УДК 811.511.131
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ УДМУРТСКОГО ЯЗЫКА В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ООО
METHODOLOGICAL BASES OF THE UDMURT LANGUAGE LEARNING IN THE CONTEXT OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF BASIC GENERAL EDUCATION REQUIREMENTS
Е. А. Булычева1, C. Н. Широбокова2 E. A. Bulycheva1, S. N. Shirobokova2
1ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», г. Ижевск 2БУУР «Научно-исследовательский институт национального образования», г. Ижевск
Аннотация. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливает требования к образовательной программе основного общего образования, которая нацелена на формирование ряда компетенций: коммуникативной, языковой, или лингвистической, и культуроведческой. В статье рассмотрен деятельностный подход, который следует учитывать при формировании личностных, метапредметных и предметных универсальных учебных действий (УУД). Использование каждого из этих видов УУД дает возможность расширить дидактический и методический материал школьных учебников. В работе представлены основные направления, а также рассмотрено состояние изученности темы «Текст» в школьной практике Удмуртской Республики.
Abstract. Federal State Educational Standard of Basic General Education establishes the requirements for Basic General Educational Programme which is aimed at the formation of a number of competencies: communicative, linguistic and culturological. The article describes the activity approach in the formation of which personal, metasubject and subject universal educational actions should be considered. The use of these universal educational actions gives the opportunity to expand didactical and methodological teaching material of school textbooks. The article presents the main lines, as well as the state of knowledge on the topic «Text» in the school practice of the Udmurt Republic.
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, программа основного общего образования, деятельностный подход, универсальные учебные действия, текст.
Keywords: Federal State Educational Standard, Programme for Basic General Education, activity approach, universal educational actions, text.
Актуальность исследуемой проблемы. Объектом исследования в данной работе стало формирование предметных УУД на примере изучения понятия «текст», так как изучение текста является одним из актуальных, приоритетных и ключевых тем в программе школьного обучения удмуртскому языку. В работе впервые сделана попытка анализа результатов внедрения различных видов работ в школьную практику в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Материал и методика исследований. Материалом для исследования научно-методической основы преподавания удмуртского языка в контексте требований ФГОС ООО стал раздел «Текст» в 5 классе. Авторами были проанализированы две программы: 1) Программа по удмуртскому языку для У-Х1 классов (2002 г.), 2) Программа по удмуртскому языку и литературе для У-1Х классов (2013 г.), а также специфика подачи материала в разделе «Текст» в учебниках «Удмурт кыл. 5 класс» 'Удмуртский язык. 5 класс' (авторы А. П. Мышкина и Г. Н. Никольская, 2004 г.) и «Удмурт кыл. 5 класс» (авторы Л. В. Вахру-шева, Г. В. Горбушина, Н. А. Ермокина, Г. Н. Никольская, И. В. Тараканов, 2014 г.).
При написании статьи были использованы описательный, сравнительный и количественный методы исследования.
Результаты исследований и их обсуждение. В декабре 2010 года приказом Министерства образования и науки Российской Федерации был утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации образовательной программы основного общего образования. Он устанавливает требования к личностным, предметным и метапредметным результатам освоения учащимися основной образовательной программы.
Функции стандарта заключаются в обеспечении права на полноценное образование, сохранении единства образовательного пространства страны, повышении качества образования, обеспечении его преемственности, повышении объективности оценивания знаний, критериально-оценочной системы; гуманизации образования и обеспечении равенства возможностей для развития личности.
Основная образовательная программа основного общего образования определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на этапе основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность [10, 25].
Руководствуясь требованиями ФГОС ООО к структуре основной образовательной программы ООО, научные сотрудники БУУР «Научно-исследовательский институт национального образования» разработали «Программу по удмуртскому языку для 5-9 классов» (авторы Г. Н. Никольская, В. М. Ившина, Л. В. Вахрушева, Н. И. Ураськина, Н. А. Ермоки-на, Г. В. Горбушина, В. В. Конюхова) [8].
