УДК 371 ББК Ч.420.23
Татьяна Михайловна Шахова,
сотрудник административного департамента, Дальневосточный федеральный университет (Владивосток, Россия), e-mailTiksona@mail.ru
Формирование познавательных и регулятивных универсальных учебных действий средствами тематического и рефлексивного языкового портфеля1
В статье рассматривается проблема формирования познавательных и регулятивных универсальных учебных действий (УУД) средствами тематического и рефлексивного языкового портфеля. Формирование у учащихся УУД - одна из основных задач общего среднего образования в целом и русского языка в частности согласно ФГОС основной школы второго поколения. Технология «языковой портфель» является одним из средств формирования у школьников познавательных и регулятивных УУД в современной практике обучения русскому языку. Тематический и рефлексивный языковой портфель помогают обучению школьника УУД на всех этапах учебно-познавательной деятельности. Статья содержит описание разработанных автором структуры и содержания тематического и рефлексивного языковых портфелей и обоснование возможности формирования познавательных и регулятивных УУД средствами данных языковых портфелей.
Ключевые слова: стандарты ФГОС второго поколения по русскому языку, технология «языковой портфель», тематический языковой портфель, рефлексивный языковой портфель, универсальные учебные действия (УУД), познавательные и регулятивные УУД, рефлексия, самооценка, мотивация, учебная деятельность.
Tatyana Mikhailovna Shakhova,
Employee of the Administrative Department Far East Federal University (Vladivostok, Russia), e-mail: riksona@mail.ru
The cognitive and Regulatory uLA Formation by Means of thematic and reflective language portfolio
The article is devoted to the problem of cognitive and regulatory ULA formation by the means of thematic and reflexive language portfolio. This formation of universal learning activities for students is one of the primary objectives of secondary education and of the Russian language teaching according to the Federal State Educational Standard of the second generation. The Technology “Language Portfolio” is among the means for students’ cognitive and regulatory ULA formation in the modern practice of the Russian language teaching. Thematic and reflective language portfolio helps students at all levels of their study. The article describes the structure and content of the thematic and linguistic reflective portfolios, developed by the author. Also the paper supports the ground for the possibility of cognitive and regulatory ULA formation by the means of linguistic portfolios data.
Keywords: Federal State Educational Standard of the second generation, technology “Language Portfolio”, thematic language portfolio, reflective language portfolio, universal learning activities (ULA), cognitive and regulatory ULA, reflection, self-esteem, motivation, educational activities.
Отличие нового ФГОС второго поколения по русскому языку от предшествующих заключается в том, что в нём зафиксирован переход к конструированию единого образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования. Такой переход привёл к изменению
сути образовательного процесса, целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Развитие личности в системе образования в целом и изучение русского языка должно быть обеспечено формированием универсальных учебных действий.
1 Работа выполнена в рамках Государственного задания вузу Минобрнауки РФ, № 6.3687. 2011 © Шахова Т. М., 2013
Л. В. Черепанова [5. С. 84] отмечает, что «данные УУД представляют собой умение учиться, т. е. «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта» [2. С. 53]. Развитие такого умения невозможно лишь средствами традиционных приёмов, методов и технологий обучения. Поэтому сегодня совершенно определённа необходимость в разработке и внедрении таких технологий, которые бы соответствовали запросам и потребностям общества, содействовали достижению поставленных во ФГОС второго поколения целей. Одной из таких инновационных технологий в обучении русскому языку считается «Языковой портфель»». Л. В. Черепанова определяет технологию «Языковой портфель» как «средство углубления и оформления познавательных интересов школьника, развития интеллектуальных рефлексивных способностей учащихся, особенно самооценки, средство комплексной проверки уровня усвоения учебного материала, индивидуализации и дифференциации обучения, формирования мотивации достижения» [5. С. 85].
«Обучение школьников работе с данной технологией необходимо начинать с 5 класса, т. к. в среднем школьном возрасте, по данным психологов, ведущую роль играет учебная, общественно-организационная деятельность. Как субъект учебной деятельности школьник «характеризуется тенденцией к утверждению своей позиции субъектной исключительности, индивидуальности», стремлением чем-то выделиться. Это может усиливать познавательную мотивацию, если соотносится с самим содержанием учебной деятельности - её предметом, средствами, способами решения учебных задач. Стремление к «исключительности» входит и в мотивацию достижения, особенно в составляющую "награды”, "успехи”», -отмечает Л. Д. Столяренко [2. С. 148].
Однако не все типы языкового портфеля могут быть введены, на наш взгляд, с этого возраста, так как школьник как субъект учебной деятельности характеризуется не только своей мотивацией, позицией, но и местом в системе образования. Авторы стандарта ФГОС второго поколения выделяют четыре группы УУД, которые реализуют ключе-194
вые цели общего образования [3. С. 54-57]. Главное в тематическом языковом портфеле - самооценка учеником собственной учебной деятельности в виде рассуждения, аргументации, обоснования.
