УДК 373.3
DOI: 10.21685/2072-3024-2017-3-16
М. В. Васюнина, М. А. Гаврилова
ГРУППОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Аннотация.
Актуальность и цели. Для современной организации уроков информатики в начальной школе характерно противоречие между возможностями развития коммуникативных универсальных учебных действий средствами интерактивных технологий и отсутствием системы включения их в практику преподавания. Цель исследования - научно обосновать и разработать систему применения групповых технологий для развития коммуникативных универсальных учебных действий на уроках информатики в начальной школе.
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута с помощью изучения и анализа психолого-педагогической, методической литературы, программ по информатике, учебников, учебных пособий для общеобразовательных школ, результатов диссертационных исследований по рассматриваемой проблеме; бесед с учителями информатики и учащимися начальных классов; наблюдения и проведения уроков информатики в школе; педагогического эксперимента; статистической обработки и анализа результатов проведенного эксперимента.
Результаты. Изучен термин «групповые технологии», описаны модели групповой работы на уроках информатики с опорой на экспериментально-практические данные.
Выводы. Представленная в статье система работы по развитию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках информатики в начальной школе является практически реализуемой и требует своего дальнейшего развития.
Ключевые слова: коммуникативные универсальные учебные действия, информатика, групповые технологии.
M. V. Vasyunina, M. A. Gavrilova
GROUP TECHNOLOGIES AS A MEANS TO DEVELOP UNIVERSAL COMMUNICATIVE EDUCATIONAL ACTIVITIES FOR PRIMARY SCHOOL CHILDREN AT COMPUTER SCIENCE LESSONS
Abstract.
Background. Modern organization of computer science lessons at primary schools often faces a contradiction between the possibilities of communicative universal educational activities development through interactive technologies and the lack of a system of their introduction into teaching practice. The purpose of the research is to scientifically substantiate and elaborate a system of group technologies implementation to develop communicative universal educational activities for computer science lessons at primary schools.
Materials and methods. The research tasks were implemented through studying and analyzing psychological-pedagogical, methodical literature, computer science programs, textbooks, teaching aids for general schools, results of dissertation research on the problem under consideration; conversations with computer science teachers and primary school students; observation and conduct of computer science lessons at schools; pedagogical experiments; statistical processing and analyzing the experimental results.
Results. The article considers the term "group technologies" and describes the models of group work on computer science lessons based on experimental and practical data.
Conclusions. The system of communicative universal educational activities development for computers science lessons at primary schools, presented in the article, is practically implementable and requires further development.
Key words: communicative universal educational activities, computer science, group technologies.
В основных документах Российской Федерации последних лет [1, 2], регламентирующих образовательную деятельность, подчеркивается необходимость организации личностно-ориентированного обучения, которое может реализовываться с использованием групповых технологий.
Для термина «групповые технологии» родовым термином является термин «педагогическая технология», который используется широко в области образования. В отечественной педагогике термин появился в начале 60-х гг. ХХ в. и был неточным переводом англоязычного термина "an educational technology" в работах Б. Блума и Дж. Брунера. Они рассматривали технологию как систему оптимизации обучения.
Это переводное понятие было конкретизировано и описано в трудах педагогов в разные годы. Отечественные педагоги, такие как В. П. Беспалько, М. А. Гаврилова, В. В. Гузеев, В. М. Монахов, Г. К. Селевко и др., в разное время занимались изучением понятия «педагогическая технология».
В. П. Беспалько в [3] характеризует понятие «педагогическая технология» как проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике. В основе лежит системность и структурированность.
Г. К. Селевко в [4] трактует термин «педагогическая технология» как систему функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенную на научной основе, запрограммированную во времени и в пространстве и приводящую к намеченным результатам.
В. М. Монахов предлагает считать педагогическую технологию моделью совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя [5].
