15. Бузунов Р.В. Зависимость тяжести синдрома обструктивного апноэ во время сна от увеличения массы тела после возникновения у пациентов симптома храпа / Р.В. Бузунов, В.А. Ерошина // Терапевт. архив. - 2004. - №3. - С.59-62.
УДК 378
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Королева Наталья Михайловна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков Курский государственный университет г. Курск, Россия [email protected]
Статья посвящена рассмотрению и анализу различных подходов к классификации игр, характеристике младшего школьного возраста, целесообразности применения игровой деятельности в обучении младших школьников иностранному языку, а также ряду рекомендаций по организации игровой деятельности на уроках в младшей школе.
Ключевые слова: игровая деятельность; игра; младший школьник; формирование культуры общения; педагогический процесс; мотивация; соревнование.
THE USAGE OF GAME ACTIVITY AT THE LESSONS OF A FOREIGN LANGUAGE IN PRIMARY SCHOOL
Koroleva Natalya,
candidate for Education sciences, associate professor at department for theory of teaching foreign languages Kursk State University, Kursk, Russia [email protected]
The article is devoted to considering and analyzing different approaches to the classification of games, characteristic ofprimary school, efficiency of game activity in teaching foreign languages to primary school pupils, some recommendations on arranging game activity at the lessons in primary school.
Keywords: game activity; game; primary school pupil; the formation of communication culture; teaching process; motivation; competition.
В настоящее время расширение международных контактов повлекло за собой повышение практического интереса к иностранным языкам. Знание иностранных языков сегодня - это не только признак культурного развития человека, но и условие его успешной деятельности в самых разных сферах жизни. Следствием этого в качестве приоритетной цели обучения иностранным языкам выступает
формирование у учащихся способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного общества.
Поиском эффективных путей для достижения этой цели занимаются многие методические школы. С нашей точки зрения, одним из наиболее эффективных средств овладения иностранным языком выступает игровая деятельность, особенно, когда речь идет о младших школьниках. Это связано с тем, что игра выполняет множество функций в процессе развития ребёнка, делает учебный процесс интересным и увлекательным, помогает усвоить увеличивающийся с каждым годом учебный материал и формирует необходимые компетенции.
Анализ научной литературы по проблеме (А.А. Деркач, П.И. Пидкасистый, М.Ф. Стронин, Д.Б. Эльконин и др.) позволяет сделать вывод о востребованности и пользе активных, игровых средств обучения на современном этапе в обучающем процессе.
Приходится, однако, констатировать, что в реальной практике преподавания игровые моменты часто носят непродуманный характер, лишены лингводи-дактической подготовки, применяются в основном в качестве развлечения на уроке. Такой подход лишает использование игры методической значимости.
Поэтому из числа различных способов обучения иностранным языкам предпочтение отдается тем, которые обладают развивающим потенциалом: будят мысль, оттачивают средства и выражения, обогащают чувства, образные представления, совершенствуют общую культуру общения и социального поведения в целом [Колкер 2000]. Для нас таким средством является игровая деятельность.
Начальная школа - наиболее ответственный период в жизни человека. Именно в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, происходит переход от игровой деятельности к учебной. При этом игра сохраняет свою ведущую роль. Дети продолжают играть до 10-12 лет. Следовательно, возможность опоры на игровую деятельность позволяет обеспечить естественную мотивацию речи на иностранном языке, сделать интересными и осмысленными даже самые элементарные высказывания. Игра в обучении иностранному языку не противоречит учебной деятельности, а органически связана с ней и позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать в соответствии с ней, умение контролировать и оценивать свои действия и действия других детей.
Дети младшего школьного возраста любознательны и при восприятии склонны обращать внимание на яркий, интересный материал, который вызывает эмоциональный отклик. Однако их внимание отличается неустойчивостью. Дети не воспринимают длительных (более 2-5 минут) монологических объяснений учителя, поэтому любое объяснение нужно строить в игровой форме. Применение игровых моментов позволяет создать условия для произвольного усвоения детьми всех языковых средств (лексики и речевых образцов) в процессе увлекательного взаимодействия детей друг с другом.
Наиболее приемлемым для нас является определение, данное А.А. Дерка-чом, «учебной называется игра, используемая в учебном процессе в качестве задания, содержащая учебную проблему (проблемную ситуацию), решение которой обеспечит достижение определенной учебной цели» [Деркач 1991:127].
Из определения понятия игры отечественными педагогами и психологами (Эльконин Д.Б., Ушинский К.Д. и т.д.) можно выделить ряд общих положений:
1. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов.
2. Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, которая помогает осознать и изучить окружающий мир, открыть широкий простор для личного творчества, активности и самовыражения.
3. Игра - первая ступень деятельности ребенка, изначальная школа его поведения, меняющая свои цели по мере взросления учащихся.
4. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют.
5. Игра - главная сфера общения детей; в ней приобретается опыт взаимоотношений людей.
