ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
THEORY AND METHODOLOGY OF SCHOOL EDUCATION IN THE CONTEXT OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF THE SECOND GENERATION
УДК 373
ББК 74.268.19=411.2-23 ББК Ч426.819=411.2-23
Антонина Алексеевна Антошкина,
аспирант,
Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александрово-Заводская, 30), e-mail: a-antoshkina1991@yandex.ru
Система развития у школьников регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка в текстовой деятельности
В статье описаны элементы методики развития у школьников регулятивных универсальных учебных действий (УУД). Федеральный государственный стандарт основного общего образования одной из целей обучения в школе определяет формирование и развитие УУД. В связи с этим автор пишет о необходимости на уроках русского языка специально организованной системы работы, построенной на основе текстовой деятельности.
Автор выделяет два этапа в организации работы по развитию у школьников регулятивных УУД, обозначает особенности разработанной системы заданий, называет цели обучения на каждом этапе, действия учащихся и учителя.
На основе анализа школьных учебников русского языка автор обосновывает необходимость обогащения заданий учебников, которые бы позволили в системе развивать у школьников регулятивные УУД и тем самым достигать метапредметные результаты обучения русскому языку.
В статье описаны элементы разработанной автором системы формирования у школьников (шестиклассников) регулятивных УУД при организации и осуществлении ими текстовой деятельности; представлены вопросы и задания, которыми могут быть дополнены упражнения учебника русского языка, содействующие формированию и дальнейшему развитию у школьников регулятивных УУД.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, регулятивные универсальные учебные действия (целеполагание, планирование, оценка, коррекция), текстовая деятельность, рефлексия.
144
© Антошкина А. А., 2015
Antonina Alekseevna Antoshkina,
Postgraduate Student, Transbaikal State University (30 Alexandro-Zavodskaya St., Chita, Russia, 672039), e-mail: a-antoshkina1991@yandex.ru
The System of Developing Students' Regulatory Universal Learning Habits While Working on Texts at the Classes of the Russian Language
The article describes the elements of the students' development in terms of regulatory universal learning habits (ULH). The Federal state educational standards for the Russian language define the formation of ULH as one of the secondary education objectives. Hence, this article reveals the necessity of the specially organized systemic textual work at the lessons of the Russian language.
The author points out two stages in the work aimed at developing the students' regulatory ULH, identifies the peculiarities of the elaborated system of learning tasks, specifies the learning objectives for every stage, describes the students' and the teacher's actions.
The analysis of the school textbooks for the Russian language resulted in the assumption that it is necessary to enlarge the system of exercises so that the students could develop their regulatory ULH and achieve meta-subject results in learning the Russian language.
The article describes the components of the system elaborated by the author to develop the students' regulatory ULH during their work on the text, it presents questions and tasks that might enlarge the exercises given in the textbook of the Russian language and contribute to the formation and further development of the students' regulatory ULH.
Keywords: Federal state educational standards for secondary education, regulatory universal learning habits (goal setting, planning, estimation, correction), textual activity, reflection.
Формирование и развитие универсальных учебных действий (далее - УУД), в частности регулятивных УУД, как одна из целей обучения в школе, обозначенных в документе «Фундаментальное ядро содержания общего образования» [11] в системе нормативного сопровождения ФГОС второго поколения [10], на уроках русского языка требуют специально организованной системы работы. Мы полагаем, что данная система может быть построена на основе текстовой деятельности учащихся на уроке, так как умение организовать свою работу с текстом поможет им при сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Под текстовой деятельностью [9] понимается:
1. Система действий на основе знаний, навыков и умений, позволяющих создавать тексты и воспринимать, интерпретировать их.
2. Речевая разновидность коммуникативной деятельности, которая, в свою очередь, может быть и неречевой, невербальной: общение с помощью знаков, цветов, свиста, барабанов и т. п.
3. Разновидность речевой деятельности, отличающейся конкретностью целей, задач, сферы общения и жанра, ситуативной обусловленностью, личностной ориентацией.
