Научная статья на тему 'Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии'

Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
989
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОТРУДНИЧЕСТВО / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / META-SUBJECT RESULTS / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / COLLABORATION / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабина Наталия Федотовна, Бурлуцкая Вера Равильевна

В статье рассматривается проблема формирования и развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий с использованием современных педагогических технологий. С этой целью были разработаны метапредметные задания, уроки с элементами игровых, проблемных, проектных, ИК технологий. Их использование значительно повлияло на развитие универсальных учебных действий учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бабина Наталия Федотовна, Бурлуцкая Вера Равильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the problem of formation and development of cognitive and communicative universal learning activities using modern educational technologies. To this end, a meta-subject tasks, lessons with elements of games, problem, project, IR technologies. Their use has significantly influenced the development of universal educational actions of pupils.

Текст научной работы на тему «Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии»

Перспективы Науки и Образования. 2017. 4 (28)

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive17/17-04/ Дата публикации: 1.09.2017 № 4 (28). С. 44-46. УДК 373.4

Н. Ф. Бабина, В. Р. Бурлуцкая

Формирование универсальных учебных действии на уроках технологии

В статье рассматривается проблема формирования и развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий с использованием современных педагогических технологий. С этой целью были разработаны метапредметные задания, уроки с элементами игровых, проблемных, проектных, ИК технологий. Их использование значительно повлияло на развитие универсальных учебных действий учащихся.

Ключевые слова: метапредметные результаты, педагогические технологии, сотрудничество, универсальные учебные действия, коммуникация

Perspectives of Science & Education. 2017. 4 (28)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive17/17-04/ Accepted: 1 July 2017 Published: 1 Septemer 2017 No. 4 (28). pp. 44-46.

N. F. Babina, V. R. Burlutskaya

The formation of universal educational actions in the classroom technology

The article considers the problem of formation and development of cognitive and communicative universal learning activities using modern educational technologies. To this end, a meta-subject tasks, lessons with elements of games, problem, project, IR technologies. Their use has significantly influenced the development of universal educational actions of pupils.

Keywords: meta-subject results, educational technology, collaboration, communication

последнее десятилетие в России про-Л ^ изошли существенные социальные и эко-(/^у номические перемены. В связи с этим перед школьным образованием ставятся новые задачи, на решение которых направлены стандарты второго поколения.

Одним из требований Федерального государственного образовательного стандарта является новое требование к результатам освоения основной образовательной программы. Кроме предметных, выделяют личностные и метапредметные результаты обучения. Последние включают освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

Перед учителем технологии стоит непростая задача - сформировать у учащихся технологическую грамотность, технологическое мышление, технологическую культуру, способствовать развитию интеллектуального потенциала школьника, а также укреплению его здоровья и воспитанию нравственных качеств.

Метапредметный подход позволяет формировать целостное мировоззрение, взаимосвязь нескольких предметов. Поскольку именно человек является субъектом своего образования, то «...должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение. Поэтому самодеятельность - средство и одновременно результат образования» (Ф. Дистервег).

Задача педагогов способствовать появлению желания учиться, оказать помощь в поиске смысла жизни, в поиске самого себя. Известно, что развитие ребенка происходит только через

Перспективы Науки и Образования. 2017. 4 (28)

деятельность, и учитель должен так организовать весь учебный процесс, чтобы учащиеся сами добывали новые знания, осваивали способы деятельности, выполняя различные учебные, практические, исследовательские, творческие задания.

То есть главное на современном этапе состоит не в передаче определенного объема знаний, а в том, чтобы научить учиться, то есть формировать и развивать у обучающихся в первую очередь

УУД.

Для этого учитель должен хорошо знать свой предмет, своих учеников, понимать, кому какое задание нужно приготовить, как организовать занятие, чтобы всем было интересно, доступно, познавательно, чтобы все работали с полной отдачей сил.

На наш взгляд, суть метапредметного образования состоит в:

- интеграции знаний и умений по предметам;

- формировании интегрированных способов деятельности на всех предметах;

- развитии способность к самоанализу, самодиагностике, рефлексии;

- развитии самостоятельности;

- социализации личности (все мы знаем примеры, когда выпускник, хорошо и отлично отучившийся в средней школе не нашёл применения своим знаниям и умениям в реальной жизни), а подавляющее большинство знаний и умений, полученных в школе, оказываются вообще не востребованными в жизни.

Для того чтобы грамотно спроектировать метапредметное учебное занятие необходимо знать:

- новые подходы (компетентностью, систем-но-деятельностный),

- структуру педагогического процесса в образовательном учреждении,

- содержание учебных предметов, связанных с преподаваемым,

- новые педагогические технологии;

- структуру современного урока.

Сознательное и активное присвоение нового

социального опыта через достижение метапред-метных результатов обеспечивается использованием следующих педагогических технологий:

- информационно-коммуникационных;

- технологий развития критического мышления;

- проектных;

- проблемного обучения;

- игровых;

- кейс-технологий;

- технологий интегрированного обучения;

- групповых технологий;

- педагогики сотрудничества;

- здоровьесберегающих.

Основная задача современного образования -сформировать у молодого человека понимание: чтобы быть востребованным в современном

обществе (уметь работать в команде, быстро и на высоком уровне решать возникающие, в том числе, и нестандартные проблемы), надо учиться в течение всей жизни, повышать свой профессиональный уровень. Кроме того, необходимо быть готовым к перемене вида деятельности, переквалификации, к перемене специальности, а может быть и профессии.

В связи с этим перед педагогами стоит вопрос поиска наиболее оптимальных путей развития универсальных учебных действий в различных видах творческой деятельности с учётом индивидуальных особенностей детей.

