особого внимания заслуживают способы формирования ууд.

Личный опыт работы в начальных классах школы позволяет нам говорить о методе проектных задач как эффективном пути формирования УУД в начальных классах на уроках информатики. На наш взгляд, участвуя в решении проектных задач, учащиеся имеют возможность в квазиреальной (модельной) ситуации осуществлять поиск и испытания способов и средств действия, конструируемых в ходе решения системы проектных задач, в разных специально созданных ситуациях. Проектную задачу мы вслед за А. Б. Воронцовым понимаем как набор заданий, стимулирующих систему действий учащихся, направленных на получение «продукта» и одновременно на качественное са-моизменение учащихся [2]. На опыте решения серий подобных задач на протяжении всех лет обучения в начальной школе младшие школьники осваивают основы проектной деятельности [2].

Отличие проектной задачи от проекта состоит в том, что для решения первой школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных.

Анализ научно-педагогических исследований, в частности [2], позволяет сделать вывод о том, что использование проектных задач в образовательном процессе способствовало возникновению новой образовательной технологии, которую мы определили как проектно-задач-ную технологию обучения (ПЗТО). Проектная задача выступает ее содержательным ядром (ведущим компонентом). По нашей гипотезе, реализация технологии проектно-задачного обучения должна вывести школьников на функциональный уровень сформированности УУД, повысить эффективность образовательного процесса при одновременном усилении учебной мотивации учащихся.

Нами разработана модель обучения (рис.), основу которой составляет учебная деятельность учащихся по решению проектных задач, направленных на развитие социальной самостоятельности, творческой активности и познавательных способностей младших школьников и формирующих умение переносить полученные знания на нестандартные жизненные ситуации и решать их.

Отметим, что созданная модель обучения методом проектных задач была реализована на практике посредством ПЗТО и стала эффективным способом обучения, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. В ходе исследования была разработана учебная программа, которая позволяет реализовать модель с достижением запланированных результатов и строится как серия взаимосвязанных проектных задач, вытекающих из тех или иных жизненных ситуаций.

Анализ психолого-педагогической литературы и опыт работы c опорой на ПЗТО позволяют говорить, что наибольшим изменениям подвергается содержательно-процессуальная часть модели, которая зависит от содержания учебного предмета и методов его изучения.

141

Рис. Модель формирования УУД младших школьников через постановку проектных задач

В целостном и непрерывном процессе формирования УУД с применением системы проектных задач мы выделили три этапа: мотива-ционно-организующий, личностно-формирующий, критериально-оценочный. Все вышеперечисленные этапы имеют конкретные цели и наполняются соответствующим содержанием, которые определяют задачи, методы и формы каждого этапа.

Нами была осуществлена опытно-экспериментальная проверка результативности содержания и технологии созданной модели. В качестве ожидаемого результата опытно-экспериментальной работы мы рассматривали достижение достаточного и оптимального уровней сфор-мированности универсальных учебных действий у младших школьников путем решения проектных задач. Для исследования уровня сфор-мированности УУД у младших школьников мы использовали следующие средства психолого-педагогической диагностики: анкета для первоклассников по оценке уровня школьной мотивации (А. Д. Андреева), методика «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» (Э. Ф. Замбацявичене), тест на определение самооценки «Лесенка», тест «Умеешь ли ты слушать?», задание «Совместная сортировка» (Г. В. Бурменская) и др.

С опорой на научно-педагогическую литературу, в результате обобщения идей педагогов-исследователей и наблюдений за конкретной педагогической практикой мы выделили три уровня сформиро-ванности УУД младших школьников на уроках информатики:

1. Низкий. Преобладают умения и навыки самостоятельной работы репродуктивного характера, слабо развиты потребности в знаниях, отсутствует интерес к решению проектных задач, выполнение простых заданий осуществляется по образцу (задания реконструктивного уровня решаются только при помощи преподавателя), характерны большое количество предметных действий, низкая скорость выполнения отдельных операций и низкая прочность усвоенных знаний, а также слабая мотивация к предмету. Низкий уровень коммуникативных способностей: неумение аргументировать, дискутировать, публично представлять свой «продукт», точно выражать мысли. Такие дети неадекватно реагируют на свой успех или неуспех.

2. Средний. Преобладают умения и навыки работы частично-поискового характера, характерны самостоятельное выполнение репродуктивных и реконструктивных заданий, задач среднего уровня сложности, стремление к самостоятельности, низкое количество предметных действий, достаточно высокая скорость выполнения отдельных операций и высокий уровень запоминания. Учащиеся недостаточно используют речевые средства для решения коммуникативных задач, не всегда умеют планировать деятельность и действовать по плану, а также контролировать и оценивать свои действия. Необходимо наблюдение за их деятельностью и периодическая помощь со стороны преподавателя.

3. Высокий. Преобладают умения и навыки творческой, исследовательской деятельности. Учащиеся способны выполнять различные виды самостоятельной работы, в том числе творческие задания, их отли-

143

144

чает высокий автоматизм и скорость выполнения отдельных операций, а также высокий уровень прочности предметного материала. Школьники всегда стремятся выбирать и обосновывать различные способы решения проектной задачи, демонстрируют взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий и способны, работая в малой группе, создать «конечный продукт» и на высоком уровне организовать и провести его презентацию.

