https://doi.org/10.30853/pedaqoqy.2019.3.8
Коткова Алёна Валерьевна
ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИИ НА УРОКАХ УДМУРТСКОГО ЯЗЫКА КАК НЕРОДНОГО
В данной статье основное внимание уделяется формированию коммуникативных универсальных учебных действий русскоязычных учащихся на уроках удмуртского языка. Предлагаемая работа раскрывает содержание понятий "проект", "проектная задача", "коммуникативные универсальные учебные действия"; знакомит с учебно-методическим комплексом "?еч-а, бур-а, удмурт кыл!", используемым при обучении учащихся младшего школьного возраста. В исследовании представлены разработанные типы проектных задач по удмуртскому языку, нацеленные на формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. Главный акцент делается на использовании проектной задачи как результативного метода в обучении удмуртскому языку русскоязычных учащихся. Адрес статьи: отм^.агат^а.пе^т^епа^М^СИЭ/З/в.^т!
Источник
Педагогика. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2019. Том 4. Выпуск 3. C. 46-49. ISSN 2500-0039.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/4.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/4/2019/З/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 373.31 Дата поступления рукописи: 15.08.2019
https://doi.org/10.30853/pedagogy.2019.3.8
В данной статье основное внимание уделяется формированию коммуникативных универсальных учебных действий русскоязычных учащихся на уроках удмуртского языка. Предлагаемая работа раскрывает содержание понятий «проект», «проектная задача», «коммуникативные универсальные учебные действия»; знакомит с учебно-методическим комплексом «Зеч-а, бур-а, удмурт кыл!», используемым при обучении учащихся младшего школьного возраста. В исследовании представлены разработанные типы проектных задач по удмуртскому языку, нацеленные на формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. Главный акцент делается на использовании проектной задачи как результативного метода в обучении удмуртскому языку русскоязычных учащихся.
Ключевые слова и фразы: проектная задача; удмуртский язык как неродной; коммуникативные универсальные учебные действия; младшие школьники; учебно-методический комплекс «Зеч-а, бур-а, удмурт кыл!».
Коткова Алёна Валерьевна
Научно-исследовательский институт национального образования, г. Ижевск aljonakotkova@gmail. сот
ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ УДМУРТСКОГО ЯЗЫКА КАК НЕРОДНОГО
Современная система образования, где ведётся активная работа по внедрению федеральных государственных стандартов второго поколения, четко определяет, что развитие личности и его успешность лежат в основе формирования универсальных учебных действий (УУД). Понятие «универсальные учебные действия» в широком смысле - это умение учиться, т.е. способность учащегося к самосовершенствованию и саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В состав основных видов УУД входят четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный [1].
На сегодняшний день содержание образования ориентировано на развитие речи школьников. В Удмуртской Республике ребенок в школе и дома одновременно сталкивается с бытованием двух языков - удмуртского и русского. Считаем, что уровень овладения детьми удмуртским языком как неродным во многом влияет на качество их сегодняшней и будущей жизни: способствует формированию коммуникативно-развитой личности, влияющей на его профессиональную деятельность. Всё это в своей совокупности определяет актуальность данного исследования, адресованного учителям начальной школы, использующим в языковом обучении методику преподавания удмуртского языка как неродного. Знание удмуртского языка позволит иметь возможность изучить его культуру, узнать традиции, развить память, мышление и речь, что, в свою очередь, формирует толерантное отношение к другим нациям. Научная новизна статьи заключается в разработке типов проектных задач, направленных на формирование коммуникативных УУД младших школьников, изучающих удмуртский язык как неродной.
Учитывая тот момент, что в данной статье актуализируются вопросы обучения удмуртскому языку как неродному, цель нашего исследования заключалась в выявлении эффективности использования проектной задачи в формировании коммуникативных УУД младших школьников. В соответствии с данной целью перед нами стояли следующие задачи: изучить понятие «коммуникативные УУД»; выявить отличие проектной деятельности от проектной задачи; выявить основные виды коммуникативных УУД, формирующихся на уроках удмуртского языка при использовании разных типов проектных задач; экспериментально проверить эффективность использования проектных задач при обучении удмуртскому языку русскоязычных учащихся в формировании коммуникативных УУД.