В рефлексивном языковом портфеле важным является формирование и развитие регулятивных УУД, а также сопоставление самооценки и оценки педагога, которая даёт возможность ученику понять, насколько он объективен в оценке собственных знаний, умений, а учителю - насколько у школьников развиты критическое мышление, рефлексия и самооценка, направленные на отслеживание результатов учебно-познавательной деятельности ученика как в количественном, так и в качественном отношении.
Тематический и рефлексивный языковой портфель направлены на формирование познавательных и регулятивных УУД. Однако каждый из них в большей степени ориентирован на определённую группу УУД. В тематическом языковом портфеле на первом месте выступают познавательные УУД, поскольку данный вид портфеля позволяет учащимся научиться находить и познавать новую для них информацию, анализировать собственную учебно-познавательную деятельность. В рефлексивном языковом портфеле на первом месте выступают регулятивные УУД, т. к. именно формирование регулятивных универсальных учебных действий составляет главное назначение этого типа языкового портфеля.
Нами выявлены и конкретизированы две группы УУД - познавательные и регулятивные, которые развиваются у учащихся при работе с тематическим и рефлексивным языковыми портфелями.
Познавательные УУД представляют собой готовность к познанию, анализу (рефлексии) собственной деятельности.
I. Общеучебные действия:
1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
2) производить поиск и выделять необходимую информацию;
3) применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
4) проводить рефлексию способов и условий действия, самоконтроль, самооценку, самокоррекцию процесса и результатов деятельности;
5) смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
6) определять основную и второстепенную информацию.
II. Универсальные логические действия:
1) выбирать критерии для сравнения с составленными учащимися тематическими языковыми портфелями;
2) выстраивать логическую цепь рассуждений.
Регулятивные УУД представляют собой готовность к оцениванию самого себя. В основе действий лежит рефлексия:
1) целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
2) соотносить уже усвоенные знания с новой информацией;
3) планировать - определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата;
4) прогнозировать - предвосхищать результат и уровень усвоения его временных характеристик;
5) производить самоконтроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным образцом с целью обнаружения отклонений и отличий от образца;
6) проводить самокоррекцию - вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения его с образцом действия и результатом;
7) самооценка - выделять и осознавать то, что усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качества и уровень усвоения;
8) саморегуляция - способность к мобилизации внутренних сил и энергии, способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.
Анализ потенциальных возможностей тематического и рефлексивного языкового портфеля и познавательных и регулятивных УУД позволил нам
1) обосновать оптимальность использования этих видов языковых портфелей для формирования данных групп УУД;
2) определить результат освоения учебной деятельности в ходе работы с языковым портфелем;
3) выявить те компоненты языковых портфелей, которые непосредственно направлены на получение общепредметного результата обучения.
Результаты анализа приведены в табл. 1, 2.
Таблица 1
ууд в рефлексивном языковом портфеле (фрагмент)
Вид УУД Гоуппы УУД, развиваемые языковым портфелем Результат с освоением учебной деятельности языковым портфелем Компоненты языкового портфеля, направленные на формирование УУД
Регулятивные УУД Представляют собой готовность к оцениванию самого себя. 1) Соотнесение учащимися уже усвоенных знаний с новой информацией Соотносят уже усвоенные знания с новой информацией Школьники анализируют (рефлексируют), соотносят имеющиеся знания с новой информацией при работе с подсказками
2) Планирование -определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата Планируют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата Перед выполнением задания учащиеся сначала используют подсказки (цель их заключается в овладении школьниками разными приёмами учебно-познавательной деятельности), затем учащиеся находят в учебнике материал, который помогает им правильно выполнить задание, конечный результат - правильно выполненное задание
В основе действий лежит рефлексия 3) Прогнозирование - предвосхищение результата усвоения знаний и овладение умениями Прогнозируют результат усвоения знаний и овладение умениями Прогнозирование самооценки на основе знакомства с критериями оценивания. Прогнозирование возможных учебных действий на основе критериев самооценивания: 1) возможность использовать подсказки; 2) возможность выполнения действий на основе упражнений, данных в «Подсказках»
Таблица 2
ууд в тематическом языковом портфеле (фрагмент)
Вид УУД Гоуппы УУД, развиваемых языковым портфелем Результат с освоением учебной деятельности языковым портфелем Компоненты языкового портфеля, направленные на формирование УУД
Познавательные УУД Представляют собой готовность к познанию, анализу (рефлексии) собственной деятельности Общеучебные действия
1) Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Выделяют и формулируют познавательную цель Учащиеся самостоятельно формулируют познавательную цель: «Работа над составлением тематического языкового портфеля», «Разработка (наполнение) его разделов, критериев самооценивания»
