7. Дайана Халперн. Психология критического мышления. Available at: http://www.e-reading.by/bookreader.php/110655/Halpern_-_ Psihologiya_kriticheskogo_myshleniya.html
8 Resnick L.B. Cognition and instruction. In B.L. Hammonds (Ed.). Psychology and learning: The master lecture series. Washington DC: American Psychological Association, 1985.
References
1. Petrov A.V., Starodubceva V.S. Suschnost' samokontrolya v psihologo-pedagogicheskoj teorii i praktike obucheniya shkol'nikov i studentov vuza. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 3 (64): 78 - 83.
2. Samokontrol' i samoocenka v uchebnoj deyatel'nosti. Available at: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/09/30/ samokontrol-i-samootsenka-v-uchebnoy-deyatelnosti
3. Repkina G.V., Zaika E.V. Urovni sformirovannosti uchebnoj deyatel'nosti. Tomsk: Peleng, 1993.
4. Formirovanie navykov samokontrolya u mladshih shkol'nikov v uchebnoj deyatel'nosti. Available at: https://kopilkaurokov.ru/nachalniye-Klassi/prochee/-formirovaniie_navykov_samokontrolia u_mladshikh_shkol_nikov_v_uchiebnoi_dieiatiel -__nosti
5. Granatov G.G. Myshlenie iponyatie (koncepciya dopolnitel'nosti): monografiya. Moskva: FLINTA: Nauka, 2011.
6. Il'enkov 'E.V. Filosofiya ikul'tura. Moskva: Politizdat, 1991.
7. Dajana Halpern. Psihologiya kriticheskogo myshleniya. Available at: http://www.e-reading.by/bookreader.php/110655/Halpern_-_Psihologiya_ kriticheskogo_myshleniya.html
8 Resnick L.B. Cognition and instruction. In B.L. Hammonds (Ed.). Psychology and learning: The master lecture series. Washington DC: American Psychological Association, 1985.
Статья поступила в редакцию 28.07.17
УДК 371
Bashirova M.A., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Head of Department of Pedagogy, Theory and Methodology of Elementary Education, Branch of Dagestan State Pedagogical University (Derbent, Russia), E-mail: [email protected] Gasanova O.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Russian as a Foreign Language, Moscow State Pedagogical University (Moscow, Russia), E-mail: gasanova ox@ yandex.ru
TEACHER ACTIVITIES FOR THE FORMATION OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS IN REALIZATION OF FEDERAL STANDARDS OF BASIC GENERAL EDUCATION. The article considers the role of a teacher of elementary school in forming universal educational actions, when the Federal standards of primary education are realized in school. The authors also study how these universal educational actions relate to the Russian language teaching within the new educational standards. The authors conclude that the most efficiently generated universal educational actions at young students when training on the basis of the books included in educational-methodical complex "Perspective", which became popular in Russia. The complex "Perspective" is formed in a way that all lesson topics are presented in separate blocks of knowledge, such as "Communicative skills", "Grammar skills" and "Spelling skills". All themes and exercises of the educational complex contribute to forming various types of universal educational actions of young schoolchildren.
Key words: Federal state educational standard, universal educational actions, programs, Russian language teacher.
М.А. Баширова, д-р филол. наук, проф., зав. каф. педагогики, теории и методики начального образования, филиал Дагестанского государственного педагогического университета, г. Дербент, E-mail: [email protected] О.Э. Гасанова, канд. пед. наук, доц. каф. русского языка как иностранного, Московский педагогический государственный университет, г. Москва, E-mail: gasanovaox@ yandex .ru
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УУД ПРИ ВНЕДРЕНИИ ФГОС НОО
В статье рассмотрена роль учителя начальных классов по формированию универсальных учебных действий при внедрении федеральных стандартов начального общего образования и их отношение к изучению русского языка по новым образовательным стандартам. Авторы делают вывод о том, что наиболее эффективно формируются универсальные учебные действия, у младших школьников при обучении на основе учебников, входящих в учебно-методический комплекс «Перспектива», который положительно зарекомендовал себя в образовательной практике России. Учебно-методический комплекс «Перспектива» сформирован таким образом, что все темы уроков представлены в отдельных блоках знаний, таких как «Речевые умения», «Грамматические умения», и «Орфографические умения». В целом, все темы и упражнения учебно-методического комплекса «Перспектива», способствуют формированию различных видов универсальных учебных действий у младших школьников.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, универсальные учебные действия, программы, русский язык, учитель.
