УДК 378 ББК Ч 489.8
Лариса Витальевна Черепанова,
доктор педагогических наук, профессор, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г.Чита, ул.Александро-Заводская, 30) e-mail: cherepanovaLara@mail. ru
Магистерская диссертация как средство формирования профессиональных компетенций магистров педагогического образования (магистерская программа «Методические технологии в филологическом образовании»)
Статья посвящена одной из актуальных проблем ВПО - подготовке магистров педагогического образования. Раскрыты результаты подготовки магистров, определенные ФГОС ВПО. В компетентностной парадигме ВПО результатами являются сформированные компетенции: общепрофессиональные и профессиональные в области педагогической, научно-исследовательской, методической, управленческой, проектной и культурно-просветительской деятельности, на их формирование и развитие у магистрантов направлена ОПОП.
Особое место в формировании профессиональных компетенций занимает научно-исследовательская работа. В магистерской подготовке она представлена разнообразными организационными формами: самостоятельная работа при подготовке к практическим занятиям по дисциплинам; педагогическая, научно-педагогическая, научно-исследовательская практики; работа над выпускной квалификационной работой (магистерской диссертацией).
Работа над магистерской диссертацией по направлению «Педагогическое образование» имеет специфику, заключающуюся в разработке, организации, проведении опытно-экспериментальной работы и ее анализе с целью доказательства выдвинутой гипотезы. Эта специфика определяет этапы работы и содержание каждого этапа, а также обусловливает особую роль всех практик, предусмотренных ФГОС ВПО и ОПОП.
В статье описано содержание, направления работы магистрантов над магистерской диссертацией в период практик. Показано, что каждая из практик решает определенные задачи в работе над магистерским исследованием, предполагает определенные виды педагогической, научно-исследовательской и методической деятельности. Подчеркнуто, что работа магистранта на практиках над магистерской диссертацией есть система. На примере магистерской программы «Методические технологии в филологическом образовании» показано построение такой системы. Теория о формировании профессиональных компетенций проиллюстрирована фрагментами магистерской диссертации по теме «Развитие у школьников регулятивных УУД на уроках русского языка в текстовой деятельности». Доказано, магистерская диссертация есть средство формирования у обучающихся профессиональных компетенций, так как позволяет в естественных условиях научно-исследовательской, методической и экспериментальной деятельности приобретать опыт анализа, систематизации, обобщения и внедрения методического опыта, разработки и апробации методик, технологий и приемов обучения на практике, осуществления научного исследования, получения и интерпретации данных.
Ключевые слова: магистерская диссертация, научно-исследовательская практика, научно-педагогическая практика, педагогическая практика, профессиональные компетенции, педагогическое образование, магистерская программа.
Larysa Vitalyevna Cherepanova,
Doctor of Pedagogy, Professor, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya St., Chita, Russia, 672039) e-mail: [email protected]
Master's Thesis as a Means of Development of Master's Professional Competencies (Master's program "Methodological Technologies in Philological Education")
The article is devoted to one of the burning issues for the higher professional education (HPE), namely to the training of Master's in Education, and reveals its outcomes determined by the Federal State Education Standard (FSES) for HPE. Within the HPE competence paradigm such outcomes are represented by the developed general and special professional competencies in the following spheres: pedagogy, research, training methods, management, project development, and cultural education. These competencies are developed according to the Master degree curriculum.
Research work takes a special place in the formation of professional competencies. It is carried out in different forms during masters' training: independent preparation for seminars in different disciplines; research practice; work on a master's dissertation.
38
© Черепанова Л. В., 2014
The specificities of writing masters dissertations in Education consist in elaborating, arranging, carrying out the experiments, and analyzing them in order to support the suggested hypothesis. These peculiarities define the stages of the research and their significance and emphasize the special role of training and research practices prescribed by the FSES for HPE and the master degree curriculum.