Игра - мощный стимул к овладению иностранным языком и эффективный прием в арсенале преподавателя иностранного языка. Использование игры и умение создавать речевые ситуации вызывают у учащихся готовность, желание играть и общаться, дают учащимся возможность не только выразить себя, действовать, но и возможность переживать и сопереживать. Игра в процессе обучения воспитывает культуру общения и формирует умение работать в коллективе. Все это определяет функции игры как средства психологического, социально-психологического и педагогического воздействия на личность.
Социально-психологическое воздействие игры обнаруживает себя в преодолении боязни говорения (общения) на иностранном (и родном) языке и в формировании культуры общения, в частности культуры ведения диалога.
Место и роль игровой деятельности в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. Рассмотрим некоторые из них.
Г. К. Селевко предлагает классифицировать игры по нескольким принципам:
1. По характеру педагогического процесса:
- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.
2. По характеру игровой методики, типология которой достаточно широка, важнейшие из применяемых типов это:
- предметные; сюжетные; ролевые; деловые; имитационные; игры-драматизации [Селевко 1998].
М.Ф. Стронин выделяет два вида игр:
1) подготовительные: грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры, способствующие формированию речевых навыков;
2) творческие игры, цель которых заключается в дальнейшем развитии речевых навыков и умений [Стронин 1984].
Игры подразделяются так же на:
1) коммуникативные: игра на догадку, подбор пар, поисковые, соответствие, сбор информации, ролевые игры, комбинированные;
2) лингвистические: направленные на изучение поведения носителя языка, их традиции, знакомство с продуктами культуры, раскрытие культурных ценностей разных народов.
А.А. Деркач, классифицируя игры, используемые при обучении иностранному языку, опирается на те цели, задачи и формы проведения, степени сложности, по которым можно характеризовать игры [Деркач 1991].
1) по количественному составу участников игры подразделяются на: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные;
2) по характеру и форме проведения выделяют игры: предметные, подвижные с вербальным компонентом, сюжетные или ситуационные, ролевые, игры-соревнования, интеллектуальные (тесты, ребусы, кроссворды, чайнворды и др.), взаимодействия (коммуникативные), комплексные и др.;
3) по способу организации игры бывают: компьютерные, письменные, на досках и др.;
4) по степени сложности выполняемых действий различают: простые и сложные игры, моноситуационные, полиситуационные;
5) по уровню сложности: на узнавание, репродуктивные, творческие;
6) по длительности проведения: не продолжительные и продолжительные;
7) по цели и содержанию: языковые, речевые, для общения;
8) по типу задач: оперативные, тактические, стратегические.
Если рассматривать игру с точки зрения целевых ориентаций, то в этом случае игры можно разделить на [Колесникова 1990]:
1. Обучающие, которые используют для расширения кругозора и познавательной деятельности, в ходе их выполнения развиваются общеучебные умения и навыки, а также трудовые навыки.
2. Воспитывающие, которые воспитывают самостоятельность, сотрудничество, коллективизм, общительность и коммуникативность, нравственные, эстетические и мировоззренческие установки.
3. Развивающие, которые развивают мотивацию учебной деятельности, внимание, память, речь, мышление, воображение, фантазию, творческие способности, эмпатию, рефлексию, умение сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальные решения.
4. Социализирующие, приобщающие к нормам и ценностям общества, адаптирующие к условиям определенной среды, обучающие общению. По определению Л.С. Выготского: "Игра - пространство внутренней социализации ребенка, средство усвоения социальных установок" [Выготский 1996: 65].
Следует учитывать также и то, что любая игра в учебном процессе - методический приём, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Внедрение этого приёма в учебный процесс способствует достижению целей: обучения диалогической речи и расширенному монологическому высказыванию, активизации речемыслительной деятельности школьников, формированию у них навыков и умений выражения мысли, образованию и воспитанию учащихся средствами иностранного языка.
И.Л. Шолпо выделяет такие качества обучающей игры:
- игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание, её следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения;
- игра должна быть принята всей группой;
- она непременно должна проводиться в доброжелательной, творческой атмосфере;
- игра должна вызывать у школьников чувство удовлетворения, радости.
- игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый языковой материал [Шолпо 1999].
Еще одним важным требованием при проведении различного рода игр является использование всевозможной наглядности. Не стоит забывать и о том, что, обсуждая проведенную игру, оценивая участие в ней школьников, следует проявить тактичность, особенно при оценке результатов игры. Отрицательная оценка деятельности её участников неизбежно приведет к снижению активности.