Современное педагогическое сообщество стало свидетелем информационной революции и приняло вызов, возникший перед системой отечественного образования в условиях её интеграции в мировое образовательное пространство. В XXI веке мы говорим о другом образе выпускника учебного заведения и другом подходе к пониманию и осознанию того, что есть современное образование. Мы должны формировать личностную готовность и способность к непрерывному образованию, формированию компетенций, востребованных на рынке труда. Новая цель определяет и новую образовательную среду, показатели которой одновременно инновационны и традиционны - через преемственность и сохранение лучших традиций отечественной школы, заложенные в концептуальный посыл модернизации современного российского образования к новым горизонтам, определяемым новыми образовательными стандартами.
В современный период развития общеобразовательной школы языковое образование младшего школьника и его рече-
вое развитие все более основательно и обоснованно сливаются в единый учебно-познавательный процесс. Одним из аспектов указанной взаимосвязи является внимательное отношение в школьном обучении к функциям языка как средству общения, познанию окружающего мира, а также саморазвития ученика как личности со своими интересами, потребностями и способностями их осуществить.
С преподаванием русского языка сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, появились новые программы и учебники, с другой стороны уровень грамотности учеников либо остается невысоким, либо снижается.
Практика показывает, что в современных условиях в процесс преподавания русского языка в начальной школе необходимо учитывать три основные цели:
1) познакомить детей с основами лингвистических знаний;
2) сформировать навык грамотного, безошибочного письма;
3) развивать устную и письменную речь учащихся.
В работе учителя начальных классов по новым образовательным стандартам главное не только обеспечить овладение ребёнком базовыми знаниями, умениями, навыками, но и сформировать умение учиться, то есть самостоятельно добывать новые знания.
В связи с этим роль учителя начальных классов существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
На современном этапе обучения учитель начальной школы должен осуществить переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личности ребенка. Важным становится не только усвоение знаний, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся. Нельзя представлять себе дело так, будто учебная деятельность становится ведущей автоматически: поступил ребенок в школу, начал учиться, и тем самым школа и учение заняли в его жизни главное место [1].
Учебная деятельность - сложное по своей структуре образование. В нее входят, во-первых, учебно-познавательные мотивы; во-вторых, учебные задачи и составляющие их операторное содержание учебные операции; в-третьих, контроль; в-четвертых, оценка. Формирование учебной деятельности - весьма сложный и длительный процесс. Она формируется в совместной работе с учителем. Ребёнок, пришедший в школу, не обладает учебной деятельностью [1].
Известно, что на первых порах очень трудно создать детский коллектив класса. Чтобы привить правила моральных норм, нравственного поведения, наладить межличностные отношения, нужно проводить большую работу: классные часы, индивидуальные беседы, организация совместных праздников, внеклассных мероприятий, изучение интересов каждого, обсуждение тех или иных поступков с позиции нравственности.
Основная цель обучения - помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге - стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное. Решающая роль в этом принадлежит учителю.
Учитель, составляя рабочую программу, должен помнить и указывать, какие универсальные учебные действия он должен формировать на данном уроке [2].
«Русский язык» как учебный предмет обеспечивает формирование познавательных, личностных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом подразумевает возможности формирования логических и аналитических действия, сравнения и установления причинно-следственных связей. Ориентация в синтаксической и морфологической структуре языка, а также усвоение правил строения предложения и слов, графической формы букв обеспечивают развития символически-знаковых действий у младших школьников - замещения (звука буквой), моделирования (схематичный разбор состава слова), и преобразования модели (видоизменения слова).
В начальной школе универсальные учебные действия на уроках русского языка позволяют достичь следующих умений:
- ориентацию учащихся в целях, средствах и задачах общения;
- активное использование языка для поиска информации в различных видах источников;
- выбор для решения коммуникативных задач адекватных языковых средств;
- формирование у учащихся стремления к точному и полному выражению собственной позиции;
- формирование у учащихся умения задавать вопросы.
