Научная статья на тему 'Теоретические основы формирования лингвистических знаний у младших школьников посредством дидактической игры'

Теоретические основы формирования лингвистических знаний у младших школьников посредством дидактической игры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1703
318
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / ЭЛЕМЕНТЫ УРОКА / ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / КОМПЕТЕНЦИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКА-ЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / DIDACTIC GAME / LINGUISTIC KNOWLEDGE / ELEMENTS OF THE LESSON / PROGRAM OF PRIMARY SCHOOL / COMPETENCIES / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / SPEECH DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жажева Дариет Долетчеривна, Жажева Саида Аслановна

В данной статье рассматривается значение дидактической игры в формировании лингвистических знаний у младших школьников. Дается научное понимание роли дидактической игры в обучении и психологического механизма её воздействия на формирование лингвистических знаний учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жажева Дариет Долетчеривна, Жажева Саида Аслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical bases of formation of linguistic knowledge in primary school children by means of educational games

This article discusses the importance of didactic games in the formation of linguistic knowledge in primary school children. The scientific understanding of the role of didactic games in training and psychological mechanism of its effect on the formation of linguistic knowledge of students has been given.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы формирования лингвистических знаний у младших школьников посредством дидактической игры»

УДК 373.3 ББК 74.204 Ж-42

Жажева Дариет Долетчеривна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики преподавания факультета педагогики и психологии Адыгейского государственного университета, т.: (8772) 593754;

Жажева Саида Аслановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики преподавания факультета педагогики и психологии Адыгейского государственного университета, т.: (8772) 593754.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

(рецензирована)

В данной статье рассматривается значение дидактической игры в формировании лингвистических знаний у младших школьников. Дается научное понимание роли дидактической игры в обучении и психологического механизма её воздействия на формирование лингвистических знаний учащихся.

Ключевые слова: дидактическая игра, лингвистические знания, элементы урока, программа начальной школы, компетенции, информационно-коммуника-ционные технологии, речевое развитие.

Zhazheva Dariet Doletcherievna, Candidate of Pedagogy, assistant professor of the Department of Russian Language and Methods of Teaching of the Faculty of Pedagogy and Psychology of Adyghe State University, tel.: (8772) 593754;

Zhazheva Saida Aslanovna, Candidate of Pedagogy, assistant professor of the Department of Russian Language and Methods of Teaching of the Faculty of Pedagogy and Psychology of Adyghe State University, tel.: (8772) 593754.

THEORETICAL BASES OF FORMATION OF LINGUISTIC KNOWLEDGE IN

PRIMARY SCHOOL CHILDREN BY MEANS OF EDUCATIONAL GAMES

(reviewed)

This article discusses the importance of didactic games in the formation of linguistic knowledge in primary school children. The scientific understanding of the role of didactic games in training and psychological mechanism of its effect on the formation of linguistic knowledge of students has been given.

Keywords: didactic game, linguistic knowledge, elements of the lesson, program of primary school, competencies, information and communication technologies, speech development.

Состояние и перспективы современного отечественного образования диктуют необходимость переосмысления имеющихся педагогических технологий и поиска новых стратегий развития. Методологической базой для реформаторских установок является, без сомнения, утверждаемая многими учеными-дидактами и идея компетентностного подхода к образовательно-воспитательному процессу. Компетентностная образовательная парадигма, пришедшая на смену знаниевой, гарантирует повышение качества образования и его результатов. Поэтому современный школьник должен обладать целым набором компетенций, которые обеспечат гармоническое соответствие теоретического и практического содержания образования.

Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

В процессе изучения русского языка обучающиеся получат возможность

реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств информационно-коммуникационные технологии) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий. Эта задача, специфическая для русского языка как учебного предмета, решается во взаимодействии с общеобразовательными задачами, направленными на формирование ученика как личности.

Структура начального курса русского языка такова, что на каждом году обучения во взаимосвязи идёт работа над всеми сторонами языка, т.е. изучаются (в элементарной форме) фонетика, лексика, грамматика и словообразование. Такое построение курса обусловлено необходимостью изучать язык как целостное явление, все стороны которого взаимодействуют между собой. Данный подход позволяет весь процесс обучения языку направить на решение глобальной задачи - развитие речи и формирование лингвистических знаний у учащихся.

Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности: интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.); познавательных (учебнопознавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением); организационных (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность).