Различные определения педагогической технологии являются причиной того, что при описании организации работы в группе используются различные формулировки: групповые технологии, работа в группе, технология группового обучения, групповая работа, технология группового метода обучения, технология групповой работы. Мы будем использовать термин «групповые технологии».
В трудах М. А. Гавриловой значительное внимание уделяется анализу конкретных технологий обучения с точки зрения их образовательного потенциала [6, 7].
Продолжая эту сравнительную линию и проектируя ее на процесс обучения информатике в начальной школе, мы исследовали групповые технологии с точки зрения формирования коммуникативных универсальных учебных действий (УУД).
Групповая технология - это такая технология обучения, при которой ведущей формой учебно-познавательной деятельности учащихся является работа в группах [4]. Эту технологию целесообразно использовать потому, что она способствует формированию действий, важных для развития коммуникативных УУД:
1) конкретно-познавательных, связанных с изучением и обсуждением учебной ситуаций;
2) коммуникативно-развивающих, влияющих на развитие мышления на основе общения внутри группы и за ее пределами;
3) социально -ориентационных, способствующих социализации обучающегося в обществе [8-10].
В ходе урока информатики для решения конкретных учебных задач с применением групповой технологии класс делят на группы, каждая из этих групп получает определенное задание, которое может быть одинаковое для каждой группы или дифференцированное, в зависимости от состава группы и цели выполнения задания. Все члены группы участвуют в выполнении задания, роль лидера может выполнять ученик или учитель [11].
Целью использования групповых технологий является создание условий для развития познавательной самостоятельности учащихся, их коммуникативных УУД и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания.
Например, наши наблюдения показали, что при работе на компьютерах или с пультами интерактивного тестирования учащиеся преодолевают страх нажать не на ту кнопку, выполнить не то действие или неправильно составить алгоритм.
Активность детей, сотрудничество развивает коммуникативные УУД учащихся, в первую очередь следующие:
1) действия, направленные на учет позиции собеседника;
2) согласование усилий в процессе организации совместной и осуществления групповой работы;
3) действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности и др.
В своей работе для формирования коммуникативных УУД используем различные групповые технологии. Наиболее эффективно выбранные нами коммуникативные УУД развивают такие технологии, как групповой опрос, круглый стол, решение ситуаций, мозговой штурм, брэйн ринг и др. (табл. 1) [12-15].
Так, например, на уроке при изучении темы «Устройство компьютера» (раздел: «Компьютер: устройства и программы» 4 класс), с целью контроля усвоения знаний по разделу, свою эффективность доказала модель группового опроса на уроке информатики в начальной школе.
Таблица 1
Модели групповых технологий
Групповая технология Роль учителя Описание технологии
Групповой опрос Контроль и составление заданий Консультант опрашивает каждого члена группы по пунктам опроса, составленным учителем. Участники группы комментируют, оценивают ответ. Этот опрос производится одновременно во всех группах
Решение ситуаций Подготовка к обсуждению ситуаций, работа с группой через лидеров Обучающимся дают различные задания. Любой член команды может дополнить ответ, если он недостаточно полон. Учитель может задать вопросы ученику, который отвечает на вопрос
Ток-шоу Определение цели, состава участников встречи, организация подготовки и проведения Учитель делит детей на команды. После задает вопрос одной из сторон. Тот, кто первый поднял руку, отвечает, члены команды могут дополнить или исправить ответ. Отличается от решения ситуаций рабочим характером
Круглый стол Выбор темы, подготовка к круглому столу, учет различных мнений. Роль ведущего Учащиеся делятся на группы. Каждая группа организует дискуссии, в рамках которой происходит свободный обмен мнениями
В процессе урока учащиеся обобщали полученные знания о разновидностях устройств, классифицировали их: устройства ввода, устройства вывода, устройства хранения информации и устройства обработки данных. Дети вспоминали уже знакомые устройства и пробовали разделить их по назначению. Для контроля знаний по теме использовался интерактивный тест, который содержит следующие вопросы и задания:
1. Выберите устройство ввода (принтер, клавиатура, монитор, роутер).