Предмет «Русский язык» в начальной школе занимает ведущее место, так как успешность усвоения базовых норм русского языка в значительной степени определяет результаты обучения школьников по другим предметам, обеспечивает успешность его общения со сверстниками и взрослыми [3; 4].
Рассмотрим отношение каждого вида универсальных учебных действий к изучению русского языка (табл. 1).
Обучение морфологии в начальной школе строится, учитывая психологические особенности детей: у детей 6 - 9 лет невелика выносливость, неустойчиво внимание, невысоки возможности саморегуляции, большая потребность в физических движениях, неудовлетворение которой приводит к быстрой утомляемости и потере интереса. Формирование основ изучения морфологии предполагает развитие у учащихся образного и логического мышления. Успешное обучение школьников требует от учителя хорошего владения теоретическим материалом, понимания сложности раздела «Морфология», знания проблемы изучения частей речи и возрастных особенностей младшего школьного возраста. В курсе морфологии в начальных классах изучаются части речи и их формоизменение: имена существительные, прилагательные, глаголы; личные местоимения и знакомство с некоторыми другими разрядами местоимений; знакомство с наречиями, предлогами, союзами, в программах углубленного изучения русского языка - с именами числительными.
Таблица 1
Вид УУД Формируемые умения Задания по русскому языку, способствующие формированию данного УУД
Личностные универсальные учебные действия Приобретение навыков проявления познавательной инициативы в оказании помощи сверстникам система заданий, ориентирующая ребёнка на оказание помощи героям учебника, и как следствие, данная форма контакта распространяется на реальные обстоятельства - ученик старается помочь соседу по парте.
Регулятивные универсальные учебные действия Умение контролировать свою деятельность и результаты выполнения различных задач Система упражнений на уроках русского языка ориентирует ученика на проверку правильности выполненного задания в соответствии с определенными правилами и алгоритмами при помощи таблиц и рисунков
Коммуникативные универсальные учебные действия Умение осуществлять межличностное взаимодействие в процессе выполнения совместных действий с другими учащимися класса, общения со сверстниками и взрослыми, и конкретно, с учителем На уроках русского языка активно используются игровые технологии, в которых учащиеся получают опыт конструктивного взаимодействия во время выполнения совместных заданий
Познавательные универсальные учебные действия умения решать проблемы, выполнять логические действия и осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации При изучении русского языка в начальных классах ученики учатся выполнять задания, используя материальные объекты, проводить сравнение и классификации, строить объяснения в устной форме, формируя логические цепи рассуждения.
Формирование различных видов универсальных учебных действий у младших школьников средствами русского языка
Таблица 3
Изучение тем - существительное, прилагательное, глагол- в начальной школе
Содержание обучения
преобладают наблюдения и группировка слов по значению: названия предметов, признаков, действий вводятся понятия «частей речи», сообщаются некоторые признаки частей речи.
склонение имён прилагательных и существительных, спряжение глаголов, значения форм частей речи вплоть до значений падежей, временных и личных форм.
Таблица 4
Основные критерии в различении частей речи
Таблица 2
Содержание личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы по русскому языку
в начальной школе
Результаты освоения программы по русскому языку
Личностные результаты:
Предметные результаты:
Метапредметные результаты:
X
ГС
X а tu d о и
Осознание русского языка в качестве основного средства общения; положительное отношение к усвоению норм русского языка, понимания его богатства, осознания себя его носителем; восприятие мысли о том, что показателями культурны человека является именно правильная и точная устная и письменная речь; формирование желания пользоваться языком сознательно в собственной речи.
освоение базовых понятий фонетики, морфе-мики, графики, орфографии, грамматики, теории текста и культуры речи; умение находить, классифицировать и сравнивать различные языковые единицы (буквы, звуки, слова, предложения), и рассматривать их при этом с указанной точки зрения (например, слово с точки зрения звуко-буквенного состава строения и принадлежности к той или иной части речи); способность создавать собственные высказывания для определенных ситуаций, в том числе небольшие тексты конкретных жанров; умение проверять написанный текст и при необходимости аккуратно вносить коррективы
принимать, понимать и сохранять учебно-познавательную задачу; планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты учебно-познавательной деятельности; адекватно оценивать собственные достижения, осознавать появляющиеся трудности и искать рациональные способы их преодоления.
