Научная статья на тему 'Анализ учебников по родному (удмуртскому) языку для уровня основного общего образования в аспекте организации работы над развитием речи'

Анализ учебников по родному (удмуртскому) языку для уровня основного общего образования в аспекте организации работы над развитием речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
864
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНИК / РОДНОЙ (УДМУРТСКИЙ) ЯЗЫК / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ / TEXTBOOK / NATIVE (UDMURT) LANGUAGE / SPEECH DEVELOPMENT / COMMUNICATIVE COMPETENCE / SYSTEM OF EXERCISES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернова Светлана Николаевна

Статья посвящена вопросу формирования коммуникативной компетенции учащихся в процессе обучения родному (удмуртскому) языку. Обосновываются важность и необходимость овладения коммуникативными умениями, приводятся мнения известных исследователей данной области. Основное содержание исследования составляет анализ современных учебников по родному (удмуртскому) языку с точки зрения их эффективности в формировании коммуникативной компетенции; представлена система коммуникативно ориентированных упражнений с указанием их функций в развитии речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернова Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF SECONDARY SCHOOL TEXTBOOKS ON THE NATIVE (UDMURT) LANGUAGE IN THE ASPECT OF WORK ON SPEECH DEVELOPMENT

The article discusses the problem of forming learners’ communicative competence in the process of teaching the native (Udmurt) language. The author justifies the necessity to develop communicative skills, summarizes views of famous researchers on this issue. The study is based on analysing modern textbooks on the native (Udmurt) language from the viewpoint of their efficiency when forming communicative competence; the paper introduces a system of communicatively oriented exercises and clarifies their role in speech development.

Текст научной работы на тему «Анализ учебников по родному (удмуртскому) языку для уровня основного общего образования в аспекте организации работы над развитием речи»

https://doi.org/10.30853/pedaqoqy.2019.3.12

Чернова Светлана Николаевна

АНАЛИЗ УЧЕБНИКОВ ПО РОДНОМУ (УДМУРТСКОМУ) ЯЗЫКУ ДЛЯ УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В АСПЕКТЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НАД РАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Статья посвящена вопросу формирования коммуникативной компетенции учащихся в процессе обучения родному (удмуртскому) языку. Обосновываются важность и необходимость овладения коммуникативными умениями, приводятся мнения известных исследователей данной области. Основное содержание исследования составляет анализ современных учебников по родному (удмуртскому) языку с точки зрения их эффективности в формировании коммуникативной компетенции; представлена система коммуникативно ориентированных упражнений с указанием их функций в развитии речи. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/472019/3/12.html

Источник

Педагогика. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2019. Том 4. Выпуск 3. C. 63-67. ISSN 2500-0039.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/4.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/4/2019/З/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

HIGHER SCHOOL EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN SOCIOCULTURAL ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS

Urvantseva Natal'ya Gennad'evna, Ph. D. in Philology Petrozavodsk State University naturv@mail. ru

For the first time, the article theoretically justifies the system of sociocultural adaptation of foreign students in higher school educational environment. The author describes forms of work with foreign students implemented by the teachers of the Department of Russian as a Foreign Language, ambassadors of the Russian language and volunteers in innovation parks and within the linguistic project "International Agency 'Slovo' (Word)" in Petrozavodsk State University. The developed series of public events allows foreign students to adapt successfully to new educational environment.

Key words and phrases: educational environment; sociocultural adaptation; innovation parks; voluntary work; project activity; foreign students.

УДК 372.881.1 Дата поступления рукописи: 21.07.2019

https://doi.org/10.30853/pedagogy.2019.3.12

Статья посвящена вопросу формирования коммуникативной компетенции учащихся в процессе обучения родному (удмуртскому) языку. Обосновываются важность и необходимость овладения коммуникативными умениями, приводятся мнения известных исследователей данной области. Основное содержание исследования составляет анализ современных учебников по родному (удмуртскому) языку с точки зрения их эффективности в формировании коммуникативной компетенции; представлена система коммуникативно ориентированных упражнений с указанием их функций в развитии речи.

Ключевые слова и фразы: учебник; родной (удмуртский) язык; развитие речи; коммуникативная компетенция; система упражнений.

Чернова Светлана Николаевна, к. филол. н.

Научно-исследовательский институт национального образования, г. Ижевск [email protected]

АНАЛИЗ УЧЕБНИКОВ ПО РОДНОМУ (УДМУРТСКОМУ) ЯЗЫКУ

ДЛЯ УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В АСПЕКТЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НАД РАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Овладение языком, речью - необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому.

