Научная статья на тему 'Практические аспекты формирования познавательных УУД младших школьников'

Практические аспекты формирования познавательных УУД младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1180
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДМЕТ «МАТЕМАТИКА» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF GENERAL EDUCATION / COGNITIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIVITIES / EDUCATIONAL ACTIVITY / SUBJECT "MATHEMATICS" IN PRIMARY SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Переломова Диана Сергеевна, Храмцова Наталья Викторовна

В статье освещается актуальный вопрос формирования познавательных универсальных учебных действий через анализ опыта работы педагогов практиков по данной проблеме. Описаны теоретические аспекты формирования универсальных учебных действий через формирование учебной деятельности младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Переломова Диана Сергеевна, Храмцова Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article highlights the topical issue of the formation of cognitive universal educational activities through the analysis of the experience of the teachers of practitioners on this issue. The theoretical aspects of the formation of universal educational activities through the formation of educational activity of younger schoolchildren are described.

Текст научной работы на тему «Практические аспекты формирования познавательных УУД младших школьников»

Переломова Диана Сергеевна

магистрант психолого-педагогического факультета ФГБОУ ВО Забайкальский государственный университет

(г. Чита, Российская Федерация)

Храмцова Наталья Викторовны

канд. пед. наук, декан факультета дошкольного и начального общего образования ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края»

(г. Чита, Российская Федерация)

УДК 37.013

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

PRACTICAL ASPECTS OF THE FORMATION OF COGNITIVE MCA OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN

В статье освещается актуальный вопрос формирования познавательных универсальных учебных действий через анализ опыта работы педагогов практиков по данной проблеме. Описаны теоретические аспекты формирования универсальных учебных действий через формирование учебной деятельности младших школьников.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, познавательные универсальные учебные действия, учебная деятельность, предмет «Математика» в начальной школе.

The article highlights the topical issue of the formation of cognitive universal educational activities through the analysis of the experience of the teachers of practitioners on this issue. The theoretical aspects of the formation of universal educational activities through the formation of educational activity of younger schoolchildren are described.

Key words: Federal state educational standard of general education, cognitive universal educational activities, educational activity, subject "Mathematics" in primary school.

Инновационные изменения в современном Российском образовании за последние годы напрямую связаны с ведением Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС), который ориентирован на достижение комплексных результатов образования младших школьников (личностных, метапредметных, предметных). Актуальным и проблематичным в практике начальной школы является достижение учащимися метапредметного результата, так как реализация этой задачи требует внесения существенных изменений в содержание начального общего образования, технологии, методы и средства обучения, которые должны быть адекватны цели развития личности ребенка как субъекта деятельности, и особенно важно - учебной деятельности.

Современные ученые (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, Н.Ф. Виноградова, И.А. Володарская, А.Б. Воронцов, О.А. Карабанова, Л.Г. Петерсон, Н.Г. Салмина и др.) подчеркивают актуальность освоения современным школьником универсальных способов жизнедеятельности. Развитие и освоение учеником универсальных учебных действий лежит в основе освоения ими учебной деятельности, которую Л.С. Выготский описывал как основной вид деятельности, субъектом которой выступает сам ученик - активный участник процесса самостановления, постижения способов личностного освоения опыта культуры [2]. А.Н. Леонтьев рассматривал деятельность как движущую силу личностного и познавательного развития, ключевое значение в которой имеет мотивационно-смысловая сфера. При этом «одни виды деятельности являются на данном этапе ведущими и имеют большее значение для дальнейшего развития личности, другие - меньшее. Одни играют главную роль в развитии, другие - подчиненную» [7, с. 285]. Таким образом, под освоением учащимися учебной деятельности ученые рассматривали освоение всех ее компонентов: познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Исследования ученых, по мнению А.Г. Асмолова, позволили выделить в качестве главных результатов обучения и воспитания универсальные учебные действия как «показатели гармоничного развития личности, обеспечивающие широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию» [4, с. 26].

Формирование метапредметных способов действий или «универсальных учебных действий» является одним из целевых ориентиров ФГОС общего образования, которые так же трактуются как «умение учиться», что предполагает «соизмерение своих возможностей и условий достижения цели, выбор средств и способов для решения задач (проблем)» [7, с. 37].