Мы рассматриваем текстовую деятельность как разновидность речевой деятельности, так как регулятивные УУД осуществляются не только в учебной деятельности, но и в речевой и коммуникативной.
Методику развития основных регулятивных УУД (целеполагание, планирование, самооценка, самокоррекция) на уроках русского языка в текстовой деятельности целесообразно осуществлять в русле деятельностного, текстоцентрического и рефлексивного подходов (на основе трудов Е. С. Антоновой [1], Н. А. Ипполитовой [3], Л. В. Черепановой [4; 5; 6; 7] и др.), так как они позволяют учителю организовать на уроке работу учеников с текстом как деятельность и развивать тем самым регулятивные УУД в единстве и взаимосвязи.
Программа развития у школьников регулятивных УУД на уроках русского языка в текстовой деятельности основывается на Примерной программе по русскому языку [8] и может предусматривать работу в двух направлениях:
1) создание понятийной базы: формирование представлений учащихся о регулятивных УУД - о постановке цели, составлении плана, проведении самооценки и самокоррекции; актуализация опорных речеведческих понятий;
2) обучение действиям целеполагания, планирования, самооценки и самокоррекции в текстовой деятельности.
Особенностями разработанной системы заданий является то, что
1) сначала формируется представление о способах регулятивных действий целеполагания, планирования, самооценки и самокоррекции;
2) она нацелена на развитие у школьников данных действий в текстовой деятельности.
Основу разрабатываемых заданий составили задания учебника по русскому языку, в частности учебника «Русский язык. 6 класс» под общей редакцией Г. Г. Граник [2].
При определении содержания и планировании организации развития у школьников регулятивных УУД необходимо исходить из следующих положений [11, с. 76]: блок регулятивных УУД составляют действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности:
1) целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, с тем, что ещё не известно или не усвоено;
2) планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
3) оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
4) коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
На каждом из занятий учащиеся при работе с текстом и решении коммуникативно-речевых задач учатся ставить цель своей деятельности, планировать, оценивать в соответствии с критериями, корректировать её.
Обучение условно может организовываться в два этапа:
I этап - формирование знаний о регулятивных УУД: целеполагания, планирования, самооценки, самокоррекции.
II этап - развитие регулятивных УУД: целеполагания, планирования, самооценки, самокоррекции в текстовой деятельности учащихся.
Цель I этапа: познакомить школьников с действиями целеполагания, планирования, самооценки, самокоррекции как регулятивными УУД, с их сущностью при работе с текстом; актуализировать опорные речеведческие понятия.
На занятиях I этапа обучения учащиеся должны узнать условия составления предложений (смысл слов и грамматические связи между ними); как ставить цель своей деятельности, планировать её, оценивать результаты своего труда в соответствии с критериями, корректировать их в соответствии с образцом (по необходимости). А также, исходя из формулировки задания учебника, научиться формулировать цели деятельности и составлять программу действий; пошагово прогнозировать свою деятельность по достижению поставлен-
ной цели; оценивать выполненное задание в соответствии с критериями; корректировать имеющиеся недочёты в выполненном задании; действовать последовательно (целеполага-ние - планирование - самооценка - самокоррекция).
Например, к заданию упражнения 442 [2,
с. 151]: из «рассыпавшегося» на слова стихотворения С. Маршака собрать предложения, а затем записать их, - можно добавить следующее задание: перед тем, как приступить к выполнению задания, необходимо написать в тетради цели, которые вы ставите перед собой перед выполнением, затем - написать план своих действий по достижению цели.
Главная цель упражнения может состоять в следующем: грамматически и по смыслу связать слова.
План:
1. Прочитать слова.
2. Собрать из них предложения.
3. Записать слова предложения.
После выполнения задания учитель вместе с учащимися анализирует написанное ими. Ученик у доски исправляет свои ошибки. После школьники оценивают свою работу по пятибалльной шкале (критерии написаны на доске):
0 несоответствий с образцом - «5».
1 - «4».
2 - «3».
3 и более - «2».