Программа нацелена на формирование ряда компетенций: коммуникативной (умение правильно использовать виды речевой деятельности, соблюдать особенности устной и письменной речи и др.), языковой, или лингвистической (знание системы языка, его развития, истории; умение оценивать и анализировать языковые явления и факты и т. д.), и культуроведческой (знание взаимосвязи удмуртского языка и истории народа, культуры речевого этикета).
Формированию указанных компетенций и результативному изучению удмуртского языка согласно ФГОС ООО способствует широкое использование коммуникативно -деятельностного подхода, успешное применение которого делают возможным личностные, метапредметные и предметные универсальные учебные действия (УУД).
Понятие «текст» является одной из ключевых и сквозных тем в школьном обучении. Единой классификации текста в современных исследованиях нет и не может быть. Многие исследователи текста подходят к данной теме с разных сторон. Ю. М. Лотман, например, отводил важную роль тексту, затрагивая вопросы его границ, соотношения составляющих его элементов, проблему связи текста с его контекстом и отношение текста с воспринимающей его аудиторией [11, 294].
О коммуникативности целостного текста писал М. М. Бахтин. Текст, согласно классику современной филологии и философии, не может существовать без субъекта, без автора, то есть говорящего и пишущего, и в то же время без второго субъекта, который воспроизводит текст и создает другой текст, комментируя исходный текст, оценивая, возражая ему и т. п. [1, 255].
Различия интеллектуальных споров о тексте зависят еще и от того, к какой системе относится текст: к системе языка или речи. Современные исследования И. Р. Гальперина, Е. А. Булычевой относят текст к языковой системе [4, 69], [2, 5, 12].
Ориентиром для построения правильных текстов при обучении служит связная речь. Однако для понимания построения правильного текста, кроме обобщенных знаний, необходимы детальная типология речи, выделение структурно-семантических разновидностей типа речи. Дифференциация типов текста, накопление знаний об их лингвистических свойствах и построение на этой основе типологии текста являются актуальной задачей современной лингвистики текста.
Г. А. Золотова разработала подход к созданию лингвистически значимой типологии текста. Суть его состоит в «признании соотносительности предложения и сложного синтаксического целого (сверхфразового единства, фрагмента текста)». Это явилось большой удачей в практике обучения языку в общеобразовательных школах. Описание какого-то явления, события, предмета или рассказ о каком-то человеке требуют составления текста, состоящего из однотипных по значению и строению предложений. Типовое значение такого фрагмента текста и грамматическое значение предложений, составляющих этот текст, оказываются идентичными [5, 28-33].
Исходя из вышеуказанного, следует отметить тот факт, что в школьной практике текст необходимо рассматривать на всех уровнях языка - лексическом, словообразовательном, формообразующем, синтаксическом и стилистическом. Это дает возможность осуществления выхода теоретических знаний на практику.
Рассмотрим данные постулаты на примере учебников «Удмурт кыл» для 5 класса разных годов выпуска и разных авторов. Проанализировав данные учебники, выявим их общие и отличительные особенности. Общие особенности заключаются в следующем:
1) схожее тематическое планирование раздела «Текст» (понятие о тексте, его теме, идее; составление планов к тексту и текстов по плану; знакомство с типами текстов) [7, 137], [2, 173];
2) начало каждой темы раздела «Текст» - это вводные в новую тему упражнения, выполнив которые, учащиеся смогут сами попытаться сформулировать правило и проверить себя по правилу, данному в учебнике [7, 20, 23], [3, 36, 37];
3) содержание некоторых упражнений и заданий к ним. К примеру, перекликаются упражнения, где необходимо ознакомиться с содержанием учебника и перечислить широкие и узкие темы [7, 23], [3, 38];
4) направленность некоторых упражнений не только на закрепление изучаемой темы, но и на повторение пройденного материала. К примеру, в упражнении 68 помимо определения типа описания (научное или художественное) требуется объяснить правописание выделенных в тексте сложных слов [8, 35], то же самое задание дается в упражнениях 107 [3, 51], 86 [3, 40].