Концепция развития УУД разработана на основе системно-деятельностного подхода (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова. Назначение концепции - обновить содержание образования и конкретизировать результаты образования посредством выделения метапредметных результатов, включающих определенный уровень развития у обучающихся в соответствии с

требованиями ФГОС, возрастными и индивидуальными особенностями детей УУД. Согласно Концепции в структуру универсальных учебных действий входит четыре группы:

1. Личностные - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и т.д.) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

2. Регулятивные - обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

3. Познавательные - включают общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем, работа с информацией.

4. Коммуникативные - обеспечивают социальную компетентность и учет позиции партнера по общению или деятельности, умение слышать и слушать других людей, вступать в диалог с ними, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, участвовать в коллективном обсуждении.

Таким образом, сформированность универсальных учебных действий в начальной школе - гарант будущего умения учиться на протяжении всей жизни, а значит, готовность к постоянному непрерывному самообразованию, мобильности и гибкости в любой жизненной ситуации.

В рамках нашего исследования рассматривались познавательные УУД, лежащие в основе личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка. А.Г. Асмолов выделяет следующие виды познавательных УУД: общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем, работа с информацией [4].

Рассматривая практические аспекты формирования познавательных УУД в начальной школе, обратимся к возможностям одного из предметов -«Математика». Проведя анализ содержания учебников В.Н. Рудницкой (УМК «Начальная школа XXI века») и Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой (УМК «Школа 2100»), мы подошли к выводу, что методический аппарат учебника позволяет в полном объеме формировать познавательные УУД у младших школьников. Так, в учебниках по математике фундамент для развития и формирования логического мышления закладывается уже с первого класса, где у детей начинают формироваться простейшие умственные действия, основанные на умениях наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать. Авторы придают большое значение развитию мышления и реализуют математическую подготовку к дальнейшему обучению и закладывают основы

для овладения школьниками определённым объектом математических знаний и умений. Так, типичными для 1 класса являются задания:

• сравни и сделай вывод;

• объедини в группы, какие варианты деления на группы возможны;

• как ты думаешь, почему и т.д.

Например, в учебнике «Математика» 1 класс встречаются задания на формирование умения выделять существенный признак «Расскажи по какому правилу расположены фигуры? Назови три следующие фигуры».

Рассматривая задания, мы можем увидеть, что отличительной особенностью учебников является широкое представление продуктивных упражнений, требующих целенаправленного использования и, как следствие, развития таких важнейших мыслительных операций, как анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия. В курсе математики используются два основных развивающих направления деятельности: систематическая организация процессов математического моделирования и создание развивающих речевых ситуаций. Предъявляя детям, на начальном этапе обучения математики готовую, адаптированную к их возрастным возможностям наглядную модель, создается развивающая речевая ситуация. Такая модель служит опорой для анализа, формулирования и решения предметной учебной задачи.

Далее начинается интенсивное развитие самостоятельного процесса математического моделирования, у детей вырабатывается набор умений, позволяющих им легко преобразовать любой учебный или научный текст в удобную, адаптированную для личного понимания, использования и воспроизведения форму. К примеру, тема «Арифметические действия над числами» (автор Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, 4 класс) учащимся дается установка и задание «Мы умеем делить многозначное число на однозначное и двузначное. Сравним алгоритмы вычисления, заполнив таблицу».

Таблица 1

Критерии сравнения Однозначные числа Двузначные числа

Нахожу первое неполное делимое + +

Определяю количество цифр в частном + +

Округляю делимое и делитель до десятков - +

Подбираю цифру в частном + +

Узнаю, сколько разделилось + +

Узнаю, сколько не разделилось + +

Сравни остаток с делимым + +

Продолжу деление + +

Заполнив таблицу, учащиеся делают вывод о сходстве и различии выполнения действий с однозначными и двузначными числами.