Вопрос активизации деятельности учащихся в процессе изучения русского языка представляет сложную проблему, которая должна волновать и учёных-исследователей, и методистов, и учителей-практиков. Опыт показывает, что уроки русского языка для младших школьников относятся к числу нелюбимых школьных предметов. Деятельность учащихся на этих уроках часто носит однообразный воспроизводящий характер, значительная часть времени затрачивается на выполнение тренировочных упражнений. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Но пробудить у детей интерес и стремление к изучению русского языка все-таки можно, если систематически накапливать и вдумчиво отбирать увлекательный дидактический материал, способный привлечь внимание каждого ученика.

У детей младшего школьного возраста слабо развито абстрактное мышление. Их психика требует чего-то неожиданного, интересного. Осознание понятий рождается у них на основе конкретного материала. Если на уроке ребёнок не увидит ничего яркого и интересного, то интерес к предмету падает. А если это происходит от урока к уроку, то русский язык превращается в скучный, неинтересный предмет.

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках и во внеклассное время дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность один и тот же материал повторить разнообразными способами. Американский психолог Х. Шлоссберг пессимистически утверждает, что категория игровой деятельности настолько туманна, что является непосильной для современной науки, следует отметить, что для большинства научных концепций характерна трактовка игры как преимущественной детской, дошкольной особой «зоны» детской жизни.

Поддержать интерес ребёнка к учебе помогут яркие наглядные пособия, включение в процесс обучения игры. Учить, играя, - оспаривать эту заповедь не станет никто. Игра побуждает учащихся к игровым действиям, даёт возможность каждому ребёнку лучше представить разыгрываемую ситуацию. В игре дети учатся концентрировать свое внимание на игровых правилах и следить за их выполнением. Игра позволяет ребёнку заново пережить яркие впечатления и события. Играя, дети накапливают знания об окружающем мире, учатся самостоятельно принимать решения, проявляют оригинальность мысли. Таким образом, в процессе игры у детей повышается познавательный интерес и стремление получения знаний изучаемого предмета [ 1].

Чтобы умело использовать дидактические игры на уроках и внеклассных занятиях,

надо иметь ясное научное понимание роли дидактической игры в обучении и психологического механизма её воздействия на познавательную активность учащихся.

В самом термине «дидактическая игра» подчёркивается педагогическая направленность, отражается многообразие её применения. Дидактическую игру не надо путать с забавой, не следует считать её деятельностью, доставляющей удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы. Значительного эффекта учитель может достичь в случаях, когда учебная задача так сочетается с игровой, что ученик воспринимает ее именно как задачу, т.е. подходит к решению сознательно, но при этом все-таки играет.

Основными аспектами развития личности ребёнка в процессе использования дидактической игры можно назвать следующие:

1. В игре развивается мотивационно-потребностная сфера: возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают более важное значение для ребёнка, чем личные (соподчинение мотивов).

2. Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм: ребёнок,

принимая роль какого- либо персонажа, героя и т.п., учитывает особенности его поведения, его позицию. Это помогает в ориентировке во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознания и самооценки.

3. Развивается произвольность поведения: разыгрывая роль, ребёнок стремится приблизить её к эталону. Воспроизводя типичные ситуации взаимоотношения людей в социальном мире, ребёнок подчиняет свои собственные желания, импульсы и действует в соответствии с социальными образцами. Это помогает ребёнку постигать и учитывать нормы и правила поведения.

4. Развиваются умственные действия: формируется план представлений,

развиваются способности и творческие возможности ребёнка.

В современной школе большое внимание уделяется оптимальному сочетанию различных методов, приёмов и средств обучения, что позволяет более эффективно решать учебно-воспитательные задачи. Важным условием активизации познавательной деятельности младших школьников, развития их самостоятельности, мышления является игра. Именно игра, являясь ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, у школьников рассматривается уже как средство досуговой деятельности. Возрастной период от шести-семи до девяти лет является оптимальным переходным периодом деятельности от игры к учению, что очень важно учитывать при проведении уроков русского языка в школе.

Игра нас интересует как принцип поведения, а не как способ развлечься.

В игре, как и в межличностном общении, интересы направлены не на заданную цель, а на сам процесс. Игра - культурная норма, которая позволяет быть свободным, раскованным, иметь власть над реальностью, распоряжаться собой, преодолевать ролевую зависимость, стремление превзойти себя [3].