Как в школе организовать образовательный процесс, формирующий и оценивающий мета-предметные результаты? Каждая школа самостоятельно разрабатывает свою модель, ориентируясь на свои возможности, условия, социальный заказ. Но одно остается неизменным - от знани-евых технологий учитель переходит к деятель-ностным. При реализации деятельностного подхода понятна значимость формирования умений управлять своей деятельностью, осуществлять ее контроль и самокоррекцию (регулятивные УУД), навыков сотрудничества (коммуникативные УУД) и, конечно, обрабатывать потоки нескончаемой информации (познавательные УУД.)

При проведении исследований по формированию универсальных учебных действий на уроках технологии мы рассмотрели характеристики различных групп коммуникативных УУД; примеры формирования этих групп на уроках технологии; активные методы обучения и современные образовательные технологии, применяемые учителем для успешного преподавания; предполагаемые условия, обеспечивающие достижение новых образовательных результатов.

Важным компонентом в системе формирования метапредметных умений школьников, которые в дальнейшем позволят им применять полученные знания и умения для решения собственных жизненных задач, мы считаем мета-предметные задания. Это одна из разновидностей учебной задачи, особенностью которой является анализ знаний и умений из разных наук и учебных дисциплин.

Исследование по изучению уровня сформи-рованности одних из самых важных метапред-метных УУД - коммуникативных и познавательных - проводилось на базе Колодезянской СОШ Воронежской области с сентября 2015 года по сентябрь 2016 среди учащихся 5 класса «Б» под наблюдением классного руководителя Севостья-новой Алисы Олеговны и школьного психолога Акевеевой Светланы Владимировны. В нашем эксперименте принимало участие - 22 школьника, из них 10 девочек и 12 мальчиков.

При проведении эксперимента были использованы методики: «Диагностика коммуникативных и организаторских способностей» Б.А. Федо-рищина, «Определение уровня общительности»

Perspectives of Science & Education. 2017. 4 (28)

В.Ф. Ряховского, «Изучение потребности в общении», «Социометрия» Дж. Морено, анкета по определению уровня сформированности познавательных УУД учащихся М.Р. Битяновой.

Кроме того, мы использовали целенаправленное педагогическое наблюдение с записью в дневнике эксперимента; анализ педагогических ситуаций - поведение учащихся при естественных, внезапно возникающих ситуациях, или специально создаваемых педагогами; анализ продуктов деятельности (поделок, проектов, моделей, докладов и пр.) для изучения реальных изменений и достижений, жизненной позиции, отношений в коллективе, определения ценностей и наклонностей обучающихся.

Если в начале сентября 2015 года уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий был мал, и средняя оценка успеваемости была на уровне 3.8 баллов, то к концу 2016 года уровень сформированности познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий заметно вырос. Во всей параллели 5 классов ни у одного учащегося за успеваемость по предмету «Технология» не было оценки «3». Было определено, что 20% учащихся 5 класса имеют высокие показатели сформированности коммуникативных универсальных учебных действий; 50% - средний уровень; 30% - низкий.

Для повышения коммуникативных и познавательных УУД нами были разработаны уроки с элементами игровых, проблемных, ИК технологий. Учащиеся выполняли проекты (проектные технологии), многие - коллективные междисциплинарные, где приходилось активно общаться не только с товарищами из своего класса, но и из других классов. Консультации проводили также разные учителя.

Информация об авторах Бабина Наталия Федотовна

(Россия, Воронеж) Кандидат педагогических наук, доцент.

Доцент кафедры технологических и естественнонаучных дисциплин. Воронежский государственный педагогический университет

Бурлуцкая Вера Равильевна

(Россия, Воронеж) Магистрантка 2 курса по направлению Педагогическое образование магистерская программа «Профессиональное образование» Воронежский государственный педагогический университет

Учащиеся самостоятельно ставили цели, осуществляли поиск необходимой информации, в том числе с помощью компьютерных средств, выбирали наиболее эффективные и доступные способы решения задач, старались объективно оценить проделанную работу как свою, так и своих товарищей. То есть использовались все приемы логического мышления.

Причем, большую часть работы необходимо было выполнять с сотрудничестве и с товарищами, и с учителями. Это требовало умения точно формулировать вопросы, спокойно и доброжелательно выражать свое мнение, подбирать доводы. Использование игровых технологий требовало от участников умения красиво и правильно говорить, достойно держаться, что-то придумывать, изобретать. То есть обнаруживались скрытые возможности и способности обучающихся.

Также следует отметить влияние грамотного использования педагогом элементов здо-ровьесберегающих технологий. Смена видов деятельности, построение урока с учетом работоспособности учащихся, благоприятный психологический климат, соблюдение санитарно-гигиенических требований, место и длительность применения ТСО, проведение физкультминуток и др. помогают сохранить и укрепить здоровье школьников, предупреждают утомляемость на уроке, снижает уровень тревожности, что, в свою очередь, способствует более эффективному достижению предметных и метапредметных результатов формирования УУД.

На основе полученных результатов можно утверждать, что изменения, внесенные в учебный процесс, значительно повлияли на формирование и развитие универсальных учебных действий учащихся, что, несомненно, отразилось и на их успеваемости и поведении.

Information about the authors

Natalia Babina Fedotovna

(Russia, Voronezh) PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor.

Associate Professor of the Department of technological and natural Sciences Voronezh State Pedagogical University E-mail: natalia-46-2010@mail.ru

Burlutskaya Vera Ravilevna

(Russia, Voronezh) The undergraduate 2 courses in the direction of Pedagogical education master's programme "Professional education" Voronezh State Pedagogical University E-mail: khuzakhmetova@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.