Далее учащиеся корректируют написанное в соответствии с образцом на доске: 1) Три зверолова смелых сидели под кустом, а кто-то на берёзе помахивал хвостом; 2) Ухитрились люди в цирке обучить медведя стирке; 3) В чёрный фрак пингвин одет, в белый галстук и жилет.
Сформированность у учащихся представления о действиях целеполагания, планирования, самооценки и самокоррекции (регулятивных УУД) после выполнения заданий может быть проверена методом беседы:
- Какие действия необходимо проделать, чтобы выполнить задание? (поставить цель деятельности, составить план своих действий).
- Что вам помогло определить цель своей деятельности, составить программу своих действий? (формулировка задания).
- Что вам помогло оценить и скорректировать свою деятельность? (критерии оценивания).
- Что вам помогло в составлении предложений? (смысл слов и грамматические связи между ними).
Далее, для того чтобы проверить способность учащихся выполнять регулятивные действия в текстовой деятельности, в частности
- Какова цель написания сочинения-рассуждения? (ответить на вопрос «Что значит уметь читать книги?», написав сочинение-рассуждение на эту тему).
- Какие действия необходимо проделать перед тем, как приступить к написанию? (вспомнить структуру сочинения-рассуждения, взять за тезис слова «Умение читать хорошие книги вовсе не равносильно знанию грамоты», подумать над дальнейшей структурой (доказательства, вывод) и содержанием сочинения).
- Каков следующий этап работы над сочинением? (написание).
- Что должны обязательно сделать после того, как написали сочинение? (откорректировать сочинение).
- Что необходимо узнать перед тем, как корректировать написанное? (нужно ли вообще корректировать?).
В конце I этапа обучения проводится промежуточный контрольный срез с заданием: Для того чтобы узнать, нужно ли корректировать свою работу и, если нужно, как это сделать, оцените своё сочинение-рассуждение в соответствии с критериями, поставив галочку в нужной графе таблицы по каждому из критериев.
Критерии самооценивания, которые могут быть даны учащимся, представлены в табл. 1.
Таблица 1 Критерии самооценивания
Критерий Оценка
да нет
Структура сочинения
- наличие тезиса
- наличие доказательств: одно
два
три
- наличие вывода
Соответствие теме
- приведённые аргументы соответствуют тезису, т. е. представляют собой ответ на вопрос «Что значит уметь читать книги?»
*если аргументов нет, в графе «оценка» ставите прочерк
- какого рода аргументы были приведены? 1. Из жизненного опыта
2. Из читательского опыта
3. Из мира кино
4. Другого рода (написать, какого?) *если аргументов нет, в графе «оценка» ставите прочерк
- вывод соответствует приведённым аргументам? *если вывода нет, в графе «оценка» ставите прочерк
Логика сочинения
- аргументы расположены после тезиса
*если аргументов нет, в графе «оценка» ставите прочерк
при работе над собственным текстом, также в рамках I этапа обучения можно предложить написать сочинение-рассуждение. На этапе ориентировки учащиеся должны актуализировать знания о структуре сочинения-рассуждения (тезис, доказательство, вывод); о последовательности создания письменного текста (обдумывание темы, составление плана, написание, корректирование написанного), а также определить цель написания сочинения-рассуждения. На этапе планирования деятельности - составить программу своих действий для достижения поставленной цели. На этапе контроля - соотнести продукт своей деятельности (текст) с поставленной целью, с составленной программой действий; оценить свою работу в соответствии с заданными критериями; откорректировать (если это необходимо) своё сочинение; определить для себя значение выполнения каждого из заданий.
Например, задание для написания сочинения-рассуждения может быть сформулировано следующим образом: напишите сочинение-рассуждение на тему «Что значит уметь читать книги?», взяв за тезис слова «Умение читать хорошие книги вовсе не равносильно знанию грамоты».
В ходе работы над данным заданием учащиеся, отвечая на вопросы, выполняют регулятивные действия:
Критерий Оценка
да нет
- вывод расположен после аргументов *если аргументов и вывода нет, в графе «оценка» ставите прочерк
- тезис, аргументы и вывод написаны с красной строки (т. е. соответствуют отдельным абзацам сочинения) *если аргументов и вывода нет, в графе «оценка» ставите прочерк
После того как учащиеся оценят себя по критериям, им может быть дано задание заполнить таблицу самооценивания (см. табл. 2).
