занятии во время совместной викторины с родителями дети творчески выполняли задания и даже в некоторых случаях помогали родителям, если те не знали, как создать оригинальный рисунок, сказочную импровизацию, перевертыши и комические ситуации, которые младшие школьники успешно освоили.
Внедрение программы формирования творческого воображения позволило. Повысить уровни показателей творческого воображения у младших школьников из общеобразовательной школы: показателей уровня беглости (ф*= 4,96 при р<0,001); показателей уровня гибкости (ф*= 3,85 при р<0,001); показателей уровня оригинальности (ф*= 1,41 при р<0,05) и уровня разработанности (ф*= 1,30 при р<0,05). Повысить у учащихся показатели уровня творческого воображения (ф*= 1,34 при р<0,05) по методике П. Торренса. Повысить показатели уровня механизма ассоциаций творчес-
кого воображения при восприятии пятен Г Роршаха у детей младшего школьного возраста (ф*= 0,42 при р<0,05). Повысить у детей показатели типичных сказочных приемов: зачина и тройственности (ц*= 5,23 при р<0,001), полярности образов (ф*= 5,21 при р<0,001), концовки (ф*= 5,19 при р<0,001), повторов (ф*= 3,76 при р<0,001), волшебных превращений (ф*= 3,72 при р<0,001). Повысить у детей показатели уровня творческого воображения при продуцировании сказочных (ф*= 0,41 при р<0,05) и комических импровизаций (ф*= 4,96 при р<0,001). Повысить у респондентов уровень творческого воображения (ф*= 0,18 при р<0,05).
Таким образом, в ходе психокоррекционной работы была прослежена динамика, обнаружены факторы и условия развития творческого воображения при продуцировании сказочных импровизаций и комических конструкций у младших школьников.
УДК 37.0
Чумакова Ирина Алексеевна
Глазовский педагогический институт им. В.Г Короленко
ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА КАК ИНСТРУМЕНТ ИЗМЕРЕНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
В статье представлена модель формирования универсальных учебных действий младших школьников через решение проектных задач. Авторы предлагают технологию ее реализации, которая позволяет сформировать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Ключевые слова: проектное обучение младших школьников, проектная задача, универсальные учебные действия.
Актуальность темы исследования определяется тем, что с внедрением Федераль-. ных образовательных стандартов начального общего образования произошли кардинальные изменения в представлении о целях, задачах и результатах образовательной деятельности. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования пришло понимание обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, формирования у них готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе [1]. А для этого у учащихся на достаточном уровне должен быть сформирован комплекс универсальных учебных действий (УУД) из четырех блоков: личностного, регулятивного, познавательного, коммуникативного. Концепция развития универсальных учебных действий в контексте новой образовательной парадигмы, определяемой принятыми образовательными стандартами, разработана на основе системно-деятельностного подхода (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев,
Н.Г. Салмина, Д.Б. Эльконин) группой авторов.
Подчеркнем, что овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться. В связи с этим особое внимание заслуживает рассмотрение способов формирования УУД и обоснование возможностей их оценки с помощью измерительных средств.