Отличительные особенности учебника, разработанного по требованиям ФГОС второго поколения и учебником 2004 года издания заключаются в следующем (см. таблицу 1):
1) знакомство с разделом «Текст» в обоих учебниках предполагает изучение 10 тем, однако, не все темы соотносятся друг с другом.
Таблица 1
Учебник «Удмурт кыл. 5 класс» 2004 г. Учебник «Удмурт кыл. 5 класс» 2014 г.
• Текст. Текстлэн темаез / Текст. Тема текста • Паськыт но сюбег тема / Широкая и узкая тема • Текстлэн валтйсь малпанэз / Основная мысль текста • Текстлэн люкетъесыз. План / Части текста. План • Текстысь предложениослэн куспазы герзаськемзы / Взаимосвязь предложений в тексте • Повествование сярысь валан / Что такое повествование • Описание сярысь валан / Что такое описание • Повествованиын описанилэн кутйськемез / Использование описания в повествовании • Рассуждение сярысь валан / Что такое рассуждение • Ортчемез тодэ ваен / Повторение пройденного материала • Ма со текст / Что такое текст • Текстлэн темаез / Тема текста • Текстлэн валтйсь малпанэз / Основная мысль текста • Текстлэн люкетъесыз. Абзац. План / Части текста. План. Абзац • Текстысь предложениослэн герзаськемзы / Связь предложений в тексте • Текстлэн типъесыз / Типы текстов • Повествование /Повествование • Описание / Описание • Рассуждение / Рассуждение • Эскером тодон-быгатонлыкъесмес / Проверим свои знания
В учебнике 2014 года издания грамматический материал представлен более полно: отдельно рассматривается понятие абзаца, которое отсутствует в учебнике 2004 года. Кроме того, авторы нового учебника предлагают несколько видов составления плана к тексту (например, тезисный план, план в форме вопросов) [3, 42];
2) если принимать во внимание количество упражнений в каждом из учебников, то учебник более раннего года издания, несомненно, уступает новому изданию, что можно объяснить следующими фактами: а) увеличением в новом учебнике количества часов на изучение раздела «Текст» (в программе 2002 года на изучение данного раздела отводилось 15 часов [9, 12], а в программе 2013 года - 20 [8, 48]); б) особенностями упражнений (почти каждое упражнение в учебнике 2014 года содержит несколько заданий);
3) темы текстов в учебнике даны с учетом современных требований (например, о пользе и вреде компьютера [3, 38-39], о современных деятелях искусства (в частности, о С. Н. Виноградове, известном художнике Удмуртской Республики) [3, 41, 50]. Следует отметить, что, к примеру, учебник «Удмурт кыл. 5 класс» А. П. Мышкиной и Г. Н. Никольской более раннего года издания (1990) содержит тексты о пионерах [6, 19], Совет-
ской власти, большевиках [6, 20] и т. д. В издании 2004 года такие понятия, как пионер, большевики и т. п., уже не встречаются, но и новые понятия, такие как сотовый телефон, компьютер, не включены);
4) упражнения в новом учебнике больше направлены на самостоятельный поиск знаний, анализ, обобщение, формулировку теоретических выводов. Все эти виды работ помогают учащимся применять полученные знания на практике. Так, в обоих учебниках одна из тем начинается с задания, где необходимо установить способ связи предложений в тексте. Поскольку учащиеся еще не изучали правила, то после каждого из предложений указан способ связи между ними. Например: Пиналъес походэ мыно. Соос Камалэн ошмес син дораз дугдылозы. 'Дети идут в поход. Они сделают остановку у истока Камы'. (Существительное-местоимение воштйз. 'Местоимение заменило существительное') [7, 27] и т. д. В учебнике 2014 года эти предложения даются в качестве образца, и дальше учащиеся работают самостоятельно и пытаются определить, какими еще способами могут связываться между собой предложения в тексте [3, 44];
5) учебник, разработанный по требованиям ФГОС ООО, предусматривает проектную деятельность учащихся. Авторы учебника предлагают учащимся проектные задания: например: подготовить выступление и презентацию про своего четвероногого друга [3, 46], написать научное и художественное описание своего любимого цветка, презентацию или фильм о нем, подумать над тем, кому будет адресована работа (другу, школе, иностранным гостям и т. д.), где поместить ее (на стенде или сайте школы, на своем сайте) [3, 53];
6) с позиции оформления учебник 2014 года более аттрактивен, красочен и нацелен на активное вовлечение учащегося в процесс обучения и общения.