2. Выберите устройство вывода (принтер, клавиатура, память, мышь).
3. Какое устройство не является устройством хранения информации (флешка, жесткий диск, процессор, память)?
4. Каким устройством является процессор (устройство ввода, устройство вывода, устройство хранения, устройство обработки)?
5. Можно ли использовать компьютер без клавиатуры? (да/нет).
6. Выбери название операционной системы (Linux, Acer, jpg, CD-R).
7. Из скольких частей состоит имя файла (2, 3, 4)?
8. Может ли так называться файл: «Письмо 1.txt» (да/нет)?
9. Если у файла расширение docx, то какая информация будет храниться в нем (графическая, текстовая, звуковая, программа)?
10. Можно ли восстановить случайно удаленный файл (да/нет)?
Учитель напомнил обучающимся правила использования пульта интерактивного тестирования. Перед проведением теста дети делились на группы, выбирали лидера, который стал консультантом и провел опрос, также обучающиеся выбирали ответственного за фиксацию результата. Беседа проис-
ходила вполголоса, чтобы дети не мешали друг другу. Результаты опроса вносились в программу интерактивного тестирования Мтю81и&о с помощью пульта. Критерием оценивания являлись результаты теста [13].
Применение данной модели позволило опросить всех учащихся, уточнить знания обучающихся по разделу и сэкономить время на уроке.
На уроке при изучении темы «Представление информации» (раздел «Вид информации по форме представления» 2 класс), цель которого - научить различать виды и формы представления информации, свою эффективность доказала модель круглый стол, которая предполагает, что обучающиеся должны найти общее мнение по решаемому вопросу.
В процессе урока учащиеся сделали вывод, что информация может быть представлена различными способами. Затем им было предложено заполнить таблицу из учебника, описав представленную информацию по способу и форме восприятия. Так как материал был новый и неизученный, было целесообразно работать в группах.
Учащиеся выполнили задание следующим образом (табл. 2).
Таблица 2
Задание по теме «Представление информации»
Информация Вид информации по способу восприятия Вид информации по форме представления Носитель
0 Зрительная Графическая Знак дорожного движения
Описанные модели позволяют сформировать следующие коммуникативные учебные действия на уроке информатики в начальной школе:
1) высказывать свою точку зрения на события, поступки, выполнять различные роли в группе - коммуникация как взаимодействие;
2) умение слушать, договариваться и понимать точку зрения другого -коммуникация как условие интериоризации;
3) аргументировать свое предложение, убеждать, доказывать и уступать - коммуникация как кооперация [6].
В ходе изучения и анализа проблемы формирования коммуникативных УУД на уроке информатики в процессе эксперимента был разработан и проведен констатирующий эксперимент.
Для оценки уровня сформированности были выбраны критерии оценивания коммуникативных действий по передаче информации и предметного содержания в рамках урока информатики в начальной школе:
1) идентичность выполнения задания;
2) способность точно сформулировать понятное для другого ученика предложение;
3) способность точно правильно формулировать вопросы и воспринимать полученную информацию;
4) уровень эмоционального отношения к совместной деятельности.
Метод оценивания - наблюдение за процессом совместной деятельности учащихся в парах и анализ результата.
Описание деятельности: учащиеся делятся на пары. Одному из ребят дают карточку с графическим рисунком по клеточкам. Его задача - дать грамотную инструкцию второму обучающемуся, описав алгоритм выполнения задания. Второй ученик может задавать любые вопросы во время выполнения, но не может смотреть в карточку первого ученика. После выполнения задания обучающиеся меняются и меняются карточки.
Анализ работ констатирующего этапа выявил учащихся с высоким уровнем коммуникативных УУД - 0 %; со средним уровнем коммуникативных УУД - 32 %; с низким уровнем коммуникативных УУД - 68 %.
