Научная статья на тему 'Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников'

Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2014
341
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полянская С. Г.

В статье рассматривается значение проектной деятельности в развитии коммуникативной компетентности младших школьников, выделены компоненты коммуникативной компетентности. Описываются условия реализации проектной деятельности через коммуникативные действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полянская С. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников»

Библиографический список

1. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии. - СПб.: Свет, 1997.

2. Овчарова, Р.В. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте. - М.: ТЦ Сфера, 1995.

3. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Педагогика-Пресс, 1997.

4. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса. - М.: Наука, 1983.

5. Котова, С.А. Индивидуальные характеристики педагога начальной школы, влияющие на его копинг-стратегии // Сибирский психологический журнал. - 2009. - № 31.

6. Романова, Е.С. Графические методы в практической психологии / Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина. - СПб.: Речь, 2002.

7. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д.Б. Кудзилов. - СПб.: Речь,

2004.

Статья поступила в редакцию 14.10.10

УДК 37

С.Г. Полянская, учитель начальных классов ВКК, г. Новосибирск, Е-mail: [email protected]

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматривается значение проектной деятельности в развитии коммуникативной компетентности младших школьников, выделены компоненты коммуникативной компетентности. Описываются условия реализации проектной деятельности через коммуникативные действия.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, проектная деятельность, младшие школьники, проектная задача.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и других сферах [1]. Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, когда учащиеся могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.

Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание. Коммуникативная компетентность учащихся влияет на учебную успешность. От коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Технология развития коммуникативных компетенций учащихся средствами проектной деятельности разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) [2]. Теоретическим основам и практическому использованию педагогического проектирования уделялось большое внимание в работах И.А. Зимней, А.К. Марковой, А.В. Хуторского, Л.А. Петровской, Ю.Н. Емельянова, Е.В. Сидоренко, Н.В. Матяш, К.Н. Поливановой [3].

Использование проектной деятельности в педагогическом процессе вызвано необходимостью решения следующих практических проблем:

• низкий уровень развития коммуникативных умений учащихся;

• низкий уровень самостоятельности учащихся;

• разрыв между степенью умения учащихся выполнять поисковую и исследовательскую деятельность и применять эти умения на практике;

• неумение учащихся переносить знания из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации - в ситуацию жизненную.

Коммуникативная компетентность понимается как целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т. е. достигающему цели и эмоционально благоприятному для участвующих сторон. В ее структуре выделяются следующие компоненты: когнитивный, ценностно-смысловой, личностный, эмоциональный и поведенческий [4].

Когнитивный компонент образует знания о ценностносмысловой стороне общения, о личностных качествах, способствующих и препятствующих общению, об эмоциях и чувствах, всегда сопровождающих его, о поведенческой стороне общения. Каково значение этих знаний? Человек обучается общению, наблюдая поведение близких людей, подражая их примеру, что происходит недостаточно осознанно. Ребенок, и даже взрослый, не задумывается о самой форме этого процесса и может познавать его на протяжении всей жизни. Это позволяет лучше понять особенности собственного стиля общения, усовершенствовать его, разнообразить коммуникативные возможности. Для возрастного уровня младшего школьника актуальны и доступны знания о самом себе и других людях.

Ценностно-смысловой компонент - ценности, которые активизируются в общении. Личностные ценности, проявляясь в базовых отношениях к себе и другим людям, регулируют общение, придавая ему определенный смысл. В младшем школьном возрасте следует формировать нравственные ценности и базовые отношения к себе (самопринятие, самоуважение) и другим людям (принятие их, уважение к ним).

Личностный компонент образуют особенности личности вступающего в общение, которые естественным образом влияют на содержание, процесс и сущность коммуникации. Коммуникативная компетентность младшего школьника базируется на уверенности в себе, оптимизме, доброжелательности и уважении к людям, справедливости, альтруизме, честности, стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности, не-агрессивности, неконфликтности.

Эмоциональный компонент коммуникативной компетентности связан с созданием и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией, умением реагировать на изменение состояния партнера. Обозначенные составляющие эмоционального компонента вырабатываются у младшего школьника.

Поведенческий компонент образуют коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является об-

разованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной компетентности. Коммуникативные умения как элементы создают коммуникативное поведение.