Личный опыт работы в начальных классах школы позволяет говорить о методе проектных задач как эффективном пути формирования УУД в начальных классах на уроках информатики. На наш взгляд, участвуя в решении проектных задач, с одной стороны, учащиеся имеют возможность в ква-зиреальной (модельной) ситуации осуществлять пробы, поиски, испытания способов и средств действия, конструируемых в ходе решения системы проектных задач в разных специально созданных ситуациях. И с другой стороны - учащиеся фактически осваивают способы проектирования как основы для будущей проектной деятельности в основной и старшей школе. Определяя понятие «проектная задача», согласимся с точкой зрения А.Б. Во-
Цель: Формирование устойчивых УУД через проектные задачи при изучения предмета
Задачи:
3
I
Приобретение знаний и Формирование Овладение умениями и Приобретение учащимися
коммуникативного опыта в способности к орга- навыками продуктивного 2-5 классов знаний по
смоделированных низации своей взаимодеиствия в условиях основам исследова-
ситуациях учебной деятельности совместной деятельности тельской деятельности
I
I
Методологические основы модели
Подходы: Принципы:
• Г уманистическая направленность • Гуманизации
учебного процесса • Связи обучения с жизнью
• Системно-деятельностный • Формирования мотивационной основы обучения
• Компетентностно-коммуникативный • Ролевого взаимодействия в совместной деятельности
• Личностно-ориентированный • Диалогического и дискуссионного общения частников проектной
задачи
• Самоорганизации и сотрудничество
Организация процесса формирования УУД средствами проектных задач
I
I
Методы:
• Метод решения проектных задач
• Рзвивающее и проблемное обучение
• Работа в диадах, триадах (микрогруппах)
• Проблемно-поисковый метод
• Метод индукции и дедукции
• Метод решения творческих заданий
• Метод самоорганизации деятельности
Формы:
• Практические задания
• Деловая игра
• Проекты (групповые и индивидуальные)
• Доклады с презентацией
• Творческие задания
• Индивидуальные и групповые взаимодействия
формы
г
Ф а
е н
п а К 3 о ы
и 5
н 8
а
Педагогические условия реализации модели формирования УУД младших школьников через постановку проектных задач
• Постоянное совершенствование педагогического мастерства учителей-предметников
• Включение проектно-задачной технологии в образовательный процесс
• Учет индивидуальных особенностей учащихся при комплектовании ученических групп
• Творческая атмосфера и позитивный эмоциональный фон в процессе обучения
• Диалогическое взаимодействие субъектов учебного процесса
• Организация работы учащихся в «команде»
• Мониторинг уровня сформированности УУД младших школьников через набор методик и рефлексии
Этапы
реализации
модели
Мотивационно-организующий, личностно - формирующий, критериально - оценочный
Результат: представлен достигнутым уровнем сформированности УУД младших школьников (низкий, средний, высокий)
Критерии сформированности УУД учащихся
Высокий уровень сформированности личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий, практическое использование УУД, способ и оригинальность идеи решения проектной задачи, степень включенности в групповую работу и выполнение совей роли, форма представления своего «продукта»
Рис. 1. Модель формирования УУД младших школьников через постановку проектных задач
Таблица 1
1 этап - Мотивационно-организационный этап формирования УУД средствами ПЗТО
Цель Мотивация учащихся к решению проектных задач и организация учебной деятельности школьников на основе применения ПЗТО
Задачи Формирование положительной мотивации у школьников к решению проектной задачи, усвоение понятия «проектная задача», формирование готовности к проявлению деятельности: Я хочу.
Содержание Подготовка учителем дидактических материалов для внедрения ПЗТО, представление учащимся различных видов проектных задач и их результатов, постановка стартовой проектной задачи
Методы Игровые методы, объяснительно-иллюстративные методы, методы проблемного изложения, работа в микрогруппах
Формы Эвристическая беседа, проектная задача, деловая игра «Компьютер в нашей жизни»
Таблица 2
2 этап - Личностно-формирующий этап формирования УУД средствами ПЗТО
Цель Личностно-ориентированная педагогическая поддержка учащихся при решении проектных задач
Задачи Обеспечение учащихся педагогической поддержкой со стороны учителя, формирование УУД, создание проблемной ситуации, организация взаимодействия и коммуникации, формирование отношения к процессу, содержанию и результату деятельности: Я знаю, Я могу, Я осознаю, Я понимаю и принимаю.
Содержание Постановка проблемы и цели проектной задачи, выполнение учащимися учебных заданий на проблематизацию, работа с информацией, исследование проблемы, организация взаимодействия и коммуникации, творческого плана
Методы Проблемно-поисковые методы, исследовательские методы, работа с информацией, коммуникативные методы, игровые методы, рефлексия
Формы Беседы, проектная задача, индивидуальные и групповые проектные работы, работа с ЭУМК «Проектные задачи в начальной школе: 1 класс»
Таблица 3
3 этап - Критериально-оценочный этап формирования УУД средствами ПЗТО
Цель Представление учащимися своего учебного продукта и оценивание его качества
Задачи Достижение каждым учащимся реального для него уровня развития УУД, формирование у учащихся навыков эмоционально-волевой регуляции процесса деятельности - Я готов, Я способен, Я сам, развитие рефлексии у учащихся
Содержание Выработка критериев оценивания «продукта» проектной задачи, самостоятельное оформление результатов собственного труда, представление учащимися своего учебного продукта, обсуждение с учащимися результатов работы над проектной задачей и подведение итогов
Методы Методы контроля и оценки, коммуникативные методы, рефлексия
Формы Представление и защита своего «продукта», поощрение лучших работ отметкой
ронцова, что проектная задача - это набор заданий, стимулирующих систему действий учащихся, направленных на получение «продукта», и одновременно, качественное самоизменение учащихся [2].
