Научная статья на тему 'Игровые приемы как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка'

Игровые приемы как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2020
282
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА / ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ В ОБУЧЕНИИ ЯЗЫКУ / РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулумбегова Л. В.

В статье автором рассмотрены некоторые формы и методы активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка посредством игровых приемов. Описаны и определены условия, позволяющие активизировать познавательную деятельность младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Игровые приемы как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка»

УДК37

Кулумбегова Л.В.

к.п.н. старший преподаватель, Юго-Осетинский государственный университет им. А.А. Тибилова

г.Цхинвал. Южная Осетия caca2001@mail.ru

ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Аннотация

В статье автором рассмотрены некоторые формы и методы активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка посредством игровых приемов. Описаны и определены условия, позволяющие активизировать познавательную деятельность младших школьников.

Ключевые слова:

процесс активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка, игровые приемы в обучении языку, развитие речи учащихся начальной школы

В основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает, в том числеобеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего общего образования; разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося,обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности [8].

Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования должны обеспечивать: преемственность содержания и форм организации образовательного процесса, обеспечивающих реализацию основных образовательных программ дошкольного образования и начального общего образования; «учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся»[1, с. 83].Это значит, что должен быть методически грамотно продуман и организован переход от дошкольного возраста, где доминирующей деятельностью является игровая, к младшему школьному, где главная роль принадлежит учебной деятельности.

Изучение динамики психического развития младших школьников показывает, что в игре эффективно развиваются психические процессы учащихся, игровая деятельность является одним из целесообразных путей включения младших школьников в учебную деятельность.Большой объем информации, которую необходимо обработать в довольно короткий срок, требует смещения акцента в образовании с запоминания и воспроизведения блоков информации на умение оперировать информацией, что ни в коем случае не отменяет необходимости совершенствования памяти учащихся, но предполагает усовершенствование этой работы за счет использования игровой деятельности.

Данное направление в методике обучения языку является актуальным, так как обусловлено обновленными требованиями образовательного стандарта, большой практической значимостью познавательной деятельности в общей структуре учебной деятельности и возникающими на практике трудностями реализации данной задачи из-за ориентации процесса обучения в основном на усвоение учащимися большого объема учебного материала на репродуктивном уровне.

Большинство исследователей едины в том, что применение игровых приемов на уроках русского языка в начальной школе способствует активизации не только познавательной деятельности младших школьников, но и более качественному и прочному усвоению знаний [4, с. 126].

Ведущей в младшем школьном возрасте признана учебная деятельность, что связано с возрастными психофизиологическими особенностями детей и ростом определенных качественных показателей.

Осуществляя учебную деятельность, учащиеся выполняют учебные действия, и в ходе психологического процесса интериоризации внешние предметные действия превращаются во внутренние, когнитивные процессы.

Учебная деятельность не может быть не познавательной. Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Учебно-познавательная деятельность - это направленность учебной деятельности на реализацию познавательного интереса [5, с. 18]. Активизация познавательной деятельности учащихся без развития познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна.

Известно, что познавательные интересы, познавательная активность могут быть выражены у детей в различной степени. Поэтому задача учителя - повысить степень познавательного интереса, создать условия для активизации познавательной деятельности, сформировать положительное отношение к учению, выработать правильную мотивацию, самостоятельность и работоспособность учащихся.

По мнению Ульяновой Е.В.,«активизировать познавательную деятельность - значит, привести учащихся в состояние активности в обучении». Именно активность определяет степень «соприкосновения» учащихся с предметом их деятельности, готовность к выполнению учебных заданий [6, с. 18].Игровые приемы являются существенным средством активизации познавательной деятельности младших школьников, так как повышают мотивацию к обучению, способствуют осуществлению коммуникативно-деятельностного подхода в обучении и обеспечивают развитие речемыслительной деятельности учащихся.

Так, игровые приемы на уроках русского языка довольно разнообразны и имеют свои особенности, связанные со спецификой предмета. Их применение позволяет учащимся проявить самостоятельность в решении речевых задач, тренирует в творческом использовании речевых навыков, обеспечивает естественное многократное повторение языкового материала. Лексические игры способствуют расширению словарного запаса учеников, фонетические - корректируют произношение, орфографические - способствуют овладению правописанием.

В связи с этим игровые приемы целесообразно использовать в том или ином виде на каждом уроке русского языка в целях создания ситуации общения, благоприятно сказывающейся на повышении эффективности развития речи учащихся. Однако следует учитывать, что эффективность использования игровых приемов зависит от правильной организации учебного процесса учителем, в том числе от того, учтены ли психофизиологические и индивидуальные особенности младших школьников.Продемонстрируем некоторые виды работы на уроках русского языка с применением игровых форм обучения.

Тема 1. Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? «Хлопки»

Задание к игровому приему: если учитель называет слово, отвечающее на вопросы «кто?», «что?», учащиеся хлопают в ладоши 1 раз. Если учитель называет слово, отвечающее на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», учащиеся хлопают в ладоши 2 раза:

Мама, ласковая, сильный, ветер, солнце, спелое, хмурый, яблоко, желтое, день, моряк, ветреный, облачный, кораблик, белый, флаг, морской, берег, желтый, песок.

Следующий этап: к написанным на доске словам учащиеся подбирают подходящие по смыслу и форме слова. Если слово подобрано неверно, учащиеся хлопают в ладоши 1 раз, если верно - 2 раза.

Дерево (какое?) ...

Ветки (какие?) ...

Мох (какой?) ...

Тропинка (какая?) ...

Цветы (какие?)...