В начальной школе коммуникативная компетентность может развиваться через два основных компонента - ценностно-смысловой и поведенческий. Остальные компоненты "вплетаются" в них, сопровождают это развитие. Современной школе требуются такие методы обучения, которые обеспечивали бы активную, самостоятельную позицию учащихся в учении, развитие исследовательских, рефлексивных, само-оценочных умений и навыков, развитого творческого мышления. Этим требованиям отвечает технология практической направленности - метод проектов. Эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов (в период выполнения проектов), творческих в сочетании с использованием репродуктивных методов обучения (в период обучения технологии выполнения проекта).

Введение проектно-исследовательской работы в начальных классах школы, важно и необходимо, поскольку такая деятельность захватывает целостную личность ученика, вызывает к жизни не только умственные и практические умения, но и культурные и духовные способности развивающегося человека. Участвуя в проектно-исследовательской работе, младшие школьники реализуют свои скрытые возможности, раскрываются их личностные качества, повышается самооценка, интерес к учебной деятельности, самостоятельность, самоконтроль. Овладение исследовательскими умениями и навыками помогает школьникам чувствовать себя уверенно в нестандартных ситуациях, повышает адаптивные возможности.

Организация полноценной проектной деятельности в начальных классах проблематична, так как дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников становятся проектные задачи. Термин «задача» трактуется как «сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения» (Толковый словарь С. И. Ожегова). Под «проектной задачей» понимается задача, в которой через предложенные задания стимулируются детские действия для получения нового в практике ребенка результата [5].

При организации проектной деятельности коммуникативные компетенции следует развивать через коммуникативные действия:

- действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации);

- действия, направленные на кооперацию, сотрудничество. Содержательным ядром этой группы коммуникативных действий является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности;

- коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.

Коммуникативные навыки

Навыки позитивного отношения к собственной личности

Навыки позитивного общения_______________________________

Навыки самооценки и понимания других

Из данных таблицы следует, что в обоих классах преобладает средний уровень развития коммуникативных компетенций, но количество учащихся с высоким уровнем исследуемых навыков значительно больше в 4 А классе (32%,

Для успешной реализации технологии необходимо:

- создание благоприятной эмоционально-

психологической атмосферы сотрудничества учителя и ученика;

- обеспечение учащихся информационно-

коммуникационными средствами;

- интеграция в рамках межпредметной связи;

- использование мотивационных методов, которые позволят учащимся проявлять самостоятельность и творческую активность.

В процессе решения проектных задач формируются следующие коммуникативные умения:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);

- сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

-умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя;

- умение применять полученные знания в жизни.

На практике используются следующие типы проектов:

1. исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде рисунков, газет, компьютерного дизайна;

2. игровые (с элементами ролевых игр, когда дети входят в образ персонажей и решают поставленные проблемы);

3. социально-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса, летописей)

4. творческие (оформление результата в виде фрагмента урока, внеклассного мероприятия, праздника и т.д.).

Формы представления результатов проектов: книжки-раскладушки, тематические стенды, стенгазеты, журналы, макеты, компьютерные презентации, дидактические материалы для уроков, сценарии праздников, коллекции, эмблемы, гербарии, поделки, публикации в школьной газете.

Для исследования влияния проектной деятельности на развитие коммуникативной компетентности младших школьников совместно с психологом была проведена диагностика. Использовался опросник, позволяющий выявить уровень сформированности коммуникативной компетентности, включающей в себя навыки позитивного отношения к собственной личности, навыки позитивного общения, навыки самооценки и понимания других [6]. В эксперименте участвовали учащиеся 4-ых классов МБОУ СОШ №105 г. Новосибирска в количестве 60 человек. Экспериментальную группу составили учащиеся 4 «А» класса, в котором проектная деятельность систематически осуществляется со 2 класса. В 4 «Б» классе данный вид деятельности используется эпизодически. В таблице 1 представлены результаты проведенного исследования.

Таблица 1

Уровень сформированности навыков

Высокий Средний Низкий

4 А кл. 4 Б кл. 4 А кл. 4 Б кл. 4 А кл. 4 Б кл.

30% 12% 59% 60% 11% 28%

42% 31% 40% 39% 18% 30%

32% 8% 56% 54% 12% 38%

28%, 30%), а с низким уровнем - в 4 Б классе (28%, 30%, 38%).

В целом, диагностика показала, что уровень сформиро-ванности коммуникативной компетентности на момент иссле-

дования выше у учащихся 4 А класса. Таким образом, можно сделать вывод: организация проектной деятельности в начальной школе оказывает положительное влияние на:

- навыки позитивного отношения к собственной личности;

- навыки позитивного общения;

- навыки самооценки и понимания других.

Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это его сильная сторона. Поиск нужных

материалов требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, как показывают наблюдения, более 70% учащихся обращаются к учебникам, другой учебно-методической, дополнительной и специальной литературе. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащихся в области решения проблем коммуникации.