Актуальность данного исследования обусловлена двумя основными факторами: во-первых, организация работы над развитием речи учащихся на уроках родного языка является основным требованием современного образовательного стандарта, целью обучения языку [1, с. 13; 2, с. 94]; во-вторых, эффективность образовательного процесса во многом обусловлена не только педагогическим мастерством учителя, но и используемыми средствами обучения (учебниками). Потому целесообразность всестороннего анализа и различных экспертиз последних очевидна.

Второй фактор актуальности исследования определил и её научную новизну: представлена первая попытка анализа учебников по удмуртскому языку в аспекте формирования коммуникативной компетенции учащихся. Результаты исследования дополняют материал методических пособий по родному (удмуртскому) языку и могут быть интересны учителям родного языка.

Целью исследования является доказательство эффективности учебников по родному (удмуртскому) языку для уровня основного общего образования в формировании коммуникативных компетенций учащихся. Цель исследования определила следующие задачи: ознакомиться с научной литературой по исследуемой теме, определить основные направления работы по развитию речи учащихся, проанализировать коммуникативно ориентированную систему упражнений учебников по родному (удмуртскому) языку для уровня основного общего образования.

Обучение языку как речевой деятельности предполагает, что выпускники средней школы будут свободно пользоваться устной и письменной речью в разных жизненных ситуациях, владеть различными видами речевой деятельности: устными (слушание и говорение) и письменными (чтение и письмо). Добиваться данных планируемых программой результатов обучения удается лишь в том случае, если работа по развитию речи пронизывает весь процесс обучения, если знания о языке и речи, которые учащиеся получают, изучая систему языка, используются для формирования речевых умений.

Проблемой сущности речи, ее механизмом и особенностями развития у детей занимались многие психологи (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.), труды которых легли в основу исследований по вопросам развития речи учащихся (труды Е. В. Архиповой, М. Т. Баранова, М. Р. Львова, С. И. Львовой, В. Н. Мещерякова и других), методик развития речи учащихся (труды Ф. И. Буслаева, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, М. А. Рыбниковой и др.). Единство взглядов всех исследователей данного вопроса заключается в признании необходимости систематической работы над развитием речи учащихся. Так, к примеру, М. Р. Львов отмечает, что обучение речи должно быть регулярным и систематическим, выстроенным на образцах и посредством специальных упражнений, путём предупреждения и исправления ошибок [7, с. 12]; А. А. Леонтьев указывает на необходимость системного, поэтапного формирования целого ряда умений (планировать свою речь, выбирать содержание общения и находить адекватные средства для передачи этого содержания, умение обеспечить обратную связь и др.) [5, с. 162-168].

Важность и необходимость развития речи учащихся провозглашает и современный образовательный стандарт, согласно требованиям которого обучение родному языку должно быть направлено на формирование трёх компетенций: коммуникативной, лингвистической и культуроведческой. Потому современные программы и учебно-методические пособия по родным языкам разработаны на основе коммуникативно-деятельностного подхода. В методике преподавания русского языка это учебные программы и учебники Т. А. Ладыженской, В. В. Львова, С. И. Львовой, М. М. Разумовской и других. В методике преподавания удмуртского языка как родного - программы, учебники «Удмурт кыл» 'Удмуртский язык' Ю. Т. Байтеряковой (для уровня начального общего образования) и коллектива авторов под общей редакцией Л. В. Вахрушевой (для уровней основного и среднего общего образования), а также электронные формы данных учебников.

Следует отметить, что изучать удмуртский язык в школах Удмуртской Республики могут учащиеся, владеющие и не владеющие удмуртским языком, благодаря внедрению в школьную языковую практику двух предметных языковых линий («удмуртский язык как родной» по учебно-методическому комплексу «Удмурт кыл» 'Удмуртский язык' и «удмуртский язык как неродной» по учебно-методическому комплексу «Зеч-а, бур-а, удмурт кыл!» 'Здравствуй, удмуртский язык!'). Подобное внедрение в школьную языковую практику двух предметных языковых линий обусловлено стремлением сохранения национальной идентичности обучающихся, так как предметная область «удмуртский язык как неродной», прежде всего, адресована не владеющим удмуртским языком или обрусевшим детям [9, с. 250]. Обе линии учебников придерживаются единой цели: научить грамотно и красиво общаться на удмуртском языке, но в рамках данного исследования вопрос организации работы по развитию речи учащихся рассмотрим на основе учебников по родному (удмуртскому) языку для уровня основного общего образования.