Анализ научно-педагогических исследований (А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Клевцова,
О.В. Раскина и др.) позволяет сделать вывод о том, что использование проектных задач в образовательном процессе способствует появлению новой образовательной технологии, которую мы обозначили как «проектно - задачная технология обучения» (ПЗТО). В этой технологии проектная задача выступает содержательным ядром (ведущим компонентом) данной технологии. По нашей гипотезе, реализация технологии проектно задачного обучения должна вывести школьников на функциональный
уровень сформированности УУД, повысить эффективность образовательного процесса при одновременном усилении учебной мотивации учащихся в обучении.
Нами была разработана модель обучения, основу которой составляет учебная деятельность учащихся по решению проектных задач, которые направлены на развитие социальной самостоятельности, творческой активности (рис. 1).
Отметим, что созданная модель обучения методом проектных задач была реализована на практике посредством ПЗТО и стала эффективным способом обучения, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. В ходе исследования была разработанная учебная программа, которая позволяет реализовать модель с дости-
жением запланированных результатов и строится как серия взаимосвязанных проектных задач, вытекающих из тех или иных жизненных ситуаций.
Анализ психолого-педагогической литературы, опыт работы по ПЗТО позволяют говорить, что наибольшим изменениям подвергается часть модели, которая включает содержания учебного предмета и методов его изучения.
В целостном и непрерывном процессе формирования УУД с применением системы проектных задач, мы выделили три этапа: мотивационно-организационный, личностно-формирующий, критериально-оценочный. Все вышеперечисленные этапы имеют определенные цели, наполняются соответс-вующим содержанием, которые определяют свои задачи, методы и формы. Для раскрытия каждого из этапов нами разработаны технологические карты, представленные в таблицах 1, 2, 3.
На первом этапе важно мотивировать учащихся на решение проектных задач.
Второй этап включает непосредственно работу над проектной задачей: выделение проблемы, поиск способов решения.
Третий этап - заключительный. Учащиеся представляют свой учебный продукт - решение проектной задачи.
Последовательное решение задач исследования требует опытно-экспериментальной проверки ре-
зультативности содержания и технологии созданной модели. В качестве ожидаемого результата опытно-экспериментальной работы мы видим достижение достаточного и оптимального уровней сформированности универсальных учебных действий у младших школьников посредством проектных задач. Для исследования уровня сформиро-ванности УУД младших школьников мы использовали следующие средства психолого-педагогичес-кой диагностики, представленные в таблице 4.
В ходе эксперимента предстояло выявить уровень сформированности УУД младших школьников - низкий, средний, высокий.
На основе изучения научно-педагогической литературы, обобщения идей педагогов-исследовате-лей и наблюдения за конкретной педагогической практикой нами были выделены уровни сформи-рованности УУД младших школьников на уроке, представленные в таблице 4.
В процессе опытно-экспериментальной работы нам необходимо было определить динамику показателей уровня сформированности УУД младших школьников, связанных с внедрением в учебный процесс систему проектных задач. Для достижения данной задачи опытно-экспериментальная работа осуществлялась в несколько этапов - подготовительный, констатирующий, формирующий и контрольный.
Таблица 4
Уровни сформированности универсальных учебных действий на уроках информатики в начальной школе
№ Уровень Характеристика
1 Низкий (НУ) Преобладание умений и навыков самостоятельной работы репродуктивного характера, слабое развитие потребностей в знаниях, отсутствие интереса к решению проектной задачи, выполнение простых заданий по образцу (задания реконструктивного уровня решаются только при помощи преподавателя), большое количество предметных действий, низкая скорость выполнения отдельных операций и низкая прочность усвоенных знаний. Характерная низкая мотивация к предмету. Низкие коммуникативные способности. Неадекватно реагируют на свой успех или неуспех. Испытывают трудности в поиске и сборе информации.
2 Средний (СУ) Преобладание умений и навыков работы частично-поискового характера, самостоятельное выполнение репродуктивных и реконструктивных заданий, задач среднего уровня сложности, стремление к самостоятельности, низкое количество предметных действий, достаточно высокая скорость выполнения отдельных операций и высокий уровень запоминания. Учащиеся недостаточно используют речевые средства для решения коммуникативных задач. Не всегда умеют планировать деятельность и действовать по плану, а также контролировать и оценивать свои действия. Необходимо наблюдение за их деятельностью и периодическое оказание помощи со стороны преподавателя.