В современном мире, когда требуются специалисты со знанием удмуртского языка, когда у школьников появилась возможность участвовать в международных проектах, в мероприятиях на удмуртском языке -конкурсах, концертах, тематических вечерах, национальных праздниках, флэшмобах, квестах, - умение общаться на удмуртском языке становится необходимым.
Хочется отметить, что для воспитания гармонично развитой личности на уроках удмуртского языка уделяется внимание всем видам УУД. К примеру, в ходе изучения курса удмуртского языка как неродного обучающиеся реализуют следующие УУД:
- совершенствуют приёмы работы с текстом, опираясь на умения, приобретённые на уроках русского и иностранного языков (прогнозировать содержание текста по рисункам, заголовку, выписывание из текста отдельных слов и предложений, списывать текст и т.п.);
- овладевают разнообразными приёмами раскрытия значения слова, используя словообразовательные элементы, синонимы, антонимы и т.п.;
- овладевают умениями самонаблюдения, самоконтроля и самооценки;
- совершенствуют общеречевые коммуникативные умения, например: начинать и завершать разговор, используя речевые клише; поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая;
- учатся самостоятельно выполнять задания с использованием технических средств обучения [3].
Но всё же основное внимание при обучении русскоязычных учащихся удмуртскому языку хочется акцентировать на коммуникативной стороне речи. Коммуникативная сторона речи представлена коммуникативными УУД. Согласно А. Г. Асмолову и Г. В. Бурменской, коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [1, с. 30].
Считаем, что формирование коммуникативных универсальных действий позволяет лучше овладеть, а затем поддерживать удмуртскую речь. Эффективность формирования коммуникативных УУД, в свою очередь, зависит от приёмов и методов в обучении.
Современная педагогическая наука не стоит на месте. Она постоянно занимается поиском новых приемов и методов в обучении. Согласно мнению некоторых исследователей, эффективное формирование коммуникативных УУД становится возможным благодаря организации проектной деятельности [4, с. 5]. В условиях проведения проектной деятельности младшие школьники могут погружаться в атмосферу, требующую рассуждать, правильно излагать свои мысли, выражать своё мнение, общаться и договариваться со сверстниками и т.п.
Некоторые исследователи, проанализировав педагогический опыт, утверждают, что «предложенные проекты в школах, пусть не в полном объёме, но выполняются. Однако проектную работу учащиеся выполняют в основном в домашних условиях, а на уроке презентуются результаты творческой работы родителей. По всей вероятности, такая ситуация складывается по причине, что полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников» [2, с. 39]. Учитывая данное обстоятельство, считаем целесообразным использовать проектную задачу в обучении младших школьников удмуртскому языку, являющуюся первым шагом на пути к проектной деятельности.
Глубоким и всесторонним рассмотрением различных аспектов теории и практики проектной деятельности занимались И. А. Зимняя [5], В. В. Рубцов [6], В. Ф. Сидоренко [7], которые в своих трудах дают научное обоснование проектному образованию. Для нас весьма полезным оказалось исследование А. Б. Воронцова «Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя», раскрывающее суть проектной задачи и специфику ее использования в процессе обучения младших школьников. А. Б. Воронцов, совместно с исследователем данного вопроса И. А. Чумаковой, рассматривают проектную задачу как «набор заданий, стимулирующих систему действий учащихся, направленных на получение "продукта", и одновременно качественное самоизменение учащихся» [10, с. 8].
В свою очередь, как подчёркивает В. В. Улитко, «в связи с обозначенным новым образовательным результатом в практику начальной школы входит проектная задача, которая ориентирована в основном не на проверку освоения отдельных знаний, а на оценку способности школьников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи на основе сформированных предметных знаний и универсальных учебных действий» [8, с. 3].