В процессе опытно-экспериментальной работы требовалось определить динамику показателей уровня сформированности УУД младших школьников в связи с внедрением в учебный процесс системы проектных задач. Данная задача решалась поэтапно, все четыре этапа — подготовительный, констатирующий, формирующий и контрольный — имели свои цели и содержание, которым определялись конкретные задачи, методы и формы работы.

Для проверки эффективности модели формирования УУД были проанализированы результаты учащихся экспериментальных и контрольных групп, достигнутые при внедрении системы проектных задач в одном образовательном учреждении — школе № 3 г. Глазова.

Опытно-экспериментальная деятельность продолжалась на протяжении учебного года. В исследовании принимали участие две экспериментальные (ЭГ-1, ЭГ-2) и две контрольные (КГ-1, КГ-2) группы. В КГ-2 по предложенной модели работал другой учитель. Количественный состав групп был приблизительно одинаковым: КГ-1 — 28 человек, КГ-2 — 25, ЭГ-1 — 26, ЭГ-2 — 27. Все учащиеся были из 1-х классов, возраст 6 — 7 лет.

Всего в течение года были реализованы три проектные задачи по предмету «Информатика и ИКТ» (1-й класс). Статистическая обработка результатов исследования по трем видам проектных задач позволила выделить три уровня сформированности УУД учащихся (табл.). Выявлена положительная динамика количественных и качественных показателей сформированности УУД. Анализ результатов исследования уровня сформированности УУД у школьников показал существенные положительные сдвиги в экспериментальных группах, доля школьников с высоким уровнем сформированности УУД к концу эксперимента составила 28 % от числа всех его участников. Имели место положительные изменения важных качеств, характеризующих уровень сформированности УУД учащихся контрольных групп.

Распределение учащихся контрольных и экспериментальных групп по уровням сформированности УУД

Груп- па Количество учащихся в группе Уровень сформированности УУД

Низкий Средний Высокий

Количество учащихся °/ % Количество учащихся °/ % Количество учащихся °/ %

Первая проектная задача «Новогодняя открытка»

ЭГ-1 26 13 50 8 31 5 19

ЭГ-2 28 14 50 10 36 4 14

Окончание табл.

Груп- па Количество учащихся в группе Уровень сформированности УУД

Низкий Средний Высокий

Количество учащихся % Количество учащихся % Количество учащихся %

КГ-1 27 13 48 11 41 3 11

КГ-2 25 11 44 10 40 4 26

Вторая проектная задача «Дачный участок»

ЭГ-1 26 9 35 11 42 6 23

ЭГ-2 28 12 43 10 36 6 21

КГ-1 27 10 37 12 44 5 19

КГ-2 25 8 32 12 48 5 20

Третья проектная задача «Моя книга рецептов»

ЭГ-1 26 6 23 13 50 7 27

ЭГ-2 28 10 36 10 36 8 28

КГ-1 27 6 22 13 49 8 29

КГ-2 25 5 20 13 52 7 28

Анализ данных таблицы показывает положительную динамику на протяжении всего эксперимента. Сократилась доля учащихся с низким уровнем сформированности УУД (с 46 до 20,7 %), увеличилась доля школьников с высоким уровнем сформированности УУД (с 19 до 28 %).

В ходе опытно-экспериментальной работы удалось достичь следующих результатов: учащиеся правильно и самостоятельно выделяют проблему задачи, активно высказывают свое мнение и задают вопросы одноклассникам, увереннее используют персональный компьютер и мультимедийные технологии для решения проектной задачи; повысилась учебная мотивация и интерес к предмету «Информатика и ИКТ»; учащиеся умеют достигать договоренности и согласовывать решения, адекватно реагируют на свой успех или неуспех в учебной деятельности, выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Итак, проведенная работа доказала, что проектная задача дает обучающемуся возможность максимально раскрыть свой творческий потенциал. Данный вид деятельности можно считать надежным и эффективным инструментом формирования и измерения УУД младших школьников. Использование проектных задач в образовательном процессе в условиях новых образовательных стандартов позволяет школе выйти на новый образовательный уровень, открывая дальнейшие перспективы исследования, состоящие в создании необходимых и достаточных ресурсов (фонды и каталоги библиотек, Интернет-, аудио-, видеоматериалы и т. д.), а также ЭУМК для 2 — 4-х классов по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся, которые будут содействовать организации единой образовательной информационной среды и образовательного информационного пространства школы.

145

146

Список литературы

1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия. М., 2011.

2. Воронцов А. Б., Заславский В. М., Егоркина С. В. и др. Проектные задачи в начальной школе. М., 2011.

Об авторе

Ирина Алексеевна Чумакова — асп., Глазовский педагогический институт им. В. Г. Короленко.

E-mail: [email protected]

About author

Irina Chumakova, PhD student, V. G. Korolenko Glazov Pedagogical Institute.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.