3 Высокий (ВУ) Преобладание умений и навыков творческой, исследовательской деятельности, владение различными видами самостоятельной работы, выполнение творческих заданий, требующих нестандартного подхода, поиска и использования дополнительной литературы, высокий автоматизм, высокая скорость выполнения отдельных операций и высокий уровень прочности предметного материала. Учащийся всегда стремится выбирать, сопоставлять и обосновывать различные способы решения проектной задачи. Сформировано умение прислушиваться к аргументам других участников дискуссии учитывать их в своей позиции. Учащийся демонстрирует взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий, а также умения, работая в малой группе, создать «конечный продукт» и на высоком уровне организовывают и проводят его презентацию продукта.
Таблица 5
Распределение учащихся контрольной и экспериментальных групп по уровням сформированности УУД учащихся МБОУ «СОШ №3»
Г руппа Кол-во в группе Уровень сформированности УУД
Низкий Средний Высокий
Кол-во % Кол-во % Кол-во %
Первая проектная задача «В удивительной стране Компьтерлендии»
ЭГ 1 26 13 50 8 31 5 19
ЭГ 2 27 13 48 11 41 3 11
КГ 1 28 12 43 10 36 6 21
КГ 2 25 11 44 10 40 4 26
Вторая проектная задача «Экспедиция в долину вирусов»
ЭГ 1 26 9 35 11 42 6 23
ЭГ 2 27 10 37 12 44 5 19
КГ 1 28 9 32 12 43 7 25
КГ-2 25 8 32 12 48 5 20
Третья проектная задача «Конструируем мир своими руками»
ЭГ 1 26 6 23 13 50 7 27
ЭГ 2 27 6 22 13 50 8 28
КГ 1 28 5 18 15 53 8 29
КГ-2 25 5 20 13 52 7 28
Для проверки эффективности модели формирования УУД был проведен анализ результатов учащихся экспериментальных и контрольных групп, достигнутых при внедрении системы проектных задач в МБОУ «СОШ № 3», п. Яйва, г. Александровска.
Опытно-экспериментальная деятельность продолжалась на протяжении учебного года. В исследовании принимали участие 2 экспериментальных (ЭГ -1, ЭГ-2) и две контрольные (КГ-1, КГ-2) группы. В КГ 2 работал другой учитель по предложенной модели. В первую контрольную группу входили 28 человека, во вторую - 25 учащихся. Первую экспериментальную группу составило 26 человек, вторую экспериментальную - 27 человек. Все учащиеся были из 1-ых классов, примерно одинокого возраста 6-7 лет.
Всего в течение года были реализованы 3 проектные задачи по предмету «Информатика и ИКТ», 1 класс. Статистическая обработка результатов исследования по трем видам проектных задач позволила выделить 3 уровня сформированности УУД учащихся (см. табл. 5). Выявлена положительная динамика количественных и качественных показателей уровня сформированности УУД. Анализ результатов исследования по уровню сформирован-ности УУД показал существенные перемещения в экспериментальных группах, количество школьников с высоким уровнем сформированности УУД к концу эксперимента составило 46,5% от числа участников. Имели место положительные изменения важных качеств, характеризующих уровень сформированности УУД учащихся контрольных групп.
Данные таблицы 5 показывают динамику уровня сформированности УУД путем внедрения в образовательный процесс проектных задач. Замеры осуществлялись 3 раза. Анализ данных таблицы
показывает, что после каждого выполнения проектных задач имеется прирост. Увеличилось количество школьников с высоким уровнем УУД (с 19% до 28%), сократилось количество учащихся с низким уровнем сформированности УУД (с 46% до 20, 7%),
В ходе опытно-экспериментальной работы мы добились следующих результатов: учащиеся правильно и самостоятельно выделяют проблему задачи; активно высказывают свое мнение и задают вопросы одноклассникам; учащиеся увереннее используют персональный компьютер и мультимедийные технологии для решения проектной задачи; повысилась учебная мотивация и интерес к предмету «Информатика и ИКТ»; учащиеся достигают договоренности и согласование общих решений; адекватно реагируют на свой успех или неуспех в учебной деятельности; выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Итак, проведенная работа доказала, что проектная задача для обучающегося - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Проектную задачу можно считать надежным и эффективным инструментом формирования и измерения УУД младших школьников. Появление проектных задач в образовательном процессе в условиях новых образовательных стандартов позволяет школе выйти на новый образовательный уровень.