The article describes the content and the ways of the postgraduate students' work on their masters' dissertations during the research practice. It is shown that every practice solves certain issues of writing a master's dissertation and suggests definite types of pedagogical and research activities. It is emphasized that postgraduates' work on their masters' thesis is systemic in its nature. The structure of this system is displayed by taking as a sample the Master degree program "Training technologies in philological education". The theory of developing the professional competencies is illustrated by separate parts of the Master's dissertation entitled as "The development of the school students' regulatory universal learning activities at the lessons of the Russian language". It is proved that a master's dissertation is a means to develop the postgraduates' professional competencies, since the research and experiment activities under natural conditions of training practices enable future masters to gain experience in the analysis, systematization, generalization, application of the acquired knowledge, development of training techniques and their practical use, and proper interpretation of the obtained data.
Keywords: master's dissertation, research practice, training practice, pedagogical practice, professional competencies, pedagogical education, master degree program.
Одним из важнейших направлений подготовки магистров педагогического образования согласно требованиям ФГОС ВПО [4] является научно-исследовательская работа. ОПОП магистратуры в реализации этого направления подготовки предусмотрена целостная система, представленная разнообразными организационными формами: самостоятельная работа при подготовке к практическим занятиям по дисциплинам; педагогическая, научно-педагогическая, научно-исследовательская практики; работа над выпускной квалификационной работой (магистерской диссертацией). Научно-исследовательская работа магистрантов направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций. В данной статье мы остановимся на проблеме формирования профессиональных компетенций магистрантов при работе над магистерским исследованием и покажем возможные пути организации этой работы и ее результаты в магистерской программе «Методические технологии в филологическом образовании».
Магистерская диссертация выполняется «в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (педагогической, научно-исследовательской, управленческой, проектной, методической, культурно-просветительской)» [4, с. 26]. При ее выполнении магистранты «должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную инфор-
мацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения [там же].
В качестве ведущих в ФГОС ВПО названы следующие профессиональные компетенции:
в области научно-исследовательской деятельности:
ПК-5 - способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач;
ПК-6 - готовность использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач;
ПК-7 - готовность самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки;
в области методической деятельности: ПК-8 - готовность к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приёмов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов;
ПК-9 - готовность к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области.
Таким образом, работа над магистерским научным исследованием по направлению «Педагогическое образование» предполагает:
- рассмотрение педагогической (методической) проблемы на основе системного анализа, систематизации, обобщения литературы;
- использование различных методов научного познания (методы эмпирического и теоретического исследования, общие методы абстрагирования, анализа, синтеза, моделирования и др.);
- обоснование, разработку, апробацию методических моделей, методик, технологий и приемов обучения с целью доказательства их
эффективности/неэффективности использования в образовательных заведениях различных типов.
Работа над магистерской диссертацией в магистерской программе «Методические технологии в филологическом образовании» имеет специфику: она предполагает разработку, организацию и проведение опытно-экспериментальной работы и ее анализ и, как следствие, включает:
- определение темы исследования, проблемного поля;
- обоснование актуальности данной темы и проблемы для теории и практики обучения языкам;
- четкое определение целей и задач исследования, выдвижение гипотезы и определение методов исследования, оптимальных для достижения цели и решения задач;
- определение структуры и содержания глав и параграфов диссертации;
- проведение библиографической работы, анализ лингвистической, психологической, дидактической и лингводидактической литературы по теме исследования;
-разработку, проведение и аргументированное изложение результатов констатирующего этапа эксперимента;
-разработку, проведение и изложение организации опытного обучения;
- четкое и последовательное изложение результатов исследования на основе доказательных рассуждений об эффективности разработанной методики.
Кроме того, работа над магистерской диссертацией предусматривает изложение основных положений работы в докладах и научных сообщениях, статьях и тезисах.
Все это обусловливает особую роль всех практик, предусмотренных ФГОС ВПО и ОПОП: научно-исследовательской, педагогической и научно-педагогической.