Таблица 2
Самооценивание
(в нужной графе поставьте галочку)'
Ответ «да» по всем критериям Знаю структуру текста-рассуждения, написал сочинение в соответствии с заданной темой, соблюдая логику последовательности структурных частей текста. Я молодец!
Ответ «нет» или прочерк по 2-3 пунктам критериев Некоторые условия написания сочинения-рассуждения мне необходимо отработать, для того чтобы в дальнейшем не допускать ошибок. Я буду стараться!
Ответ «нет» или прочерк по всем критериям Я не знаю или забыл условия написания сочинения-рассуждения. Мне необходимо их вспомнить / запомнить и отработать на «5». Я справлюсь!
"Если по какому-либо из критериев ваш ответ был «нет», вам необходимо так изменить своё сочинение, чтобы ответ был «да». Откорректируйте своё сочинение в тетради
Цель II этапа обучения: развивать у учащихся регулятивные УУД - ставить цель своей деятельности, планировать её, осуществлять самооценку действий с продуктом деятельности (с текстом), осуществлять самокоррекцию своей деятельности в соответствии с поставленной целью, планом деятельности и проведённой самооценкой.
На занятиях II этапа опытного обучения к заданиям каждого выполняемого на уроке упражнения учебника добавляются задания, направленные на развитие у учащихся регулятивных УУД в текстовой деятельности. Здесь учащиеся должны научиться создавать текст, соблюдая определённые условия; ставить цель деятельности; составлять программу действий для достижения поставленной цели; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения знаний в соответствии с заданными критериями; вносить необходимые дополнения и коррективы в случае расхождения с образцом; определять для себя значение выполнения каждого из заданий.
Например, к заданию упражнения 444 [2, с. 155]: выразительно прочитайте отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Полтава», соблюдая паузы (/ - пауза между группами слов в предложении, объединённых смыслом и интонацией; // - длинная пауза в конце предложения), -могут быть добавлены следующие вопросы и задания:
- Какова цель выполнения задания упражнения? Запишите её в тетрадь (выразительно прочитать отрывок, соблюдая паузы).
1-2 ученика читают отрывок:
Горит восток / зарёю новой. // Уж на равнине, / по холмам / Гоохочут пушки. //Дым багровый / Кругами всходит к небесам / Навстречу / утренним лучам. //
- Удалось ли вашим одноклассникам достичь цели?
- Попробуйте оценить, как им удалось соблюсти паузы.
Критерии записываются на доске вслед за тем, как учащиеся называют места пауз:
Верно: восток, новой, равнине, холмам, пушки, багровый, небесам, навстречу, лучам.
Неверно: иное обозначение пауз в тексте.
Правильные места пауз школьники записывают в тетрадь.
Другое задание [8, с. 158]: составьте рассказ по предложению «Мать обнимала его и плакала от радости, а он обнимал её и ласково кивал головой всей старой мебели», - может быть дополнено следующими вопросами и заданиями:
1. Определите цель своей работы (составить рассказ по предложению).
2. Ответьте на вопросы:
- Кем приходился этот человек матери? (скорее всего, сыном).
- Как вы думаете, почему мать, обнимая этого человека, плакала от радости? (может быть, произошло что-то необычное).
- Как вы думаете, почему этот человек, обнимая мать, ласково кивал головой всей старой мебели? (он соскучился по дому).
3. Составьте рассказ по предложению. Но перед тем, как приступить к выполнению задания, составьте программу своих действий (1. Принять слова предложения за сигналы. 2. Подумать над содержанием рассказа. 3. Написать рассказ).
4. Закройте учебники и приступайте к составлению рассказа.
5. После того как напишете свои рассказы, ответьте на вопрос: Удалось ли вам сочинить рассказ по данному предложению?
6. Оцените свою работу, поставив знак «+» в случае соответствия и знак «-» в случае несоответствия тому или иному критерию (критерии записаны на доске):
1 - «вычерпан» смысл из предложения.
