Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3072
431
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ПЕДАГОГ / МЕТОД АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Желвакова Екатерина Сергеевна

В статье дана характеристика дидактической игры, представлены особенности применения данного метода обучения в работе педагога с младшими школьниками. Описаны этапы проведения дидактических игр, а также профессиональные качества педагога, необходимые для внедрения метода в педагогическую практику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»



I

SCIENCE TIME

I

МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Желвакова Екатерина Сергеевна, Кубанский государственный университет, г. Краснодар

E-mail: polinabondareva2000@mail.ru

Аннотация. В статье дана характеристика дидактической игры, представлены особенности применения данного метода обучения в работе педагога с младшими школьниками. Описаны этапы проведения дидактических игр, а также профессиональные качества педагога, необходимые для внедрения метода в педагогическую практику.

Ключевые слова: дидактическая игра, младшие школьники, педагог, метод активного обучения.

Переход на этап младшего школьного возраста связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся отношения ребёнка с окружающими. Новая социальная ситуация вводит ребёнка в строго нормированный мир отношений и требует от него строгой организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а также за умственное развитие. Младший школьник находится на этапе активного включения в учебную деятельность, поэтому так важно в этот момент усилить его познавательный интерес. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости.

Младший школьный возраст имеет свои особенности. Это, как определил Н.С. Лейтес «период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются». А так как обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка входить

1 SCIENCE TIME 1

в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то оно отвечает возрастным особенностям младшего школьника. Особенно широко дидактические игры используются на уроках при обучении детей младшего школьного возраста, поскольку ведущей деятельностью детей до поступления была игра, а с поступлением в школу происходит постепенная смена ведущей деятельности на учебную. Необходимо также отметить, что в условиях применения дидактических игр переход от одной ведущей деятельности к другой происходит менее болезненно, так как игровые формы обучения вызывают большой интерес у детей.

Проведение дидактических игр включает несколько этапов.

1. Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей).

2. Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил.

3. Непосредственные игровые действия.

4. Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра.

5. Подведение и анализ итогов игры.

Для младшего школьного возраста учение - новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между «внешним миром знания» и психикой ребёнка. Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности, постоянно внушаемое уважение к премудростям школьной жизни, что мешает свободному освоению знаний.

Основным типом дидактических игр, используемых при начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжённость, которое возникает в период адаптации ребёнка к школьному режиму.

Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр с детьми младшего школьного возраста.

1. Во время игры учитель должен создавать в классе атмосферу доверия, уверенности обучающихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность учителя, поощрение и одобрение действий обучающихся

2. Любая игра, предлагаемая учителем, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она требуется.

3. Учитель должен быть очень внимательным к тому, насколько обучающиеся подготовлены к игре, особенно к творческим играм, где им представляется большая самостоятельность.

4. Следует обратить внимание на состав команд для игры. Они подбираются так, чтобы в каждой были участники разного уровня и при этом, был свой лидер.

1 SCIENCE TIME 1

В процессе проведения дидактических игр учитель должен постепенно воспитывать ведущих из числа лидеров или предлагать роль ведущего поочерёдно разным обучающимся. Обучающийся начальной школы мыслит наглядно-образно, поэтому необходимо при применении дидактических игр использовать наглядность: карточки, видео, игрушки. В игре детям следует предоставлять большую самостоятельность, в то же время на них нельзя возлагать и большую ответственность. Важно, чтобы ребята сами следили за выполнением правил, чтобы каждый участник игры чувствовал ответственность перед коллективом.

Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, то есть основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов. По результатам психологических исследований можно выделить следующие профессионально важные качества учителя в отношении игровой деятельности детей:

- умение наблюдать игру, анализировать её, оценивать уровень развития игровой деятельности; планировать приемы, направленные на её развитие;

- обогащать впечатления детей с целью развития их игр;

- обращать внимание детей на такие впечатления их жизни, которые могут послужить сюжетом хорошей игры;

- уметь организовывать начало игры;

- широко использовать косвенные методы руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка, его опыт, проблемные игровые ситуации (вопросы, советы, напоминания) и др.;

- создавать благоприятные условия для перехода игры на более высокий уровень;

- уметь самому включаться в игру на главных или второстепенных ролях, устанавливать игровые отношения с детьми;

- уметь обучать игре прямыми способами (показ, объяснения);

- регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты, возникающие в процессе игры, давать яркие игровые роли детям с низким социометрическим статусом, включать в игровую деятельность застенчивых, неуверенных, малоактивных детей;

- предлагать с целью развития игры новые роли, игровые ситуации, игровые действия;

- учить детей обсуждать игру и оценить её.