Научно-исследовательская практика магистрантов направлена на осознанный выбор исследовательского пути в области методических технологий в филологическом образовании для использования своих знаний в процессе преподавания в условиях профили-зации в общеобразовательной и высшей школе. В ходе практики предусматривается формирование способности осмысления новых научных, в том числе методических, парадигм филологического образования, развитие творческих способностей к использованию методик и технологий обучения языкам, создание возможности реализовать их в педагогической
деятельности, развитие способностей разработки, проведения и анализа экспериментальных исследований, связанных с методическими технологиями; формирование способности осуществлять практическую деятельность на научных основаниях и совмещать ее с исследовательской работой.
Практика предполагает: освоение методологии и методов научно-педагогического исследования; определение темы диссертации, цели исследования, объекта и предмета исследования; выделение задач исследования; определение содержания глав диссертации; сбор библиографии; разработку программы опытного обучения и определение его содержания; выявление базовых подходов в построении экспериментальной методики; разработку содержания контрольного среза до опытного обучения. Все эти виды деятельности направлены на подготовку к апробации разработанной опытно-экспериментальной методики по теме диссертации на педагогической и научно-педагогической практиках.
Покажем на примере, какими могут быть результаты работы магистрантов над магистерскими диссертациями в период научно-исследовательской практики [2;3].
Тема диссертации: Развитие у школьников регулятивных УУД на уроках русского языка в текстовой деятельности.
Цель данной работы - разработка и описание методики развития у школьников регулятивных УУД на уроках русского языка в текстовой деятельности. Определенная цель и выдвинутая гипотеза потребовали решения следующих задач:
1. Изучив методическую, дидактическую и психологическую литературу, описать:
- сущность, виды, значение регулятивных УУД как индикаторов функциональной грамотности школьника, являющихся результатом обучения русскому языку согласно ФГОС второго поколения для основной школы;
- сущность, виды и значение текстовой деятельности в учебно-познавательной деятельности школьника;
- специфику и значение деятельностного, текстоцентрического и рефлексивного подходов при организации текстовой деятельности школьника на уроках русского языка.
2. Проанализировать методический аппарат учебников «Русский язык» под общей редакцией Г. Г. Граник, по которому занимаются учащиеся, участвующие в опытном обучении, и выявить, насколько имеющиеся там упражнения содержат задания на развитие действий
целеполагания, планирования, самооценки, самокоррекции и, как следствие, в целом направлены на развитие у школьников регулятивных УУД в текстовой деятельности.
3. Провести контрольный срез для выявления состояния сформированности у школьников регулятивных УУД в текстовой деятельности.
4. Разработать программу обучения, направленную на развитие у школьников регулятивных УУД на уроках русского языка в текстовой деятельности.
5. Разработать методику, направленную на развитие у школьников регулятивных УУД в текстовой деятельности.
6. Провести опытное обучение, проверить гипотезу исследования и установить эффективность разработанной методики.
Объект исследования - текстовая деятельность школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования - методика развития у школьников регулятивных УУД на уроках русского языка в текстовой деятельности.
Содержание диссертации:
Введение.
Глава I. Теоретические основы развития у школьников регулятивных УУД на уроках русского языка в текстовой деятельности.
1.1. Регулятивные УУД: сущность, виды, значение в учебно-познавательной деятельности школьника
1.2. Текстовая деятельность: сущность, виды, значение в учебно-познавательной деятельности школьника
1.3. Ведущие подходы в работе по развитию регулятивных УУД при обучении русскому языку: деятельностный, текстоцентрический, рефлексивный
Глава II. Состояние проблемы формирования и развития у школьников регулятивных УУД на уроках русского языка в текстовой деятельности.
2.1. Анализ методического аппарата учебников «Русский язык. 5, 6 классы» под общей редакцией Г. Г. Граник
2.2. Состояние сформированности у школьников регулятивных УУД в текстовой деятельности
Глава III. Методика развития у школьников регулятивных УУД на уроках русского языка в текстовой деятельности.
3.1. Программа развития у школьников 6 класса регулятивных УУД на уроках русского языка в текстовой деятельности
3.2. Организация и описание опытного обучения
3.3. Анализ результатов опытного обучения
Заключение
Содержание контрольного среза до
опытного обучения (констатирующего этапа эксперимента):
Цель: проверить, владеют ли школьники некоторыми регулятивными УУД, а именно: умеют ли они:
1) ставить цель своей деятельности;
2) составлять программу своих действий (планировать деятельность);
3) оценивать результаты своего труда;
4) корректировать результаты своей деятельности при работе с текстом, в частности с текстом-рассуждением.