Таким образом, у большинства учащихся недостаточно сформированы коммуникативные УУД, позволяющие успешно выполнить задание на уроке информатики в начальной школе. В ходе работы можно было отметить, что ученики, которые строили алгоритм, могли отвлечься от темы, торопились, могли быть непоследовательны в изложении мыслей. А ученики, выполняющие задания, не всегда могли сориентироваться в ходе выполнения задания и четко поставить вопрос, иногда даже возникали конфликты, обиды и разочарование от неверно выполненного задания [16].
После включения в урочную работу групповых технологий был проведен контрольный срез, по итогам которого число испытуемых с низким уровнем коммуникативных действий сократилось до 17 %. Количество испытуемых со средним уровнем составило 44 %. Детей с высоким уровнем коммуникативных УУД оказалось 39 % при отсутствии таковых на констатирующем уровне (рис. 1).
Контрольный срез
Констатирующий срез
Рис. 1. Сравнение количества учащихся, справившихся с заданием на контрольном и констатирующем срезе
Представленный график показывает, что повысилось количество правильно выполненных заданий, это свидетельствует об эффективности предложенной методики.
Изучив вопросы формирования коммуникативных УУД учащихся на уроках информатики в начальной школе с использованием групповых технологий, отметим, что их включение в образовательный процесс способствует развитию коммуникативных УУД. Работа над такими действиями, как передача информации, прием информации (слушание), позволила научить учащихся использовать деловое и личностное сотрудничество.
Библиографический список
1. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ // Министерство образования и науки Российской Федерации. - URL:
http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC% D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2974
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М. : Просвещение, 2011. - 31 с.
3. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. -М. : Педагогика, 1989. - 192 с.
4. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий : в 2 т. / Г. К. Се-левко. - М. : Народное образование, 2005. - Т. 1. - 550 с.
5. Монахов, В. М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса / В. М. Монахов. - Волгоград, 1995. - 152 с.
6. Гаврилова, М. А. Теория и практика методической подготовки учителей математики : монография / М. А. Гаврилова. - Пенза : Изд-во ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2005. - 188 с.
7. Гаврилова, М. А. Эффективные технологии обучения математике в системе непрерывного профессионального образования / М. А. Гаврилова // Среднее профессиональное образование. - 2008. - № 9. - С. 36, 37.
8. Катким, В. Б. Введение в теорию коммуникации : учеб. пособие / В. Б. Каш-кин. - М. : ФЛИНТА, 2013. - 224 с.
9. Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания / А. В. Мудрик. - М. : Педагогическое общество России, 2001. - 320 с.
10. Ломакина, Г. Р. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: проблемы реализации и практического применения / Г. Р. Ломакина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2013. - № 3 (27). - С. 185-193.
11. HeMo в, Р. С. Психология : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. / Р. С. Немов. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2005. - Кн. 1. Общие основы психологии. - С. 167-173.
12. Атамов, Г. А. Теория деятельностного обучения / Г. А. Атанов. - Донецк : ДОЙ, 2003. - 104 с.
13. Босова, Л. Л. Занимательные задачи по информатике / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова, Ю. Г. Коломенская. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 119 с.
14. Лапчик, М. П. Методика преподавания информатики : учеб. пособие для студ. пед. вузов / М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер ; под общ. ред. М. П. Лап-чика. - М. : Академия, 2001. - 624 с.
15. Кoлим, К. К. Информатика как фундаментальная наука / К. К. Колин // Информатика и образование. - 2007. - № 6. - С. 46-57.
16. Васюмима, М. В. Развитие коммуникативных умений обучающихся на уроках информатики в начальной школе / М. В. Васюнина, М. А. Гаврилова // Новая наука: теоретический и практический взгляд : Международное научное периодическое издание по итогам Междунар. науч.-практ. конф. - 2017. - № 2. - C. 233.