2) Поиск и выделение необходимой информации Ученики осуществляют поиск и выделяют необходимую информацию из различных источников и приобретают новые умения и навыки путём самостоятельного исследования, открытия Сбор учащимися информации по критерию «Содержимое портфеля»: - не менее трёх сформулированных теоретических вопросов и развёрнутых ответов на них; - не менее двух подобранных домашних упражнений; - не менее двух самостоятельно составленных или подобранных по теме тестовых заданий; - самостоятельно составленный конспект по теме «Имя существительное», «Имя прилагательное»
3) Применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Осуществляют поиск информации, используя различные методы информационного поиска для дальнейшего самообразования. Учащиеся самостоятельно осуществляют поиск заданий в разных источниках в соответствии с критерием «Содержимое портфеля»
4) Рефлексия способов и условий действия, самоконтроль, самооценка, самокоррекция процесса и результатов деятельности 1) Организуют собственную учебно-познавательную деятельность, направленную на получение знаний, умений и опыта деятельности; 2) самостоятельно осуществляют познавательную деятельность; 3) проводят рефлексивный анализ процесса и результата познавательной деятельности, самоконтроль, самооценку и самокоррекцию деятельности в целом; После того, как ученик сформирует языковой портфель, он проводит его самооценку. Она складывается из ответа (или выбора соответствующего варианта ответа на следующие вопросы (приведём в пример одного из вопросов): 1) Как ты отбирал материалы в языковой портфель? Отметь варианты, поставив рядом знак «V»: а) посмотрел в другом учебнике по русскому языку; б) «скачал» задания из Интернета; в) посмотрел у одноклассников; г) спросил у учителя;
4) применяют приобретённые знания, умения и навыки в практической деятельности для решения любых жизненных проблем д) взял из рабочих тетрадей по русскому языку. Затем учащиеся заполняют таблицы самооценивания тематического языкового портфеля для критериев. Далее выполняют самоанализ проделанной ими работы по предложенной схеме
5) Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор виды чтения в зависимости от цели Осмысливают цель чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели 1) Учащиеся знакомятся с тематическим языковым портфелем. 2) Выделяют его разделы. 3) Осмысленно вчитываются в каждый раздел языкового портфеля перед заполнением. 4) Особое внимание уделяют таблицам самооценивания, самоанализу работы, критериям оценивания разделов тематического языкового портфеля
Таким образом, школьники, работая с технологией «языковой портфель» на уроках русского языка приобретают следующие умения, которые характеризуют их как субъектов учебной деятельности:
I. Система потребностей и мотивов учения.
1) умение мобилизовать внутреннюю силу и энергию для приобретения новой информации, готовность к самосовершенствованию.
II. Совокупность личностных качеств:
1) умение организовывать собственную учебно-познавательную деятельность, направленную на получение знаний, умений и опыта деятельности;
2) умение соотносить имеющиеся знания с новой информацией;
3) умение проводить проверку и самопроверку собственных знаний;
4) умение проводить самооценку, самоанализ, самокоррекцию собственных действий;
5) умение проводить рефлексивный анализ процесса и результата учебно-познавательной деятельности;
6) умение фиксировать успехи в изучении русского языка;
7) умение самооценивания собственных действий.
III. Представления школьника об учебно-познавательной деятельности, знания, готовности и умения, связанные с организацией, осуществлением, самоконтролем, самоанализом, самокоррекцией учебно-познавательной деятельности:
- умение осознавать свой уровень знаний по русскому языку.
IV. Рефлексия, которая составляет основу критического научного мышления, организации, самоанализа и самокоррекции учебно-познавательной деятельности:
1) умение осмысленно представлять, как осознаётся собственный процесс мышления;
2) умение определять проблемы собственной деятельности;
3) умение оценивать собственные достижения в изучении русского языка с помощью дневника достижений;
4) умение предвосхищать ожидаемый результат и уровень усвоения знаний.
Список литературы
1. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. М.: Просвещение, 2011. 112 с.
2. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. Сер. «Учебники и учебные пособия». 2-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д: Феникс, 2003. 544 с.
3. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. М.: Просвещение, 2011. 59 с.
4. Черепанова Л. В. Формирование лингвистической компетенции при обучении русскому языку. Новосибирск: Наука, 2006. 324 с.
5. Черепанова Л. В. Технология «Языковой портфель» в контексте перехода на ФГОС по русскому языку второго поколения основной школы // Учёные записки ЗабГГПУ Профессиональное образование, теория и методика обучения. № 6 (47). 2012. С. 83-92.
References
1. Primernye programmy po uchebnym predmetam. Russky yazyk. 5-9 klassy: proyekt. M.: Prosveshcheniye, 2011. 112 s.
2. Stolyarenko L. D. Pedagogicheskaya psikhologiya. Ser. «Uchebniki i uchebnye posobiya».
2-e izd., pererab. i dop. Rostov n/D: Feniks, 2003. 544 s.
3. Fundamentalnoye yadro soderzhaniya obshchego obrazovaniya / pod red. V. V. Kozlova,
A. M. Kondakova. M.: Prosveshcheniye, 2011. 59 s.
4. Cherepanova L. V. Formirovaniye lingvisticheskoy kompetentsii pri obuchenii russkomu yazyku. Novosibirsk: Nauka, 2006. 324 s.
5. Cherepanova L. V. Tekhnologiya «Yazykovoy portfel» v kontekste perekhoda na FGOS po russkomu yazyku vtorogo pokoleniya osnovnoy shkoly // Uchyonye zapiski ZabGGPU. Professionalnoye obrazovaniye, teoriya i metodika obucheniya. № 6 (47). 2012. S. 83-92.
Статья поступила в редакцию 14 октября 2013 г.