Задания, связанные с текстовой деятельностью, с целью констатации состояния сформированности у них знаний, связанных: с последовательностью создания письменного текста; с признаками, структурой текста-рассуждения; со знаниями регулятивных УУД целеполагания, планирования, самооценки, самокоррекции.
1-е задание: Шаги создания письменного текста перепутаны, вам необходимо восстановить их последовательность. Для этого около шага поставьте порядковый номер в соответствии с последовательностью ваших действий:
□ Составление плана;
□ Обдумывание того, что нужно написать по теме сочинения;
□ Корректирование написанного;
□ Написание текста.
Цель задания: проверить, знают ли учащиеся последовательность создания письменного текста.
2-е задание: Укажите (поставив галочку) тип речи, для которого характерно изложение причин явлений и событий во взаимной связи, характерен вопрос «почему?», а также то, что текст нельзя «сфотографировать»?:
□ Повествование;
□ Описание;
□ Рассуждение.
Цель задания: проверить, знают ли учащиеся, что такое рассуждение как тип речи, его признаки.
3-е задание: Структура текста-рассуждения дана в неправильной последовательности, вам необходимо восстановить ее. Для этого нужно пронумеровать каждую структурную часть:
□ Вывод;
□ Тезис;
□ Доказательство (аргументы).
Цель задания: проверить, знают ли учащиеся структуру текста-рассуждения.
4-е задание: Прочитайте текст-рассуждение и выполните задания.
(1) Во-первых, она подходит для любого возраста и для любого события, можно подобрать книгу в зависимости от социального статуса, степени родства или знакомства. Во-вторых, книги практичны и долговечны, они не требуют специального ухода. В-третьих, книги влияют на наше настроение, заставляют о многом задуматься.
(2)Можно приводить много аргументов в пользу того, что книга- лучший подарок, но главным остается то, что она являет собой кладезь знаний, который необходим нам на протяжении всей жизни.
(3) Я считаю, что книга - лучший подарок.
Цель задания: выявить состояние сформи-
рованности регулятивных УУД целеполагания, планирования, самооценки, самокоррекции.
5-е задание:Напишите, что и как вы будете делать, чтобы восстановить правильную последовательность частей текста (составьте план своих действий).
Цель задания: проверить состояние сфор-мированности у школьников умения планировать свою деятельность.
6-е задание: Сопоставьте текст со структурой рассуждения. Соответствует ли текст данной ниже структуре рассуждения? Если нет, измените так, чтобы соответствовал (поставьте на место многоточий номера абзацев).
Тезис.-.. абзац;
Доказательство (аргументы) - ... абзац;
Вывод -... абзац.
Цель задания: проверить состояние сфор-мированности у школьников умений работать в соответствии с составленным планом действий, осуществлять самоконтроль.
7-е задание: Сопоставьте свое выполнение предыдущего задания с образцом и оцените свою работу в соответствии с критериями:
□ Верно - (3) (1) (2);
□ Неверно - (2) (1) (3).
*Если Ваш ответ - «неверно», свои изменения не исправляйте!
Цель задания: проверить состояние сформированное™ у школьников умения оценивать свою деятельность в соответствии с критериями.
8-е задание: Составьте план текста в соответствии с правильной структурой, отражая в формулировках пунктов плана микротемы абзацев.
Цель задания: проверить состояние сформированное™ у учащихся умения корректировать свою деятельность в соответствии с образцом.
Педагогическая и научно-педагогическая практики связаны с проведением экспериментальных исследований по заранее разработанной магистрантами программе по теме магистерской диссертации. В течение этих практик магистрант должен научиться планировать и проводить научно-педагогическое исследование, формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности.
Педагогическая практика предполагает сбор эмпирического материала для написания магистерских диссертаций: наблюдение за процессом обучения, изучение и обобщение опыта работы учителей-исследователей и преподавателей колледжей и вузов. Также определение предварительной гипотезы исследования и проведение констатирующего этапа эксперимента по теме магистерской диссертации.