Выбор данной предметной линии обусловлен двумя причинами. Во-первых, данная категория учащихся владеет родным языком, и обучение направлено на усовершенствование речевой деятельности, а не формирование первичных коммуникативных навыков, как в случае с учащимися, изучающими удмуртский как неродной. Во-вторых, в анализе нашли отражение результаты деятельности автора статьи, который является соавтором данного комплекса учебников и их электронных форм для уровня основного общего образования.

Учебно-методический комплекс «Удмурт кыл» характеризует следование принципам развивающего обучения (деятельностный подход к изучению удмуртского языка, взаимосвязанное развитие мышления и речи, личностно ориентированное обучение); наличие специальных заданий для формирования умения учащихся самостоятельно формулировать учебную задачу; увеличение заданий, требующих аргументировать суждения; увеличение заданий воспитывающего и занимательного характера [10, с. 378]. Последняя особенность (занимательный характер обучения) является немаловажным критерием, поскольку определяет интерес и мотивацию учащегося к изучению родного языка вообще. О необходимости формирования интереса к обучению писали многие: Л. С. Выготский («прежде чем ты хочешь призвать учащегося к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею»; следует «не только вызвать интерес, но и чтобы интерес был как должно направлен»; важно «построить всю педагогическую систему в последовательной близости к жизни, учить учащихся тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает интерес») [3, с. 63], М. Р. Львов (в процессе обучения речи должны быть предусмотрены такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят перед необходимостью речевых высказываний, побуждают интерес и желание поделиться чем-то) [6, с. 42] и многие другие.

Общение, или коммуникация, является первым условием речевого развития учащегося. Формирование и совершенствование речи учащихся требуют целенаправленной работы, поэтому с внедрением новых коммуникативно ориентированных требований образовательного стандарта программой обучения удмуртскому языку введены абсолютно новые, не имеющие ранее место в учебниках параграфы о речи: «Вераськон но вераськон кусыпъёс» 'Речь и речевое общение', «Вераськон ужпор» 'Речевая деятельность'. Таким образом, следуя действующей программе обучения, на уроках родного языка ученики получают специальные знания о речи. Этим работа по развитию и культуре речи не ограничивается. В ходе изучения различных тем курса удмуртского языка обязательно делается акцент на формирование навыков учащихся по созданию грамотных, в соответствии со всеми речевыми нормами, высказываний разных стилей и жанров. Работа над развитием речи ведется на каждом этапе изучения удмуртского языка в течение всего учебного года. Кроме того, учитывается особенность учащихся - билингвальность. Она расширяет возможности для использования интегрированного подхода в обучении, благодаря которому развитие устной и письменной речи изучаемых языков реализуется более успешно [2, с. 94].

Учебники «Удмурт кыл» содержат богатый, насыщенный материал для развития речевой культуры учащихся. Работа над развитием речи, вслед за методикой Т. А. Ладыженской [4, с. 54-80], ведется в нескольких направлениях:

1) овладение нормами литературного языка. Правильная речь предполагает овладение нормами литературного языка: орфоэпическими, лексическими, словообразовательными, морфологическими, синтаксическими и стилистическими. Потому, изучая тот или иной раздел программы, необходимо постепенно знакомить учащихся с нормами литературного языка и не раз возвращаться к ним в процессе обучения. У учащегося должно быть сформировано стремление овладеть правильной удмуртской речью, ее нормативной стороной;

2) обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Роль словарной работы в изучении какого-либо языка очень велика. Она направлена на осмысленное восприятие слов, словосочетаний, учит употреблять их в точном, правильном значении, чтобы речь учащихся была яркой, выразительной, связной. Однако коммуникативная сторона работы над обогащением словарного запаса и грамматического строя речи учащихся не только в том, чтобы сделать речь учащихся более точной, но и воспитать у школьников потребность выбирать наиболее уместные для каждого конкретного случая языковые средства;

3) обучение различным видам речевой деятельности: устным (аудирование и говорение), письменным (чтение и письмо). Каждый из них имеет свою специфику и свои механизмы, для каждого существуют свои приемы обучения, своя система упражнений, но они функционируют не изолированно, а во взаимосвязи, как компоненты единого целого, взаимодополняющие друг друга. Для осуществления нормального речевого общения необходимо в одинаковой мере овладеть всеми видами речевой деятельности.

Каждое из данных направлений в работе над развитием речи имеет свою коммуникативно ориентированную систему упражнений, описанию которых и посвящено дальнейшее повествование.