Опираясь на работы многих исследователей (А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Клевцова, О. В. Раскина, Т. В. Сафонова, В. В. Улитко, И. А. Чумакова и др.), необходимо отметить, что отличие проектной задачи от проекта заключается в групповом характере деятельности проектной задачи, находящейся под абсолютным руководством учителя. А также в том, что во время реализации проектной задачи школьникам даются все необходимые средства и материалы в виде заданий, требуемых для их выполнения и получения итога деятельности в виде реального «продукта».
Основываясь на данном положении и придерживаясь требований ФГОС начального общего образования по формированию у младших школьников навыков исследовательской и проектной деятельности, коллектив авторов Научно-исследовательского института национального образования Удмуртии, разрабатывающий школьные учебники по удмуртскому языку, включает в содержание учебника проектные задачи. Разработка учебников идёт по двум языковым линиям: линия «Удмурт кыл» («Удмуртский язык») для тех, для кого язык является родным, и линия «Зеч-а, бур-а, удмурт кыл!» («Здравствуй, удмуртский язык!») для тех, кому удмуртский язык является неродным языком.
Особенность обучения по линии «Зеч-а, бур-а, удмурт кыл!» («Здравствуй, удмуртский язык!») заключается в том, что основной упор при обучении русскоязычных школьников делается на развитие речи на удмуртском языке. Наше исследование базируется на практике преподавания удмуртского языка в системе начального образования по УМК «Зеч-а, бур-а, удмурт кыл!».
В содержание УМК для уровня начального общего образования вошло более двадцати проектных задач, которые большую помощь окажут в формировании коммуникативных УУД учащихся.
С целью выявления эффективности использования проектной задачи в формировании коммуникативных УУД нами была проведена апробация среди учащихся второго класса гимназии им. К. Герда, обучающихся по УМК «Зеч-а, бур-а, удмурт кыл!» («Здравствуй, удмуртский язык!»). В апробации приняло участие 46 учащихся.
При разработке проектных задач учитывались возрастные особенности детей. Общеизвестно, что особенностью младшего школьного возраста является то, что учащиеся еще только учатся умению слушать друг друга, осознанно работать в группе. Для апробации был выбран второй класс. При выборе учитывалось то обстоятельство, что ко второму классу учащиеся уже умеют читать и писать на удмуртском языке, приобретают некоторый объём удмуртской лексики.
В соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта нового поколения разработаны и апробированы разные типы проектных задач (творческие, исследовательские, информационные, игровые, практико-ориентированные) по следующим темам: «Вераськись бубылиос (Говорливые бабочки)»,
«Мынам семьяе (Моя семья)», «Вожоез дйсяськом (Одеваем ряженого)», «Шырчик умортоез лэсьтон (Изготовление скворечника)», «Полькарлэн дышетскон кабинетэз (Рабочий кабинет Полькара)». Во всех видах проектных задач особый упор делается на развитие речи на удмуртском языке.
Рассмотрим одну из творческих проектных задач «Вожоез дйсяськом (Одеваем ряженого)», решение которой было проведено на уроке удмуртского языка с русскоязычными учащимися гимназии на протяжении двух уроков (один урок в день). Педагогом преследовались следующие цели: практическая - совершенствование монологической и диалогической речи учащихся, усвоение учащимися лексического и грамматического материала пройденных тем в нестандартных условиях; развивающая - развитие мышления, памяти, речи и внимания; воспитательная - умение слушать друг друга, воспитание интереса к предмету.
Замысел проектной задачи. Учащиеся после знакомства с темой «Тол каникулъёс (Зимние каникулы)» заинтересовались проведением удмуртского праздника «Вожодыр (Святки)». После завершения темы второклассники изъявили желание «рядиться» в «вожо (ряженого)». Но данный традиционный праздник уже прошёл, поэтому они решили с подсказки учителя «одеть» бумажного ряженого.
Цель, которую должны достичь учащиеся: придумать и нарисовать маску и наряд ряженому для праздника «Святки» (Таблица 1).