Научно-педагогическая практика предполагает организацию и проведение опытного обучения, имеющего целью внедрение инновационных методов, приемов и элементов технологий в опыт преподавания предмета по теме магистерской диссертации, и контрольного этапа эксперимента в образовательных учреждениях разного типа, обработку полученных данных и проверку эффективности разработанной методики. Данная научно-исследовательская и научно-методическая деятельность предполагает также владение умениями выполнять социометрические измерения и статистическую обработку полученных в ходе эксперимента данных, владение основными компьютерными программами обработки текстов, количественных данных, изображений, умениями анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся данных, вести библиографическую работу с привлечением современных информационных и коммуникационных технологий.
Покажем, к каким результатам может прийти магистрант в работе над магистерским исследованием на педагогической и научно-педагогической практике.
Тема диссертации: Развитие у школьников регулятивных УУД на уроках русского языка в текстовой деятельности.
Гипотеза исследования: развитие у школьников регулятивных УУД на уроках русского языка будет более эффективным, если:
1) обучение будет строиться в русле дея-тельностного, текстоцентрического и рефлек-
сивного подходов, предусматривающих развитие у школьников регулятивных УУД в текстовой деятельности в единстве и взаимосвязи;
2) будет разработана целостная система развития у школьников регулятивных УУД в текстовой деятельности.
Программа опытного обучения: Программа развития у школьников 6 класса регулятивных УУД на уроках русского языка в текстовой деятельности предусматривает работу в двух направлениях:
1) создание понятийной базы: формирование представлений учащихся о регулятивных УУД - о постановке цели, составлении плана, проведении самооценки и самокоррекции; актуализация опорных речеведческих понятий;
2) обучение действиям целеполагания, планирования, самооценки и самокоррекции в текстовой деятельности.
Программа состоит из разделов «Знания», включающего систему знаний о способах регулятивных УУД целеполагания, планирования, самооценки и самокоррекции; «Умения», включающего систему регулятивных умений, которыми должны овладеть учащиеся на разных фазах текстовой деятельности на уроке русского языка; «Виды заданий», состоящего из системы заданий, ориентированных на развитие
у школьников данных УУД в текстовой деятельности. Объем умений, которыми должны овладеть школьники, распределен по темам уроков развития речи, которые соответствуют темам, предусмотренным программой и тематическим планированием. Выделение умений для каждого урока отдельно условно, так как работа по их развитию должна вестись на каждом уроке не только развития речи, но и русского языка. Умения, которые должны быть развиты у учащихся в результате обучения, взаимосвязаны и взаимообусловлены, и работа по их формированию представляет единый процесс, результатом которого является организация учащимися своей учебной деятельности на всех ее фазах. Разработанные уроки направлены на развитие и совершенствование у учащихся регулятивных УУД в текстовой деятельности.
Особенностями предложенной системы заданий является то, что
1) сначала формируется представление о способах регулятивных действий целепо-лагания, планирования, самооценки и самокоррекции;
2) она нацелена на развитие у школьников данных действий в текстовой деятельности на основе заданий учебника по русскому языку под общей редакцией Г. Г. Граник.
Фрагмент программы
№ Тема урока развития речи Знания Умения Видызаданий
1 Что нужно для Условия составления - составлять пред- 1. Из «рассыпавшегося» на слова
того, чтобы со- предложений (смысл ложения, соблюдая стихотворения С. Маршака соберите
ставить предло- слов и грамматиче- условия; предложения, запишите их.
жение? ские связи между - использовать форму- 2. Сформулируйте цель своей дея-
ними). лировку задания для тельности, опираясь на формулировку
Как ставить цель постановки цели и со- задания.
своей деятельности, ставления программы 3. Напишите план своих действий для
планировать ее, оце- действий; достижения цели.