С целью развития коммуникативно-речевых компетенций в учебниках по удмуртскому языку для уровня основного общего образования предусмотрено несколько типов заданий. Условно их можно объединить в следующие комплексы упражнений:

1) словарная работа. Она заключается в обогащении и активизации словаря учащихся. В ходе словарной работы закрепляется не только лексическое значение слова, но и его правописание, произношение, употребление с другими словами в составе предложения, текста. Таким образом, создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову. Все стороны слова (лексическая, фонетическая, грамматическая и т.д.) рассматриваются в единстве. Потому упражнения на словарную работу пронизывают весь учебник в каждом классе.

Учащиеся знакомятся с различными классификациями лексического состава удмуртского языка: с точки зрения значения слова (однозначные и многозначные слова; синонимы, антонимы и омонимы), происхождения слова (собственно удмуртские слова и заимствования; архаизмы и неологизмы), сферы употребления (диалектная, литературная и профессиональная лексика). Изучают фонетические, грамматические особенности лексики удмуртского языка, словообразование.

Словарная работа также предполагает использование в процессе обучения различных словарей. Их в удмуртском языке не очень много. Учащиеся чаще всего пользуются удмуртским орфографическим словарем, удмуртско-русским и русско-удмуртским словарями, удмуртским синонимическим словарем и удмуртско-русским синонимическим словарем, а также специальными терминологическими словарями на удмуртском языке для общеобразовательных школ по изучаемым в школе предметам (удмуртскому языку и литературе, биологии, географии, информатике, истории, математике и т.д.). При необходимости имеют возможность обратиться к «Краткому словарю устаревших и устаревающих слов удмуртского языка», к «Этимологическому словарю удмуртского языка» (буквы А, Б), к «Словарю личных имен удмуртов» и т.д.

К видам словарной работы также относятся: небольшие сочинения по опорным словам, словарная подготовка к изложению или сочинению, словарные диктанты. Правильно организованная словарная работа позволит в дальнейшем избежать ошибок в словоупотреблении;

2) обогащение грамматического строя. Данный комплекс упражнений направлен на формирование умений учащихся конструировать собственное высказывание с учетом грамматических норм. Работа по обогащению грамматического строя речи учащихся ведется на каждом уроке (учащиеся либо знакомятся с новым грамматическим материалом, либо повторяют и закрепляют какие-либо практические грамматические умения, либо подвергаются контролю усвоения грамматических знаний и умений).

Изучение грамматического строя удмуртского языка в школе подразумевает изучение правил образования и изменения слов, правил соединения слов, образования словосочетаний, построения предложений, а также правил сочетания предложений в более сложные грамматические конструкции. Данные знания и практический опыт их применения формируются преимущественно при изучении теории соответствующих разделов грамматики (словообразование, морфология, синтаксис) и выполнении грамматических упражнений и заданий учебников и электронных форм учебников. Учащиеся изучают состав слова и способы его образования, анализируют морфологическую структуру слов, строят определенные словосочетания, предложения и тексты, учатся замене одних типов грамматических конструкций другими и т.д. Только овладев грамматическим строем языка, учащиеся правильно создают собственные речевые высказывания;

3) работа с текстом. Данный комплекс упражнений позволяет соединить деятельность учащихся по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития. Не случайно текст считается основной дидактической единицей, и методика обучения удмуртскому языку имеет текстоцентрический характер.

Текст рассматривается как продукт речевой деятельности человека, как реализованный замысел высказывания. Задачей речевого развития учащихся становится обучение порождению и восприятию текстов.

Упражнения по работе с текстом различны и могут быть классифицированы на несколько подгрупп:

- упражнения по работе с готовым текстом: учащиеся определяют тему и основную мысль текста, озаглавливают отрывки, анализируют связность компонентов текста и использованные языковые средства и т.д. К этой же группе можно отнести упражнения по корректировке текстов: устранение каких-либо недочетов, повторов и т.д., то есть редактирование текста. Оно позволяет выработать умение находить нарушения в употреблении языковых норм, а работа с деформированным текстом формирует навыки правильного оформления текста определенного функционального стиля и жанра.

