педагогические науки
Сундеева Людмила Александровна, Сорокина Анастасия Сергеевна ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ...
УДК 373.31
ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
© 2017
Сундеева Людмила Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика и методики преподавания» Сорокина Анастасия Сергеевна, бакалавр 4-го курса Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: [email protected])
Аннотация. В основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования заложена концепция формирования универсальных учебных действий. Логические действия относятся к одному из видов универсальных учебных действий. Их формирование является важной составляющей работы учителей начальных классов, так как логические операции способствуют развитию у младших школьников активной познавательной позиции. Люди, обладающие логическим мышлением, способны решать проблемы, которые перед ними возникают. В начальной школе наибольшую возможность для формирования логических действий имеет предмет математики. Для того, чтобы этот процесс шел успешно, при подготовке и проведении уроков математики учителям необходимо соблюдать ряд условий. На уроках важно организовывать «логические пятиминутки», подбирать вариативные задания и обеспечивать смену видов деятельности учащихся. Важно учитывать возрастные особенности детей, все задания должны быть подобраны в соответствии с возможностями младших школьников. Такая работа повышает эффективность образовательного процесса. Учащиеся становятся активными и заинтересоваными в получении новых знаний, которые они смогут применить как в учебной деятельности, так и в реальной жизни. В этом и состоит универсальность логических действий. В настоящей статье подробно раскрываются особенности работы по формированию логических действий у младших школьников на уроках математики.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, логические универсальные действия, логические операции, федеральный государственные образовательный стандарт, системно-деятельностнынй подход, поэтапное формирование умственного действия.
FORMATION OF LOGICAL UNIVERSAL ACTIONS IN YOUNG SCHOOLCHILDREN
AT LESSONS OF MATHEMATICS
© 2017
Sundeeva Lyudmila Alexandrovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Teaching Methods Sorokina Anastasia Sergeevna, 4th year student Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya St., 14, e-mail: [email protected])
Abstract. The base of the Federal State Educational Standard of primary general education is the concept of the formation of universal educational activities. Logical actions refer to one of the types of universal learning activities. The formation Logical actions is an important component of the work of primary school teachers, since logical operations contribute to an active cognitive position of younger schoolchildren. People who have logical thinking can solve problems that arise before them. The greatest opportunity for the formation of logical actions in primary school is the study of mathematics. In order for this process to be successful, teachers must observe a number of conditions when preparing and conducting mathematics lessons. At those lessons it is important organize "logical five-minutes", select variation of the tasks and provide a changing of the types of activities of schoolchildren. It is important to take into account that age of junior schoolchildren. All tasks should be selected in accordance with their abilities. Such work increases the effectiveness of the educational process. Schoolchildren become active and interested in acquiring new knowledge that they can apply both in training activities and in real life. This is the universality of logical actions. Some specifics of the teacher's work on the formation of younger schoolchildren's logical actions by the lessons of mathematics are revealed in detail in this article.
Keywords: universal educational actions, logical universal actions, logical operations, Federal State Educational Standard, system-activity approach, step-by-step formation of mental action.
На сегодняшний день, когда прогресс не стоит на месте и общество стремительно движется вперед, ему требуются люди, обладающие высоким уровнем развития логического мышления. Человек, способный логически мыслить и применять логические универсальные действия на практике способен разрешать задачи, которые перед ним ставит он сам и окружающие люди. Именно поэтому формирование логических действий нужно начинать уже с младшего школьного возраста, который является сензитивным периодом для познавательного развития личности. Кроме того, в этом возрасте на смену игровой деятельности приходит учебная, возможности которой достаточно велики в формировании мыслительных операций у младших школьников.
Концепция формирования универсальных учебных действий (далее УУД), в том числе и логических действий, является основополагающей идеей образовательных стандартов второго поколения [1], поэтому важно, чтобы учителя начальных классов организовывали учебный процесс таким образом, чтобы на уроках у младших школьников формировалось умение учиться.