Сложность руководства игрой связана с тем, что она является свободной деятельностью детей. Важно сохранить эту свободу и непринужденность. Продуктивное общение учителя с детьми в условия игры возникает чаще всего в случае принятия взрослым на себя одной из ролей, обращение к детям через свою роль.

1 SCIENCE TIME 1

Дидактические игры кратковременны и обычно занимают 10-20 минут. Важно, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче. Особенно важно следить за этим в коллективных играх. Нельзя допустить, чтобы решением задачи был занят один ребёнок, а другие бездействовали: при таком развороте событий обучающиеся быстро утомляются от пассивного ожидания и теряют нить урока.

Дидактическая игра - отличный способ проявления индивидуального подхода. У учителя появляется возможность обратить внимание при выборе задания на индивидуальные особенности каждого ребёнка: одному дать задание надо легче, другому - труднее, одному стоит задать наводящий вопрос, а от другого потребовать вполне самостоятельного решения. У учителя появляется возможность создать такие условия, в которых ребенок сможет впервые попробовать ту или иную деятельности, а иногда проявить свои таланы. Учителю важно подмечать в процессе проведения дидактических игр задатки и интересы каждого ребенка в классе, применяя полученные результаты в своей дальнейшей учебной и воспитательной работе. Стоит отметить, что приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев, не следует, так как в будущем им предстоит переход к более классическим методам обучения. Необходим последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является лишь небольшим элементом. Однако учителю при организации дидактической игры каждого вида необходимо помнить об общей схеме развития педагогического процесса (наличие обязательных смысловых компонентов: мотивационного, целевого, контрольно-коррекционного, диагностического и др.). Кроме того, нужно помнить, что результативность дидактических игр, как отмечает Т.П. Сальникова, зависит от:

- систематического использования и целенаправленного построения игровых программ;

- сочетания их с обычными упражнениями.

Поэтому применение дидактических игр на уроках должно быть подчинено определенной логике и выстроено в систему.

Также в независимости от вида используемой дидактической игры ее применение на уроке в начальной школе позволяет делать следующее:

1. Формировать мотивацию на обучение.

2. Оценивать изначальный уровень подготовленности обучающихся.

3. Определять степень владения материалом и умение переводить его из пассивного состояния (знания) в активное - выполнение практических действий.

4. Получать обучающимся собственный опыт учебно-игровой деятельности, отработать имеющиеся и них умения.

5. Развивать умение анализировать, прогнозировать, делать выводы.

Из понимания значения познавательных игр вытекают следующие требования к ним:

Каждая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.

1 SCIENCE TIME 1

В игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. А.С. Макаренко отмечал: «Игра без усилия, игра без активной деятельности -плохая игра».

Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи. Таким образом, игра направлена на развитие обще-учебных умений и навыков; психического развития и самореализации состояния. Игра способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе, преодолению личностных комплексов; нерешительности, застенчивости. Не менее важным является то, что игра является упражнением по формированию самостоятельности, инициативности, коммуникативного общения, она создает равные условия в деятельности, речевом партнерстве, разрушает барьер между учителем и обучающимся.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что дидактическая игра - необходимый элемент в процессе обучения младших школьников. Дидактическая игра помогает учителю сделать процесс обучения более разнообразным и интересным для учеников. Ведь игра способна разрешить некоторые проблемы школьного преподавания, такие как: однообразие процесса обучения и не заинтересованность обучения для ребенка. Ее применение позволяет учитывать возрастные особенности младших школьников и вести преподавательскую деятельность в русле ФГОС.

Литература:

1. Бермус А.Г. Практическая педагогика: учебное пособие. - М.: Юрайт, 2020. - 128 с.

2. Образцов П.И. Основы профессиональной дидактики: учебное пособие для вузов / П.И. Образцов. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 230 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-07767-4.

3. Пономарев П.А. Основы психологии и педагогики / П.А. Пономарев. -М.: Феникс, 2018.

4. Шерешик Н.Н. Психологические механизмы игры и особенности их функционирования в дидактических играх / Н.Н. Шерешик // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2017. - № 5-2. - С. 111-114

5. Ситаров В.А. Теория обучения. Теория и практика: учебник для бакалавров. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 447 с. - ISBN 978-5-99163059-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.