2 - нет лишней информации.
3-5-6 предложений в рассказе.
3 «+» - «Я молодец!»
2 «+» - «Я буду стараться!»
1-0 «+» - «Я преодолею трудности!»
7. Познакомьтесь с рассказом, данным в учебнике (1 ученик читает).
- Похож ли он на ваш? Чей получился интереснее?
8. Откорректируйте свой рассказ в соответствии с критериями на доске и с образцом в учебнике. Если по какому-либо из критериев ваш ответ был «-», измените свой рассказ так, чтобы ответ был «+».
В конце каждого урока можно задавать вопросы с целью проверить способность учащихся к рефлексии:
- Что необходимо делать перед выполнением любого задания? (ставить цель деятельности, составлять план действий по достижению этой цели).
- Для чего необходимо выполнять эти действия? (чтобы чётко осознавать, что нужно
делать для того, чтобы правильно выполнить задание).
- Что вам помогло в определении цели задания и в составлении плана действий по его выполнению? (формулировка задания упражнения).
- Что помогло оценить и скорректировать свою деятельность? (критерии оценивания).
- Подумайте, для чего вы оценивали себя по критериям? (чтобы узнать, как - правильно или нет - выполнили задание, связанное с текстом, выполнили ли программу действий, которую наметили перед работой, и, наконец, достигли ли поставленной цели).
- Какие действия работы над текстом вы выполняли? (ставили цель, планировали свою деятельность, оценивали, корректировали свою работу в соответствии с критериями).
- Помогало ли вам выполнение этих действий при работе над заданием?
- Как вы думаете, для чего вы выполняли эти действия? (для того чтобы уметь организовывать свою деятельность: ставить цель деятельности, планировать её, анализировать свою работу и исправлять ошибки).
Таким образом, обучение, направленное на развитие у школьников регулятивных УУД, целесообразно проводить в два этапа, на каждом из которых вопросы и задания упражнений учебника русского языка дополняются специальными вопросами и заданиями.
В целом работа по развитию у школьников регулятивных УУД в текстовой деятельности заключается в выполнении заданий, которые ориентируют школьника на необходимость выполнения действий целеполагания, планирования, самооценки и самокоррекции и рефлексии. Однако представленная в статье методика не исчерпывает всего многообразия методов, приёмов и подходов обучения русскому языку, которые можно было бы использовать учителю при развитии у школьников регулятивных УУД на уроках русского языка, в частности в текстовой деятельности. В их поиске видятся перспективы дальнейшего исследования.
Список литературы
1. Антонова Е. С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2007. 464 с.
2. Граник Г. Г Русский язык: 6-й класс: учебник для общеобраз. учреждений. В 3 ч. Ч. 2 / Г. Г Граник, Н. А. Борисенко [и др.]; под общ. ред. Г. Г. Граник. М.: Мнемозина, 2012. 207 с.
References
1. Antonova E. S. Metodika prepodavaniya russkogo yazyka: kommunikativno-deyatel'nostnyi podkhod: ucheb. posobie. M.: KNORUS, 2007. 464 s.
2. Granik G. G. Russkii yazyk: 6-i klass: uchebnik dlya obshcheobraz. uchrezhdenii. V 3 ch. Ch. 2 / G. G. Gra-nik, N. A. Borisenko [i dr.]; pod obshch. red. G. G. Granik. M.: Mnemozina, 2012. 207 s.
3. Ипполитова Н. А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. М.: Флинта: Наука, 1998. 176 с.
4. Черепанова Л. В. Инновационные технологии обучения русскому языку: рефлексивное обучение: учеб. пособие / Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. Чита, 2012. 127 с.
5. Черепанова Л. В. Методическая готовность учителя к оценке квалификаций в условиях компе-тентностной парадигмы современного образования // Учёные записки Забайкал. гос. гум.-пед. ун-та им. Н. Г Чернышевского. Сер.: Профессиональное образование, теория и методика обучения. № 6 (41), 2011. С. 50-58.