№
Класс
1 класс
2 класс
3-4 класс
Критерий Содержание критерия
1 критерий лексическое значение слова - предметность, признак или свойство, действие, количество и пр.;
2 критерий роль слова в предложении, или его синтаксическая функция;
3 критерий наличие тех или иных категориальных признаков; признак времени присущ только глаголу, признак одушевленности/неодушевленности - только имени существительному
4 критерий изменяемость/неизменяемость: для изменяемых частей речи - характер форм изменения (склонение, спряжение и пр.).
Результатами освоения программы русского языка учениками начальной школы являются личностные, предметные и метапредметные результаты (табл. 2).
Три крупнейшие темы: существительное, прилагательное, глагол - представлены в каждом из 1-1У классов (табл. 3):
В разграничении, в различении частей речи школьники руководствуются следующими критериями (табл. 4):
Глубина теоретического подхода в изучении частей речи определяется введением в орбиту овладения таких наиболее гибких выразительных категорий, форм, как виды глаголов, отвлеченные (абстрактные) существительные, степени сравнения прилагательных (в программах углубленного изучения).
Библиографический список
На наш взгляд, наиболее эффективно формируются УУД у младших школьников при обучении на основе УМК «Перспектива», который положительно зарекомендовал себя в образовательной практике России.
УМК «Перспектива» сформирован таким образом, что все темы уроков представлены в отдельных блоках знаний, таких как «Речевые умения», «Грамматические умения», и «Орфографические умения». В целом, все темы и упражнения УМК «Перспектива», изучаемые на уроках русского языка, включают в себя механизмы восприятия, способствующие формированию различных видов универсальных учебных действий у младших школьников средствами русского языка.
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. Под редакцией А.Г. Асмолова. Москва, 2008.
2. Беркалиев Т.Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы. Санкт-Петербург, 2007.
3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Москва, 1998.
4. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Москва, 1993.
References
1. Asmolov A.G., Burmenskaya G.V., Volodarskaya I.A. i dr. Kakproektirovat'universal'nye uchebnye dejstviya vnachal'nojshkole: ot dejstviya k mysli: posobie dlya uchitelya. Pod redakciej A.G. Asmolova. Moskva, 2008.
2. Berkaliev T.N. Razvitie obrazovaniya: opyt reform i ocenki progressa shkoly. Sankt-Peterburg, 2007.
3. Klyueva N.V., Kasatkina Yu.V. Uchim detejobscheniyu. Moskva, 1998.
4. Cukerman G.A. Vidy obscheniya v obuchenii. Moskva, 1993.
Статья поступила в редакцию 05.08.17
УДК 378
Govorova A.A., teacher, Okhta Center of Aesthetic Education, Music classes for the blind and visually impaired children; postgraduate, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected] Voronov A.M., senior methodologist, Educational-Methodical Laboratory "Musical and Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
INCLUSIVE MUSIC EDUCATION: THE ROLE OF MUSICAL COMPUTER TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF TEACHING MUSIC TO PEOPLE WITH VISUAL IMPAIRMENT. The use of modern information technologies contributes to significant empowerment in the field of obtaining and processing information. The use of a multimedia computer plays a significant role in the implementation of inclusive pedagogical process, helping to identify new prospects for personal growth and professional development in people with disabilities. In particular, the musical computer technologies have significantly expanded the possibility of receiving musical education of different categories by students with disabilities. The article analyzes the existing problems and prospects for the use of musical computer technologies in inclusive education for people with disabilities, as well as consideration of a number of organizational and methodological areas that require solutions in close future.
Key words: inclusive education, musical computer technologies, people with visual impairment, music education, music computer.