Таблица 1. Проектная задача по удмуртскому языку
Название проектной задачи «Одеваем ряженого»
Название предмета Удмуртский язык
Класс 2
Тип проектной задачи С точки зрения предмета - рефлексивный. С точки зрения педагогики - обучающий.
Поставленные цели 1. Обучение младших школьников совместному решению задач. 2. Использование в речи словарного запаса по пройденной теме. 3. Формирование коммуникативных УУД. 4. Оценка усвоения темы «Зимние каникулы».
Коммуникативные УУД Коммуникация как общение и кооперация: 1. Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. 2. Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. 3. Строить небольшие монологические и диалогические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Знания и умения учащихся, на которые будут опираться при решении проектной задачи 1. Использование пройденного лексического и грамматического материала для описания одежды ряженого. 2. Умение работать в паре. 3. Умение рисовать.
Планируемые результаты 1. Каждый учащийся сможет оценить свои знания и умения по теме «Зимние каникулы». 2. Развитие языковой и коммуникативной компетенций. 3. Учащиеся научатся творчески подходить к своему делу. 4. Развитие умения публичных выступлений.
Формы и методы оценки результатов деятельности 1. Наблюдение за работой учащихся. 2. Публичная презентация результатов (выступление и оформление стенда).
Описание проектной задачи
Жители одной деревни собираются на праздник «Святки». Но проблема в том, что они не знают, как нарядиться. Ребята, давайте поможем жителям: нарисуем маски и наряды для ряженых.
Первым этапом являлась подготовка проектной задачи. На данном этапе учитель и учащиеся обсуждали проблему решения проектной задачи, формулировали цели и обсуждали возможный «продукт» - одежда и маска для «вожо (ряженого)».
Второй этап - планирование проекта. На этом этапе учитель нацеливал учащихся на самостоятельное выполнение проекта. По необходимости школьники обсуждали в парах возможные варианты одежды ряженого.
Третий этап - выполнение «проекта». Во время этого этапа учитель наблюдал, иногда давал советы учащимся в выборе маски, одежды для ряженого. Продолжалась самостоятельная парная работа учащихся.
Четвёртый этап - это презентация «продукта» проектной задачи. Учащиеся с интересом слушали каждую пару и задавали им приемлемые вопросы. Например: Кызьы солэн нимыз? / «Как его зовут?», Коня солы арес? / «Сколько ему лет?», Кытын соулэ? / «Где он живёт?», Ма карыны быгатэ? / «Что умеет делать?» и т.д.
На пятом этапе происходила оценка работы по проектной задаче. На этом этапе учащиеся принимали активное участие в оценке работы над «проектом», учились самоанализу, обсуждали потенциал и возможности каждого ученика.
С первых минут урока в классе был установлен деловой контакт, при этом поддерживалась дружелюбная атмосфера. На уроке были задействованы различные формы работ учащихся, такие, как фронтальная, парная и индивидуальная. В ходе решения проектной задачи ученики самостоятельно составляли предложения с изученной лексикой, а также делали незапланированные (творческие) высказывания. Роль учителя заключалась в том, чтобы внимательно следить за ответами учащихся, фиксировать, исправлять их ошибки и мотивировать
учащихся. Практической значимостью проектной задачи явилось оформление выставки из подготовленных рисунков-ряженых. Необходимо отметить, что учащиеся изъявили желание в следующем году во время Святок ходить «рядиться» по классам.
При решении данной проектной задачи на уроке удмуртского языка получилось развить следующие коммуникативные учебные действия учащихся:
1) умение взаимодействовать в паре, договариваться друг с другом, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
2) умение учитывать позиции других людей;
3) умение высказывать свою точку зрения на события, поступки;
4) отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета, понимать точку зрения другого;
5) владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка и др.
Рассмотрев результаты других апробаций, можно сделать вывод, что при реализации различных типов проектных задач формируются следующие виды коммуникативных УУД: коммуникация-взаимодействие («коммуникативные действия, направленные на учёт позиции собеседника или партнера по деятельности»), коммуникация-кооперация («содержательное ядро - согласование усилий по достижению общей цели»), коммуникация-интериоризация («коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям») [9, с. 45].