References
1. Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii [The Ministry of Education and Science of the Russian Federation]. Available at: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82% D1%8B/2974
2. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart nachal'nogo obrazovaniya [Federal State Educational Standard of Primary Education]. The Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Moscow: Prosveshchenie, 2011, 31 p.
3. Bespal'ko V. P. Slagaemye pedagogicheskoy tekhnologii [Summands of pedagogical technology]. Moscow: Pedagogika, 1989, 192 p.
4. Selevko G. K. Entsiklopediya obrazovatel'nykh tekhnologiy: v 2 t. [Encyclopedia of educational technologies: in 2 volumes]. Moscow: Narodnoe obrazovanie, 2005, vol. 1, 550 p.
5. Monakhov V. M. Tekhnologicheskie osnovy proektirovaniya i konstruirovaniya ucheb-nogo protsessa [Technological foundations of educational process design and arrangement]. Volgograd, 1995, 152 p.
6. Gavrilova M. A. Teoriya i praktika metodicheskoy podgotovki uchiteley matematiki: monografiya [The theory and practice of methodological training of math teachers: monograph]. Penza: Izd-vo PGPU im. V. G. Belinskogo, 2005, 188 p.
7. Gavrilova M. A. Srednee professional'noe obrazovanie [Vocational training]. 2008, no. 9, pp. 36, 37.
8. Kashkin V. B. Vvedenie v teoriyu kommunikatsii: ucheb. posobie [Introduction into the theory of communication: teaching aid]. Moscow: FLINTA, 2013, 224 p.
9. Mudrik A. V. Obshchenie v protsesse vospitaniya [Communication in the process of education]. Moscow: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 2001, 320 p.
10. Lomakina G. R. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Gumani-tarnye nauki [University proceedings. Volga region. Humanities]. 2013, no. 3 (27), pp. 185-193.
11. Nemov R. S. Psikhologiya: ucheb. dlya studentov vyssh. ped. ucheb. zavedeniy: v 3 kn. [Psychology: textbook for pedagogical university students: in 3 books]. 2nd ed. Moscow: Prosveshchenie, 2005, bk. 1, General foundations of psychology, pp. 167-173.
12. Atanov G. A. Teoriya deyatel'nostnogo obucheniya [The theory of activity education]. Donetsk: DOY, 2003, 104 p.
13. Bosova L. L., Bosova A. Yu., Kolomenskaya Yu. G. Zanimatel'nye zadachipo informa-tike [Entertaining computer science problems]. Moscow: BINOM. Laboratoriya znaniy, 2005, 119 p.
14. Lapchik M. P., Semakin I. G., Khenner E. K. Metodika prepodavaniya informatiki: ucheb. posobie dlya stud. ped. vuzov [Computer science teaching technique: tutorial for pedagogical university students]. Moscow: Akademiya, 2001, 624 p.
15. Kolin K. K. Informatika i obrazovanie [Computer science and education]. 2007, no. 6, pp. 46-57.
16. Vasyunina M. V., Gavrilova M. A. Novaya nauka: teoreticheskiy i prakticheskiy vzglyad: Mezhdunarodnoe nauchnoe periodicheskoe izdanie po itogam Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [New science: theoretical and practical views. An international scientific periodical on the outcome of an International scientific and practical conference]. 2017, no. 2, p. 233.
Васюнина Маргарита Владимировна аспирант, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Гаврилова Маргарита Алексеевна доктор педагогических наук, профессор, кафедра информатики и методики обучения информатике и математике, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Vasyunina Margarita Vladimirovna
Postgraduate student, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Gavrilova Margarita Alexeevna Doctor of pedagogical sciences, professor, sub-department of informatics and methods of computer science and mathematics teaching, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
УДК 373.3 Васюнина, М. В.
Групповые технологии как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках информатики / М. В. Васюнина, М. А. Гаврилова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2017. -№ 3 (43). - С. 154-162. DOI: 10.21685/2072-3024-2017-3-16