Библиографический список

1. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников. - М.; Просвещение, 2008.

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / А.Г. Асмолов [и др.]. - М.: Просвещение, 2008.

3. Матяш, Н.В., Симоненко, В.Д. Проектная деятельность младших школьников. - М.: Вентана-Граф, 2004.

4. Агафонова, И.Н. Развитие коммуникативной компетентности школьников // Управление начальной школой, МЦФЭР. - 2009. - № 2.

5. Воронцов, А.Б. Проектные задачи в начальной школе / А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина [и др.]. - М.: Просвещение, 2009.

6. Беспалова, Г.М. Диагностика компетентностей учащихся // Справочник классного руководителя, МЦФЭР, 2009. - № 1.

Статья поступила в редакцию 14.10.10

УДК 159

Е.В. Шевченко, асп. НГПУ, г. Новосибирск, Е-mail: [email protected]

КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЫ «ВИДИМАЯ РЕЧЬ III»

Статья посвящена вопросу использования в работе учителя-дефектолога новых компьютерных технологий, а именно программы «Видимая речь III». В статье рассматриваются и анализируются функциональные возможности и условия использования компьютерных программ при организации коррекционной помощи детям с нарушениями слуха.

Ключевые слова: коррекция речи у детей с нарушением слуха.

Важнейшей задачей коррекционного обучения детей с недостатками слуха остается проблема формирования их устной речи. Чем меньшими остатками слуха располагает ребенок, тем меньше у него возможностей для восприятия информации о фонетических элементах речи, в связи с чем возрастает роль сохранных анализаторов, которые обеспечивают получение дополнительной информации, расширяющей границы возможностей восприятия глухими детьми элементов звучащей речи, как чужой, так и собственной [1].

Ведущим направлением в специальной педагогике является разработка «обходных путей» и специфичных, вспомогательных по своему характеру, средств обучения детей с различными нарушениями развития.

Внедрение компьютерной техники в специальное обучение связано с решением одной из фундаментальных задач: использовать новые компьютерные технологий в целях коррекции нарушений, а также общего развития ребенка с особыми образовательными потребностями.

Информационные технологии относятся к многофункциональным программным средствам обучения, повышающие эффективность учебного процесса. Технологии обучения, основанные на использовании компьютера и программного обеспечения, дают возможности увеличения объема учебного материала на занятии без увеличения нагрузки на детей по его усвоению и реализуются такие дидактические задачи, решение которых без использования компьютера было бы недостаточно эффективно [2].

Решение учебных и коррекционных задач с помощью компьютерных технологий встраивается в общую систему обучения и воспитания. В каких случаях целесообразно включить в структуру занятия работу с компьютером решает сам педагог. И это будет зависеть от поставленных коррекционных и образовательных целей и задач, а также от индивиду-

альных особенностей, возможностей, потребностей и состояния здоровья ребенка с нарушениями слуха [3].

Влияние снижения слуха у ребёнка сказывается не сразу. Родившийся глухим ребёнок кричит так же, как и слышащий. Он гулит и начинает лепетать. Однако в дальнейшем невозможность слухового восприятия звучащей речи окружающих и собственного звукопроизношения приводит к тому, что лепет у ребёнка постепенно угасает. Отсутствие или глубокое нарушение слухового анализатора лишает глухого ребёнка возможности усвоить такое произношение, которое не отличалось бы от произношения слышащего. Из-за этого речи глухого оказываются свойственными более или менее существенные недостатки произношения. Эти недостатки касаются голоса, звуков и их сочетаний, словесного и фразового ударения, особенностей мелодической стороны речи.

Речь неслышащих детей часто характеризуется при обследовании как монотонная, невыразительная, не окрашенная интонационно. Естественно, что все эти недостатки отрицательно влияют на общую внятность речи. У глухих детей есть особенности, отличающие их фонетическую сторону речи: сравнительно более медленный темп, не вполне точное произношение звуков и сочетаний, ошибки в ударении. Более всего страдает внятность речи глухих. Это происходит из-за недостатков произношения звуков и их сочетаний [4]. Поэтому любой ребенок с нарушенным слухом нуждается в специальной работе по формированию, развитию и коррекции произносительных навыков.

К основным задачам работы сурдопедагога в области формирования и коррекции произносительной стороны речи дошкольников с нарушениями слуха относятся:

- формирование правильного звукопроизношения;

- формирование правильного голосообразования и стабильного голосоведения;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.