А.А. Говорова, преп. Охтинского центра эстетического воспитания, Музыкальные классы для слепых и слабовидящих детей, аспирант Российского государственного педагогического университета им. А.И. Гзрцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
А.М. Воронов, ст. методист учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии», Российский государственный педагогический университет им. А.И. Гзрцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ИНКЛЮЗИВНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ
ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПО ЗРЕНИЮ
В настоящее время использование современных информационных технологий способствует существенному расширению возможностей в области получения и обработки информации. Применение мультимедийного компьютера играет значительную роль в реализации инклюзивного педагогического процесса, помогая выявить новые перспективы личностного роста и профессионального развития у людей с ограниченными возможностями здоровья. В частности, с появлением музыкально-компьютерных технологий значительно расширились возможности получения музыкального образования различными категориями учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья. Статья посвящена анализу существующих проблем и перспектив использования музыкально-компьютерных технологий в инклюзивном образовании людей с ограниченными возможностями здоровья по зрению, а также рассмотрению ряда вопросов организационного и методического направления, требующих решения в ближайшее время.
Ключевые слова: инклюзивное образование, музыкально-компьютерные технологии, люди с нарушением зрения, музыкальное образование, музыкальный компьютер.
В современном музыкальном образовании на различных его этапах огромную роль играют музыкально-компьютерные технологии (МКТ) [1; 2; 3], лежащие в основе реализации инклюзивного педагогического процесса, который в последнее время становится все более актуальным [4; 5; 6]. Применение инновационных технологий открывает перед людьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) широкие перспективы для осуществления и развития творческого потенциала, а также получения образования наравне с «обычными» людьми (без ОВЗ). Особое значение МКТ приобретают в обучении музыкантов с различной степенью нарушения зрения на всех ступенях образовательного процесса. При этом МКТ не только способствуют расширению творческого потенциала незрячих и слабовидящих музыкантов, но и значительно повышают их коммуникативные возможности, являясь связующим звеном для осуществления контактов с «внешним миром» и адаптации в современной социальной сфере.
Применение МКТ позволяет сделать учебный процесс более интересным и плодотворным, поскольку появляются колоссальные возможности для эффективного освоения разнообразного по содержанию и способам представления учебного материала. Открывается доступ к обмену данными, приему и передаче разного рода информации в электронном виде. В результате в обучении людей с глубокими нарушениями зрения наблюдается положительная динамика, которая проявляется в освоении необходимых знаний и практических навыков за более короткий срок. Кроме того, использование мультимедийного компьютера (или музыкального компьютера - МК [7; 8; 9]) содействует реализации индивидуального подхода, поскольку незрячие музыканты могут самостоятельно регулировать параметры обучения: устанавливать скорость освоения, объем и степень сложности материала и
многое другое. Применение МКТ также стимулирует студентов с ОВЗ по зрению и повышает у них мотивацию к освоению тех или иных музыкальных дисциплин, при этом неудачи не смущают, а, напротив, возникает желание их преодолеть.
Посредством МКТ незрячие музыканты могут записывать и прослушивать на МК собственное исполнение музыкального произведения, выявляя и исправляя ошибки. Расширяются возможности для написания музыкальных композиций, создания аранжировок, звуковых картин и фонограмм. При работе со звуком становится доступным воспроизведение той или иной мелодии на различных музыкальных инструментах, транспонирование, изменение темпа, что позволяет представить и выбрать наиболее оптимальный вариант звучания. При помощи различных аудио-эффектов и подключения необходимых плагинов можно записывать и обрабатывать как инструментальный, так и вокальный материал, создавая желаемую акустическую атмосферу, например, ощущение концертного зала или выступления на большой сцене. Кроме того, представляется немаловажным, что можно, находясь у себя дома, через Интернет войти в контакт с более опытными музыкантами, которые расскажут и помогут освоить необходимое профессиональное программное обеспечение.
Вместе с тем следует отметить, что существует ряд проблем, затрудняющих освоение незрячими мКт в полной мере.
В первую очередь, речь идет о графическом интерфейсе, на котором построена каждая современная музыкальная программа. Это значительно осложняет невизуальный доступ. Пункты меню и программные опции представлены в виде графических изображений, что является очень удобным для визуального восприятия. Пользователи с хорошим зрением могут без труда найти на экране компьютера нужный элемент и при помощи мыши