нивать результаты - формулировать цель 4. Оцените свою работу по пятибалль-
своего труда в соот- деятельности; ной шкале, ориентируясь на критерии:
ветствии с критери- - пошагово прогнози- 0 несоответствий с образцом - «5»;
ями, корректировать ровать свою деятель- 1 - «4»;
их в соответствии с ность для достижения 2 - «3»;
образцом (по необхо- поставленной цели; 3 и более - «2».
димости) - оценивать выполненное задание в соответствии с критериями; - корректировать имеющиеся недочеты в выполненном задании; - действовать последовательно (целепола-гание - планирование - самооценка - самокоррекция) 5. Откорректируйте написанное в соответствии с образцом на доске (образец дан учеником, выполнившим задание на доске). 6. Назовите действия, которые необходимо проделать перед и после выполнения какого-либо задания. Скажите, почему они необходимы
Описание опытного обучения: опытное обучение проводилось на базе 6 «Б» класса МБОУ «Многопрофильная гимназия № 12» г. Читы в IV четверти 2013 года.
Цель опытного обучения: развить у школьников регулятивные УУД целеполагания, планирования, самооценки и самокоррекции в учебно-познавательной деятельности при работе с текстом.
На протяжении опытного обучения, которое проводилось по программе, учащиеся выполняли задания, связанные с текстовой деятельностью. Так, нами был разработан цикл уроков по развитию речи для 6 класса по УМК под редакцией Г. Г. Граник. На каждом из занятий учащиеся при работе с текстом и решении коммуникативно-речевых задач учились ставить цель своей деятельности, планировать, оценивать в соответствии с критериями, корректироватьеё. Опытное обучение условно проходило в два этапа:
I этап - формирование знаний о регулятивных УУД целеполагания, планирования, самооценки, самокоррекции.
II этап - развитие регулятивных УУД целеполагания, планирования, самооценки, самокоррекции на основе текстовой деятельности учащихся.
Целью I этапа было:познакомить школьников с действиями целеполагания, планирования, самооценки, самокоррекции как регулятивными УУД, с тем, в чем их сущность при работе с текстом; актуализировать опорные речеведческие понятия.
На I этапе опытного обучения учащиеся должны были узнать условия составления предложений (смысл слов и грамматические связи между ними); как ставить цель своей деятельности, планировать ее, оценивать результаты своего труда в соответствии с критериями, корректировать их в соответствии с образцом (по необходимости). А также научиться составлять предложения, соблюдая условия; использовать формулировку задания для постановки цели и составления программы действий; формулировать цель деятельности; пошагово прогнозировать свою деятельность по достижению поставленной цели; оценивать выполненное задание в соответствии с критериями; корректировать имеющиеся недочеты в выполненном задании; действовать последовательно (целе-полагание - планирование - самооценка - самокоррекция).
Целью II этапа опытного обучения было: развивать у учащихся регулятивные УУД - ста-
вить цель своей деятельности, планировать ее, осуществлять самооценку действий с продуктом деятельности (с текстом), осуществлять самокоррекцию своей деятельности в соответствии с поставленной целью, планом деятельности и проведенной самооценкой.
Для этого необходимо было обогатить задания упражнений учебника заданиями, направленными на решение данных задач опытного обучения.
Приведем примеры заданий, сформулированных магистрантом [3]:
Задание к упражнению 442: Перед тем, как приступить к выполнению задания, необходимо написать в тетради цели, которые вы ставите перед собой перед выполнением, затем - написать план своих действий по достижению цели.
Задание к упражнению 443: Какова цель данного задания? Запишите ее в тетрадь. Запишите, что нужно сделать для того, чтобы выразительно прочитать стихотворение, опираясь на формулировку задания упражнения. Прочитайте стихотворение «про себя». Удалось ли вашим одноклассникам достичь цели? Попробуйте оценить свою работу по критериям: как -правильно или нет - вы нашли интонационные центры предложений стихотворения; как - правильно или нет - вы выявили место повышения или понижения тона.
Задание к упражнению 444: Какова цель выполнения задания упражнения? Запишите ее в тетрадь. Удалось ли вашим одноклассникам достичь цели? Попробуйте оценить, как им удалось соблюсти паузы.