На эффективность работы по развитию речи учащихся с помощью проведения на уроках языка анализа текстов указывает и С. А. Арефьева. Автор отмечает наличие в методике развития речи научных данных о путях повышения эффективности работы по развитию речи учащихся с помощью грамматико-стилистического анализа образцовых текстов и ученических сочинений [1, с. 15]. Методика развития речи, по ее мнению, должна строиться с учетом синтаксиса речи детей и особенностей стиля ученических сочинений [Там же, с. 17];

- упражнения по созданию нового текста на основе данного: учащиеся составляют план текста, готовят пересказы, пишут изложения или дописывают начатое повествование (описание, рассуждение), в более старших классах письменно оценивают очерки или эссе друг друга, составляют тезисы и т.д.;

- упражнения по созданию собственного текста: учащиеся пишут тексты разных стилей и жанров (рассказы, заметки, очерки, эссе, доклады, газетные статьи и др.), т.е. происходит переход от изучения образцов текстов к самостоятельному творчеству.

В процессе обучения данные упражнения сочетаются между собой. Нельзя говорить о том, что в более младших классах работают только с готовыми текстами, а в старших классах лишь создают собственные. Различные по характеру и сложности задания сочетаются между собой в каждом классе.

Упражнения по работе с текстом относятся к основным видам работ по развитию связной речи учащихся и, согласно авторам-разработчикам методики развития связной речи, формируют необходимые в процессе школьного курса обучения языку коммуникативные компетенции, такие как: умение раскрывать тему и основную мысль высказывания; умение собирать материал к высказыванию и систематизировать его; умение совершенствовать написанное (для письменной речи); строить высказывания в определенной композиционной форме; умение выражать свои мысли правильно (с точки зрения норм литературного языка), точно, ясно [8, с. 6, 10, 21, 39].

Среди упражнений по развитию связной речи учащихся особое место занимают упражнения по созданию собственного текста и упражнения по созданию нового текста на основе данного. Они представляют собой написание изложений, сочинений и выполнение творческих и проектных заданий.

Изложения и сочинения бывают разного характера: обучающие и контрольные, могут быть написаны на уроке или дома. Каждый из указанных видов работ имеет свою специфику. Сочинение как вид работы показывает интеллект человека, его кругозор и степень грамотности. В сочинениях ученики могут проявить свою индивидуальность, выразить точку зрения, позицию, которая может отличаться от общепринятой. Работа по написанию изложений приобщает учащихся к лучшим образцам языка. Художественные тексты, написанные выдающимися мастерами слова и затем письменно пересказанные детьми, способствуют формированию правильных речевых навыков, очищают речь, повышают ее культуру и развивают языковое чутье. Для того чтобы сочинения и изложения служили совершенствованию речи, повышению ее культуры, и уделяется большое внимание словарной работе и овладению нормами литературного языка.

Творческие и проектные задания позволяют учащимся включиться в самостоятельную творческую деятельность, индивидуальную или групповую, имеющую множество вариантов решения задач, что, в свою очередь, является необходимым стимулирующим фактором при обучении речи, так как учащиеся с интересом работают над решением проблемных ситуаций. Как писал в свое время Л. В. Щерба, «надо посмотреть, что нашим учащимся трудно в русском литературном языке, в чем они особенно часто ошибаются, и соответственно ориентировать наши школьные учебники русского языка» [11];

4) овладение нормами литературного языка. По школьной программе обучения удмуртскому языку учащиеся должны овладеть орфоэпическими, орфографическими, лексическими, грамматическими и стилистическими нормами. Достижению поставленной цели способствуют специальные упражнения по орфографии и пунктуации, лексике, грамматике и стилистике: учащиеся практикуются в употреблении тех или иных конструкций, языковых средств, норму употребления которых следует осмыслить и запомнить; учатся замене ошибочных вариантов нормативными (исправление ошибок в словоупотреблении, в построении предложений и т.д.); занимаются выбором или поиском нормативных/ошибочных языковых средств, анализируют случаи нарушения норм и т.д.;

5) обучение различным видам речевой деятельности. Данный комплекс упражнений направлен на формирование умений учащихся слушать друг друга, общаться друг с другом, читать и писать.

Обучение слушанию: учащиеся повторяют услышанный текст (в виде пересказов, подробных, сжатых изложений и изложений с творческим заданием); фиксируют фрагменты прослушанного материала (конспектируют, составляют тезисы) и др.

Обучение чтению текстов разных стилей и жанров: при чтении отрабатываются интонационные навыки, формирующие выразительность речи. Важно научить учащихся ориентироваться в речевом пространстве,

понимать, какие слова, обороты, выражения, грамматические конструкции характерны для той или иной речевой ситуации, чтобы самостоятельно создавать свои высказывания разных функциональных стилей.