Таким образом, подобные задания позволяют научить школьников самостоятельному применению знаний в новой ситуации, т.е. сформировать познавательные универсальные учебные действия. Данные задания относятся в первую очередь, к авторским линиям «Стохастика» и «Занимательные и нестандартные задачи» присутствуют в учебниках со второго класса.

Анализируя опыт ряда педагогов начальной школы (С.А. Козловой, В.С. Егориной, Н.В. Аммосовой, А.М. Черкасовой и др.) мы отмечаем значимость использования различных приемов формирования познавательных УУД средствами предмета «Математика».

Так С.А. Козлова, говорит о том, что одна из важнейших задач начального курса математики - научить детей решать арифметические задачи. «Самая большая сложность данного процесса состоит в том, что эти задачи представлены в виде учебных текстов, а дети с такими текстами работать не умеют. Они не могут вычленять основные информационные единицы и смысловые связи между ними, а также переводить, в случае затруднений, имеющийся текст в понятную им наглядную форму, удобную для поиска решения поставленной задачи»[5, с. 6]. Поэтому роль познавательных УУД при разборе и дальнейшем решении текстовой задачи является ведущей. «Мы учим детей читать и понимать эти модели, составлять по ним математические рассказы, формулировать вопросы и отвечать на них. По сути, на начальном этапе мы учим детей формулировать и решать арифметические задачи с опорой на наглядную модель. При этом мы активнейшим образом формируем операции анализа и синтеза на адекватном данному возрасту уровне»[5, с. 7].

Учитель начальных классов В.С. Егорина в своих публикациях отмечает, что формирование универсальных логических действий младших школьников влияет на эффективность обучения младших школьников в целом. «Формирование логических действий у младших школьников теснейшим образом связано с формированием логических приёмов мышления, составляющих основу того или иного логического действия»[3, с. 39].

Вера Сергеевна утверждает, что уже в первом классе можно предлагать учащимся задания, направленные на развитие наблюдательности, которая тесно связана с такими приёмами логического мышления, как анализ, сравнение, синтез, обобщение. Для этого используются следующие задания:

1. Чем различаются и чем похожи данные выражения?

5 + 13 18 - 2 14 + 2 16 - 4

13 + 2 16 - 3 19 - 2 5 + 14

2. Найди результат, пользуясь решённым примером: 3 + 4 = 7

3 + 6 3 + 8

Н.В. Аммосова и А.М. Черкасова в своих работах раскрывают значимость познавательной самостоятельности и рассматривают ее как свойство личности, включающее в себя способность индивидуума к овладению общеучебными и специальными знаниями, умениями и навыками, а также к их применению без посторонней помощи при решении новых познавательных задач. Авторы утверждают, что одна из главных задач учителя - научить каждого ребёнка быть самостоятельным. Важным фактором развития познавательной самостоятельности является организация работы с детьми на уроке. Один из её вариантов - использование карточек с заданиями, которые предусматривают постепенное сокращение меры помощи учителя.

Рассмотрим организацию работы с детьми по карточкам на примере одной задачи:

Вертолёт за 2 часа пролетел 430 км. Сколько километров пролетит за 5 часов самолёт, если его скорость в 3 раза больше скорости вертолёта?

Ученику, не способному самостоятельно проанализировать задачу и составить краткую запись, предлагается карточка № 1, в которой дана краткая запись задачи, указано количество действий её решения, знаки математических действий. В первом действии указано делимое. Рядом с каждым действием есть пояснение того, что находим. Ученику остаётся только подставить пропущенные числа в данные действия и найти ответ задачи.

Карточка № 1

1) Краткая запись задачи

2) Реши задачу, используя подсказку:

V (км/ч) Т (ч) S (км)

Вертолёт ? 2 430

Самолёт ? в 3 раза больше 5 ?

1) 430 : [] = П (скорость вертолёта)

2) 0 * О П (скорость самолёта)

3) П * О П (километров пролетит самолёт за 5 ч.)

Отработав данный тип карточек, авторы статьи предлагают переходить на следующий уровень «при работе с этой карточкой ученику приходится домысливать, что можно найти в результате первого действия и что для этого следует записать в скобках как пояснение. Ответив на один вопрос задачи, он последовательно переходит к другим вопросам, учитывая те математические действия, которые даны в подсказке. Освоив второй тип карточек, ученик переходит к следующему типу»[1, с. 2].