Универсальные учебные действия имеют несколько функций. Одна из которых состоит в том, что учащиеся будут приобретать те знания, умения и навыки, которые
можно применять в любой предметной области, т.е. в рамках изучения любой школьной дисциплины. Другая функция заключается в том, что младшие школьники научатся самостоятельно ставить перед собой учебные цели и задачи, будут организовывать процесс самообразования и саморазвития, что является отражением си-стемно-деятельностного подхода, который на сегодняшний день реализуется в образовании [2].
Всего в УУД выделяется четыре блока действий, к которым относятся регулятивный, личностный, коммуникативный и познавательный блоки [3]. В нашей работе наибольший интерес представляет познавательный блок, в который включены логические универсальные действия.
Под логическими УУД понимается процесс организации исследовательской деятельности, которая реализуется с помощью логических операций [2].
Основными логическими действиями являются анализ, сравнение, обобщение, синтез, классификация, индукция и дедукция [4]. Важно сказать, что все эти операции выполняются не раздельно, а в совокупности, т.е. они взаимосвязаны между собой и после реализации одного действия обязательно следует другое, пока процесс исследования или решения поставленной задачи не
Сундеева Людмила Александровна, Сорокина Анастасия Сергеевна педагогические
ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ... науки
будет выполнен.
Данные операции называют универсальными по двум причинам. Во-первых, логические УУД применяются в рамках учебной деятельности. Так, при изучении математики, русского языка, окружающего мира, литературного чтения и технологии используются такие задания, которые требуют активизации мыслительной деятельности учащихся. Во-вторых, приобретенные логические умения могут быть использованы младшими школьниками и вне учебы, для решения личных проблем или задач, которые ставят перед учащимися они сами или их окружение. Таким образом, универсальность логических действий заключается в том, что они охватывают все стороны жизни младшего школьника.
Изучением проблемы формирования логических универсальных действий занимались многие авторы. Так, А.Г. Асмолов [2] является автором концепции формирования универсальных учебных действий, Г.С. Ковалева и О.Б. Логинова [5], О.А. Родыгина [6] установили взаимосвязь каждого учебного предмета, который изучается в начальной школе, с возможностью формирования логических УУД. М.Р. Битянова и Т.В. Меркулова [4] дали теоретическое объяснение каждой логической операции.
Существует определенный алгоритм знакомства учащихся с любой логической операцией, который разработала Н.С. Подходова [7]. Следует отметить, что он базируется на теории П.Я.Гальперина [8] о поэтапном формировании умственного действия. Так, на первом этапе дети должны определиться, с каким действием они знакомятся и для чего. На втором этапе учитель знакомит учащихся со структурой конкретного логического процесса, потом они учатся применять данную операцию с помощью учителя, а на завершающем этапе уже выполняют его самостоятельно. Такое развертывание каждого логического действия позволит наиболее полно понять младшим школьникам его особенности и закрепить порядок выполнения.
В начальной школе изучаются разные учебные дисциплины, каждая из которых имеет возможности для формирования логических действий, но основополагающим предметом для этого является математика, т.к. именно в рамках уроков по данному предмету учащиеся младшего школьного возраста знакомятся с общим приемом решения задач.
Для того, чтобы эффективно сформировать логические УУД на уроках математики учителя начальных классов должны соблюдать ряд условий. Во-первых, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся при подборе заданий, т.е. все упражнения и задачи должны быть посильны учащимся, а также не нести в себе ту информацию, которая тяжело воспринимается детьми 7-11 лет или вовсе неуместна. Во-вторых, материал, который изучается детьми младшего школьного возраста, должен быть представлен не только в виде текста, но также и в формате таблиц, схем, что будет активизировать мышление детей. В-третьих, на уроках математики следует использовать вариативные логические задания, чтобы с каждым уроком интерес к подобной работе у учащихся не падал, а возрастал. В-четвертых, учителя начальных классов должны поэтапно знакомить младших школьников с каждой логической операцией, если ранее они с ней не встречались.