В процессе обучения удмуртскому языку учащиеся осваивают разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое), каждый из которых формирует определенные необходимые навыки: выразительность, беглость и сознательность чтения; умение находить нужную информацию, вычленять главную и второстепенную мысль прочитанного и др. Практикуется чтение по ролям, «по цепочке».

Учебники направляют учащихся к использованию словарей, справочников и интернет-ресурсов; к чтению учебной, научной, художественной и публицистической литературы, так как чтение не только обогащает новыми знаниями, но и развивает речевую культуру.

Представленные выше системы коммуникативно ориентированных упражнений в комплексе формируют умения устной и письменной речи учащихся. Все перечисленные выше виды работ нацелены на соблюдение основных требований к речи: содержательность (речь должна быть построена на знании фактов, на наблюдениях, обдуманных мыслях и искренних переживаниях); логичность (последовательность, четкость построения речи, логичный переход от одной части к другой, без повторов); точность и выразительность (правильный выбор языковых средств, для устной речи - хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение интонации, пауз, логических ударений); грамотность (соответствие литературным нормам).

В результате изучения представленной темы исследования были получены определенные сведения, анализ которых позволяет сделать следующие выводы: 1) формирование коммуникативной компетенции учащихся - одна из ведущих целей обучения языку, поскольку коммуникативная компетентность рассматриваться как условие эффективности и благополучия учащегося в процессе обучения и в целом в жизни; 2) владение каким-либо языком означает приобретение определенного, максимально возможного словарного запаса; усвоение грамматического строя и литературных норм изучаемого языка, а также умение пользоваться ими в речевой практике; 3) системное и целенаправленное применение упомянутых в статье типов заданий будет способствовать совершенствованию речевой культуры учащихся, развитию памяти и формированию интереса к языку, что особенно актуально для языков малочисленных народов, таких как удмуртский, имеющих тенденцию сокращения числа носителей языка; 4) учебно-методический комплекс «Удмурт кыл» для уровня основного общего образования способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся, поскольку содержит богатый, на наш взгляд, комплекс коммуникативно ориентированных упражнений.

Список источников

1. Арефьева С. А. Профессиональная подготовка учителя русского языка к работе по развитию речи учащихся // Вестник Чувашского государственного университета им. И. Я. Яковлева. 2011. № 4. Ч. 2. С. 13-17.

2. Булычева Е. А., Никифорова О. П. Психолого-педагогические и лингвистические аспекты развития речи учащихся в национальной школе // Вестник Чувашского государственного университета им. И. Я. Яковлева. 2015. № 1. С. 91-95.

3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: АСТ; Астрель, 2008. 670 с.

4. Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М.: Педагогика, 1974. 256 с.

5. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. 214 с.

6. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников: пособие для учителей начальных классов. Изд-е 2-е, пе-рераб. М.: Просвещение, 1985. 176 с.

7. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1975. 176 с.

8. Методика развития речи на уроках русского языка: книга для учителя / под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1991. 240 с.

9. Ураськина Н. И., Пантелеева В. Г. Истоки билингвального образования и его роль в системе современного образовательного пространства Удмуртии // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2018. № 2. С. 249-256.

10. Чернова С. Н. Новации в обучении родному (удмуртскому) языку учащихся национальных школ Удмуртской Республики // Проблемы марийской и сравнительной филологии: сб. статей / Мар. гос. ун-т; отв. ред. Р. А. Кудрявцева. Йошкар-Ола, 2018. С. 377-380.

11. Щерба Л. В. Трудности синтаксиса русского языка для русских учащихся [Электронный ресурс]. URL: https://rus. 1septru/article.php?ro=200302002 (дата обращения: 16.07.2019).

ANALYSIS OF SECONDARY SCHOOL TEXTBOOKS ON THE NATIVE (UDMURT) LANGUAGE IN THE ASPECT OF WORK ON SPEECH DEVELOPMENT

Chernova Svetlana Nikolaevna, Ph. D. in Philology Research Institute of National Education, Izhevsk svshirobokova@yandex. ru

The article discusses the problem of forming learners' communicative competence in the process of teaching the native (Udmurt) language. The author justifies the necessity to develop communicative skills, summarizes views of famous researchers on this issue. The study is based on analysing modern textbooks on the native (Udmurt) language from the viewpoint of their efficiency when forming communicative competence; the paper introduces a system of communicatively oriented exercises and clarifies their role in speech development.

Key words and phrases: textbook; native (Udmurt) language; speech development; communicative competence; system of exercises.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.