Данный игровой прием отрабатывает навык быстрого определения слов, отвечающих на вопросы «какой? какая? какое? какие?», углубляет внимание учащихся и позволяет дать учебный материал детям в удобной и простой форме.

Тема 2. Слова, отвечающие на вопросы: кто? что? какой? какая? какое? какие?

«Найди ошибку»

Последовательно называется ряд слов, обозначающих названия предметов, и допускается одна «ошибка». Учащиеся должны определить, какое слово лишнее и почему. С каким из предложенный в ряду слов можно составить словосочетание? Какие есть варианты?

1. Кукла, дом, море, тихий, ученик.

2. Карта, солнце, железная, дверь, моряк.

3. Девочка, мел, большие, карандаши, жаба.

4. Замок, тяжелый, петух, тарелка, вишня.

5. Белый, книга, окно, ворота, слон.

К словам, оставшимся в списке, учащиеся подбирают слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие? Используется фронтальная форма работы.Такое упражнение развивает умение выделять в речи слова, отвечающие на вопросы «кто? что? какой? какая? какое? какие?», составлять правильно словосочетания активизирует творческий потенциал учащихся.

Тема 3. Слова, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?

«Кто чем занят?»

На интерактивной доске в столбик записан список профессий. Учащимся предлагается каждому по очереди поработать на доске, записав как можно больше слов, отвечающих на вопросы «что делать? что сделать?», подходящих определенной профессии.

Профессии: учитель, дизайнер, строитель, повар, директор, переводчик, писатель, актер, водитель, конструктор, летчик, космонавт, балерина, продавец.

Какие еще профессии вам известны. Дополним наш список теми профессиями, которые назовете вы. Объясните, пожалуйста, что делают люди названных вами профессий. А чем бы вы хотели заниматься. Обоснуйте свой выбор профессии.

Данный вид работы имеет не только обучающее, но и большое воспитательное значение, помогает представить многообразие видов трудовой деятельности, специфику действий, которые требуются от определенной профессии. В игровой форме отрабатывается значительный объем материала по теме, что способствует более качественному и быстрому его усвоению.

Изучаемый в процессе игровой деятельности материал усваивается учащимися лучше и забывается медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась, так как в игре сочетается занимательность и позитивная активность самих учащихся.

Параметры познавательной активности учащихся имеют тенденцию к росту, так как снимается психологический барьер страха, неуверенности в собственных силах. Для младшего школьного возраста характерны непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы, естественность и легкость вовлечения в любую деятельность, особенно, в игровую. Важно помнить, что определение места и роли игровых приемов в учебном процессе, сочетания элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

Таким образом, применение игровых приемов на уроках русского языка в начальной школе способствует активизации не только познавательной деятельности младших школьников, но и более качественному и прочному усвоению знаний.

Список использованной литературы:

1. Анищенко А.М., Диденко С. Ю., Черкасов В. А. Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. - С. 82-83.

2. Блехер Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения в первом классе. - Москва «Просвещение», 2004. - 184 с.

3. Кокоева Н.В. Галустян А.Р.Дифференциация и индивидуализация процесса обучения с использованием

подводящих подвижных игр//«Современные технологии в образовании», Сборник научных статей,Выпуск XII, ЧастьИ. Изд-во: СОГПИ. Владикавказ 2012. 14-19стр.

4. Лаврова В. П., Пестерева С. Н. Развитие учебно-познавательной деятельности учащихся на внеклассных занятиях по технологии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». —2017.—Т. 11.— С. 125-127.

5. Педагогические таинства дидактических игр: Учебно-методическое пособие / В.М. Букатов.- Изд. 2-е, испр. и дополн. - М., 2003. - 152 с.

6. Степанова О.А., Рыдзе О.А. Дидактические игры на уроках в начальной школе: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.

7. Ульянова Е.В. Активизация интереса и познавательной деятельности на уроках русского языка через самостоятельные задания поискового и творческого характера // Русский язык в школе. - №5. - 2001. с.18.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы) Утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357. Учительская газета от 11 сентября 2012 года.

9. Явтушенко Т. В. Игра как средство обучения, воспитания и развития школьников\\статья\\ http://aneks.spb.ru (дата обращения: 11.01.2018).

© Кулумбегова Л.В.,2018

УДК37

Е.А. Левчук

магистрант ЧелГУ, г. Челябинск, РФ E-mail: Halisa.studio@yandex.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЛИЦЕЯ

Аннотация

В данной статье рассматриваются психолого-педагогические условия развития одарённых детей в образовательном пространстве лицея. В работе с одарёнными детьми педагоги лицея ставят цель - создание оптимальных педагогических условий для развития одарённых детей и их творческой самореализации. Анализируя психолого-педагогическую литературу по теме исследования, автор раскрывает технологии работы с одарёнными детьми.

Автор приходит к выводу, что для успешного обучения и развития детей с интеллектуальной и творческой одарённостью в условиях лицея необходимо постоянно совершенствовать данные условия.

Ключевые слова:

Условия, педагог, развитие, одарённость, технология, подход, лицей.

Одарённые дети - ценная часть нашего общества, один из его важнейших ресурсов. Одарённые дети представляют собой потенциал российского общества, от которого зависит, как будут развиваться наука, техника и культура в будущем.

Одарённые дети в лицее - это дети с высоким уровнем развития интеллектуальных, творческих и социально-личностных способностей, а также дети со скрытыми возможностями.

В психолого-педагогической литературе выделяются две важных направления процесса развития одарённых детей.

Первое направление - создание условий наиболее полной реализации способностей и интересов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.