Также следует помнить, что учащихся не нужно учить решать только сложные задачи, необходимо научить их рассуждать над простыми заданиями, где, казалось бы, ответ находится на поверхности, но для того, чтобы к нему прийти нужно выполнить ряд действий. Работая над простыми задачами, у младших школьников будет формироваться интерес к мыслительной деятельности, т.е. для них рассуждение над поставленным вопросом не будет механическим решением поставленной задачи, а будет интересным и полезным занятием. Еще Эдвард де Боно [9] говорил о том, что мыслительная де-42
ятельность должна быть не скучным и принужденным процессом, а добровольной активностью детей.
Кроме того, большую роль в формировании логических действий у учащихся младшего школьного возраста играет развитие речи. Это объясняется тем, что при ответе на поставленный вопрос или при выполнении предложенных заданий, учащиеся должны уметь объяснить решение и аргументировать свою точку зрения. Именно поэтому, учителя начальных классов должны подбирать такие задания, которые требуют устного рассуждения учащихся, что значительно бы расширило словарный запас, а значит, способствовало формированию логических операций.
В связи с этим мы выдвинули предположение, что формирование логических УУД у младших школьников на уроках математики будет проходить успешнее, если для этого применять вариативные логические задания, проводить «логические пятиминутки», а также организовывать разные формы работы учащихся.
При рассмотрении данной проблемы мы провели педагогический эксперимент, который проходил в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Целью данного эксперимента было выявить истинность выдвинутого предположения.
Опытно-экспериментальная работа проходила на базе МБУ школы №91 г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие учащиеся 3 «А» и 3 «Б» класса.
На констатирующем этапе эксперимента, целью которого было выявить актуальный уровень сформирован-ности логических действий у младших школьников, был проведен ряд диагностических методик:
-Тест Липпмана «Логические закономерности».
-Методика А.Р. Лурия и Л.С. Цветковой «Диагностика универсального действия общего приема решения задач».
-Н.Я. Чутко «Диагностика логических операций».
-А.Н.Рябинкина «Нахождение схем к задачам».
Данный диагностический инструментарий позволил наиболее полно изучить уровень сформированное™ логических действий у младших школьников.
Результаты констатирующего этапа показали, что у учащихся 3 «А» низкий уровень составляет 11%, когда у 3 «Б» - 9%. Средний уровень у 3 «А» принимает значение 89%,а у 3 «Б» -69%. Высокий же уровень у учащихся 3 «А» равен 0 %,а у 3 «Б» - 22%. Такие значения объясняются тем, что учащиеся З «А» класса не могут выполнять задания без постоянной помощи со стороны педагога или соседа по парте, также ученики пренебрегают алгоритмом решения задач и не могут аргументировать свою позицию. В связи с этим учащиеся 3 «А» класса становятся в нашем исследовании экспериментальной группой, т.к. они имеют наиболее низкий уровень сформированности логических действий, а 3 «Б» становится контрольной группой.
На формирующем этапе эксперимента нами был разработан и реализован комплекс уроков по математике по УМК «Перспективная начальная школа» [10] для учащихся 3 «А» класса. Всего было проведено 10 уроков, в содержание которых были включены «логические пятиминутки», самостоятельная и парная формы работы учащихся, а также ряд упражнений, направленных на формирование логических операций.
«Логические пятиминутки» были внедрены на этапе актуализации знаний, с целью повторения пройденного материала, закрепления навыка устного счета, а также для активизации познавательной деятельности учащихся. Подобная форма работы использовалась на каждом уроке. В рамках «логических пятиминуток» применялись вариативные логические задания, которые от урока к уроку усложнялись и модернизировались. Важно сказать, что такая деятельность вызывала большой интерес у учащихся и желание работать на уроке, т.е. служила хорошим мотивационным моментом.
Парная и самостоятельная работа применялась на Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2(19)
педагогические науки
Сундеева Людмила Александровна, Сорокина Анастасия Сергеевна
ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ...