Карточка № 2

1) Краткая запись задачи

2)Реши задачу, используя подсказку:

V (км/ч) Т (ч) S (км)

Вертолёт ? 2 430

Самолёт ? в 3 раза больше 5 ?

1) □ : □ = □ 2) □ *□ = □ 3) □ *□ = □

Карточки третьего уровня даются на начальном этапе и детям, «имеющим первоначально средний уровень развития познавательной самостоятельности»

[1, с. 3].

Карточка № 3

1) Краткая запись задачи

V (км/ч) Т (ч) S (км)

Вертолёт ? 2 430

Самолёт ? в 3 раза больше 5 ?

2) Реши задачу, используя подсказку: 1) □ : □ =□ 2)...................... 3 )......................

Для детей, имеющих высокий уровень познавательной самостоятельности. Надежда Васильевна и Анна Михайловна предлагают решение данной задачи в более сложном варианте, где помощи от учителя, или подсказок практически нет. Учитель даёт лишь одно из действий решения задачи. Ученики сами должны определить, на какой вопрос задачи даёт ответ это выражение, и, проводя дальнейший анализ задачи, решить её. Такой тип карточек предполагает очень хорошо отработанные математические умения и навыки учеников.

Карточка № 4

Реши задачу:

Вертолёт за 2 часа пролетел 430 км. Сколько километров пролетит за 5 часов самолёт, если его скорость в 3 раза больше скорости вертолёта?

Подумай, на какой вопрос задачи мы ответили следующим выражением: 430*3 =1290

Обобщая позиции ученых и практиков на проблему формирования познавательных УУД следует отметить, что данная проблематика является актуальной. Опыт, представленный в статье, освещает целенаправленную работу по формированию у учащихся познавательных УУД, которые воспроизводятся при работе с предметным материалом в рамках математического образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аммосова Н.В, Черкасова А.М. Развитие познавательной самостоятельности младших школьников на уроках математики / Н.В. Аммосова, А.М. Черкасова // Начальная школа. Плюс до и после. - 2010. - №3 - С. 42-45.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991. -С. 374-390.

3. Егорина В.С. Формирование универсальных логических действий младших школьников и повышение эффективности образования / В.С. Егорина // Начальная школа. Плюс до и после. - 2013. - № 10 - C. 38-43.

4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с.

5. Козлова С.А. Универсальные учебные действия как основа для формирования предметных математических умений и производная от них / С.А. Козлова // Начальная школа. Плюс до и после. - 2013. - № 10 - C. 3-9.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Наука, 1977. -420 с.

7. Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения: Рекомендации для опытно-экспериментальной работы школы/под ред. А.Г. Каспржака, Л.Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2004. - 416 с.

Дьяченко Наталья Анатольевна

учитель украинского языка и литературы, специалист высшей категории, учитель-методист

МОУ «Школа № 20 г. Донецка» (г. Донецк, ДНР)

УДК 37.03.091.3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА (ИЗ

ОПЫТА РАБОТЫ)

PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES AS MEANS OF FORMATION OF THE CREATIVE PERSONALITY AT SCHOOL (FROM EXPERIENCE)

Статья посвящена роли педагогических технологий в формировании творческой личности современного школьника. Отдельное внимание уделено лепбуку как заключительному этапу самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок выполнял в ходе изучения конкретной темы.

Ключевые слова: педагогическая технология, лепбук, метапредметная направленность.

The article is concerned with a role of pedagogical technologies in the creative person's formation of modern school student. Special attention is paid to a lapbook as the final stage of independent research that is carried out by a child during studying of a concrete topic. Key words: pedagogical technology, lapbook, metasubject orientation.

Современное образование ставит перед педагогами ряд задач, одной из которых является обращение к личности ученика с его потребностями и интересами. В соответствии с основными нормативными документами, в частности, с «Республиканским государственным образовательным стандартом основного и среднего общего образования», учитель должен создать все необходимые условия для саморазвития, самообучения, самореализации и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.