Научная статья на тему 'Формирование познавательных универсальных учебных действий средствами игры'

Формирование познавательных универсальных учебных действий средствами игры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
962
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова О.В.

В статье раскрывается сущность игрового метода обучения. Выделяются психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. Автор рассматривает преимущества игрового метода обучения, его роль в развитии познавательной активности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование познавательных универсальных учебных действий средствами игры»

42 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

3. Education index [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hdr. undp.org/en/content/education-index.

4. Dittrich K. The beginnings of modern education in Korea, 1883-1910 // Paedagogica Historica. International Journal of the History of Education. - May

2014. - Vol. 50, Iss. 3.- P. 265-284.

5. Jung H., Pirog M.A., Lee S.K. The long-run labour market effects of expanding access to higher education in South Korea [Электронный ресурс] // Journal of International Development - Режим доступа: http://onlinelibrary.wi-ley. com/journal/10.1002/(I SSN)1099-1328/earlyview.

6. Park H. A study on the horizontal stratification of higher education in South Korea // Asia Pacific Education Review. - 2015. - Vol. 16, Iss. 1. - P. 63-78.

7. Lee J., Park D. Do American and Korean education systems converge? Tracking school reform policies and outcomes in Korea and the USA // Asia Pacific Education Review. - 8 May 2014.

8. Kim Y.Y. Negotiating Cultures and Identities: Education and Adaptation Among Young North Korean Settlers in South Korea [Электронный ресурс] // Journal of International Migration and Integration, First online. - 22 July 2015. -Р. 1-15. - Режим доступа: http://link.springer.com/journal/12134.

9. Семёнова П.Ю. Интернационализация образования в Южной Корее / П.Ю. Семёнова, К.Г. Кречетников // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. Материалы VIII междун. науч.-практ. конф. -Новосибирск: ЦРНС, 2015. - С. 137-141. - Режим доступа: http://elibrary.ru/ item.asp?id=24633175

10. Kwon S.K., Lee M., Shin D. Educational assessment in the Republic of Korea: lights and shadows of high-stake exam-based education system [Электронный ресурс] // Assessment in Education: Principles, Policy & Practice. -

2015. - Режим доступа: http://dx.doi.org/10.1080/0969594X.2015.1074540.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ

УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СРЕДСТВАМИ ИГРЫ

© Степанова О.В.*

Лицей № 57, г. Тольятти

В статье раскрывается сущность игрового метода обучения. Выделяются психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. Автор рассматривает преимущества игрового метода обучения, его роль в развитии познавательной активности учащихся.

Ключевые слова познавательные универсальные учебные действия, дидактическая игра, творческие способности, познавательный интерес.

Учитель начальных классов.

Педагогические науки

43

Начальная школа - фундамент образования каждого человека. Новое поколение - это граждане России, обладающие новым мышлением, мотивированные к инновационному поведению. Поэтому важно сформировать у младших школьников такую ключевую компетенцию, как «умение учиться». Важнейшей задачей современного начального образования является формирование универсальных учебных действий - совокупность способов действия обучающегося, то есть способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Развитие у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для формирования базовых компетенций личности, одна из актуальных задач современного образования. Формирование этих сложных психологических структур - залог успеха активной познавательной деятельности обучающихся, их творческой активности и интеллектуального роста. Наиболее эффективным средством включения ребёнка в процесс творчества на уроке является игровая деятельность.

Игра имеет историческую, а не биологическую природу. Такое понимание природы игры и закономерностей ее развития нашло отражение в исследованиях психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца и их последователей. Все они полагали, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых. Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни. Нужно приобщать детей к игре.

Игра имеет особое важное значение в жизни детей младшего школьного возраста. Шацкий С.А., высоко оценивая значение игры, писал: «Игра, эта жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства».

Эльконин Д.Б. даёт такое определение игры: «Человеческая игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности» [3, с. 341].

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом. Они используются в качестве одного из способов обучения

44 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

различным предметам в начальной школе, в том числе особое место данные игры занимают на уроках математики.

Существенный признак дидактической игры - устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности [2, с. 79]. Структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила.

Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможности проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой. Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Она выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся в освоении знаний или в их применении.

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру.

Психологи подчеркивают, что задачи всестороннего воспитания в игре успешно реализуются лишь при условии сформированности психологической основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде дошкольного детства и младшего школьного детства. Это обусловлено тем, что с развитием игры связаны существенные прогрессивные преобразования в психике ребенка, и прежде всего в его интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом для развития всех других сторон детской личности [1, с. 87].

Прогрессивное, развивающее значение игры состоит не только в реализации возможностей всестороннего развития детей, но и в том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению потребности в знаниях, развитию познавательного интереса.

Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.

В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда - стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.