Изучение литературы по исследуемой теме и апробация показали, что использование на уроках удмуртского языка творческих, исследовательских, информационных, игровых и практико-ориентированных типов проектных задач является результативным средством развития речи русскоязычных детей. С помощью проектных задач у обучающихся происходит формирование таких коммуникативных универсальных учебных действий, как взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками, высказывание своей точки зрения, владение монологической и диалогической формами речи. Ко всему прочему, проектная задача является эффективным способом, позволяющим дополнить и расширить процесс обучения, повысить результативность обучения удмуртскому языку как неродному, что положительно влияет на динамику всего учебного процесса.
Список источников
1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. Изд-е 3-е. М.: Просвещение, 2011. 152 с.
2. Байтерякова Ю. Т. Решение проектных задач на уроках удмуртского языка // Традиции и новации в филологическом и этнокультурном образовании в условиях межъязыковой коммуникации: сборник статей. Ижевск: Удмуртский университет, 2018. С. 38-47.
3. Боталова Н. П. Примерная программа учебного предмета «Удмуртский язык» (неродной) для уровня НОО [Электронный ресурс]. URL: https://docplayer.ru/42329600-Botalova-n-p-primernaya-programma-uchebnogo-predmeta-udmurtskiy-yazyk-dlya-russkoyazychnyh-uchashchihsya-na-urovne-nachalnogo-obshchego-obrazovaniya.html (дата обращения: 20.07.2019).
4. Воронцов А. Б., Заславский В. М. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011. 176 с.
5. Зимняя И. А. Проблемно-проектно-исследовательское обучение: модель, программа организации [Электронный ресурс] // Исследовательская деятельность студентов в проблемно-проектном обучении: материалы XXIII Всероссийской научно-методической конференции «Проблемы качества высшего образования». Уфа: УГАТУ, 2013. URL: http://diss.seluk.ru/pr-tehnicheskie/808460-1-issledovatelskaya-deyatelnost-studentov-problemno-proektnom-obuchenii-2013-xxiii-moskva-ufa-nitu-misis-ufimski.php (дата обращения: 27.08.2019).
6. Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.: Педагогика, 1987. 160 с.
7. Сидоренко В. Ф. Идея проектной культуры // Проблемы дизайна 6: сб. статей / НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств. М.: Пинакотека, 2011. С. 41-53.
8. Улитко В. В. Проектные задачи в начальной школе: методические материалы для учителя. Тирасполь: ПГИРО, 2014. 64 с.
9. Хакунова Ф. П., Реутова Л. П. Многоаспектность коммуникации как источник происхождения коммуникативных универсальных учебных действий учащихся // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». 2016. Вып. 2 (178). С. 43-50.
10. Чумакова И. А. Проектная задача как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников: учебно-методическое пособие для учителя. Глазов, 2012. 144 с.
PROJECT-BASED TASK AS A MEANS TO FORM COMMUNICATIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIVITIES AT THE LESSONS OF UDMURT AS A FOREIGN LANGUAGE
Kotkova Alena Valer'evna
Research Institute of National Education for the Udmurt Republic, Izhevsk aljonakotkova@gmail. com
The paper focuses on analysing the formation of communicative universal educational activities of Russian-speaking pupils at the lessons of Udmurt as a foreign language. The author reveals the content of the notions "project", "project-based task", "communicative universal educational activities", introduces an educational-methodological complex for junior pupils "Зеч-а, бур-а, удмурт кыл!". The article provides examples of project-based tasks on the discipline "The Udmurt Language" aimed to form junior pupils' communicative universal educational activities. The efficiency of using the project-based task as a method of teaching Udmurt to Russian-speaking pupils is emphasized.
Key words and phrases: project-based task; Udmurt as a foreign language; communicative universal educational activities; junior pupils; educational-methodological complex "Зеч-а, бур-а, удмурт кыл!".