Задание к упражнению 448: Какую цель вы ставите перед собой перед выполнением задания? Закончите текст так, чтобы было ясно, о ком идет речь. Сравните свой вариант с авторской концовкой. Но перед тем как приступить к выполнению задания, составьте программу своих действий по его выполнению. Оцените свою работу по критериям.
Содержание контрольного среза после опытного обучения (контрольного этапа эксперимента):
Цель: проверить гипотезу исследования; установить эффективность разработанной методики: сравнить показатели констатирующего этапа опытного обучения и итогового контрольного среза - какой процент школьников научился ставить цель деятельности, планировать свою деятельность в соответствии с целью, осуществлять самооценку и самокоррекцию в соответствии с критериями при работе с текстом.
1-е задание: Напишите сочинение-рассуждение (5-7 предложений) на тему «Что нужно для того, чтобы составить рассказ по предложению?»
1) Напишите, какие действия необходимо выполнить, прежде чем приступить к написанию сочинения?
2) Выполните эти шаги.
3) Приступайте к написанию сочинения-рассуждения.
Критерии
4) Оцените свое сочинение-рассуждение в соответствии с критериями, поставив галочку в нужной графе таблицы по каждому из критериев (табл. 1).
5) Заполните таблицу самооценивания (табл. 2).
6) Если по какому-либо из критериев ваш ответ был «нет», вам необходимо так изменить свое сочинение, чтобы ответ был «да».
Таблица 1
№ Критерий Оценка
да нет
1 Структура сочинения
- наличие тезиса
- наличие доказательств: одно
два
три
- наличие вывода
2 Соответствие теме
- приведенные аргументы соответствуют тезису, т. е. представляют собой ответ на вопрос «Что значит уметь читать книги?» *если аргументов нет, в графе «оценка» ставите прочерк
- какого рода аргументы были приведены? 1. Из жизненного опыта
2. Из читательского опыта
3. Из мира кино
4. Другого рода (написать, какого?) *если аргументов нет, в графе «оценка» ставите прочерк
- вывод соответствует приведенным аргументам? *если вывода нет, в графе «оценка» ставите прочерк
3 Логика сочинения
- аргументы расположены после тезиса *если аргументов нет, в графе «оценка» ставите прочерк
- вывод расположен после аргументов *если аргументов и вывода нет, в графе «оценка» ставите прочерк
- тезис, аргументы и вывод написаны с красной строки (т. е. соответствуют отдельным абзацам сочинения) *если аргументов и вывода нет, в графе «оценка» ставите прочерк
Таблица 2 Самооценивание *в нужной графе поставьте галочку
Ответ «да» по всем критериям Знаю структуру текста-рассуждения, написал сочинение в соответствии с заданной темой, соблюдая логику последовательности структурных частей текста. Я молодец!
Ответ «нет» или прочерк по 2-3 пунктам критериев Некоторые условия написания сочинения-рассуждения мне необходимо отработать, для того чтобы в дальнейшем не допускать ошибок. Я буду стараться!
Ответ «нет» или прочерк по всем критериям Я не знаю или забыл условия написания сочинения-рассуждения. Мне необходимо их вспомнить/запомнить и отработать на «5». Я справлюсь!
Цель задания: установить сформированное^ у учащихся регулятивных УУД целеполагания, планирования, самооценки, самокоррекции.
2-е задание: Ответьте на вопрос:Трудно ли вам было выполнять эти задания? Подчеркните нужный вариант ответа, объясните его: Да; Скорее да, чем нет; Нет; Скорее нет, чем да.
Сопоставление результатов констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы, оформленное в виде сводной таблицы, дало возможность магистранту проверить гипотезу исследования, установить эффективностьразработанной методики.