К игре, как любой форме, предъявляются психологические требования: как и любая деятельность, игровая деятельность на уроке должна быть мо-

Педагогические науки

45

тивирована, а учащимся необходимо испытывать потребность в ней. Важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре.

Акшина Т.Б. выделяла следующие психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр.

1. Во время игры учитель должен создавать в классе атмосферу доверия, уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность учителя, поощрение и одобрение действий учащихся.

2. Любая игра, предлагаемая учителем, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она требуется.

3. Учитель должен быть очень внимательным к тому, насколько учащиеся подготовлены к игре, особенно к творческим играм, где учащимся представляется большая самостоятельность.

4. Следует обратить внимание на состав команд для игры. Они подбираются так, чтобы в каждой были участники разного уровня и при этом в каждой группе должен быть лидер.

Для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия учителю необходимо учитывать характер, темперамент, усидчивость, организованность, состояние здоровья каждого участника игры. Содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников; игра завершается получением результатов, представляющих ценность для них. Применяя игру как средство обучения, учителю важно быть уверенным в целесообразности её использования. Учебная игра выполняет несколько функций: обучающую, воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор); ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной учебной задачи); мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательных универсальных учебных действий.

Приведем примеры познавательных игр, которые применяют на практике учителя.

Игры-упражнения предполагают, что игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но всё же более индивидуализирована. Её используют при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе.

Пример: «Пятый лишний». Учащимся предлагается найти в данном наборе названий (растения одного семейства, животные отряда и др.) одно случайно попавшее в этот список.

Игра-поиск предлагается учащимся найти в рассказе, к примеру, растения семейства розоцветных, названия которых вперемежку с растениями

46 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

других семейств, встречаются по ходу рассказа учителя, или отыскать имена собственные в череде нарицательных. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.

К играм-соревнованиям можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе.

Особенность сюжетно-ролевых игр в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. Эго «Пресс-конференция», «Круглый стол» и др. Учащиеся могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, рыбоохраны, ученого-орнитолога, археолога, лингвиста, математика и др. Роли, которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся.

В познавательных играх-путешествиях учащиеся могут совершать «путешествия» на континенты, в различные географические пояса, климатические зоны и т.д. В игре могут сообщаться и новые для учащихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания. Игра - путешествие обычно проводится после изучения темы или нескольких тем раздела с целью выявления уровня знаний учащихся. За каждую «станцию» выставляются отметки.

Целью таких форм учебных занятий является: расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, развить индивидуальные склонности, дарования и способности учащихся, а самое главное, это возбуждение и удержание интереса школьников к учебному труду.

В процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживаниями, душевными волнениями, сочувствием, радостью, гневом, удивлением. К процессам внимания, запоминать, осмысливания в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивными и оттого более эффективными в смысле достигаемых целей.

Художественность, образность, яркость, занимательность, удивление, нравственные переживания вызывают эмоциональную приподнятость, которая в свою очередь возбуждает положительное отношение к учебной деятельности и служит первым шагом на пути к формированию познавательного интереса. Вместе с тем среди основных моментов, характеризующих интерес, было подчеркнуто не просто возбуждение эмоциональности, но и наличие у этих эмоций собственно познавательной стороны, которая проявляется в радости познания.

Педагогические науки

47

Познавательные универсальные учебные действия - это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Познавательные универсальные учебные действия педагоги изучают с разных сторон: как мотив учения, как устойчивую черту личности, как сильное средство обучения. Для того чтобы активизировать учебную деятельность школьника нужно систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательные универсальные учебные действия и как мотив, и как стойкую черту личности, и как мощное средство обучения.

Выделяют условия формирования познавательных универсальных учебных действий, а именно: максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся, ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся, положительный эмоциональный тонус учебного процесса, благоприятное общение в учебном процессе.

Таким образом, использование игровой деятельности в учебно-воспитательном процессе, позволяет сделать следующие выводы: игра активизирует познавательную деятельность учащихся; игра создает на уроке доброжелательную и жизнерадостную атмосферу; игра активизирует творческие способности учащихся, развивает воображение, память, мышление; игра помогает снять усталость; игра повышает интерес учащихся к изучаемому материалу. Применение дидактических игр на уроках математики способствует повышению активизации учащихся, то есть формированию познавательных универсальных учебных действий.

Список литературы:

1. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества / А.Г Асмолов // Вопросы образования. - 2008. - № 3. - С. 86.

2. Божович Л.И. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. - М., 2007. - С. 226.

3. Элъконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. -М., 1989. - С. 341.

ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ МНОГОКУЛЬТУРНОГО ОБЩЕСТВА

© Фахрутдинова Г.Ж.*

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань

В статье рассматривается сущность поликультурной компетентности педагога как условие профессиональной готовности будущего учителя

* Профессор кафедры Методологии обучения и воспитания, д.п.н., профессор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.