6. Черепанова Л. В. Обучение текстовой деятельности в русле деятельностного и текстоцен-трического подходов // Интерпретация текста: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты: материалы междунар. науч. конф. (Чита, ЗабГГПУ, 30-31 октября 2009 г.) / Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. Чита, 2009. С. 249-253.
7. Черепанова Л. В. Технология «Языковой портфель» в контексте перехода на ФГОС по русскому языку второго поколения основной школы // Учёные записки Забайкал. гос. ун-та. Сер.: Профессиональное образование, теория и методика обучения. № 6 (47), 2012. С. 83-92.
Источники
8. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9-е классы: проект. 3-е изд., до-раб. М.: Просвещение, 2011. 112 с.
9. Словарь лингвистических терминов [Электронный ресурс]: Изд. 5-е, испр. и доп. / под ред. Т. В. Жеребило. Назрань: Пилигрим, 2010. Режим доступа: http: //lingvistics_dictionary.academic. ru/4255 / (дата обращения: 15.07.2015).
10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., 2011 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //standart.edu.ru/Catalog.aspx?CatalogId=2588 (дата обращения: 07.07.2015).
11. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. 4-е изд., дораб. М.: Просвещение, 2011. 79 с.
3. Ippolitova N. A. Tekst v sisteme obucheniya russkomu yazyku v shkole. M.: Flinta: Nauka, 1998. 176 s.
4. Cherepanova L. V. Innovatsionnye tekhnologii obucheniya russkomu yazyku: refleksivnoe obuchenie: ucheb. posobie / Zabaikal. gos. gum.-ped. un-t. Chita, 2012. 127 s.
5. Cherepanova L. V. Metodicheskaya gotovnost' uchitelya k otsenke kvalifikatsii v usloviyakh kompe-tent-nostnoi paradigmy sovremennogo obrazovani-ya // Uchenye zapiski Zabaikal. gos. gum.-ped. un-ta im. N. G. Chernyshevskogo. Ser.: Professional'noe obrazovanie, teoriya i metodika obucheniya. № 6 (41),
2011. S. 50-58.
6. Cherepanova L. V. Obuchenie tekstovoi deya-tel'nosti v rusle deyatel'nostnogo i tekstotsentrichesko-go podkhodov // Interpretatsiya teksta: lingvisticheskii, literaturovedcheskii i metodicheskii aspekty: ma-terialy mezhdunar. nauch. konf. (Chita, ZabGGPU, 30-31 okt-yabrya 2009 g.) / Zabaikal. gos. gum.-ped. un-t. Chi-ta, 2009. S. 249-253.
7. Cherepanova L. V. Tekhnologiya «Yazykovoi portfel'» v kontekste perekhoda na FGOS po russkomu yazy-ku vtorogo pokoleniya osnovnoi shkoly // Uchenye zapiski Zabaikal. gos. un-ta. Ser.: Professional'noe obrazovanie, teoriya i metodika obucheniya. №6 (47),
2012. S. 83-92.
Istochniki
8. Primernye programmy po uchebnym predmet-am. Russkii yazyk. 5-9-е klassy: proekt. 3-e izd., dor-ab. M.: Prosveshchenie, 2011. 112 s.
9. Slovar' lingvisticheskikh terminov [Elektronnyi resurs]: Izd. 5-e, ispr. i dop. / pod red. T. V. Zherebilo. Nazran': Piligrim, 2010. Rezhim dostupa: http: //lingvis-tics_dictionary.academic.ru/4255 / (data obrashcheni-ya: 15.07.2015).
10. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart osnovnogo obshchego obrazovaniya. M., 2011 [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http: //standart. edu.ru/Catalog.aspx?CatalogId=2588 (data ob-rash-cheniya: 07.07.2015).
11. Fundamental'noe yadro soderzhaniya ob-shchego obrazovaniya / Ros. akad. nauk, Ros. akad. obrazovaniya; pod red. V. V. Kozlova, A. M. Kondakova. 4-e izd., dorab. M.: Prosveshchenie, 2011. 79 s.
Статья поступила в редакцию 24.08.2015