Перспектива исследования состоит в создании необходимых и достаточных ресурсов (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.), а также дальнейшее создание ЭУМК, для 2-х, 3-х, 4-х классов по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся, которые будут содействовать созданию единой образовательной информационной среды и образовательного информационного пространства школы.
Библиографический список 2. Проектные задачи в начальной школе / под
1. Как проектировать универсальные учебные ред. А.Б. Воронцова. - М.: Просвещение, 2011. -
действия / под ред. А.Г Асмолова. - М.: Просве- 176 с.
щение, 2011. - 152 с.
УДК 378.147
Елканова Тамара Михайловна
кандидат физико-математических наук, доцент
Чеджемова Нина Михайловна
кандидат педагогических наук, доцент Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ
[email protected], [email protected]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОГНИТИВНО-КОММУНИКАТИВНОГО КОМПОНЕНТА ОБЩЕГУМАНИТАРНОГО БАЗИСА ОБРАЗОВАНИЯ
В контексте концептуально-теоретической модели общегуманитарного базиса образования рассмотрены содержание и проблемы формирования средствами иностранного языка когнитивно-коммуникативных компетенций, т.е. способностей эффективного общения и понимания во всем многообразии форм взаимоотношений между людьми.
Ключевые слова: гуманитаризация, общегуманитарный базис, компетентностная модель, когнитивно-коммуникативные компетенции, иностранный язык, высшее образование.
В современной мировой практике способом обновления содержания высшего образования признают ключевые, инвариантные, полифункциональные и междисциплинарные компетенции. В ряду глобализационно-ориентированных поликультурных компетенций жизненно значимыми являются коммуникативные и профессионально-этические ключевые компетенции. Как отмечается в [8], в первую очередь это обусловлено тем, что эпицентр интереса в современном мире смещается от высоких технологий -«high tech», к борьбе за высокие человеческие технологии - «high hume». В этих условиях необходимым структурным элементом разрабатываемой нами концепции общегуманитарного базиса образования [2-5] выступает когнитивно-коммуникативный компонент, предусматривающий формирование и развитие когнитивно-коммуникативных компетенций, т.е. способностей эффективного общения и понимания во всем многообразии форм взаимоотношений между людьми. Когнитивно-коммуникативный компонент предусматривает освоение и развитие базисных оснований декодирования информации различных видов вербальных и невербальных связей и интеракций в социокультурном и профессиональном аспектах, освоение различных типов коммуникативных структур, формирование навыков оперативного выбора структур, соответствующих ситуации взаимодействия и адекватных теме общения, и эффективной реализации коммуникативных замыслов на интерактивном и перцептивном уровнях. Подразумевает формирование на вербально-семантическом, когнитивном, мотивационном и прагматическом уровнях как первичной, так и вторичной языковой личности, т.е. культур-
но-языковой личности, владеющей опытом ролевой самоорганизации в ситуациях общения, способной к преодолению фоновых барьеров различного рода (культурных, языковых и прагматических) для достижения своих стратегических и тактических целей. Предусматривает знание используемых при коммуникации символьных систем и правил их функционирования, а также принципов коммуникативного взаимодействия. Учитывает изменение коммуникативной культуры в условиях глобализации процессов и явлений, формирования единого информационного пространства, что приводит к принципиально иным формам личных и профессиональных связей с помощью современных информационных технологий. Предполагает владение специальными языковыми вариантами и дискурсивными стратегиями, отличными от тех, которые используются при общении внутри собственной культуры.
К настоящему времени выполнено значительное число исследований, посвященных проблемам формирования коммуникативных компетенций. В обобщенном виде применительно к иностранному языку когнитивно-коммуникативные компетенции - это интегративная система функциональных коммуникативных, социокультурных знаний, умений и действий, позволяющих: свободно ориентироваться в когнитивном пространстве, адекватно воспринимать, анализировать и применять получаемую информацию; переключаться с одного культурно специфического кода на другой с учетом их различий, гибко варьировать коммуникативные стратегии и тактики; переносить известные знания и навыки, приемы общения в условия новой коммуникативной ситуации, трансформируя их в со-