каждом уроке, что способствовало сохранению познавательной активности учащихся и продуктивному усвоению материала. Самостоятельная работа заключалась в том, что учащиеся писали логические диктанты, где сами знакомились с содержанием предложенных заданий, самостоятельно строили алгоритм их решения и записывали его в свою тетрадь. По завершении подобной работы проводилась самопроверка, которая является важным условием формирования логических действий. При организации парной работы младшим школьникам предлагалось вместе с соседом по парте решить логическую задачу в течение трех минут. Учащиеся читали задачу, предлагали друг другу несколько вариантов решения, затем выбирали наиболее оптимальный и защищали его перед классом, т.е. аргументировали свой ответ. Подобная работа напоминает метод «мозгового штурма». Несомненным плюсом такой парной работы является то, что у детей развивается речь, что также является важным аспектом формирования логических УУД.
Среди упражнений мы можем отметить следующие: «Расшифруй», «Математические горки», логические задачи, числовые закономерности и многое другое. Упражнения внедрялись на разных этапах урока: на этапе постановки цели, на этапе изучения нового или при закреплении пройденного материала.
Еще одной особенностью реализованного комплекса урока является то, что в конце занятия применялись логические задания, которые не были связаны с темой урока и были направлены на снятие интеллектуального напряжения.
Работа на формирующем этапе эксперимента вызвала большой интерес у учащихся экспериментальной группы, они были актины на уроках. Важно отметить, что подобные упражнения, направленные на формирование логических действий можно подобрать под каждую тему, которая изучается в начальной школе, что значительно упрощает работу учителя.
На контрольном этапе эксперимента была проведена повторная диагностика в экспериментальной и контрольной группе, которая позволила выявить положительную динамику в обоих классах. Так, у учащихся 3 «А» класса высокий уровень стал принимать значение равное 15%, средний уровень стал составлять 81%, а низкий уровень - 4%. В контрольной группе (3 «Б») высокий уровень стал равняться 26%, средний - 69%, а низкий - 5%.
Подобные результаты говорят о том, что, работая только по учебникам, у учащихся младшего школьного возраста способны формироваться логические УУД. Также мы можем отметить, что в экспериментальной группе наблюдается большая динамика, чем в контрольной. Данные результаты обусловлены тем, что с учащимися 3 «А» класса проводилась работа по разработанному комплексу уроков, когда учащиеся 3 «Б» класса занимались в обычном режиме, используя только возможности учебников.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что формирование логических универсальных действий у младших школьников на уроках математики будет проходить успешнее, если в рамках уроков проводить «логические пятиминутки», использовать вариативные упражнения, направленные на формирование логических операций, а также применять различные формы работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ Министерство образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г., № 373, в ред. приказов от 22 сентября 2011г., № 2357.
2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли : пос. для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2008. - 151 с._
3. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли : Система заданий : пос. для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2011. - 159 с.
4. Битянова, М.Р. Методические рекомендации к рабочей тетради Учимся учиться и действовать. Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий. 2 класс [Текст] / М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, Т.В. Беглова. - Самара : Учебная литература, ИД Федоров, 2013. - 96 с.
5. Ковалева, Г.С. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2009.
- 120 с.
6. Родыгина, О.А. Формирование универсальных учебных действий в школьном курсе «География России» [Текст] / О.А. Родыгина // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 7.
7. Подходова, Н.С. Особенности формирования познавательных универсальных учебных действий [Текст] / Н.С. Подходова, Е.Ф. Фефилова // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. 2013. №4.
8. Гальперин, П. Я. Лекции по психологии : учеб. издание. [Текст] / П.Я. Гальперин. - М. : АСТ: КДУ, 2007.
- 400 с.
9. Боно, Э. Научите себя думать. Самоучитель по развитию мышления [Текст] / Э. Боно ; пер. с англ. Д. Я. Онацкая. - Мн. : Попурри, 2005. - 288 с.
10. Чекин, А.Л. Математика : 3 класс: Учебник в 2-х частях, часть 2 [Текст] / А.Л. Чекин, под ред. Р.Г. Чураковой. - М. : Академкнига/Учебник, 2016. - 160 с.
Статья поступила в редакцию 03.05.2017. Статья принята к публикации 02.06.2017.