Важно рассмотреть принципы организации игровой деятельности, сформулированные П.И. Пидкасистым и Ж.С. Хайдаровым. Авторы обозначили достаточно обширный перечень принципов игры наиболее значимых и актуальных для учителей иностранного языка, работающих в начальных классах:
- активность - основой принцип игровой деятельности, выражающий активное проявление физических, интеллектуальных сил, начиная с подготовки к игре, в процессе и в ходе обсуждения ее результатов;
- открытость и доступность игры означает свободное участие желающих, и любая игра должна быть проста и понятна;
- динамичность выражает значение и влияние фактора времени в игре. Продолжительность игры значима для возраста детей и уровня их подготовленности;
- наглядность игры означает, что все игровые действия должны быть открыты в реальных и ирреальных (кино, театр, компьютерные игры) проявлениях той или иной действительности, что значительно усиливает познавательный интерес;
- занимательность и эмоциональность игры отражают увлекательные, интересные проявления игровой деятельности, значительно усиливают познавательный интерес;
- принцип индивидуальности отражает сугубо личное отношение к игре, где развиваются личностные качества, и есть возможность для самовыражения и самоутверждения игрока;
- коллективность же отражает совместный характер взаимосвязанной и взаимозависимой игровой деятельности, способствует развитию товарищеских взаимоотношений, учит мыслить и действовать сообща;
- целеустремленность игрока отражает единство цели для игрока и его соперника; личные цели должны совпадать с общими целями команды;
- самодеятельностъ и самостоятельность игрока в игре — это один из главных принципов, имеет функцию управления выражающегося в соотношении между мерой самодеятельности и мерой самостоятельности;
- состязательность и соревнование в игре. Без соревнования нет игры. Дидактическая ценность этого принципа очевидна, т.к. побуждает к активной самостоятельной деятельности, мобилизует физические, интеллектуальные и душевные силы;
- результативность отражает осознание итогов игровых действий, как продуктивную творческую деятельность игрока и команды;
- достоверность и повторяемость игры проявляется в том, что почти все они имеют в своей основе реальные модели и роли. Это позволяет повторить прошлое и «приоткрыть» определенность будущего. Поэтому игра является мощнейшим средством прогнозирования;
- принцип проблемности в игре выражает логико-психологические закономерности мышления в интеллектуально-эмоциональной борьбе. информация для игры в самом простом виде отражает сильное душевное волнение игрока в ожидании успеха или поражения, и др. [Пидкасистый 1996].
Суммируя вышесказанное, можно предложить следующие рекомендации к проведению игр на уроке:
- четко выработать правила и критерии оценок (если это необходимо) перед проведением игры;
- заранее позаботиться о месте и атрибутах игры;
- решать в процессе игры и подготовки к ней воспитательные задачи;
- добровольность - основа игры;
- задать игровой сюжет, мотивирующий всех участников на достижение игровых целей;
- участие каждого: команда в целом и каждый игрок лично.
- обеспечить возможность самостоятельного активного действия для каждого игрока, таким образом, чтобы он мог принимать решения, выбирать варианты способов действия и т.д.
- результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; наличие риска неудачи;
- игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями;
- задания должны быть доступны каждому ученику (учет уровня участников игры; подбор заданий от легких до тех, выполнение которых требует значительных усилий);
- в игре не должно быть одного единственно возможного пути достижения цели.
Игровая деятельность позволяет воспроизводить реальность через игровые модели ситуаций, развивает фантазию, интеллект. В игре формируются способности общения с людьми и воздействия на окружающие объекты реальной действительности. Привлечение игры в процесс обучения есть действенный инструмент управления учебной деятельностью (деятельностью по овладению иноязычным общением), активизирующий мыслительную деятельность обучающихся, позволяющий сделать учебный процесс захватывающим и интересным.
Литература
1. Выготский Л.С. Психологическое значение игры // Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536с.
2. Деркач А.А. Педагогическая эвристика. Искусство овладения иностранными языками. - М., 1991.
3. Колесникова М.М. Игры на уроках английского языка. - Минск: Народная АСВЕТА, 1990.
4. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: Уч. пособие. - М.: РПА, 1996. - 269с.
5. Практическая методика обучения иностранному языку.// Под редакцией Колкер Я.М., Устиновой Е.С., Еналиевой Т.М. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М., 1998.
7. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. - М.: Просвещение, 1984. - 112с.
8. Шолпо И.Л. Как научить дошкольника говорить по-английски: Учебное пособие по методике преподавания английского языка для пед. вузов, колледжей и училищ. - СПб.: Специальная литература, 1999. - 152с.
УДК 316.6:159.923
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ
ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ И СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ИХ СЕМЕЙ
Косарева Ирина Владимировна, аспирант Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова г. Ярославль, Россия koska@xaker. т
В статье исследуется проблема социализации подростков под влиянием современных российских семей остается весьма. Обосновывается необходимость практического исследования влияния типа семей на процесс становления личности в подростковом возрасте обусловлено определением взаимосвязи между личностными качествами подростков и структурно-функциональными характеристиками их семей. Приводятся результаты эмпирического исследования.
Ключевые слова: общество; семья; социализация; подросток; дифференциация; качество; характеристики; исследование; критерий; методика; корреляция; коэффициент; шкала; анализ.