Игровые технологии позволяют создавать благоприятные условия для получения знаний по русскому языку, обеспечив при этом лёгкость усвоения материала, способ познания мира, формирующий высокоразвитую личность. Игра позволяет легко и непринужденно усвоить навыки владения языковым материалом и как деятельность способствует осмысленному применению полученных знаний и умений в собственной речевой практике. Язык - это духовная, нравственная и культурная ценность народа. Игра на уроке помогает привить детям любовь и интерес к русскому языку, осознать его национальное своеобразие. Овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения легче и интереснее происходит при использовании на уроке игровой деятельности. Только систематическое использование игровых приёмов на уроках русского языка помогает активизировать мыслительную познавательную деятельность младших школьников, позволяя учителю разнообразить урок, делать его ярким, эмоциональным [3].

Ценность занимательных дидактических игр состоит в том, что они способствуют снятию напряжения и страха и созданию положительного эмоционального настроя в ходе

урока.

Структурные составляющие дидактической игры: дидактическая задача, игровая задача, игровые действия, правила игры, результат.

Взяв во внимание структурные составляющие дидактической игры для привития любви детям к русскому языку, необходимо на уроках в системе использовать дидактические игры, направленные на развитие внимания, памяти, творческого воображения, развития речи. Все это способствует лучшему усвоению изучаемого материала в связи с основными функциями дидактической игры:

1) функцией формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребёнка к школьному режиму;

2) функцией формирования собственно учебной деятельности;

3) функцией формирования обще-учебных умений, навыков самостоятельной работы;

4) функцией формирования навыков самоконтроля и самооценки;

5) функцией формирования адекватных взаимоотношений и освоение социальных

ролей.

Эмоциональное состояние учителя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. Можете себе представить: учитель предлагает смешную

скороговорку и делает это с равнодушным выражением лица. В отличие от всех других методических приемов игра требует особого состояния от того, кто её проводит. В этом смысле играет не только ребёнок, но и взрослый; игра - средство диагностики. Ребёнок полностью раскрывается в игре.

Таким образом, учителю важно хорошо владеть методикой проведения игровых упражнений и игр, которые состоят в соблюдении определённого темпа, предоставлении детям относительно большей самостоятельности. Должна быть так же чётко поставлена цель игры, чтобы в результате получить определённые сведения по изучаемой теме. Уже объявление названия игры, загадочная интонация, понижение и усиление голоса создают у детей игровое настроение. Дидактическая игра может быть использована как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов и лингвистических знаний учащихся.

Таким образом, дидактическая игра - это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.

Дидактические игры позволяют: повысить степень вовлеченности учащихся в учебнотворческую деятельность; помочь учащимся проявить способности и активность (в особенности при их самостоятельной деятельности по подготовке конкурсных заданий и вопросов); создать условия стимулирования интеллектуального потенциала ученика; расширить кругозор, закрепить знания, в том числе по многим школьным предметам, развить находчивость, смекалку, пробудить интерес к различным областям науки, техники, искусства; повысить у многих учащихся уверенность в себе; научить каждого ученика отстаивать свою точку зрения; помочь раскрытию таланта; развить способность к толерантному общению, развить чувство товарищества и взаимовыручки; развить умение объективно оценивать свои силы и возможности, играющие важную роль в стимулировании интеллектуального роста школьника; некоторые задания могут носить профориентационный характер.

Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.

Важная роль занимательных дидактических игр состоит ещё и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.

Ребёнок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И

учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.

Литература:

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: кн. для учителя. М.: Просвещение, 2001. 144 с.

2. Ерофеева Т.Н. Образование и развитие младших школьников. М., 2010. 304 с.

3. Кушнерук Е.Н. Занимательность на уроках русского языка в начальных классах. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 200 с.

4. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности. К философским основам современной педагогики // Вопросы психологии. 1986. №4. С. 11-16.

References:

1. AnikeevaN.P. Education by the game: teacher’s book. M.: Education, 2001. 144p.

2. Erofeeva T.N. Education of junior schoolchildren. M., 2010. 304p.

3. Kushneruk E.N. The interest in the Russian language lessons in primary school. M.: UNITY -DANA, 2005. 200p.

4. Rubinstein S.L. The principle of creative self activity. To the philosophical foundations of modern pedagogy // Questions of psychology. 1986. № 4. P. 11-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.