Таким образом, каждый из учебников разработан с учетом требований общества. Мы не ставили перед собой цели оценить анализируемые учебники, лишь попытались указать на то, как следование требованиям ФГОС ООО отразилось на содержании учебников. Авторы Программы по удмуртскому языку и литературе для У-1Х классов (2013 г.) (большинство из них участвовало в разработке учебника «Удмурт кыл. 5 класс») определили ряд компетенций и перечень необходимых универсальных учебных действий, на формирование которых должно быть направлено обучение удмуртскому языку. Конечно, каждый раздел в отдельности не может сформировать все необходимые компетенции, поэтому следует решать, какие компетенции можно формировать, изучая тот или иной раздел, и программа в данном случае является первым помощником учителя. Что касается учебника «Удмурт кыл. 5 класс», то он содержит ряд упражнений, направленных на формирование личностных (например, уважать, изучать, интересоваться своим родным языком; красиво выражать свои мысли на родном языке и др.), метапредметных (определять тему и цели урока с помощью учителя или самостоятельно; добывать знания в паре или в группе; работать самостоятельно и уметь делать выводы; формулировать и аргументировать, отстаивать свое мнение; слушать мнение, ответы других, задавать правильно вопросы и др.) и предметных (правильно использовать речевые единицы; знать и соблюдать правила письменного и речевого этикета; уметь создавать тексты различного жанра, стиля и типа; общаться на любые темы; уметь работать с текстом, анализировать его и т. д.) УУД.
Резюме. С введением федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования внесен ряд изменений как в основную образовательную программу основного общего образования, так и в школьные учебники. Как показал анализ, внедрение УУД предполагает не только расширение спектра видов деятельности
учащихся на уроке, но и совершенствования их умения аргументировать свой ответ, самостоятельно находить необходимый теоретический материал для использования его на практике. Системное использование УУД позволит научить учащихся хорошо владеть своим родным языком, успешно сдать экзамены (ОГЭ, ЕГЭ).
ЛИТЕРАТУРА
1. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. - М. : Искусство, 1979. - 424 с.
2. Булычева, Е. А. Функциональная значимость глагола в различных типах текстов в удмуртском и русском языках : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.20 / Е. А. Булычева. - Чебоксары, 2010. - 27 с.
3. Вахрушева, Л. В. Удмурт кыл. 5 класс / Л. В. Вахрушева и др. - Ижевск : Удмуртия, 2014. - 176 с.
4. Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. - М. : Наука, 1981. -
140 с.
5. Золотова, Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса / Г. А. Золотова. - М. : Наука, 1982. -
368 с.
6. Мышкина, А. П. Удмурт кыл. 5 класс / А. П. Мышкина, Г. Н. Никольская. - Ижевск : Удмуртия, 1990. - 140 с.
7. Мышкина, А. П. Удмурт кыл. 5 класс / А. П. Мышкина, Г. Н. Никольская. - Ижевск : Удмуртия, 2004. - 140 с.
8. Никольская, Г. Н. Удмурт кыллы дышетон программа. 5-9 классъеслы [Электронный ресурс] / Г. Н. Никольская и др. - Режим доступа : http://udmniino.ru/
9. Никольская, Г. Н. Удмурт кыллы но литературалыдышетон программаос. У-Х1 классъеслы / Г. Н. Никольская и др. - Ижевск : Удмуртия, 2002. - 80 с.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) утв. приказом МО и Н РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/
11. Юрий Михайлович Лотман / под ред. В. К. Кантора. - М. : РОССПЭН, 2009. - 399 с.