Таблица 3
% учащих- % уча- Эффек-
ся, спра- щихся, тив-
вившихся справив- ность
с задани- шихся опыт-
Задания на ями, до опытного с заданиями, ного обучения
обучения после опытного обучения в %
Целеполагание 83,3 % 87, 5 % 4, 2 %
Планирование 50 % 75 % 25 %
Самооценку 62, 5 % 66, 7 % 4, 2 %
Самокоррекцию 50 % 66, 7 % 16, 7 %
Рефлексию 45, 8 % 50 % 4, 2 %
Также на научно-педагогической практике магистранты формулируют положения, выносимые на защиту. Например, в диссертации «Развитие у школьников регулятивных УУД на уроках русского языка в текстовой деятельности» магистрант сформулировал эти положения следующим образом:
1. Развитие у школьников регулятивных УУД на уроках русского языка должно строиться в русле деятельностного, текстоцентриче-ского и рефлексивного подходов, предусматривающих развитие у школьников данных УУД в текстовой деятельности в единстве и взаимосвязи.
2. Система развития у школьников регулятивных УУД на уроках русского языка в текстовой деятельности включает программу опытного обучения, обеспечивающую актуализацию опорных речеведческих понятий и формирова-
ние представлений учащихся о регулятивных УУД - о постановке цели, составлении плана, проведении самооценки и самокоррекции (создание понятийной базы); вопросы и задания, направленные на формирование и развитие данных регулятивных умений посредством беседы и постановки рефлексивной задачи и рефлексивного вопроса.
Кроме данных форм и видов работы, готовность к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9) развивают разного рода публичные выступления магистрантов (отчеты о проделанной работе на конференциях по практикам, выступления с докладами на конференциях разного уровня, сообщения о выполненной работе на заседаниях методических секций или кафедр школ, где магистранты проходят практики, выступления на предзащите и, наконец, на процедуре публичной защиты).
Согласно ФГОС ВПО, в ходе защиты результатов магистерской диссертации «должно проводиться широкое обсуждение ... с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретённых знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся» [1; 4, с.19]. Такое обсуждение обеспечивается присутствием в составе ГАК работодателей, а также оппонентов из числа работодателей и преподавателей вуза, имеющих ученую степень кандидата педагогических наук. Процедура ответов на вопросы дает возможность оценить все профессиональные компетенции, так как именно ответы защищающего диссертацию свидетельствуют не только о владении материалом, но и об уровне владения им.
Таким образом, диссертация магистра педагогического образования в силу своей специфики и места в учебном процессе является эффективным средством формирования у обучающихся профессиональных компетенций, позволяет в естественных условиях научно-исследовательской, методической, педагогической и экспериментальной деятельности приобретать опыт анализа, систематизации, обобщения и распространения методического опыта, разработки и апробации методик, технологий и приемов обучения на практике, осуществления научного исследования, получения и интерпретации данных.
Список литературы
1. Виландеберк А. А., Шубина Н. Л. Новые технологии оценки результатов обучения (уровневое образование): метод. пособие для преподавателей. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. 170 с.
Источники
2. Антошкина А. А. Развитие у школьников регулятивных УУД на уроках русского языка в текстовой деятельности: автореф. магистер. дис. Чита, 2014. 10 с.
3. Антошкина А. А. Развитие у школьников регулятивных УУД на уроках русского языка в текстовой деятельности: дис. магистра пед. образования. Чита, 2014. 100 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр») URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/prm35-1.pdf (дата обращения: 10.02.2013).
References
1. Vilandeberk A. A., Shubina N. L. Novye tehnologii ocenki rezul'tatov obuchenija (urovnevoe obra-zovanie): metod. posobie dlja prepodavatelej. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gercena, 2008. 170 s.
Istochniki
2. Antoshkina A. A. Razvitie u shkol'nikov reguljativnyh UUD na urokah russkogo jazyka v tekstovoj dejatel'nosti: avtoref. magister. dis. Chita, 2014. 10 s.
3. Antoshkina A. A. Razvitie u shkol'nikov reguljativnyh UUD na urokah russkogo jazyka v tekstovoj dejatel'nosti: dis. magistra ped. obrazovanija. Chita, 2014. 100 s.
4. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki 050100 Pedagogicheskoe obrazovanie (kvalifikacija (stepen') «magistr») URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/prm35-1.pdf (data obrashhenija: 10.02.2013).
Статья поступила в редакцию 20. 10. 2014
47
47